Григорианский календарь и юлианский календарь

С приходом к власти большевиков жители Советской России лишились не только прежней жизни со всеми ее атрибутами, но и времени. Точнее, 13 дней, упраздненных декретом Совета народных комиссаров в рамках календарной реформы.

Текст: Вадим ЭРЛИХМАН, кандидат исторических наук

Григорий против Юлия

Изменения в российском календаре происходили не впервые. Еще в XV веке начало года было перенесено с 1 марта на 1 сентября, а с 1700-го Петр I повелел праздновать Новый год 1 января и наряжать в этот день елку. А заодно заменил прежнее летосчисление от Сотворения мира (по нему в России шел тогда 7208 год) новым, европейским – от Рождества Христова. Однако страна продолжала жить по старому, юлианскому календарю, которому Петр решил не изменять.

Между тем почти все европейские страны уже давно перешли на григорианский календарь. Правда, и в нем находили недостатки: одних не устраивала разная продолжительность месяцев, других – их «старорежимные» названия.

Французские революционеры, например, в 1793-м решили начинать год с дня осеннего равноденствия, при этом разделив год на 12 месяцев по 30 дней. Оставшиеся пять дней добавлялись в конец года как праздничные. Недели были заменены декадами, а месяцы и дни получили новые названия, связанные с природой и трудом (скажем, «день коровы» или «день моркови»).

В дореволюционной России до такого не доходило, но календарный вопрос стоял остро. Еще бы, ведь внутри страны использовался старый, юлианский стиль, а за границей – новый, что создавало массу неудобств. В 1830 году Петербургская академия наук выступила с предложением ввести в России григорианский календарь. Однако министр народного просвещения Карл Ливен в докладе императору Николаю I заметил, что эта идея может «произвести нежелательные волнения и смущения умов». И добавил, что в условиях неграмотности большинства россиян «выгоды от перемены календаря весьма маловажны, а неудобства и затруднения неизбежны и велики». Царь с этим согласился, и снова вопрос о реформе возник только в конце столетия.
В 1899 году комиссия при Русском астрономическом обществе, в работе которой активную роль играл выдающийся русский ученый Дмитрий Менделеев, предложила ввести не григорианский, а еще более точный календарь, который разработал астроном Иоганн фон Медлер. По нему в цикле из 128 лет предусматривалось не 32 високосных года, как в юлианском календаре, а 31, и дата весеннего равноденствия оставалась неизменной в течение 100 тыс. лет. Предложение опять отвергли: обер-прокурор Синода Константин Победоносцев витиевато объявил введение нового календаря «неблаговременным».

Лишь в 1917 году календарной реформой вплотную занялась власть. Этот вопрос рассматривался и на одном из последних заседаний Временного правительства, и на одном из первых ленинского Совета народных комиссаров (СНК). Такую срочность трудно понять, если не учитывать, что большевики планировали в кратчайший срок модернизировать Россию. Новый календарь вводился «в целях установления одинакового почти со всеми культурными народами исчисления времени». «Почти» тут лишнее: к тому времени Григорий одолел Юлия во всех прочих странах мира, кроме Греции, Турции и Абиссинии (нынешней Эфиопии).

«Время, вперед!»

23 января (5 февраля) 1918 года советское правительство рассмотрело два проекта реформы. Первый предусматривал постепенный переход на новый стиль: каждый год следовало убирать по одному дню, что заняло бы 13 лет. Второй, более радикальный, предлагал отбросить все 13 дней накопившейся между старым и новым стилем разницы одномоментно.

Нетрудно догадаться, какой вариант выбрали неистовые большевики. Уже на следующий день СНК принял декрет «О введении в Российской республике западноевропейского календаря», который Владимир Ленин подписал 26 января (8 февраля). Главный пункт декрета гласил: «Первый день после 31 января сего года считать не 1 февраля, а 14 февраля, второй день считать 15-м и т. д.». Чтобы граждане не путались, до 1 июля 1918 года полагалось указывать даты по двум стилям – новому и старому (приводить второе число в скобках). Тем, кто получал зарплату в «исчезнувшие» дни, надлежало получить ее 28 февраля в половинном размере – за вычетом 13 дней.

Правда, стремительный развал экономики делал эту зарплату довольно сомнительной. Да и календарь тоже, поскольку значительная часть бывшей империи не собиралась подчиняться большевистской власти и ее декретам. Эта реформа оказалась примечательным исключением: с 1 марта по григорианскому календарю стала жить «незалежная» Украина, с 1 мая – Закавказье (Грузия, Азербайджан и Армения). 1 октября на новый стиль перешло Временное сибирское правительство белых. А вот другие белогвардейские формирования до последнего держались за юлианский календарь, видя в нем наследие былой России. Получилось, что последние солдаты Врангеля оставили Севастополь 2 ноября 1920 года, а части Красной армии вошли туда в тот же день – но уже 15 ноября.

В самом центре Советской республики тоже была «страна», не признававшая новый календарь, – Русская православная церковь. Всероссийский поместный собор, открывшийся еще в августе 1917 года, на заседании в конце января 1918-го принял решение: «Введение нового стиля в гражданской жизни русского населения не должно препятствовать церковным людям сохранять их церковный уклад и вести свою религиозную жизнь по старому стилю». Собор указал на «неразрешимые затруднения»: в случае перехода Церкви на новый стиль в текущем году пропали бы праздник Сретения Господня (2 февраля) и Седмица мытаря и фарисея (11 февраля), а главное, в последующие годы возникали бы календарные противоречия по отношению к празднованию Святой Пасхи. Кроме того, отмечалось, что, поскольку «все православные церкви ведут свой церковный круг по старому стилю», введение нового стиля в употребление Русской церкви повлечет за собой в определенном смысле «разрыв ее с другими православными церквами».

Почти одновременно с принятием решения о календарной реформе СНК издал декрет об отделении Церкви от государства, поэтому теоретически ничего страшного в непримиримой позиции Поместного собора не было. Но большевики не желали терпеть неподчинения: под угрозой закрытия храмов они требовали отмечать церковные праздники по новому стилю. Навстречу этому требованию пошли члены провластной обновленческой организации «Живая церковь», учрежденной в мае 1922-го. 15 октября 1923 года сломленный гонениями патриарх Тихон (Беллавин) согласился на переход Русской православной церкви на григорианский календарь, а точнее, на схожий с ним новоюлианский, принятый к тому времени большинством православных церквей. Однако это новшество действовало только 24 дня: уже 8 ноября под давлением недовольных епископов Тихон распорядился «повсеместное и обязательное введение нового стиля в церковное употребление временно отложить». Русская церковь до сих пор живет по юлианскому календарю, хотя с 1948 года зарубежным епархиям позволено отмечать церковные праздники (кроме тех, что связаны с Пасхой) по новому стилю.

Впрочем, всего лишь замена старого стиля новым не удовлетворила многих борцов за коммунизм, следовавших призыву Маяковского: «Время, вперед!» Они, как и их французские предшественники, требовали радикально перекроить календарь, в частности убрав из него «поповские» названия вроде субботы и воскресенья. Свои проекты реформаторы печатали в газетах или присылали в организацию «Лига времени», инициатором создания которой был старый большевик Платон Керженцев. Один из основателей советской школы тайм-менеджмента, он мечтал о реализации широкой программы рационального использования времени. Некий А. Певцов предлагал разделить год на 36 декад (десятидневок) и дополнительную полудекаду (5 или 6 дней). Все дни декады получали свои названия – начиная с «дня свободы» и заканчивая «днем воспоминаний». Подал свой проект в Академию наук и сын великого ученого Иван Менделеев. Он хотел оставить такое понятие, как месяц, причем в каждом из 12 месяцев насчитывалось бы 30 дней, а в неделе – 5. Не вмещающиеся в это деление 5 дней предлагалось сделать праздничными, а в високосном году к ним добавлялся бы еще один, шестой – День памяти Ленина. Все эти начинания не нашли поддержки власти, которая объявила их (вполне по Победоносцеву) «нецелесообразными».

Дни красные и черные

Новый импульс календарным реформам дал «великий перелом» конца 1920-х. Календарь следовало перестроить так, чтобы люди работали больше и лучше. В этой связи представители власти снова обрушились на церковные праздники, отвлекавшие от работы. Параллельно с первой пятилеткой индустриализации была объявлена другая, «безбожная»: закрывались храмы, запрещались крестные ходы, газеты клеймили тех, кто «идет на поводу у кликуш и мракобесов». Церковные праздники попытались заменить другими «красными днями календаря». Так, место Пасхи заняло 1 Мая, а место Рождества – Новый год, тоже поначалу осужденный, но реабилитированный в канун 1936 года по личному указанию Иосифа Сталина (правда, этот день до 1947-го оставался рабочим).

В рамках борьбы с религией должны были исчезнуть воскресенья, как и вся семидневная неделя. Постановлением СНК от 26 августа 1929 года предусматривалось введение непрерывной производственной недели, и ею стала (только в производственном графике) пятидневка. Таким образом, год отныне состоял из 72 пятидневок и 5 (6 в високосному году) дополнительных дней – революционных праздников. Все рабочие и служащие были разделены на пять групп, названных по цветам (желтая, розовая, красная, фиолетовая и зеленая). Каждая группа имела свой собственный выходной, что и позволяло ввести на всех предприятиях непрерывную рабочую неделю (ее окрестили «непрерывкой»). Газеты хвалили выгоды нового календаря. Тем временем в недрах власти зрели еще более радикальные реформы. К примеру, сотрудник Госплана Борис Бабин-Корень предложил вовсе отменить праздничные дни, ведь каждый трудящийся мог отмечать революционные праздники в свой выходной или вечером после работы.

Созданная в декабре 1929 года подкомиссия по реформе календаря во главе с наркомом просвещения РСФСР Андреем Бубновым рассмотрела три проекта. Правительство склонялось к принятию того варианта, который в общих чертах был описан выше. Из 365 (366) дней в году 360 объявлялись рабочими и 5 (6) – праздничными: 1 и 2 мая, 7 и 8 ноября и 22 января (День памяти В.И. Ленина, умершего на день раньше). Предполагалось, что продолжительность каждого месяца составит 30 дней (из-за чего появилось бы 30 февраля) или 6 недель по 5 дней в каждой. Названия месяцев и дней недели решили сохранить («изымались» лишь суббота и воскресенье), но «хозяйственный и общественный» год должен был начинаться 1 ноября, а летосчисление вестись от 1917 года. Новый календарь планировалось ввести уже в 1930-м, но этого так и не случилось. «Непрерывка» внесла в жизнь советских людей полную неразбериху. Начальники и подчиненные, студенты и преподаватели, мужья и жены работали в разное время и часто не могли встретиться друг с другом. В итоге уже в 1931 году пятидневку заменили шестидневкой – тоже только в производственном графике. Фактически в СССР того времени сосуществовало целых три календаря – обычный григорианский, хозяйственный («непрерывка») и церковный.

Накануне войны власть решила навести порядок в том числе и в календарной сфере. 26 июня 1940 года Президиум Верховного Совета издал указ «О переходе на восьмичасовой рабочий день, на семидневную рабочую неделю и о запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и учреждений». Возрожденное воскресенье было объявлено выходным днем, а вот суббота оставалась рабочей. К прежним праздникам с 1937 года добавился День Конституции (5 декабря), но при этом рабочий день удлинили на час. После войны в числе праздничных нерабочих дней оказалось 1 января, во второй половине 1960-х – 8 марта и 9 мая (на постоянной основе). В 1967 году суббота тоже стала днем отдыха.

Сегодня в мире вновь идут дискуссии о календарной реформе: отставание григорианского года от тропического, пусть и небольшое, со временем накапливается, а разная продолжительность месяцев имеет свои минусы (вспомним хотя бы про необходимость каждый год заводить новый календарь). Но при планировании любых реформ главное – помнить мысль николаевского министра народного просвещения о соотношении получаемых выгод и причиняемых нововведением неудобств.

Всё врут календари?

Сложность создания точных календарей объясняется тем, что тропический год, то есть период, за который Земля совершает оборот вокруг Солнца, равен дробному числу, а не целому

Мы давно привыкли считать, что в году 365, ну максимум 366 (если год високосный) суток. Между тем продолжительность тропического года чуть больше, чем обычного года, и чуть меньше, чем високосного. А именно – 365,24220 суток. В переводе с математического языка на обиходный тропический год равен 365 суткам 5 часам 48 минутам 46 секундам. Именно поэтому на протяжении тысячелетий человечество изобретает более-менее точные календари с условием, что год должен состоять из целого числа суток, а заодно решает сложную задачу, куда деть набегающую разницу.

Большая разница

Задача действительно непростая. В какой-то момент стало ясно, что если с набегающей разницей вовремя не разобраться, то не оберешься хлопот: даты попросту начнут смещаться по отношению к временам года. В итоге рано или поздно 1 января начнут цвести яблони, в апреле придется собирать урожай, а в августе уже кутаться в шубы. Понятно, что с таким календарем выйдет сплошная путаница.

Для ликвидации накапливающейся разницы чего только не делали. В Древнем Риме, например, для решения этой проблемы стали вводить дополнительный месяц – марцедоний, который с V века до н. э. стал появляться в календаре два раза в четыре года и равнялся то 22, то 23 дням. Введение дополнительных дней, а также иные поправки в календарь утверждались решением верховных жрецов – понтификов (в буквальном переводе – «строители мостов»). Их манипуляции с календарем нередко имели денежное «подкрепление»: допустим, некий ростовщик мог предложить понтифику взятку за уменьшение года, чтобы пораньше получить долг или проценты. В свою очередь, задолжавший патриций также мог подмаслить великого понтифика, чтобы тот увеличил год и оттянул срок уплаты долга. Все это окончательно запутало календарную систему, поэтому в I веке до н. э. ее пришлось изменить.

В 46 году до н. э., в правление Гая Юлия Цезаря, была проведена реформа, в результате которой и появился юлианский календарь. Продолжительность месяцев изменилась до 30 и 31 дня (до этого она составляла 29 и 31 день – суеверные римляне боялись четных чисел), а календарный год теперь включал 365 суток (вместо прежних 354; плюс раз в два года марцедоний). Каждые четыре года к февралю (единственному месяцу, насчитывавшему 28 дней) добавлялся еще один – 29-й. Его вставляли между 23 и 24 февраля. Первое число каждого месяца в Риме называлось «календы» (в Греции такого понятия не было, поэтому возникло выражение «отложить до греческих календ», то есть «не сделать никогда»). Счет чисел в месяце велся не от его начала, а до календ следующего месяца: к примеру, 29 апреля считалось «третьим днем до майских календ». А 24 февраля было «шестым до мартовских календ», поэтому введенный согласно реформе дополнительный день стали именовать «вторым шестым» – bis sextus. Так в русском языке появились слова «високос» и «високосный» – название года из 366 дней.

После реформы Цезаря началом календарного года стали считать 1 января, а не 1 марта. Притом что названия месяцев остались прежними, те из них, что раньше именовались по порядковому номеру в году, теперь потеряли это значение. Так, сентябрь (седьмой) оказался девятым месяцем, октябрь (восьмой) – десятым, ноябрь (девятый) – одиннадцатым, а декабрь (десятый) – двенадцатым. В 44 году до н. э. месяц квинтилис (пятый) переименовали в июль в честь Юлия Цезаря, а в 8 году до н. э. секстилис (шестой) был назван августом – в честь императора Октавиана Августа.

«Среди важнейших»

Впрочем, несмотря на ухищрения римских математиков и астрономов, новый календарь лишь сократил разницу с тропическим годом, но не уничтожил ее полностью. В среднем юлианский год по сравнению с годом тропическим стал больше на 0,0078 суток, а значит, каждые 128 лет набегают целые «лишние» сутки.

Серьезность проблемы ощутили не сразу. Однако, когда разница между тропическим и юлианским годом вновь стала накапливаться, возникла потребность в очередной корректировке календаря. Первой тревогу забила Римско-католическая церковь: дата весеннего равноденствия, по которой весь христианский мир вычислял Пасху, все больше расходилась с календарной. И со временем из-за этой разницы главный христианский праздник Светлого Христова Воскресения вполне мог передвинуться на лето. Допустить этого Рим не мог.

Реформа была проведена в 1582 году при римском папе Григории XIII, по имени которого и назвали новый календарь. Проект реформы разработал итальянский ученый Луиджи Лилио (1520–1576). Решено было ликвидировать накопившуюся с 45 года до н. э., когда был принят юлианский календарь, разницу в 10 суток между календарным годом и тропическим, а также создать такой календарь, чтобы в дальнейшем эта разница оказывалась минимальной.

В соответствии с папской буллой Inter gravissimas («Среди важнейших») день 5 октября 1582 года стал считаться 15 октября того же года. Чтобы сократить разницу между тропическим и календарным годом в будущем, каждые 400 лет решили убирать три високосных года. После долгих споров остановились на том, что это будут годы, которыми заканчиваются столетия, за исключением тех, в которых число сотен (первые две цифры) делится без остатка на четыре (то есть 1700, 1800, 1900 годы не были високосными, а 1600-й и 2000-й были). В итоге ситуация заметно улучшилась: календарный год стал отставать от тропического всего на 26 секунд, а следовательно, разница между ними в одни сутки накапливается уже за 3323 года.

Новый календарь был введен сначала только в католических странах. Принять его отказались как протестанты, так и православные иерархи, заявившие, что он нарушает священные церковные правила. Главное – вступает в противоречие с тем, что христианская Пасха непременно должна отмечаться позже еврейской. В соответствии с григорианским календарем получалось, что христианская Пасха могла предшествовать еврейской или совпадать с ней.

Вместе с тем сокращение количества високосных лет привело к тому, что разница между юлианским и григорианским календарем (напомним, на момент реформы 10 суток) каждые 400 лет увеличивается еще на трое суток. И если в XX и XXI веках она составляет 13 дней, то в XXII столетии будет уже 14. Поэтому для перевода дат из юлианского календаря в григорианский в случае с XVI и XVII веками следует добавлять 10 дней, XVIII веком – 11 дней, XIX веком – 12 дней и, наконец, XX и XXI веками – 13 дней. Например, днем основания Санкт-Петербурга считается 16 мая 1703 года, что соответствует 27 мая по григорианскому календарю (в этот день в Северной столице празднуется День города). Бородинское сражение состоялось 26 августа 1812 года, но это 7 сентября по новому стилю (григорианский календарь). И конечно, отсюда феномен, что годовщина Октябрьской революции отмечается в ноябре: она произошла 25 октября 1917 года по старому стилю, а по новому – 7 ноября. В феврале 1918 года эта разница между календарями в Советской России была устранена. Между тем верность юлианскому календарю сохранила Русская православная церковь. Она и сегодня придерживается старого стиля наряду с Сербской, Польской, Грузинской и Иерусалимской православными церквами.

Варвара Рудакова

(Фото: РИА НОВОСТИ)

13.02.2018

С 14 февраля 1918 года, уже больше ста лет, Россия живет по «новому стилю». В чем особенности григорианской системы летоисчисления?

В большинстве стран мира система летоисчисления основана на циклическом вращении Земли вокруг Солнца. Этот солнечный календарь называют григорианским — в честь папы римского Григория XIII, по указу которого он был впервые введен взамен юлианского. По какому же принципу он функционирует?

Почему «завернули» календарь Юлия Цезаря

Современный календарь берет начало от древнеримского юлианского календаря, введенного Юлием Цезарем с 1 января 45 года до нашей эры и в сегодняшней России называемого «старым стилем». В юлианском календаре год начинался 1 января и включал, в среднем, 365,25 суток, то есть 365 дней и шесть часов.

Юлий Цезарь и папа римский Григорий XIII

Однако в результате многолетних наблюдений астрономы установили, что средняя продолжительность солнечного, или тропического, года — временного периода, за который Солнце завершает один цикл смены времен года, например, проходя между точками весеннего равноденствия либо от одного дня летнего солнцестояния до другого, — составляет 365,2422 суток. Иными словами, тропический год на 11 минут 14 секунд короче, чем год по юлианскому календарю. Такое несовпадение привело к тому, что каждые 128 лет в юлианском календаре накапливался один лишний день. К XVIвеку разница составила целых десять суток.

И 4 октября 1582 года в целом ряде государств, где исповедовалось католичество, юлианский календарь был заменен на более точный — григорианский, принятый на основе постановления папы римского Григория XIII. Постепенно на него перешли почти все остальные страны мира. Россия ввела григорианский календарь только в 1918 году. Одними из самых последних принявших его стран стали Турция (1926) и Китай (1949).

Структура новой календарной системы

Реформа 1582 года заключалась в том, что десять лишних дней просто вычеркнули, и следующим днем после четверга 4 октября стала пятница 15 октября. Систему исчисления времени привели в соответствие циклическому обращению Земли вокруг Солнца. Продолжительность года была принята равной 365,2425 суток, то есть 365 суток 5 часов 48 минут 46 секунд. Правило високосных лет изменили, и средний календарный год стал лучше соответствовать году солнечному (тропическому).

Начиная с 1582 года високосным, когда вводится дополнительный день (29 февраля), год является в двух случаях: либо он кратен 4, но при этом не кратен 100, либо кратен 400. Так, следующим високосным годом будет 2020-й. Правда, распределение високосных лет таково, что несоответствия с протяженностью тропического года все равно не избежать. Однако оно ничтожно: по итогам подсчетов, за 10 тысяч лет разница составит всего лишь одни сутки.

Наступают периоды, когда Солнце «останавливается». В году два солнцестояния: зимнее (когда солнце поднимается на наименьшую высоту над горизонтом) и летнее (когда солнце находится наиболее высоко над горизонтом). В это время наблюдаются соответственно самый короткий день (с самой продолжительной ночью) и самая короткая ночь (с самым длинным днем). В северном полушарии зимнее солнцестояние приходится на 21 и 22 декабря, а летнее — на 21 и 22 июня. В южном полушарии все наоборот: 21 и 22 декабря происходит летнее, а 21 и 22 июня — зимнее солнцестояние. Но поскольку каждые четыре года наступает год високосный, эти даты могут немного смещаться.

Старый Новый год

К слову, в древности особым событием считалось зимнее солнцестояние. В старину многие населявшие планету народы воспринимали самую длинную ночь как высшую точку властвования Смерти и сил Тьмы. И когда зимнее солнцестояние прекращалось и световой день опять шел на увеличение, начиналось всеобщее веселье и ликование: люди праздновали «рождение нового Солнца». Предполагается, что как раз поэтому первые христиане стали отмечать в этот период Рождество Христово.

Между прочим, Русская, Иерусалимская, Сербская, Грузинская, Украинская, Черногорская православные церкви григорианскую реформу так и не приняли и до сих пор живут по «старому стилю» — например, празднуют Рождество не 25 декабря, а 7 января. Аргументируется это тем, что юлианский календарь освящен многовековой традицией церкви.

Защитники старой календарной системы ссылаются и на то, что в случае перехода на «новый стиль» с сохранением традиционной системы вычисления дня Пасхи возникнет немало путаницы, и нарушений богослужебного устава тогда не избежать. Однако немало верующих из числа православных все чаще обращаются к духовенству с требованием в конце концов перейти на григорианскую календарную систему.

А вот празднование Нового года по юлианскому календарю давно стало традицией как у верующих, так и у атеистов. Старый Новый год, который наступает в ночь с 13 на 14 января, любят отмечать в Сербии, Черногории, Македонии, Швейцарии, но особенно — в России и других постсоветских республиках.

Самый отвязный автомобильный календарь

Фотогалерея: Самый отвязный автомобильный календарь Германии

Goggomobil TS 250 на обложке календаря на 2016 год.

Фотогалерея: Самый отвязный автомобильный календарь Германии

Мистер июль-2016 и Škoda 1000 MB Deluxe.

Фотогалерея: Самый отвязный автомобильный календарь Германии

Ноябрь-2016 и Jaguar E FHC S 1.5, выпущенный в 1967 году.

Фотогалерея: Самый отвязный автомобильный календарь Германии

Мистер апрель-2015 и Volvo P1800 ES 1973 года, получивший прозвище «гроб Белоснежки».

Фотогалерея: Самый отвязный автомобильный календарь Германии

Июнь-2015 и Opel Rekord Caravan 1971 года выпуска.

Фотогалерея: Самый отвязный автомобильный календарь Германии

Май-2014 и Ford Granada Turnier 2.0 1984 года

Фотогалерея: Самый отвязный автомобильный календарь Германии

Сентябрь-2014 и Ford F-100 1954 года выпуска.

Фотогалерея: Самый отвязный автомобильный календарь Германии

Мистер октябрь-2014 и Morris Minor Traveler 1971 года.

Фотогалерея: Самый отвязный автомобильный календарь Германии

Январь-2013 и Ford 17M P3 1964 года, прозванный «Ванной».

Фотогалерея: Самый отвязный автомобильный календарь Германии

Пасхальный заяц (мистер март-2013) и Сitroën DS 20 1973 года выпуска.

Фотогалерея: Самый отвязный автомобильный календарь Германии

Июнь-2013 и DAF 66 Marathon 1300 Coupé 1974 года.

Фотогалерея: Самый отвязный автомобильный календарь Германии

Октябрь-2013 и Fiberfab FT Bonito 1975 года.

1
| 12

Как раздеваются студенты

Как раздеваются студенты
За дело берутся ветеринары

«VetMen-2016» — календарь студентов факультета ветеринарной медицины Свободного университета Берлина. Как не сложно догадаться по названию, в дебютной фотосессии приняли участие только мужчины, но не ради забавы.

Как раздеваются студенты
Звери и мужчины

Полуобнаженные студенты с крысами, змеями и ястребом — такого в немецком кампусе еще не видели. Средства от продажи календаря пойдут на финансирование выпускного бала. Всего — 500 экземпляров.

Как раздеваются студенты
Собака — лучший друг студента

Не только грызуны и рептилии попали на страницы календаря берлинского университета, но и домашние животные. Собака — не только лучший друг, но и самый частый пациент ветеринарных врачей. Впрочем, как отмечают руководители проекта, сложнее всего было найти моделей не среди животных, а среди студентов. Ведь на факультете девушек гораздо больше.

Как раздеваются студенты
В южном полушарии

Лошади, быки, овцы и другие звери попали и на страницы календаря Сиднейского университета. 65 студентов-ветеринаров разделись для съемок календаря «After Hours Calendar — 2016». Как и берлинские студенты, австралийцы преследуют благие цели: прибыль они потратят на борьбу с засухой.

Как раздеваются студенты
На лоне природы

Сюзанн — студентка из Мюнстера. Она изучает науку о питании, а в свободное время с удовольствием позирует для крестьянского календаря — «Deutscher Bauernkalender». Уже не в первый раз. Представляем «Мисс Август — 2016».

Как раздеваются студенты
Против гомофобии

Британские студенты из Ворвикского университета с 2009 года публикуют календарь с изображением обнаженных студентов-спортсменов. Деньги, собранные от продажи календаря, идут на борьбу против гомофобии. Студентам, занимающимся греблей, удалось собрать уже более 300 тысяч фунтов стерлингов.

Как раздеваются студенты
Гламурный кампус

Исключением из правил можно назвать «Гламурный кампус». Вместо эротики в его фокусе — привлекательность жизни студентов. Семь лет подряд студенты Высшей школы региона Анхальт издают «CampusGlamour Kalender». Календарь на 2016 год уже в продаже. Самыми удавшимися издатели считают январь, апрель и июль. Виктория и Нико в кампусе. При съемках мотива для капризного месяца апреля пошел дождь.

Как раздеваются студенты
Что год грядущий мне готовит?

Январский мотив — невесомость. Студентка Виктория погружена в свои мечты.

Как раздеваются студенты
Легкость бытия

Самый любимый мотив в «Гламурном календаре-2016» у его издателей — на июльской странице. «Он, конечно, далек от жизни в кампусе, но нам очень нравится», — признаются авторы идеи. Студентка Майка позирует в поле. Тепло, ветер и чувство легкого бытия пытались уловить фотографы. «Гламурный календарь» так и излучает легкость студенческой жизни. Фантазия или реальность?

Бог создавал мир вне времени, смена дня и ночи, времен года позволяет людям приводить в порядок свое время. Для этого человечество изобрело календарь, систему исчисления дней в году. Основной причиной перехода на другой календарь стали разногласия насчет празднования важнейшего дня для христиан — Пасхи.

Юлианский календарь

Когда-то, еще во времена правления Юлия Цезаря, в 45 году до н.э. появился Юлианский календарь. Сам календарь был назван в честь правителя. Именно астрономы Юлия Цезаря создали систему летосчисления, ориентированную на время последовательного прохождения точки равноденствия Солнцем, поэтому Юлианский календарь был «солнечным» календарем.

Эта система была наиболее точной для тех времен, каждый год, не считая високосного, содержал 365 дней. Кроме того, Юлианский календарь не противоречил астрономическим открытиям тех лет. Полторы тысячи лет никто не мог предложить этой системе достойной аналогии.

Григорианский календарь

Однако в конце XVI века Папа Григорий XIII предложил другую систему летосчисления. В чем заключалось отличие Юлианского и Григорианского календаря, если разницы в количестве дней по ним не наблюдалось? Високосным годом теперь уже не считался каждый четвертый год по умолчанию, как в Юлианском календаре. Согласно Григорианскому календарю, если год заканчивался на 00, но при этом не делился на 4, високосным он не был. Так 2000 был високосным, а 2100 високосным уже не будет.

Папа Григорий XIII основывался на том, что Пасха должна праздноваться только в воскресенье, а по Юлианскому календарю Пасха каждый раз выпадала на разные дни недели. 24 февраля 1582 года мир узнал о Григорианском календаре.

Фото: http://hram-troicy.prihod.ru

За реформу выступали также папы Сикст IV, Климент VII. Работу над календарем, в числе прочих, вел орден иезуитов.

Юлианский и Григорианский календари — какой популярнее?

Юлианский и Григорианский календари продолжили существовать вместе, но в большинстве стран мира используют именно Григорианский календарь, а Юлианский остается для расчета христианских праздников.

Россия приняла реформу в числе последних. В 1917 году, сразу после Октябрьского переворота «мракобесный» календарь заменили на «прогрессивный». В 1923 году Русскую Православную Церковь пытались перевести на «новый стиль», но даже при давлении на Святейшего Патриарха Тихона, от Церкви последовал категорический отказ. Православные христиане, руководствуясь наставлениями апостолов, рассчитывают праздники по Юлианскому календарю. Католики и протестанты считают праздники по Григорианскому календарю.

Вопрос о календарях — это также богословская проблема. Несмотря на то, что Папа Григорий XIII считал основном вопросом астрономический, а не религиозный аспект, позднее появились рассуждения о правильности того или иного календаря по отношению к Библии. В православии считается, что Григорианский календарь нарушает последовательность событий в Библии и приводит к каноническим нарушениям: Апостольские правила не допускают празднование святой Пасхи ранее Пасхи иудейской. Переход на новый календарь означал бы разрушение пасхалии. Ученый-астроном профессор Е.А. Предтеченский в своей работе «Церковное время: счисление и критический обзор существующих правил определения Пасхи» отмечал: «Этот коллективный труд (Прим.ред. — пасхалия), по всей вероятности многих неизвестных авторов, выполнен так, что до сих пор остаётся непревзойденным. Позднейшая римская пасхалия, принятая теперь западной церковью, является, по сравнению с александрийской, до такой степени тяжеловесною и неуклюжею, что напоминает лубочную картинку рядом с художественным изображением того же предмета. При всём том эта страшно сложная и неуклюжая машина не достигает ещё и предположенной цели». Кроме того, схождение Благодатного огня у Гроба Господня совершается в Великую Субботу по юлианскому календарю.

Григорий XIII (Уго Бонкомпаньи)

Григорий XIII.
Репродукция с сайта http://monarchy.nm.ru/

Григорий XIII (Уго Бонкомпаньи), 1572.V.13 — 1585.IV.10

Григорий XIII (1502-85), римский папа с 1572. Один из вдохновителей Контрреформации. Стремился распространить католицизм в Русском государстве. Провел реформу календаря (1582).

+ + +

Григорий XIII (1.I.1502 — 10.IV.1585) — римский папа с 1572 года, один из вдохновителей европейской католической реакции, сменившей Реформацию. При участии Григория XIII победила контрреформация в Германии и Польше, Григорий XIII материально поддерживал католиков во Франции. Он пытался создать франко-испанскую коалицию против Англии с целью разбить там протестантов и оторвать от Англии Ирландию; но эти попытки постигла неудача, так же как и стремление Григория XIII насадить католицизм в России (миссия Поссевина 1581 года), Японии, Китае. При Григории XIII усилились иезуиты, возросла роль папских нунциев, ставших проводниками реакционной папской политики. Григорий XIII провёл реформу летосчисления (Григорианский календарь; см. в ст.).

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 4. ГААГА — ДВИН. 1963.

Источники: Вержбовский Ф. Ф., Викентий Лаурео, Мондовский епископ, папский нунций в Польше 1574-78 и его неизданные донесения… статс секретарю папы Григория XIII…, собр. и изд. Ф. Вержбовским, Варшава, 1887.

Григорий XIII, Папа Римский. Gregorius Tertius Decimus. Мирское имя: Уго Бонкомпаньи. Происхождение: Болонья (Италия). Годы жизни: 7 января 1502 — 10 апреля 1585 Годы понтификата: 13 мая 1572 — 10 апреля 1585.

Уго Бонкомпаньи изучал церковное и гражданское право в университете Болоньи, а, получив степень доктора, остался в нем преподавать. Среди его учеников были известные впоследствии кардиналы Алессандро Фарнезе, Кристофоро Мадруцци, Отто Трахсесс фон Вальдбург, Реджинальд Поул, Карло Борромео и Станислав Хозюш. В 1539 г. кардинал Париццио призвал Уго в Рим, где Павел III назначил его судьей Капитолия и папским аббревиатором. Бонкомпаньи присутствовал на Тридентсокм соборе как юрист. Впоследствии он занимал различные должности в курии, получив первое посвящение лишь в 1558 г., вновь работал на Тридентском собору, но уже как представитель папы, и в 1564 г. получил кардинальскую шапку. После смерти Пия V Уго был избран папой и взял имя Григорий XIII. Григорий первым делом утвердил Конституцию Пия V и создал комитеты по борьбе со злоупотреблениями в курии и по ведению «Индекса запрещенных книг». Один день в неделю папа посвящал приему посетителей, и любой желающий мог попасть к понтифику. Григорий назначил 34 кардинала. В целом он относился к назначениям очень ответственно. Несмотря на то, что он дал кардинальские шапки двум своим племянникам, его нельзя обвинять в кумовстве. Папа считал племянников действительно достойными этого звания в отличие от внебрачного сына Джакомо, который был всего лишь гонфалоньером. Лучшим средством для борьбы с протестантством и распространения веры Григорий считал качественное обучение священников и миссионеров. Он основал в Риме по меньше мере 23 коллегии и семинарии, во главе которых, как правило, стояли иезуиты, которым папа особо симпатизировал. В этих учебных заведений готовили пастырей для Англии, Германии, Шотландии и многих восточных стран. Так, например, в 1585 г. Григорий принял послов от трех японских правителей, обращенных в христианство, и послал с ними несколько миссионеров-иезуитов. Для защиты позиций католической церкви в Германии была создана специальная Конгрегация по немецким делам и учреждены постоянные нунциатуры (посольства) в Вене и Кёльне. В 1576 г. Григорий послал в Швецию иезуита Ларса Нильссона, которому даже удалось склонить Юхана III к католицизму, но несколько лет спустя король вновь поменял свои религиозные взгляды. Григорий послал две военные экспедиции в Англию для свержения Елизаветы I, но обе они оказались неудачны. Неприязнь Григория к протестантам была так велика, что он одобрил резню гугенотов, организованную Католической Лигой в Париже (Варфоломеевскую ночь) и отслужил благодарственный молебен, хотя к организации расправы он, конечно, был непричастен. Однако самым известным актом Григория XIII, безусловно, является реформа календаря. К XVI в. календарь, составленный при Юлии Цезаре, отставал от солнечного года на две недели. В 1578 г. большинство католических стран приняло новый, григорианский, календарь. Непосредственно с реформой календаря было связано исправление списка римских мучеников в 1580 — 1584 гг. Помимо коллегий и семинарий Григорий построил в Риме часовню в соборе св. Петра, зернохранилище, несколько фонтанов и заложил дворец Квиринал, который планировалось использовать в качестве резиденции вместо Ватикана. За заслуги Григория в украшении города римляне поставили ему памятник.

Использованы материалы сайтаhttp://monarchy.nm.ru/

Дела Григория XIII

Это был выдающийся иерарх, аскет в личной жизни. Но в его нравственные правила входило «насилие во имя добра». Это был тот период, когда католичество вело ожесточенную борьбу с протестантством, переходя от защиты к контрнаступлению. Григорий XIII начал свое правление с организации Варфоломеевской ночи, так как считал гугенотов врагами Бога, подлежащими уничтожению. Он принял голову вождя гугенотов как символ победы католицизма и приказал выбить по этому случаю медаль, как император после блистательной победы. Он считал, что провел великолепную операцию, удалил омертвевшие ткани и спас организм от заражения и гангрены. Для самих гугенотов он считал лучшим пострадать на земле и этим отчасти искупить грехи, чем распространять лжеучение и идти в ад. Он отлучил от церкви английскую королеву Елизавету, чтобы снять с ее подданных присягу верности.

Он помог Филиппу Испанскому потопить в крови восстание в Нидерландах, боясь, что власть перейдет к протестантам. Он засылал иезуитов в протестантские страны — Англию и Нидерланды — под видом учителей и воспитателей. Он заложил основы унии на Западной Украине через привлечение православных в католические семинарии, которыми руководили иезуиты. При этом в тайных циркулярах запрещалось поощрять переход православных в католичество. Более выгодным считалось иметь сторонников католичества среди самих православных, чем явных католиков, которые не могли оказывать влияния на народ.

Римская церковь была канонически оторвана и мистически отключена от Церкви Вселенской. В новом календаре солнечно-планетарная система выделена и исключена из космоса. В самой Католической церкви центром стали Рим и папа. А в новом календаре единственным ориентиром — Солнце. Римская церковь, ориентируясь на мирскую цивилизацию и культуру, эволюционировала и менялась. В григорианском календаре истинный год, космическое время подменено меняющимся земным временем, зависящим от движения точек равноденствия и от ускорения этого движения. Для Церкви-государства нужен земной календарь.

От симфонии юлианского календаря в григорианском календаре остались только два цикла: день и год, стальные созвучия были разрушены. Многим людям кажется, что чередование простых и високосных годов сохранилось, но это не так. Из четырех столетий выпали три високосных года. Пульс календаря стал аритмичен. Некоторые астрономы — современники Григория XIII — считали, что григорианский календарь является порчей юлианского. Но дело обстояло сложнее. Были подменены главные принципы и ориентиры юлианского календаря. Григорианский календарь игнорирует космос. Струны космоса у него порваны, осталась только одна струна времени, натянутая между Землей и Солнцем.

Рафаил (Карелин) архимандрит. Календарный вопрос. «Христианство и модернизм» М.: Изд-во Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1999. (Также напечатан в кн.: Календарный вопрос. Сборник статей. Издание Сретенского монастыря, 2000, сс. 39-41).

Далее читайте:

История папства (хронологическая таблица).

Папы римские (по векам в хронологическом порядке): | I-IV | V-IX | X-XIV | XV-XIX | XIX-XXI |

Ордена монашеские и ереси (католические).

Системы летосчисления (справочная статья и список литературы).

На пороге новолетия, когда один год сменяет другой, мы и не задумывается о том, по какому стилю живем. Наверняка из уроков истории многие из нас помнят, что когда-то был другой календарь, позже, люди перешли на новый, и стали жить по новому стилю.

Давайте поговорим о том, чем отличаются эти два календаря: юлианский и григорианский.

История создания юлианского и григорианского календарей

Чтобы совершать расчеты времени, люди придумали систему летоисчисления, которая была основана на периодичности движения небесных тел, так был создан календарь.

Слово «календарь» произошло от латинского слова calendarium, что означает «долговая книжка». Связано это с тем, что должники платили свой долг в день календ, так назывались первые дни каждого месяца, они совпадали с новолунием.

Так, у древних римлян каждый месяц имел 30 суток, а точнее, 29 суток, 12 часов и 44 минуты. Сначала в этом календаре было десять месяцев, отсюда, кстати, и название нашего последнего месяца года – декабря (от латинского decem – десятый). Все месяцы были названы в честь римских богов.

Но, начиная с III в до н.э., в древнем мире использовался другой календарь, основанный на четырехгодичном лунно-солнечном цикле, он давал погрешность в величине солнечного года в один день. В Египте пользовались солнечным календарем, составленным на основе наблюдений за Солнцем и Сириусом. Год по нему составлял триста шестьдесят пять суток. Он состоял из двенадцати месяцев по тридцать дней каждый.

Именно этот календарь стал основой юлианского календаря. Назван он в честь императора Гая Юлия Цезаря и был введен в 45 г.до н.э. Начало года по этому календарю начиналось 1 января.

Юлианский календарь 576.gif

Юлианский календарь

Цезарь 576.jpg

Гай Юлий Цезарь (100 г. до н.э.- 44 г. до н.э.)

Просуществовал юлианский календарь более шестнадцати веков, пока в 1582 г. Папа Григорий XIII не предложил новую систему летоисчисления. Поводом к принятию нового календаря стало постепенное смещение по отношению к юлианскому календарю дня весеннего равноденствия, по которому и определялась дата Пасхи, а также несогласование пасхальных полнолуний с астрономическими. Глава Католической церкви считал, что нужно определить точный расчет празднования Пасхи, чтобы она выпадала на воскресный день, а также вернуть день весеннего равноденствия к дате 21 марта.

Григорианский календарь (2) 576.png

Григорианский календарь

Папа Григорий VIII 285.jpg

Папа Григорий XIII (1502-1585)

Однако в 1583 году Собор восточных патриархов в Константинополе не принял новый календарь, так как он противоречил основному правилу, по которому определяется день празднования христианской Пасхи: в некоторые годы христианская Пасха наступала бы раньше иудейской, что не допускалось канонами церкви.

Собор 1583 года 576.jpg

Великий Константинопольский собор 1583 года

Тем не менее, большая часть европейских стран последовала призыву Папы Григория XIII и перешла на новый стиль летоисчисления.

Верните нам наши 11 дней 576.jpg

Из-за перехода на новый стиль в разных уголках Европы

вспыхивали беспорядки.

Картина с гравюры У. Хогарта «Верните нам наши одиннадцать дней!».

Переход на григорианский календарь повлёк следующие изменения:

1. для исправления накопившихся ошибок новый календарь на момент принятия сразу сдвинул на 10 дней текущую дату;

2. стало действовать новое, более точное, правило о високосном годе — год високосный, то есть содержит 366 дней, если:

— номер года кратен 400 (1600, 2000, 2400);

— номер года кратен 4 и не кратен 100 (… 1892, 1896, 1904, 1908 …);

3. изменялись правила расчёта христианской (а именно католической) Пасхи.

Разница между датами юлианского и григорианского календарей увеличивается на трое суток за каждые 400 лет.

История летоисчисления в России

На Руси до Крещения новый год начинался в марте, но с X века, новолетие стали отмечать в сентябре, по византийскому церковному календарю. Однако люди, привыкшие к многовековой традиции, продолжали праздновать Новый год с пробуждением природы — весной. Пока царь Иван III в 1492 году не издал указ, где сообщалось, что Новый год официально переносится на начало осени. Но и это не помогло, и русский народ праздновал два новых года: весной и осенью.

Царь Петр Первый, стремясь ко всему европейскому, 19 декабря 1699 года издал указ о том, чтобы русский народ, вместе с европейцами, праздновал Новый год 1 января.

Петр об указе 576.jpg

До сих пор Новый год в нашей стране отмечается 1 января

Но, вместе с тем, в России по-прежнему оставался действующим юлианский календарь, принятый от Византии с крещением.
14 февраля 1918 года, после переворота, вся Россия перешла на новый стиль, теперь светское государство стало жить по григорианскому календарю. Позже, в 1923 году, новые власти пытались перевести на новый календарь и церковь, однако Святейшему Патриарху Тихону удалось сохранить традиции.

Патриарх Тихон 285.jpg

В.В.Шилов. «Патриарх Тихон»

Сегодня юлианский и григорианский календари продолжают существовать вместе. Юлианским календарем пользуются Грузинская, Иерусалимская, Сербская и Русская церкви, тогда как католики и протестанты руководствуются григорианским.