Георгиевский собор в юрьеве польском

В 1152 г. Юрий Долгорукий основал новый княжеский город Юрьев-Польский (т.е. стоящим в полях) на еще необжитом месте, назвав его своим именем. Местоположение города было выгодным: к северу его окружали притоки Нерли, около города несла свои воды в Клязьму река Колокша. Здесь, прежде всего, была построена крепость и в ней белокаменная княжеская церковь Георгия.

В 1212 г. Юрьев стал центром небольшого удела, принадлежащего сыну Всеволода III – Святославу. В 1234 г. внук Юрия Долгорукого возвел здесь новый Георгиевский собор на месте «обветшавшей» церкви, построенной дедом. Собор был богато украшен резьбой и славился своей красотой даже через столетия. К сожалению, собор обрушился в середине XV в. и был «собран изнова» известным московским зодчим В.Д. Ермолиным в 1471 г., вероятно, с большими изменениями. В дальнейшем он претерпевал неоднократные переделки, и лишь в советские времена были снесены обстройки (колокольня, ризница, теплый придел), уродовавшие это прекрасное здание.

Изначально это был небольшой одноглавый четырехстолпный собор. Здание было очень стройным и живописным. Фасад был расчленен пилястрами на три доли по вертикали и аркатурно-колончатым поясом по горизонтали, как это характерно было для белокаменного зодчества конца XII-начала XIII в. Тяжеловесность современного храма – это результат его восстановления Ермолиным. Как показали раскопки, здесь в небольшом приделе у северной стены была усыпальница Святослава Всеволодовича (с 1991 г. его мощи хранятся в Свято-Покровском храме Юрьев-Польского).

Судя по оформлению уцелевшей с XIII в. северной стене, вся поверхность фасадов храма и все архитектурные детали были покрыты резьбой, в отличие даже от изысканно украшенного владимирского Дмитриевского собора. Сочетание коврового узора с горельефными фигурами святых, человеческих лиц, звериных морд и чудищ было очень сложным технически. Сначала на строительной площадке на отдельных камнях вытесывались горельефные изображения. Затем они вводились в кладку стены. И лишь по уже готовой стене делалась резьба коврового узора, который оплетал все горельефы и архитектурные детали. Эта работа требовала от резчиков безупречной точности и была возможна только на основании предварительного детального проекта размещения резных камней. Расчет показывает, что над резным убором храма работало две артели: одна (не менее 12 мастеров) резала горельефные фигуры, другая (до 20 человек) выполняла растительный орнамент. При этом за единством оформления декора просматривалась индивидуальная манера владимиро-суздальских мастеров.

Красота скульптурного убранства Георгиевского собора пленила В.Д. Ермолина, когда он восстанавливал храм после разрушения. Поэтому он сохранил все целые камни с рельефами и постарался подобрать их по сюжетам, насколько это было возможно. Вообще наличие сложных сюжетных композиций в украшении фасадов (например, Деисус, Богоматерь Оранта, «Распятие», «Вознесение», «Троица», «Преображение», «Семь спящих отроков эфесских», «Три отрока в пещи огненной», «Даниил во рву львином», «Вознесение Александра Македонского» и другие) тоже отличало Георгиевский собор от своих владимирских предшественников. Но роднил их все же лейтмотив величия и богохранимости Владимирской державы потомков Мономаха.

К сожалению, знаменитый резной белокаменный Георгиевский собор в Юрьев-Польском сегодня находится в состоянии, требующем серьезной реставрации для сохранения уникального памятника. Однако по ряду причин ранее он не попал в число особо охраняемых объектов, в отличие от Золотых Ворот, Успенского и Дмитриевского соборов, храма Покрова на Нерли и других древних памятников Владимирской области. Лишь в 2015 г. Министерством культуры РФ была произведена историко-культурная экспертиза, по результатам которой был подготовлен проект распоряжения об отнесении Георгиевского собора к особо ценным объектам культурного наследия. При положительном заключении Правительства РФ, можно будет рассчитывать на представление Георгиевского собора Юрьев-Польского для включения в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Святыня собора:

  • крест, высеченный святым благоверным князем Святославом Всеволодовичем, сыном Всеволода III Большое Гнездо и зятем преподобных князя Петра и княгини Февронии Муромских.

В. Королькова

Отзывы
Георгиевский собор в Юрьеве-Польском (Россия) — описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.
1/10
  • Свод над воротами, Георгиевский собор в Юрьеве-ПольскомСвод над воротами, Георгиевский собор в Юрьеве-Польском carlfbagge
  • Вход в Георгиевский собор в Юрьеве-ПольскомВход в Георгиевский собор в Юрьеве-Польском Heaven Ice Day
  • Барельефы, Георгиевский собор в Юрьеве-ПольскомБарельефы, Георгиевский собор в Юрьеве-Польском Heaven Ice Day
  • Изображение мифического существа, Георгиевский собор в Юрьеве-ПольскомИзображение мифического существа, Георгиевский собор в Юрьеве-Польском carlfbagge
  • Георгиевский собор в Юрьеве-ПольскомГеоргиевский собор в Юрьеве-Польском carlfbagge

Георгиевский собор, не считая Михайло-Архангельского монастыря, — главная достопримечательность Юрьева-Польского. Белокаменный храм был возведен здесь почти 800 лет назад внуком Юрия Долгорукого — князем Святославом Всеволодовичем. Если верить историкам, Георгиевский собор — последний храм (его основали в 1230 году), который успели возвести на Руси до татаро-монгольского нашествия.

Внутри Георгиевского собора туристов ждет главная святыня — Святославов крест.

В наши дни, несмотря на свой солидный возраст, Георгиевский собор в Юрьеве-Польском сохранился достаточно неплохо. Единственное, что нельзя оценить сегодня в полной мере, так это его уникальную резьбу. В 15 веке храм неожиданно стал разрушаться, при этом сильно пострадали стены, выполненные из резного камня. На реставрацию Георгиевского собора были направлены лучшие архитекторы из Москвы. Они спасли храм от разрушения, но, видимо, допустили погрешности в работе, и собор получился раза в два ниже, чем был. Помимо этого почти полностью была нарушена концепция резьбы на стенах.

Георгиевский собор

Теперь библейские сюжеты и изображения святых здесь можно увидеть лишь частично. «Прочесть» сохранившиеся религиозные сцены могут разве что искусствоведы. Обычным же туристам, пожалуй, остается только осматривать, пытаясь разгадать пазлы дошедшего наследия.

Внутри Георгиевского собора, как в музее: повсюду расставлены уцелевшие во время реставрации резные камни храма и других сооружений того же времени. Здесь же представлена сохранившаяся святыня — так называемый Святославов крест.За посещение Георгиевского собора с туристов взимается небольшая входная плата.

Для взрослых она составляет 50 RUB. Фото- и видеосъемка оплачивается отдельно.

Цены на странице указаны на март 2021 г.