Грехи в исламе

Воспитание и приучение к благому слову, которым доволен Аллах.

Достижение довольства Аллаха.

Отстранение от низких речей.

первая часть хутбы:

— Введение:

Сказал Всевышний:

«Тому, кто боится Аллаха, Он создает выход из положения и наделяет его уделом оттуда, откуда он даже не предполагает. Тому, кто уповает на Аллаха, достаточно Его. Аллах доводит до конца Свое дело. Аллах установил меру для каждой вещи» (Развод, 2-3).

Также сказал:

(وَسِعَ رَبِّي كُلَّ شَيْءٍ عِلْمًا أَفَلَا تَتَذَكَّرُونَ80)

«Мой Господь объемлет знанием всякую вещь. Неужели вы не помяните назидание?» (Скот, 80).

И сказал Аллах:

«Ничто на земле и на небе не скроется от твоего Господа, будь оно даже весом в мельчайшую частицу, или меньше того, или больше того. Все это – в ясном Писании» (Сава, 3).

Человек, который задумается и поймет эти аяты, перейдет на новый уровень – муракаба (наблюдение), то есть он осознает, что Господь наблюдает за ним.

— Пункт 1: Язык является благодатью от Аллаха.

О, верующие! Язык является благодатью от Аллаха.

(أَلَمْ نَجْعَلْ لَهُ عَيْنَيْنِ 8 وَلِسَانًا وَشَفَتَيْنِ 9 وَهَدَيْنَاهُ النَّجْدَيْنِ 10)

«Разве Мы не наделили его двумя глазами, языком и двумя устами? Разве Мы не повели его к двум вершинам?» (Город, 8-10).

Язык является тем, что раскрывает уровень воспитания человека, указывает на уровень интеллекта и зрелости разума. Однако сколько людей не смогло воспользоваться этой милостью и погибло по причине своего языка:

«А ввергает ли людей лицами (или же носами) в Огонь (нечто иное, чем) плоды их языков?!»

— Пункт 2: Обязательность оберегания языка и предостережение от всего того, что противоречит этому (хула, сплетни и т.д.).

Верующий человек, осознавший, что Аллах видит его, не будет распускать язык и говорить все, что ему придет в голову. Ведь он знает, что этот Божественный закон обязал его оберегать свой язык во всех ситуациях и предостерег от поклепа:

«…и не злословьте за спиной друг друга. Разве понравится кому-либо из вас есть мясо своего покойного брата, если вы чувствуете к этому отвращение?» (Комнаты, 12).

Сообщается от Абу Бараза аль-Аслями, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«О, те, кто уверовал языком, но в чье сердце не зашел иман! Не злословьте о мусульманах за спиной…» (Абу Дауд).

Ислам предостерег нас от сплетен.

Хузейфа, да будет доволен им Аллах, сообщил, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Распространяющий сплетни не войдет в Рай» (хадис согласован).

Также следует остерегать свой язык от проклятий. Ведь одна из причин того, что большинством обитателей огня являются женщины — это множество проклятий срывающихся с их уст: «О, женщины, раздавайте милостыню. Поистине я видел вас большинством обитателей Огня». Тогда спросили женщины: «По причине чего, о, посланник Аллаха?» И тогда он сказал: «Вы часто говорите проклятья и проявляйте неблагодарность по отношению к мужу» (аль-Бухари).

Также приводится в достоверном сборнике имама аль-Бухари со слов Абу Хурейра, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Поистине, человек говорит какое-либо слово неугодное Аллаху, при этом, не придавая значения (этому слову), и за него падает вниз в Геенне».

И точно также за хорошее слово человек может подняться в степенях Рая.

— Пункт 3: Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, уделял особое внимание обереганию языка и он воспитывал своих сподвижников в этом духе.

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, уделял особое внимание обереганию языка и он воспитывал своих сподвижников в этом духе. Более того, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, посчитал оберегание языка основой всего блага.

Как сообщается об этом в сборнике ат-Тирмизи, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал Му’азу: «Не сообщить ли тебе о главном во всем этом?» И я (то есть Му’аз) сказал: «Конечно, о, посланник Аллаха!» Тогда он взял свой язык и сказал: «Придерживай вот это». Тогда я сказал: «О, пророк Аллаха! Неужели с нас спросят за то, что мы говорим?» Тогда он сказал: «Да лишится тебя твоя мать, о, Му’аз! А ввергает ли людей лицами (или же носами) в Огонь (нечто иное, чем) плоды их языков?!»

Также пророк, да благословит его Аллах и приветствует, уделял внимание своим родным и близким, дабы они не говорили непристойных вещей. Так ‘Аиша поведала о том, что когда она сказал кое-что о Софии (некоторые передатчики хадиса говорят, что ‘Аиша имела в виду маленький рост Софии), да будет доволен Аллах ими обеими, сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Ты сказала слово, которое, если смешать с водой моря, испачкает его» (ат-Тирмизи).

Сказал имам ан-Науауи, да помилует его Аллах:

«Я говорю, что выражение испачкает (мазаджа) означает: что это (речь) смешается с водой так, что изменит ее вкус и запах резкостью зловония и низости. Этот хадис является одним из величайших доказательств запретности злословия, если не самым великим. И я не знаю ни одного другого хадиса, который бы достигал подобного уровня осуждения злословия».

— Пункт 4: Состояние сегодняшних мусульман в отношении оберегания языка.

Что касается речей, которые в своей основе дозволены, то переход границ в них может навредить. Поэтому сообщается в «Адаб аль-муфрад» имама аль-Бухари, что Умар, да будет доволен им Аллах, услышав человека, который слишком много говорит, сказал: «Поистине, многословие в речах (или хутбах) — это одна из родных сестер шайтана».

Поэтому каждому из нас следует говорить только благое, повелевать одобряемое и запрещать порицаемое.

Также в наши дни стало заметным такое явление, как занятие делами, которые не касаются человека.

Приводится в хадисе от Абу Хурейры, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«К хорошему проявлению Ислама человека относится оставление того, что его не касается» (ат-Тирмизи).

А что касается разговоров, которые задевают честь мусульман, то поистине, они являются признаком лицемерия.

Приводится в хадисе:

«Мусульманин является запретным для мусульманина: его кровь, его честь и его имущество. Мусульманин – брат мусульманина, он не поступает с ним несправедливо и не оставляет его. Богобоязненность вот здесь (при этом пророк, да благословит его Аллах и приветствует, рукой указал на сердце)» (Ахмад).

Также к явлениям, которые сегодня распространены, относится множество непристойных слов. Быть может, одним из основных причин этого является пагубное влияние «запада», характеризующийся нравственным упадком, бескультурьем и вседозволенностью.

Однако это не является оправданием для верующего. Тем более что в хадисе сказано:

«Поистине, Аллах Всевышний ненавидит произносящего непристойности и сквернословящего!» (ат-Табарани).

Хотелось бы также обратить внимание на то, что Шариат запрещает вести себя непристойно и произносить недостойные слова при беде или смерти кого-либо из близких людей.

Сказал Сабит: «Я слышал, как Анас говорит женщине из своей семьи: «Знаешь ли ты такую-то? Поистине, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, прошел возле нее в то время, как она плакала у могилы, и сказал ей: «Бойся Аллаха и проявляй терпение». Тогда она сказала ему: «Оставь меня! Поистине, ты не придаешь значения моей беде». Сказал: «И она не узнала его». Тогда ей сказали: «Поистине, это посланник Аллаха». Тогда ей стало так (плохо), как если бы к ней явилась сама смерть. Затем она пришла к его двери и не нашла там привратника. Тогда она сказала: «О, посланник Аллаха, поистине, я не узнала тебя», Тогда он ей ответил: «Поистине, терпение (необходимо проявлять) при первом потрясении» (хадис согласован).

— Пункт 5: Предостережение от лжи и ее распространения. Обязательность подтверждения подлинности слов прежде, чем делать выводы.

Поистине, ложь и ее распространение являются одним из наиболее тяжких грехов. Сказано в хадисе:

«Поистине, лживость ведёт к распутству, а распутство — к огню, и, поистине, человека, который лжёт и придерживается лжи, записывают пред Аллахом как отъявленного лжеца» (хадис согласован).

Сказал Всевышний:

«О те, которые уверовали! Если нечестивец принесет вам весть, то разузнайте, чтобы не поразить по незнанию невинных людей, а не то вы будете сожалеть о содеянном» (Комнаты, 6).

Сказал шейх ас-Са’ди в тафсире (толковании) этого аята:

«И это также является адабом (правилом), которого следует придерживаться обладающим разумом, и который следует им использовать. Суть его в том, что если нечестивец поведал им о чем-нибудь, то необходимо удостовериться в его вести и не принимать на веру просто так (без исследования и доказательств). Ведь, поистине, в этом таится великая опасность и попадание в греховное».

З великих греха, упомянутых в Коране

З великих греха, упомянутых в Коране

З великих греха, упомянутых в Коране

Послание Ислама – это, как сказано в одном из хадисов, послание о высокой нравственности. Ислам должен быть нравственным разумным ориентиром, помогающим преодолевать пороки и приукрашать общество и личность красотой и мудростью нравов.

Поэтому в число порицаемых качеств относятся те, которые причиняют вред человеку и его окружающим – зависть, ненависть, вражда, невежество, безответственность, подлость, лживость и др.

Вместе с тем Всевышним в Коране упомянуты некоторые поступки, названные «великим грехом». Что же это за поступки?…

* Присвоение имущества сирот

«Отдавайте сиротам их имущество и не меняйте скверное на хорошее. Не пожирайте их имущества вместе со своим. Воистину, это — великий грех» (сура «ан-Ниса», «Женщины», аят 2).

Относительно этого аята есть некоторые комментарии алимов.

Саид ибн аль-Мусаййиб и аз-Зухри прокомментировали: «Т.е. не давайте сиротам тощий скот взамен на жирных». Ибрахим ан-Нахаи и ад-Даххак прокомментировали: «Не давайте (сиротам) испорченное взамен на хорошее».

Ас-Судди сказал: «Раньше некоторые брали жирную овцу из имущества сироты, а отдавали им тощую, и при этом говорили: «Овцу за овцу», они также брали хороший дирхем, а взамен возвращали потёртый и говорили: «Дирхем за дирхем»».

Слова: «И не ешьте их имущество в дополнение к вашему» Муджахид, Саид ибн Джубайр, Мукатиль ибн Хаййан, ас-Судди и Суфйян ибн аль-Хусейн прокомментировали это так: «Не смешивайте его со своим, чтобы истратить его вместе».

* Многобожие

«Воистину, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей, но прощает все остальные (или менее тяжкие) грехи, кому пожелает. Кто же приобщает сотоварищей к Аллаху, тот измышляет великий грех» (сура «ан-Ниса», «Женщины», аят 176).

Многобожие, как сказано выше, единственный грех, который не прощается Всевышним. И можно сказать, что это справедливо, потому что если человек приобщает сотоварищей Единому Богу, то и прощения он должен искать у тех, кого возводил на самую высокую ступень помимо одного Творца.

Имам Ахмад передаёт, что Абу Зарр сказал: «Как-то я пришёл к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и он сказал мне: «Любой раб, который сказал, что нет божества кроме Аллаха, а затем умер на этом, обязательно войдёт в Рай». Я спросил: «Даже если он прелюбодействовал и даже если воровал?!»

Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Даже если он прелюбодействовал и даже если воровал!» Повторив это трижды, а на четвёртый раз он, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Даже если нос Абу Зарра испачкать в пыли». Когда Абу Зарр рассказывал этот хадис, он говорил: «Даже если нос Абу Зарра испачкать в пыли» (то есть даже если это не нравиться Абу Зарру) (В двух Сахихах этот хадис приводится от Хусейна).

* Сплетни, ложь и невежество

Так можно суммировать то, о чем сказано в аяте 15 суры «ан-Нур», «Свет»: «Вы распространяете ложь своими языками и говорите своими устами то, о чем у вас нет никакого знания, и полагаете, что этот поступок незначителен, хотя перед Аллахом это — великий грех».

Грехи языка легки, но могут принести много вреда, начиная от испорченного настроения и заканчивая убийством и даже крупными конфликтами. Это призыв быть правдивыми и не передавать непроверенную информацию, призыв к пониманию и знанию того, о чем ты говоришь, к внимательности к своим разговорам.

В двух «Сахихах» приводится хадис от Абу Хурайры, в котором посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Бывает, человек произнесёт слово, сам не понимая того, что говорит, которое гневит Аллаха, и падает за это в Огонь на расстояние более дальнее, чем небо от земли» (Бухари 6477, Муслим 2988) В другом варианте: «..не придавая этому значения…».

Знание о великих грехах не избавляет нас от необходимости вести работу над искоренением других вредных привычек и поступков, разрушающих нас и остальных. Потому что ответственность придется нести не только за «великие грехи», но и за меньшие, оставившие неприятный след. Избегание же больших облегчает нам работу над меньшими…

Ася Гагиева

Лучшая дуа для прощения грехов

Того, кто часто просит Аллаха о прощении, Аллах освободит от любых переживаний

Того, кто часто просит Аллаха о прощении, Аллах освободит от любых переживаний

Мы несовершенны, мы оступаемся и совершаем грехи. Аллах Всевышний признает несовершенную веру человека и не отрекается от него. Его милость всегда рядом, даже когда мы грешны. Если грех отдаляет нас от Аллаха, есть то, что возвращает нас к Нему, и это искреннее покаяние.

Всевышний сказал: «Тем же, которые, совершив мерзкий поступок или несправедливо поступив против самих себя, помянули Аллаха и попросили прощения за свои грехи (ведь кто прощает грехи, кроме Аллаха?), и тем, которые сознательно не упорствуют в том, что они совершили, воздаянием будут прощение от их Господа и Райские сады, в которых текут реки, и в которых они пребудут вечно. Как же прекрасно воздаяние тружеников!» (3:135-136).

В хадисе сказано: «Того, кто часто просит Аллаха о прощении, Аллах освободит от любых переживаний, даст выход из любой трудности и наделит уделом оттуда, откуда он и не рассчитывает».

Какая дуа является наилучшей для прошения прощения Всевышнего. Дуа, совершенная с искренним сердцем и сожалением о содеянном, со стремлением к благому и отказом от запретного.

Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Лучшая просьба для прощения то, что слуга говорит: Аллахумма анти рабби, Ля илляха илля анта, халактани ва ана абдука, ва ана аля ахдика ва вадика мастатату, аузу бика мин шарри ма санату абуу ляка дини матика аляййа ва абуу бизамби вагфирли ваиннаху ла ягфиру ассунуба илля анта».

«О, мой Бог, ты мой Господин нет бога кроме Тебя. Ты создал меня и я твой раб и я буду придерживаться моего завета и обещания (веры и искреннего подчинения) Тебе, Твоя щедрость на мне и я признаюсь Тебе в своем грехе. Так прости меня, потому что никто не прощает грехи, кроме Тебя».

В хадисе сказано, что кто скажет это, когда наступает вечер, а затем умрет ночью, тот должен войти в Рай, и если кто-то скажет это, когда наступает утро, а затем умрет днем, то должен войти в Рай».

Сайда Хайат

Сейчас странно писать о чем-то, кроме коронавируса, поэтому предлагаю просто продлить эту тему до логического конца. Представьте, что все уже случилось: все наши усилия оказались тщетны, гречка и маски не помогли, вирус победил и мы оказались на том свете. Что будет дальше? Рассмотрим исламский вариант.

В загробном мире мусульманам, как и христианам, придется расплачиваться за свои грехи. В правоверном исламе есть свой набор смертных грехов, не столь четкий, чем у католиков, но по-своему не менее убедительный.

«Берегитесь семи вещей, которые приводят человека к погибели! – призывал Пророк. – Это придание Аллаху сотоварищей, колдовство, убийство человека, которое Аллах сделал запретным, ростовщичество, пользование имуществом сироты, побег с поля битвы, когда напал враг, обвинение целомудренной женщины в прелюбодеянии».

В разных хадисах смертные грехи звучали по-разному. Чаще всего это многобожие, неповиновение родителям, трусость, жадность и ложь. «Худшее, что есть в человеке — это скупость и трусость, – говорил Пророк. – Вы никогда не увидите меня скупым, лживым или трусливым!» В другом месте он добавлял: «Мусульманин может быть трусливым или жадным, но не лживым». Нельзя лгать даже в шутку, и нельзя спорить, даже если ты прав. Лжецам в аду будут втыкать в щеку железный крюк и разрывать рот до самого затылка.

В списке больших грехов упоминалось и самоубийство. Самоубийца вечно будет мучиться в аду, повторяя свое самоубийство: бросаться со скалы, вешаться, топиться и т.д.

Все, кто занимаются ростовщичеством или участвуют в нем, – прокляты Аллахом. Пророку Мухаммеду было видение Ада, в котором он увидел людей с огромными животами, наполненными змеями. «Кто это, Джабраил?» – спросил он ангела, и тот ответил: «Ростовщики».

Ислам безусловно запретил пьянство и проституцию. «Все, что опьяняет, запретно (харам)». «Алкоголь – мать бесстыдства, величайший из грехов. Кто выпьет, может блудодействовать и с матерью». Нельзя не только пить, но и сидеть за одним столом с пьющими.

Ни один мужчина не должен оставаться наедине с женщиной. Когда мужчина остается вдвоем с женщиной, третий с ними – шайтан. Бросив взгляд на женщину, тут же отведи взгляд и больше не смотри. Первый взгляд тебе простится, второй – вменится в грех. Взгляд – это прелюбодеяние глаз, разговор – прелюбодеяние языка, прикосновение – прелюбодеяние рук. Мужчине с женщиной можно общаться только через занавесь или дверь.

Нельзя изменять друзьям и предавать людей, даже если они предали тебя. Нельзя присваивать себе лишние трофеи. Нельзя ни сплетничать, ни подглядывать, ни злословить, даже если твои слова – правда. Лучше просто промолчать, если не можешь сказать о человеке хорошее: «Или говори хорошее, или молчи». «Кто попрекнет другого а каком то грехе, тот не умрет, пока сам не совершит тот же грех». «Тот, кто молчит, спасен!»

Гордыня в исламе, как и в христианстве, – страшный грех. «Горделивые люди в Судный день будут собраны в виде маленьких красных муравьев, имеющих человеческий облик. Их будет окружать огонь огня, и они будут пить напиток из крови, гноя и нечистот, который называется Тинатуль-хабаль». «Если в сердце человека есть хоть крупица гордыни, он не войдёт в Рай».

Пророк осуждал не только поступки, но и помыслы: «Берегитесь тех желаний, которые приходят в сердце прежде совершения греха! Потому что они являются началом греха».

Тут же следует призыв к покаянию: «О люди! Кайтесь перед Аллахом. Ибо я каюсь перед Ним сто раз в день». «Воистину, Аллах любит кающихся и любит очищающихся».

Страшный суд, Рай и Ад

По учению ислама, после трубного гласа мертвые поднимутся из гробов и предстанут перед престолом Аллаха. Появятся весы и книга, где собраны все добрые и злые поступки каждого. Дальше воскресших ждет пропасть, а над пропастью – мост Сират, тонкий как паутина и острый как меч. Добрый перейдет по нему в рай, а злой упадет в адскую бездну.

Ад в исламе представлен как «геенна огненная», глубокий ров с полыхающим огнем, где грешники пьют гнойную воду и кипяток, «рассекающий их внутренности». Питаются в аду только плодами дерева Зуккум, на котором растут головы шайтанов. Грешники постоянно горят в огне, от которого «скручивается кожа», но тут же восстанавливается, чтобы муки могли длиться вечно. Об устройстве ада говорится скупо, известно только, что в нем имеется семь кругов, каждый с отдельным входом, и что чем ниже круг, тем сильней и страшней огонь.

Рай описан более подробно. В Коране сказано, что Всевышний «купил жизнь верующих и их имущество, заплатив им раем». Награда эта поистине велика. Рай – это место, где праведники никогда не будут испытывать голода и жажды, питаясь самыми изысканными яствами на блюдах из золота и запивая их чистой проточной водой, молоком, медом и вином. Лежа на расшитых подушках и коврах в тени деревьев, они будут есть лучшие плоды и мясо птиц и пить напитки, не вызывающие головной боли, которые разносят вечно юные мальчики с чашами, сосудами и кубками.

Рай – обитель чистоты, где «не будут ни плевать, ни сморкаться, ни испражняться». Съеденная там пища будет превращаться в ароматный мускус. В Раю все будут одного возраста (тридцати трех лет), а по некоторым толкованиям, даже одного роста.

Среди наслаждений рая: прохлада тенистых садов, одежда из роскошных тканей («зеленые одеяния из атласа и парчи») и гурии – чернооокие девственницы, подобные жемчугу, «которых не коснулся до них ни человек, ни джинн». Что касается женщин, то в Раю они либо сами превратятся в гурий, либо получат райских мужей.

Но высшее блаженство праведных – это лицезрение Аллаха.