Глас 4 слушать

Задания по теоретическим предметам (сольфеджио, слушание музыки, музыкальная литература) преподавателя Затонской О.А. для всех обучающихся

Задание по хору с 12 по 15 мая 2020 года

Продолжаем разбирать произведение ” песня о далёком солдате”. Играем и поем свой голос сольфеджио, не забываем про знаки при ключе.
Выучить наизусть стихотворный текст. Dona nobis pacem – выучить наизусть тему , петь и играть сольфеджио.
Остальные две части по нотам играть и петь сольфеджио.
«Во поле рябинушка стояла” – играть и петь со словами свой голос.

Задание по хору с 27 апреля по 2 мая 2020 года

«Песня о далёком солдате”- разбор.
Прочитать стихотворный текст выразительно, вдумчиво, внимательно.
Сольфеджио пропеть куплет, не забывать про ключевые знаки .
«Во поле рябинушка стояла”- играть и петь сольфеджио отдельно каждую партию.
Обратить внимание на пунктирный ритм.
«Dona nobis pacem”- играть и петь сольфеджио каждый голос

Задание по хору с 20 по 25 апреля 2020

«Случайный вальс”- играть и петь со словами свою партию. Двухголосие- свой голос пою, другой играю, трехголосие – свой голос пою и играю, два оставшихся играю!
«Христос воскресе”- играть три голоса и петь свой со словами.
«Весна.Пасха” играть двухголосие – и петь свой со словами.

Задание по хору с 13 по 17 апреля 2020года.

«Случайный вальс”- играть и петь сольфеджио свою партию.
В припеве играть и петь сольфеджио свою партию и играть любую другую.
«Весна.Пасха” – играть и петь сольфеджио свою партию.
«Христос воскрес”- выучить наизусть слова и рассказать выразительно все куплеты.
Играть и петь сольфеджио свою партию.

Посо­бие для прак­ти­че­ского обу­че­ния цер­ков­ному пению для сме­шан­ного четы­рех­го­лос­ного хора.
При­ве­ден­ные ком­по­зи­ции содер­жат запись осмо­гла­сия, раз­ра­бо­тан­ную инди­ви­ду­ально для каж­дой пар­тии: сопрано, альт, тенор, бас. Исполь­зуя эту запись в своей учеб­ной прак­тике, вы можете, регу­ли­руя баланс аку­сти­че­ских коло­нок, про­слу­шать каж­дую пар­тию в отдель­но­сти, а также ее гар­мо­ни­че­ское соеди­не­ние с дру­гими голо­сами. Поскольку цель ваших заня­тий – научиться дер­жать пар­тию само­сто­я­тельно, по мере обу­че­ния жела­тельно сме­щать баланс зву­ча­ния в сто­рону ее мень­шего выделения.

При созда­нии записи было исполь­зо­вано изда­ние: Оби­ход цер­ков­ного пения: Все­нощ­ное бде­ние: Неиз­ме­ня­е­мые пес­но­пе­ния. Осмо­гла­сие. – М.: Изда­тель­ский Совет Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви, 2005. – 264 с.
В записи при­ни­мал уча­стие хор храма Рож­де­ства Пре­свя­той Бого­ро­дицы в Кры­лат­ском п/у С. Кривобокова.

Зву­ко­ре­жис­сер: А. Калашников
Изда­тель: Изда­тель­ский Совет Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви (Мос­ков­ский Патриархат)
Общее вpeмя: 4 ч. 57 мин.

Стоп через мин.

Учебная программа по Церковному пению для 1-3-го курсов

Составитель: Н. Е. Мякинина

ЯП»

Целью данного курса является научение студентов духовной семинарии традиционному одноголосому пению русского осьмогласия. Предмет включает в себя изучение гласовых песнопений и песнопений суточного и годового богослужебного круга из Октоиха, Требника, Ирмология.

Основополагающий принцип церковного пения — осьмогласие, или пение на гласы. Структура каждого отдельного гласа не однородна. Глас состоит из стихирного напева, которым распеваются тропари, и напева ирмологического, которым распеваются ирмосы канонов. Каждый напев состоит из определенного количества мелодических строк; при обучении гласам необходимо требовать от учащихся твердого знания мелодических строк и порядок их чередования в песнопении. Пение на гласы заключается в умении правильного распределения и распе-вания строк текста богослужебных книг при помощи мелодических строк осьмогласия.

Осьмогласные песнопения, зафиксированные нотами, — всего лишь образцы, знание которых позволяет распевать не нотированные тексты.

Для освоения песнопений не осьмогласных, созданных на основе не повторяющихся мелодических строк, от студентов требуется умение петь по нотам. Приступая к этому, преподаватель должен объяснить строение звукоряда, обозначение высоты и длительности звуков, употребляемых в церковном пении, и других элементарных понятий по теории музыки. Следует пользоваться скрипичным ключом и круглой (итальянской) нотацией, но в качестве дополнительного материала преподается расшифровка нот квадратного письма («топориков») в це-фаунтном ключе, так как это в дальнейшем на приходах может помочь в возрождении древнего, основного распева Русской Православной Церкви — знаменного.

Объем музыкально-теоретических сведений, сообщаемых учащимся, не должен выходить за пределы необходимых для нотного пения по обиходу.

Весь изучаемый материал должен быть расположен в постепенном освоении трудностей. Сначала необходимо научить пению тропарей, затем стихир, канонов, прокимнов, догматиков и других изучаемых песнопений.

При изучении осьмогласных песнопений обязательно использовать не только воскресные тексты богослужебных книг, но также тексты служб двунадесятых праздников, служб Постной и Цветной Триодей, Миней, суточного круга богослужений и Требника.

Таким образом, целью курса является формирование у учащихся правильного представления о православном богослужебном пении, а также помощь в практическом овладении церковно-певческим обиходом. Это предполагает знакомство с элементарной теорией музыки и совместные практические занятия в аудитории, а также регулярное несение клиросного послушания.

Кроме этого материала учащимся уместно дать краткие сведения по истории богослужебного пения.

-и курс

Изучение каждого гласа включает в себя:

Тропарный глас:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

•»Бог Господь…»

•Тропарь воскресный с его Богородичным.

•Тропари двунадесятых и великих праздников, общие святым.

•Пение иных тропарей данного гласа из богослужебных книг.

Стихирный глас:

•»Господи воззвах…» с запевами.

•1-я воскресная стихира.

•Догматик.

•Пение всех воскресных стихир данного гласа с запевами и иных стихир из богослужебных книг.

1.Общее понятие о церковном богослужебном пении

2.Осьмогласие — основополагающий принцип церковного пения. История осьмогласия.

Гласы тропарные:

3.1 глас. Названия звуков. Названия октав. Размещение нот на нотоносце. Скрипичный ключ.

4.2 глас. Нотное обозначение длительности звуков.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5.3 глас. Размер. Такт.

6.4 глас. Мажор и минор. Тоника. Тоническое трезвучие.

7.5 глас. Вводные звуки. Полутон и тон.

8.6 глас. Диез, бемоль, бекар. Ключевые и неключевые знаки альтерации.

9.7 глас. Нота с точкой.

10.8 глас. Басовый ключ. Запись нот в басовом ключе.

11.Заключительное занятие: повторение пройденного материала, подготовка к зачету.

Гласы стихирные:

12.1 глас. Начало христианского богослужебного пения.

13.2 глас. Лига. Главные ступени лада.

14.з глас. Устойчивые и неустойчивые звуки лада.

15.4 глас. Строение мажорной гаммы.

16.5 глас. Богослужебное пение от Константина Великого до преподобного Иоанна Дамаскина.

17.6 глас. Три вида минорного лада.

18.7 глас. Мажорные и минорные трезвучия.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19.8 глас. Основы византийской певческой системы.

20.Повторение пройденного материала.

21.Заключительное занятие.

2-й курс

1.Предыстория богослужебного пения.

2.Гласы ирмологические:

3.1 глас. 2 глас. Богослужебное пение Ветхого Завета.

4.3 глас. Трисоставность богослужебного пения.

5.4 глас. Музыкально-философские системы античного мира.

6.5 глас. Интервалы.

7.6 глас. Большая и малая секунды.

8.7 глас. Большая и малая терции.

9.8 глас. Чистые кварты и квинты.

10.Повторение пройденного материала.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11.О различении понятий богослужебного пения и музыки.

12.Обиходные песнопения Панихиды. Большие и малые сексты.

13.Догматики 1-8 гласы. Большие и малые септимы, чистая прима и чистая октава.

14.Обиходные песнопения Всенощного Бдения: «Приидите поклонимся…», Псалом 103, Великая ектения, «Блажен муж…»

15.»Положи Господи…», «Свете тихий», прокимны вседневные, «Сподоби Господи…»

16.»Ныне отпущаеши…», Псалом 33, «Хвалите имя Господне», антифоны, образцы напевов «Честнейшую…»

17.Великое славословие, тропари воскресные, «Взбранной Воеводе… «

18.Обиходные песнопения Божественной литургии: Антифон 1, 2, «Единородный Сыне…», антифон, Трисвятое, «Елицы во Христа… «

19.Прокимны Литургии, Аллилуарий, Херувимская песнь.

20.»Милость мира…», «Достойно есть…», окончание Литургии.

21.Цефаунтный ключ. Расшифровка квадратной нотации.

3-й курс

1.Величания двунадесятых праздников и общие величания.

2.Развитие византийской певческой системы. Задостойные двунадесятых праздников.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3.Припевы на паремиях. Припевы на 9-й песне канонов. Обиходные великопостные песнопения: «Милость мира» (на Литургии святителя Василия Великого), «О Тебе радуется…»

4.»Покаяния отверзи ми двери…», «На реках Вавилонских…», припевы к тропарям св. Андрея Критского, Великопостные ектении.

5.Великие прокимны, «С нами Бог…» и тропари «День прешед…», после «Верую…», по 2-м Трисвятом, «Господи сил…»

6.Особенности богослужебного пения на Западе. На утрени Великого поста, песнь Богородицы, «Взбранной Воеводе…», Многолетие.

7.Песнопения из литургии Преждеосвященных Даров. «Во Царствии Твоем…», прокимны 1-й седмицы Великого поста, тропари по «Ныне отпущаеши…»

8.»Да исправится…», «Ныне силы небесныя…», «Отче наш…», «Един свят…», «Вкусите и видите…», окончание Литургии.

9.Великие прокимны. Тропарь утрени Великого понедельника, Великого четвертка, Великого пятка. Эксапостиларий в Великий четверток и Великий пяток.

10.Песнопения Цветной Триоди: тропарь Пасхи, образец пения Пасхального канона, эксапостиларий Пасхи, стихиры Пасхи.

11.Песнопения частных богослужений. Образец пения акафиста.

12.Происхождение и ранние формы богослужебного пения на Руси. Периодизация русского богослужебного пения.

13.Древнерусская теория богослужебного пения. Знаменный распев. Путевой, демественный и большой знаменный распевы. Строчное пение. Позднейшие распевы Русской Православной Церкви. Партесное пение. Судьбы русского богослужебного пения в XX веке.

Рекомендуемая литература

1.Алеев В. В., Науменко Т. И. Музыкальный словарь для учителя. СПб., 1995.

2.Богослужебные книги.

3.Булучевский Ю., Фомин В. Краткий музыкальный словарь для учащихся.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Л., 1984.

4.Вахромеев В. А. Учебник церковного пения. Мн., 2002.

5.Введенская М. А., Павлова Л. Г. Культура и искусство речи. Ростов-на-Дону,

6.Гарднер И. А. Богослужебное пение Русской Православной Церкви. Сергиев

Посад: МДА, 1998.

7.Герцман Е. В. Гимн у истоков Нового Завета. М., 1996.

8.Дехант Г. Дирижирование. Н. Новгород, 2000.

9.Зиновьев В., свящ. История церковного пения. Ярославль, 2001.

10.Как научиться петь. Основы вокальной техники. М., 2002.

11.Киприан (Керн), архим. Литургика (гимнография и эортология). М., 1999.

12.Кочнева М., Яковлева А. Вокальный словарь. Л., 1986.

13.Крунтяева Т., Молокова Н., Ступель А. Словарь иностранных музыкальных

терминов. Л., 1982.

14.Крюкова В. В. Музыкальная педагогика. Ростов-на-Дону, 2002.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15.Ловягин Е. Богослужебные каноны на греческом, славянском и русском языках. СПб., 1861.

16.Мартынов В. И. История богослужебного пения. М., 1994.

17.Он же. Культура, иконосфера и богослужебное пение Московской Руси. М., 2000.

18.Он же. Пение, игра и молитвы в русской богослужебной системе. М., 1997.

19.Матвеев Н. В. Хоровое пение. Н. Новгород, 1998.

20.Медушевский В. В. Внемлите ангельскому пению. Мн., 2000.

21.Металлов Василий, прот. Очерк истории православного церковного пения в России. ТСЛ, 1995.

22.Микеева Л. Музыкальный словарь в рассказах. М., 1986.

23.Николаев Борис, прот. Знаменный распев как основа русского православного церковного пения. Иосифо-Волоцкий монастырь, 1995.

24.Николаев Борис, прот. Толковая грамматика Знаменного пения. Псков, 1995.

25.Никольский А. Голос и слух хорового певца. М., 1998.

26.О церковном пении: Сборник статей. М., 1997.

27.Ольга (Володина), мон. Музыкальная культура Византии. Сретенский монастырь, 1998.

28.Ольхов К. Теоретические основы дирижерской техники. Л., 1984.

29.Православный богослужебный сборник. М., 1991.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

30.Романовский Н. В. Хоровой словарь. Л., 1980.

31.Рухова С. А. Беседы о церковном пении. М., 1999.

32.Мелитон Сардийский, свт. О Пасхе. Киев, 1998.

33.Тропарион. М., 1998.

34.Учебный обиход нотного пения. М., 1899.

35.Филарет (Гумилевский), архиеп. Исторический обзор Песнопевцев и песнопения греческой церкви. ТСЛ, 1995.

36.Фридкин Г. Практическое руководство по музыкальной грамоте. М., 1996.