Гиперактивный ребенок как воспитывать

Ирина Лукьянова, мама уже взрослого, а когда-то гиперактивного ребёнка, не понаслышке знает о синдроме дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Этой проблеме она посвятила книгу «Экстремальное материнство. Счастливая жизнь с трудным ребёнком», которая вышла в издательстве «Никея». Мы публикуем отрывок о том, как организовать жизнь неорганизованных детей.

В каждой семье свои ситуации, в которых дети и родители вступают в конфликт. Где-то дети так ноют за завтраком, что выводят папу из себя. Где-то мама после посещения торгового центра с детьми возвращается домой с трясущимися руками. Где-то драки на заднем сиденье доводят родителя за рулем до белого каления — особенно если он стоит в пробке и опаздывает на работу.

Общих решений для таких ситуаций нет и не может быть: все дети разные, и то, что работает с одним, не работает с другим. Есть только общие закономерности, которые, как правило, помогают. Общие закономерности примерно такие: соотносить ожидания с возрастом, формулировать четкие и немногочисленные правила и ясные последствия их нарушения, обновлять их в памяти перед ответственными событиями. В случае необходимости создавать наглядные алгоритмы. Игнорировать менее серьезные нарушения, работать над одним навыком за один раз, вознаграждать хорошее поведение.

Попробуем посмотреть на главные стрессовые ситуации и подумать, что с ними можно сделать.

Подъём и сборы

Чувствительные дети не выносят резких звуков, резких движений, слишком яркого света. Сдергивать одеяло и врубать верхний свет для них не вариант. Легкое тормошение и настольная лампа работают лучше.

Для неорганизованных и медлительных нужны ясные и наглядные алгоритмы, четко заведенный порядок: встать — умыться — позавтракать — заправить кровать — одеться — проверить, все ли собрано.

Пока ребенок только привыкает к этому порядку, не забывать хвалить: «Как ты быстро оделся! О, ты уже умылся? Отлично!» Если ребенок раздражителен, придерживаться правила не вступать в перебранки, игнорировать нытье. Не забывать о чувстве юмора, но не издеваться. Предвидеть, где возможны взрывы, и заранее заботиться о том, чтобы утром одежда и ключи от квартиры были на месте, телефон заряжен и тому подобное. Можно даже вечером проверить это все с ребенком по списку.

Если ребенок копается, а маме нужно подвезти его в школу и бежать на работу, можно подумать о небольшом вознаграждении за те случаи, когда ребенок собрался вовремя и без скандалов (это не обязательно покупка — может быть, дополнительные полчаса вечернего чтения, выполнение за ребенка какой-то из его нелюбимых обязанностей, вкусный десерт к ужину и тому подобное).

Продлёнка и вторая половина дня

С продленки детей с СДВГ часто выгоняют, особенно если в группах продленного дня работают недостаточно квалифицированные педагоги. Выходов, строго говоря, здесь только два: пытаться научить педагога, как правильно вести себя с ребенком, или забирать ребенка с продленки и решать проблему другими способами. Детям с СДВГ особенно трудно весь день находиться в школе, если у них нет возможности побегать, прилечь, переодеться, если вся вторая половина дня тоже проходит в классе за партой. Спортивные секции и кружки — хорошая альтернатива.

После школы — особенно если ребенок остается один — тоже надо найти для него правильные занятия, продумать алгоритмы и формы контроля. Что это может быть? Звонок маме с отчетом. Вычеркивание пунктов на листке дел.

Поведение за столом

Мы не можем требовать от ребенка того, что не соответствует его возрасту: например, чинно сидеть за праздничным столом вместе с бабушкой и ее гостями, есть салаты, затем горячее, затем десерт.

Требования к ребенку должны соответствовать его возрасту. «Сколько времени ваша дочь может спокойно высидеть за столом? Пять минут? Пусть это будет пять минут, — говорит доктор Уильям Сирз. — Пусть обстановка за столом будет скорее приглашающей, чем напряженной и сковывающей. Поговорите о том, что ей интересно, а не вынуждайте ее участвовать во взрослых разговорах. Разрешите рассказать что-нибудь интересное про ее день; многие малыши лучше себя чувствуют, когда они в центре внимания. Дайте ей бумагу и карандаши, когда она закончит есть, чтобы она могла чем-то себя занять, или дайте что-нибудь, что можно вертеть в руках, или посадите рядом с ней мягкую игрушку, которую можно «кормить»».

Разумеется, у каждого родителя есть свои правила поведения за столом: у кого-то более жесткие, у кого-то более мягкие. «Не плеваться едой» и «не кидаться хлебом» — само собой. «Не драться с братом» — тоже. А вот «не говорить с набитым ртом» и «не допивать остатки супа из тарелки через край» — стоит ли выставлять ребенка из-за стола за нарушение этих правил?

Дошкольники выводят родителей из себя разборчивостью в еде, медлительностью и попытками во что бы то ни стало привлечь к себе внимание. В этом возрасте бывает полезно нарисовать на бумаге правила поведения за столом и повесить их над столом, пишет Лиза ван ден Гейн. Перед едой можно позвать детей к столу и попросить их напомнить правила поведения за столом. Когда они ведут себя хорошо — поблагодарить. Иногда — мягко исправлять: «Я думаю, ты хотел сказать: передай мне, пожалуйста, кетчуп». Перед походом в гости или ресторан тоже вспоминаем семейные правила: «В нашей семье принято разговаривать за столом тихо и не лезть руками в чужие тарелки».

Когда дети становятся старше, они приносят за стол гаджеты, едят, никого не дожидаясь, критикуют поданную еду. Им можно напомнить, что взрослость за столом проявляется в умении пользоваться ножом и вилкой, а не айпадом, а недовольные мамиными кулинарными способностями могут начать готовить самостоятельно. Не факт, что это сработает. Но, может быть, ребенок или научится готовить, или будет вынужден смириться с тем, что дают.

Уроки

Усаживая за уроки, мы не предъявляем все требования сразу: «Так, не качайся на стуле, чему равен икс? Вынь из-под себя ногу, выброси жвачку! Что ты пишешь? Почему икс равно один? Хватит размазывать чернила, убери, вытри руки и пиши как следует». Слишком много слов, слишком много указаний одновременно. Гораздо правильнее будет вывести ребенка из-за стола, отправить мыть руки и переодеваться. Тем временем вытереть стол, выбросить потекшую ручку, проследить, чтобы ребенок сел за него в правильной позе и вынул жвачку изо рта. Теперь можно начинать.

Оставлять неорганизованного ребенка на два часа и требовать, чтобы уроки были готовы к вашему приходу, — это тоже не работает. Скорее всего, вернувшись, мы обнаружим, что ребенок тоскует над несделанной работой или вообще занят чем-то более приятным.

Ключ к решению проблемы — своевременная и постоянная обратная связь. Сначала вместе с ребенком продумываем алгоритм (что сначала, что потом, что в последнюю очередь). Предусматриваем какие-то бонусы за выполнение каждого этапа. Каждые 10–15 минут проверяем, как идут дела. Если ребенок отвлекся, не вопим «опять ты дурака валяешь». Спокойно напоминаем, что нужно вернуться к работе: «По-моему, ты отвлекся, ты собирался закончить к 5 часам вечера, пора за работу». Если выполнил очередной этап — хвалим: «Отлично, ты укладываешься в график». Даем передохнуть (не включаем телевизор, не даем гаджетов) и через 10–15 минут снова проверяем, как продвигается работа. На первых порах это не так уж просто: мама сама не может сосредоточиться, ей трудно оторваться от любимого сериала или готовки на кухне. Но когда входишь в ритм и понимаешь, что твоя задача — не контролировать ребенка, а помогать ему собраться, все получается. Главное — помнить: это не нам надо, чтобы он выполнил работу. Это его работа, ему надо ее выполнить. Мы только помогаем организовать процесс!

Когда мы садимся за уроки, важно не давать ребенку уходить в сторону. Он будет забалтывать и увиливать, проверяя границы, но границы должны стоять твердокаменно. Он будет ныть и срывать на родителях зло. Можно даже спросить его: «Ты хочешь сделать уроки или сорвать зло?» — «Сорвать зло», — честно ответил мне на это однажды мой сын. «Хорошо, — сказала я, — тогда вызываю тебя на смертельный бой на подушках. Но после боя проигравший убирает последствия, а потом делаем уроки».

Читающая эту книгу мать на этом месте должна закричать «а он вовсе не хочет делать эту работу» и «ему хоть обнапоминайся». Это нормально: каждой из нас кажется, что мы и так делаем максимум возможного, а оно все равно не работает. И мы бессознательно начинаем играть в описанную Эриком Берном игру «да, но» (желающие могут почитать о ней в книге «Игры, в которые играют люди»).

Да, такая система требует родительских усилий. Да, она заработает не сразу. Да, школа задает куда больше, чем ребенку по силам. Что мы собираемся с этим делать — вопрос для родителей. Да, ребенок будет изо всех сил стараться переложить на маму свою ответственность за учебу, а мама будет ее брать как миленькая. Это ловушка. Я знаю мам, которые делали своим двадцатилетним детям чертежи, писали за них курсовые и рефераты — и все это начиналось с того, что мама стоит у ребенка над душой и заставляет его делать домашку. Поведение ребенка логично: маме надо — пусть мама и работает.

Поэтому одна из самых серьёзных задач для родителей — донести до ребёнка, что это именно ему нужно учиться

Мне в разговорах с детьми помогало понятное им сравнение головы с компьютером: чтобы компьютер хорошо работал, у него должен быть мощный процессор, большой объем памяти, хорошие и правильно установленные программы и так далее. Люди вкладывают в компьютеры большие деньги. Но на самом деле наш основной рабочий инструмент — это голова. И вкладываться надо в ее апдейт и апгрейд: в увеличение мощности, скорости работы, увеличение объема памяти. Компьютер может сломаться, его можно отнять, а голова всегда с нами. Что в нее положил в детстве — то твое на всю жизнь. Может быть, тебе не пригодятся именно эти упражнения по русскому и примеры по математике, но с тобой навсегда останутся умения, которые ты вырабатываешь с их помощью, те связи, которые при этом образуются в твоем мозгу. Учиться — такая же личная задача ребенка, как и нормально питаться. Как только мы начинаем считать, что это наша задача, и кормить его насильно — его рвет.

Уборка

У психолога Екатерины Мурашовой среди очерков о работе с детьми и взрослыми, которые она публикует на портале «Сноб», есть прелестная история под названием «И повесь костюм!» (она входит и в состав ее книги «Любить или воспитывать»). Это история мамы, которая безуспешно пытается научить своего сына, рассеянного музыканта Леву, вешать свой костюм, когда он приходит домой. Годы проходят, Лева живет в другой стране и по-прежнему не умеет наводить порядок дома. А мама его тоскует: «Я так редко вижу его теперь. А в детстве он был со мной каждый день. И как я тратила это время? Ведь с ним всегда можно было интересно поговорить — о музыке, о книгах, об отношениях людей. Ведь Лева так и остался несобранным! Кто это мне сказал, что я могу его изменить? Где я прочитала или услышала эту глупость? Ведь я иногда по полдня ходила за ним с этим костюмом! Нет бы мне самой его за минуту повесить! И сколько было бы свободного времени для общения с моим дорогим мальчиком…».

Об этом, пожалуй, стоит помнить, пускаясь в долгие, безнадежные битвы за порядок в комнате. А теперь — вырабатываем алгоритм уборки. Работаем над одним навыком за один раз. Скажем, на этой неделе учим заправлять постель (именно учим, а не ругаем за то, что он этого не умеет). Нам, взрослым, кажется, что домашняя уборка — это так просто, что люди прямо рождаются с этим умением. На самом деле уборке ребенка надо учить. Особенно ребенка неорганизованного. Для него «убери в комнате» — это неподъемное задание. Примерно как «съешь слона»: слон такой огромный, как же его съесть? Вот как раз уборка — хорошее место и время, чтобы научить человека есть слона по кусочкам. Или — делить большое и непосильное задание на несколько маленьких и посильных.

Для начала договоримся: чего мы хотим прямо сейчас? Серьезной генуборки или минимальной косметической? Например — заправить постель, убрать вещи в шкаф, собрать игрушки после игры?

Или пылесосить и мыть пол тоже надо? А вот пыль вытирать на шкафах мы сейчас не будем. И грязь с косяка тоже не будем оттирать.

Убирать гораздо веселее в компании — не чувствуешь себя таким одиноким наедине с кучей работы. Нам с детьми всегда помогало поделить зоны ответственности и работать вместе. Для этого хорошо бывает обсудить с ребенком, с чем он легко справится сам, а где ему нужна мамина помощь.

Выясняем, что значит «комната убрана», «на столе порядок». Вот один из возможных вариантов памятки «Что считать убранной комнатой».

Комната считается убранной, когда:

  • кровать застелена;
  • на кровати нет вещей;
  • одежда убрана в шкаф;
  • на столе ничего не валяется;
  • на полу ничего не лежит;
  • игрушки лежат в ящиках;
  • на столе есть свободное место для уроков;
  • книги стоят на полке;
  • тетради лежат стопками;
  • пол чистый;
  • подоконник вытерт.

Этот список можно дополнить или сократить. Когда мы видим хорошо сделанную работу, мы ее хвалим. Не умницу-лапочку ребенка, а хорошо сделанную работу. Когда мы видим, что работа сделана так себе, — показываем, что не так, и помогаем переделать. За хорошую работу выдаем бонусы. Важно помнить: сарказм совершенно неуместен. Если ребенок никогда не убирал в комнате, а тут вдруг проявил чудеса трудового энтузиазма и убрал, это повод радоваться, а не иронизировать. Отдельно хочу сказать про фразу «можешь, если захочешь». Иногда наши дети вдруг показывают чудеса. То ли им хочется нас порадовать, то ли себя проверить, но иногда домашнее задание вдруг оказывается написано идеальным почерком, посуда помыта без напоминаний, комната убрана, уроки сделаны. Это вовсе не значит, что ребенок может это делать всегда, но не делает, потому что ленится. Как правило, все это совершается в режиме подвига, чтобы порадовать родителей или поразить учителя. И это достойно серьезной похвалы, а не иронии в духе «сподобился наконец». Когда ребенок совершает чудеса, он демонстрирует нам свою зону ближайшего развития. Это значит, что он уже освоил эти навыки, но их повседневное применение для него пока трудно. Тем не менее он может один раз это сделать, напрягая все свои силы, — как мы, наверное, можем развить бешеную скорость, убегая от грабителя или догоняя поезд.

«Золушкины списки» — это мое домашнее ноу-хау. Моя дочь гораздо лучше относилась к спискам дел тогда, когда у нее была возможность выбирать дела, которые ей больше нравятся. Мы помним: мачеха оставляла Золушке множество разных поручений.

«— Матушка, можно я поеду на бал?

— Можно, конечно. Только прежде прибери в комнатах, вымой окна, натри полы, выбели кухню, выполи грядки, посади под окнами семь розовых кустов, разбери семь мешков фасоли (белую отдели от коричневой), познай самое себя и намели кофе на семь недель».

Я обычно писала в списке полный перечень дел на сегодня, и моя Золушка могла выбрать себе половину из них, а вторую половину делала я. Вот один из таких списков. Если в скобках стоит цифра 2 — это значит, что дело большое и считается за два.

  • Подмести в коридоре
  • Помыть раковину в ванной
  • Вынести мусор
  • Помыть посуду
  • Покормить шиншилл
  • Прибрать на столе в кухне
  • Вынуть из стиральной машины и развесить белье (2)
  • Зарядить следующую стирку
  • Выгулять одну собаку (2)
  • Выгулять вторую собаку (2)
  • Полить цветы

Если сегодня, например, ребёнок хочет проветриться, он берет на себя выгул обеих собак и несколько небольших дел: покормить шиншилл, полить цветы и вынести мусор. А если решительно не хочет одеваться и выползать на мороз, он берет на себя возню по хозяйству, оставляя мне выгул собак. Но работа по дому все равно оказывается сделанной. Надо сказать, Золушкины списки нам были нужны где-то до окончания школы, после этого Золушка уже видела, что надо сделать самой, а куда отправить младшего брата, он как раз подрос.

Ожидание и очереди

Еще одна точка стресса для семей детей с СДВГ — долгое ожидание. Чем можно занять ребенка, если заняться совершенно нечем? Можно играть в словесные игры. Можно рассказывать и сочинять сказки. Играть в пальчиковые игры. Раскраски и куклы-перчатки, если ими запастись заранее, тоже сослужат добрую службу. Можно учить стихи наизусть. Можно заняться наблюдениями и исследованиями. Помню, как у нас однажды сломалась машина, и, пока папа искал помощь, нам с сыном-первоклассником пришлось двадцать минут неподвижно стоять на разделительной полосе зимней дороги. В результате мы решили выяснить, каких машин мимо проезжает больше — красных или белых. Он считал красные, я — белые, и когда за нами пришел папа, сын не хотел уходить: красных получалось на две меньше.

Для малышей в дорогу можно собирать коробки с кучей разноцветных объектов, мелких игрушек и тому подобное. Сейчас такие коробки можно даже купить: их специально придумывают и выпускают для семей, путешествующих с детьми; есть они в продаже и в России.

Важно не забыть еду и воду, правильно оценивать возможности ребенка (необходимость полчаса идти в гору по жаре заставит разныться даже очень терпеливого ребёнка), не давать ему переутомляться и перевозбуждаться, особенно если речь идет о ребенке с СДВГ.

Ещё больше о детских (и не только) книгах — на «Книжной полке «Мела»» в телеграме. Там самые интересные конспекты, книжные подборки и отрывки из новинок.

Список литературы диссертационного исследования кандидат психологических наук Цыганкова, Наталия Игоревна, 2012 год

1. Абабков В.А., Перре М. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии. СПб.: Речь, 2004. — 166 с.

2. Адаптированный модифицированный вариант детского личностного опросника Р. Кеттелла: Метод, реком. / Сост. Э.М. Александровская, И.Н. Гильяшева. Л.: НИИ им. В.М. Бехтерева, 1985.-33 с.

3. Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства / Ю.А. Александровский. -М.: Медицина, 2000. 496 с.

4. Аллан Д. Ландшафт детской души. Психоаналитическое консультирование в школах и клиниках. Перевод с англ. Ю.М. Донца. / Под общей редакцией В.В. Зеленского. СПб -Мн.: ЗАО «Диалог», — ИП «Лошадь», 1997. — 256 с.

5. Альтхерр П., Берг Л., Вёльфль А. и др. Гиперактивные дети: коррекция психомоторного развития: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. М. Пассольта; Пер. с нем. М.: Академия, 2004. — 160 с.

6. Ассаджоли Р. Психосинтез: Теория и практика. М.: ИЕРЬ-Ьоок, 1994.-314 с.

7. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. М.: Международная педагогическая академия, 1994. — 216 с.

8. Астапов В.М. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития: хрестоматия / Под ред. В.М. Астапова, Ю.В. Микадзе. СПб.: Питер, 2008.- 256 с.

9. Антропов Ю.Ф., Шевченко Ю.С. Лечение детей с психосоматическими расстройствами. СПб.: Речь, 2002. — 560 с.

10. Анциферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысление, преобразование жизненных ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал 1994. Т. 15. -№1 -С.3-18

11. Бадалян Л.О., Заваденко H.H., Успенская Т.Ю. Синдромы дефицита внимания у детей: обзор // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М.Бехтерева 1993. — № 3. — С. 74-90

12. Байярд Роберт Т., Байярд Джин. Ваш беспокойный подросток. Практическое руководство для отчаявшихся родителей / Пер. с анг.-М.: Просвещение, 1991.-224 с.

13. Безруких М.М., Мачинская Р.И., Крупская Е.В. и др. Дети с СДВГ: причины, диагностика, комплексная помощь. М. -Воронеж, 2009. 248 с.

14. Белоусова Е.Д., Никанорова М.Ю. Синдром дефицита внимания и гиперактивности // Российский вестник перинатологии и педиатрии 2000. — № 3. — С. 39-42

15. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М.: Эксмо, 2010. — 576 с.

16. Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева H.J1. Работа психолога в начальной школе. М.: Генезис, 2001. — 352 с.

17. Бодалев A.A. Психология межличностных отношений (к 100-летию со дня рождения В. Н. Мясищева) // Вопросы психологии -1993. -№ 2. -С. 89-91

18. Божович Л.И. Проблемы формирования личности (избранные произведения). Воронеж.: «Модэк», 1995. — 357 с.

19. Болотовский Г.В., Чутко Л.С., Кропотов Ю.Д. Гиперактивный ребенок. СПб.: ИК «Невский проспект», 2004. — 192 с.

20. Болотовский Г.В., Чутко Л.С. Гиперактивный ребенок: развитие, воспитание, обучение. СПб., 2009. — 192 с.

21. Блюм Г., Психоаналитические теории личности. М.: БХП, 1996.- 248 с.

22. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. Норма и отклонения. М.: Педагогика, 1990.- 144 с.

23. Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей. -М.: Медпрактика, 2002. -128 с.

24. Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных детях. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002.-96 с.

25. Брязгунов И.П. Между здоровьем и болезнью. Функциональные заболевания в детском возрасте. М.: Кронн-Пресс, 1995. — 224 с.

26. Бурлачук Л.Ф., Коржова Е.Ю. Психология жизненных ситуаций: Учебное пособие. М.: Российское педагогическое агентство, 1998.-263 с.

27. Бурменская Г.А., Карабанова O.A., Лидере А.Г. Возрастно-психологическое консультирование: Проблемыпсихологического развития детей. М.: Изд-во МГУ, 1990. — 158 с.

28. Вайзман Н.Б. Реабилитационная педагогика М.: Аграф, 1996. -329 с.

29. Вайнер И. Основы психотерапии / Под ред. И. Вайнер. 2-е изд. международ. — СПб.: Питер, 2002. — 288 с.

30. Вассерман Л.И., Дорофеева С. А., Меерсон Я. А. Методы нейропсихологической диагностики. Практическое руководство. СПб.: Изд-во «Стройлеспечать», 1997. — 304 с.

31. Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. / Под ред. С.А.Беличевой. 1998. — № 3

32. Винникотг Д.В. Маленькие дети и их матери / Пер. с англ. М.: Независимая фирма «Класс», 1998. — 80 с.

33. Виноградова А.Д., Коновалова Н.Л., Михаленкова И.А., Посохова С.Т., Хилько A.A., Шипицина Л.М. Психологическая диагностика отклонения развития детей младшего школьного возраста. СПб.: Речь, 2004. — 48 с.

34. Витакер К. Полночные размышления семейного терапевта / Пер. с англ. М.: Независимая фирма «Класс», 1998. 208 с.

35. Власова Т.А., Певзнер М.С. Дети с отклонениями в развитии. -М.: Просвещение, 1973. -37 с.

36. Возрастные особенности психического развития детей / Под ред. И.В. Дубровиной, М.И. Лисиной. М.: Просвещение, 1982. — 101 с.

37. Вострокнутов Н.В. Школьная дезадаптация: ключевые проблемы диагностики и реабилитации // Школьная дезадаптация. Эмоциональные и стрессовые расстройства у детей и подростков. -М.: Педагогика, 1995. С. 8-11.

38. Выготский J1.C. Воображение и творчество в детском возрасте: -СПб.: СОЮЗ, 1997.-96 с.

39. Выготский J1.C. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991. — 480 с.

40. Выготский Л.С.Проблемы дефектологии / Сост. Т.М. Лифанова. -М.: Просвещение, 1995. 527 с.

41. Габдракипова В.И., Эйдемиллер Э.Г. Психологическая коррекция детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностыо (с учетом половых различий). Программа, методические рекомендации. М.: УЦ «Перспектива», 2009. — 44 с.

42. Гальперин П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий // Психологическая наука в СССР. Т. 1. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. с. 441-469.

43. Гарбузов В. И. Неврозы и психотерапия. СПб.: Сотис, 2001. -412 с.

44. Гильяшева H.H., Игнатьева Н.Д. Методика исследований межличностных отношений ребенка. Методическое пособие. Серия: выпуск 7. М.: «Фолиум», 1994. — 64 с.

45. Глезерман Т.Б. Мозговые дисфункции у детей. М.: Наука, 1983. -235 с.

46. Грибанов A.B. Волокитина Т.В. Гусева Е.А. Подоплекин Д.Н. Синдром дефицита внимания с гиперактивностыо у детей. -Москва: Академический проект, 2004. 176 с.

47. Григорьева Т.В., Лисинская Л.В., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения. Методическое пособие для преподавателей. Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та; М.: Совершенство, 1997. — 171 с.

48. Гудман Р., Скотт С. Детская психиатрия. 2-е изд. / Пер. с англ. -Издательство «Триада-Х», 2008. — 405 с.

49. Гун Г.Е. Растим здорового ребенка. СПб: Издательский дом «Нева», 2004. — 128 с.

50. Денисова З.В. Механизмы эмоционального поведения ребенка. -М.: Наука, 1978.- 144 с.

51. Детская психиатрия. Учебник. / Под. ред Э.Г. Эйдемиллера. -СПб.: Питер, 2005. 120 с.

52. Диагностика здоровья. Психологический практикум / Под ред. проф. Г.С. Никифорова. СПб.: Речь, 2007. — 950 с.

53. Диагностика и коррекция социальной дезадаптации подростков / Под ред. С.А. Беличевой. М.: Социальное здоровье России, 1999.-182 с.

54. Джинотт X. Дж. Групповая психотерапия с детьми. Теория и практика игровой терапии / Пер. с англ. И. Романовой. -М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. 272 с.

55. Диагностика школьной дезадаптации / Под ред. Беличевой С.А., Коробейникова И.А., Кумариной Г.Ф. -М.: ТЕИС, 1995. -128 с.

56. Дифференциальная диагностика нарушений психического развития детей, пострадавших в результате аварии на Чернобыльской АЭС. (Методические рекомендации для психолого-медико-педагогических комиссий). СПб.: «Образование», 1992. — 105 с.

57. Добсон Дж. Непослушный ребенок. Практическое руководство для родителей. М.: Пенаты, 1992. — 52 с.

58. Досани С. 52 способа преодоления дефицита внимания и гиперактивности у детей. М.: Изд-во Центрополиграф, 2010. -221 с.

59. Дрейкурс Р., Золц В. Счастье вашего ребёнка. М.: Прогресс, 1987.-240 с.

60. Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки два разных мира. Нейропсихология — учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам. — СПб.: «Тускарора», 1998. — 184 с.

61. Желдак М.И. Искусство быть семьей: Практическое руководство. Мн.: МП «Лерокс», 1998. — 160 с.

62. Журба Л.Т, Мастюкова Е.М. Ранние неврологические проявления минимальной мозговой дисфункции у детей. // Журнал Невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 1976 — Т. 10. -№ 10.-С. 1450-1454.

63. Заваденко H.H., Петрухин A.C., Соловьев О.И. Минимальные мозговые дисфункции у детей. Церебролизин в лечении минимальных мозговых дисфункций. М.: ЭБЕВЕ, 1997. — 73 с.

64. Заваденко Н. Н., Успенская Т. Ю., Суворинова Н. Ю. Диагностика и лечение синдрома дефицита внимания у детей. // Журн. неврол. и психиатр. 1997. -№ 1. — С. 57-61.

65. Заваденко H.H. Клинико-психологическое исследование школьной дезадаптации: ее основные причины и подходы к диагностике. // Неврологический журнал. 1998. — Том 3, № 6. -С. 13-17.

66. Заваденко H.H., Петрухин A.C., Манелис Н.Г., Успенская Т.Ю., Суворинова Н.Ю., Борисова Т.Х. Школьная дезадаптация: психоневрологическое и нейропсихологическое исследование. // Вопросы психологии. 1999. -N 4. — С. 4-9.

67. Заваденко H.H. Как понять ребенка: дети с гиперактивностыо и дефицитом внимания. М.: Изд. Дом «Школа-Пресс 1», 2001. -128 с.

68. Заваденко H.H., Петрухин A.C., Суворинова Н.Ю., Румянцева М.В., Овчинникова A.A. Современные подходы к диагностике и лечению минимальных мозговых дисфункций удетей. Методические рекомендации. М.: РКИ Соверопресс,2001.-40 с.

69. Заваденко H.H. Гиперактивность с дефицитом внимания у детей. Проблемы диагностики и лечения. Фармакотерапия в неврологии и психиатрии: лекции для практикующих врачей. М.: ЭХО,2002.-382 с.

70. Заваденко H.H. Факторы риска для формирования дефицита внимания и гиперактивности у детей // Мир психологии. 2002. -№ 3. — С. 196-208

71. Заваденко, H.H., Суворинова, Н.Ю., Румянцева М.В. Гиперактивность с дефицитом внимания: факторы риска, возрастная динамика, особенности диагностики. // Дефектология. -2003.-№6-С. 13-20.

72. Заваденко H.H. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте. М.: Академия, 2005. — 256 с.

73. Заваденко H.H. Гиперактивность с дефицитом внимания у детей // РМЖ 2006. — Т. 14.-№ 1.-С. 51-56.

74. Захаров А.И. Неврозы у детей. СПб.: Изд-во Дельта, 1996. -480 с.

75. Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия. СПб.: СОЮЗ, 1998.-336 с.

76. Защиринская О.В. Семья и ребенок с трудностями в обучении. -СПб.: Речь; М.: Сфера, 2010. -214 с.

77. Зимбардо Ф. Застенчивость. Пер. с англ. М.: Педагогика, 1991.- 208 с.

78. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич JT.A. Как помочь «особому» ребенку. СПб: Сфера, 1998. — 96 с.

79. Зыков В.П., Ширеторова Д.Ч., Чучин М.Ю., Шадрин В.Н., Науменко JLJL, Комарова И.Б. Лечение заболеваний нервной системы у детей. Издание второе, переработанное и дополненное.- М.: «Триада-Х», 2003. 288 с.

80. Изард Кэрролл Е. Эмоции человека. М.: Изд-во МГУ, 1980. -439 с.

81. Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л.И. Божович, Л.В. Благонадежной. -М.: Педагогика, 1972. 351 с.

82. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПБ.: Питер, 2003. — 512 с.

83. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПБ.: Питер, 2002. — 752 с.

84. Исаев Д.Н. Психосоматическая медицина детского возраста. -СПб.: Специальная литература, 1996. 454 с.

85. Каган В.Е. Преодоление: неконтактный ребенок в семье. СПб., Фолиант, 1996. — 155 с.

86. Кан М. Между психотерапевтом клиентом: новые взаимоотношения. Перевод с англ. / Под ред. В.В. Зеленского, М.В. Ромашкевича.- СПб.: Б.С.К., 1997. 143 с.

87. Карабанова O.A. Игра в коррекции психического развития ребенка. Учебное пособие. М.: Российское педагогическое агентство, 1997.- 191 с.

88. Касатикова Е.В., Ларионов Н.П., Брязгунов И.П. Исследование распространенности, показателей внимания и факторов риска для развития синдрома дефицита внимания с гиперактивностыо у школьников // Педиатрия. 1999. — №5. — С. 73-76

89. Клинико-психофизиологические основы лечения синдрома нарушения внимания с гиперактивностыо у детей и подростков. Методическое пособие / Под ред. Т.А. Лазебник, Л.С. Чутко, Ю.Д. Кропотова, A.C. Ионова. СПб.: СПб МАПО, 2002. — 36 с.

90. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста: Руководство для врачей. М.: Медицина, 1979. — 608 с.

91. Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности. М.: Наука, 1988.-192 с.

92. Кольцова М.М. Медлительные дети. СПб.: Речь, 2003. — 94 с.

93. Кон И.С., Белоусова Е.Д., Никанорова М.Ю. Синдром дефицита внимания/гиперактивности // Российский вестник перинатологии и педиатрии. 2000. — № 3. — С. 39-42

94. Коновалова Н.Л. Предупреждение нарушений в развитии личности при психологическом сопровождении школьников. -СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2000. 232 с.

95. Корсакова Н.К., Микадзе Ю.В., Балашова ЕЛО. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников. Учебное пособие. -М.: Рос.пед.агентство, 1997.- 123 с.

96. Корнев А. Н. Нарушения чтения и письма у детей: Научно-методическое пособие. СПб.: ИД «МиМ», 1997. — 286 с.

97. Кочубей Б.И. Новикова Е.В., Эмоциональная устойчивость школьника. М.: Сфера, 1998. — 96 с.

98. Кочунас Р. Основы психологического консультирования. Пер. с лит. -М.: Академический Проект, 1999. 240 с.

99. Кошелева А.Д., Алексеева Л.С. Диагностика и коррекция гиперактивности ребенка. М.: НИИ семьи, 1997. — 64 с.

100. Кропотов Ю.Д., Чутко Л.С., Яковенко В.А. и др. Применение транскраниальной микрополяризации в лечениии синдроманарушения внимания с гиперактивностыо у детей и подростков // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2002. -№5. -С. 26-28

101. Крюкова Т.Л. Психология совладающего поведения. Монография. Кострома: КГУ им. H.A. Некрасова студия оперативной полиграфии «Авантитул», 2004. -211с.

102. Крюкова Т.Д., Сапоровская МБ., Куфтяк Е.В. Психология семьи: жизненные трудности и совладание с ними. Учебное пособие. — СПб.: ООО «Речь». 2005. 240 с.

103. Крюкова Т.Л. Возрастные и кросскультурные различия в стратегиях совладающего поведения // Психол. журнал. 2005. -Т. 26.-№2.-С. 5-15

104. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет). Учебное Пособие. 2-е изд. М.: Изд-во УРАО., 1997. — 176 с.

105. Кулаков С.А. Практикум по психотерапии психосоматических расстройств. СПб: Речь, 2007. — 294 с.

106. Кучма В.Р., Брязгунов И.П. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей: (вопросы эпидемиологии, этиологии, диагностики, лечения, профилактики и прогноза). М.: Олег и Павел, 1994.-98 с.

107. Кучма В.Р., Платонова А.Г. Дефицит внимания с гиперактивностыо у детей в России. Распространенность, факторы риска и профилактика. -М.: РАРОГЬ,1997. 67 с.

108. Кэдыосон X, Шефер Ч. Практикум по игровой психотерапии. -СПб.: Питер, 2000.-416 с.

109. Кэмпбелл Р. Как любить своего подростка. Пер. с англ. СПб.: «Мирт», 1998. — 168 с.

110. Лазебник Т.А., Чутко Л.С., Кропотов Ю.Д. Современные аспекты диагностики и лечения синдрома нарушения внимания с гиперактивностью у детей. Методическое пособие СПб., 2002. -48 с.

111. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Академия, 2004.-352 с.

112. Лидере А.Г. Психологическое обследование семьи. М.: «Академия», 2007. — 432 с.

113. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. -СПб.: Речь, 2009.-256 с.

114. Ломакина, Г. Гиперактивный ребенок. Как найти общий язык с непоседой. Развиваем внимание, терпение, усидчивость. М.: Центрполиграф, 2009. — 192 с.

115. Лохов М.И., Фесенко. Ю.А., Рубин М.Ю. Плохой хороший ребенок. (Проблемы развития, нарушения поведения, внимания, письма и речи). 2-е издание. СПб: Изд-во ЭЛБИ-СПб, 2008. -320 с.

116. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М.: Академия, 2006. -381 с.

117. Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений. Пер. с англ. М.: Международная педагогическая академия, 1994. — 368 с.

118. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. М.: Генезис, 2006. — 192 с.

119. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. СПб.: Речь, 2000. — 190 с.

120. Майерс Д. Социальная психология. Интенсивный курс. СПб.: Прайм ЕВРОЗНАК, 2000. — 512 с.

121. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. СПб.: Речь, 2001. — 220 с.

122. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. М.: Туманит, изд. Центр ВЛАДОС, 2003.-408 с.

123. Матузова Н.Н., Цыганкова Н.И. Психологическая помощь родителям детей с дефицитом внимания и синдромом гиперактивности. // Материалы городской научно-практической конференции. СПб.: СПбАППО, 2004. — 311 с. — С. 169-174

124. Международная классификация болезней (МКБ-10). СПб.: Издание ВОЗ, 1994. — 697 с.

125. Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К., Чутко Л.С. Гиперактивные дети: психолого-педагогическая помощь. Монография. СПб.: Речь, 2007.- 186 с.

126. Мурашова Е.В. Дети-«тюфяки» и дети-«катастрофы»: Гиподинамический и гипердинамический синдром. 2-е изд. доп. -Екатеринбург: Изд-во У-Фактория, 2007. 261 с.

127. Мэш Э., Вольф Д. Детская патопсихология: Нарушение психики ребенка. Пер. с англ.- СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. 384 с.

128. Мягер В.К., Мишина Т.М Семейная психотерапия при неврозах. Методические рекомендации. Л.: МЗ РСФСР, 1976. — 13 с.

129. Мясищев В.Н. Психология отношений: избранные психологические труды. Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. — 356 с.

130. Нартова-Бочавер C.K. «Coping Behavior» в системе понятий психологии личности. // Психологический журнал. 1997. — т. 18 -№ 5.-С. 20-30

131. Нейпир О., Витакер К. Семья в кризисе: Опыт терапии одной семьи, преобразовавший ее жизнь. Пер. с англ. М.: «Когито-центр», 2005. — 344 с.

132. Никольская И.М., Бардиер Г.Л. Уроки психологии в начальной школе. СПб.: Речь, 2004. — 192 с.

133. Никольская И.М., Грановская P.M. Психологическая защита у детей. СПб.: Речь, 2006. — 342 с.

134. Никольская И.М., Пушина В.В. Семейная социограмма в психологическом консультировании. Учебное пособие для врачей и психологов. СПб.: Речь, 2010. — 223 с.

135. Нильсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. -СПб.: Издательство «Питер», 2000. 464 с.

136. Оклендер В. Окна в мир ребенка: Руководство по детской психологии. Перев. с англ. М.: Независимая фирма «Класс», 2000.-336 с.

137. Пезешкиан Н. Психотерапия в повседневной жизни. Тренинг в воспитании партнерства и самопомощи. М.: Медицина, 1995. -336 с.

138. Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия: семья как психотерапевт / Пер. с англ., нем. М.: Изд-во Март, 1996. — 336 с.

139. Петрухин A.C. Неврология детского возраста. М.: Медицина, -2004. — 683с.

140. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. СПб.: СОЮЗ, 1997. — 256 с.

141. Политика О.Б. Мультимодальный подкод в коррекции синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей дошкольного возраста. СПб.: Речь, 2006. — 208 с.

142. Политика О.И. Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. СПб.: Речь, 2006. — 208 с.

143. Полунина А.Г., Давыдов Д.М., Брюн Е.А. Когнитивные нарушения и риск формирования алкоголизма и наркоманий при синдроме дефицита внимания с гиперактивностыо // Психологический журнал. 2006. -V. 27 (1) — С. 93-100

144. Правило Е.С. Патопсихологические характеристики детей дошкольного возраста с гиперактивными расстройствами и дефицитом внимания // Автореферат диссертации на соисканиеученой степени кандидата психологических наук. СПб., 2010. -18 с.

145. Практикум по возрастной психологии. Учеб. Пособие. / Под ред. Л.А. Головей, Б.Ф. Рыбалко. СПб.: Речь, 2002. — 694 с.

146. Практикум по семейной психотерапии. Современные модели и методы. / Под ред. Э.Г. Эйдемиллера. СПб.: Речь, 2010. — 432 с.

147. Прихожан A.M. Психология неудачника: Тренинг уверенности в себе. -М.: ТЦ «Сфера», 1997. 192 с.

148. Психогимнастика в тренинге. Под редакцией Н.Ю. Хрящевой. -СПб.: «Ювента», 1999. 256 с.

149. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями в развитии. Хрестоматия / Сост. и общая редакция В.М. Астапова, Ю.В. Микадзе. СПб.: Питер, 2001. — 256 с.

150. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. / Под ред. И.В. Дубровиной. -М.: «Академия», 1998. -160 с.

151. Психология здоровья. Учебник для вузов / Под ред. Г.С. Никифорова. СПб.: Питер, 2003. — 607 с.

152. Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития. / Сост. и общая редакция В.М. Астапова, Ю.В. Микадзе. СПб.: Питер, 2002. — 384 с.

153. Психология совладающего поведения. // Материалы Международной науч.-практ. конф. / Отв. ред. Е.А. Сергиенко, Т.Д. Крюкова. Кострома: КГУ им. H.A. Некрасова, 2007. — 426 с.

154. Психотерапевтическая энциклопедия. / Под общей редакцией Б.Д. Карвасарского СПб.: Питер Ком, 1998. — 752 с.

155. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. -М.: Просвещение, 1991.-211 с.

156. Раттер М. Помощь трудным детям. Пер. с англ. М.: Просвещение, 1987. — 432 с.

157. Ремек В.Г., Конторович В.А., Крукович Е.И. Психологическая помощь в кризисных ситуациях. СПб.: Речь, 2005. — 256 с.

158. Рейноутер Дж. Это в ваших силах. Как стать собственным психотерапевтом. Пер. с англ. 2-е изд. -М.: Прогресс, 1993. 239 с.

159. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образования: Учебное пособие. М.: ВЛАДОС, 1996. — 529 с.

160. Романов A.A. Направленная игротерапия агрессивности у детей. // Альбом диагностических и коррекционных методик. М.: Принт, 2004. — 48 с.

161. Романова Е.Р., Гребенников Л.Р. Механизмы психологической защиты. Мытищи: Изд-во Талант, 1996. — 144 с.

162. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии СПб: Издательство «Питер», 2000 — 712 с.

163. Рудестам К. Групповая терапия. СПб.: Питер Ком, 1998. — 384 с.

164. Рычкова H.A. Поведенческие расстройства у детей: диагностика, коррекция и психопрофилактика. М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем». Изд-во «Гном-пресс», 1998. — 100 с.

165. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения, коррекционные программы. Ярославль: Академия развития, 2002. — 144 с.

166. Самуэлс Э. Юнг и постъюнгианцы. Курс юнгианского психоанализа. М.: ЧеРо, 1997. — 444 с.

167. Сартан Г.Н. Тренинг самостоятельности у детей. М.: ТЦ «Сфера», 1999.-128 с.

168. Сатир В. Психотерапия семьи. СПб.: Ювента, 1999. — 284 с.

169. Сатир В. Как строить себя и свою семью. Пер. с англ. -М.: Педагогика-Пресс, 1992. 256 с.

170. Семейная психология. Хрестоматия / Сост. Э.Г. Эйдемиллер, Н.В. Александрова, В. Юстицкис. СПб.: Речь, 2007. — 400 с.

171. Семенович A.B. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. М.: Академия, 2002. — 232 с.

172. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: Речь, 2010. — 350 с.

173. Синягина Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений. М.: Гуманит. Изд-во центр «Владос», 2001.-96 с.

174. Сирота H.A., Ялтонский В.М. Коппинг-поведение и психопрофилактика психосоциальных расстройств у подростков // Обозрение психиатрии и медицинской психологии. 1994. -№ 1. — С.63-74

175. Сиротюк A.JT. Синдром дефицита внимания с гиперактивностыо. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам М.: ТЦ Сфера, 2008 — 128 с.

176. Скворцов И.А. Развитие нервной системы у детей (нейроонтогенез и его нарушения). -М.: Тривола, 2000. 208 с.

177. Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин. -Минск: Харвест, 1997. 800 с.

178. Степанов C.B. В поисках тормозов // Школьный психолог. 2000. -№4.-С. 9-10

179. Сухарева Г.Е. Лекции по психиатрии детского возраста. М.: Медицина, 1974.-320 с.

180. Ткачева В.В. Психокоррекционная работа с матерями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии. Практикум по формированию адекватных отношений. М.: Издательство «Гном-Пресс», 1999. — 64 с.

181. Toppe Делла А. Ошибки родителей. М.: Прогресс, 1993. — 136 с.

182. Тржесоглава 3. Легкая дисфункция мозга в детском возрасте. / Пер. с чешек. М.: Медицина, 1986. — 256 с.

183. Уэндер П., Шейдер Р. Психиатрия. Пер. с англ. / Под редакцией Р. Шейдера.- М.: Практика, 1998. 485 с.

184. Фесенко Е.В, Фесенко Ю.А. Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей. СПб.: Наука и Техника, 2010. — 384 с.

185. Фигдор Г. Дети разведенных родителей: между травмой и надеждой (психоаналитическое исследование). -М.: Наука, 1995. -376 с.

186. Флэйк-Хобсон К., Робинсон Б.Е., Скин П. Развитие ребенка и его отношения с окружающим. Пер. с англ. М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1993.-511 с.

187. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем.; в 4-х томах. Т. 3. -М.: Генезис, 1998. 160 с.

188. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. Практическое пособие. Пер. с нем. В 4-х томах. Т. 4. -М.: Генезис, 1999. 160 с.

189. Фопель К. Психологические группы: Рабочие материалы для ведущего: Практическое пособие. Пер. с нем. 2-е изд., стер. М.: Генезис, 2000. — 256 с.

190. Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник. Пер. с англ. и нем. / Общ. ред. Л.Я. Гозмана и Д.А. Леонтьева. М.: Прогресс, 1990.-386 с.

191. Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. Минск.: Литера:, 1996. — 192 с.

192. Халецкая О.В., Трошин В.М. Минимальная дисфункция мозга в детском возрасте // Журнал неврологии и психиатрии. 1998. — № 9. — С. 4-8.

193. Хризман Т.П. Развитие функций мозга ребенка. Л.: Наука, 1978. — 143 с.

194. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). СПб.: Питер Пресс, 1997 — 608 с.

195. Цветкова Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей. Изд. 2-е, исправленное и дополненное. М.: «Российское педагогическое агенство», «Когито-центр», 1998. — 128 с.

196. Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение: Учебное пособие. СПб.: ИД «МиМ», 1997. — 192 с.

197. Цыганкова Н.И. Совладающее поведение младших школьников с минимальной мозговой дисфункцией // Материалы конференции, посвященной присвоению Центру восстановительного лечения

198. Детская психиатрия» имени С.С. Мнухина.УШ Мнухинские чтения. «Наследие профессора С.С. Мнухипа: из ХХ-го в век XXI» / Сост. ДЛО. Шигашов, Ю.А. Фесенко, Л.П. Рубина, Д.Н. Исаев, Б.В. Воронков. СПб.: ООО «Нева-Трейд», 2009. — 265 с. -С. 232-237

199. Цыганкова Н.И., Никольская И.М. Межличностные отношения младших школьников с гиперкинетическим расстройством // Вестник Тюменского государственного университета: Сер. Педагогика и психология. Тюмень: ТюмГУ, 2011 № 9 — С. 216223.

200. Черепанова Е.М. Психологический стресс: Помоги себе и ребенку. Книга для школьных психологов, родителей и учителей. 2-е изд. — М.: «Академия», 1997. — 96 с.

201. Чистякова М.И. Психогимнастика / Под ред. М.И. Буянова. 2-е изд. -М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.- 160 с.

202. Чутко Л.С. Синдром дефицита внимания с гиперактивностыо и сопутствующие расстройства. СПб.: Хока, 2007. — 136 с.

203. Чутко Л.С., Пальчик А.Б., Кропотов Ю.Д. Синдром нарушения внимания с гиперактивностыо у детей и подростков. СПб: Издательский дом СПб МАЛО, 2004. — 112 с.

204. Чутко Л.С., Кропотов Ю.Д., Яковенко Е.А., Королева НЛО. Нейромультивит при синдроме нарушения внимания с гиперактивностыо у детей // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2002. — № 5 — С. 56-58

205. Шарапановская Е.В. Воспитание и обучение детей с ММД и ПОШП. М.: ТЦ Сфера, 2005. — 96 с.

206. Шарапановская E.B. Социально-психологическая дезадаптация детей и подростков: Диагностика и коррекция. М.: ТЦ Сфера, 2005.- 160 с.

207. Шевченко Ю.С. Коррекция поведения детей с гиперактивностыо и психопатоподобным синдромом: Практическое руководство для врачей, психологов и педагогов. 2-ое изд.- М.: Вита-Пресс, 1997.-48 с.

208. Шевченко Ю.С., Шевченко М.Ю. Игровая психология детей с гиперактивным поведением // Школа здоровья. 1997. — Т. IV № 2.-С. 82-85

209. Шевченко Ю.С., Добридень В.П. Онтогенетически-ориентированная психотерапия (методика ИНТЭКС). Практ. пособ. М.: Российское психологическое общество, 1998. — 157 с.

210. Шипицына JI.M. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. СПб.: Изд-во «Дидактика Плюс», 2002. — 496 с.

211. Шипицына JI.M., Хилько A.A., Галлямова Ю.С., Демьянчук Р.В., Яковлева H.H. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста. / Под ред. Л.М.Шипициной. СПб.: Речь, 2003. — 240 с.

212. Штейнхард Л. Юнгианская песочная психотерапия. СПб.: Питер, 2001.-230 с.

213. Элиум Дж. Элиум Д. Воспитание дочери. СПб.: Питер-Пресс, 1997.-384 с.

214. Элиум Д. Элиум Дж. Воспитание сына. СПб.: Питер, 2003. -256 с.

215. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. Учебное пособие для врачей и психологов. Изд. 2-е, испр. и доп. СПб.: Речь, 2006. — 352 с.

216. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В. Психология и психотерапия семьи. СПб.: Питер, 1999. — 656 с.

217. Ясюкова JT.A. Оптимизация обучения и развития детей с минимальными мозговыми дисфункциями. СПб.: ИМАТОН, 1997.- 136 с.

218. Яременко Б.Р., Яременко А.Б., Горяинова Т.Б. Минимальные дисфункции головного мозга у детей. СПб.: САЛИТ-ДЕАН, 1999.- 128 с.

224. Barkley R.A. ADHD and the nature of self-control. New York, 1997.

225. Barkley R.A. Attention deficit disorder with hyperactivity: A handbook for diagnosis and treatment. -N.Y., 1998. 688 p.

227. Barowsky E. The use of biofeedback in the treatment of disorders of childhood // Ann. N.Y. Fcad. Sci. 1990. — Vol. 602. — P. 221-233.

233. Biederman J. Attention-deficit/hyperactivity disorder: a selective overview. //Biol Psychiatry. -2005. -V. 57. P. 1215-1220

238. Conners C. Hyperkinetic children // Cop. -1986. -160 p.

241. Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders, 4-th Ed. -Washington, 1994

246. Gaddes W. H., Edgell D. Learning Disabilities and Brain Function. A Neuropsychological Approach, 3-rd Ed. New York, 1994

254. Lazarus R.S., Folkman S. Transactional theory and research on emotion and coping // Europ. J. of Personality 1987. — V.l -141-169

256. McGough J.J. Attention-Deficit/Hyperactivity Disorder pharmacogenomics // Biol Psychiatry. 2005. — V. 57. — P. 13671373

261. O’Regan F. ADHD (Splecial Education Needs) / F. O’Regan. CIPG: Academi, 2005.- 112 p.

262. Parker H.C. The ADD Hiperactiviti: Workbook for parents, theachers and kids. Acad. Press. N.Y., 1998. — 186 p.

15 ноября 2019

Журнал «Здоровье семьи»

Минимальная мозговая дисфункция является наиболее распространенной формой нервно-психических нарушений в детском возрасте. При ММД наблюдается задержка развития тех систем мозга, которые обеспечивают такие функции как речь, внимание, память. По общему интеллектуальному развитию дети с таким нарушением находятся на уровне нормы, но при этом испытывают значительные трудности в школьном обучении, социальной адаптации. Вследствие поражения, недоразвития определенной части коры головного мозга у детей нарушается формирование навыков письма (дисграфия), чтения (дислексия), счета (дискалькулия). Иногда эти нарушения встречаются в изолированном виде, но чаще они сочетаются между собой.

Наиболее распространенным вариантом ММД является гиперактивное расстройство с дефицитом внимания. Причем уже в раннем возрасте у многих детей с этим диагнозом обнаруживается гипервозбудимость: как правило, с первых месяцев жизни, иногда – с 6-8 месячного возраста. Несмотря на правильный режим и уход, достаточное количество пищи, дети беспокойны, у них отмечается беспричинный немотивированный плач. Он сопровождается избыточной двигательной активностью, вегетативными реакциями в виде покраснения, мраморности кожных покровов, усиленной потливости, учащения дыхания, сердцебиения. Во время крика можно наблюдать повышения мышечного тонуса, тремор подбородка, рук. Практически у всех детей с синдромом гипервозбудимости наблюдается нарушение сна. Оно выражается в затрудненном длительном засыпании, частом и раннем пробуждении, вздрагивании даже при незначительной силе звука, стереотипных движениях во сне (качание головой, сосание пальца), а также появляется сонливость, возбуждение в течение дня, нарушается чередование сна и бодрствования. Частым симптомом гипервозбудимости являются трудности с кормлением. Дети плохо берут грудь, беспокойны во время кормления. Отмечается предрасположенность к срыгиванию, рвоте, жидкий стул чередуется с запорами. В возрасте от 1 года до 3-х лет детей с ММД отличает двигательное беспокойство, нарушение сна, аппетита, слабая прибавка в весе, отставания в психоречевом и моторном развитии. К 3-м годам обращают внимание на повышенную утомляемость, отвлекаемость, моторную неловкость, импульсивность, упрямство, негативизм. В младшем возрасте у них нередко наблюдается задержка в формировании навыков опрятности (недержание мочи, кала во сне и в дневное время). Как правило, нарастание симптомов происходит, когда ребенок начинает посещать детский сад или школу. Увеличение нагрузок на ребенка может приводить к нарушению поведения в виде упрямства, непослушания, замедляется психоречевое развитие. Для детей этого возраста характерна школьная дезадаптация. Трудности психологического характера могут вызвать психосоматические нарушения, проявления вегето-сосудистой дистонии.

Таким образом, если в дошкольном возрасте у детей с ММД наблюдается гипервозбудимость или, наоборот, рассеянность, то у школьников на первый план выступают проблемы обучения, нарушения поведения, психоэмоциональная неустойчивость, неуверенность в себе, страхи, вспыльчивость, агрессивность. В подростковом возрасте нарушение поведения нарастает, появляются трудности во взаимоотношениях, ухудшается успеваемость, появляется так называемый дух «бунтарства» (отрицания авторитетов, нарушение семейных и общественных правил поведения). Проявляется тяга к употреблению алкоголя, наркотиков.

Поэтому усилия специалистов (неврологов, психологов) должны быть направлены на своевременное выявление и коррекцию минимальной мозговой дисфункции у ребенка, сведение к минимуму факторов, усугубляющих проявления ММД и способных трансформировать эти проявления из «минимальных» в весьма драматичные.

Классный час: сколько игрушек нужно ребёнку

Современных детей часто называют гиперактивными. Как это проявляется? Что делать родителям? И как отличить обычную активность детей от заболевания? Об этом в программе «Классный час» рассказала педагог-психолог психологического центра «Лад» Ирина Антончик.

Анна Крафт

Анна Крафт
15:52, 30 ноября 2017

Гиперактивный ребёнок — это малыш, который страдает чрезмерной двигательной подвижностью. Сейчас этот недуг называют синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Такой ребёнок неусидчивый, импульсивный, часто отвлекается, ему сложно концентрировать внимание. Кроме того, он плохо засыпает, как днём, так и вечером. Но поставить такой диагноз может только врач после длительного наблюдения за поведением малыша.

Ирина Антончик (педагог-психолог центра Лад).jpg

«Это медицинский термин, медицинский диагноз, который ставит доктор-невропатолог или психиатр на основании своих заключений, обследований ребёнка. Если всё-таки у ребёнка заболевание, и есть диагноз, то самое первое и самое важное — этот ребёнок должен обязательно получать и медикаментозную помощь в том числе. Он должен наблюдаться у невролога. В какие-то периоды, когда врач рекомендует, должна быть медикаментозная поддержка такому ребёнку, потому что его нервная система сама вряд ли справится с нагрузками, которые его ожидают. Кроме того, нужна педагогическая и психологическая поддержка немного другая, чем обычным здоровым детям без диагноза»

Ирина Антончик, педагог-психолог психологического центра «Лад»

Психиатры считают, что поставить ребёнку диагноз повышенная активность можно в возрасте пяти или шести лет. Проявление гиперактивности более заметными и выраженными становятся в школе. Такой ребёнок не умеет работать в коллективе, ему сложно пересказывать и сочинять тексты. Почему возникает такой синдром? Причин может быть несколько. Среди них генетическая предрасположенность, различные поражения головного мозга, неблагоприятный климат в семье.

114 ребят ждут родителей в детдомах Новосибирска

Поэтому, если у малыша есть синдром гиперактивности, в доме должна преобладать спокойная и дружественная атмосфера. Нельзя громко кричать и выяснять на повышенных тонах отношения. Ребёнку надо уделять достаточно внимания, много гулять с ним на свежем воздухе. Кроме того, не следует посещать шумные мероприятия, которые будут перевозбуждать психику. Очень часто родители и педагоги активных детей называют гиперактивными. Но это вовсе не означает, что у них есть заболевание, просто ребёнок более подвижный, в чём-то больше раскрепощён, чем другие дети.

«Зачастую родителям может казаться, что ребёнок гиперактивен от того, что идёт резкая смена деятельности. Например, когда ребёнок сидит за гаджетом час или два и играет, а потом резко идёт в сад, школу или на какие-то развивающие кружки, и он начинает кричать, бегать, топать ногами, размахивать руками. Это может быть, например, педагогическая запущенность, когда родители, не уделяя достаточно внимания своему ребёнку, довели его до такого состояния. Это может быть просто выплеск его физической энергии, которая скопилась за время бездействия», — говорит педагог-психолог Ирина Антончик.

Есть несколько правил, как воспитывать таких малышей. Главное из них — это соблюдение режима дня. Гиперактивным детям надо ограничить время просмотра телевизора и игр на компьютере и планшете.

8C5A6832.jpg

Фото: Мария Козлова, nsknews.info

«Эти ограничения должны быть известны ребёнку заранее. Если ребёнка с младшего возраста к этому начинать приучать, то к первому классу он должен абсолютно осознанно и хорошо это понимать, потому что у нас такое правило. Например, играем в компьютерные игры или на планшете не больше 30 минут в день. И родители или другой взрослый, кто следит за ребёнком, должны чётко выполнять изо дня в день это правило. Оставаясь спокойным, ограничивать ребёнка в этом и каждый день напоминать ему. Самое главное и первое правило — это постоянство», — комментирует Ирина Антончик.

Драмкружок, кружок по фото, а ещё и петь охота: куда отдать ребёнка

Кроме того, не стоит в начале обучения ожидать от таких детей аккуратного, красивого почерка и чистых тетрадей.

«Мы будем хвалить его за то, что он справился с заданием, смог усидеть и сконцентрировать своё внимание. И похвалим его за верно выполненное задание или даже за ошибки, чтобы сформировать его мотивацию успеха. Обязательно делим ребёнку всю его рабочую нагрузку на несколько частей. Ни в коем случае нельзя предположить, что гиперактивный ребёнок будет полтора часа подряд сидеть и делать домашнее задание. И как ему, в какой последовательности их делать, должны помочь родители. Сначала сложные задания, потом перерыв: весёлая игра с криками, визгами, можно побарахтаться, или другим способом расслабить тело, выплеснуть эмоции, и только потом приступаем к следующему заданию», — поясняет Ирина Антончик.

Также она подчёркивает: если родителям кажется, что их ребёнок не может сосредоточить внимание и выполнять задания, которые выполняют его сверстники, то не надо стесняться обратиться за помощью к психологу или педагогу.

#Школа #Дети #Семья #Образование #Здравоохранение #Классный час #Городская волна