Готов к школе

Многие родители задаются вопросом о том, когда отдавать ребенка в школу: дождаться семи лет или начинать школьные годы уже в шесть? Однозначного ответа на этот вопрос нет, судить нужно по уровню развития и желаниям каждого ребенка индивидуально.

Но есть несколько критериев и рекомендаций, которые помогут определить, готов малыш к поступлению в первый класс или еще нет.

1. Уровень интеллектуального и психологического развития ребенка

Есть дети, которые в шесть лет уже читают классиков русской литературы или умножают и делят в уме многозначные числа. Это действительно высокий уровень развития интеллекта, но это не значит, что дошкольник уже готов идти в первый класс.

Основной критерий оценки уровня готовности к школе — умение удерживать внимание, сосредотачиваться, соблюдать правила поведения на уроке, не терять интерес к занятию через несколько минут после начала. Но не стоит муштровать шестилетку и заставлять его высиживать 45 минут урока без перерывов.

Дети в возрасте 6–6,5 лет могут легко удерживать внимание в течение 15 минут. После этого нужно делать перерыв в занятии, а в школе урок не прерывается от начала до конца.

Год между шестью и семью годами ребенка нужен ему, чтобы стать усидчивее и по-настоящему захотеть на школьные уроки. На подготовительных занятиях дошкольников как раз учат легко воспринимать временны́е промежутки и правильно себя вести на уроке. Им постепенно повышают нагрузку, чтобы не делать переход от дошкольной системы обучения к школьной резким.

Тем не менее, если ваш ребенок в шесть лет хорошо и с интересом читает (примерно 40–60 слов в минуту), считает и пишет, а еще сам хочет пойти в школу и просит вас его туда отправить — не отказывайте ему. Потому что моральная готовность — это одно из достаточных условий для начала учебы в школе. Лучше всего перед принятием этого решения проконсультироваться с детским психологом. Он сможет сказать, действительно ли ребенок готов к школе психологически.

2. Здоровье ребенка

Самое главное в любом возрасте ребенка — следить за его здоровьем и иммунитетом. Если он часто болеет и не воодушевлен физическими нагрузками, то и умственные нагрузки он будет воспринимать тяжелее, чем остальные.

Еще один год здорового питания, прогулок на свежем воздухе, получения всех нужных витаминов и укрепления иммунитета точно не повредит малышу. Наоборот, здоровое и активное состояние ребенка — гарант его уверенности в своих силах и интереса к получению новых знаний.

3. Уровень социального развития

Школа — это прежде всего коллектив. Коллектив, состоящий из таких же непосед, каждый из которых активно пробует разные социальные роли, учится общаться вежливо и чутко, уважительно и достойно — и со сверстниками, и с учителями. Все учатся на основе той базы социальных навыков, которую приобрели в дошкольный период.

Если вы чувствуете, что ваш ребенок еще недостаточно социализирован и не всегда правильно реагирует на других детей или взрослых в процессе общения, если он испытывает смущение или наоборот слишком смело и активно вступает в диалог, отпугивая сверстников, то лучше учить его общаться и действовать в легкой и непринужденной форме, а не кидать на амбразуру. Не стоит торопиться внедрить ребенка в социум, лучше органично окружить его социумом и позволить самому сориентироваться без спешки и страха.

Все эти критерии очень объемны, и всегда есть риск неправильно понять ребенка, поспешить и усложнить ему процесс начала учебы в школе. Поэтому предлагаем вам небольшой чек-лист тех параметров, по которым можно определить готовность ребенка к школе.
1. Хорошо читает, пишет, правильно держит карандаш, умеет считать, складывать и вычитать.

2. Хорошо говорит, не запинается, не тушуется, выговаривает все буквы и звуки.

3. Хорошо понимает, как устроен мир вокруг него: знает свои имя и фамилию, имена родителей и родственников, в каком городе и стране он живет, свой адрес, телефоны родителей, правила дорожного движения и так далее.

4. Обладает социальными навыками: здоровается, прощается, просит с «волшебным» словом, умеет извиняться и вежливо обращаться с просьбой, умеет благодарить и так далее.

5. Уверен в себе, самостоятелен, с адекватной самооценкой.

6. Здоров, радуется жизни, активен, утомляется не быстро.

Поступление в первый класс — это большое дело в любом возрасте. О том, во сколько отдавать ребенка в школу, есть масса мнений. Универсальный совет один: не торопитесь отдать ребенка в серьезную жизнь, прислушивайтесь к его желаниям и мечтам, помните, что и в 6,5, и в 7 лет ребенок может быть не полностью готов к школе и ему нужно помочь — подготовить, поддержать и похвалить за успехи.

Когда ребенок становится дошколенком, у родителей появляется много вопросов. Что малыш должен знать и уметь, обязательно ли посещать подготовишку, за что в школе надо платить, а от каких трат можно отказаться — обо всем этом и многом другом расскажем в нашем материале.

  • Что должен знать и уметь старший дошкольник?
  • Обязательно ли посещать подготовишку?
  • Два шага к зачислению в школу
  • Учебный план
  • Внеурочные занятия
  • Школьная форма
  • Школа и деньги
  • Школьное питание
  • Продленка

Что должен знать и уметь старший дошкольник?

Мальчик-ученый

В некоторых школах родителям заявляют, что обязательным условием поступления ребенка в их образовательное учреждение является умение читать, писать и считать. Но отказ в принятии ребенка по причине его неумения этого делать является нарушением законодательства. И вы можете смело апеллировать к данному факту, если разговор в школе с вами строят в подобном контексте. Да, эти базовые знания и умения способны существенно облегчить процесс обучения ребенка, но это уже совсем другой вопрос.

Школа не может отказать в приеме ребенка по причине того, что он не умеет читать, писать и считать

Некоторые родители сейчас могут возразить — как это ребенок может не уметь к школе читать, писать и считать, ведь этому всему обязаны научить в детском саду! Нет, перед дошкольными образовательными учреждениями такой задачи не стоит. Они могут реализовывать образовательные программы, в рамках которых дети будут изучать буквы, цифры, складывать буквы в слоги и т.д., но это не означает, что к выпуску из детского сада ребенок будет все уметь. Кроме того, далеко не все дети посещают дошкольные учреждения. Именно поэтому ответственность за то, будет ли ребенок уметь читать, считать и писать к школе полностью ложится на плечи родителей. О чем многие до сих пор не знают, обращаясь к устаревшим образовательным программам дошколят.

Между тем, стоит понимать, что детская психика не готова к большим нагрузкам, поэтому не следует перегружать малышей образованием и ранним развитием. Драмкружок, кружок по фото, хоркружок — нам петь охота: это не про дошколят, для них развивающие программы должны быть более щадящими. А уж как вы их будете реализовывать, зависит только от вас — будете ли учить азам сами, запишите в клуб развития или возложите большие надежды на детский сад.

Между тем, есть три кита, на которых держится успешное обучение ребенка в школе — развитые память, речь и мелкая моторика рук. Вот им стоит уделить особое внимание. Заучивайте с малышом стихи, больше с ним беседуйте, побуждайте к рассказам с использованием распространенных предложений, вместе рисуйте, разукрашивайте, собирайте мелкий конструктор, да хоть чечевицу перебирайте для развития моторики.

Обязательно ли посещать подготовишку?

Дети в подготовишке

Опять же, в некоторых школах любят дезинформировать родителей, говоря, что для поступления в их школу, обязательным условием является посещение их подготовишки — подготовительных курсов. Нет, посещение школы дошкольника, и уж тем более какой-то конкретной, не является обязательным условием зачисления в образовательное учреждение.

Школа дошкольника не обязательна к посещению

Но это прекрасная возможность привыкнуть будущему школьнику к организационным вопросам: какому-никакому, но учебному распорядку, звонкам и, возможно, даже познакомиться с будущими одноклассниками. Подготовишка — это замечательный адаптационный этап.

Занятия в школе дошкольника — услуга платная, и родителям стоит помнить, что обязательно должен быть заключен договор на образовательные услуги, в котором будут прописаны все организационные нюансы, перечень занятий, их стоимость и т.д.

Два шага к зачислению в школу

Прежде чем ваш ребенок станет носителем гордого звания «школьник», необходимо пройти два этапа.

Подача заявления

Тут есть два варианта — вы поступаете в школу, к которой прикреплены по месту жительства, или же в любую другую. С первым вариантом все довольно просто: вам нужно подать заявление через портал Госуслуги или обратится лично в образовательное учреждение в срок с 30 января до 1 июля. Вас гарантировано примут. После, в тех школах, в которых будет недобор, начнется вторая волна приема. Можно будет подать заявление на свободные места. И здесь основным критерием успеха является скорость подачи заявления: кто первым подал (независимо от того лично или через Интернет), тот и попал. Никаких других способов не существует. Иногда в Сети появляются предложения о помощи в зачислении в то или иное учреждение, но не стоит на них реагировать — это мошенничество.

Есть еще образовательные учреждения, за которыми закреплена территория всего города, как правило, это гимназии и лицеи. Поступление в них также зависит от скорости подачи заявления в первую волну.

Подача документов

В течение трех рабочих дней после зачисления необходимо подать в школу пакет документов:

заявление о приеме ребенка (оно у вас уже будет);
оригинал и ксерокопию свидетельства о рождении ребенка;
оригинал и ксерокопию свидетельства о регистрации ребенка по месту жительства на закрепленной за школой территорией (если поступаете в закрепленную по месту жительства школу);
паспорт одного из родителей (или лиц, их заменяющих).

Обратите внимание, что в этом списке нет медицинской карты, поскольку ее можно предоставить и после 1 сентября.

Учебный план

Дети в школе

В начальной общеобразовательной школе не может быть более 21 учебного часа в неделю. Это пятидневная рабочая неделя. В лицеях и гимназиях в учебном плане занятий всегда больше, что влечет за собой шестидневку. За исключением 1 класса, где всегда пятидневка.

В 1 классе всегда пятидневка, не более 21 учебного часа

Внеурочные занятия

Школам государство финансирует пять еженедельных часов дополнительных образовательных программ. Но они факультативны, т.е. к посещению не обязательны. И если вы считаете, что ребенку они не нужны, заставить на них присутствовать никто не вправе.

Внеурочные занятия в школе к посещению не обязательны

Школьная форма

Как должна выглядеть, где и у кого покупать и т.д. — это еще одна противоречивая школьная тема. Отвечаем. Как должна выглядеть форма учеников, решает школа. Но вопрос, где ее брать, остается на усмотрение родителей. Вы можете ее купить, взять у кого-то или даже сшить самостоятельно, главное, чтобы она соответствовала общей школьной концепции. И никто не может вас заставить купить форму у какого-то конкретного поставщика, даже если весь класс решил приобрести именно там.

Школа и деньги

Школа имеет право предоставлять дополнительные образовательные услуги на платной основе. В этом случае в обязательном порядке должен заключаться договор. А вот принуждать к «добровольным пожертвованиям» родителей никто не вправе. Этот вопрос остается полностью на ваше усмотрение: есть желание помочь школе финансово — помогаете, нет — не помогаете. И величина пожертвования — тоже дело сугубо индивидуальное. Если же школа, как, собственно, и детский сад, фиксирует определенную сумму, или еще того хуже — прописывает ее в квитанциях на оплату, то это уже можно расценить как принуждение. И если вы столкнулись со случаями поборов в школе (детском саду), следует обращаться в прокуратуру.

Фиксированная сумма добровольного пожертвования, ровно как и прописанная в квитанциях на оплату, может считаться вымогательством

Школьное питание

Школьная столовая

В Самаре есть два вида школьного питания — платное и льготное. Второе предусмотрено для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Раньше на льготное питание могли рассчитывать и другие категории, например, дети персонала школы (детского сада), но в условиях кризиса, в этот вопрос были внесены корректировки. Теперь род деятельности родителей и их место работы не учитываются.

При этом стоит отметить, что стоимость платного горячего питания весьма демократична — по Самаре колеблется от 50 до 70 руб. в день.

Стоимость платного горячего питания в школах Самары колеблется от 50 до 70 руб. в день

Продленка

Далеко не у всех родителей есть возможность забирать ребенка сразу после окончания занятий, и для решения этого вопроса во многих школах организована продленка. Плата за подобный присмотр за детьми с родителей не взимается, но питание придется оплатить.

Продленка обязательно должна быть, если у школы есть возможность организовать обучение во вторую смену, свободное помещение и не менее 25 заявлений от родителей на посещение. Если возможности у образовательного учреждения есть и есть достаточное количество родителей, желающих воспользоваться услугой, то отказ в организации продленки со стороны школы неправомерен. О подобных случаях стоит сообщать в министерство образования.

Микаэла Царевская

Следите за жизнью Бебинки в социальных сетях: ВКонтакте, Одноклассники, Фейсбук.

Во сколько лет отдать ребёнка в школу

Вопрос, в каком возрасте стоит отдавать ребёнка в школу, рано или поздно задаёт себе каждая мама. Иногда родителям самим действительно очень сложно оценить готовность ребёнка к школе, понять, какими начальными знаниями должен обладать будущий первоклассник. Попробуем разобраться, когда можно отдать ребёнка в школу, а когда торопиться не стоит.

Что гласит закон

Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» чётко объясняет, что в 1 класс берут детей с 6,5 до 8 лет*. Школа может принять в ряды первоклассников тех, кто выходит за эти возрастные рамки, но только по заявлению родителей, с разрешения администрации школы и после комиссии, которая определит готовность ребёнка к обучению. Словом, вполне возможно, что за одной партой в первом классе окажутся 6-летка и 8-летка. Для родителей эти 1,5–2 года кажутся целой пропастью, ведь ещё живы воспоминания о том, как они ходили гулять на детскую площадку со своим новорождённым, а его нынешний сосед по парте уже вовсю бегал и катался с горок.

Самый старший, самый младший – это страшно?

«А вдруг мой ребёнок будет в классе самым старшим или самым младшим?» – беспокоятся родители. В этом случае стоит обратить внимание на готовность ребёнка к обучению в школе. А этот показатель складывается не из возраста или, допустим, пола, а совсем из других параметров: состояния здоровья, адаптационных способностей, умения находить общий язык с новыми друзьями и многих других. Считается, что именно дети, достигшие возраста 6,5 лет, обладают достаточным для обучения уровнем зрелости. Они готовы к новому жизненному этапу физиологически и интеллектуально, созрели психологически к обучению, обладают нужными начальными знаниями и навыками. Но каждый ребёнок – уникален: у кого-то школьная зрелость наступает чуть раньше, чем у сверстников, а кто-то задерживается на старте. И всё это – вариант нормы.

Лишь 10 процентов 6-летних первоклассников действительно готовы к учёбе.

С «весенними» и «летними» детьми всё проще: им к моменту поступления в школу больше 7 лет, и именно на этот идеальный возраст ориентируются родители. «Осенние» дети к 1 сентября также близки к возрасту первоклассника. А вот у мам и пап «зимних» детей есть выбор: отвести малыша в 1 класс в 6,5 лет или подождать ещё годик до 7,5. И то и другое вписывается в законодательные рамки, и подходящий вариант выбрать бывает непросто. Пораньше или попозже? Придётся смотреть на критерии готовности самого ребёнка к школе.

Узнайте уровень подготовки ребёнка к школе

Как понять, что мой ребёнок готов к школе?

Интеллектуальное развитие

Должен ли ребёнок иметь начальные знания, поступая в первый класс? Нет, неумение читать и писать не станет основанием для отказа в приёме. Не нужно нанимать дошколёнку репетиторов. Он может знать алфавит, писать печатными буквами, но это необязательно. Однако есть ряд навыков, которые он должен продемонстрировать. Например, что он умеет запоминать и анализировать материал. Может прочитать стихотворение по возрасту, пересказать короткий текст. Знает, в какой стране, в каком городе, по какому адресу он живёт, как зовут маму и папу – полным именем, а не домашним. Важно, чтобы на вопросы он отвечал не односложно, а развёрнуто, предложениями из 3–5 слов, и умел использовать обобщающие понятия. Описать предмет, рассказать о домашнем животном, назвать автора любимого стихотворения – всё это говорит о том, что ребёнок обладает хорошим «багажом знаний».

+ Лучше раньше: ребёнок развит не по годам и с лёгкостью цитирует любимые произведения – пора в первый класс, вне зависимости от того, исполнилось ему 7 или нет.

— Лучше позже: малыш испытывает сложности в общении, из него даже пару слов вытянуть сложно, он «путается в показаниях»? Оставьте его дома или в дошкольном коллективе ещё на годик, позанимайтесь с ним дополнительно. Иначе проблемы в обучении будут накапливаться как снежный ком.

Речевое развитие первоклассника

Развитие речи очень тесно связано с интеллектуальной готовностью к школе. Хорошая речь во многом формирует школьную зрелость ребёнка, его готовность или неготовность к обучению – и позволяет предположить, что читать и писать он научится легко.

+ Лучше раньше: ребёнок не знает, кто такой «логопед», чётко и правильно выговаривает звуки, умеет их различать на слух, находить в словах. У него хороший словарный запас, соответствующий возрасту, он знает значения слов. Речь его связная, выразительная.

— Лучше позже: если звуки ребёнку не даются. Словарный запас скудный. Он не умеет подбирать синонимы и антонимы (смелый – храбрый, хороший – плохой), или ему требуется больше времени на ответ, чем другим детям. Испытывать сложности в обучении могут и застенчивые, стеснительные дети.

Психологическая готовность к обучению

Психологическая зрелость ребёнка – фактор во многом индивидуальный: кто-то готов психологически к школе уже в 5,5 лет, а кому-то и в 8 рановато. Конечно, шансов, что у ребёнка старше 7 лет психологическая готовность соответствует норме, гораздо больше. Школьную зрелость демонстрирует понимание, как себя нужно вести в школе, умение работать по образцу, соблюдать правила и т.п. Подобное понимание ситуации (так называемая произвольность поведения) формируется у детей как раз к 6,5–7 годам, и даже в 7 лет она ещё несовершенна, поэтому при выборе школы будет уместно обратить внимание на возможность мягкой адаптации (что позволяют современные системы учебников, например «Начальная школа XXI века» – одна из основных образовательных систем, рекомендованных к использованию). Это позволит детям с разным уровнем психологической готовности чувствовать себя комфортно в первом классе.

+ Лучше раньше: ребёнок усвоил социальные нормы, понимает указания, умеет следовать правилам, понимает причинно-следственные связи. У него хорошая работоспособность, он усидчив, обладает навыками самоконтроля. Не состоит на диспансерном учёте у невролога и психиатра. Спокоен, не страдает бессонницей, головокружениями, гипервозбудимостью и т.п. Он активный, общительный, умеет легко знакомиться и дружить.

— Лучше позже: у малыша «слабая», истощённая нервная система, есть неврологическое заболевание. Он страдает синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Также если он тревожен, замкнут, у него всё валится из рук (значит, мелкая моторика тоже отстаёт), неразговорчив, конфликтен, неусидчив и выказывает плохие навыки социализации.

Состояние здоровья будущего первоклассника

Все будущие первоклассники обязательно проходят полное медицинское обследование и получают заключение врача о готовности к обучению в общеобразовательной школе. Да, по сравнению с детским садом учёба в школе – настоящая работа: вместо прогулок и дневного сна – сидение за партой, вместо игр – чтение учебников и необходимость вглядываться в надписи на доске. Школьное питание не каждому ребёнку придётся по вкусу. Непривычная обстановка, строгие школьные правила заставляют понервничать, а стресс обостряет хронические заболевания.

+ Лучше раньше: если ребёнок полностью здоров, не страдает хроническими заболеваниями, а простудными болеет от силы 4–5 раз в год. Его физическое развитие соответствует возрастным нормам или слегка опережает их.

— Лучше позже: у ребёнка есть какие-либо хронические заболевания (аденоиды, диабет и т.п.), он болеет по 10–12 раз в год, его называют «часто болеющим». Лучше лишний год посвятить закаливанию, повышению иммунитета и общему оздоровлению.

Мотивация учиться и готовность к обучению

Пытаясь ответить на вопрос, когда вести ребёнка в первый класс, мама и папа часто забывают спросить самого ребёнка: а сам-то он хочет учиться? Любознательность очень влияет на то, в каком возрасте отдать ребёнка в школу и будет ли ему там легко. Ведь если учиться интересно, в школу бежишь, а если нет – обучение равно мучению. Если к 6–7 годам ребёнок не проявляет интерес к учёбе, родителям и воспитателям стоит объединить свои усилия в этом направлении: поддерживать ребёнка в его желании учиться, беседовать с ним про то, какая школьная жизнь интересная, как много новых друзей у него появится и как увлекательно каждый день узнавать что-то новое. Можно играть – «репетировать» уроки и перемены, ответы у доски, можно сходить на экскурсию в школу и посмотреть на реакцию ребёнка. И помнить, что желание ребёнка, а не амбиции родителей в данном случае в приоритете.

Чем не нужно руководствоваться родителям будущих школьников:

  • мнением окружающих – «А бабушка считает, что уже пора»,

  • своими родительскими амбициями – «Другие в школу пошли, а мой чем хуже?,

  • тем, что класс набирает хороший учитель, – если ученик не готов, даже хороший учитель не будет отвечать родительским ожиданиям,

  • своими представлениями о детской дружбе – «Ой, ну все его друзья же ушли в первый класс, ему будет скучно!»,

  • нежеланием заниматься ребёнком – «В школе всему научат, поскорей бы отдать».

Свою помощь родителям в вопросах готовности ребёнка к школе предлагают детские психологи, дефектологи, логопеды. Специалистами в области детской возрастной психологии на сегодня разработано множество тестов, при помощи которых можно оценить уровень развития ребёнка дошкольного возраста в разные возрастные периоды. Предложите ребёнку пройти онлайн-тест на нашем сайте, и вы узнаете уровень готовности своего ребёнка к школе, получите рекомендации экспертов по дошкольному и начальному общему образованию.

Самый главный вывод

Не стоит отдавать ребёнка в школу, ориентируясь исключительно на мнение подруг, рейтинг школы, разрозненные рекомендации на форумах в Интернете. Помните, что вы отвечаете перед ребёнком в своём выборе, доверяете его самому лучшему, на ваш взгляд, первому учителю, выбираете «правильную» учебную программу, по которой предстоит учиться первокласснику. Малышу должно быть комфортно и интересно учиться. Врождённая любознательность ученика, его познавательные интересы нуждаются в постоянной и регулярной поддержке и развитии, и родителям очень важно понимать это, записывая ребёнка в первый класс. Ведь именно в начальной школе закладывается будущее образовательных успехов ребёнка.

*Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации», статья 19. Общее образование, пункт 2.

Какие преимущества дает детский сад

Образовательный процесс в наших школах — это в первую очередь требования к дисциплине на уроках, к организованности ребенка, к его возможности высидеть определенное количество времени за занятием (не только за интересным ему, но и за скучным тоже).

В детских садах ребенок с трех лет начинает участвовать в организованных занятиях: сидит за столом, слушает воспитателя, привыкает выполнять задачи, поставленные воспитателем, а не только те, которые он хочет. Кроме того, ему привычнее ситуация: детская группа — взрослый (учитель, воспитатель).

Поэтому, как правило, дети, ходившие регулярно в детский сад, легче адаптируются к школьной ситуации. Но это не гарантирует, что они освоят программу первого класса успешно — просто у них будет некоторое преимущество перед теми детьми, которые садик не посещали.

Если ребенок не посещал детсад, но регулярно дома занимался с родителями, привык внимательно слушать определенное время, воспринимать материал, не отвлекаться, он также может быть успешен в освоении программы.

Так или иначе, перед поступлением в школу у ребенка рекомендуется тренировать усидчивость, способность концентрировать внимание, память, мышление на выполнение определенной задачи — не той, что сейчас интересна, а той, что поставлена перед тобой.

Что влияет на успешную учебу в первом классе

Успешность освоения программы первого класса напрямую зависит от психофизического развития и здоровья ребенка. При этом важно понимать, что малыши лучше запоминают и обрабатывают ту информацию, которая сопровождается демонстрацией наглядного материала, картинками и яркими образами. Абстрактные понятия они пока понимают плохо. Внимание у детей в большинстве своем непроизвольное. То, что ребенок замечает яркие детали, отвлекается на интересное, является нормой.

Само по себе запоминание преимущественно механическое — многократное повторение, либо сохраняются очень яркие впечатления. Поэтому даже много раз повторенный учебный материал может быть забыт по дороге в школу, если ребенок увидел что-то интересное или необычное. Эмоционально-волевая сфера у ребенка семи-восьми лет только формируется. Не всегда легко усидеть на занятии, выслушать учителя до конца, не отвлечься во время контрольной. Не потому что хулиган, а потому что еще не способен к этому.

Все эти особенности учителя начальных классов должны знать и учитывать.

Если мы посмотрим на списки требований по предметам для первого класса, то увидим, что в математике это операции с числами до 20, изучение простых понятий (сложение, вычитание и т.п.), простых алгоритмов, а по русскому языку — составление текстов из двух-четырех предложений, диктант до 20 слов. То есть учитываются возможности мышления, памяти, внимания детей.

Это общие требования под стандартного среднестатистического ребенка в возрасте семи-восьми лет. Можно прогнозировать, что нормально развитый малыш без личностных и социальных проблем необходимых образовательных результатов успешно достигнет.

Другое дело, что сейчас такого среднестатистического ребенка надо поискать. Многие первоклашки уже сегодня имеют свои планшеты и мобильные телефоны, отсюда клиповое мышление и неспособность работать с длинными текстами, а, следовательно, проблемы на уроках чтения, окружающего мира. В связи с тем, что малыши с пеленок проводят время за компьютерами и просмотром мультиков, а не с мамой, папой, сверстниками, многие идут в первый класс с нарушениями речи.

Если раньше групповые игры дошкольников во дворе тренировали внимание и реакцию, то сейчас часто можно встретить у первоклашек рассеянное внимание, неспособность его удерживать, отвлекаемость. Все это — негативные факторы, которые могут препятствовать достижению образовательных результатов.

Про поддержку и мотивацию ребенка

Большое количество знаний, полученных до начала школьных занятий, еще не являются залогом успеха. Главное — психологическая готовность ребенка к учебе и стремление к получению новых знаний. Огромное количество детей ежегодно приходят в школу, имея абсолютно разный уровень подготовки, и начинают учиться. В это время родителям важно верить в успех своего ребенка и вселять уверенность в него самого. Можно и нужно проверять, наставлять, обучать, но делать это необходимо в разумных пределах, не переутомляя и не усердствуя с занятиями, ведь учебная деятельность отнимает у ребенка много сил.

В данный период времени у детей игровая деятельность все еще остается ведущей. Поэтому при грамотно организованном обучении, индивидуальном подходе, включении в образовательный процесс элемента игры вполне возможно сформировать у ребенка необходимые знания, умения и навыки.