Грузинский церковь

В Грузии есть множество старинных храмов, церквей и святых мест, однако, собор Светицховели занимает отдельное место среди всех и имеет особое значение для каждого грузина. Светицховели — важнейший памятник грузинской культуры, искусства и архитектуры, отличается не только своим художественным достоинством, благородностью и гармонией, но и ролью, которую некогда сыграл для грузинской нации.

Находится собор недалеко от Тбилиси, в городе Мцхета, который когда-то был древней столицей древнего царства Иберия (Картли). История Светицховели неотделима от героического прошлого Грузии. Строительство собора связано с принятием христианства во времена Королевства Картли. Светицховели, в первую очередь, является религиозным центром Грузии, потому что именно здесь на протяжении 8 веков находилась резиденция патриарха Грузинской Православной Церкви.

Согласно различным историческим источникам, первоначальный собор Светицховели был построен в начале IV века, когда Грузия официально приняла христианство. Место для постройки храма было выбрано не случайно: в этом месте, в устье рек Мтквари и Арагви, согласно легенде, находилась «Святая роща» или Королевский сад царя Мириана. Церковь была возведена на том месте, где вырос чудодейственный мироточивый кедр, который вырос на могиле св. Сидонии и исцелял людей от болезней. По приказу царя Мириана, именно из этой древесины была воздвигнута деревянная конструкция собора и отсюда получила свое название Светицховели – «животворящий столп, дающий жизнь». Как в память о том священном дереве, сегодня в центре храма стоит «чудотворный столп», окруженный каменным навесом с фресками и росписями.

Каменная конструкция церкви строилась около 19 лет, во время правления короля Георга I, а законченный храм, который дошел до современности, был окончен во время правления Баграта IV (1027-1072). Светицховели — один из самых высоких храмов в Грузии (54 м). Храм, обладающий огромным художественным наследием, является одной из жемчужин грузинской архитектуры. При входе в храм открывается великолепный вид на просторную залу. Внутри и снаружи собор богато украшен росписями и фресками как с евангелическими сюжетами, так и с бытовыми мотивами, связанными с укладом жизни и традициями простого народа. Очень часто в элементах декора можно встретить виноградную лозу, поскольку виноград и вино неотделимы от грузинской культуры и являются национальным достоянием.

Среди многочисленных реликвий в храме хранится Хитон Господня. 14 октября Грузинская церковь с большим торжеством отмечает праздник Светицховлоба в Мцхете, посвященный обретению Хитона Христова.

Станислав Стремидловский, 1 марта 2020, 11:21 — REGNUM

Иван Шилов © ИА REGNUM

Константинопольский патриарх Варфоломей, родившийся в високосное 29 февраля 1940 года, на свое 80-летие получил оригинальный подарок из Грузии. Ему передал его митрополит Маргвети и Убиси Мелхиседек, зачитавший поздравительное письмо за подписью предстоятеля Грузинской православной церкви патриарха Илии II. Как сообщает греческий портал Orthodox Times, в нем говорится: «Ваше Святейшество (Варфоломей — С.С.), Фанар всегда действует как Мать-Церковь, потому что это наша истинная Мать. Это Церковь, которая после стольких усилий, борьбы и жертв породила все Церкви и занимает главенствующее положение среди древних патриархатов. Именно поэтому мы рады быть у вас при любой возможности. Народ Грузии любит вас. Именно вы дали нам право юрисдикции над Абхазией и Цхинвалом. Вся Иберия с большой радостью празднует ваше 80-летие, молится за вас и желает вам всего самого доброго».

Патриарх Варфоломей
Патриарх Варфоломей
President.gov.ua

Эти несколько строк обрисовывают новое видение Грузинского патриархата как церковной ситуации, так и геополитической. В первую очередь интерес вызывает квалификация Константинопольского патриархата как «Матери». Описания крещения грузин, которое они сопоставляют с началом миссии святого апостола Андрея Первозванного, содержит переплетение религиозной мистики и политического резона, причем зачастую трудно понять, что над чем доминирует. Но тем не менее, если говорить о процессе обретения Грузинской церковью своей автокефалии, то это обычно связывают все-таки не с Фанаром, а Антиохийским престолом. Как отмечают православные источники, церковную независимость грузины впервые получили во второй половине V века. Это было связано с обстоятельствами конфликта архиепископа Мцхетского Михаила со святым царем Вахтангом Горгасали. Константинопольский патриарх Геннадий I низложил Михаила и обратился к антиохийскому патриарху с просьбой рукоположить в католикоса Картли (Грузии — С.С.) Петра. Просьба основывалась на том факте, что Картлийская церковь относилась к Антиохийскому престолу. Приняв рукоположение в Антиохии, католикос Петр и с ним 12 епископов были отправлены в Константинополь, где получили благословение и дары от патриарха и византийского кесаря.

Таким образом, Грузинскому патриархату было бы логично называть своей Матерью именно Антиохийский патриархат. Но в письме Варфоломею патриарх Илия делает акцент на «византийскую составляющую» грузинского христианства. На наш взгляд, не только потому, что таким образом перебрасывается мостик в Римскую империю, давая, по мнению грузин, им право идентифицировать себя с Западом. Сегодня православный мир расколот, и в нем Грузинская церковь ищет собственное место. Реперной точкой можно назвать проходившее 26 февраля в Аммане собрание предстоятелей и делегаций поместных православных Церквей, созванное по инициативе патриарха Иерусалимского Феофила III. Против этого саммита решительно выступил Константинопольский патриархат. Поэтому перед главами Церквей остро стоял вопрос: ехать в иорданскую столицу или не ехать? Грузинский патриархат принял решение в последний момент. В письме иерусалимскому собрату Илия тогда писал, что «такая встреча должна проводиться для обсуждения проблем, но это должно происходить при участии всех Церквей, если же нет единства, мы воздерживаемся от приезда». Однако некоторые грузинские аналитики, дававшие свои интерпретации ответу Грузинского патриархата, видели за случившимся другие мотивы.

По их мнению, «отказ от участия в соборе в Иордании, фактически созываемого Московским патриархатом и его отделом внешних церковных связей, продиктован не обидой, а печалованием сохранения единства православной Церкви, и так раздираемого некоторыми поместными Церквями в угоду имперских амбиций властей, с которыми у них тесные связи и интересы». Помимо того, согласие на приглашение патриарха Иерусалимского «будет рассматриваться как подтверждение того, что Грузинский патриархат разделяет позицию Русской православной церкви в отношении Украины». Отсюда неоднозначной выглядит фраза в поздравительном адресе Варфоломею, когда о Константинопольском патриархате говорится как о Церкви, «которая после стольких усилий, борьбы и жертв породила все Церкви и занимает главенствующее положение среди древних патриархатов». Тем самым, во-первых, постулируется право Фанара на доминирование в том числе на всем постсоветском пространстве. Во-вторых, объявляется несущественным сохранение прежнего статус-кво с Московским патриархатом, который ради добрых отношений с Грузинским патриархатом после августовской войны 2008 года на Кавказе отказался признать автокефалию абхазской Церкви и не принял в свое лоно православную Церковь Южной Осетии. В-третьих, создаются условия, когда Фанар мог бы в пику собранию в Аммане провести свой саммит в «защиту христиан и религиозной свободы» в республиках бывшего СССР, включая Россию.

Католикос-патриах Илия II
Католикос-патриах Илия II
Patriarchate.ge

Однако такая игра влечет за собой и определенные риски. Стабильность Грузинской церкви сегодня во многом держится на фигуре патриарха Илии. При этом на поверхность прорываются острые конфликты противоборствующих группировок епископов, которые дерутся за кресло еще живого предстоятеля. Так, в октябре прошлого года с публичным заявлением о покушении на Илию, что якобы готовилось при участии членов правительства Грузии, выступал епископ Бодбийский Иаков. Эта вовлеченность во внутреннюю политику затрагивает и внешние отношения. Передавший поздравление константинопольскому патриарху митрополит Мелхиседек известен как сторонник новосозданной Православной церкви Украины. «Я не знаю, кто и почему не поддерживает украинскую автокефалию, — заявлял он в свое время. — Но что касается фактора России, то до каких пор мы будем учитывать интересы России? Почему мы должны это делать? Они же не учитывают наше мнение». За подобными рассуждениями стоят силы, думающие, что география и церковно-ценностная близость отныне имеют второстепенное значение. Но так амбициозно думали и в Константинопольском патриархате, когда страны Антанты раздирали на части Османскую империю. Чем все закончилось тогда — известно.

Грузинская Православная Церковь

Описание:

По преданию, христианство в древней Иверии проповедовали апостолы Андрей Первозванный и Симон Кананит.

В IV веке в Грузии уже были значительные христианские общины во главе с епископами. Автокефалию Грузинская Церковь получила в 457 году от Матери-Церкви Антиохийской.

Собор святых украшает Грузинскую Церковь. Среди них особенно почитается просветительница Грузии святая равноапостольная Нина (+335). В Сионском Патриаршем соборе в честь Успения Божией Матери в Тбилиси находится величайшая святыня Грузии — Крест св. Нины, сделанный из ветвей виноградной лозы, связанных ее волосами. С этим Крестом она проповедовала веру Христову в Грузии. Православные грузины свято чтут и великомученика Георгия Победоносца (+303), родственника святой Нины. Сама Грузия на европейских языках называется Георгией.

Весьма почитаются в Грузии и другие ее святые подвижники: преподобный Шио Мгвимский (VI в.); преподобный Давид Гареджийский (VI-VII вв.) — один из основателей грузинского монашества; епископ Алавердский Иосиф (VI в.), ревностно проповедовавший Евангелие; преподобные Евфимий и Георгий Святогорцы (XI в.), ученые иноки, подвизавшиеся на Афоне, — в грузинском Иверском монастыре они перевели с греческого на грузинский язык книги Священного Писания и богослужебные книги; святой благоверный царь Давид Возобновитель (Строитель; +1125), выдающийся государственный и культурный деятель Грузии; святая благоверная Тамара, царица Грузинская (+1207), — она строила храмы и монастыри, покровительствовала наукам и искусству, ей посвящена поэма Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре», а грузинский народ назвал святую Тамару Великой.

Каноническая территория — Грузия.

Возглавляющий ныне Грузинскую Церковь Его Святейшество и Блаженство Илия (Гудушаури-Шиолашвили) родился 4 января 1933 года в г. Орджоникидзе (ныне Владикавказ). 25 августа 1963 года он был хиротонисан во епископа Шемокмедского.

Избрание Блаженнейшего Илии Предстоятелем Грузинской Православной Церкви состоялось 23 декабря 1977 года, чин интронизации был совершен 25 декабря того же года.

Титул Предстоятеля: «Святейший и Блаженнейший Католикос-Патриарх всея Грузии, Архиепископ Мцхетский и Тбилисский».

Патриаршая резиденция находится в Тбилиси.

Епархии Грузинской Церкви

Мцхетская и Тбилисская епархия
Кафедра: в соборе Светицховели (Мцхета) и Сионском соборе (Тбилиси).
Правящий архиерей: Святейший и Блаженнейший ИЛИЯ II, Католикос-Патриарх всея Грузии, архиепископ Мцхетский и Тбилисский

Алавердская епархия
Кафедра: в Алаверди
Правящий архиерей: Давид, архиепископ Амба-Алавердский

Ахалцихская и Тао-Кларджетская епархия
Кафедра: в Ахалцихе и Сапара
Правящий архиерей: Феодор, митрополит Ахалцихский и Тао-Кларджетский

Батумская и Схалтская епархия
Кафедра: в Батуми и Схалта
Правящий архиерей: Димитрий, епископ Батумский и Схалтский

Бодбийская епархия
Кафедра: в Бодби
Правящий архиерей: Николай, епископ Бодбийский

Болнисская и Дманисская епархия
Кафедра: в Болниси и Дманиси.
Правящий архиерей: Фаддей, архиепископ Болнисский и Дманисский

Боржомская и Ахалкалакская епархия
Кафедра: в Боржоми
Правящий архиерей: Серафим, епископ Боржомский и Ахалкалакский

Ванская и Багдатская епархия
Кафедра: в Багдати.
Правящий архиерей: Антоний, епископ Ванский и Багдатский

Зугдидская и Цаишская епархия
Кафедра: в Зугдиди и Цаиши
Правящий архиерей: Герасим, епископ Зугдидский и Цаишский

Манглисская и Цалкская епархия
Кафедра: Манглиси и Цалка.
Правящий архиерей: Анания, архиепископ Манглисский и Цалкский

Маргветская епархия
Кафедра: в Зестафони
Вдовствующая епархия
Во временном управлении архиепископа Цхумского и Абхазского Даниила

Некресская епархия
Кафедра: в Некреси и Кварели
Правящий архиерей: Сергий, архиепископ Некресский

Никорцминдская епархия
Кафедра: в Никорцминда
Правящий архиерей: Елисей, епископ Никорцминдский

Никозская и Цхинвальская епархия
Кафедра: в Никози и Цхинвали
Правящий архиерей: Исайя, епископ Никозский и Цхинвальский

Руставская епархия
Кафедра: в Рустави
Правящий архиерей: Афанасий, митрополит Руставский

Сагареджойская и Гурджаанская епархия
Кафедра: в Сагареджо и Гурджаани
Правящий архиерей: Андрей, епископ Сагареджойский и Гурджаанский

Самтависсая и Горийская епархия
Кафедра: в Самтависи и Гори
Правящий архиерей: Вахтанг, архиепископ Самтависский и Горийский

Урбнисская и Руисская епархия
Кафедра: в Урбниси, Руиси и Хашури
Правящий архиерей: Иов, архиепископ Урбнисский и Руисский

Потийская епархия
Кафедра: в Поти
Правящий архиерей: Григорий, епископ Потийский

Кутаисская и Гаэнатская епархия
Кафедра: в Кутаиси и Гелати.
Правящий архиерей: Каллистрат, митрополит Кутаисский и Гаэнатский

Шемокмедская епархия
Кафедра: в Шемокмеди и Озургети
Правящий архиерей: Иосиф, епископ Шемокмедский

Цагерская и Сванетская епархия
Кафедра: в Цагери и Местиа
Правящий архиерей: Давид, епископ Цагерский и Сванетский

Цхумская и Абхазская епархия
Кафедра: в Сухуми и Новом Афоне
Правящий архиерей: Даниил, архиепископ Цхумский и Абхазский

Цилканская епархия
Кафедра: в Цилкани
Правящий архиерей: Зосима, архиепископ Цилканский

Чиатурская епархия
Кафедра: в Чиатура
Правящий архиерей: Авраам, архиепископ Чиатурский

Чкондидская епархия
Кафедра: в Мартвили
Правящий архиерей: Георгий, архиепископ Чкондидский

Хонская епархия
Кафедра: в Хони
Правящий архиерей: Савва, епископ Хонский

Страна: Грузия Город: Тбилиси Web-сайт: www.patriarchate.ge Предстоятель: Илия II, Святейший и Блаженнейший Католикос-Патриарх всея Грузии (Гудушаури-Шиолашвили Ираклий Георгиевич)