Гиксосы в Египте

Public domain

Археологи нашли еще одно подтверждение того, что гиксосы, которые правили древним Египтом в 1650-1540 годах до нашей эры, не завоевывали страну, а мигрировали с востока. По-видимому, женщины гиксосов выходили замуж за знатных египтян, а их потомки постепенно вытеснили местную элиту. Исследователи пришли к такому выводу, проанализировав соотношение изотопов стронция в останках жителей Авариса, столицы гиксосов. Результаты исследования ученые представили на 88 ежегодной конференции Американского общества физической антропологии, которая прошла в Кливленде. Кратко о работе рассказывается на сайте Science News.

Гиксосами называют племена (возможно, семитского происхождения), которые появились на севере Египта в эпоху правления фараонов XIII династии, до 1650 года до нашей эры. О них известно мало, в основном из трудов историков, которые были написаны более чем через тысячу лет после их исчезновения, либо из редких сохранившихся источников эпохи борьбы египтян с гиксосами. Древние историки изображают гиксосов ордами, вторгшимися и захватившими часть страны. Они познакомили египтян с военными колесницами, принесли с собой новые виды мечей и кинжалов, металлические шлемы и новый тип щитов. Однако некоторые современные историки и археологи считают, что военного вторжения не было, а была мирная, или практически мирная миграция. Доказательств войны или сражений, которые происходили бы на территории Египта в тот период, очень мало. Приверженцы этой теории считают, что фараоны XIII династии были слабыми правителями и не смогли воспрепятствовать появлению большого количества переселенцев.

Гиксосы основали XV династию, которая правила в северной и центральной части страны. В это же время юг Египта оставался под управлением фараонов XVI-XVII династий. Последние фараоны XVII династии начали войну против гиксосов и около 1540 года выгнали последнего царя гиксосов из страны. После этого править страной стал Яхмос I, основавший XVIII династию.

Столицей государства гиксосов был город Аварис, находившийся в дельте Нила. Его населяли примерно с 1780-х до 1550-х годов, до момента, когда Яхмос I изгнал гиксосов из страны и разрушил их столицу. Сейчас на этом месте находится место Тель эль-Даба, где ведутся археологические работы. В Аварисе были найдены гробницы местной элиты, созданные в ханаанском стиле, в которых сохранились погребальные дары.

Археологи Кристина Стантис (Christina Stantis) и Холгер Щутковски (Holger Schutkowski) из Борнмутского университета предположили, что сначала в Египте с востока появились женщины, которые выходили замуж за знатных египтян, а их потомки постепенно вытеснили представителей местной элиты. Ученые проанализировали соотношение изотопов стронция и кислорода в останках 71 человека, похороненного в Аварисе. Примерно половина из них умерла до появления гиксосов в Египте, половина — во время их правления. По соотношению изотопов кислорода и стронция в зубах можно понять, из какой местности произошел человек. В качестве референтных данных ученые проанализировали соотношения изотопов в костях найденных в Тель эль-Даба животных, а также в раковинах и образцах местных пород.

Оказалось, что из 27 женщин, живших в Аварисе незадолго до появления гиксосов, 21 по происхождению была не из долины Нила, а из других мест. В то же время, практически все знатные мужчины, умершие примерно в это время, были местными уроженцами. Ученые считают, что их результаты подтверждают сценарий, по которому незадолго до начала миграции женщины гиксосов выходили замуж за представителей местной элиты.

Исследователи фиксировали «матримониальные» миграции женщин не только в Средиземноморье. Женщины, жившие в Европе в медном и бронзовом веках, тоже выходили замуж «за рубеж» и, возможно, способствовали распространению технологий и культуры.

Екатерина Русакова

4. Имена Царей-Гиксосов

1. 4. Имена Царей-Гиксосов «Монгольское» завоевание XIV века было (по нашей реконструкции) русско-турецким, поэтому в Египте и появились Авары и город Аварис.А само имя Гиксосов после этого начинает напоминать нам уже хорошо знакомых и много раз встречавшихся нам

Египетские цари Эпохи Гиксосов

5. Египетские цари Эпохи Гиксосов Бругш пишет: «В этом мраке, который окружает историю вторжения и владычества царей Гиксосов в Египет, один документ, относящийся к концу царствования иноземцев, бросает яркий свет на этот период времени» , с.246.В египетском папирусе,

Глава двадцать седьмая Яхмес изгоняет гиксосов

Глава двадцать седьмаяЯхмес изгоняет гиксосовВ Египте между 1570 и 1546 годами до н. э. правитель Фив побеждает гиксосовПосле того, как Секен-не-Ра из Фив пал в битве с гиксосами, трон занял его старший сын Камеc. Апепи I, живший дольше всех других царей гиксосов, все еще

Свидетельства реальности гиксосов. Миф или история?

Свидетельства реальности гиксосов. Миф или история?В иероглифических текстах нет упоминания о гиксосах. Скудные свидетельства об их владычестве содержатся в ряде египетских памятников и в трудах Манефона, которому принадлежит наиболее полный рассказ о них.Иосиф

Секреты военного искусства гиксосов

Секреты военного искусства гиксосовВернемся ко временам гиксосского завоевания. Каким образом племя кочевников могло так стремительно захватить Египет, пусть даже ослабленный внутренними неурядицами?Особенности культуры гиксосов до конца не выяснены. Им приписывали

Иго гиксосов. Иудеи в Египте

Иго гиксосов. Иудеи в ЕгиптеУже эпоха падения Среднего царства, завершившего XII династию, показала, что в Египте вновь наступают смутные времена. Фараоны XIII–XIV династий беспрестанно сменяют друг друга. Узурпаторы захватывают власть или пытаются ею завладеть.

Глава двадцать седьмаяЯхмес изгоняет гиксосовВ Египте между 1570 и 1546 годами до н. э. правитель Фив побеждает гиксосовПосле того, как Секенне-Ра из Фив пал в битве с гиксосами, трон занял его старший сын Камес. Апепи I, живший дольше всех других царей гиксосов, все еще

5. Изгнание Рудольфа Бургундского. — Интриги женщин в пользу возвышения Гуго. — Иоанн X заключает с ним договор. — Марозия выходит замуж за Гвидо Тусцийского. — Трудное положение Иоанна X. — Изгнание его брата Петра. — Революция в Риме. — Убийство Петра. — Падение и смерть

1.4. Имена царей-гиксосов

1.4. Имена царей-гиксосов»Монгольское» завоевание XIV века было, по нашей реконструкции, русско-тюркским, поэтому в африканском Египте и появились АВАРЫ и город АВАРИС. А само имя Гиксосов после этого начинает напоминать нам уже хорошо знакомых и много раз встречавшихся

5. Египетские цари эпохи гиксосов

5. Египетские цари эпохи гиксосовБругш пишет: «В этом МРАКЕ, который окружает ИСТОРИЮ ВТОРЖЕНИЯ И ВЛАДЫЧЕСТВА ЦАРЕЙ ГИКСОСОВ в Египет, один документ, относящийся к концу царствования ИНОЗЕМЦЕВ, бросает яркий свет на этот период времени» , с. 246.В египетском папирусе,

5. Изгнание торгующих из храма и изгнание лицемеров из мечети

5. Изгнание торгующих из храма и изгнание лицемеров из мечети»Изгнание лицемеров из мечети» – таково название одного из разделов в книге Ибн Хишама. Магомет, возмущенный лицемерием некоторых людей, издевающихся над исламом, повелел вывести их из храма (мечети) силой. Мы

2.8. Колдовство в ожидании гиксосов

2.8. Колдовство в ожидании гиксосовДолгое время отношения между Египтом и Библом оставались дружественными. Однако около 1700 года до нашей эры они впервые испортились. В Фивах, столице Среднего царства, прокляли жителей Библа. Прокляли в буквальном смысле слова.Египетские

Ямхад и объединение гиксосов

Ямхад и объединение гиксосовВ конце XIX в. до н. э. одна из племенных групп сирийских амореев создала крупное государство, известное под названием Ямхад. Ямхад, с центром в Халпе (Алеппо, совр. Халеб), контролировал территорию Сирии от предгорий Тавра до рубежей

Изгнание гиксосов. Египетские завоевания

Изгнание гиксосов. Египетские завоеванияЕще при XVII династии Фивы начали освободительную войну с гиксосами. Последний представитель династии Камее был полон решимости продолжить войну, но сановники на совете отклонили его призыв к борьбе. Знати было достаточно и южного

Изгнание гиксосов

Изгнание гиксосовЯхмос приступил к последней атаке на гиксосов, направив корабли по Нилу во время разлива, и захватил Гелиополь. Когда в октябре уровень воды упал, он пустил в ход колесницы и напал на Тель эль-Хабуа на северо-восточной границе Дельты, чтобы не дать

Завоевание Египта гиксосами

В конце Среднего Царства, в XVIII в. до н. э. в Египет вторгаются иноземные азиатские племена, так называемые гиксосы. Поздняя историческая традиция, сохранившаяся у античных авторов, объясняет это племенное название как искажение египетских слов «правители пастухов». Имеются основания предполагать, что название «гиксосы» действительно восходит к каким-то египетским словам, может быть, к словам «правители пустынных стран» («хекау хасут»). Так, очевидно, называли египтяне правителей кочевых азиатских племен, живших к северо-востоку от Египта.

Вторжение в Египет гиксосов и завоевание ими его северной части было довольно длительным процессом. Воспользовавшись внутренней слабостью Египта, острой социальной борьбой и распадом государства на ряд мелких самостоятельных княжеств, среди которых выделялись лишь Фивы, где укрепилась династия «царей юга», азиатские племена стали постепенно проникать в Дельту и захватывать там пастбища.

Отряды азиатских воинов поступали на службу к мелким царькам Нижнего Египта, образуя основу их военных сил. Вслед за мирным проникновением произошло военное вторжение. Ослабленный внутренними междоусобицами, Северный Египет стал добычей гиксосов. Античная традиция сохранила всего шесть имен гиксосских царей, в египетских памятниках этого времени упоминается значительно большее количество царских имен этого смутного периода, однако скудость документальных данных все еще не позволяет дать хотя бы общий очерк этого времени.

Судя по именам гиксосских царей, гиксосы представляли собой сложный конгломерат племен, в состав которого, в частности, входили семитские, хурритские и другие племена. Гиксосы укрепились в Северном Египте, где они построили в восточной части Дельты, может быть, на месте позднейшего Таниса, свой главный город Аварис. Очевидно, название Аварис соответствует египетскому названию «Хат-Уарит», которое встречается в надписях гиксосских царей, а также в папирусе Саллье I в качестве города, посвященного богу пустынь и иноземных стран Сэту. Возможно, что этому богу, которого египтяне считали убийцей Озириса, поклонялись гиксосы.

Среди гиксосских царей видное место занимал Хиан. На многочисленных печатях Хиана сохранились его титулы — «правитель иноземных стран», «благой правитель», «благой бог», которые указывают на постепенную замену иноземных титулов традиционными титулами египетских фараонов.

Имя Хиана было обнаружено на различных памятниках, найденных на территории как Нижнего, так и Верхнего Египта. На некоторое расширение торговли в эту эпоху указывают находки египетских вещей с именем Хиана за пределами Нильской долины, в Сирии и даже на Крите. Очевидно, время царствования Хиана было временем наибольшего усиления гиксосских царей, правивших в Египте.

ГИКСОСЫ — азиатская племенная общность, завоевавшая Египет во 2-й четверти II тысячелетия до Р. Х.

Согласно грекоязычной «Египетской истории» египетского жреца Манефона (III век до Р. Х.), азиатский народ «безвестного происхождения» вторгся в Египет и под предводительством своих вождей, укрепившихся в восточной части Дельты в городе Аварисе (егип. Хат-Уар или Хут-Уарет), в течение длительного времени удерживал власть над египтянами, жестоко угнетая их; однако после продолжительной войны Гиксосы были изгнаны из Египта местными правителями Фив, воссоединившими страну под своей властью и восстановившими ее независимость (Manetho. Fr. 42-52). Согласно Манефону, египтяне называли завоевателей словосочетанием, означающим «цари-пастухи» и звучащим в греческой транскрипции как гиксосы (ὑκσώς). За этим термином, вероятно, стоит египетское «хекау шасу» — правители-кочевники или правители-шасу (шасу — известные по египеским источникам кочевники Синая, тождественные, по-видимому, библейским амаликитянам; к временам Манефона за словом «шасу» оставалось только значение «кочевники, пастухи»). В арабо-мусульманские традиции сохранилось предание о том, что племя амаликитян некогда завоевало Египет и в течение неск. поколений правило им, пока не было изгнано египтянами (Абд ар-Рахман ибн ал-Хакам. Завоевание Египта, ал-Магриба и ал-Андалуса. М., 1985. С. 39, 48, 52). Многие ученые, однако, считают, что за этой транскрипцией у Манефона стоит иное египетское выражение — «хекау хасут» (правители чужеземных стран), этим термином действительно обозначали в египетских царских списках II тысячелетия династию гиксосских царей Авариса (XV династию в царском перечне Манефона); кроме того, так иногда титуловали себя сами цари этой династии.

Египетские археологические и письменные источники XVII-XVI веков до Р. Х. дают представление о том, что в это время на северо-востоке Дельты действительно существовало царство со столицей в Аварисе (современный Телль-эд-Даба; локализован и исследуется австрийской экспедицией М. Битака с 1966 года), возглавлявшееся династией сиро-палестинского (западносемитского) происхождения и временами распространявшее верховный контроль на весь Египет, Южную Палестину и даже Нубию. Ни момент, ни обстоятельства его возникновения точно неизвестны; возможно, ядром гиксосского объединения были амалекиты-шасу Синая, сплотившие вокруг себя соседних кочевников и оседлых хананеев Южной Палестины в конце XVIII века до Р. Х. (бурное время хурритской миграции в Палестину, подводившей черту под египетским влиянием в этих областях) и осуществившие вторжение в Египет в 1-й половине XVII века до Р. Х. Благодаря Гиксосам в Египте, по-видимому, появились новые виды оружия (составной лук, меч), колесницы и лошади (перенятые Гиксосами у хурритов). Главным объектом культа у Гиксосов был азиатский бог, отождествленный с египетским Сетом (Сутехом). Гиксосские цари Авариса проводили политику западносемитско-египетского политического и религиозного синкретизма и со 2-й половины XVII века до Р. Х. приняли полную египетскую царскую титулатуру; первые 6 царей остались в официальном царском списке Египта в качестве законной династии хекау-хасут. На Крите, в Нубии, в Месопотамии были найдены памятники с их именами. Наивысшего расцвета держава Гиксосов достигла при Хайане (Хийане) и Апопи II Аакененра (около 1600 года до Р. Х.); тем не менее уже тогда в Аварисе опасались могущества своего вассала — царя Фив Секененра (известна египетская сказка об Апопи и Секененра). В продолжительное правление Апопи III Ааусерра (середина XVI века до Р. Х.) наследники Секененра Камос и его преемник Яхмос I успешно воевали против Гиксосов: Камос объединил почти весь Египет и осаждал Аварис; Яхмос, будущий основатель Нового царства, захватил город и, преследуя врага, после 3-летней осады взял Шарухен — последний центр Гиксосов в Палестине. Египетские источники начала XVI века до Р. Х. (Табличка Карнарвона и надпись фараона Камоса) повествуют об изгнании Гиксосов. С падением гиксосского гос-ва племена амалекитов-шасу продолжали существовать на своей первоначальной территории (где под именем амаликитян отмечаются для XIII-VIII веков до Р. Х. Библией), пока, наконец, не были ассимилированы арабами.

Античная и раннехристианская историческая традиция приурочивает переселение ветхозаветных патриархов Иакова и Иосифа в Египет к эпохе правления Гиксосов. Традиция, впервые зафиксированная у Иосифа Флавия, отождествляет Гиксосов, упоминаемых у Манефона, с предками евреев (Ios. Flav. Сontr. Ap. I 74, 91-92, 103). Завоевание Гиксосами Египта соотносится с переселением туда патриарха Иакова, а их изгнание — с Исходом. Эта точка зрения встречается также у святителя Феофила, епископа Антиохийского (Theoph. Antioch. Ad Autol. III 20 sq), и Юлия Африкана (Manetho. P. 107, 111). Современником Яхмоса, разрушившего Аварис, считает Моисея также Птолемей Мендесский (III-II века до Р. Х.?) (Tat. Contr. graec. 38; Clem. Alex. Strom. I 101). Евсевий Кесарийский в «Хронике», называя XVII династию Гиксосами, добавляет, что при них Иосиф управлял Египтом (Euseb. Die Chronik // Werke. Lpz., 1911. Bd. 5. S. 68. (GCS; 20)). В приписываемой Манефону «Книге Сотиса» (III век по Р. Х.) появление Иосифа в Египте датируется еще точнее: 4-м годом «Апофиса» (Апопи), 4-го из гиксосских царей Авариса (Manetho. P. 239).

Исторические источники: