Господь мой пастырь

Толковая Библия Лопухина

Псалом мог быть написан по одному поводу с псалмом IV, т. е. во время бегства от Авессалома из Иерусалима, когда Сови, Махиром и Верзеллием ввиду войск Авессалома было принесено пропитание для Давида и его спутников (см. Пс.22_5 ст., ср. Пс. 4:8). Есть здесь косвенный намек, что Давид чувствует некоторую вину пред Господом (Пс.22_3). А мы указывали, что в большинстве псалмов происхождения из времени гонений Авессалома или прямо, или косвенно выражается Давидом сознание своей виновности пред Богом.

Господь мой пастырь, покоящий меня и оберегающий даже в долине смертной (1-4). Он пред врагами приготовил мне трапезу, оказал милость, которая да охраняет меня во все дни моей жизни (5-6).

Пс.22:1. Господь — Пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться:

«Господь — пастырь мой» — основная мысль псалма, подробно раскрытая во всем его содержании. Как пастырь, Господь охраняет и питает Давида.

Пс.22:2. Он покоит меня на злачных пажитях и водит меня к водам тихим,

«Злачные пажити» — луга, поросшие богатой травой, на которые пастухи выгоняют свои стада. «Воды тихие», покойные, не бурно текущие, образовывающиеся от сильных дождей, которые потом быстро же и высыхают, а источники не пересыхающие, всегда текущие и доставляющие воду.

Пс.22:3. подкрепляет душу мою, направляет меня на стези правды ради имени Своего.

«Подкрепляет душу» — своим попечением о Давиде Господь подкрепляет его, «душу мою» — гебраизм — «меня». — «Направляет меня на стези правды» — разными фактами из жизни или откровениями своей воли через пророков указывает, в случае уклонений, истинный путь жизни. Так, напр., было после преступления с Вирсавией, которое обличил пророк Нафан. — «Ради имени Своего» — выражение, часто повторяемое в псалмах и вообще в Библии. Оно означает, что Господь, Который свят и не имеет в себе никакого недостатка, требует и от своих рабов — людей нравственной чистоты, почему и «направляет… на стези правды», чтобы человек, как раб и сын Бога, своим недостоинством не унижал своего Господина и Отца Бога.

Пс.22:4. Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной; Твой жезл и Твой посох — они успокаивают меня.

«Долина смертной тени» — долина, полная опасностей для жизни от возможных нападений врагов. Это та долина, где он находился в данное время, полная опасностей от близости врагов. Давид верит, что Господь спасет его от смертных опасностей. — «Жезл и Твой посох» — орудия, которыми пастухи защищают свои стада от хищных зверей. Господь оберегает меня своей силой, как пастух овец посохом.

Пс.22:5. Ты приготовил предо мною трапезу в виду врагов моих; умастил елеем голову мою; чаша моя преисполнена.

«Умастил елеем голову», благодаря посланной помощи я испытываю радостное настроение, внешним знаком чего на Востоке являлось умащение елеем головы.

Рубрика: Молитва

Псалом вместо молитвы

Преподобный Арсений Каппадокийский (1840 — 1924), грек, живший на территории Турции, составил разъяснение о Псалтыри. Он указывал, в каких житейских случаях можно читать те или иные псалмы. Это в основном было связано с отсутствием в Православии специальных молитв для различных нужд и потребностей. Так, например, псалом 22 рекомендовано читать для умиротворения непокорных детей. В православной церковной практике все псалмы принято читать на церковно-славянском языке. Однако для большинства современных людей смысл молитв остается непонятным. Возникают закономерные вопросы. Можно ли читать псалом 22 на русском? Для чего вообще читать псалом 22? Есть ли доступное и доходчивое толкование псалма?

псалом 22 на русском
Раскрытая Псалтырь

Что такое Псалтырь и псалмы

Широко известной книгой Ветхого Завета является Псалтырь. Она состоит из отдельных песнопений — псалмов. Автором большей части псалмов является царь и пророк Давид (1035-965 года до Рождества Христова). Особенностями этих песнопений, посвященных Богу, являются личные переживания псалмопевца. Он словно ребенок, устремившийся поделиться со своим Отцом радостью, тревогой, опасениями, просящий прощения, помощи и заступничества.

«Книга псалмов… есть общая сокровищница добрых учений и тщательно отыскивает, чтó каждому на пользу. Она врачует и застарелые раны души, и недавно уязвленному подает скорое исцеление. И болезненное возставляет, и неповрежденное поддерживает. Вообще же, сколько можно, истребляет страсти, какие в жизни человеческой под разными видами господствуют над душами.

Псалом — тишина души, раздаятель мира. Он смягчает раздражительность души и уцеломудривает невоздержанность. Он утишает мятежные и волнующие помыслы. Псалом — посредник дружбы, единение между далекими и примирение враждующих. Ибо кто может почитать еще врагом того, с кем возносит единый глас к Богу? Посему псалмопение доставляет нам одно из величайших благ — любовь, изобретая совокупное пение, вместо узла к единению, и сводя людей в один согласный лик» (святитель Василий Великий, 330-379).

Не раз Давид был спасаем от врагов и опасностей по Божьему Промыслу. Поэтому важным мотивом в псалмах выступают восхваления Господа, который подаёт просящему у Него спасение. Псалом 22 на русском как раз и является ярким образцом такого Божьего восхваления.

Псалом 22 на церковно-славянском языке

Госпо́дь пасе́т мя, и ничто́же мя лиши́т. На ме́сте зла́чне, та́мо всели́ мя, на воде́ поко́йне воспита́ мя. Ду́шу мою́ обрати́, наста́ви мя на стези́ пра́вды, и́мене ра́ди Своего́. А́ще бо и пойду́ посреде́ се́ни сме́ртныя, не убою́ся зла, я́ко Ты со мно́ю еси́, жезл Твой и па́лица Твоя́, та мя уте́шиста. Угото́вал еси́ предо мно́ю трапе́зу сопроти́в стужа́ющым мне, ума́стил еси́ еле́ом главу́ мою́, и ча́ша Твоя́ упоява́ющи мя, я́ко держа́вна. И ми́лость Твоя́ пожене́т мя вся дни живота́ моего́, и е́же всели́ти ми ся в дом Госпо́день, в долготу́ дний.

Псалом 22 на русском языке

Господь — Пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться: Он покоит меня на злачных пажитях и водит меня к водам тихим, подкрепляет душу мою, направляет меня на стези правды ради имени Своего. Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной; Твой жезл и Твой посох — они успокаивают меня. Ты приготовил предо мною трапезу в виду врагов моих; умастил елеем голову мою; чаша моя преисполнена. Так, благость и милость да сопровождают меня во все дни жизни моей, и я пребуду в доме Господнем многие дни.

В псалме не указаны ни время, ни причины его написания. По толкованию профессора Александра Павловича Лопухина (1852-1904) этот псалом можно отнести ко времени бегства царя Давида из Иерусалима от своего сына Авессалома. Тогда Давид находился в пустыне Маханаим и испытывал голод и нужду. Три мужа, Сови, Махир и Верзеллий, принесли ему продовольствие в виде муки, меда, сыра, овец и зерен (Вторая Книга Царств, 17:27-29). На это косвенно указывает 5 стих псалма.

Основная мысль псалма — «Господь — пастырь мой». Царь Давид назвал Господа пастырем: Он защитил его от врагов и подал пропитание. Словами псалмопения Давид выразил согласие следовать за Творцом, показав пример полного Ему доверия и упования. Пророк признал, что в случае уклонения его от истинного пути Господь различными жизненными событиями и прямыми откровениями через других людей всегда направит его ко спасению.

Так было, например, когда Давид взял себе замужнюю Вирсавию. Ее мужа царь специально направил на погибель. В то время Господь обличил царя через пророка Нафана.

Находясь в месте, полном опасностей, Давид сохранил веру в спасение от Бога, в защиту от врагов. Как пастух защищает своих овец от волков посохом, так и Господь Своей силой может спасти уповающего на Него человека. Понимание этого принесло большую радость псалмопевцу, которая по восточным традициям выразилась в помазании растительным маслом волос на голове.

Христианское понимание псалма 22

Псалом 22 на русском языке имеет пророческое указание на Иисуса Христа. То есть Доброго Пастыря, готового пожертвовать Своей жизнью для спасения от гибели овец — всех верующих в Него.

«Всякий, кто чувствует над собою бодрственный и попечительный Промысл доброго пастыря Христа, пребывает спокойным и утешенным, в той уверенности, что жезл и палица сего Пастыря составляют надежнейшее средство для защиты его от всех врагов: жезл Твой и палица Твоя, та мя утешиста. По изъяснению отцов Церкви, жезл и палица предызображают здесь Крест Христов, который служит для верующих лучшим спасительнейшим средством для защиты от всех врагов их, видимых и невидимых» (протоиерей Григорий Разумовский, 1883-1967).

Использование псалма в богослужении

Псалмы царя Давида и других авторов послужили основой церковной гимнографии. Это особая форма разговора с Господом. Слова псалмов, выражающие благодарность и любовь ко Творцу, остаются до сих пор молитвенным эталоном. Нельзя представить себе ни одного православного богослужения, где бы не использовались псалмы. Они являются частью жизни христиан.

«Псалмы Давида — это песни нашей души; его молитвенные гласы и вопли — гласы и вопли духа нашего, подавляемого грехом, удручаемого скорбями и напастями. Кроме сего, где мы найдем для себя лучшие образцы молитв, молений, благодарений, богохвалений и славословий, как не в псалмах Давидовых? В книге псалмов измерена и описана словом вся жизнь человеческая, и душевные расположения и движения помыслов, — и сверх изображенного в ней ничего более не отыщется в человеке» (святитель Афанасий Александрийский, 295-373).

Псалом 22 входит в Последование ко Святому Причащению. К этому Таинству христиане должны готовиться не только физически (пост, воздержание). Гораздо большее значение имеет духовная подготовка. Слова псалма как раз помогают настроиться верующему на «духовную волну». Это песнопение напоминает о благостном отношении ко всем Спасителя, положившего Свою жизнь за спасение людей.

«Остановись здесь, грешная и отчаявшаяся душа, остановись, собери свой пораженный страхом дух и укрепись. Ты грешен, но Господь «пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мф. 9, 13). Ты немощен, Он — врач; ты — тьма. Он — свет, и где же Ему изливать свой свет, как не на сидящих «во тьме и тени смертной» (Пс. 106, 10)? Ты мертв. Он — жизнь; ты — пленник греха, Он — твой Искупитель. Если ты ты подвержен гневу и осуждению Божию, Он — жертва, умилостивляющая правосудие; ты — заблудшая овца, Он — пастырь, оставивший девяносто девять овец и тебя ищущий» (митрополит Московский Платон Левшин, 1737-1812).

Когда псалом 22 используется как молитва

По мнению Святых Отцов, чтение псалмов благотворно влияют на души людей. Душа христианина постоянно стремится к совершенствованию и духовному развитию. Чтение псалмов, словно ступеньки в Гору, помогают в этом. Читая каждый раз строки знакомого текста, человек может найти новый смысл. Благодать, исходящая от чтения псалмов, незримо учит, наставляет, исцеляет душу верующего.

22 псалом можно использовать как отдельную молитву, если собственные дети обижают родителей. Однако не нужно путать текст из Священного Писания с заклинаниями. Православные, нуждающиеся в Божьей помощи, словами псалмопевцу выражают желание, чтобы Господь вразумил их детей и наступило взаимопонимание в семье. Это не приказ и не торг с Творцом. Христианское прошение всегда на первое место ставит исполнение Воли Божией, упование на Промысл Создателя.

«Весьма много в мире льстивых приманок и бесчисленных сетей, но мы воскликнем к Богу: если я буду находиться среди смертельных опасностей, не убоюсь зла; ибо Ты со мной; если станет против меня целый полк неприятелей, не убоится сердце мое; если начнется против меня война нечестивых людей, и тогда я безопасен, уповая на Господа» (блаженный Иероним, 342-420).