Город ниневия

Недалеко от Багдада (Ирак) сохранились останки великого города Ниневии — последней столицы Ассирийской империи. Этот город был обычной провинцией, пока к власти не пришёл Синаххериб (705–680 гг. до н.э.). Новый царь выстроил невероятно роскошный город, такой большой, что в нём умещались не только дворцы и храмы, но и пастбища для скота. Ниневия — «логовище львов», «город крови» — оставила свой след не только на страницах учебников и энциклопедий, но и в Библии.

Слово «Ниневия» происходит от хурритского Ni-nu-a-a. Оно упоминается в надписях царя Дунги, жившего в XXIV веке до н. э. Ниневию по-другому называют Ninua, что означает «селиться». Территориально город был расположен очень удачно — в восточной части реки Тигр. Занимал площадь от холма Куюнжик до современного поселения Наби-Юнус. В III тыс. являлся центром культа богини Хуррита под названием Шавушки. При Ашшурубаллите Ниневия насильно была присоединена к Ассирии, а в 612 г. разрушена до основания.

По мнению историков, Ниневия основана в середине 5 тысячелетия до н.э., но город упоминается не только в исторических источниках, а и в Библии. Согласно библейскому варианту, город построил некий Ассур — сын Сима. (Правда, сегодня «ассур» — имя нарицательное, обозначающее еврейский народ в целом). Если обратиться к исторической литературе, то окажется, что Ниневию построил Синаххериб, сын правителя Ассирии, однако, «город крови» упоминается уже в 1930 г. до н.э. Это означает, что город существовал давно, но вторую жизнь он пробрёл, став столицей при Синаххерибе.

Месторасположение Ниневии

Во время своего расцвета Ниневия простиралась вдоль реки на 4 км. Отличалась четкой и строгой планировкой, нарушать которую категорически запрещалось. Включала не один, а сразу четыре отдельных города, объединенных одной стеной 30-метровой высоты (как десятиэтажный дом) и 15-метровой толщины. В стене было 15 ворот. Воздвигнутые на ней башни достигали 60 м в высоту (как двадцатиэтажный дом).

Ниневия. Реконструкция

Вода поступала в город по каналу шириной в 20 м и длиной свыше 50 км, который шел то по тоннелю, то по акведуку. Окружность города достигала 150 км. В черте поселения находились не только царские дворцы и храмы, но и пастбища, сады. Царская улица (главная улица города) шириной 26 м, залитая асфальтом, была украшена искусными статуями и имела большую ширину, чем Невский проспект в современном Петербурге.

Ниневия. Реконструкция

Пророк Иона пишет, что город можно было обойти за три дня. Таких больших городов в древности не было. Но Ниневия состояла из нескольких частей: Великая, Большая и сама Ниневия. Все эти части соединены между собой оросительной системой и одной структурой безопасности — речной. Каждая часть охватывала земли вместе с городами. Например, в Великую Ниневию вошли сама Ниневия, города Нимруд и Дур-Шаррукин.

Сам город не был похож на большинство городов своего времени. Конечно, и здесь встречались лабиринты узких улочек-проходов между глухими глинобитными стенами домов; и здесь их захламлял всякого рода мусор. Но все же от городских ворот к храмам и от храма к храму вели широкие, спрямленные улицы, кое-где даже мощенные посредине плитами.

На этих улицах не было прекрасных домов с великолепными фасадами и стройных рядов, деревьев; виднелись лишь глухие беленые стены. Зато с них открывался прекрасный вид на высокие украшенные нишами и выступами белые стены храмов с многоярусными башнями и стены царского дворца.

Ниневия. Реконструкция

Современники пророка Ионы говорили о Ниневии как о негусто заселённом городе. В нем проживало 120000 (по другим данным 170 000) человек. Однако, археологические раскопки подтвердили, что в столице Ассирии могло проживать и большее количество людей. В городе Нимруде, неподалёку от Ниневии, археологи раскопали монумент, на котором описывалась поимённо знать «грешного города». Там же был найден список гостей, имена которых были высечены на камне. Их количество составляло около 70 000 человек. Этот список готовился по случаю открытия дворца в IX в. до н. э. Само празднество длилось около 10 дней.

Как же выглядела Ниневия? Высокие желтоватые ее стены, увенчанные ступенчатыми зубцами, возвышались над водами мутной желтой р. Тигр. Вдоль реки тянулись низкие ивовые кусты, обозначающие линию берега; кое-где отходили влево и вправо арыки. Между ними – поля пшеницы и ячменя, местами – огороды и фруктовые сады. Из-за кустов виднелись высоконосые ладьи; круглые, обтянутые кожей куфы и плоты келеки. Их волокли на канатах против течения из Вавилона. Ниневия представляла собой громадный рынок, это был богатейший город Передней Азии. За его высокими кирпичными стенами, тянущимися на несколько километров с севера на юг, жили десятки тысяч людей.

Недалеко от р. Хоср проходила дорога, которую построил еще отец Синаххериба Саргон II в конце VIII в. до н. э., когда основал новую столицу. У самой дороги – огромный насыпанный по приказу Саргона холм, на вершине которого (над городской стеной) и был построен дворец.

Площадка на вершине холма была такой обширной, что на ней удалось разместить дворец и три храма. Из-за стен поднимались верхушки нескольких пестрых ступенчатых храмовых башен. Необычайно прочные стены ассирийской столицы были усилены рвами, башнями, дополнительными пристройками, всякого рода укреплениями. Высокая двойная башня окаймляла ворота, ведущие на площадь к дворцу.

Дворец царя Синаххериба в Ниневии

Дворец Синаххериба считался самым совершенным и величественным произведением своеобразного ассирийского зодчества. По словам Г.Роулинсона, «он превзошел размерами и великолепием все прежние строения того же рода». Дворец Ашшурбанапала, построенный на той же платформе внуком Синаххериба, достигает еще большего совершенства орнаментации, но даже это здание не сравнится с дворцом Синаххериба по числу покоев и величественности размеров.

Дворец занимал площадь до трех гектаров земли; в нем располагалось не менее 70 или 80 комнат и зал. Парадные покои, как это тогда было принято, покрывали рельефы на алебастровых плитах, изображающие главные моменты и сцены из жизни царя, домашней и походной, военной и мирной. Двадцать семь пар крылатых чудовищ, множество глиняных табличек, сотни каменных плит, украшенных резными изображениями ассирийских царей, — все это было найдено при раскопках Ниневии.

Дворец окружен широким пустым пространством. Он воздвигнут на высокой облицованной кирпичом платформе и похож на крепость: те же высокие белые стены с чередующимися выступами башен, те же зубцы наверху и каменные глыбы цоколей. Между двух высоких белых башен с голубыми зубцами располагалась арка с окованными медью воротами. Из нее выступали два гигантских изваяния добрых духов – крылатых быков с человеческими лицами, с черными бородами и цветными крыльями.

Библиотека в Ниневии

Библиотеку Ашшурбанапала иногда называют «первой библиотекой в мире», и старейшей из сохранившихся царских библиотек в мире. Обнаружена археологами в ходе раскопок на месте Ниневии, сегодня известном как Kuyunjik. Библиотека содержит более 30 000 глиняных табличек и фрагментов с текстом, написанным клинописью. Собрано несколько тысяч глиняных книг. Они размещались по отраслям знаний. На всех глиняных «листах» стоит библиотечный штамп со словами: «Дворец Ашшурбанапала, царя Вселенной, царя Ассирии».

Библиотека в Ниневии

Городские ворота Ниневии — Нергал

Рельефы из дворца

Рельефы из дворца

Огромные богатства Ниневии привели к развращению народа (Иона.1:2). Жители города «жили беспечно, говоря в сердце своем: «я, и нет иного, кроме меня» (Соф.2:15)…» И потому столица Ассирии была обречена. Библия в лице пророков Ионы и Наума предрекла Ниневии гибель, превращение в пустыню. Пророческая Книга Наума посвящена падению Ниневии, а вместе с ней и всего Ассирийского царства.

За сто лет до этого в город приходил пророк Иона (около 824-783 гг.). В своей книге Иона повествует о том, как Бог приказал ему идти в Ниневию и привести ее жителей к покаянию, а за то, что сначала отказался, пророк был наказан тем, что кит проглотил его и все-таки доставил в Ниневию. Ниневитяне «покаялись», и Бог отвел свой карающий меч. И действительно, именно тогда в стране состоялись реформы, приведшие к монотеизму. Сегодня историки не сомневаются в реальном существовании Ионы — тому найдено много доказательств. В Ассирии его именем названы постройки, географические места, а сам пророк упоминаем в народе благодаря легендам местных жителей.

Доре Гюстав «Иона проповедует Ниневитянам», Ветхий Завет

Кстати, первую осаду мидийцами Ниневия выдержала. И… продолжила свои завоевания. Покорив Сирию, Палестину, Вавилон, Ассирия опустошила эти земли, разрушила города и поработила население. Противники жестоко уничтожались: их распинали, сжигали, отрезали части тела, пилили и т.д. Вот как описывает один из своих походов очередной ассирийский владыка: «Из ушей юношей я сложил груду, а из голов старцев – башню. Детей я сжег, город разорил и сжег». Вскоре и Иудея была во власти ассирийского царя, остался только Иерусалим.

Именно тогда пророк Наум и предсказал окончательную гибель Ниневии, которая будет разрушена сильным разливом вод, а сокровища города будут разграблены и истреблены огнем. В это время Ниневия была в зените славы, и люди не могли в это поверить. Тем не менее в 614 году (через 23 года после пророчества) Ниневия в самом деле пала. Причем пророчество исполнилось буквально. Город три года стойко выдерживал осаду. Но нападающие разрушили плотину, дав Тигру возможность выйти из берегов и размыть часть крепостных стен. Столицу разграбили и сравняли ее с землей.

Падение Ниневии

Разумеется, причиной краха ассирийцев стала не только их гордыня. Против Ассирии объединились вавилоняне, мидийцы и скифы. Ассирия стала терпеть одно поражение за другим. В 614 году до н.э. был взят и разрушен Ашшур. Затем в 612 году до н.э. пала Ниневия — город льва, львицы и львенка, блестящий, «как само солнце». Город разрушили, а всех жителей вырезали. Всюду слышались разъяренные крики победителей, жаждущих мщения: «Горе городу кровей! Весь он полон обмана и преступлений».

О степени ненависти к Ассирии говорит и то, что победители хватали за ноги младенцев и разбивали им головы о стены. Царь Ниневии Син-шарру-ишкун зажег дворец и погиб в пламени. В 609 году до н. э., когда были разбиты последние ассирийские отряды в битве при Харране, могущественнейшая держава Древнего Востока прекратила свое существование. Культура ассирийцев была окончательно похоронена в конце VII века до н э. Все города, все поселки, все дворцы и храмы Ассирии – решительно все в этой стране было ограблено, разрушено и сожжено. «Враги Ассирии сторицей отплатили ей за те удары, которые она когда-либо наносила. Тишина опустилась на огромную территорию верхнего Тигра».

Только в середине девятнадцатого века Ниневия вновь вернулась из небытия благодаря усилиям археолога Астона Генри Лэйярда. Раскопав руины, археологи обнаружили остатки знаменитой царской Куюнджикской библиотеки. Также нашли полихромную керамику, бронзовые скульптуры, многочисленные рельефы и статуи хранителей врат – крылатых быков и львов.

Ворота Нергал (Ниневия)

Крылатый бык, раскопанный иракскими археологами в Неби Юнус

Ниневийская равнина

Руины Ниневии

Ниневия (Nineveh, аккад. Нинуа, др.-евр. Нинве) — город в северной Месопотамии, находившийся на месте впадения реки Хоср в Тигр, на восточном берегу Тигра напротив современного иракского города Мосул, примерно в 400 км от Багдада.

Городище расположено на двух высоких холмах-теллях — Куюнджике и Неби-Юнусе. До наших дней сохранились фрагменты городской стены, в плане представляющей собой почти правильный прямоугольник шириной 2 км и длиной 5 км.

Главный холм, ныне известный под названием Куюнджик, был заселен начиная с VII тыс. до н. э. Однако наивысшим расцветом Ниневии было период, когда она стала столицей ассирийской империи, вплоть до ее разрушения в 612 г. до н. э. мидийцами и вавилонянами.

История изучения

Первое детальное исследование городища предпринял Клодиус Джеймс Рич, чья карта развалин Ниневии увидела свет в 1820 г. В 1846 г. археологические работы начал британский археолог Остин Генри Лэйард, который за пять лет раскопал значительную часть юго-западного дворца царя Синаххериба.

Layard_Nineveh.jpg

Остин Генри Лэйард на раскопках Ниневии. Рисунок из книги Лейарда.

В 1852 г. Лэйарда, работавшего по поручению Британского музея, сменил Ормуз Рассам, его бывший помощник. Ему удалось обнаружить Северный дворец, принадлежавший царю Ашшурбанапалу, а также библиотеку, названную по имени этого царя.

Талантливый исследователь клинописных источников британец Джордж Смит в 1872 г. опубликовал перевод большей части вавилонской версии повествования о Потопе, выполненный по табличкам, обнаруженным Лэйардом и Рассамом. В надежде найти оставшуюся часть текста он приступил к раскопкам в Ниневии весной 1873 г. и буквально через несколько дней достиг поставленной цели.

Excavations_of_Nineveh.jpeg

Раскопки в Ниневии, гравюра XIX в.

В 1904-1905 и в 1927-1932 г. в Ниневии вел раскопки британский археолог Реджинальд Кемпбелл Томпсон. Он тщательно исследовал плохо сохранившиеся остатки храма бога мудрости Набу, покровителя писцов, а также примыкающее к нему святилище Иштар, в котором была обнаружена великолепно выполненная бронзовая голова, интерпретируемая как изображение либо аккадского царя Саргона I, либо Нарам-Суэна. В свой последний сезон раскопок Томпсон провел сквозное зондирование доисторических слоев холма Куюнджик. А его помощник Макс Мэллоуэн по результатам этих работ составил первую достоверную периодизацию месопотамской керамики.

Во второй половине ХХ века раскопки в Ниневии предпринимались иракскими и американскими исследователями.

Расцвет города

О раннем поселении на Куюнджике известно очень мало, хотя, вероятно, оно активно росло и развивалась на фоне общего подъема Месопотамии во время Урукского периода (примерно 4000-3000 г. до н. э.). Есть основания полагать, что поселение следующего периода (около 3000-2500 г. до н. э.), было, как минимум, не меньше предыдущего.

Первоначально своей известностью город был обязан местному культу Иштар Ниневийской. Так, например, упоминая события, имевшие место за пятьсот лет до начала его правления, ассирийский царь Шамши-Адад I (правивший в начале XVIII в. до н. э.) в своей надписи ставит себе в заслугу то, что он реконструировал храм Иштар впервые после «Маништушу, сына Саргона, царя Аккада».

Начиная со времени правления Салманасара I (1273-1244 гг. до н. э.) многие среднеассирийские, а затем новоассирийские правители предпочитали строить в Ниневии свои резиденции на вершине холма Куюнджик. А плоский участок непосредственно к северу от нее был местом расположения обширного нижнего города, существовавшего по крайней мере с начала I тыс. до н. э.

После насильственной смерти Саргона II в его собственном лагере во время военного похода в 705 г. до н. э. его сын и наследник Синаххериб (704-681 гг. до н. э.) принял решение перенести ассирийскую столицу из Дур-Шаррукина (Хорсабада) — города, незадолго до того построенного Саргоном. Из-за трагической гибели отца он казался новому царю зловещим местом. Своей резиденцией Синаххериб избрал давно почитаемую «вечной» Ниневию.

SargonII palace2.JPG

Реконструкция внутреннего интерьера дворца Синаххериба в Ниневии

Согласно обнаруженной археологами царской надписи, он построил здесь дворец, в котором многое было «достойно восхищения». Длина здания достигала 500 м, а поддерживающие перекрытия колонны покоились на спинах сверкающих бронзовых львов. Во время раскопок этой постройки были обнаружены каменные рельефы общей длиной почти в 3 км, в том числе изображения осады и взятия Синаххерибом иудейского города Лахиша.

Assyrian siege-engine attacking the city wall of Lachish, part of the ascending assaulting wave. Detail of a wall relief dating back to the reign of Sennacherib, 700-692 BCE. From Nineveh, Iraq, currently housed in the British Museum

2809.jpg

Осада Лахиша, рельефы из дворца Синаххериба в Ниневии

Во времена Синаххериба город разросся и занимал около 750 га, а его грандиозные двойные стены достигали в длину 12 км. Внушительная внутренняя стена из сырцового кирпича, вероятно, имела высоту не ниже 25 м, а внешняя, чуть ниже, была выполнена из тщательно отесанных блоков песчаника и на всем своем протяжении венчалась каменными зубцами.

Nineveh. Shamash Gate looking east from top of gate mound.

Стены Ниневии, ворота Шамаша (фото: StevanB)

В город вело не менее пятнадцати ворот. Одни из них, Ворота Нергала (Нергал — шумеро-аккадское божество) в северной части стены, были роскошно украшены. Их фланкировали гигантские статуи крылатых быков с человеческими головами. Отсюда к дворцовому холму Куюнджику шла мощеная царская дорога.

38b2a6ee848fb2cf8383ba2341f18433.jpg

Крылатый бык из Ниневии

В северо-западной части нижнего города, неподалеку от Ворот Сина и Ворот Машки располагался оживленный квартал ремесленников и богатый район, в котором найдены внушительных размеров дома с обширными внутренними дворами.

После смерти Синаххериба строительство в городе велось с гораздо меньшим размахом. Цари Асархаддон (680-669 гг. до н. э.) и Ашшурбанапал (668-627 гг. до н. э.) продолжали застраивать Тель Неби-Юнус, второй холм Ниневии, где еще во времена Синаххериба был возведен имперский арсенал. Однако бóльшая часть начатых там в середине VII века работ не были завешены.

Дворец Ашшурбанапала неподалеку от северной оконечности Куюнджика был в целом скромнее, чем постройки его деда Синаххериба. Однако до нас дошли выдающиеся художественные памятники — украшавшие его рельефы, в том числе изображающие царскую охоту на львов.

Sculpted reliefs depicting Ashurbanipal, the last great Assyrian king, hunting lions, gypsum hall relief from the North Palace of Nineveh (Irak), c. 645-635 BC, British Museum

Охота на львов, рельеф из дворца Ашшубанипала в Ниневии (фото: Carole Raddato)

Еще один из найденных рельефов, датируемый примерно 645 г. до н. э., изображает царский заповедник, орошаемый с помощью высокого акведука. На рельефе изображены и отдельные инженерные сооружения, такие как дамба и акведук, служившие для создания популярных со времен Синаххериба садов и парков. Сравнительно недавно была высказана гипотеза о том, что знаменитые Висячие сады Семирамиды, одно из Семи чудес света, на самом деле располагались не в Вавилоне, а в ассирийской Ниневии.

nineveh-garden.jpg

Sculpted reliefs depicting Ashurbanipal, the last great Assyrian king, hunting lions, gypsum hall relief from the North Palace of Nineveh (Irak), c. 645-635 BC, British Museum

Царский заповедник с висячими садами, рельеф из дворца Ашшубанипала в Ниневии (фото: Carole Raddato)

Также при раскопках Северного дворца было обнаружено около 24000 клинописных табличек, составлявших так называемую Библиотеку Ашшурбанапала. Это бесценный источник по истории Месопотамии, включающий в себя архивные документы, учебники и тексты религиозного содержания.

Библейские источники

В Библии Ниневия неоднократно упоминается в политическом и религиозном контексте. При этом ее описания носят как легендарный, так и вполне реальный характер.

В книге Бытия (Быт 10:11-12) о ней повествуется как об одном из крупнейших городов Месопотамии. Ее основателем называют Нимрода, правнука Ноя. Слава древней Ниневии, вероятно, лучше всего отражена в книге Ионы, где говорится о том, что город будет помилован, а не разрушен. Упоминая о поразительной величине города, автор пишет, что требуется «три дня ходьбы», чтобы обойти ее (Ион. 3:3). Это, скорее всего, не точное описание, а символическая формула, подобная сообщению о том, что Иона провел три дня во чреве кита. С другой стороны, реальное скопление людей и домашних животных в городе во времена осады Ниневии позволило для характеристики численности населения использовать такую цифру как «более ста двадцати тысяч человек <…> и множество скота» (Ион 4:11).

138.Jonah_Preaches_to_the_Ninevites.jpg

Иона проповедует в Ниневии, гравюра XIX в.

Мусульмане полагают, что могила Ионы находится на холме Неби-Юнус (в переводе с арабского — «холм пророка Ионы»); тесная связь пророка с Ниневией подтверждается в Евангелиях от Матфея и Луки (Мф.12:41, Лк.11:30,32), где говорится, что жители ассирийской столицы, «ниневитяне», среди которых проповедовал Иона, воскреснут в день страшного суда, чтобы осудить поколение, отвергнувшее Иисуса.

Другие библейские упоминания о Ниневии более историчны. Два из них повествуют о том, что Ниневия была резиденцией Синаххериба (4Цар.19:36; Ис.37:37), а еще в одном месте говорится, что царь был убит именно здесь собственными сыновьями (4Цар. 19:36-37).

Большой интерес представляет собой видение Наума, в котором предсказывается ниспровержение Ниневии. Несмотря на то, что книга была написана уже после самого события, вероятнее всего, в ахеменидский период (VI-IV в. до н. э.), она носит отпечаток живого свидетельства падения города. Автор рисует яркую картину катастрофы: «множество убитых», «груды трупов» в «городе кровей» (Наум 3:1-3). По-видимому, это нельзя считать гиперболой, так как факт трагической гибели города подтверждается археологическими данными. Во время сравнительно недавних раскопок в Ниневии у ворот Халзи обнаружены беспорядочно разбросанные и переплетенные между собой человеческие останки.

Падение города

Вавилонская хроника указывает, что Ниневия пала в середине лета 612 г. до н. э. после трехмесячной осады. Тот же самый источник сообщает, что покоривший город вавилонский царь Набопаласар (625-605 гг. до н. э.) находился вместе с придворными во дворце в Ниневии, после чего вернулся на родину, привезя туда пепел с развалин ассирийской столицы.

Некоторую информацию о городе сообщует древнегреческий историк Геродот. Он рассказывает о походе союзника Набопаласара, мидийского царя Киаксара, на Ниневию, но подробностей разрушения города не приводит. Согласно римскому историку Диодору Сицилийскому (конец I в. н. э.), Ниневия пала после продолжительной трехлетней осады, когда воды Евфрата разлились и пробили брешь в городских стенах. В действительности ни Тигр, ни ошибочно упомянутый Диодором Евфрат, никогда не разливаются в середине лета. При этом и в книге пророка Наума настаивается, что ключевую роль в событиях, сопутствовавших разрушению Ниневии, сыграло наводнение: «речные ворота отворяются, и дворец разрушается» (Наум 2:6). Вероятно, речь идет не о самом дворце, а о каком-то менее значительном комплексе, расположенном у подножия холма. Если Ниневия действительно «превратилась в пруд» (Наум, 2:7, 9), то можно предположить, что виной тому вышедшие берегов воды реки Хоср и многочисленных каналов Ниневии из-за открытия дамб. Так или иначе, город был не просто разрушен; его падение сопровождали почти ритуальные обряды уничтожения (затопление и вывоз пепла). Нечто подобное совершил царь Синаххериб в Вавилоне за 77 лет до этого.

Fall_of_nineveh.jpg

«Падение Ниневии», гравюра 1829 г.

Тем не менее, Ниневия впоследствии вновь возродилась, хотя уже никогда не достигала своего прежнего положения. В последние столетия до нашей эры и в первые века нашей эры на ее месте существовал небольшой эллинистический город, а затем, после некоторого перерыва, — парфянское и римское поселения. Эти места оставались заселенными вплоть до исламской эпохи, после чего центр города переместился за реку, где возник средневековый Мосул.