Гораций послания читать

Послание к Писонам об искусстве поэзии (Отрывки). Где содержание взять. Квинт Гораций Флакк. Послание к Пизонам». Гораций- краткое содержание произведения по главам на vsekratko.ru.

Гораций Послание Пизонам Краткое Содержание

Язык его произведений считался образцовым. Католические монахи, средневековые студенты и гимназисты XIX. Изучали латынь за его стихами. Последователями Горация стали многие европейские поэты, русские поэты пушкинской поры, украинские поэты XVIII и XIX. Основные произведения Самыми известными его произведениями стали: • «Оды» 23-13 гг.

Гораций Послание Пизонам Краткое Содержание

• «Сатуры» (сатиры) (41-30 гг. Э.) • «Эподы» (41 -30 гг. Э.) • «Послание» (20-10 гг. Гораций: биография Гораций родился в Венузии на юге Италии. Отец его был рабом, отпущенным на свободу. С расширением завоевательных войн рабы начинают играть все большую роль в жизни Римского государства. Их использовали не только на физических работах: образованный раб мог быть: • учителем; • инженером; • агрономом; • художником; • администратором; • военным советником.

Богатые люди, которые не имели прямых потомков, могли завещать свое имущество любимому рабу, предварительно отпустив его на свободу. Поскольку рабов в Рим пригоняли с завоеванных территорий, можно себе представить, какую огромную роль в культуре Древнего Рима со временем стали играть иностранцы. Этот процесс получил в науке название «варваризация римской культуры». Рабы, которым поручали ответственные должности, были вполне равнодушными к идее римского патриотизма, их мало интересовали римские добродетели и обычаи. Они в основном плохо знали латынь, засоряли речь словами «варварского» происхождения. Рабская биография Горация Флакка наложила отпечаток на все его творчество. Он был равнодушен к почестям императорского двора и к служебной карьере.

Зато он ценил искренние человеческие отношения и скромные радости жизни. Образование он получил сначала в Риме, затем в Афинах — в центре изучения философии. В то время по империи прокатилась волной гражданская война после убийства Цезаря (44 г. 23-летний Гораций поступает в республиканскую армию для борьбы с преемниками Цезаря, занимает должность военного трибуна. Участвует в битве при Филиппах (42 г. Э.) на стороне Брута против Октавиана.

Армия Брута была разгромлена. После амнистии Гораций возвращается в Рим, но его имение, приобретенное на сбережения отца, и имущество были конфискованы. Поэт отправляется в Рим и устраивается на канцелярскую должность, занимается переписыванием законов и других государственных документов. Гораций был поражен и подавлен распущенностью римлян, карьеризмом и преклонением перед сильными мира сего. Такое положение в обществе напрямую повлияло на творческую биографию Квинта Горация Флакка, его первые стихи имеют сатирическое окраску.

Это «Сатиры», написанные гекзаметром, и «Эподы» (стихи с «припевом»). Вергилий, который был тогда в зените славы, обратил внимание на поэта и познакомил его с меценатом. Встреча со знаменитым вельможей изменила всю дальнейшую биографию Горация. Ему импонировало, что меценат увидел в нем, прежде всего, поэта, а уже потом — человека определенного звена общества. Постепенно он становится певцом императорского Рима. Впоследствии Гораций оставил государственную службу и посвятил себя поэзии. Если собрать краткую биографию Квинта Горация Флакка в области творчества, получается внушительный список.

Поэт оставил после себя литературное наследие, состоящее из: • двух книг сатир; • одной книги эпод (лирических стихов); • четырех книг од (песен); • юбилейного гимна и двух книг посланий. Первая книга сатир состоит из десяти стихотворений. Темой послужили разные события жизни, разные люди. Литературные черты биографии Горация Гораций призывает к простоте и умеренности, высмеивает корыстолюбие, подлость и бесчестие. Сборник «Эподы» ( «припевы») состоит из 17 стихотворений славильного и сатирического содержания. Тематика весьма различна — от пропаганды сельского труда до прославления политики «золотого века».

Для термина «Гораций» см. Квинт Гора́ций Флакк ( Quintus Horatius Flaccus), очень часто просто Гора́ций ( ( 0-651208), —, ) — «золотого века». Его творчество приходится на эпоху гражданских войн конца и первые десятилетия нового режима.

Гораций Horatius Портрет Горация работы Имя при рождении: Квинт Гора́ций Флакк Дата рождения: 8 декабря 65 до н. Место рождения: Дата смерти: 27 ноября 8 до н. Место смерти: Гражданство (подданство): • Род деятельности: поэт Годы творчества: всю жизнь Направление: поетизм Язык произведений: Римский. Квинт Гораций Флакк родился в семье, владельца скромного имения в — римской военной колонии на юго-востоке Италии, на границе. Его полное имя засвидетельствовано в его работах и в подписи к «Юбилейному Гимну», который он написал по поручению императора Августа к столетним играм; «Quintus Horatius Flaccus carmen composuit» («Квинт Гораций Флакк сочинил песнь»).

Отец Горация был вольноотпущенником. Юридически дети вольноотпущенников приравнивались к свободнорождённым, но такое происхождение, тем не менее, рассматривалось как социальная неполноценность, которая окончательно сглаживалась только в следующем поколении. Этот фактор оказал определенное влияние на мировоззрение и творчество Горация. О матери поэт не рассказывает, хотя упоминает няню Пуллию. Когда будущий поэт был ребёнком, его отец оставил имение, спокойную экономную жизнь в провинции и переехал в Рим, чтобы дать сыну должное столичное образование, которое могло бы ввести его в более высокие общественные круги. В столице отец исполнял должность комиссионера на аукционах, получая по одному проценту со сделки от покупателя и продавца. «Бедный, честный крестьянин», каким рисует отца Гораций, тем не менее, посредством такого занятия сумел покрывать расходы, связанные с образованием сына.

Гораций прошёл через все ступени образования, обычного у римской знати своего времени: от первоначального обучения в школе Орбилия в Риме, где он изучал «Латинскую Одиссею» и до Академии в, где он занимался греческой литературой и философией (Академия того времени служила своего рода университетом или высшей школой для молодой аристократии Рима; одним из «одноклассников» Горация был, например, сын ). В Афинах Гораций так хорошо овладел греческим, что даже писал на нём стихи. Литературные и философские занятия Горация в Афинах были прерваны гражданской войной, наступившей после убийства.

Осенью этого года, приблизительно через полгода после убийства Цезаря, в Афины прибыл. Посещая философские лекции, он вербовал приверженцев республиканского строя для борьбы с преемниками Цезаря —. Как и Цицерон, Гораций стал сторонником дела республики и присоединился к Бруту. Гораций поступил в армию Брута и получил даже несколько неожиданную для сына вольноотпущенника должность (то есть офицера ) — должности военных трибунов занимали в основном дети и, и она являлась первым шагом в карьере военного. Этот факт позволяет предположить, что к этому времени Гораций (скорее всего, не без денег отца) обладал суммой в 400 000, то есть, необходимым для зачисления в сословие всадников, какая сумма позже позволила ему вкупиться в коллегию писцов.

В битве при Филиппах в ноябре войско Брута и Кассия было рассеяно и обращено в бегство, после чего и Брут и покончили самоубийством. После этого поражения Гораций пересмотрел свою позицию и отказался от какой-либо деятельности в этом направлении.

Впоследствии Гораций неоднократно упоминал о своих ранних республиканских «иллюзиях» и авантюре, которая могла оказаться для него роковой. В одной из Од он обратился к своему другу Помпею, который также принимал участие в сражении при Филиппах, где сообщил, что выжил только «бросив щит и бежав с поля боя» (что, между прочим, считалось первым признаком трусости). В Италию он вернулся, вероятно, в начале. Отца уже не было в живых; его родина, Венузия, попала в число городов, отданных ветеранам Цезаря, и наследственное имущество Горация оказалось конфискованным. После амнистии, объявленной в сторонникам Брута, он приехал в Рим и остался там. Несмотря на собственные жалобы о бедности, которая заставляет его заняться поэзией, Гораций имел достаточно средств, чтобы вкупиться в коллегию квесторских писцов (по ведомству государственных финансов).

Римское общество относилось с предубеждением к оплачиваемому труду, но на некоторые квалифицированные профессии такое отношение не распространялось; пожизненные должности этой коллегии считались почётными. Гораций работал секретарём ( scriba quaestorius), что обеспечило ему возможность жить в Риме и заниматься литературой. Видимо, к — относятся первые поэтические опыты Горация на латинском языке: стихотворения, впоследствии ставшие первой книгой «Сатир», и, впоследствии ставшие «Эподами». Литературные поиски Горация перекликаются с классицистическим движением, которое возглавлял и Луций Варий Руф. Оба старших поэта стали его друзьями.

В 39—38 годах до н. э. Они представил Горация, близкому другу и соратнику Октавиана. Меценат, после девятимесячных раздумий, приблизил к себе поэта. Попав в окружение Мецената и соответственно принцепса, Гораций сохранил присущую ему осмотрительность, не пытался выделиться, во всем проявлял уравновешенность. К программе социальных и политических реформ, проводимых Августом, Гораций относился с должным вниманием, не опускаясь, однако, до уровня «придворного льстеца». Горацием двигало не сколько согласие с идеологией, сколько чувство благодарности за долгожданный мир, восстановленный Августом в Италии, в которой почти сто лет происходили гражданские войны. Свидетельствует, что Октавиан Август предложил Горацию должность своего личного секретаря.

Это предложение, в общем сулившее большие выгоды, Горация привлечь не могло, и было им тактично отвергнуто. Гораций опасался в том числе того, что, приняв предложение, он лишится своей независимости, которой значительно дорожил. В Гораций предположительно присутствовал, вместе с Меценатом, при морском поражении Октавиана у мыса Палинур. В этом же году Гораций в обществе Мецената, юриста Кокцея Нервы (прадеда императора ), Фонтена Капитона (уполномоченного и легата Антония в Азии), поэтов Вергилия, Вария, издателя «Энеиды» Плотия Тукки совершил путешествие в; об этом путешествии идёт речь в известной Сатире (I 5). Между и (наиболее вероятно зимой 36—35) вышел первый сборник стихотворений Горация, книга «Сатир», посвященная Меценату.

В своей поэзии Гораций всегда подчеркивал, что его отношения с Меценатом основаны на взаимном уважении и дружбе, независимо от социального статуса; он стремился развеять представление о том, что их отношения имели характер отношений патрона и клиента. Гораций никогда не злоупотреблял дружбой Мецената и не пользовался его расположением в ущерб кому-либо. Гораций был далёк от того, чтобы требовать от своего покровителя большего; он даже не пользовался этой дружбой, чтобы вернуть отцовское имение, конфискованное Октавианом в пользу ветеранов после сражения при Филиппах. Однако такое в известной мере зависимое состояние Горация не раз становилось источником щекотливых положений, из которых он всегда выходил с совершенным тактом и достоинством. Далекий от честолюбивых стремлений, заботам и хлопотам городской жизни Гораций предпочитал тихую и спокойную жизнь в деревне. Сблизившись с Меценатом и его окружением, Гораций обзавёлся сильными покровителями и безусловно получил от Мецената существенные подарки.

Предположительно в Гораций приобрёл своё прославленное имение в Сабинских горах, на реке Тибур, около теперешнего ). (По некоторым текстам Горация был сделан вывод, что имение ему было подарено Меценатом (напр. Carmina II 18: 11—14), но ни сам Гораций, ни Светоний об этом не упоминают. Подобные фрагменты вообще проблематично рассматривать как непосредственное свидетельство того, что вилла Горация была подарком; вдобавок, существуют свидетельства о значительном собственном достатке Горация к этому времени.) 2 сентября Гораций вместе с Меценатом присутствовали при.

В вышла вторая книга «Сатир» и «Эподы», сборник из 17 стихотворений, которые он писал одновременно с сатирами. Название «Эподы» было дано сборнику грамматиками и указывает на, где короткий стих следует за длинным.

Сам Гораций назвал эти стихотворения «ямбами»; образцом для них послужили ямбы греческого поэта первой половины VII века до н. э.. Примечательно, что Гораций с самого начала творческого пути брал за образец древнегреческую классику, а не поэзию, в соответствии с тенденцией своего времени и окружения. Начиная с Гораций с перерывами писал лирические стихотворения, первый сборник которых, книги Ι—III, вышел во второй половине.

Лирические стихотворения вышли под названием «Песни» («Carmina»), но ещё в античности их стали называть. Это название сохранилось за ними до нашего времени. В античности греческий термин «ода» не был связан с собственно торжественным пафосом и употреблялся в значении «песня», как эквивалент латинского carmen. Между и Гораций старался держаться вдали от Рима, забросив «чистую поэзию» и вернувшись к полуфилософской «прозаической Музе» своих «Сатир». На этот раз уже не в полемической форме сатиры, а с преобладанием «мирного положительного» содержания; он написал 1-ю книгу «Посланий», в которую вошло двадцать стихотворений.

Послания вышли в (или в начале ) года до н. э. В промежутке с конца 20 до осени 19 года до н. э. Выходит Послание Юлию Флору, впоследствии второе во втором сборнике «Посланий». В с беспрецедентной торжественностью справлялись «вековые игры», празднество «обновления века», которое должно было знаменовать конец периода гражданских войн и начало новой эры процветания Рима. Август поручил Горацию написать для церемонии праздников.

Для поэта это явилось государственным признанием ведущего положения, которое он занял в римской литературе. Торжественный «Юбилейный гимн» был исполнен в храме хором из 27 юношей и 27 девушек 3 июня 17 года до н. э. Можно сказать, что теперь, когда Гораций давно «охладел» к лирике, он стал популярным, признанным её мастером. Август обращается к Горацию с новым поручением написать стихотворения, прославляющие воинскую доблесть своих пасынков. По словам Светония, сочинения Горация император «ценил до такой степени, и считал что они останутся на века, что не только возложил на него сочинение «Юбилейного гимна», но и прославление винделикской победы Тиберия и Друза заставив к тем трем книгам «Од» после долгого перерыва добавить четвертую».

Так, в появилась 4-я книга од, в которую вошло пятнадцать стихотворений, написанных в дифирамбической манере древнегреческого поэта. Империя окончательно стабилизировалась, и в одах уже не остается следа республиканской идеологии. Помимо прославления императора и его пасынков, внешней и внутренней политики Августа как носителя мира и благоденствия, сборник содержит вариации прежних лирических тем. К последнему десятилетию жизни Горация относится также вторая книга «Посланий», посвященная вопросам литературы.

Книга, состоящая из трех писем, создавалась между. Первое послание, обращенное к Августу (который выражал своё неудовольствие по поводу того, что до сих пор ещё не попал в число адресатов) вышло предположительно. Второе послание, обращенное к Юлию Флору, вышло раньше, между 20 и 19 годами до н. э.; третье, обращенное к Пизонам, вышло предположительно в (и выходило отдельно, возможно, ещё в ) году до н. э. Смерть Горация наступила от внезапной болезни, незадолго до его 57-летия, 27 ноября года. Как указывает Светоний, умер Гораций «через пятьдесят девять дней после смерти Мецената, на пятьдесят седьмом году жизни, наследником назначив Августа, при свидетелях устно, так как мучимый приступом болезни был не в силах подписать таблички завещания. Погребен и зарыт на окраине Эсквилина рядом с могилой Мецената».

Saturae, 1577 Вернувшись после амнистии в Рим и столкнувшись там с нуждой, для стартового сборника Гораций, тем не менее, избирает именно сатиру (несмотря на такую комбинацию факторов, как своё низкое происхождение и «подмоченную республиканскую» репутацию). Однако концепция Горация позволяет ему взяться за жанр, наименее подходящий для человека в его положении. В «Сатирах» Гораций не нападает на изъяны своих современников, но только демонстрирует их и высмеивает; изменять поведение людей или «наказывать» их Гораций не мыслит. Гораций не «брызжет яростью», но обо всем говорит с веселой серьёзностью, как человек доброжелательный. Он воздерживается от прямых порицаний, приглашает к размышлению о природе людей, оставляя за каждым право делать собственные выводы. Он не затрагивает актуальную политику и далек от личностей, его насмешки и поучения имеют общий характер.

Такая концепция совпадает со стремлениями Октавиана укрепить нравственные устои государства (следовательно, свой авторитет и свои позиции в Риме) посредством возврата к «добрым нравам» предков. (Пропаганда в этом направлении активно ведется под контролем самого Октавиана на протяжении всего первого десятилетия империи, когда Гораций писал «Сатиры».) Гораций считает, что примеры чужих пороков удерживают людей от ошибок. Эта позиция отвечает программе Октавиана, который считает, что сильная императорская власть необходима также и для контроля над «порочными представителями» общества. Вместе с современной романтически настроенной интеллигенцией Гораций приходит к — философии, проповедующей презрение к богатству и роскоши, стремление к «aurea mediocritas» («золотой середине»), умеренность во всем, довольство малым на лоне природы, наслаждение за бокалом вина. Это учение послужило той призмой, через которую Гораций стал рассматривать явления жизни.

В тех случаях, когда эти явления вступали в противоречие с моралью философии, они естественно настраивали поэзию Горация на сатирический лад. Такая философия вызывала у него (как и у многих его современников), романтическое возвеличение доблести и строгости нравов прежних времен. Она же отчасти определила и форму его нелирических произведений — форму разговора по образцу так называемой «философской » — с мнимым собеседником, возражения которого автором опровергаются. У Горация диатриба чаще видоизменяется в разговор автора с определенными лицами или, реже, в беседу разных лиц. Такова форма его «Сатир» (лат.

Satura — смесь, всякая всячина). Сам Гораций называет их «Sermones», «Беседы». Это написанные гекзаметром беседы на разные темы, часто в форме собственно «чистой» диатрибы. Они представляют собой сатиру в нашем смысле слова: или характера (против роскоши, зависти и пр.; напр. О преимуществах деревенской жизни, с о городской и сельской мыши, впоследствии переработанной ); или, нефилософского; или просто описания. «Разговоры» Горация — настоящие «causeries» («беседы»); в обстановке зарождающейся в них нет чувства политической независимости, характерного для сатир Луцилия, последователем которого Гораций себя считал. Основная статья: Первые эподы создавались ещё в то время, когда двадцатитрехлетний Гораций только вернулся в Рим, после битвы при Филиппах г.

До н. э.; они «дышат ещё не остывшим жаром гражданской войны». Другие были созданы незадолго до публикации, в конце войны между Октавианом и Антонием, накануне битвы при Акции г. И сразу после неё.

Сборник также содержит «юношески пылкие строки», обращенные к недругам поэта и «пожилым прелестницам», домогающимся «молодой любви». Уже в «Эподах» виден широкий метрический горизонт Горация; но пока, в отличие от лирических од, эподов не, и восходят не к изысканным эолийцам и, а «прямолинейному» горячему.

Первые десять эподов написаны чистым ямбом; в Эподах с XI по XVI соединяются разнодольные метры — трехдольные (гекзаметр) и двудольные (ямбический метр); Эпод XVII состоит из чистых ямбических триметров. Среди тем ранних эподов особенно интересной и важной представляется тема гражданская; она проходит красной нитью через все творчество Горация, но с наибольшей силой и пафосом звучит, возможно, именно здесь, в этих ранних стихотворениях (Эпод VII, Эпод XVI). О том, как развивались взгляды Горация (как заканчивалась его «антиреспубликанская» трансформация), позволяют судить два «актийских» Эпода (I и IX), написанных в 31 г до н. э., в год битвы при Акции. Между 33—31 гг. Гораций приобретает своё прославленное имение в Сабинских горах; новая деревенская обстановка, возможно, вдохновила Горация написать прославленный Эпод II.

Эподы XI, XIII, XIV, XV образуют особую группу: здесь нет ни политики, ни язвительности, насмешек, злого сарказма, свойственных. Они отличаются особым настроением — Гораций явно пробует силы в области «чистой лирики», а эподы написаны уже не чистым ямбом, но квази-логаэдическими стихами. В «любовных» Эподах XIV и XV Гораций уже далеко отходит от лирики Архилоха. В смысле пыла и страсти Архилоху ближе лирика, спектр переживаний и сомнений которой сложнее и намного «взъерошеннее», чем у Горация. Лирика же Горация открывает иное чувство (можно сказать, более римское) — сдержанное, неповерхностное, прочувствованное одинаково «умом и сердцем» — согласованное с отточенным, бесстрастно-изящным образом его поэзии в целом. Ближе всего к своим древним прототипам, эподам Архилоха, стоят Эподы IV, V, VI, VIII, X и XII. Язвительный сатирический тон в них «доходит до бичующего сарказма»; в то же время «пыл ненависти» в этих эподах явно более технологичен — для Горация, характерно сдержанного даже в пору «горячей ветреной юности», такой пыл здесь скорее художественный прием, инструмент.

Тем не менее, обычно сдержанный и изящно-бесстрастный даже в ранние годы, Гораций мог быть и яростен и циничен; откровенные до непристойности Эподы VIII и XII ставят немалые преграды перед переводчиками. Однако сам Гораций не испытывал в связи с ними никакого стеснения — подобные стихи были обычны в среде, для которой они предназначались. (Вообще, сохранившиеся фрагменты переписки Августа доносят до нас дух грубоватого цинизма, имевшего место среди ближайшего окружения принцепса.) В коротких «Эподах», сильных и звучных, полных огня и юного пыла, заключено ясное видение мира, доступное настоящему гению. Мы находим здесь незаурядную палитру образов, мыслей и чувств, отлитых в чеканную форму, которая в целом для латинской поэзии была свежей и необычной. Эподам ещё недостает того кристально чистого звучания, неповторимой лаконичности и вдумчивой глубины, которой будут отличаться лучшие оды Горация. Но уже этой небольшой книгой стихов Гораций представил себя как «звезда первой величины» на литературном небосводе Рима. Оды От архилохова стиля эподов Гораций переходит к формам монодической.

Теперь его образцы —,,, в первую очередь, и Гораций видит своё право на литературное бессмертие в том, что он «первый свел эолийскую песнь на италийский лад». Первый сборник содержит стихотворения, написанные исконно греческими размерами:,, и другими в различных вариациях. В сумме тринадцать строфических форм, и почти все они для латинской поэзии новые (только сапфическая строфа встречалась ранее у Катулла). В латинской трактовке греческих прототипов, обладающих «неродными» для латинского языка свойствами, Гораций обнаруживает метрическое мастерство, не превзойденное никем из последующих римских поэтов.

Оды отличаются высоким стилем, который отсутствует в эподах и от которого он отказывается в сатирах. Воспроизводя метрическое построение и общий стилистический тон эолийской лирики, Гораций во всем остальном идет по собственному пути. Как и в эподах, он использует художественный опыт разных периодов и часто перекликается с эллинистической поэзией. Древнегреческая форма служит облачением для эллинистически-римского содержания. Отдельное место занимают т. н.

«Римские оды» (III, 1—6), в которых наиболее законченно выражено отношение Горация к идеологической программе Августа. Оды связаны общей темой и единым стихотворным размером (излюбленной Горацием Алкеевой строфой). Программа «Римских од» такова: грехи отцов, совершенные ими во время гражданских войн и как проклятие тяготеющие над детьми, будут искуплены только возвращением римлян к старинной простоте нравов и древнему почитанию богов. «Римские оды» отражают состояние римского общества, вступившее в решающую стадию эллинизации, которая придала культуре Империи ясный греко-римский характер. Любопытно, что ювелирно обработанная и «насыщенная мыслью», но сдержанная и бесстрастная лирика не встретила у современников того приема, которого ожидал автор.

Её находили излишне аристократичной и недостаточно оригинальной (следует сделать вывод, что таково было мнение общей «образованной массы»). В целом оды проводят все ту же мораль умеренности. В знаменитой 30 Оде третьей книги Гораций сулит себе бессмертие как поэту; ода вызвала многочисленные подражания, из которых наиболее известны подражания и ). Послания По форме, содержанию, художественным приемам и разнообразию тем «Послания» сближаются с «Сатирами», с которых поэтическая карьера Горация начинается. Гораций сам указывает на связь посланий с сатирами, назвав их, как раньше «Сатиры», «беседами» («sermones»); в них, как до этого в сатирах, Гораций использует дактилический гекзаметр. Комментаторы всех периодов считают «Послания» значительным шагом в искусстве изображения внутренней жизни человека; сам же Гораций даже не причислял их к собственно поэзии. Отдельное место занимает знаменитое «Послание к Пизонам» («Epistola ad Pisones»), названное позднее «Ars «.

Послание относится к типу «нормативных» поэтик, содержащих «догматические предписания» с позиций определенного литературного направления. В этом послании мы находим наиболее полное изложение теоретических взглядов Горация на литературу и тех принципов, которым в своей поэтической практике он следовал сам. Этим посланием Гораций включается в литературную полемику между поклонниками архаической литературы и почитателями современной поэзии (последние эпической напыщенности и примитивной форме старых поэтов противопоставляли поэзию субъективных чувств и отточенность поэтической техники). В послании звучит предостережение Августу, который намеревался возродить древний театр как искусство народных масс и использовать его в целях политической пропаганды. Гораций полагает, что принцепсу не следует угождать грубым вкусам и прихотям необразованной публики. По сообщению античного комментатора, теоретическим источником Горация был трактат из, которому он следует в расположении материала и в основных эстетических представлениях.

(Поэзия вообще, поэтическое произведение, поэт — этот ход изложения Неоптолема сохранен у Горация.) Но Гораций не ставит целью создать какой-либо полный трактат. Свободная форма «послания» позволяет ему остановиться только на некоторых вопросах, более-менее актуальных с точки зрения литературных направлений в Риме. «Наука поэзии» представляет собой своего рода «теоретический манифест» римского классицизма времени Августа. Юбилейный гимн В с беспрецедентной торжественностью справлялись «вековые игры», празднество «обновления века», которое должно было знаменовать конец периода гражданских войн и начало новой эры процветания Рима.

Предполагалась сложная, тщательно разработанная церемония, которую, согласно официальному объявлению, «ещё никто не видел и никогда более не увидит» и в которой должны были принять участие знатнейшие люди Рима. Она завершалась гимном, подводившим итог всему празднеству.

Гимн был поручен Горацию. Для поэта это явилось государственным признанием ведущего положения, которое он занял в римской литературе. Гораций принял поручение и решил этот вопрос превратив формулы культовой поэзии во славу живой природе и манифест римского патриотизма. Торжественный «Юбилейный гимн» был исполнен в храме хором из 27 юношей и 27 девушек 3 июня. Сам поэт измерял в «Памятнике» своё литературное бессмертие вечностью римского государства, но наибольший расцвет его славы был ещё впереди. Начиная с интерес к Горацию возрастает; свидетельством этого интереса служат 250 дошедших до нас средневековых рукописей его произведений.

В период морально-философские произведения Горация, сатиры и в особенности послания привлекали большее внимание, чем лирика; Горация почитали как моралиста и знали главным образом в качестве автора сатир и посланий. Ему, «сатирику Горацию», (Ад IV) отводит место в вслед за Вергилием и Гомером.

Новую оценку принёс с собой, когда нарождавшаяся «буржуазная личность» противопоставила себя «церковному созерцанию». (Известно, что в 1347 г. Рукопись с произведениями Горация приобрел; в некоторых его стихотворениях обнаруживается явное влияние Горация.) Как лирический выразитель такого нового мироощущения, Гораций стал любимым поэтом Возрождения (вместе с Вергилием, и часто превосходя его). Считали Горация «своим» всецело; но высоко ценили его также — выхолощенный или христианизированный Гораций оказывал положительное нравственное воздействие на учеников. Картины простой деревенской («горацианской») жизни приходились по душе людям сходной с ним судьбы, близких вкусов (какими были, например, Петрарка,,,,, ). Лирические размеры Горация использовались в новолатинском стихосложении, что, как считается, особенно удачно получалось у немецкого гуманиста, который кроме того установил обычай петь оды Горация в школе (что в 16. Стало повсеместной практикой).

Впоследствии Горация стали переводить на новые языки (удачнее всего, как считается, на немецкий). В России Горацию подражал; увлекались им,, и другие.

«Искусство поэзии» оказало колоссальное влияние на литературную критику; из него заимствовались классические принципы, ссылками на него обосновывались старания обуздать излишества барокко. Из «Ars poëtica» для своей «Поэтики» много заимствует; им восторгается, его изучают и др. Однако «Буре и натиску», другим движениям было не по пути с «певцом благоразумия, уравновешенности и умеренности», и с той поры популярность Горация больше не поднималась на прежнюю высоту. После изобретения книгопечатания ни один античный автор не издавался столько раз, сколько Гораций. Его наследие вызвало огромное количество как новолатинских, так и национальных подражаний и сыграло большую роль в формировании новоевропейской лирики. В честь Горация назван.

— «хватай день» (Carmina I 11, 8). В полном виде: «carpe diem quam minimum credula postero», «пользуйся (каждым) днем, как можно менее полагаясь на следующий» — «Красиво и сладко умереть за отечество» (Carmina III 2, 13). Часто использовавшийся в газетах лозунг; также заглавие горько ироничного стихотворения английского поэта «» об этой войне. — «решись быть мудрым» (Epistulae I 2, 40).

Изречение было воспринято и стало своеобразным лозунгом. Данное изречение является девизом (вариант «дерзай знать»). • • • • • • • • • • • • • • Неоднократно выходили «школьные издания» избранных стихов Горация. Основные русские переводы: • / Пер..

2-е изд. — СПб., 1744. — 81, 24 стр. • Письмо Горация Флакка о стихотворстве к Пизонам. Поповского. — СПб., 1753. — 40 стр. • Квинта Горация Флакка Сатиры, или Беседы с примечаниями. / Пер.. — СПб., 1763. — 184 стр. • Наука поэзии, или Послание к Пизонам Кв.

Горация Флакка. Дмитриева. — М., 1853. — 90 стр. • Оды Квинта Горация Флакка. Фета. — СПб., 1856. — 130 стр. • Сатиры Квинта Горация Флакка. Дмитриева. — М., 1858. — 191 стр. Гораций Флакк.

Фета. — М., 1883. — 485 стр. ( почти полный перевод (с незначит. Проп.)) • Избранные стихотворения. / Перевод и комментарии. — СПб., 1894. — Вып. Первое издание. (Всего 16 изданий.) • Квинт Гораций Флакк. Полное собрание сочинений.

Ф. А. Петровского, вступ. В. Я. Каплинского. — М.- Л.: Academia. 1936. — 447 стр. — 5300 экз. «Собрание сочинений». Статья В. С. Дурова. — СПб.: Студиа биографика, 1993. — 446 стр. Ст.. — М., Худож. 1970. — 479 стр. — 40 000 экз.

(в частности, издание включает новый перевод Гаспаровым «Науки поэзии») • Квинт Гораций Флакк. Наука поэзии. // Книга сочинителя. — СПб.: Амфора. — 2008. Гораций Флакк: Книга Эподов. Предисл., пер.

(Серия «Новые переводы классиков».) Toronto: Aeterna, 2015.. • Новое издание Heinze R., Lpz.,. Volmer F., Lpz.,.

• Гай Светоний Транквилл. Жизнеописание Горация. • Schanz M., Gesch. Liter., I, München,.

• Ribbeck, Gesch. Dichtung, Stuttg.. • Stemplinger, Ed., Horaz im Urteil der Jahrhunderte, Lpz..

• Campbell A. A new interpretation..

• Нагуевский Д. И. История римской литературы. • Благовещенский Н.

Гораций и его время. • Коссович И.

Горацианские лирические размеры, их применение к русской метрике, с приложениями и пояснениями. Мысли Горация о поэзии и условиях совершенства поэтических произведений в «Посланиях к Пизонам» (речь). Критический комментарий к некоторым спорным текстам Горация.

Варшава, 1886. Гораций и его время. Вильна, 1888.

• Каплинский В. «Поэтика» Горация. Спорные вопросы интерпретации, формы и содержания. Саратов, 1920. • Борухович В. Квинт Гораций Флакк.

Поэзия и время. Саратов, Изд-во Сарат.ун-та. • Римлянин Гораций и китаец о поэтическом мастерстве.// Известия АН СССР. Отделение литературы и языка. То же.- Алексеев В. М. Труды по китайской литературе.