Городищи коломна

Район Городище в Коломне окутан множеством легенд и сказаний, связанных с разными эпохами и историческими фигурами. Когда-то, еще до основания города, здесь находилось древнее человеческое поселение. В годы Смуты здесь же раскинулся лагерь знаменитой авантюристки Марины Мнишек и атамана Ивана Заруцкого. Однако, пожалуй, самый загадочный объект, который можно увидеть в Городище – это так называемая «Батыева печать». Происхождение небольшого рельефного изображения мифологического животного на стене древнего Предтеченского храма до сих пор остается предметом споров и догадок.

Старинное село Городище, которое давно вошло в черту города Коломны, расположено к северо-западу от центра на левом берегу реки Коломенки. Церковь Зачатия Иоанна Предтечи является главным украшением этого места. Этот храм на протяжении многих лет привлекал внимание археологов, видевших в нем одну из древнейших каменных построек Подмосковья. Датировки появления церкви различны: одни относят ее к началу XV века, другие к середине или даже к началу XIV века. В любом случае речь идет об одном из самых старых храмов Московской области, стоящем в одном ряду по древности с Никольской церковью села Каменское Наро-Фоминского района и знаменитым собором Успения на Городке в Звенигороде.

Однако церковь интересна не только своей стариной, но и любопытным фрагментом стены, который находится на северном фасаде, выходящем на дорогу. На квадрате размером в 32 на 44 сантиметра вытесано рельефное изображение сказочного животного, отдаленно напоминающего дракона. Это мифологическое существо вызывает ассоциации со знаменитыми рельефами белокаменных церквей Владимира и Юрьева-Польского. Правда, в отличие от них, других резных животных на стенах храма вы не найдете.

Странное одиночное изображение на древнем храме села Городище впервые отметил писатель Николай Иванчин-Писарев в 1844 году. В сочинении «Прогулка по древнему Коломенскому уезду» он так описал свою находку: «Замечательно высеченное на наружной стене, при входной северной двери изображение дракона… между тем, мы видим драконов на печатях ханских, привешенных к нашим государственным актам, и на наших монетах… Не следы ли это нашествий Батыя, Дюденя или Тохтамыша, оставленные в память их владычества на стене храма каменного, одного, может быть, уцелевшего от огня и стенобитных орудий варваров?» Иваничин-Писарев впервые обозначил связь рельефа стены Предтеченской церкви с монголо-татарами. Возможно, на это мнение его натолкнули какие-то устные легенды, которые он мог услышать от тогдашних старожилов села.

Очень скупые и фрагментарные сведения о возможной связи Предтеченской церкви с Батыем, которые сохранились в летописях и устных преданиях, постепенно оформились в народе в довольно занимательные повествования. Наиболее интересное из них относит появление дракона на церкви ко времени Коломенской битвы с монголо-татарами. Эта битва произошла в 1238 году, вскоре после разорения Батыем Рязани. В роковом для себя сражении принимал участие и играл одну из ключевых ролей коломенский князь Роман Ингваревич, который успел отвести на север от разоренной Рязани часть своих воинов. Отпор, оказанный в Коломне монголо-татарам, был столь силен, что, по свидетельству летописца, в битве погиб один из сыновей самого Чингисхана – Кулькан.

Силы сторон были не равны, и победа досталась захватчикам, а отважный Роман Ингваревич, которому было, по-видимому, лишь чуть больше двадцати лет, погиб. Тело этого князя, столь храбро сражавшегося с кочевниками, принесли Батыю. Хан оценил отвагу поверженного врага и повелел захоронить Романа с почетом и по русскому обычаю в подклете церкви. Гроб князя Батый приказал поставить именно в Предтеченском храме на Городище. Кроме того, хан повелел высечь на специальном камне дракона, который бы служил знаком для подчиненных ему воинов-кочевников, чтобы те не смели осквернять указанной церкви и могилы. Мотив восхищения Батыя храбрым и сильным врагом прослеживается и в древнем литературном памятнике – «Повести о разорении Рязани Батыем». Схожее великодушие хан проявляет к останкам поверженного русского воина Евпатия Коловрата и даже жалеет, что богатырь находился не на его стороне.

Интересно, что в Иоанно-Богословском монастыре под Рязанью долгое время хранилась еще одна печать Батыя. После разорения Рязани, еще на пути в Коломну, Батый планировал разграбить богатый, как ему говорили, Иоанно-Богословский монастырь. Однако во сне полководцу явился небесный покровитель обители апостол Иоанн, и Батый, ужаснувшись этого видения, отказался от своей преступной затеи. Он все же посетил монастырь, но вместо грабежа, наоборот, оставил в нем золотую ханскую печать, которая должна была уберечь обитель от каких-либо посягательств. Действительно, вплоть до пятнадцатого века, находящийся в неспокойной местности монастырь оставался неприкосновенным, несмотря на то, что мимо него в сторону Москвы часто шли орды ногайских и крымских татар. К сожалению, в семнадцатом веке печать Батыя Иоанно-Богословского монастыря решили использовать для золочения водосвятной чаши, и поэтому этот уникальный исторический объект не сохранилась до наших дней.

Сведения о ханской печати в Иоанно-Богословском монастыре под Рязанью являются аргументом в пользу правдивости легенды о «батыевском» происхождении камня на стене Предтеченской церкви в Коломне. Не исключено, что «печать Батыя» могла обозначать вовсе не место погребения храброго князя Романа, а просто уплату церковью определенного налога, гарантировавшего ей сохранность со стороны захватчиков. Но есть весомые аргументы и против «батыевской» версии. Самые ранние оценки возраста здания относят постройку церкви Зачатия Иоанна Предтечи к началу XIV века. Это означает, что между событиями нашествия Батыя и возведением сохранившегося здания храма лежит как минимум шестьдесят-семьдесят лет. Если же церковь, что вероятнее, была построена во второй половине XIV века, разрыв становится еще больше. Тем не менее, даже если стены церкви перестраивались, камень с печатью Батыя мог быть вынут из более старой церкви и вставлен в стену обновленной постройки и таким образом сохраниться до наших дней. Оригинальный рельеф с «драконом», который многие века находился в стене церкви, сегодня хранится в краеведческом музее Коломны, а на фасаде храма установлена его точная копия.

Отдельной проблемой до сих пор остается опознание животного, изображенного на древнем камне. Писатель Иваничин-Писарев еще в 1844 году сделал набросок увиденного им существа и опубликовал в своем сочинении в качестве иллюстрации. Складывается впечатление, что ему очень нравилась версия дракона, поэтому он будто намеренно «приукрасил» животное, чтобы оно больше походило на рептилию. Оригинальный рельеф похож на дракона куда меньше. В двадцатом веке церковь изучали многие авторитетные ученые, и трое из них увидели в рельефе совершенно разных животных. По версии археолога А.И.Некрасова на камне был высечен не дракон, а барс, служивший одно время геральдическим символом владимирского княжества. Эту версию подтверждают якобы сходные по композиции рельефы, найденные у храма Покрова на Нерли, что в свою очередь говорит о связях Коломны и владимирского князя. Другой исследователь церкви Н. Н. Воронин был убежден, что на камне высечен не барс, а единорог. «Об этом говорит и острый отросток на носу и хорошо переданные копыта. Во владимирской пластике мы единорога не встречаем» – писал Н. Воронин. Наконец, историк Сергей Вольфгангович Заграевский не увидел в барельефе ни дракона, ни барса, ни единорога. По его мнению, на камне высечено некое чудовище, которое он условно назвал «василиском»: «Рог на голове существа на самом деле является верхней частью раскрытого клюва…на лапах не копыта, а когти. На задних ногах хорошо видны даже «пятые пальцы», характерные для хищников». Таким образом, до сих пор остается загадкой, какое животное изображено на камне, который, возможно, являлся печатью самого хана Батыя.

Село Городище было основано, предположительно, в 20-х годах XIX века переселенцами из Воронежской губернии. История храма Архангела Михаила началась уже с 1836 года, когда жители села обратились за разрешением построить собственную деревянную церковь. Разрешение было получено, но первый деревянный храм, а также, возможно, и построенный позже второй — тоже деревянный, погибли от пожара. В 1880 году начинается строительство нынешнего каменного храма по одному из немного измененных образцовых проектов архитектора К.А. Тона. Глину для кирпичей добывали недалеко от села. Кирпич до храма доставляли вручную. Молодежь, собираясь на вечерние посиделки, должна была первым делом принести кирпичи к строящемуся храму, поднять его по лесам к месту кладки и аккуратно сложить, только тогда юноши и девушки отправлялись на гулянья. Храм строили «всем миром». В 1892 году на колокольне были установлены колокола, и храм был освящен епископом Оренбургским и Уральским Макарием (Троицким). Храм был закрыт 14 апреля 1931 года. Двое священнослужителей храма и несколько человек причта были репрессированы. Здание храма использовалось как зернохранилище, мастерская по ремонту тракторов, склад цемента, а после – было заброшено. В 50-е годы XX века храм, как недопустимое напоминание о вере, пытались разрушить, но здание устояло, хотя и сильно пострадав Восстановление. храма началось в 1991 году силами жителей села и с помощью благотворителей. Была достроена полуразрушенная колокольня, восстановлены росписи, иконостас (с использованием небольших сохранившихся фрагментов дореволюционного иконостаса), написаны новые храмовые иконы, построена гостиница для паломников и приведена в порядок территория. В 2010 году завершилось строительство деревянной водосвятной часовни и купели на новоустроенном святом источнике в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница». После восстановления и возобновления богослужений храм Архангела Михаила получил известность, как место прославления чудотворного списка афонской иконы Пресвятой Богородицы «Скоропослушница». Эта икона была возвращена в храм с началом его восстановления, и с самого начала обращающиеся перед ней к Пресвятой Деве стали получать благодатную помощь в болезнях, укрепление в вере, благословение в делах. Поэтому по вечерам каждую пятницу и воскресенье перед иконой «Скоропослушница» в храме стали совершаться особые молебны, на которые собираются не только жители села, но и верующие с Оренбурга, окрестных сел и даже соседних областей. Село Городище известно как одно из важный мест паломничества в Оренбургской епархии (наряду,например, с Никольским собором г. Оренбурга, где по благословению митрополита Оренбургского и Саракташского Валентина определено современное место хранения иконы). Кроме того в храме Архангела Михаила со времени его восстановления собраны частицы мощей многих почитаемых святых Православной Церкви: равноапостольной Марии Магдалины, великомученика и целителя Пантелеимона, преподобного Серафима Саровского, преподобных Оптинских старцев и многих других, и появление многих из них в нашем храме имеет свою историю

Сайт прихода.

Церковь Зачатия Иоанна Предтечи расположена в центре древнего села Городище, которое уже давно вошло в городскую черту. Над берегами Коломенки вознёсся величественный древний белокаменный храм.

Датировка строительства этой церкви долгое время вызывала споры. Но после долгих исследований и открытий выяснилось, что начало постройки каменной церкви в пригородном селе Городище, принадлежащем коломенским епископам, относится к 1307–1308 годам. Предтеченский храм «на Городище» является образцом «послемонгольской архитектуры» и относится к числу трёх дошедших до наших дней памятников архитектуры того времени: Никольская церковь в селе Каменском Наро-Фоминского района и церковь Рождества Богородицы в селе Городне Тверской области. От древней постройки XIV века до нашего времени дошли наполовину высоты стены четверика, не имеющие наружных лопаток, и алтарные апсиды, сложенные из грубо отёсанных блоков известняка.

Установлено, что первоначально храм имел крестообразное внутреннее пространство, образованное угловыми выступами кладки, что сближало его с первыми каменными соборами коломенских монастырей и с аналогичной церковью Николы в селе Каменском.

Обследование фасадов Предтеченской церкви позволяет установить, что в начале XVI века подвергся перестройке более древний храм. При этом большинство консолей храма были переложены или вытесаны вновь, причём мастерами XVI века была воспроизведена декоративная форма, существовавшая ранее.

В XVII–XVIII веках в Предтеченском храме была возведена шатровая колокольня, а к древней части храма с запада пристроена трапезная, которая в XIX веке была значительно расширена. После многочисленных строительных работ и переделок в церкви образовались три престола: главный – в честь Зачатия Иоанна Предтечи и два – в трапезной – в честь святителя Николая Мирликийского и апостола Иакова Заведеева. Интерьер трёхчастной трапезной с пределами стал представлять собой светлое пространство, образованное крестовыми сводами и арками. Во время археологических работ при раскопках в храме найдена закладная доска, проливающая свет на происхождение названия одного из престолов «1876 (месяца) мая 2 дня была совершена закладка двум престолам: святителя Николая и апостола Иакова. При священнике Иоанне Попове. При старосте ц. Василье… Строитель был коломенский купец Я. Г. Буфеев».

В советское время храм был закрыт и разорён, утрачены его ценности. От уникального древнего иконостаса XIV века осталась лишь одна икона, написанная в 1390-х годах мастером школы Феофана Грека, образ «Иоанн Предтеча – Ангел Пустыни» сейчас хранится в фондах Государственной Третьяковской галереи. А в храме находится копия этой иконы.

Как уникальный памятник архитектуры церковь св. Иоанна Предтечи неоднократно реставрировалась – в 1970-х и 1990-х. Проведённые работы вернули ей многие древние черты, было восстановлено трёхглавие и сложное устройство кровли XIV века.

После передачи Русской Православной церкви храм с 1993 по 1998 год действовал как подворье Богородице-Рождественского Бобренева монастыря, а затем вошёл в число приходских церквей Коломенского благочиния.

А 5 октября 2008 года православные христиане торжественно отметили 700-летие одного из старейших храмов Московской епархии.