Город детства Христа

Отсутствие у Евангелистов подробного рассказа о детстве Иисуса Христа породило много легенд, преданий, сказаний и апокрифов. Обзор этих религиозных произведений позволяет сделать вывод о том, что они не только ставят своей целью восполнить пробел недостающих сведений о детстве Иисуса Христа, но и имеют различную направленность в освещении и изложении этих событий. Например, в преданиях и сказаниях ребенок Иисус Христос наделяется целым рядом способностей к чудотворению и дается описание чудес, Им совершенных. В апокрифах есть рассказы противников христианства, сознательно искажающие Божественный образ Иисуса Христа ребенка и ложно приписывающих Ему ненужную жестокость и бессмысленные злые поступки. Перед тем, как ознакомиться с детством Иисуса Христа, кратко рассмотрим неевангельские рассказы на эту тему для того, чтобы отличить правду от вымысла и при столкновении с подобными рассказами уметь давать им объективную и справедливую оценку.

К наиболее известным неевангельским рассказам, характеризующим детство Иисуса Христа, относятся следующие книги. «Арабское евангелие детства”. Эту книгу за её неточности также называют «Евангелие псевдо-Матфея”. «Евангелие от Иакова”, в котором говорится о детстве Иисуса Христа. А также «Евангелие Детства”, или как ещё называют эту книгу «Евангелие от Фомы”. Помимо апокрифических евангелий, которые или полностью посвящены описанию детства, или содержат отрывочные эпизоды из детства Иисуса Христа, имеются легенды на эту тему. «К примеру, легенды рассказывают как дикие звери, даже львы и драконы, становились вблизи этого Ребенка ручными и послушными, словно Он был новым Орфеем, укрощающим хищное буйство музыкой Своей души, то для нас в этом свидетельстве Его поразительной умиротворяющей силы, которая действовала на окружение. И очень возможно сила эта была настолько велика, что животные, опасные или пугливые, в самом деле чувствовали себя рядом с ним спокойно, и проникались доверчивостью, вбирая отсвет неземной прелести и любви Его существа. Ведь Он был воплощением Небесной Души, которой в отдаленные времена пользовалась Высшая Небесная Воля, чтобы смирить в человеческом существе животную дикость, и привести в гармонию её душевные силы” (Эмиль Бок «Детство и юность Иисуса Христа”, Москва, издательство «Энигма”, 1996, стр.134).

Как видим, легенды, в которых животные покорялись Иисусу Христу, Эмиль Бок объясняет символически, как пример того, что Иисус Христос и пришел в мир для того «чтобы смирить в человеческом существе животную дикость, и привести в гармонию его душевные силы”. Такое объяснение Э. Бока неверно, потому что Иисус Христос пришел в мир людей для того, чтобы их спасти Своей искупительной жертвой, и только через исполнение Своего учения дать им возможность войти в Царство Небесное, что подтверждается словами Самого Иисуса Христа во многих местах Писания. То есть Спаситель призывал достигать смирения животных страстей именно христианским, а не каким-либо другим путем. «Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет.» (Иоан.10:9). «Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня.» (Иоанн. 14:6). И помимо смирения животных страстей Спаситель призывал совершенствовать духовную природу христианскими методами в отличие от замечаний Бока, который это не учитывает.

Для того чтобы подтвердить Божественность Младенца, Иисуса Христа, так называемое «Арабское евангелие детства” пишет: «Иисус Христос уже говорил, когда Он лежал в колыбели. Он сказал Своей родительнице: «Я Иисус Христос, Божественный Сын, Я – Логос” (Арабское евангелие, глава 1). То же пишет и оккультист, Рудольф Штайнер: «Предание совершенно справедливо гласит, что Он сразу умел говорить, пусть даже на непонятном для всех остальных языке. Но именно то, что заключалось в этом языке от рождения, как гласит предание, и гласит вполне достоверно, ибо это подтверждается и оккультным путем”. («Von Jesus zu Christus”, Voltrag, vom 12, Jkoboer 1911, GA 131).

Для подтверждения Божественных способностей в указанной книге (стр.134-135) Эмиль Бок упоминает о легендах, рассказывающих о чудесах, сотворенных ребенком, Иисусом Христом. «Несть числа апокрифическим легендам детства о чудесных исцелениях, совершаемых этим Ребенком, или совершавшихся в присутствии Его, и через соприкосновение с предметами, которых прежде касался Он. Вряд ли мы ошибемся, предположив, что эти легенды самым непосредственным образом передают реальные события, и что образы их больше, чем где бы то ни было, можно толковать как события, не только душевного порядка, но и физического. Благотворное воздействие Ребенка на окружающий мир без сомнения нередко приносило больным подлинное облегчение и исцеление. Источник подлинного райского здоровья как бы заключался в самом Его существе и прямо таки распространял вокруг Себя целительное благо”.

Упоминая о легендах, связанных с детством Иисуса Христа, Эмиль Бок трактует их только с точки зрения оккультизма, представляя Иисуса Христа, как источник некой загадочной энергии, под воздействием которой даже оживают предметы. «Когда же легенды повествуют, как это Дитя в мечтательной игре вылепило из глины птиц, и они ожили по Его слову, и взлетели, мы ощущаем здесь особую животворную силу, которая, исходя от Его существа, охватывала все, что находилось рядом. Этот Ребенок был поистине источником вечной юности” (Эмиль Бок, указанное издание, стр.134). Рисуя образ ребенка-Христа в виде источника, распространяющего «особую животворную силу”, которая исходя из Его существа, охватывала всё, что находилось рядом” Э. Бок тем самым искажает облик ребенка-Иисуса Христа, от Которого исходила не некая животворная сила, безликая и особая, а Благодать Божья, не являющаяся просто энергией.

Согласно раннехристианской легенде, рассказанной гностиком Иустином, Ребенок, Иисус Христос, много времени проводил со стадами, как подпасок. Эта легенда умиленно рисует идиллическую картину, в которой Ребенок, Иисус Христос, на фоне живописных лугов Назарета стережет Своих овец, всячески заботится о них. Эта легенда отразилась во многих статуях и полотнах живописи и фресках, где Иисус Христос представлен в виде молодого пастуха, Пастыря, с ягненком на руках или на шее в окружении ягнят.

Ребенок Иисус не только всё Свое свободное время проводил со стадами, но, согласно некоторым легендам, и учился. «Там неизменно рассказывается, как Ребенок не только поражает учителей Своим необычайно быстрым, живым умом, но и превосходит их знаниями. Учитель и ученик меняются местами: Последний учит первого. Правда, легенды говорят большей частью, что учителя приходили в ярость, и даже проникались ненавистью к ученику. Но как бы то ни было, в этих рассказах отражается толика удивительной одаренности мальчика и необычайного от века существовавшего знания, которое в Нём постоянно обнаруживают учителя”. (Эмиль Бок, указанное издание, стр.142).

Эмиль Бок, описывая в своей книге детство Иисуса Христа, бездоказательно утверждает, что Назарет не был городом, а был колонией секты есеев, которые якобы и воспитывали Иисуса Христа в духовной чистоте и высокой нравственности. Якобы именно под влиянием есеев и проходило детство Спасителя. «Назарет не был ни городом, ни деревней в обычном понимании. По своим размерам он был видимо неприметным поселением. Ученые вообще сомневались, существовал ли он в эту эпоху, и отчасти сомневаются в этом до сих пор. Кроме Евангелий фактически нигде в исторических преданиях и документах до относительно позднего времени не содержится упоминание о Назарете. Причина тут, однако, в том, что Назарет был не открытым поселением, а строго замкнутой колонией есеев. Назарет означает «город Незера”. То есть эта колония называлась по имени основателя Незера, одного из пяти учеников Иошуа Бен Пандиры” (Эмиль Бок, указанное издание, стр.118).

Вопреки ложным и бездоказательным утверждениям Э. Бока и согласно исторической правде, Назарет был маленьким, провинциальным городком, который вопреки высказанным сомнениям Эмиля Бока, всё же существовал. Этот факт подтверждает не только Писание, но и другие исторические источники. Согласно сообщениям целого ряда исследователей, Назарет никогда не был колонией есеев, а был обычным небольшим городком, в котором существовала секта есеев. Однако далеко не все жители Назарета были есеями. Ложное утверждение Эмиля Бока о том, что Назарет – это колония есеев, ему понадобилось для того, чтобы показать, что детство Спасителя проходило в есейской колонии, и что на ребенка, Иисуса Христа и в дальнейшем на Его учение, якобы оказала огромное влияние жизнь есеев, их мораль и философия. Такое утверждение Э. Бока неверно, потому что Иисус Христос, как предвечно рожденный Бог имел Свое, предвечно сформировавшееся учение, и не заимствовал его ни у кого, тем более у есеев.

О том, что Святое семейство находилось под влиянием есеев, Э. Бок пишет так. «Возможно среди Назаретских мирян, составляющих близкое окружение, собственно есеев, были люди, обладавшие младенческой душой и райской невинностью, и именно поэтому влекомые к этому братству или приближенные к нему есеями-наставниками как наиболее подходящие. Среди таковых Иосиф плотник и его совсем ещё юная жена, Мария, выделялись особенно младенческой и невинной душой” (Э. Бок, указанное издание, стр.120).

Для того чтобы обосновать свое ложное утверждение о том, что детство Иисуса Христа, как и жизнь Святого семейства, проходило под влиянием есеев, Э. Бок всячески идеализирует и хвалит эту секту. «Община (есеев), которая на рубеже эпох жила в Назарете строго замкнутой благочестивой колонией, всеми силами души стремилась так развивать духовную жизнь, чтобы человеческое существо по возможности сохраняло близость к небу и не погружалось в чересчур земной вещественный мир и в чересчур человеческий мир страстей” (Э. Бок, указанное издание, стр.111).

Далее Э. Бок прибегает к явной фальсификации, ложно утверждая, что якобы в книге Исаии говорится о секте есеев из Назарета, благотворно влияющих на воспитание и детство Иисуса Христа. «Имя Незера, основателя Назаретской колонии означает «росток, свежая ветвь”. Начиная с 11-й главы Исаии это имя было Мессианским ключевым словом: «И произойдет отрасль от корня Иесеева”. Ветвь есейства, которая восходила к Незеру и к которой принадлежала Назаретская община, соответственно ставила целью, прежде всего поддержание чистой наследственности: для вочеловечивания Мессии должно было приготовить сосуд чистой телесности. Вот почему именно в Назарете «городе отрасли от корня Иесеева” вожди есеев прилагали особенные усилия, чтобы оберегать взаимоотношения полов и браков от погружения в чересчур земное” (Э. Бок, указанное издание, стр.121).

Чтобы увидеть искусную фальсификацию Э. Бока, в этой цитате нужно сразу указать на то, что назорейство, существовавшее в Израиле, к секте есеев никакого отношения не имело, так же как имя Незера, основателя Назорейской общины есеев, не имело отношение к назорейству. Действительно в 11-й главе книги Исаии сказано, что «произойдет отрасль от Корня Иесеева”. Но под Иессеем имеется в виду не секта есеев и её Назаретский руководитель, как ложно пытается использовать эту цитату Э. Бок, а один из предков Иисуса Христа – Иессей, отец царя Давида. «И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его” (Ис.11:1). И не Назаретская секта есеев, которая по ложному утверждению Э. Бока «ставила целью, прежде всего поддержание чистой наследственности: для вочеловечивания Мессии должно было приготовить сосуд чистой телесности”, а Сам Господь Бог, без вмешательства и помощи Назаретских есеев, создал Иисуса Христа Чистым и Непорочным духовно и телесно.

Ложно утверждая о том, что якобы именно есеям «для вочеловечивания Мессии должно было приготовить сосуд чистой телесности” Э. Бок в связи с этим касается и Девы Марии. «У есеев, по-видимому, было принято женить людей в очень молодом возрасте, таким образом, они стремились сохранить в общественных отношениях детскую невинность. Вполне может быть, что как сообщает предание, Марии, из Евангелия от Луки, когда Её отдали в жены Назаретскому плотнику, Иосифу, едва минуло двенадцать лет” (Э. Бок, указанное издание, стр.122).

Согласно Евангелию и Церковному преданию, не есейская община из Назарета, а первосвященники из Иерусалима обручили Деву Марию с Иосифом. И такое обручение произошло не потому, что в секте есеев » было принято женить людей в очень молодом возрасте”, а потому что Деве Марии по достижении возраста нельзя было оставаться при Иерусалимском храме согласно не есейским воззрениям, а древнеиудейским обычаям. И говоря о том, что «у есеев, по-видимому, было принято женить людей в очень молодом возрасте” и, связывая это есейское установление с обручением Девы Марии и Иосифа, Э. Бок опять искажает факты, потому что фактически женитьбы между Богородицей и Иосифом не было, и Богородица всю жизнь была Девой. А также потому, что молодой в этом обручении была только Дева Мария, а Иосиф был стар. Поэтому говорить о женитьбе «людей (двоих) в очень молодом возрасте” по отношению к Деве Марии и Иосифу неверно.

Согласно ложному и бездоказательному утверждению Э. Бока, и Евангелист Матфей якобы был есеем-сектантом. «Но поскольку Евангелист Матфей сам вышел из общины есеев (его имя идентично имени Матфая, одного из пяти учеников Иошуа Бен Пандары), то и приводимое в начале первого Евангелия родословие имеет одновременно форму есейской медитативной таблицы”. (Э. Бок, указанное издание, стр.124). Абсурдность этого утверждения опровергается тем, что в Писании ясно сказано о том, что Матфей никогда не входил в секту есеев, и до встречи с Иисусом Христом был сборщиком подати. «Проходя оттуда, Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним” (Матф.9:9).

Также неверно и бездоказательно Э. Бок говорит о влиянии секты есеев в Назарете на Святое семейство и на ребенка, Иисуса Христа. «Когда плотник Иосиф возвратился с семьей в Назарет и снова окунулся в тихую жизнь есейской общины, для ребенка началась пора мечтательного в земной мир” (Э. Бок, указанное издание, стр.132). На примере ложных рассуждений Э. Бока мы видим, как отсутствие в Евангелиях подробных сведений о детстве Иисуса Христа использовалось для обоснования еретических концепций, в данном случае для неумелого оправдания взглядов оккультистов и есеев.

В приведенных легендах и преданиях упоминаются примеры, в которых Иисус Христос ребенок может творить чудеса, исцелять, и т.д., что якобы подтверждало Его Божественные свойства. Но существуют и такие апокрифы, в которых преднамеренно искажается Божественный образ Иисуса Христа ребенка. Используя отсутствие сведений о детстве Иисуса Христа в Евангелиях, противники христианства при помощи своих ложных рассказов приписывали Иисусу Христу ребенку не свойственные Ему черты, такие как месть, жестокость, самодурство, зло.

Ложность этих рассказов доказывается той мыслью, что Иисус Христос не мог совершать злые поступки даже в детстве, так как это противоречит Его Божественному учению. Вот краткое упоминание эпизодов из таких апокрифов. «Но как же непохож на это (истинное) изображение мальчик Иисус новозаветных апокрифов! Он шаловлив, неугомонен, нахален, мстителен. Некоторые из приписываемых Ему чудес просто бесцельны и ребячески. Как, например, когда Он приносит пролитую воду в своей одежде, вытягивает доску до надлежащей длины, лепит воробьев из глины и, хлопая в ладоши, заставляет их летать, бросает все Свои одеяния в чан красильщика и вынимает их выкрашенными каждое в свой цвет. Но некоторые даже неприличны и неразумны. Как, например, когда Он дразнит, посрамляет и заставляет молчать тех, кто хочет учить Его, или когда Он укоряет Иосифа, обращает Своих товарищей по игре в козлят. А иные просто жестоки и нечестивы. Как, например, когда Он поражает мальчиков, оскорбляющих или враждующих против Него, так, что наконец поднимается буря народного негодования, и Мария боится выпускать Его из дома. При тщательном изыскании среди всех этих грубых, безвкусных и часто вредных измышлений, можно найти один только рассказ, в котором проглядывает неподдельное чувство и есть соответствие истине и его только можно привести здесь, потому что он, во всяком случае безвреден, и даже может быть отчасти основан на каком-нибудь сохранившемся в предании факте. Он находится в «Арабском евангелии детства” и гласит следующее: «В месяц Адар Иисус собрал мальчиков, как бы Он был их царь. Они разослали свои одежды и Он сел на них. Тогда они возложили на Его голову корону, сплетенную из цветов и подобно царедворцам, служащим царю, стали рядами перед ним по Его правую и по Его левую руку. И всякого, кто проходил тем путем, мальчики схватывали силою, крича: иди сюда и поклонись царю, и тогда иди дальше своим путем” (Ф.В. Фаррар «Жизнь Иисуса Христа”, С Петербург, издание книгопродавца И.Л. Тулузова, 1893, стр.33-34).

Но даже в эпизоде из «Арабского евангелия детства”, указанного Фарраром, присутствует насилие. А это значит, что и этот эпизод не может быть правдивым, так как Иисус Христос не применял насилие, даже во время Своего детства. Поэтому, кратко ознакомившись с легендами, преданиями, сказаниями и апокрифами, направленными как на возвеличивание, так и на сознательное искажение образа Иисуса Христа ребенка, мы можем сказать, что они не достоверны, так как противоречат Его учению, Его характеру, описанному Евангелистами.

Недостоверность этих рассказов неопровержимо подтверждается той мыслью, что Иисус Христос даже ребенок не будет делать чудес, направленных на Его восхваление. Эти чудеса похожи на трюки факира. Например, оживление птиц, окраска одежды. Иисус Христос, даже будучи ребенком, не будет делать бесцельных чудес, например ношение воды в одежде. И тем более Спаситель не будет использовать чудеса для мести Своим товарищам или насильственного поклонения Себе как царю.

Если приведенные эпизоды из легенд и апокрифов ложно описывают поступки ребенка Иисуса Христа, то каким же Он был на самом деле? С глубоким благоговением и почтением ответ на этот вопрос хотят знать многие истинные и добропорядочные христиане. Каким же было на самом деле детство Спасителя мира и Мессии?

Для того чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к Священным текстам Библии. Только Евангелисты, как Богопросвещенные писатели, в отличие от авторов разных легенд и апокрифов, могут рассказать об учении и жизни, в том числе о детстве Иисуса Христа истинную правду. Апокрифические писатели, или создатели легенд, преданий и поверий, лишенные Божественной благодати, даже имея благие намерения, могут непреднамеренно исказить жизнь Спасителя. Поэтому как бы не были пышны и цветасты их рассказы о бесцельном могуществе ребенка, Иисуса Христа, вся красочность и пестрота их блекнет по сравнению с благородной простотой многозначительного молчания Евангелистов относительно детских лет Спасителя. Потому что такое молчание в своей правдивости намного лучше, чем искажения и домыслы, унижающие и извращающие события, связанные с детством Иисуса Христа.

Итак, как говорят богословы, у всех четырех Евангелистов царит единодушное молчание о событиях детства Иисуса Христа. Но насколько это молчание красноречивей и многозначительней чем все домыслы апокрифов и сказаний, искажающих облик ребенка, Иисуса Христа! Единодушная сдержанность Евангелистов касательно детства Иисуса Христа содержит в себе больше правды, мудрости и назидания, чем многие тома, которые были бы наполнены многочисленными, не существовавшими подробностями детства Спасителя. Евангелисты – это прежде всего (в отличие от остальных авторов) люди, призванные для истинного описания жизни и учения Иисуса Христа, которые имеют на себе Благодать Божию. «Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым” (2Пет.1:21). Они передают нам истину, о которой говорят своим красноречивым молчанием. И эта истина, скрытая в молчании, является для нас откровением Божиим, как и всё остальное, о чём поведали нам Евангелисты, так как цель Евангелистов, в отличие от авторов апокрифов и легенд, показать не вымысел, а правду. Поэтому, если бы в детстве Иисуса Христа были бы какие-либо чудеса или значительные события, Евангелисты обязательно описали бы их. О том, что никаких чудесных событий с детством Спасителя не было связано, говорит тот факт, что все четыре Евангелиста, ставившие перед собой цель правдиво рассказать об Иисусе Христе, единодушно обходят период детства молчанием. Это происходит потому, что никаких чудес или значительных событий в детстве Спасителя мира не было. Поэтому Евангелисты и обошли период детства Иисуса Христа молчанием.

Отсутствие каких-либо чудес, связанных с детством, подтверждается и пророчествами об Иисусе Христе. «Ибо Он взошел пред Ним, как отпрыск и как росток из сухой земли; нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему” (Ис.53:2). Словом «отпрыск” называется потомок. И в данном случае потомком, то есть Сыном Бога назван Иисус Христос. В большинстве случаев росток из сухой земли появляется без пышного цветения. Так и Спаситель мира появился, то есть имел детство и юность без каких-либо чудесных событий, и жил тихо и незаметно. Другое пророчество об Иисусе Христе говорит: «Но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек” (Фил.2:7). Как известно, в отличие от хозяев (богачей), живущих шумной, роскошной и пышной жизнью, рабы живут тихо и незаметно. Так и Иисус Христос жил всю жизнь тихо и смиренно, спасая и просвещая людей, несмотря на то, что Сам пострадал за это. Поэтому и детство Иисуса Христа, жившего смиреной жизнью раба (простого человека), а не знатного господина (богача), не имело чудес и приключений. И в отличие от богов языческих религий, жизнеописания которых изобилуют театральными эффектами, жизнь Спасителя мира, Господа нашего Иисуса Христа, отличалось скромностью и смирением. Само Евангелие говорит о том, что Святое семейство после возвращения в Назарет проживало в безвестии и скромности. Естественно, поэтому и детство Спасителя отличалось тихой и смиреной жизнью. И если вдумчиво проанализировать и пояснить эти слова Евангелия, то можно получить краткий, но правдивый ответ (из уст Евангелиста, а не просто писателя) о том, как проходило детство Спасителя.

Святое семейство, вынужденное поселиться в маленьком провинциальном городке Назарете, жило в скромности и безвестности. Такой образ жизни нужно было вести также для того, чтобы не привлекать к себе внимание Ирода Антипы и его приспешников. Ведь Иисус Христос, в отличие от Ирода и его семейства, был потомком законнорожденного царя и относился к царскому роду царя Давида. На детство Спасителя накладывал отпечаток и то факт, что Его семейство жило в порабощенной римскими завоевателями стране. И в самом презираемом даже среди евреев городе Назарете. То есть Спаситель действительно «приняв образ раба” и, унизив Самого Себя, жил скромно и тихо в безвестности в провинции, проведя тридцать лет Своей жизни, подготавливая Себя к Своему общественному служению.

Итак, в детстве Иисуса Христа не было необычных чудес. Не было седмеричного хора славословий и прославлений Его как Мессии и Иудейского Царя. И тем не менее краткая, но правдивая, емкая и исчерпывающая характеристика детства Иисуса Христа в Евангелиях присутствует. Для того, чтобы суметь увидеть характеристику детства Спасителя, нужно внимательно прочитать Евангелие и уметь правильно понять его. Если Евангелисты Иоанн и Марк обходят период детства и юности Спасителя молчанием, а Матфей говорит о Святом семействе, в том числе и Спасителе, что они жили в Назарете, то Лука описывает один единственный, драгоценный эпизод из детства Иисуса Христа, связанный с посещением Иерусалимского храма. И дает емкую и точную характеристику детства Спасителя. «Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем” (Лук.2:40). «Иисус же преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков” (Лук.2:52).

Судя по этим словам, Младенец Иисус Христос жил, не проявляя никаких особых способностей, и не совершал чудес. Он не имел каких-либо чудесных «бесконечных” знаний, а постепенно набирался мудрости, «исполняясь премудрости”, как сказано у Луки. Развивался как обычный ребенок «Младенец же возрастал”. Имел обычное духовное развитие «и укреплялся духом”. Но отличительной чертой ребенка, Иисуса Христа, было то, что Он, в отличие от других детей, был непорочен. Поэтому Лука пишет, что «Благодать Божия была на Нём”. А человек, имеющий на себе Благодать Божию, отличается кротостью и добротой, любовью к ближним и скромностью. Вот каким в детстве был Спаситель мира, Иисус Христос. Имея эти качества, Иисус Христос «преуспевал в премудрости”, то есть отличался умом, хорошо развитым интеллектом. Преуспевал в «возрасте”, то есть развивался нормально, без каких-либо болезней и отклонений. И за Свой кроткий и миролюбивый нрав преуспевал «в любви у Бога и человеков”. То есть ребенок, Иисус Христос, совершал такие добрые поступки, за которые имел благосклонность Бога и людей.

Вот такая емкая, хотя и краткая характеристика детства Иисуса Христа дана Евангелистом Лукой. Достаточно её пояснить и понять, чтобы наглядно представить себе то, как протекало детство Иисуса Христа. Поэтому Евангелист Иоанн Богослов, считая эту характеристику детства правдивой и достаточной, и соглашаясь с ней, ничего другого к ней и не добавил, своим молчанием не расширяя её.

Итак, по изображению Евангелия, ребенок, Иисус Христос, прост и скромен в общении с людьми, послушен Богу и родителям. И на Нём пребывает Благодать Божья. Своими добрыми делами Он снискал любовь Бога и людей. Он нормально растет и развивается «возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости”. То есть у Него нормальное духовное и психическое развитие, и Он познает окружающий мир, приобретает людские знания и опыт. Он делает только добрые дела, занимается мирным трудом, или на пастбище, или помогая отцу в его работе, или помогая семье по дому. Он любит всех людей, старается помочь каждому человеку. То есть Он внешне живет так же, как и другие дети простых родителей, дожидаясь Своего великого часа, связанного с осуществлением Его Спасительной миссии.

Поскольку детство Иисуса Христа протекало так же, как и у других мальчиков Его возраста и социального положения, живших в Назарете, зная уклад жизни этого города, для наиболее любопытных читателей можно предположительно описать примерный распорядок для Иисуса Христа ребенка.

Он жил как большинство детей простых родителей. Носил белый хитон или белую рубаху просторного покроя. Ел простую сельскую, но здоровую и вкусную пищу. Вел устоявшуюся патриархальную жизнь маленького провинциального городка. Он пил чистую воду из недалеко расположенного родника. Кормил голубей, которые грелись на крыше Его дома.

Дом, в котором жило Его семейство, был одноэтажной постройки. Перед входом в дом снимали сандалии и входили в дом босиком. Пол дома был устлан плетеными рогожами. Под потолком дома, как украшение комнаты, висела лампа-светильник. Вдоль стен в нишах помещались полки, на которых стояла глиняная посуда. У окна стояла этажерка с книгами Писаний. Вдоль стен находились лежанки с аккуратно свернутыми стегаными одеялами. Возле двери стоял на табуретке большой глиняный кувшин с водой. Для придания запаха и прохлады в воду клали несколько веток с зелеными листьями, сорванных с ароматических кустов.

Перед завтраком, обедом или ужином всё семейство мыло руки из медного кувшина над медным тазом. Затем выставлялся на середину комнаты крашеный стол, и семейство рассаживалось за ним. На большом подносе младший из семьи приносил различные кушанья и расставлял перед присутствующими. Назаретяне питались обычно вареным рисом, либаном, или похлебкой из плодов, а также вкусно приготовленными блюдами из овощей и фруктов. Так протекала мирная и тихая жизнь, которая была спокойной и радостной.

Рассказывали, что ребенок, Иисус Христос, часто просыпался очень рано и взбирался на крышу в сарайчик кормить и выпускать полетать Своих голубей, которых очень любил. Потом бережно осматривал виноградные лозы, которые плелись по стенам дома. Затем Он помогал выгонять овец в общее стадо. Если в этот день не выпадала Его очередь быть на пастбище в качестве подпаска, он помогал Иосифу в мастерской, которая располагалась во дворе. Поэтому Он и освоил профессию плотника. Когда не было работы в мастерской, Он выходил играть на улицу со своими сверстниками. А по субботам ходил в синагогу. Дева Мария, как и остальные женщины Её положения, пряла, готовила еду. Каждый вечер с глиняным кувшином ходила к роднику, который и в наши дни показывают туристам и паломникам и называют «родник Девы”. Иисус Христос, будучи ребенком, как рассказывали, с самого детства был безгрешен. Никогда ни с кем не ссорился, и, предпочитая уступить, во всём был послушным и кротким ребенком с большими задумчивыми глазами и смуглым лицом.

Во все века истинные христиане, которые хотели знать о Спасителе (в том числе и о Его детстве как можно больше) за ответами на свои вопросы обращались не к сомнительным легендам и еретическим апокрифам, а к Богу. «Писано… что некогда жил очень благочестивый и очень Богобоязненный епископ, который часто и усердно молился о том, чтобы Бог открыл ему, как Иисус Христос проводил Свою юность. И однажды епископ имел такой сон. Ему казалось в его сновидении, что он видит плотника за его ремеслом и рядом маленького мальчика, который собирает щепы. Затем пришла Дева, одетая в зеленое, и позвала их обедать и подала им похлебку. Всё это епископу казалось, он видит во сне, и сам он стоит за дверью, чтобы не быть замеченным. Но мальчик вдруг сказал: «Зачем этот человек стоит там? Отчего он не идет обедать с нами? И это так устрашило епископа, что он проснулся. Что бы то ни было, истина или басня, можно всё-таки думать, что Иисус Христос в Своем детстве жил и действовал, как и все другие дети, хотя и без греха, по образу человеческому” (Ф.В. Фаррар, «Жизнь Иисуса Христа, указанное издание, стр.36-37).

Из всего сказанного видно, что детство Иисуса Христа было лишено каких-либо занимательных приключений, которые часто встречаются в жизнеописаниях языческих богов и героев (например Геракла, который в детстве победил огромных змей и т.д.). Наоборот, согласно самому достоверному источнику, Святому тексту Евангелия, детство Иисуса Христа было простым и обычным, как у большинства людей. Это объясняется тем, что, как и Его гуманное и человеколюбивое учение, Иисус Христос был близок к людям, которых и пришел просветить и спасти.

В издательстве Сретенского монастыря вышла первая в серии из шести книг под общим названием «Иисус Христос. Жизнь и учение» митрополита Илариона (Алфеева). Основным центром этого уникального труда является личность Иисуса Христа, Его облик. Полемизируя с разными течениями западной новозаветной науки, автор возвращает нас к евангельскому тексту – единственному достоверному источнику, свидетельствующему о Господе Иисусе Христе. Представленный в книгах исторический контекст помогает лучше представить события евангельской истории. Первый том посвящен событиям от предыстории рождения Спасителя до Его выхода на проповедь.

Первые шаги Иисуса Христа. Рукописная икона. Фрагмент Первые шаги Иисуса Христа. Рукописная икона. Фрагмент

Детские годы Иисуса прошли в Назарете. Об этих годах мы знаем очень мало. Матфей не говорит о них ни слова, а Лука весь период жизни Иисуса до достижения Им двенадцатилетнего возраста умещает в одну фразу: Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем (Лк. 2, 40). Что стоит за этой фразой?

Чтобы понять, как был воспитан Иисус, Сын Человеческий, мы должны представить себе жизнь благочестивой семьи среднего достатка из скромного галилейского города. Если верить предположению о том, что у Иосифа было шестеро детей от первого брака, то весьма вероятно, что все они жили в одном доме и что Иисус воспитывался среди Своих сводных братьев и сестер, которые были значительно старше Его.

В Назарете в то время проживало, как полагают, не более пятисот человек. Все знали друг друга и родственников друг друга, что убедительно подтверждается рассказом о посещении Иисусом Назарета уже в зрелом возрасте: И, придя в отечество Свое, учил их в синагоге их, так что они изумлялись и говорили: откуда у Него такая премудрость силы? не плотников ли Он сын? не Его ли Мать называется Мария, и братья Его Иаков, и Иосий, и Симон, и Иуда? сестры Его не все ли между нами? откуда же у Него всё это? (Мф. 13, 54–56).

В этом рассказе Иисус назван плотниковым сыном. В параллельном повествовании Марка, цитированном нами выше, Иисус назван плотником (см. Мк. 6, 3). Это указывает на профессию Иосифа, которой, надо полагать, Иисус тоже овладел. Вполне возможно, что семья Иосифа была единственной семьей в маленьком городе, занимавшейся плотницким ремеслом. Большинство жителей города было вовлечено в сельскохозяйственные работы, и весьма вероятно, что Иосиф изготавливал для них орудия производства. Так полагал во II веке Иустин Философ, писавший об Иисусе: «Его почитали сыном Иосифа плотника, и Он… был принимаем за плотника, ибо Он, живя среди людей, занимался плотничными работами, делал орала и ярма». Употребление Иисусом термина «ярмо» в Мф. 11, 30 (греч. ζυγóς, в русском переводе «иго») может служить косвенным подтверждением этого предположения.

В то же время следует отметить, что греческое слово τέκτων, которым обозначена профессия Иосифа, означает не только «плотник», но и «строитель»: термин применялся не только к тем, кто работал по дереву, но и к тем, кто строил из дерева или камня. Строительные метафоры нередки в речи Иисуса, и мы можем предположить, что Он был хорошо знаком со строительным мастерством. Примером могут послужить Его слова о доме, построенном на камне, и о доме, построенном на песке (см. Мф. 7, 24–27).

Профессия плотника или строителя предполагала вовлеченность в коммерческую деятельность, поскольку плотники продавали свои изделия, а строители получали плату за свой труд. Иисус был хорошо знаком с законами коммерции, с системой договорных отношений между продавцами и покупателями, заимодавцами и должниками. В Своих поучениях Он неоднократно использовал образы из этой области, в частности, в притче о двух должниках (см. Мф. 18, 23–35), о талантах (см. Мф. 25, 14–30; Лк. 19, 12–27) и во многих других.

Сельскохозяйственные образы, часто встречающиеся притчах Иисуса, свидетельствуют о том, что Он был хорошо знаком с трудом Своих соплеменников: здесь мы встречаем и сеятелей, и жнецов, и виноградарей. с некоторыми ремеслами Иисус мог познакомиться уже в раннем детстве, наблюдая за тем, как трудятся Его соотечественники.

Какое образование получил Иисус? Его старший современник, александрийский философ-иудей Филон, рассказывает, из каких наук состоял в его времена цикл общего образования:

Грамматика, научая тому, о чем рассказывают поэты и прозаики, даст ум и многознание и научит с пренебрежением относиться ко всему тому, что рисуют нам пустые помыслы… Музыка, зачаровывая не имеющее ритма — ритмами, лишенное гармонии — гармонией, нескладное и неблагозвучное — мелодией, приведет нестройное к стройности. Геометрия, закладывая семена равенства и подобия в чуткую к наукам душу, привьет любовь к правильности гладкостью связной теории. Риторика, заострив ум для наблюдения и постоянными упражнениями выстроив речь для словесного выражения, делает человека по-настоящему разумным… Диалектика — сестра и двойник риторики, как говорят некоторые, различая истинные и ложные утверждения и изобличая внешне убедительные софизмы, вылечит величайшую болезнь души — заблуждение. Таким образом, полезно познакомиться с этими и близкими науками и заранее поупражняться в них.

Описанный здесь цикл наук составлял среднее образование в эллинской школе времен Иисуса, однако не имел ничего общего с тем образованием, которое Иисус мог получить в родном городе. Здесь не преподавалась ни грамматика, ни музыка, ни геометрия, ни риторика, ни диалектика. Из того, что мы знаем о Галилее времен Иисуса, мы даже не можем с уверенностью утверждать, что в городе, где Он воспитывался, была школа. Во всяком случае, мы можем не сомневаться в том, что первыми учителями Иисуса были Иосиф и Мария, у которых Он был в повиновении (Лк. 2, 51). Возможно, братья Иисуса, если они были старше Его, также принимали участие в Его воспитании и обучении.

В чем состояло обучение в галилейской семье времен Иисуса? Прежде всего в изучении Торы — Пятикнижия Моисеева, которое было Священным Писанием для всех евреев и пользовалось непререкаемым авторитетом. Тора была не просто сборником повествований об истории израильского народа: она включала в себя и законы, по которым жил еврейский народ, и нравственные предписания, считавшиеся незыблемыми и обязательными для исполнения. Любой ребенок, воспитывавшийся в еврейской семье, должен был знать Тору.

Каким образом изучали Писание? Его учили совсем не обязательно по письменному тексту. Большинство сверстников Иисуса не умело читать и библейские тексты воспринимали на слух, заучивая их наизусть. Из Евангелия мы знаем, что Иисус умел читать: об этом свидетельствует рассказ о том, как Он проповедовал в назаретской синагоге. Этот рассказ имеется у всех синоптиков, но только Лука уточняет, что, войдя в синагогу, Иисус начал читать по книге:

«И пришел в Назарет, где был воспитан, и вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать. Ему подали книгу пророка Исаии; Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано: Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное. И, закрыв книгу и отдав служителю, сел; и глаза всех в синагоге были устремлены на Него, и Он начал говорить им: ныне исполнилось писание сие, слышанное вами. и все засвидетельствовали Ему это, дивились словам благодати, исходившим из уст Его, говорили: не Иосифов ли это сын? Он сказал им: конечно, вы скажете Мне присловие: врач! исцели Самого Себя; сделай и здесь, в Твоем отечестве, тó, чтó, мы слышали, было в Капернауме, и сказал: истинно говорю вам: никакой пророк не принимается в своем отечестве» (Лк. 4, 16–24).

Рассказ Луки подтверждает, что Иисус умел читать на иврите. Но почему тот факт, что Он взял книгу (точнее, свиток) и, раскрыв, начал читать, вызывает у Его соотечественников такое изумление, что они устремляют глаза на Него еще до того, как Он, закрыв книгу (то есть свернув свиток), начинает комментировать прочитанное? и почему, услышав Его поучение, они спрашивают: Не Иосифов ли это сын? Очевидно, именно потому, что в доме Иосифа Иисус, по их мнению, не мог получить такое образование, которое позволяло бы Ему свободно читать на иврите и толковать слова пророков. Его слушатели хорошо знали условия, в которых Он воспитывался, и не могли представить себе, что сын плотника превратится в учителя, способного читать Священное Писание и толковать его.

Не исключено, что, помимо образования в семье Иисус получил образование в начальной школе (если таковая была в Назарете) и затем при местной синагоге. Согласно более поздним иудейским источникам, начальную школу мальчики оканчивали в двенадцать–тринадцать лет, после чего наиболее одаренные из них могли поступить на обучение в הםדרשׁ בת bēt ham-miḏraš («дом учения»), где изучали Тору под руководством опытного наставника. Такое обучение, однако, было доступно лишь немногим мальчикам. Сложившейся системы среднего и высшего образования Израиле времен Иисуса не было.

Нам известно, что Иисус прекрасно знал Ветхий Завет, и мы не сомневаемся в том, что с библейскими книгами Он познакомился еще в детстве. В отрочестве главным центром обучения помимо родного дома могла быть для Него местная синагога — та самая, которую Он посетит много лет спустя, уже будучи взрослым. Именно здесь, участвуя в субботних молитвенных собраниях вместе со Своими родителями, отрок Иисус мог слышать слова Священного Писания, присутствовать при обсуждении их взрослыми, впитывать в Себя священные тексты, слова псалмов, молитв и песнопений.

О том, как происходили молитвенные собрания в синагогах времен Иисуса, пишет Филон Александрийский:

«Итак, каждый седьмой день в каждом городе открыты тысячи школ здравомыслия, воздержанности, мужества, справедливости и других добродетелей, в которых изучающие сидят тихо, с отверстыми ушами и полным вниманием, дабы утолить словами учителя жажду, и где особо опытный человек встает и излагает, что полезнее всего и что будет способствовать росту блага в жизни».

Филон не случайно называет синагогу школой: чтение Писания и его толкование опытным наставником составляли основную часть субботнего синагогального собрания. Судя по всему, никакую иную школу, кроме назаретской синагоги, Иисус в отрочестве не посещал. Нет сведений о том, чтобы Он учился у какого-либо известного раввина, или в философской школе, или при Иерусалимском храме. Иудеи, слышавшие Его в храме Иерусалимском, недоумевали: Как Он знает Писания, не учившись? (Ин. 7, 15). Слова не учившись указывают на отсутствие у Него формального образования, каким обладали книжники и фарисеи Его времени. Говоря современным языком, Иисус был самоучкой, и когда Он выступил в роли учителя, это вызвало недоумение не только в Его родном городе, где все знали об отсутствии у Него образования, но и в Иерусалиме, где Его считали пришельцем и чужаком, непонятно по какому праву вторгшимся в закрытую корпорацию учителей и книжников.

Отсутствие формального образования не исключает эпизодических контактов отрока Иисуса с учителями. Один такой эпизод сохранило для нас Евангелие от Луки. Здесь говорится о том, что каждый год родители Иисуса ходили в Иерусалим на праздник пасхи (см. Лк. 2, 41). Обычай посещать Иерусалим на пасху был широко распространен, и многие благочестивые евреи ему неуклонно следовали. Сам Иисус сохранял этот обычай до конца Своих дней. Евангелист повествует:

«И когда Он был двенадцати лет, пришли они также по обычаю в Иерусалим на праздник. Когда же, по окончании дней праздника, возвращались, остался Отрок Иисус в Иерусалиме; и не заметили того Иосиф и Матерь Его, но думали, что Он идет с другими. Пройдя же дневной путь, стали искать Его между родственниками и знакомыми и, не найдя Его, возвратились в Иерусалим, ища Его. Через три дня нашли Его в храме, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их; все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его. И, увидев Его, удивились; и Матерь Его сказала Ему: Чадо! чтó Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и я с великою скорбью искали Тебя. Он сказал им: зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему? Но они не поняли сказанных Им слов, и Он пошел с ними и пришел в Назарет; и был в повиновении у них, и Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своем» (Лк. 2, 42–52).

Откуда евангелист мог узнать об этом эпизоде? Единственный возможный источник — Дева Мария, Которая рассказала о нем самому Луке или кому-либо из апостолов (Петру?), с чьих слов Лука его и записал. Многие детали повествования свидетельствуют о том, что вся сцена здесь изложена со слов Матери Иисуса: мы как бы видим эту сцену Ее глазами. В словах евангелиста о том, что все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его, мы слышим любящий материнский голос, пересказывающий этот эпизод много лет спустя. Тот же голос слышится в эмоциональных словах Матери Чадо! чтó Ты сделал с нами? Заключительная фраза повествования (И Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своем) также неопровержимо указывает на источник: никто, кроме Матери, не мог сохранить в сердце этот эпизод и слова, которые на тот момент были Ей непонятны, но которые Она поняла уже после того, как «оружие» прошло Ее сердце.

Иларион (Алфеев), митрополит. Иисус Христос. Жизнь и учение. Книга 1: Начало Евангелия. М., Изд-во Сретенского монастыря: 2016. Иларион (Алфеев), митрополит. Иисус Христос. Жизнь и учение. Книга 1: Начало Евангелия. М., Изд-во Сретенского монастыря: 2016.

Достигнув зрелости и выйдя на проповедь, Иисус будет много говорить о Своем Небесном Отце. Между тем уже в двенадцать лет Он знает о том, что Его Отцом является Бог и что храм Иерусалимский принадлежит Его Отцу. Нам трудно предположить, что Мария могла рассказать двенадцатилетнему мальчику о том, что Иосиф не является Его отцом. Тем менее можно было бы ожидать подобного рассказа от Иосифа. Слова двенадцатилетнего Иисуса, обращенные к Его родителям и не понятые ими, но сохраненные в сердце Его Матери, свидетельствуют о том, что уже в раннем возрасте Он знал о Своем богосыновстве.

Трогательный эпизод, рассказанный Лукой, — единственный в Евангелиях, относящийся к отрочеству Иисуса. В следующий раз Иисус появится в Евангелии от Луки уже тридцатилетним. Между этим эпизодом и появлением Иисуса на берегах Иордана — около двадцати лет, которые Лука вмещает в одну фразу: Иисус же преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков (Лк. 2, 52). Об этих годах жизни Иисуса мы не знаем ничего и можем лишь догадываться, что внешне Его жизнь ничем не отличалась от жизни обычных людей, Его сверстников и соотечественников. По всей видимости, до тридцатилетнего возраста Он продолжал жить в повиновении родителям, плотничать и изучать Священное Писание.

Мог ли Иисус в молодости получить образование где-либо в ином месте, за пределами Израиля? Нельзя исключить, что до тридцатилетнего возраста Он путешествовал по разным странам. Однако, если бы это имело место, почему бы евангелисты единодушно умолчали об этом? Если бы Иисус имел разностороннее философское образование, почему это не нашло никакого отражения ни в Его речи, ни в повествованиях о Нем? Ни одно Евангелие не дает даже намеков на то, что Иисус мог получить образование вне Своей страны.

Единственным Его путешествием за пределы Палестины, упомянутым в Евангелиях, является кратковременное пребывание в Египте, когда Он был еще младенцем. Могло ли это пребывание как-либо сказаться на формировании личности Иисуса? Согласно Матфею, Святое Семейство вернулось в Иудею в то время, когда там царствовал Архелай, сын Ирода. Его царствование началось после смерти Ирода Великого в 4 году до Р. Х., а закончилось в 6 году по Р. Х., когда император Август отправил его в ссылку. Возвращение Марии и Иосифа из Египта, таким образом, не могло произойти позже 6 года, однако вероятнее всего, произошло ближе к началу царствования Архелая, чем к концу. На это указывают слова по смерти же Ирода (Мф. 2, 19) и услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего (Мф. 2, 22): обе ремарки свидетельствуют о том, что смерть Ирода и воцарение Архелая были событиями сравнительно недавними. Таким образом, к моменту возвращения из Египта Иисус вряд ли был старше трех–четырех лет. Следовательно, пребывание в Египте вряд ли могло существенным образом сказаться на Его воспитании и образовании.