Городня Тверская область церковь

Московские учёные-искусствоведы, супруги Артур Галашевич и Галина Колпакова в своём фундаментальном труде «Храм Рождества Богородицы в Городне на Волге», обосновали тот факт, что храм в Городне мог быть построен «первым в Тверском княжестве после длительного перерыва, последовавшего за разорением Твери в 1327 году моноло-татарами» и принесшего этим краям «экономический упадок и политическую катастрофу». И лишь последовавшая спустя полвека победа на Куликовом поле стала поворотной точкой к возрождению и Городни, и храма. Знаменитое сражение произошло в день Рождества Божией Матери, и именно это обстоятельство дало толчок для начала строительства целого ряда храмов на Руси. Как считают исследователи, строительство церкви в Вертязине (Городне) и было обусловлено стремлением увековечить память о той славной победе. Историки считают этот храм единственным сохранившимся до наших дней со времён Тверского княжества. По одному из преданий, в Городне в 1382 году останавливался и молился в храме Рождества Пресвятой Богородицы преподобный Сергий Радонежский. С конца ХV по первую половину ХVIII века Городня переходит от одного хозяина к другому. Последним владельцем был военный бригадир Пётр Алексеевич Бем. В 1790 году вышла в свет книга «Путешествие из Петербурга в Москву», её автор А. Н. Радищев посвящает Городне несколько страниц. В ХIХ веке храм Рождества Пресвятой Богородицы пережил несколько ремонтов и перестроек. А свой современный вид он приобрёл в период с 1885 по 1901 год.

Один из наиболее почитаемых образов храма — «Христос в Темнице», скульптурная композиция, датируемая ХVIII столетием. В центре её — деревянное резное изображение Иисуса Христа с терновым венцом на голове. В 2005 году на праздничную рождественскую службу в Городню приезжал Президент России Владимир Путин. Богородице-Рождественская церковь изначально представляла собой четырёхстолпную, крестово-купольную архитектурную композицию с тремя апсидами, позакомарным покрытием и одной главой. После очередного пожара 1716 года церковь Рождества Богородицы в Городне восстановил Пётр Алексеевич Бем. При нём храм был не только отремонтирован, но и расписан, были пристроены кирпичная трапезная (с приделом праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы) и шатровая колокольня. Мастера использовали обычный для того времени набор архитектурных деталей, восходивший к русской архитектуре ХVII века. Главка над барабаном зиждается на тонкой шейке, а колокольню «накрывает» открытая паперть и шатёр со слухами. Такие шатровые колокольни очень часто встречаются при храмах, датируемых семнадцатым веком, в Костромской, Ярославской и Московской областях.

Выделяются оригинальные боковые порталы с арочными архивольтами, а также узкие лопатки на апсидах, напоминающие нижегородский стиль. Порталы и проёмы строители немного приукрасили наличниками из белого камня, которые образуют «хорошо читаемые и видимые издалека светлые пятна на фасадах колокольни и трапезной». Очертания окон довольно просты и имеют луковичные перемычки. Окна основного объёма выполнены «раструбом», что, видимо, требовалось, чтобы защититься от вражеских нападок. Строители, пытаясь подчеркнуть значение древнего объёма и не дав ему потеряться за новыми постройками, покрыли храм обычной скатной кровлей. Вероятно, с той же целью старый световой барабан надстроили новым, но глухим и маловыразительным. А вот большая луковичная глава придала храму необходимую стройность и не дала ему потеряться в окружающем ландшафте. Над главным входом в храм, в нише находится икона «Рождество Пресвятой Богородицы». В честь этого праздника и была освящена церковь в Городне. С северной и южной стороны четверик имеет порталы в виде арочных полуколонн, вырезанных из белого камня, и стрельчатые окна, напоминающие скорее бойницы.

Высокая колокольня с открытой папертю завершается шатром с тремя рядами постепенно уменьшающихся в размерах слуховых окон. Под ярусом звона устроена небольшая ризница, где хранится разная церковная утварь. Чтобы усилить вертикальную доминанту храма и чтобы завершение основного не потерялось на фоне высокой и стройной колокольни, строители надстроили световой барабан с многочисленными узкими окнами новым глухим барабаном и завершили конструкцию большой луковичной главой, которая, в свою очередь, несёт тонкий шпиль с ажурным крестом. Из небольшого притвора открывается большое пространство трапезной, объединённой с приделом в честь Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы. Крещатые своды опираются на один мощный столп. Пристройка трапезной и северного придела значительно повысила вместимость храма. Столпы внутреннего пространства главного придела в честь Иоанна Предтечи придвинуты к стенам, образуя в плане крест и восходя к подкупольному квадрату. Он, в свою очередь, выделен подпружными арками под малым барабаном. При взгляде снизу мы видим подобие четырёхконечной звезды. Западные угловые части соединены с остальным объёмом храма значительно лучше.

Иконостас церкви признаётся искусствоведами уникальным памятником. Реставрационные работы 1975-1981 годов под авторским надзором архитектора Б.Л. Альтшуллера полностью восстановили его внешний облик, а также большую часть декоративного убранства. Специалисты считают, что окна и иконостас создавались в одно время, поскольку их стилистическое единство неоспоримо. Композиционный иконостас выстроен «по принципу трёхпролётной пирамидальной триумфальной арки». Центральная ось чётко обозначена царскими вратами и «розаном» над ними. Вечает конструкцию крест, укреплённый на сфере. С двух сторон сделаны проходы в жертвенник и диаконник. Весь иконостас разделён на четыре яруса, в каждом соответствующие чинам иконы — местные, праздничные, апостольские и пророческие. Реставраторы считают, что особенности резьбы иконостаса указывают на местную артель резчиков, которые, однако, очень старались не отойти от столичных образцов. «Несколько упрощённая трактовка барочных форм, крупные сочные формы резьбы придают декоративному убранству иконостаса выразительную целостность. Игру позолоты, светотональную моделировку форм декора дополняет яркий, праздничный колорит икон, с которыми иконостас составляет единый ансамбль». Стоит подчеркнуть, что иконы главного иконостаса написаны в традициях барокко по заказу Петра Бема в 1740-х годах. Их высокое качество отметил в своё время драматург А.Н. Островский, побывав однажды в храме: «Замечательные Царские Врата, вероятно, современной постройки».

Журнал «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №227, 2017 г.

Туристы, разглядывающие церковь Рождества Богородицы, даже не догадываются, что перед ними храм с почти 700-летней историей. За несколько столетий ему пришлось пережить многое: пожары и разрушения, опричнину и опустошительные набеги, фашистскую оккупацию и безбожие советского времени. Сегодня Церковь Рождества Богородицы в Городне — одна из самых ярких достопримечательностей Конаковского района.

Село Городня знавало лучшие времена. Шесть веков назад это был видный город Тверского княжества. Причем было у города сразу два названия: одно — Городень, а другое — Вертязин. Город защищал подступы к Твери со стороны Москвы. Первое упоминание о нем датируется 1312 годом. Название Городень со временем стало главным, хотя еще в 1677 году в писцовых книгах значилось: «Село Городень, Вертезин тож»…

Изначально деревянную крепостную церковь в Городне заложил Великий Тверской князь Михаил Александрович в память о своем предке Михаиле Ярославиче Тверском, мученической смертью погибшем в Орде. По другой версии, церковь была построена на месте братской могилы русских воинов, погибших на Куликовом поле. Как бы то ни было, сегодня храм Рождества Богородицы — единственный в районе памятник старины, сохранившийся от Тверского княжества. На высоком холме над Волгой стояла бревенчатая крепость, с трех сторон обнесенная глубоким рвом. Здесь даже чеканилась своя монета с надписью «Печать Городеньская». Рядом с собором Рождества Богородицы находился княжеский дворец и каменная Воскресенская церковь, фундамент которой сохранился до сих пор, а внизу, у волжского берега, располагался посад.

После пожара 1412 года, уничтожившего почти весь Вертязин, храм был капитально перестроен. Сын тверского князя Ивана Михайловича Александр вплотную взялся за восстановление сгоревшего Вертязина и в первую очередь – каменного храма. На более древнем подклете построили четырехстолпный крестово-купольный храм с тремя апсидами и одной главой. Подклет тогда был довольно высоким (сейчас он сильно погрузился в землю), поэтому ко входу в храм вели высокие лестницы-«всходы». Храм был белокаменным, и исследователи полагают, что изначально он был очень похож на Никольскую церковь в селе Каменском. К тому времени Тверь уже утратила независимость, Городня стала просто небольшим городком на торговом пути Москва-Тверь-Новгород. Именно в таком качестве ее упоминает знаменитый европейский путешественник Герберштейн, посол австрийского императора, называя ее «Геродин — город, стоящий на Волге». Город был довольно многолюдным и обилен монастырями — их насчитывалось шесть, из них три в самом городе, а три — в ближних окрестностях.

После возведения храм был целиком расписан фресками; до нас дошли только их фрагменты, сохранившиеся в оконных проемах и на стенах под позднейшими пластами штукатурки. Частично уцелело изображение Богоматери с Младенцем и житийный цикл св. Иоанна. Также на стенах храма сохранились рисунки-граффити, выцарапанные прямо на каменной кладке и долгое время скрытые штукатуркой. Возможно, это были «подготовительные» рисунки для росписей – такая традиция существовала, например, в Византии.

В 1569 году город подвергся разгрому со стороны опричного войска Ивана Грозного, шедшего усмирять Новгород: «от Клина до Городни и далее истребители шли с обнаженными мечами, обагряя их кровию бедных жителей, до самой Твери». А в Смутное время город и окрестности стали жертвой страшного разорения: даже спустя полтора десятка лет, в 1627 году, вокруг Городни было 36 запустевших деревень, а из прежних шести монастырей уцелел только один — Петровский, но и тот спустя 100 лет был упразднен. С этого времени Городня навсегда утратила статус города и стала дворцовым селом. Здесь жили царские рыболовы, которые вместо оброка были обязаны поставлять к царскому двору рыбу. Петр I подарил Городню светлейшему князю Александру Меншикову, а когда тот попал в опалу, село снова стало дворцовым. Церковь Рождества Богородицы, до того соборный храм, теперь стала обычным приходом.

До XVIII века храм Рождества Богородицы простоял без существенных изменений. В 1740-х годах местный помещик Петр Бем пожертвовал средства на полное обновление храма. Строительством занималась артель местных рабочих-каменщиков. С запада к церкви была пристроена теплая трапезная и шатровая колокольня. Прежняя кровля храма была изменена с позакомарной на простую четырехскатную. Окна были растесаны. Тогда же была «надстроена» главка храма: на старый барабан был поставлен еще один, более тонкий, а сверху – луковичная главка. В храме был установлен новый иконостас, выполненный в стиле, сочетающем черты барокко и классицизма. В 1801 году храм сильно пострадал от пожара; в трапезной, в приделе Симеона и Анны, был полностью заменен обгоревший иконостас.

С городенского холма открывается необычайно красивый вид на Волгу. Писатель А.Н.Островский, который по заказу министерства путей сообщения совершал поездку по Волге, так и писал: «Долго любовался я живописным видом с обрывистого берега от церкви. Под ногами Волга, синяя от пасмурной погоды и подернутая рябью; за рекой зеленел пойменный луг, который расстилался ковром вплоть до высокого, темного соснового лесу. Справа и слева между кустарниками кое-где блестели изгибы и плесы Волги; по крутым берегам виднелись белые каменные церкви сел».
Церковь Рождества Богородицы не закрывалась в советское время, что помогло сохранить храмовые интерьеры, росписи, иконостасы. В годы Великой Отечественной войны храм был сильно поврежден: несколько дней, пока шли бои за Городню, здесь стояли немецкие войска, оборудовавшие храм под солдатскую столовую. После войны встал вопрос о реставрации храма. В 1970-х годах под руководством Б.Л.Альтшуллера храм начали готовить к масштабным реставрационным работам. Сначала провели исследовательские работы, занявшие несколько лет. После сбора уникальной информации начались работы по восстановлению храма; каждый фрагмент росписей был тщательно очищен, укреплен. В 1980 году с храма были наконец сняты леса – работы окончились. В присутствии всего высшего тверского духовенства храм был торжественно освящен. Сейчас один из древнейших храмов Тверской области процветает, в нем ведутся постоянные службы, а посетить храм приезжают не только жители окрестностей – на стоянке у храма не переводятся машины с номерами из самых разных регионов страны. Храм Рождества Богородицы ни разу не закрывался на протяжении шести веков. «Намоленность» храма и является его главным чудом, наверное, именно поэтому к нему постоянно приезжают паломники.