Горицкий монастырь Вологодская область

Из первых лет его существования сохранились только имена игумений – Анисия, Анастасия, София, Мариамна, Анна. В 1563 году после доноса Ефросинья Старицкая была пострижена в монахини под именем Евдокии и отправлена в основанный ею монастырь и «поволи же ей государь устроити ествою и питьем и служебники и всякими обиходы по ее изволению, и для береженья велел у нее в монастыре бытии Михаилу Ивановичу Колычеву да Андрею Федоровичу Щепотьеву да подьячему Андрею Шулепникову». и вскоре стала насельницей основанной ею обители. Вместе с ней иноческий постриг с наречением имени Александра приняла и ее племянница Иулиания, вдова царского брата Юрия. Знатные монахини пользовались глубоким уважением сестер монастыря и проводили жизнь в правилах строгой христианской нравственности, в смирении и послушании. Монастырь начал расти и развиваться, и к 1569 году здесь было уже около 70 монахинь. .
В 1569 году вслед за расправой со Старицкими была убита и Ефросинья с сопровождавшими её монахинями и слугами. Существуют различные версии этого убийства. Согласно горицкой рукописи, опричники утопили в Шексне четырёх женщин: инокинь Евдокию, Марию, Александру и игуменью Анну. Тело Евдокии было погребено в Горицком монастыре, а после её канонизации останки стали почитаться как святые мощи.
В XVI-XVIII веках монастырь не раз становился прибежищем и для многих других женщин. Стены и храмы обители помнят и слезы отчаяния, и слезы теплой молитвы. Жены Иоанна IV – Анна Колтовская и Мария Нагая; Ксения Годунова – дочь царя Бориса, сосланная Лжедмитрием I; Касимовская царица Фатьма Салтансейтовна; Варвара Арсеньева – родственница опального семейства Меншиковых; княгиня Екатерина Долгорукова – невеста императора Петра II – все они, попав в обитель не по своей воле, имели здесь единственное упование – на волю Божию. Новые испытания начались в Смутное время. 5 декабря 1612 года польско- литовские захватчики разорили обитель, поругали храмы Божии, а многих насельниц, не успевших скрыться, замучили. От литовского разорения храмы монастыря возрождались с большим трудом. Царское жалование, сборы от перевоза через реку Шексну, от аренды монастырских земель и другие немногочисленные поступления не могли покрыть расходов на содержание и ремонт церквей и других монастырских построек, и они постепенно ветшали. Тогда знатные старицы, жившие в монастыре, вложили свои средства. И уже в 1625 году была выстроена новая Введенская церковь (за оградой монастыря), а в 1665 году отремонтированы старые храмы. Сами сестры нередко голодали, но с молитвой и трудом, со слезами и потом смогли пережить и это тяжелое время. Однако, после большого пожара, случившегося в 1693 году, монастырь снова пришел в упадок и более 100 лет пребывал в забвении. Постепенно оскудевала и духовная жизнь инокинь. Померкла слава Гориц – духовного светоча Белозерского края. Еще более ухудшили положение обители, проведенные после указа Екатерины II в 1764 году, секуляризация монастырских земель и введение штатов. Лежащие вокруг монастыря земли были отобраны в казну или отрезаны в пользу слобожан под пашню и сенокосы.
В 1811 году игуменией Воскресенского Горицкого женского монастыря была назначена монахиня Маврикия, в миру – Мария Матвеевна Ходнева, дочь белозерского помещика. Промыслом Божиим определенная в эту обитель, матушка Маврикия положила начало ее экономическому и духовному возрождению. Преодолев сопротивление многих монахинь, привыкших жить «по своему вкусу и обычаю», Маврикия в согласии со своим наставником – архимандритом Кирилло-Новоезерского монастыря Феофаном (Соколовым) добилась преобразования монастыря из особножительного в общежительный. Была устроена общая трапеза, открыты новые мастерские и небольшой кирпичный завод, что обеспечило обители твердый доход. На взятой в аренду земле сестры сажали овощи, разводили коров и коз. В рукодельных мастерских шили белье, монашескую одежду, церковное облачение, изготавливали обувь. Сама игумения показывала всем пример в труде и молитве. За 45 лет, что управляла обителью игумения Маврикия, изменился и сам облик монастыря. В 1821 году был возведен трехпрестольный собор, посвященный Святой Троице. В 1832-м в монастыре появилась двухэтажная Покровская церковь, построенная на средства княжны Параскевы Хованской. Старые деревянные стены вокруг монастыря были заменены каменными, построены длинные корпуса келий для сестер, трапезная палата, мастерская, хлебня, поварня с водопроводом, «странноприимница», больница и другие здания. Паломники отмечали особую атмосферу доброжелательности, царившую в монастыре, любовь и уважение, которые проявляли сестры к своей благочестивой начальнице. Монастырь начал расти, и к 1855 году здесь проживало уже 299 человек, из них 55 монахинь, причем все чаще стали поступать богатые женщины, вкладывавшие в казну монастыря свое состояние. Это вологодская дворянка Клементьева с тремя дочерьми, жена генерала Готовцева, княжна Хованская и другие. Подробнее следует сказать о семействе Клементьевых, оставивших яркий след в истории Гориц. Так, на средства Александры Алексеевны Клементьевой (в иночестве Агнии) были выстроены ограда, два корпуса и частично Троицкий собор. Старшая дочь Серафима (в иночестве Аркадия) стала «великой праведницей», младшая – Раиса (в иночестве Асенефа) – блаженной, получившей от Бога дар прозорливости. Воскрсенская обитель приобрела широкую известность по всей России. Труды матушки Маврикии были отмечены священноначалием и даже императорским семейством. Скончалась настоятельница в 1861 году, незадолго до смерти приняв великую схиму с именем Мария. Ее дело продолжили средняя дочь Клементьевой – Аполлинария (в иночестве Арсения), а также игумении Филарета, Нила, Арсения (Корчагина). Под их руководством во второй половине XIX века монастырь продолжал развиваться: укреплялось хозяйство, производились необходимые строительные и ремонтные работы. Благочинный обители архимандрит Кирилло-Белозерского монастыря Иаков в рапорте митрополиту отмечал, что «Воскресенский Горицкий женский монастырь нашел в благоустройстве, как в отношении церковно-богослужебном и нравственном, так и в хозяйственном…»
К началу ХХ века монастырь превратился в одну из крупнейших и богатейших обителей Севера России. Благоденствие монастыря продолжалось до Октябрьской революции. В 1916 году в монастыре было 603 насельницы, включая 1 игумению и 95 монахинь, учитывая то, что к монастырю было приписано 3 скита: Зосимо-Ворбозомский, Фетининский и Никулинский.
А после 1917 года открылась новая, трагическая страница его истории, показавшая мужество, стойкость и духовную силу «невест Христовых» — от простых монахинь до настоятельницы. Сначала здесь была образована сельскохозяйственная артель «Колос», и несколько лет монахини жили привычной жизнью — в труде и молитве. Однако, монастырь продолжал оказывать большое влияние на местное население, и это не давало покоя новой власти. В 1932 году его закрыли, а насельницы разошлись по окрестным деревням. Начиная с 1921 года, игумению Зосиму (Рыбакову) арестовывали несколько раз. Матушка знала о своей мученической кончине, предсказанной ей в детстве блаженной странницей, и мужественно готовилась ее принять. Когда пришли ее арестовывать, радостно отворила дверь. Лампады в ее келье были зажжены, она была готова – пошла на смерть, как на Пасху. По рассказам, Матушку Зосиму расстреляли в Кириллово-Новоезерском монастыре в день праздника Покрова Божией Матери 14 октября 1937 года. Более 100 человек – инокинь, мирян и священников Кирилловского и Белозерского районов — арестовали по, так называемому «делу о контрреволюционной организации церковников», и отправили в Ленинград. Почти всем им были вынесены смертные приговоры. Стариц монастыря расстреляли в октябре 1937 года в Левашовской пустоши, ставшей печально знаменитым местом массовых расстрелов и захоронений жертв политических репрессий. Сейчас в память о них на Левашовском мемориале воздвигнут 6-метровый Поклонный крест. Но и в годы гонений не прекращалось женское старчество сестер Воскресенской обители. Те немногие матушки, которые выжили в это тяжелое время, укрепляли в людях веру, поддерживали слабых, утешали плачущих, исцеляли телесно и духовно. Некоторые старицы несли нелегкий подвиг юродства. Последней из них была мать Калерия (Калинина).
После Великой Отечественной войны в стенах монастыря до 1973 года располагался Дом инвалидов. Церковные здания и другие строения по большей части были переданы музею и ветшали. В Троицком соборе разместился сельский Дом культуры, во Введенской церкви — тракторная мастерская, в Покровском храме — контора совхоза.
Начиная с 1990 года, в селе Горицы началось возрождение приходской жизни вокруг Введенского храма у стен монастыря. Игумения Евфалия (Лебедева) назначена управлять монастырем. 6 октября 1999 года был открыт Воскресенский Горицкий женский монастырь В 2000 году Введенская церковь была передана монастырю. В 2003 г. главной монастырской церковью становится частично отреставрированный Покровский больничный храм. С 2016 года начинает действовать по праздникам обновленный Троицкий собор, в котором с 2018 года уже регулярно проводятся богослужения в летнее теплое время.
В настоящее время обителью управляет игумения Тавифа (Федорова), продолжая благоукрашать монастырь, устанавливая в нем молитвенно-духовную атмосферу, восстанавливая монашеские уставы.

Воскресенский Горицкий монастырь в настоящее время. Обозрение церквей и других зданий.

а) Посреди монастыря на крутом возвышении стоит величественный каменный холодный двухэтажный собор во имя Воскресения Господа нашего Иисуса Христа. Устроен этот храм в 1549 году иждивением удельнаго Белозерскаго князя Андрея Старицкаго и супруги его Евфросинии, во инокинях Евдокии. Он пятиглавый, покрыт на четыре ската железом, о шести приделах, из коих пять приделов находятся в верхнем этаже и один в нижнем. С северной стороны к храму примыкает каменное глухое крыльцо, с котораго и начинается вход во храм деревянною лестницею с двумя площадками. С южной стороны к храму пристроена большая каменная палата для ризницы. Как паперть с каменным крыльцом, так и ризничная палата пристроены при игуменьи Маврикии (1810-1855 гг.). Своды паперти утверждены на большой каменной колонне; отсюда две больших арки открывают вход во храм Воскресения Христова и Смоленской Божией Матери, а с северной стороны вход в приделы Св. Великом. Екатерины и Димитрия Царевича. В храме устроены небольшия хоры. Главный алтарь храма трехчастный, выдается в восточную сторону тремя полукружиями. Иконостас главнаго алтаря четырехъярусный, столярной работы с 12 колонками и резьбою вызолоченною в приличных местах. Царския врата также столярной работы с четырьмя небольшими колонками.

Иконы сего иконостаса замечательны по своему древнему происхождению и богатому убранству. Особенно обращают на себя внимание иконы нижняго яруса, имеющия по 1 1/2 арш. длины и 1 1/4 ар. ширины. Так, замечательна икона по правую сторону царских врат Воскресения Христова, с изображением на ней же сошествия Господа во ад и Вознесения Его на небо. Риза на ней шита по фольге жемчугом, а сияния золотом. Далее икона Господа Вседержителя с сребропозлащенным венцом, с 20-ю разноцветными камешками средней величины; риза шита по разным материям мелким жемчугом с разноцветными мелкими ка-мешками, фон шит золотом. По левую сторону царских врат икона Божией Матери Одигитрии и рядом Тольгской Божией Матери. Ризы на этих иконах также шиты золотом и шолком и унизаны мелким жемчугом. Далее замечательна икона по своему древнему происхождению и особо религиозно благоговейному поклонению насельницы обители Св. Велик. Екатерины, с изображением ея страданий, эта икона, по преданию, дар царя Иоанна Грознаго. Вообще, все эти вышеуказанныя древния иконы составляют ценность в археологическом отношении и служат предметом особаго поклонения не только насельниц обители, но и всех посетителей храма. Во втором ярусе иконостаса на восьми иконах изображены все дванадесятые праздники; и в третьем над царскими вратами икона Господа Вседержителя, по правую сторону которой икона Божией Матери и Архангела Михаила; по левую Иоанна Предтечи и Архангела Гавриила, а по сторонам их иконы Св. Апостолов. В четвертом ярусе над царскими вратами икона Божией Матери с Предвечным Младенцем на престоле, а по сторонам иконы св. пророков. Выше, посредине иконостаса, Коронование Божией Матери, а над нею в резном золоченом сиянии резной же больших размеров Господь Саваоф.

Стены и колонны храма украшены множеством различных икон, из коих по своей древности и особому почитанию могут быть указаны следующия: 1. Икона Божией Матери Одигитрии, находящаяся за правым клиросом, на колонне. 2. Воскресения Христова с двунадесятными праздниками, в серебряной ризе. 3. Икона Неопалимыя Купины, также в серебряной ризе — все эти иконы дар полковницы Балан. 4. Икона Тихвинской Божией Матери с изображением монастыря, с неугасимою пред ней лампадою. 5. На северной стене замечательна икона Св. Николая Чудотворца, в серебряной ризе, также сооруженной сестрами монастыря. 6. На южной стене икона Воскресения Христова, вокруг которой размещены финифтяныя изображения дванадесятых праздников. Икона эта считается очень древнею, большаго размера, в бронзовой раме за стеклом. 7. На той же стене икона св. Крестителя Господня Иоанна во весь рост, 2 арш. вышины, риза и оклад на ней серебряные, фон вышит золотом, серебром и шолком. Икона эта считается чудотворною. Также замечательно по своей древности тканое изображение несения креста Симоном Киринейским, находящееся по левую сторону горняго места Воскресенскаго олтаря. Прочия иконы позднейшаго времяни и большею частою писаны сестрами монастыря.

Придел прел. Кирилла Белозерскаго

В южной части главнаго олтаря Воскресения Христова помещается придел в честь преп. Кирилла Белозерскаго. Олтарь имеет вид полукружия со сводами. Иконостас полукруглый, двухъярусный, с двумя колонками столярной работы, с вызолоченною резьбою. Царския врата глухия с позолотою; на них имеются интересныя резныя изображения Божией Матери и Архангела Гавриила.

Придел по имя Св. Великомученицы Екатерины и Димитрия Царевича

На северо-восточной стороне Воскресенскаго храма находятся два придела во имя Св. Великомученицы Екатерины и Димитрия Царевича. Оба эти придела устроены повелением и на иждивение Благоверной царицы Марии Феодоровны, во инокинях Марфы, матери Царевича Димитрия. Об этом свидетельствует и надпись на стене придела, на особой дщице, где читаем: «Церковь Великомученицы Екатерины и Царевича Димитрия Московскаго и колокольня каменная строены по приказанию Благоверной царицы и инокини Марфы Феодоровны; матери Царевича Димитрия Углицкаго, Чудотворца Кириллова монастыря Матфием в лето 7119. Освящен олтарь Господа нашего Иисуса Христа Варлаамом Митрополитом Ростовским и Белозерским; в храме Св. муч. Царевича Димитрия при державе Государя Царя и Великаго Князя Михаила Феодоровича всея России и при святейшем Филарете, Патриархе Московском и всея России. Освятил тоя церковь Кириллова монастыря игумен Савватий со священниками и диаконами Кирилловскими и Горицкими лета 7128 мая 1 день».
Оба придела устроены по одной линии и в олтарях разделяются деревянною перегородкою. Иконостас утвержден на брусьях; самой простой топорной работы, местами позолоченный. Полы кирпичные неровные, а также и жертвенники в обоих олтарях кирпичные. Местный образ Царевича Димитрия, по преданию, прислан самой матерью Царевича, царицей инокиней Марфой; также замечателен по своей древности местный образ св. вел. Екатерины с изображением ея страданий. В приделе Царевича Димитрия, в олтаре, на горнем месте имеется старинный чудотворный образ Тихвинской Божией Матери. Этот образ в недавнее время сам собою начал постепенно поновляться и особенно заметно изменился во время сильной грозы, так что в настоящее время он является как бы сейчас написанным.

Придел в честь Божией Матери Смоленской

С северной стороны Воскресенскаго храма примыкает к последнему придел в честь Божией Матери Смоленской. Этот придел устроен на месте прежде бывшей теплой церкви, при игумений Маврикии с помощию живущей здесь инокини Аркадии Клементьевой, дочери надворнаго Советника. Иконостас здесь столярной работы, одноярусный, с шестью колонками, на коих утверждена круглая сень, заканчивающаяся вверху куполообразно деревянными вызолоченными дугами, а на самом верху последних изображен Дух Святый в виде голубя, в резном золоченом сиянии. На сени вызолоченными буквами имеется надпись «Достойно есть величати тя Богородице…» Местныя иконы Спасителя и Божией Матери украшены серебряными ризами — дар монахини Агнии Клементьевой. Все стены и своды придела украшены прекрасною настенною живописью, трудами самих сестер обители. В этом приделе имеются две особо чтимыя чудотворныя иконы: Смоленской Божией Матери и Святителя Николая Чудотворца. Первая из них помещается над царскими вратами, на особом шнуре для опускания, окруженная облаком и сиянием серебряными. Эта икона прежде находилась в деревянной часовне, на месте нынешняго Троицкаго храма. От неизвестной причины часовня эта сгорела, а икона Смоленской Божией Матери среди пламени осталась невредимою, только лишь на оборотной стороне остались следы от огня, в виде нескольких прожженных углублений и закоптелости. Это чудесное спасение иконы от огня случилось в пятницу пред Ильиным днем (20 июля), и потому с тех пор ежегодно в «Ильинскую пятницу» отправляется торжественное церковное богослужение и крестный ход вокруг монастыря. Размер иконы около двух четв. аршина.
Второй образ Святителя Николая такого же размера, что и Смоленской Божией Матери; он находится на особом аналое, по правую сторону царских врат. Об этом образе сохранились следующие предания. Прежде он принадлежал некоему Белозерскому помещику, человеку очень религиозному и набожному, питавшему большую веру к св. Николаю. Отправляя раз на войну со шведами своего единственнаго сына, человек этот благословил его иконою Св. Николая, заповедав ему усердно молиться сему угоднику Божию. И действительно, угодник Божий Святитель Николай защитил его от вражеских пуль и избавил от смерти: он, несмотря на опасность своего положения в боях, когда ежеминутно грозила ему смерть, видимо, охраняем был невидимою силою и возвратился домой невредимым. Вскоре после сего близкая родственница сего помещика с малолетнею дочерью поступила в Горицкий монастырь, которая и принесла с собою сию св. икону Святителя Николая. Она все время жила в столовой, где помещался и образ Святителя. Однажды случился пожар в поварне, угрожавший большой опасностью всему монастырю. Тогда сестры монастыря взяли икону св. Николая, принесли на место пожара и только лишь начали с усердием и слезами призывать Святителя на помощь, как пожар тотчас прекратился. После сего чудеснаго события образ перенесли в летний храм и поставили рядом с иконою Смоленской Божией Матери. На нем имеется серебряная риза, сооруженная Игумениею Маврикиею. Обе эти иконы к зиме переносятся в теплый Троицкий храм. В большой каменной арке, отделяющей Смоленский придел от Воскресенскаго собора, только еще в недавнее время как-то случайно открыли темное помещение, где, предполагают, в прежнее время, по всей вероятности, была заключена одна из царских узниц. Вход туда начинается с вышки со сводов, но можно предполагать, что прежде вход сделан был прямо из церкви, но потом закладен, заштукатурен и покрыт настенною живописью.

Придел во имя преп. Кирилла Новоезерскаго

В нижнем этаже Вознесенскаго храма устроена церковь во имя преподобнаго Кирилла Новоезерскаго и при ней небольшая паперть с северной стороны. Церковь и паперть с каменными сводами, укрепленными посредине на небольшом каменном четырехгранном столбе. Олтарь расположен у восточной прямолинейной стены, окруженный со всех сторон круглым одноярусным иконостасом, с двухсторонними окнами и двенадцатью колонками, поддерживающими карниз. В средине царских врат, в большом круглом клейме, изображено крещение Господне. Св. изображения на иконах иконостаса написаны с обеих сторон. Этот иконостас сооружен иждивением инокинь сей обители Феофании Готовцевой и Александры Бердяевой. Св. иконы писаны сестрами монастыря. Здесь за левым клиросом помещается особочтимая икона Божией Матери, т.н. «Неувядаемый цвет», пред которою горит неугасимая лампада и читают непрестанно Псалтирь. Сохранилось предание, что в 1812 году, пред нашествием Наполеона, появились слезки из очес сей Царицы Небесной, которыя одна благочестивая старица собрала на ватку и от которых потом получались исцеления. После сего усердием сестер сооружена была фольговая риза на нее, сделана приличная рамка со стеклом и возжена неугасимая лампада.
К сей церкви с южной стороны примыкает трапеза, почему и церковь называется трапезною. В столовой также имеется несколько особочтимых икон, из коих считается чудотворною икона Святителя Николая, во весь рост, с чудесами; она имеет 1 1/2 арш. вышины, в серебряной ризе; пред нею горит неугасимая лампада и ежедневно, по окончании вечерняго правила, читается акафист Святителю. Другая икона недавно чудесным образом поновившаяся, Господа Вседержителя, с изображениями на ней Царевича Димитрия и Вел. Екатерины, а ниже на одной стороне Кирилл Новоезерский и Кирилл Белозерский, а на другой преп. Ферапонт и Мартиниан Белозерские. Вышина образа 1 1/2 арш., ширина 1 аршин.
б) Троицкий собор
Вблизи Воскресенскаго летняго собора, с восточной стороны, имеется второй величественный теплый храм в честь св. Троицы. Храм этот каменный трехпрестольный, устроен усердием и иждивением игумений Маврикии Ходневой и сестер обители в 1821 году, на месте погребения царских узниц, княгини-инокини Евдокии и Александры, где прежде была деревянная часовня.
Храм устроен в виде продолговатого квадрата с выдающимися полукружиями в восточную и западную стороны, немного пониженными. С южной и северной стороны храма устроены фронтоны, поддерживаемыя четырьмя полуколоннами. Над полукружиями деревянные карнизы поддерживаются шестнадцатью каменными круглыми колоннами. Храм покрыт на четыре ската железом по деревянным стропилам. Над ним возвышается большой котлообразный купол, над которым возвышается шейка, с фальшивыми окнами, окруженная десятью колонками, а на них малый котлообразный купол с небольшой главкою и железным крестом.
Вход во храм с западной стороны и начинается с каменнаго обширнаго крыльца, ведущий в полукруглую небольшую паперть; последняя отделяется от храма капитальною стеною с створчатыми дверями. Внутренний вид храма в виде квадрата с полукружием на восточную сторону; деревянный оштукатуренный потолок храма поддерживается двенадцатью деревянными, обшитыми железом, круглыми колоннами, коими поддерживаются также и большие хоры, устроенные вдоль северной, южной и западной стен, с двумя на них приделами, во имя Божией Матери Владимирской — на южной стороне и Всех Святых — на северной.
Олтарь полукружием отделяется от храма капитальною стеною с большим пролетом, в котором помещается иконостас. Иконостас устроен также полукружием, вдавшимся в олтарь, одноярусный с резьбою, позолоченною на полимент. Верхний карниз поддерживают восемь круглых колонн, окрашенных синеватою краскою, тело иконостаса окрашено в сиреневый цвет. Царския врата столярной работы, створчатыя, украшены позолоченною резьбою; в средине в большом круглом клейме изображено Благовещение Божией Матери, в серебряной ризе, украшенной разноцветными камешками. Над царскими вратами в облаках и сиянии изображен резьбою Дух Святый в виде голубя. Выше, в полукружии, в большом размере имеется изображение Тайной вечери, а над нею, в круглом клейме, окруженном сиянием, икона Воскресения Господня.
Местныя иконы Господа Вседержителя, окруженнаго ангелами, и Божией Матери «Скорбящей» в серебряных ризах за стеклом, имеют 2 1/2 арш. высоты. Риза на иконе Спасителя с сребропозлащенным венцом и державою, украшенными разноцветными камешками, имеет весу 30 ф. 82 зол., а на иконе Божией Матери — 31 ф. 18 зол.; обе эти ризы пожертвованы в 1866 год С.-Петербургскою купчихою Анною Елисеевой. Далее на южной стороне икона Св. Троицы, а на северной — Св. Вел. Екатерины, Варвары и Димитрия Царевича. На обеих этих иконах имеются также серебряныя ризы, из коих одна весит 1 п. 1 фун. 18 зол., а другая — 1 п. 2 ф. 32 зол. Обе эти ризы — дар московской купчихи Наталии Соколовой.
Кроме сего, могут быть упомянуты еще следующия иконы, находящияся в разных местах Троицкаго храма. Так, замечательна икона, находящаяся на восточной арке, по одной линии с иконостасом, снятие со креста Господа нашего Иисуса Христа, имеющая 2 1/2 ар. высоты. На южной стене икона Иверской Божией Матери — дар Кириллова монастыря архимандрита Иннокентия, перемещенного потом в Валдайский Иверский монастырь. Икона эта имеет 1 1/2 ар. высоты, помещена в простой деревянной раме, по усердию сестер горит пред нею неугасимая лампада. На колонне, по правую сторону, икона Тихвинской Божией Матери, в сребропозлащенной ризе и особом резном киоте. Вообще все стены и колонны храма украшены множеством различных икон, из коих, кроме вышеупомянутых, многия отличаются как по богатству убранства и украшений, так и по особому почитанию их.

Придел во имя Владимирской Божией Матери

На южной стороне храма, на хорах, устроен придел во имя Владимирской Божией Матери; этот придел сооружен в 1821 году иждивением монахинь Арсении и Асенефы Клементьевых. Иконостас здесь одноярусный с тремя фронтонами, поддерживаемыми шестью колонками, украшен приличною резьбою, вызолоченною на полимент. Св. иконы писаны самими сестрами монастыря. В средине царских врат в круглом клейме изображено поклонение волхвов, царския врата из резных узких брусков, разветвленных в виде древа.

Придел во имя Всех Святых

Этот придел находится на северной стороне храма, на хорах. Он устроен в том же году иждивением монахини Феофании Готовцей. Иконостас такой же, что и в приделе Владимирской Божией Матери; царския врата состоят из сияния, устроеннаго вокруг клейма, находящагося в средине врат, с изображением Сретения Господня. Иконы также своего письма. Здесь же, в Троицком храме, возле северной стены, за левым клиросом, находится деревянная гробница, на месте погребения царских узниц, утопленных в реке Шексне; на ней на особой дщице имеется надпись: «Здесь покоются Великия Княгини: 1. Евфросиния, во иночестве Евдокия. 2. Иулиания, во иночестве Александра. 1569 Октября 15. Сии инокини, по воле Царя Иоанна Васильевича Грознаго, утоплены были в реке Шексне, которая протекает близ Горицкаго монастыря. Именитыя утопленницы плыли против воды и были взяты и погребены с подобающею честию, как царския особы». Здесь же, вероятно, погребены и удельная княгиня инокиня Мария, и игумения Анна, утопленныя вместе с означенными инокинями. Возле южной стены храма, против праваго клироса, погребено тело схиигумении Марии (Ходневой), ктиторши сего храма и первой виновницы возобновления обители. Над могилой лежит мраморная плита с надписью и с западной стороны большой деревянный живописный крест с Голгофою. Здесь, как и над утопленницами, часто совершаются панихиды, и нередко по вере получаются исцеления.
в) Покровская церковь
Церковь во имя Покрова Божией Матери каменная, теплая, двухэтажная; она находится в ограде с восточной стороны монастыря, среди каменнаго корпуса. Построена и освящена в 1832 году иждивением княжны Хованской, в схиме Параскевы. С западной стороны храм выдается небольшим полукружием, покрыт на два ската железом, с небольшим посредине куполом и главою с железным крестом. Вход во храм с северной стороны, который ведет сначала в паперть, устроенную полукружием и отделенную от храма капитальною стеною. В потолке храма, посредине, большой квадратный просвет в верхний этаж, обнесенный перилами. Иконостас здесь двухъярусный четырехугольный с прямыми линиями. По правую сторону царских врат помещается образ Нерукотвореннаго Спаса, в серебряной ризе за стеклом; образ этот почитается чудотворным и его выносят в крестный ход по особо важным или каким-либо несчастным случаям. При нем в небольшом серебряном ковчежце хранится часть ризы Господней. Образ сей принадлежал схимонахине Параскеве Хованской. По левую сторону царских врат икона Покрова Божией Матери, также в серебряной ризе. Кроме упомянутых икон, имеется здесь еще местночтимая икона Всемилостиваго Спаса и св. велик. Пантелеймона, присланная с Афона.

Придел во имя Иоанна Предтечи и Архангела Михаила

В верхнем этаже Покровского храма имеются два придела во имя св.: Иоанна Предтечи и Архангела Михаила. Оба эти придела устроены в 1851 году иждивением монахини Калерии Стриневской. Они находятся в одной линии и ничем между собою не разделяются. Вход сюда прежде был с наружной стороны, но в 1866 году заменен новым, который начинается из паперти Покровской церкви. Иконостас одноярусный прямолинейный, с позолоченою в приличных местах резьбою. Иконы писаны самими сестрами монастыря. При церкви устроены помещения, приспособленныя для престарелых и немощных сестер с больницею, почему и церковь называется больничною.

Колокольня

Колокольня каменная; она устроена в 1611 году иждивением благоверной царицы инокини Марфы и находится в одной связи с летним Воскресенским храмом, над которым и возвышается в виде квадратной башни, с четырьмя просветами для колоколов. Купол осьмигранный, в котором утвержден невысокий шпиль с железным крестом. Вход на колокольню начинается из крыльца храма; на колокольне имеется 9 различной величины колоколов; самый большой из них имеет весу 199 п. 2 ф.; второй колокол весит 70 п. 30 ф., третий 32 п. 9 ф., прочие колокола малые, начиная с 5 пуд. и кончая 36-фунтовыми.

Монастырь обнесен каменною оградою с таковыми же башнями по углам и каменными в ней корпусами. На западной стороне, от реки Шексны, имеются Святыя ворота, от которых до северо-западного угла идет по ограде каменный одноэтажный корпус — гостиница, покрытая железом. На углу корпуса устроена большая круглая башня, от которой по северной стене идут три больших каменных корпуса. Первый, так называемый «Клементьевский», устроен сестрами монахинями Клементьевыми, двухэтажный, причем первый этаж каменный, а второй деревянный, надстроен позже, при игумений Филарете. Второй корпус двухэтажный, устроенный схиигумениеи Марией; третий также двухэтажный громадный корпус с келлиями для сестер, т. н. «Казенный». Между этими тремя корпусами имеются небольшия пространства, замененныя высокою каменною оградою. От северо-восточнаго угла, с круглою башнею, стена идет по направлению к югу с воротами, от которых начинается одноэтажный каменный корпус монахини Александры Протасовой , и далее большой двухэтажный каменный корпус, посредине котораго устроена больничная Покровская церковь. Как корпус, так и церковь построены на средства княжны схимонахини Параскевы Хованской. Корпус приспособлен для помещения престарелых и больных сестер, где пользуются оне тщательным уходом за ними и медицинскою помощию. От Покровской церкви далее идет опять каменная ограда с воротами и поворот по направлению к западу. На этой южной стене ограды устроены погреба с ледниками, далее двухэтажный корпус для помещения скотниц и прачек и затем помещения для хлебной, также с жилыми помещениями. От юга-западнаго угла идет высокая каменная ограда с проездными воротами и оканчивается к святым воротам второй Деревянной одноэтажной гостиницей, которая с наружной стороны обложена кирпичом и отштукатурена.

Здания, находящаяся внутри монастыря

Против летняго Воскресенскаго собора на северной стороне величественный настоятельский двухэтажный деревянный корпус, устроенный игуменией Нилой (1884-1895). 2. По одной линии с настоятельским корпусом второй двухэтажный деревянный большой корпус, в коем в верхнем этаже помещается живописная мастерская, а в нижнем — келлии для сестер. 4. Рядом с ним такой же деревянный двухэтажный корпус, в верхнем этаже котораго помещается портная мастерская и рукодельная, оба эти корпуса выстроены игуменией Арсенией Корчагиной. 5. Далее деревянный двухэтажный корпус, в котором сапожная мастерская, устроенный при Игумений Андриане (1904-1910). 6. Корпус двухэтажный деревянный квасной с жилым помещением в верхнем этаже. 7. Двухэтажный деревянный корпус, в верхнем этаже котораго помещается вторая портная мастерская и рухлядная, внизу помещение для сестер. 8. Корпус деревянный двухэтажный направо от св. ворот, устроенный схимонахиней Александрой Шиповой. 9, 10 и 1 1 — эти три небольшие деревянные одноэтажные корпуса с жилыми помещениями; в одном из них помещается просфорная 71. 12, С южной стороны к Воскресенскому собору примыкает каменное одноэтажное здание, в котором помещается трапеза и кухня. 13. Недалеко от трапезы устроена каменная часовня с водопроводом. Отсюда проведена вода в поварню, квасную, прачешную, баню, на скотныя и конные дворы, а также пользуются отсюда водой и все сестры обители.

Здания вне монастыря

На юго-западной стороне монастыря устроены конные дворы с двухэтажным при них деревянным корпусом, тут же устроены каретники, кладовыя, изба для рабочих, столярная и проч. С южной стороны монастыря находятся скотные дворы с площадью, обнесенною со всех сторон высокою деревянною стеною. Здесь же устроена пожарная изба, кузница, красильня, прачешная, баня. С западной стороны на высоком берегу реки Шексны находится каменная церковь в честь Введения Пресвятыя Богородицы во храм и при ней кладбище, где хоронят мирян. Против северо-западнаго угла, у перевоза чрез реку, устроена каменная часовня в честь Иоанна Предтечи. Повыше монастыря имеется монастырская пароходная пристань с часовнею, украшенною св. иконами своего письма. Здесь при каждом приходе пассажирскаго парохода служатся молебны. Пристань и часовня устроены в 1905 году при игумений Андриане.
Недалеко от монастыря, в поле, находится деревянная часовня в честь Тихвинской Божией Матери, над колодцем ключевой воды. Прежде монастырь имел большую нужду в ключевой воде, так как воду приходилось брать в реке Шексне и носить на себе в высокую гору. Начинали было копать колодцы во многих местах, но воды не находили. Одна благочестивая старица, проходя полем, случайно, но конечно, не без промысла Божия, отвалила один камень и из под него вода обильным потоком пошла по направлению к монастырю. Тогда же сделали водопроводныя трубы, и с тех пор монастырь в изобилии пользуется сим неисчерпаемым источником, проведя воду по всем монастырским службам. Это чудесное открытие сего источника случилось при игумений Маврикии, 26 Июня в день празднования иконы Тихвинской Божией Матери, а посему в этот день ежегодно бывает торжественное богослужение и крестный ход на источник, где служится водосвятный молебен.
Монастырю также принадлежат два подворья: одно в городе Кириллове, другое в г. Белозерске.

Святыни монастыря

Кроме указанных в своем месте местночтимых чудотворных св. икон, главную святыню монастыря составляют частицы св. мощей разных угодников Божиих. Так, в Троицком храме, в особом стеклянном футляре, устроенном на гробнице княгинь-утопленниц, в небольших серебряных крестиках и особых медальенчиках хранятся частицы св. мощей, именно:
1. Небольшой серебряный ларчик, с изображением на верхней крышке возстания Спасителя из гроба, в коем помещается часть от камня Гроба Господня.
2. Небольшой серебряный крест, с изображением на нем распятаго Господа, с частицами св. мощей, мученика Прокопия и мученицы Евфимии.
3. Такой же серебряный крест, имеющий 2 1/2 вершков длины с частицами древа Креста Господня, Григория Богослова, преподобныя матери Марии, праведнаго Лазаря, великомученицы Варвары, мученика Христофора, преп. Антония Великаго, преп. Пимена, врача Печерскаго Алексия, человека Божия и др.
4. Небольшой серебряный крест с отлитым распятием с частицами: ризы Господней, мощей святых: Иоанна Многострадальнаго, великом, Пантелеймона, святителя Никиты Переяславскаго, князя Феодора, преп. Ефрема Сирина, Феодосия Тотемскаго, Германа Казанскаго.
5. Сребропозлащенный крест с распятием на лицевой стороне, в коем помещаются части св. мощей: св. Дионисия Ареопагита, Антония и Феодосия Печерских, Иоанна Воина, Мученика Исидора, Прокопия Устюжскаго, Никиты Переяславскаго и мученика Сергия.
6. Небольшой серебряный медальенчик с изображением на лицевой стороне преп, Феодосия Тотемскаго, в нем в четырех помещениях имеются четыре части св. мощей неизвестных святых.
7. Сребропозлащенный небольшой крестик с частицами св. мощей святителей Ионы и Филиппа Московских, Иоанна Милостиваго, Иоанна Новаго и Митрополита Киевскаго Михаила.
8. Здесь же в особой сребропозлащенной дщице помещено 20 частиц св. мощей разных святых, поименованных на самой дщице.

Тихое пристанище отрешенных от превратностей судьбы. Всего 6 километров отделяют Воскресенский Горицкий монастырь от Кириллова. Расположившись вдоль возвышенного левого берега реки Шексны в небольшом селении Горицы, он включен в состав национального парка «Русский Север» и является памятником архитектуры федерального значения.

Горицкий Воскресенский монастырьФото: И. Ионова

Горицкий Воскресенский монастырь
Фото: И. Ионова

Обитель не столь знаменита, как находящиеся по соседству монастыри. Но она имеет собственную историю и скромную, ненавязчивую красоту, ценимую знатоками русского культурно-исторического наследия. Святыня является популярным объектом посещения туристов, которые путешествуют речными круизами, делают здесь обязательные остановки и знакомятся с живописными окрестностями.

Справа - Введенская церковьФото: И. Ионова

Справа — Введенская церковь
Фото: И. Ионова

На момент основания обители здесь существовали 2 деревянных храма:

  • церковь Воскресения Христова;
  • церковь Введения Богородицы во храм.

В 1544 году княгиня Евфросиния Старицкая (вдова князя Андрея Старицкого, младшего отпрыска Ивана III) решила обустроить женскую иноческую обитель. Заменив церковь Воскресения Христова новым каменным строением и добавив к ней придел Кирилла Белозерского, она положила начало Горицкому монастырю.

Святые монастырские врата

Святые монастырские врата

Участие Евфросинии в заговоре против Ивана Грозного имело исторические последствия. Несмотря на ее последующее покаяние, постриг в инокини и первоначальную поддержку Иваном Грозным, женщина трагически закончила свою жизнь в 1569 году.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы

С тех пор обитель превратилась в место обитания знатных особ женского пола, включая:

  • двух опальных жен Ивана Грозного — Анны Колтовской, Марии Нагой;
  • дочери Бориса Годунова — Ксении;
  • сосланной сюда царицы Фатьмы Салтансейтовны;
  • добровольных «отшельниц» — княгинь Е. Черкасской, А. Трубецкой, М. Воротынской, Д. Силковой, И. Мстиславской.
Закат в ГорицахФото: О. Щетнев

Закат в Горицах
Фото: О. Щетнев

В XVII-XVIII веках, находясь на содержании государства, монастырь испытывал финансовые трудности и пребывал в упадке. Лишь с 1801 года с приходом в качестве игуменьи Маврикии деятельной и просвещенной Марии Ходневой, обитель начала приобретать былую славу.

Вид со звонницы на Покровскую церковь и монастырские кельиФото: В. Матвеева

Вид со звонницы на Покровскую церковь и монастырские кельи
Фото: В. Матвеева

Расцвет женского монастыря напрямую связан с личными качествами настоятельницы. Ее хозяйственные реформы оказали большое влияние на его развитие. Горицкий Воскресенский девичий монастырь был преобразован из особножительного в общежительный. Наряду с укреплением духа и хозяйства общины обитель приобрела широкую известность.

Церковь Троицы Живоначальной. На заднем плане - собор Воскресения ХристоваФото: С. Гасников

Церковь Троицы Живоначальной. На заднем плане — собор Воскресения Христова
Фото: С. Гасников

Последующие игуменьи, в основном, усиливали положение монастыря в общественной жизни, превратив его в один из крупнейших на севере России. После революции 1917 г. монастырь действовал несколько лет, но потом его здания были переданы под организацию дома инвалидов, а затем – под сельский клуб. С 1999 г. на его территории частично возобновилась иноческая жизнь женской монашеской общины.

Ограда с крепостными башенками

Ограда с башенками

В настоящее время в архитектурный ансамбль Горицкого Воскресенского женского монастыря входит несколько сохранившихся зданий:

  • Воскресенский собор (наиболее старинная, ныне не действующая церковь Воскресения, построенная в 1544 году и требующая реставрации);
  • собор Троицы Живоначальной XIX в., расположенный за монастырскими пределами;
  • главный каменный храм, расположенный в пределах ограды с восточной стороны, — церковь Покрова Пресвятой Богородицы, сооруженная в 1832 г. и отреставрированная в 2003 г.;
  • Введенская церковь, расположенная внутри ограды;
  • колокольня ХVII в., полностью перестроенная в XVIII в.;
  • комплекс из деревянной и каменной часовен и монастырского водопровода, связывающего их с водным источником неподалеку от обители;
  • ограда с угловыми башенками и монашеские корпуса конца XIX – начала XX в. в.

Прекрасное видео с обзором монастыря и его краткой историей:

Монастырь является местом хранения Владимирской иконы Богоматери и предназначенной для константинопольской церкви патриарха плащаницы, подаренной обители Александром I.

Причал в селе Горицы

Теплоход на причале в селе Горицы

Монастырь посещают паломники и туристы, число которых резко увеличивается летом, когда открываются туристические водные маршруты. Неподалеку расположена гора Маура с деревянной часовней.