Гефсиманский скит

Гефсиманский Черниговский Скит

Гефсиманский Черниговский Скит является подворьем Свято-Троицкой Сергиевой Лавры – ставропигиального мужского монастыря Русской Православной Церкви. Скит основан в 1844 г. наместником Свято-Троицкой Сергиевой Лавры прп. Антонием (Медведевым) при деятельном участии свт. Филарета (Дроздова). В 1847 г. при ските основано Пещерное отделение блаженным схимонахом Филиппом. Уединённая живописная местность привлекала монахов, жаждущих безмолвия, и скит вскоре стал местом тихого пристанища для более чем 400 монахов. После революции 1917 г. скит, как и большинство храмов и монастырей России, был закрыт. Монашеская жизнь вновь возродилась в скиту в 1990 г.

«Скит» (на коптском языке «шиет») – пространная равнина. Так называлась дикая песчанная местность в Египте, начало пустынножительства в которой положил прп. Макарий Египетский в IV в. Впоследствии этим же именем стали называть подобные уединённые места, устраиваемые при некоторых монастырях для искавших безмолвия и жаждущих более сторого подвижничества монахов. Гефсиманским скит назван в честь Иерусалимского сада, где погребена Богоматерь, а Черниговским – в честь Её чудотворной Черниговской иконы, прославившей скит в конце XIX века.

Теперь скит открыт для паломников, желающих поклониться его святыням, и всех, кто хочет узнать историю монастыря, увидеть его достопримечательности – пещерные храмы, монашеские кельи и святой источник. Помимо пещер скит известен уникальным архитектурным ансамблем храмов, построек и монастырских стен, сохранившихся доныне.

Переступая порог святой обители, следует помнить, что скит — особый дом молитвы, уединения от мира. Уважая святость места сего, следует знать и выполнять несложные правила: необходимо сохранять скромный и благопристойный вид. Мужчинам нужно быть в рубашках и брюках, женщинам — в юбках и с покрытыми головами. Женщины в брючных костюмах, джинсах или коротких юбках могут получить юбку при входе в храм.

Изучение строительной истории Черниговского скита после 1851 г. осложняется отсутствием с этого года в лаврском фонде РГАДА отчетности по скиту. Важнейшим источником служит «Дело о доставлении Владыке сведений об отношении Гефсиманского скита к Лавре и о скитских постройках, и о составлении правил управления скитом…» (1879). В названном деле содержится «Опись в хронологическом порядке» зданий Черниговского скита с 1850 г. и иллюстрирующий ее схематический «План Скитских пещер с находящимися в них строениями». План 1879 г. представляет Черниговский скит как вытянутый по оси запад-восток прямоугольный двор, ограниченный деревянной на каменных столбах оградой. По периметру двора расположены кельи, а в центре — верхняя надпещерная деревянная церковь во имя основателей Киево-Печерской лавры преп. Антония и Феодосия Печерских, и св. Василия Парийского, построенная в 1856-1857 гг. Иконографические источники 50-60-х годов XIX в. свидетельствуют об эклектичности ее архитектуры, характерной для своего времени. При строительстве верхней церкви была, по всей видимости, расширена находившаяся под ней нижняя пещерная церковь Архангела Михаила; при этом собственно сама пещерная церковь, т.е. бывшая средняя пещера Филиппушки, превратилась в алтарь, к которому с запада приращена обширная подземная же трапезная со сводчатым перекрытием. В последнем для освещения было устроено круглое отверстие, выходившее в трапезную верхней церкви.

Из зафиксированных на плане и в описи 1879 г. строений Черниговского скита до настоящего времени сохранился лишь каменный двухэтажный келейный корпус, составляющий почти всю южную сторону обители. На литографии 1865 г. этот корпус изображен одноэтажным с воротами в средней части, завершенными одноярусной колокольней с шатровым покрытием. Принимая во внимание то, что каменный корпус с колокольней не мог быть построен раньше надпещерной церкви, что в известных архивных документах нет сведений о строительстве в «пещерах» каменного корпуса в 1856-1860 гг., можно утверждать, что первый этаж существующего южного келейного корпуса, изображенный на вышеупомянутой литографии, был построен между 1861-1865 гг. Второй же этаж над ним был надстроен в 1870 г. Увеличение высоты южного корпуса в 1870 г. заставило увеличить и высоту колокольни над Святыми воротами в его средней части, что и осуществилось в 1874 г.: «В 1874 г. тщанием известного благотворителя обителей П.Г. Цурикова построена при пещерах новая высокая каменная колокольня, им же пожертвован для сей колокольни колокол в 260 пудов».

Постройка новой более высокой колокольни завершила второй этап в строительной истории Черниговского скита — 1857-1874 гг. В указанные годы четвероугольное расположение пустынек, сложившееся вокруг пещерной церкви 1851 г., было закреплено сооружением над ней верхней надпещерной деревянной церкви и южного келейного корпуса со Святыми воротами и колокольней. Низкие, вытянутые объемы верхней церкви и южного корпуса, оживленные часто поставленными арочными оконными и дверными проемами, шатровые завершения церкви, южного церковного крыльца и колокольни создавали определенное стилевое единство этих эклектичных по архитектуре сооружений.

Это стилевое единство позволяет говорить о сложении в 1857-1874 гг. целостного архитектурного ансамбля Черниговского скита. Композиционным центром сложившегося ансамбля служил объем верхней церкви; композиционную ось его, ориентированную по линии юг — север, определяли: вертикаль колокольни над южным келейным корпусом, шатровое завершение южного церковного крыльца и, наконец, глава самой верхней церкви.

Черниговский скит во второй период своей строительной истории имел вид правильного прямоугольника, вытянутого с востока на запад. К невысокой деревянной надпещерной церкви, располагавшейся в центре скитского двора, с севера примыкало братское кладбище, а с остальных трех сторон ее обступали братские келии. В 1857-1874 гг. окончательно определилась парадная сторона Черниговского скита — южная, обращенная в сторону Гефсиманского скита. Парадный характер этой стороне Черниговского скита придал, составлявший почти всю сторону, южный келейный корпус с колокольней и Святыми воротами. С южной стороны Черниговский скит изображен на всех известных лито- и фотографиях, с южной стороны подходили к скиту богомольцы из Троице-Сергиевой лавры.

В 1886 г. Учрежденный собор лавры принял решение о строительстве в Черниговском скиту нового каменного верхнего надпещерного храма взамен старого деревянного, который «по ветхости, тесноте и неудобству требует необходимой перестройки…» Основным источником сведений о строительстве нового храма служит «Дело о построении в пещерах Гефсиманского скита новаго каменнаго храма в честь чудотворной иконы Черниговския Божия Матери».

По представлению Собора лавры автором проекта и руководителем строительства был утвержден архитектор Н.В. Султанов. Этот выбор не случаен: с одной стороны, на рубеже XIX-XX вв. Н.В. Султанов являлся идеологом и одним из ведущих представителей «русского стиля» в отечественной архитектуре; с другой стороны, он был профессиональным инженером, что также учитывалось властями лавры. Как сторонник русского стиля Н.В. Султанов должен был придать эклектичной архитектуре ансамбля Черниговского скита соответствующую духу времени национальную окраску. Как талантливый инженер при строительстве Черниговского храма призван был решить две сложные технические задачи: во-первых, при заложении фундамента нового храма не повредить пещерную церковь, во-вторых, возводя новый храм, как можно дольше не разбирать старую надпещерную церковь. Сложность технических задач на два года удлинила процесс строительства: вместо предполагавшегося 1887 г. Черниговский храм был построен вчерне в 1889 г. Отделка же храма продолжалась с 1890 по 1897 гг., хотя освящение главного престола состоялось в 1893 г.

Представление о построенном в 1886-1897 гг. пятиглавом двухсветном храме во имя иконы Черниговской Богоматери дают иконографические источники и описание храма. Последнее приводится в уже упоминавшемся издании 1899 г., посвященном Гефсиманскому скиту и пещерам при нем. «По наружному своему виду храм во имя Черниговской иконы Божьей Матери очень красив. Он устроен в древнерусском стиле XVI века. В длину новый храм имеет от паперти до горнего места 18 сажен, в ширину с приделами 15 сажен, а в вышину с крестом около 20 сажен… Верх храма увенчан куполами в древневизантийском стиле; на среднем из них глава и крест вызолочены чрез огонь, а остальные увенчаны вызолоченными крестами и украшены такими же подзорами. На фронтоне храма находятся писанные по вызолоченному фону изображения святых». Приведенное описание построенного в конце XIX в. Черниговского храма свидетельствует о том, что задача, поставленная перед Н.В. Султановым как архитектором, при проектировании и строительстве храма была успешно выполнена: «русский стиль» архитектуры новопостроенного храма придал ансамблю зданий Черниговского скита более выразительный архитектурный облик. Эту особенность Черниговского храма отметил позднее член Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой лавры Ю.А. Олсуфьев, назвавший Черниговский храм чрезвычайно типичным и целостным выявлением понимания русского стиля в самом конце XIX столетия.

С инженерной точки зрения Черниговский храм уникален тем, что при его строительстве не только не пострадала, но и была расширена находившаяся под ним пещерная церковь, были сохранены окружающие эту церковь пещеры. Подробное описание пещерной церкви и пещер, находящихся под Черниговским храмом, также приводится автором упоминавшегося выше издания 1899 г. Значительный по размерам новый надпещерный храм дал толчок к расширению территории Черниговского скита и перестройке его зданий. Расширение территории и перестройка зданий скита начались сразу же после окончания постройки нового надпещерного храма вчерне. В 1889 г. вдоль западной ограды скита строится двухэтажный кирпичный трапезный корпус. В 1894 г. старая деревянная на каменных столбах ограда скита заменяется кирпичной с двадцатью башнями; при этом территория скита расширяется почти в два раза. В 1895 г. напротив восточного фасада храма, на линии новой ограды закладывается новая пятиярусная колокольня, почти не уступающая по высоте лаврской. В 1903 г. разбирается, как излишняя, старая колокольня над воротами южного корпуса 1874 г., материалы от которой используются при строительстве нового каменного келейного корпуса, заложенного в 1904 г. вдоль восточной ограды скита, напротив трапезного корпуса. За исключением трапезного корпуса 1889 г., автор которого неизвестен, все остальные вышеперечисленные здания были построены по проектам архитектора А.А. Латкова в «русском стиле». При этом архитектура оргады и колокольни оказалась настолько близка архитектуре надпещерного храма, что долгое время считалось, что и эти сооружения построены Н.В. Султановым. Благодаря стилевому единству здания конца XIX — начала XX вв. составили основу нового архитектурного ансамбля Черниговского скита, композиционным центром которого стал пятиглавый надпещерный храм, а высотной доминантой — величественная колокольня, поставленная по продольной оси храма.

Новый архитектурный ансамбль Черниговского скита, сложившийся на рубеже XIX-XX вв. и в два раза превышающий по площади старый ансамбль эклектичных зданий скита, в основном сохранился до настоящего времени. Строгая симметричность в расположении зданий, краснокирпичные фасады собора и колокольни, обилие зелени, тишина и малолюдность, все создает сильный контраст красочной и шумной Троице-Сергиевой лавре. В 1990 г. южная часть территории Черниговского скита, включая кладбище, колокольню, южный келейный корпус и келию о. Варнавы, была возвращена Троице-Сергиевой лавре. Таким образом, после почти 70-летнего перерыва в Черниговском скиту снова началось монашеское жительство.

Соборование

IMG_6683.jpgСоборование — таинство, в котором при помазании человека освященным елеем (маслом), призывается на него благодать Божия для исцеления от телесных и душевных болезней и отпущения ему забытых без злого умысла грехов.

Особой подготовки не требуется, но в течении максимум 3 дней до или после соборования нужно исповедаться и причаститься Святых Христовых Тайн.

IMG_5282.JPGМладенцев не соборуют, так как у них не может быть сознательно совершенных грехов. Детей соборуют с 7 лет — с того возраста, когда они самостоятельно могут исповедоваться.

Таинство соборования совершается ежедневно, кроме воскресных и церковных праздничных дней.

Таинство начинается в 12:00, но приходить в храм нужно заранее, примерно за полчаса, чтобы подать имена за иконную лавку.

Таинство Соборования НЕ ПЕРЕНОСИТСЯ на более поздний час из-за опоздавших.

Благоговейное отношение к Таинству не позволяет православному христианину опаздывать и присоединяться к соборующимся после его начала. Опоздавший нарушает закон не отдельного храма, священника или сотрудников церковной лавки, но Того, Кто установил сами Таинства.

Тщательная подготовка к Таинству включает в себя и распределение своего времени с тем, чтобы прибыть в скит заблаговременно и без суеты подать свои имена в церковную лавку.

Убедительная просьба рассчитывать график поездки исходя из актуальной дорожной ситуации, которая порой вынуждает терять до нескольких часов в пути из-за простоя в пробках.

Как добраться до скита указано в разделе контакты.

Спаси Господи за понимание!

Вход в храм возможен только при наличии средств индивидуальной защиты. Также требуется соблюдать социальную дистанцию.

Таинство Cоборования на второй седмице по Пасхе совершается со среды по субботу включительно (с 12 по 15 мая).

Таинство Cоборования на третьей седмице по Пасхе совершается с понедельника по пятницу включительно (с 17 по 21 мая).

Таинство Cоборования на четвертой седмице по Пасхе совершается с понедельника по субботу включительно (с 24 по 29 мая).

Таинство Cоборования на пятой седмице по Пасхе совершается в понедельник, вторник, среду, пятницу и субботу (31 мая, 1, 2, 4 и 5 июня).