Грузия православная

Еще ни в одной стране за время своих путешествий я не встречала такого трепетного и искреннего отношения к религии. На данный момент более 90% населения Грузии исповедует христианство, причем исповедуют не просто на словах, а на деле. Совершенно привычным уже кажется картина, что все от мала до велика крестятся на улице около церквей, или когда видят священнослужителя, не удивляет, когда я слышу, что дети совместно с родителями держат пост. На церковные праздники целыми семьями идут в церковь, а на великие церковные праздники вокруг храмов не протолкнуться, и царит душевная атмосфера большой семьи. Но в тоже время Грузии с огромным уважением относятся к другим религиям, поэтому каждый чувствует себя уютно и по-домашнему в этой стране.

Религия и традиции

Грузия в религиозном плане очень комфортна для путешествий. Тут не надо носить паранджу, не надо изучать «что можно, а что нельзя», не нужно бояться войти не туда и сделать что-то не то. Просто нужно вести себя прилично и уважать чужую культуру. Грузинская церковь, совершенно не строгая – не сделают замечание, если женщина зайдет в церковь в джинсах или без платка, вы свободно можете подойти к батюшке и пообщаться, да даже крещение или венчание вы можете провести день в день без собеседований и предварительных записей. В Грузинских церквях вы не увидите ужасных табличек «свечи из другого храма не благословляются», в грузинских церквях, которые находятся в деревнях или отдаленных районах, даже не слышали о прайс листе на крещение, венчание или освящение машины. Здесь религия – это не бизнес, в Грузии религия – это душа, это совесть, это чистое сердце.

Мне очень нравится в Грузии 2 традиции, связанные с религией:

  1. Люди с одной фамилией могут освятить свой род, а также своими силами и средствами построить фамильную церковь.
  2. Патриарх становится крестным 3го ребенка в семье. Это его личная инициатива, чтобы повысить рождаемость в Грузии. И теперь многие семьи стремятся родить минимум 3 ребенка, чтобы кресным стал патриарх.

Вообще отношения грузин к своему патриарху просто потрясающее – они его уважают, обожают, благоговеют. Патриарх уже в очень преклонном возрасте и с трудом передвигается, но он все также занимает активную позицию в жизни страны – следит за строительством новых монастырей, проводит службы, принимает паству. Грузинский патриарх скромный и искренний, он не окружает себя толпой охраны и открыт для общения. Поэтому совершенно не удивительно, что вы придете в церковь, а службу проводит сам патриарх. За все мои многочисленные поездки в Грузию я самолично видела патриарха 4-5 раз, и знаете, это такое чувство внутри, чтобы по коже бегут мурашки, как будто вся сила и энергия рядом с тобой. Теперь совершенно не удивляюсь, когда рядом стоящие люди рыдают от эмоций и счастья, что увидели патриарха и он благословил их.

Праздники

В Грузии очень много религиозных праздников. Основные православные праздники у Грузии и России совпадают, но есть еще и такие особенные праздники как:

Гергетоба — день духовной любви, 16 июля

Нинооба – день святой Нино, просветительницы Грузии, 27 января

День Святого апостола Андрея Первозванного – отмечается 12 мая, является официальным выходным днем.

Мцхетоба/Светицховлоба — христианский государственный праздник в Грузии 14 октября. Проводится в городе Мцхета, в кафедральном храме Светицховели

Гиоргоба – День Святого Георгия, самый главный праздник Грузии, который является официальным выходным и празднуется 23 ноября

Мариамоба – также один из самых почитаемых праздников в Грузии, день Успения Пресвятой Богородицы, также является государственным и отмечается 28 августа.

В эти дни проводятся службы и если даже праздник не государственный, то грузины работают крайне неохотно. Если же праздник официальный выходной, то все будет закрыто, потому что грузины будут на службе и проводить время в кругу семьи.

Вообще святая Нино и Георгий – это главные личности в грузинской религии, поэтому если будете в Грузии обязательно прикоснитесь к их иконам, так вы прикоснетесь к грузинской истории. Ну и теперь думаю вам понятно, почему почти всех парней в Грузии зовут Георгий, а среди девочек очень довольно популярным является имя Нино)

Бека ЧЕДИЯ

Доктор политологии, руководитель издательских проектов Тбилисской школы политических исследований

(Тбилиси, Гоузия).

КОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ В ГРУЗИИ

КАК ЛАТЕНТНЫЕ МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЕ РАЗНОГЛАСИЯ

Резюме

В статье рассматриваются вопросы взаимодействия политики и религии в Грузии, а также их вли-

яние на формирование и осуществление внутри- и внешнеполитической деятельности страны. Особое внимание

уделяется разногласиям конфессионального характера, существующим

между Грузией и несколькими соседними с ней государствами.

В в е д е н и е

После распада СССР в идеологическом пространстве возник вакуум, который необходимо было заполнить. Новым содержанием духовных и политических ориентиров бывших союзных республик стала религия. Портреты Маркса, Энгельса и Ленина на стенах кабинетов чиновников сменились различными религиозными атрибутами, иконами и т.п.

Процесс религиозного возрождения на пространстве бывшего СССР во многом совпал с крахом коммунистической идеологии. При этом религия постепенно стала одним из главных мировоззренческих ориентиров многих стран бывшего СССР, в том числе и Грузии. Следует отметить, что 20 лет назад в некоторых из этих стран религия служила мобилизационным фактором при построении государства. В настоящее время для отдельных стран Кавказа и их соседей характерно использование религиозного фактора в политических целях.

В 2011 году в Грузии разгорелись распри между несколькими конфессиями. Они не только обострили внутриполитическую обстановку, но и негативно отразились на отношениях с соседями по региону. Однако при более пристальном рассмотрении становится очевидным, что проблема связана не столько с религией, сколько с разногласиями между самими странами, вплоть до взаимных территориальных претензий (хотя и негласных).

В данном контексте наглядным примером может служить спор между патриархиями Грузии и Армении. Примечательно, что на государственном уровне в обеих странах декларировалась политика «братских отношений», а разногласия между церквами считались «их собственной проблемой».

Следует также учесть, что для некоторых стран религия является инструментом достижения долгосрочных политических задач. В связи с этим очевидно, что конфликт между конфессиями, приверженцы одной из которых составляют большинство населения в одной стране, а другой — в соседней, не может не затронуть государства. Точно так же конфликт между двумя соседними государствами, большинство населения которых исповедует одну веру, не может не затронуть отношений между церковными институтами этих стран. Игнорируя эту проблему, можно прийти к весьма плачевным результатам.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Политическое православие и конфликт двух православных стран

В политический лексикон Грузии прочно вошел термин «политическое православие»; он означает использование Православной Церкви для достижения геополитических целей. Так, Россия для продвижения своих внешнеполитических интересов апеллирует к единству веры, тем самым используя против Грузии своего рода «мягкую силу».

В Грузии термин «политическое православие» используется для обозначения одного из вероятных рисков для ее национальной безопасности; он стал аналогичен существующему в международной политике понятию «политический ислам».

Весьма примечательно, что, несмотря на обостренные грузино-российские межгосударственные отношения, сотрудничество Православных Церквей двух стран продолжа-

ется. Таким образом, налицо исключительная ситуация, при которой взаимоотношения стран на конфессиональном уровне гораздо более уравновешенны (хотя и не безоблачны), чем на государственном.

Грузинская Православная Церковь (ГПЦ), будучи единоверной с Русской Православной Церковью (РПЦ), имеет ряд отличий (стиль церковной архитектуры, использование грузинского многоголосия и т.д.). В этом контексте уместно привести выдержку из чрезвычайно важного письма, направленного в 1940 году патриархом Грузии К. Цинцад-зе секретарю ЦК КП Грузии К. Чарквиани: «Грузинская Православная Церковь — старейшее культурное учреждение у нас. Она духовно вырастила наш народ, спасла его от татаризации и русификации, сохранила собственное национальное лицо. Догматическим учением она не отличается от церквей других православных наций, но в течение веков она выработала своеобразную интонацию церковного чтения и пения, исполнения письменности и церковной службы, что передается из поколения в поколение устно, поскольку, если не учитывать малую часть церковного пения, все остальное вышеперечисленное не переведено на ноты и не учтено. У нас священный синод России не то что не занимался соискательной работой, но и устами присланных ею просветителей язык Гиоргия Хуцеса и Шота Руставели называл лаем собак»1.

И во времена СССР (несмотря на атеизм, царивший в обществе), и в период обретения независимости, религия была одним из факторов самоидентификации грузин и полем антисоветской борьбы. Несмотря на разрыв дипломатических отношений между Грузией и Россией после августовской войны 2008 года, Православие все больше становится основным звеном, связывающим эти страны; при этом главный парадокс заключается в том, что в период их сосуществования в рамках СССР оно их разделяло.

Однако единоверие России и Грузии негативно влияет на внешнеполитические предпочтения последней. Принадлежность стремящейся к интеграции в евро-атлантические структуры Грузии к православному миру создает некоторые «риски», связанные с усилением РПЦ, которая все более тесно сотрудничает с российской властью. Возникают коллизии между стремящей на запад грузинской властью и ГПЦ, которая критикует «чужие» ценности и отдает предпочтение России. Сегодня холодная война между церковью и властями страны в самом разгаре.

При этом власти не осмеливаются прямо обвинить церковь в распространении про-российских настроений, однако в контролируемых ими печатных изданиях и электронных СМИ все чаще появляются якобы независимые журналистские материалы с обличениями в адрес ГПЦ; скрытая напряженность чувствуется и в социальных сетях. Известные общественные деятели и активные сторонники властей все чаще публикуют комментарии (порою весьма недвусмысленные) к фотографиям и видеороликам, посвященным тесному сотрудничеству между РПЦ и Кремлем. Тем самым сотрудничающая с РПЦ Грузинская Патриархия ставится, мягко говоря, в неловкое положение.

О напряженности ситуации свидетельствует и заявление, сделанное в 2011 году Католикосом-Патриархом всея Грузии Илией II, в котором он, в частности, сказал: «Очень часто то, что заходит с Запада, неприемлемо для православных христиан, и именно поэтому необходимо, чтобы грузинский народ берег историю, прошлое и традиции своей страны»2.

Кроме того, в эфире радиостанции «Эхо Москвы» Илия II заявил: «Грузия и Россия не могут оставаться врагами… Грузия по-прежнему с глубоким уважением относится к России, ее культуре, истории и философии… Я думаю, что и русский народ помнит Гру-

1Национальный центр рукописи Грузии, фонд К. Цинцадзе № 77. Ст. 73.

2; Католикос-Патриарх Грузии гостит в Руис-Урбнисской епархии, 10 ноября 2011 .

зию. Недавно представитель Русской Православной Церкви мне сказал: «Нам не нужна Абхазия». Слава Богу, что это не нужно, неужели можно поменять Грузию на Абхазию?»3

В политических кругах Грузии, напротив, все больше акцентируют опасность политического православия, исходящую от России. По высказыванию президента страны, «РПЦ объявила крестовый поход, чтобы восстановить Советский Союз, и они выражают это очень открыто, и это направлено против независимости Грузии»4.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Подобные опасения связаны с тем, что в 2011 году Патриарх Московский и всея Руси Кирилл назвал распад Советского Союза «крушением исторической России»5; кроме того, следует упомянуть и его геополитический проект по формированию «Русского мира», представленный в 2009 году6.

Ядром «Русского мира» Патриарх считает Россию, Украину, Беларусь и частично Молдову; в качестве других его опор он называет русскую культуру и язык. По его мнению, к русской культуре может принадлежать и русский, и татарин, и украинец, и грузин, потому что она впитала в себя традиции многих народов.

Патриарх Кирилл также отмечает, что русская культура — это явление, которое не вмещается в границы одного государства и одного этноса и не связано с интересами одного государства; сегодня очень важно понять, что «Русский мир» не является инструментом политического влияния Российской Федерации. У этой организации совершенно другие цели и другие задачи7. В то же время Патриарх указывает, что на основе «Русского мира» должно быть создано объединение, «подобное Британскому содружеству наций или содружеству франкоязычных и португалоязычных стран».

В свою очередь, Католикос-Патриарх Илия II надеется, что отношения Грузии и России восстановятся; подтверждением этому служат сказанные им слова: «Мы как были близкими друг другу, таковыми и должны остаться… Сближение между Грузией и Россией произошло на почве Православия. Это неестественно, что мы подняли меч друг на друга… Поэтому мы должны покаяться и простить друг друга».

Однако попытки Илии II улучшить отношения между двумя государствами пока не дали результатов.

Духовный сепаратизм

Еще одним наглядным примером использования религии для достижения политических целей является духовный сепаратизм. Открытое военное противостояние Грузии и России в августе 2008 года привело к тому, что православное духовенство Абхазии и Южной Осетии встало на сторону властей своих республик. Между тем Московская Патриархия не раз заявляла, что не признает православные церкви Абхазии и Южной Осетии вне канонической территории ГПЦ.

Несмотря на то что грузины, абхазы и осетины в основном придерживаются христианства, между ними также наблюдается конфессиональный конфликт, который, по всей видимости, напрямую связан с политическим православием.

3, 8 июля 2011.

4Заявление президента М. Саакашвили на заседании правительства Грузии в Кутаиси, 22 ноября 2011 .

6См.: Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на торжественном открытии III Ассамблеи Русского мира, 3 ноября 2009 года .

7См.: Там же.

Так, в отличие от оккупированного Цхинвальского региона, вошедшего во Владикавказскую епархию, в Абхазии решили создать собственную церковь. Самопровозглашенный духовный лидер Абхазии заявил, что в 1943 году Абхазская церковь была насильственно присоединена к Грузинской и теперь «историческая справедливость восстановлена». Решение об отделении Абхазской церкви было охарактеризовано ГПЦ как действие «группы самозванцев», а Илия II призвал не воспринимать подобные заявления всерьез8.

Абхазия всегда была неотъемлемой частью Грузии; соответственно, на ее территории не могло существовать независимой церкви. На территории Абхазского княжества существовала Цхум-Абхазская епархия, но после того как в 1811—1814 годах Российская империя упразднила автокефалию Грузинской церкви, ее деятельность была прекращена.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Автокефалия ГПЦ была восстановлена в 1917 году, и Цхум-Абхазская епархия вошла в юрисдикцию Католикоса-Патриарха Грузии. Однако РПЦ признала автокефалию ГПЦ лишь в 1943 году; это решение Московского патриарха и членов Святого Синода касалось не Цхум-Абхазской епархии, а всей Грузинской церкви.

Независимость Абхазской церкви не признает ни одна из 15 Православных Церквей (в т.ч. и русская), и, несмотря на призывы представителей абхазского духовенства, позиция РПЦ в этом вопросе остается неизменной, притом что во время августовской войны 2008 года Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, поддержавший политику Кремля по отношению к Грузии, заявил: «Мы склоняем головы перед нашими воинами, которые пожертвовали своей жизнью ради защиты братского осетинского народа от агрессии».

Между тем в некоторых вопросах РПЦ зависит от ГПЦ; речь, в частности, идет о возможном выходе Украинской Православной Церкви (УПЦ) из подчинения Российской Патриархии. В случае если это произойдет, автокефалию УПЦ должны будут признать большинство православных церквей, в том числе и ГПЦ, которая пользуется немалым авторитетом.

Российская Патриархия опасается, что в случае возможной автокефалии УПЦ она может потерять свое влияние на Украину и лишиться значительного числа прихожан. Именно поэтому Российская Патриархия старается сохранить добрые отношения с ГПЦ и не хочет из-за абхазов терять огромное количество верующих на Украине, которые признают только РПЦ. Тем не менее в Грузии никто не сомневается, что к «духовному сепаратизму» абхазов подстрекают представители Московской Патриархии, но об этом позволяют себе намекать только политические лидеры. Главные духовные лица предпочитают оценивать его как самовольные действия.

Несмотря на августовский военный конфликт в Южной Осетии, РПЦ и ГПЦ подтвердили свои братские отношения. Так, 8 декабря 2008 года Илия II возглавил панихиду у гроба Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в храме Христа Спасителя в Москве; служба проходила на грузинском языке. Однако в то же самое время в Абхазии с 2008 года с ведома Московской Патриархии меняют архитектуру древнейших грузинских храмов, а так как абхазского церковного зодчества никогда не существовало, то им придают облик русских церквей.

13 марта Патриарх Грузии, поздравив В. Путина с избранием на пост президента России, не преминул добавить, что Грузия обязательно вернет Абхазию и Южную Осетию и выразил надежду, что это произойдет в период его пребывания у руля государственной власти. Вопрос о целесообразности этого шага Патриархии стал предметом обсуждения в СМИ и среди общественности Грузии.

, 17сентября 2009.

Опасения проникновения политического ислама

Исторически Грузия является православной христианской страной, но здесь проживают и представители других конфессий, среди которых наиболее многочисленную религиозную общину представляют мусульмане (как шииты, так и сунниты): примерно 300— 400 тыс. человек из 4,5-миллионного населения исповедуют ислам. Мусульмане есть и среди грузин, проживающих в Аджарии. По переписи населения 2002 года, в Аджарии насчитывается 240 552 православных и 115 161 мусульман, и межконфессиональный конфликт разворачивается именно в этом граничащем с Турцией регионе.

После того как официальная Анкара приняла решение о возвращении в собственность всем христианским общинам (грекам, армянам, русским и т.д.) их исторических церквей, ГПЦ выразила желание восстановить полуразрушенные грузинские храмы на территории северо-восточной Турции, где их десятки.

Первоначально грузинская сторона претендовала лишь на некоторые церкви, особенно значимые с исторической и культурной точки зрения. Речь идет о грузинских православных храмах «Ошки», «Хандзта», «Ишхани» и «Отхта».

Эти памятники являются историческими символами и имеют большое значение для укрепления национального самосознания грузин. Они находятся на территориях, которые считаются «колыбелью» царской династии Багратиони и грузинской государственности, и очень важно не допустить их разрушения. Ведь это не просто культовые здания, а материальные свидетельства существования в прошлом грузинской государственности на территории северо-восточной Турции. Однако вместо реставрации этих церквей Турция предложила восстановить три и построить одну мечеть на территории Грузии. Между тем, согласно международному праву, Турция обязана защищать памятники мирового культурного наследия, не выдвигая никаких условий. В свою очередь, Грузинская Патриархия неоднократно рекомендовала властям своей страны обратиться за помощью в ЮНЕСКО.

Тем не менее власти пошли на уступки Турции, чем вызвали волну недовольства среди православных христиан Грузии. При этом наибольшие опасения грузинского общества связаны с тем, что в центре Батуми предполагается заново отстроить мечеть «Азизие», которая была воздвигнута в 1868 году по приказу османского султана Абдул-Азиза. Она символизировала турецкую военную мощь и свидетельствовала о присутствии Османской империи в Аджарии. Православных грузин возмущает и то, что и турецкая сторона, и грузинские власти называют строительство мечети с нуля «реставрацией». Кроме того, нет сведений о том, в какой именно части города будет строиться эта мечеть: в 1940-х годах она сгорела, и сейчас на ее месте находится другое здание. Спорным является и вопрос о восстановлении полуразрушенной мечети Ахмеда в г. Ахалцихе (вблизи границы с Турцией).

Раздражение грузинского общества вызывает именно тот факт, что в течение последних 20 лет внимание уделяется культурным памятникам всех конфессий, не только восстанавливаются, но и строятся сотни мечетей, являющихся не просто музейными экспонатами, а действующими религиозными заведениями, — и в то же самое время десятки древних грузинских церквей, находящихся в Турции, пребывают в плачевном состоянии и никто не заботится об их спасении; с каждым годом они все более и более разрушаются (о допущении церковного служения речь вообще не идет).

За годы независимости в Грузии (не только в Аджарии, но и в других регионах) открылось приблизительно 300 мечетей (шиитских и суннитских) и других исламских заведений. В окрестностях Батуми действуют 10 религиозных пансионов, финансируемых исламистами Турции; в этих учебных заведениях обучаются дети среднего школьного

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

возраста из неблагополучных семей, проживающих в высокогорных районах Аджарии. Их приобщают к исламским традициям, а потом, как правило, отправляют на учебу в религиозные заведения Турции. В Аджарию уже вернулись несколько десятков обученных в Турции молодых людей. «Новоиспеченные» религиозные деятели проповедуют ислам и стараются популяризировать его среди местного населения.

Между тем исконной религией аджарцев-грузин является православие. В обществе прекрасно осознают, что «вербовка» подростков из неблагополучных семей и приучение их к исламу чревато потерей проживающими в этом регионе грузинами своей национально-культурной идентичности.

В конце 2011 года Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II направил письмо премьер-министру Турции с просьбой вернуть хотя бы несколько церквей9. Кроме того, ГПЦ сочла несправедливым решение о строительстве в Грузии новых мечетей в обмен на спасение полуразрушенных зданий грузинских церквей в Турции. Патриархия предложила компромиссный вариант: учитывая, что в Грузии (в первую очередь в Аджарии) уже существуют сотни мечетей, из четырех вышеупомянутых спорных церквей, находящихся на территории северо-восточной Турции, восстановить и задействовать только две.

На северо-востоке Турции (эта территория именуется грузинами «Тао-Кларджети») компактно проживают этнические грузины, точное количество которых неизвестно; все они исповедуют ислам. Восстановление грузинских храмов на этой территории имеет для Грузии сугубо культурно-историческое значение. Что же касается мечетей, заново отстроенных на территории Грузии, то они являются не просто музеями и архитектурными памятниками, а способны в перспективе превратиться в действующие религиозные центры. Восстановленные мечети будут являть собой политический символ присутствия Турции в Аджарии и других приграничных районах, где и так чувствуется возрастающее экономическое и культурное влияние этой страны.

Недавно власти Грузии, не дожидаясь ответа на письмо Илии II, в обход религиозных лидеров страны согласились с условиями, выдвинутыми турецкой стороной. Они выразили готовность в обмен на восстановление православных церквей в Турции отстроить мечети в Грузии; об этом решении сообщили СМИ во время пребывания Патриарха в Германии.

Обстановку усугубило и то обстоятельство, что грузинские власти не разгласили подробности достигнутого предварительного соглашения с Турцией, тем самым вызвав серьезное недовольство ГПЦ и православных верующих.

Между тем власти страны полагают, что опасения по поводу распространения турецкого влияния на Грузию путем использования исламских заведений преувеличены. Однако волна протеста, поднявшаяся в стране, заставила их успокоить общественность: мечети стали «преподноситься» не как турецкое культурное наследие, а как достояние грузинских мусульман. Подобная риторика властей не подействовала на грузинское общество. 9 февраля 2012 года, после устного обнародования предварительной договоренности между правительствами двух стран, Патриархия Грузии распространила заявление, в котором обвинила власти в ведении сепаратных переговорах с Турцией; при этом она неожиданно изменила свою тактику. Было выдвинуто требование восстановить и задействовать за счет Грузинской Патриархии небольшую церковь в старейшем грузинском епископальном городе Ардашени на территории современного турецкого региона Ризе. Патриархия заявила, что только после этого она будет готова обсуждать вопрос о реставрации мечетей и церквей в Турции и Грузии. По словам Илии II, если турецкая сторона по каким-либо причинам откажется от этого предложения, «то тогда и для нас будет неприемлемо под предлогом спасения Ошки и Ишхани строительство в Батуми символа тяжелого периода в истории Грузии — мечети «Азизие». Он так-

9 .?id=24368548], 23 октября 2011.

же отметил, что эта мечеть была построена как знак турецкого господства в Аджарии; это не просто религиозное заведение, а символ оккупации грузинской территории со стороны Турции.

Несмотря на недовольство ГПЦ, летом 2012 года в г. Ахалцихе были восстановлены мечеть и замок «Рабат», воздвигнутые якобы еще в IX веке. Тем самым, казалось бы, была подведена черта под спорами между грузинскими властями и ГПЦ.

Однако страсти продолжают накаляться. ГПЦ уже предупредила власти, что подобные действия могут спровоцировать небывалую доселе напряженность между мусульманами и христианами, а также создать множество внутренних проблем. Примечательно, что против строительства мечетей под эгидой и на средства Турции выступают даже грузинские мусульмане, проживающие в Аджарии10.

Следует отметить, что ГПЦ пользуется большой популярностью; Патриарх значительно опережает в рейтингах всех политических лидеров. По данным опроса, проведенного в сентябре 2012 года американским Национальным демократическим институтом, из 2 038 опрошенных 91% заявили, что больше всего доверия испытывают к Грузинскому Патриарху. Доверие президенту Грузии выразили 61% респондентов11.

В этом контексте вполне понятно, что предостережения со стороны Патриархии не могли не встревожить власти Грузии. 21 февраля 2012 года была создана Правительственная комиссия по обсуждению вопросов, учтенных Конституционным соглашением между государством и церковью. 7 марта в эту комиссию была добавлена рабочая группа по опеке грузинских культовых сооружений, а также уточнению происхождения и принадлежности храмов.

4 марта, после вышеупомянутого заявления Илии II, в Батуми прошло так называемое «предупреждающее церковное служение»; это религиозно-политическое мероприятие явилось выражением протеста православных против соглашения о строительстве мечетей в Грузии.

При разработке концепции государственного строительства в Грузии учитывался тот факт, что политические предпочтения и приоритеты могут не определяться православной верой. Первый президент Грузии и бывший диссидент З. Гамсахурдиа был отважным борцом против единоверной России. Несмотря на то что национально-освободительное движение проходило на фоне возрождения православия, Гамсахурдиа пропагандировал идею свободного Кавказа. Так, об исламе он отзывался следующим образом: «На Кавказе много веков вместе проживают народы, имеющие разные религии и происхождение, но они традиционно тесно связаны между собой духовно… Основной аргумент противников иберо-кавказских народов — «религиозные различия грузин и северо-кавказцев». Нужно заметить, что эти народы не характеризуются религиозным фанатизмом, исламским фундаментализмом и экстремизмом. Они не строят отношения с другими странами и нациями на основе религии. Кроме этого, в наш век противостояние между исламом и христианством в политической сфере не имеет того характера, который оно носило в период крестовых походов. Такое сопротивление даже в Средние века не было свойственно для Кавказа. Тот, кто, муссируя религиозный фактор, старается сорвать наше объединение, либо не понимает роли религии в жизни человека и политике, либо делает это преднамеренно, со злым умыслом. Почему мы забываем, что больше половины грузин являются приверженцами мусульманской религии? Что мы должны сделать — отречься от них, что ли?»12

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Последние события вокруг строительства мечетей обозначили грань между политическим исламом и собственно мусульманской религией. В Грузии не существует конфес-

власти и Патриархом Грузии. В ходе встречи Армянский Патриарх потребовал принять закон, регулирующий регистрацию ААЦ в Грузии, и передать ей несколько церквей. Грузинский патриарх пообещал оказать содействие в этом вопросе, но только после принятия аналогичного закона в Армении. Одной из грузинских православных церквей на территории Армении, которые в случае принятия закона будут возвращены Патриархии Грузии, является монастырский комплекс Х века Ахтала. Он расположен в историческом грузинском регионе Лоре, который в 1920-х годах по инициативе грузинского коммуниста С. Орджоникидзе был передан в состав Армении.

Архитектура и фрески спорных православных церквей на территории Армении свидетельствуют об их грузинском происхождении, и объявить их принадлежащими Григорианской Церкви было бы неверно. В связи с этим в Армении появилась идея о создании Армяно-халкидонитской Церкви, которая унаследует в собственность грузинские церкви на территории не только Армении, но и Грузии. Кроме того, Армянская церковь претендует и на грузинские церкви в Турции15.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Закон, о котором упоминал Армянский Патриарх, был принят сразу же после его визита в обход Грузинской Патриархии, в связи с чем власти страны получили благодарственное письмо из Эчмиадзина.

Это событие до предела накалило обстановку внутри Грузии. 11 июля 2011 года Священный Синод Грузинской Патриархии потребовал от властей страны начать переговоры о статусе и имуществе находящихся за пределами страны грузинских епархий при участии религиозных деятелей. При этом представители православного духовенства отметили настоятельную необходимость активизировать деятельность государства по возврату грузинских национальных и духовных памятников (в первую очередь речь шла о грузинских церквах на территории Армении).

Примечательно, что долгое время после приобретения независимости Грузинская Патриархия не заостряла вопрос о возвращении грузинских православных церквей, находящихся на территории других государств, дабы ее деятельность не шла вразрез с государственными интересами. Однако после усиления претензий ААЦ на церкви, находящиеся на территории Грузии, она отказалась от «оборонительной политики». ГПЦ потребовала заключения паритетного договора, предполагающего передачу армянской стороне вышеупомянутых церквей в обмен на возврат грузинских культовых зданий. Такой поворот событий, по-видимому, оказался неожиданным и неприемлемым для армянского духовенства.

В данном контексте уместно вспомнить так называемый марш православных в Тбилиси, который прошел в 2011 году, сразу после того, как грузинские власти без учета мнения Патриархии приняли закон о регистрации религиозных объединений. Участие в этом марше протеста 100 тыс. чел. продемонстрировало степень влияния Патриархии на население страны.

Кроме того, произошедшая акция, окрещенная как «анти-армянская», стала ярким свидетельством латентного конфликта между Грузией и Арменией, но никак не между их церквами, как это пытались представить власти обеих стран. Для минимизации напряженности в стране власти Грузии вынуждены были постфактум уточнить некоторые положения принятого ими закона.

Особое внимание обращает на себя опубликованный Wikileaks документ, датируемый 22 декабря 2008 года. В нем отражены вопросы, обсуждавшиеся на встрече Католикоса-Патриарха Илии II и тогдашнего посла США в Грузии Д. Тэфта. Илия II заявил послу, что на похоронах Патриарха Московского и всея Руси Алексия II он встретился с Католикосом Армении Гарегином II, который потребовал передачи церкви Норашени,

15 См.: Восстановить Армяно-халкидонитскую церковь в Армении // Armenia Today .

находящейся в Тбилиси. В ответ Илия II предложил создать двустороннюю комиссию ученых, однако Гарегин II отказался от этой идеи.

В документе сказано, что самым мудрым вариантом решения проблемы церкви Но-рашени Илия II считает превращение ее в музей. По словам Илии II, Католикос Армении старается еще больше обострить этот вопрос среди своих последователей. Он также сказал послу, что нетерпеливость Гарегина II обусловлена российским влиянием, поскольку его брат является епископом в Москве16.

Общество и СМИ Армении весьма раздраженно отреагировали как на визит Гареги-на II в Грузию, так и на предложение Илии II о возвращении грузинских церквей. В стране считают, что «захватить сегодня церковь означает завтра предъявить законные притязания на территорию. Грузины избрали этот путь для требований»17. Того же мнения придерживаются и армянские аналитики, которые заявляют, что во избежание возможной угрозы интересам национальной безопасности страны эти церкви не могут быть возвращены Грузии.

И тут возникает вопрос: «Почему Грузия не должна рассматривать как потенциальную угрозу для своей национальной безопасности требования передать в собственность Армянской Патриархии некоторые церкви, расположенные на ее территории?» Ведь, следуя той же логике, можно предположить, что Армения сначала заберет церкви, а потом будет претендовать на территории, где они расположены!

Думается, вполне правомерно утверждать, что эти духовные распри не имеют ничего общего с религией: корень зла следует искать в межгосударственных проблемах. В данном случае речь, в частности, идет о латентных противоречиях, связанных с территориальными претензиями Армении.

В 2010 году, во время визита в Армению министра иностранных дел Грузии, ему задали вопрос, касающийся грузинского региона Джавахети, название которого было упомянуто в искаженной форме «Джавахк». В этой «ошибке», несомненно, кроется попытка придать названию грузинского региона армянское звучание. Министр ответил, что региона Джавахк в Грузии нет, а есть Джавахети, чем вызвал возмущение армянских СМИ, которые еще долго обсуждали допущенную им «неточность». Подобная реакция СМИ Армении наглядно подтверждает, что в армянском обществе уже давно созрела мысль о предъявлении территориальных претензий к Грузии.

Агрессивные высказывания в адрес Грузии все чаще звучат и со стороны армянских политиков, которые заявляют: «Ереванская политика дружбы с Грузией обходится нам очень дорого, цена этой политики — утрата Джавахка»18. Но так как Джавахети является неотъемлемой частью Грузии, то непонятно, о какой утрате идет речь. Еще дальше идет депутат от правящей Республиканской партии Армении Ш. Торосян: «Наглость Грузии достигла той степени, что пришло время изменить политику Армении в отношении этой страны»19.

Одним из основных факторов, дестабилизирующих обстановку в регионе, выступает ААЦ; подтверждением этому является «доносное» письмо Б. Обаме, которое было написано Армянским Патриархом (знавшим о боязни грузинских властей получить «замечание» от США) после визита в Грузию.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Письмо Гарегина II способствовало росту антиармянских настроений в грузинском обществе, значительная часть которого считает, что, «если Армения претендует на историческую грузинскую территорию Джавахети, тогда пора и нам предъявить претензии на

16, 8 сентября 2011.

17Восстановить Армяно-халкидонитскую церковь в Армении.

те территории, которые в 1920-х годах коммунисты отняли у грузин и подарили армянам». Речь идет об исторической грузинской области Лоре (площадь которой приблизительно равна 2,5 тыс. кв. км), ныне расположенной на севере Армении.

В отличие от Грузии, где власти и церковь соперничают между собой, в Армении влияние государства на церковь весьма ощутимо. Так, в 2001 году напряженность между церквами двух стран возникла не без молчаливого согласия официального Еревана. Примечателен и тот факт, что 7—8 июня 2011 года, еще до «скандального» визита Гаре-гина II, Грузию посетил министр иностранных дел Армении.

Грузия пытается поддерживать с Арменией добрососедские отношения, однако церковные распри выносят на поверхность серьезные противоречия между двумя странами. Единственным выходом из ситуации может стать отказ Армении от высказываемых устами армянских церковных лидеров территориальных претензий к Грузии. Несмотря на риторику грузинских властей о братстве и добрососедстве, в концепции национальной безопасности страны Армения фигурирует лишь как хороший сосед; это лишний раз доказывает, что между двумя соседними государствами не все благополучно.

Религиозные границы уб государственные?

Конфессиональные споры, существующие вокруг Грузии, напрямую связаны с вопросами пересмотра государственных границ. Сегодняшние границы постсоветских государств (некоторые из них до сих пор еще не произвели их делимитацию и демаркацию) устанавливались во времена СССР; с юридической точки зрения их условно можно назвать государственными, по сути, они скорее являются административно-политическими. Проблема в том, что во многих случаях они не совпадают с религиозными границами.

В состав Патриархии Грузии входят 42 епархии. Пять из них находятся в разных уголках мира (в Европе, в Австралии, в Америке и т.д.); на официальном сайте Грузинской Патриархии они значатся как «епархии за границей». Некоторые епархии, существующие «на бумаге», одновременно охватывают как часть территории Грузии, так и сопредельные области соседних государств. Например, епархия Батуми и Лазети в реальности покрывает только территорию Грузии (в частности, Аджарию). Что же касается области Лазети, то она находится на территории современной Турции. Епархия Ахалцихе и Тао-Кларджети в реальности покрывает только некоторые южные районы Грузии (грузинский исторический регион Тао-Кларджети также находится на территории современной Турции). Подобные «несоответствия» позволяют ГПЦ считать, что церковные границы де-юре не совпадают с рубежами государства. Жесткая позиция ГПЦ, связана, видимо, с тем, что она, не получая поддержки властей своей страны, принимает главный удар межконфессиональных споров на себя.

С несопоставимостью религиозных и государственных границ напрямую связано и создание в 2011 году «Управления мусульман Грузии» (УМГ), которое возглавил грузин из Аджарии Дж. Багшадзе. Это событие вызвало недовольство «Управления мусульман Кавказа» (УМК), которое восприняло его как политический акт. До создания УМГ исповедующие ислам граждане Грузии подчинялись УМК, базирующемуся в Баку. Большинство мусульман Грузии — это этнические азербайджанцы, а также часть грузин, проживающих в Аджарии.

Примечательно, что в 1996 году по просьбе тогдашнего президента страны Э. Шеварднадзе в Грузии было создано отделение УМК. Его возглавлял гражданин Грузии этнический азербайджанец А. Алиев.

Глава УМК шейх А. Пашазаде назвал решение официального Тбилиси о создании УМГ «неверным» и выразил сожаление, что часть чиновников-азербайджанцев в Грузии данное решение поддержали; это накладывает и на них ответственность за все послед-ствия20. Таким образом, перед нами наглядный пример того, что все религиозные проблемы носят политический характер.

Между тем грузинские власти не вмешиваются в деятельность православных храмов, находящихся в Азербайджане (на территориях, где проживают этнические грузины). Кроме того, когда между государствами существуют стратегические отношения, как в случае Грузии и Азербайджана, конфессиональные проблемы решаются без осложнений.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Грузия никогда не предъявляла никаких территориальных претензий ни в открытой, ни в латентной форме к соседним государствам. Это случилось лишь единственный раз, когда Грузия вошла в состав СССР, и не может восприниматься как целенаправленная политика или как важный исторический факт.

Однако, как ни странно, Грузии тогда удалось «задействовать» религиозный фактор, причем в государстве, где царил атеизм. Речь идет о территориальных претензиях Грузии, предъявленных ею Турции в годы правления Сталина. 14 декабря 1945 года грузинская газета «Коммунисти», а 20 декабря — «Правда» и «Известия» опубликовали совместную статью грузинских историков Н. Бердзенишвили и С. Джанашия под названием «О наших законных претензиях к Турции». Спустя некоторое время, 8 января 1946 года в грузинской газете «Коммунисти» было опубликовано письмо в редакцию тогдашнего Патриарха Грузии К. Цинцадзе, посвященное той же теме21 (как уже упоминалось выше, РПЦ признала автокефалию ГПЦ в 1943 г.).

3 а к л ю ч е н и е

Очевидно, что страны региона воспринимают религиозную безопасность как неотъемлемую часть своей национальной безопасности. Налицо конфликт между государствами, но в нем задействованы не политические элиты, а религиозные субъекты.

Уже сейчас можно утверждать, что религиозные разногласия, затрагивающие Грузию и Кавказский регион в целом, отнюдь не носят сугубо конфессиональный характер. Они лишь обнажают реальные и более серьезные проблемы, существующие между странами региона в скрытой форме; по-видимому, «прикрываться» священнослужителями весьма удобно даже несмотря на то, что в одних странах региона религия выступает как официальная идеология, а в других — как политический андеграунд.

Наиболее эффективно религия используется в политических целях в России, Турции и Армении, так как в этих странах господствующие конфессии пользуются сильной поддержкой властей. В Грузии же церковь и государство скорее соперники, чем союзники.

Конфессиональные распри на Кавказе требуют быстрейшего разрешения; необходимо предотвратить более серьезное противостояние. Очевидно, что уже настала пора, когда страны этого «взрывоопасного» региона должны признать наличие проблем, скрытых под религиозным «камуфляжем»; они, как ружья, висящие на стене в спектакле, когда-нибудь да «выстрелят».

Грузинская церковьБольшинство грузин исповедуют православное христианство. Грузия – вторая страна в мире (после Армении), принявшая христианство в качестве государственной религии в 326 г. н.э. Грузинская Апостольская Автокефальная Православная Церковь — одна из древнейших христианских церквей в мире. Ее юрисдикция распространяется на территорию Грузии и на всех грузин, где бы они ни проживали, а также на территорию частично признанных Абхазии и Южной Осетии и на север Турции.

В Грузии на протяжении веков помимо православных христиан проживали последователи и других христианских направлений (монофизиты, католики, лютеране), а также иудеи и мусульмане (шииты, сунниты, суфии). Грузины южных и юго-западных районов (Аджара и др.) исповедуют ислам суннитского толка. Азербайджанцы, ассирийцы и курды, проживающие в Грузии, тоже мусульмане. Армяне, греки и русские имеют собственные православные церкви. Также в стране проживает небольшое число католиков. Между верующими различных конфессий никогда не было вражды на чисто религиозной почве. Основой мирного сосуществования было терпимое отношение православия, как ведущей религии страны, к другим конфессиям.

До IV века н.э. (времени, когда на грузинских землях официально утвердилось христианство) здесь были сильны языческие традиции. В высокогорных частях страны патриархальный семейный уклад способствовал наличию сильного культа предков. На этой основе развивались политеистические верования, большой пантеон богов. Каждый из них имел собственное имя, образ (как правило, человеческий) и властвовал в определённой сфере жизни. Кроме того, грузины обожествляли растения и животных, поклонялись горам, долинам и камням. Повсеместным также было почитание идолов – статуй, изготовленных из различных материалов. Основными кумирами в языческой Грузии были Луна и Солнце. Традиционное обожествление последнего помогло распространению на этих землях митраизма. На заре становления в Грузии христианской религии большое влияние на её территории имело маздеанство (поклонение огню). Эта религия активно насаждалась с территории современного Ирана.

ПЕРВОХРИСТИАНСКИЙ ПЕРИОД

По преданию, христианство Грузия приняла практически из первых рук. Православные легенды гласят, что впервые весть о Христе на землю Иверии в I веке принес один из 12 апостолов — Андрей Первозванный. В те времена на территории современной Грузии существовали два крупных государства: Восточно-Грузинское Картли (по-гречески Иверия), Западно-Грузинское Эгриси (по-гречески Колхида). В этот край, который много позже назовут Грузией, Андрей пришел не самовольно, а по желанию Девы Марии, которая отправила апостола в избранный ею удел. По преданию, основанному на древней грузинской рукописи, Грузия является апостольским жребием Божьей Матери.

Известно четыре удела Божьей Матери — четыре земных святых края, к которым Богородица наиболее благосклонна и которые находятся под ее особым покровительством. Эти уделы: Иверия (Грузия), Святая Гора Афон (Греция), Киево-Печерская Лавра (Украина) и Серафимо-Дивеевский монастырь (Россия). Но лишь один из этих уделов — целая страна. По православному преданию, покров Девы Марии простерт над всей Грузией (древней Иверией), которая одной из первых услышала весть о Христе и начала поклоняться Ему.

======================================================================================

Памятник апостолу Андрею в АджареПосле вознесения Иисуса Христа на небо, Его ученики (апостолы) стали бросать жребий, чтобы узнать, кому из них в какой стране проповедовать Евангелие. Пресвятая Богородица также захотела участвовать в жребии. По этому жребию Ей досталась Иверийская земля. Получив с радостью этот жребий, Пречистая Богородица хотела тотчас же отправиться в Иверию. Но Ей явился ангел Божий и сказал: «Не отлучайся теперь из Иерусалима, но оставайся до времени здесь; доставшийся же Тебе по жребию удел просветится светом Христовым впоследствии, и владычество Твое будет пребывать там. А вместо себя пошли на проповедь Слова Божия Андрея Первозванного».

Дева Мария пожелала, чтобы Иверия узнала ее в лицо. По преданию, Богородица попросила принести ей чистую доску и приложила ее к лицу. На доске в точности отпечатался образ Богоматери. Святой Апостол Андрей Первозванный взял с собой этот нерукотворный образ и отправился на проповедь Евангелия. Он проповедовал как в Западной, так и в Восточной Грузии. Это подтверждают не только грузинские хроники, но и также греческие и латинские церковные авторы. Уже в первом же городе, куда он пришел, ему сопутствовала удача. Местные жители уверовали во Христа и попросили Андрея оставить им образ Богородицы, которая через апостола передавала свое благословение избранной стране. Но Андрей поступил иначе: по примеру Девы Марии попросил чистую доску и приложил к ней чудотворную икону. Образ с точностью отразился на новой доске, и отпечаток Андрей оставил новообращенным жителям.

Апостол Андрей проповедовал и крестил в разных местах Восточной и Западной Грузии, Абхазии и северной Осетии. В городе Ацхура (недалеко от Боржомского ущелья) по молитве Апостола воскрес умерший, и это чудо подвигло жителей города принять Cвятое Крещение. Там Апостол основал церковь и оставил чудотворный образ Божией Матери, который пользовался великим почитанием не только у христиан, но и среди неверующих горцев. Сейчас нерукотворный образ находится в Гаенатском монастыре, недалеко от Кутаиси, и называется Ацхурским (празднование в честь Ацкурской иконы Пресвятой Богородицы совершается 15/28 августа). Часть мощей Андрея Первозванного находится в Храме Светицховели (город Мцхета).

В Грузии проповедовали и своим присутствием благословили эту землю также Апостолы Матфей, Фаддей, Варфоломей и Симон Кананит. Варфоломей и Фаддей проповедовали в Восточной Грузии, а Симон и Матфей – в Западной. Существует мнение, что в крепости Гонио (регион Аджара) находится могила апостола Матфея. Наличие христианских храмов в Грузии I-III веков подтверждается археологическими находками и упоминаниями о местных епископах.

СТАНОВЛЕНИЕ ГРУЗИНСКОЙ ЦЕРКВИ

Святая НиноПервые века христианство в Грузии подвергалось гонениям со стороны правящих царей. Многие христиане во время этого гонения приняли мученичество вместе с апостолом Симоном Кананитом (вскоре могила Симона Кананита, находящаяся в горах Абхазии близ Сухуми, сделалась предметом глубокого почитания). Христианам приходилось скрываться в горах и лесах для общих собраний и молитв.

Однако уже в 326 году христианство стало государственной религией Иверии (Картли) благодаря проповеди святой равноапостольной Нины (память 14/27 января и 19 мая/1 июня – в Грузинской Церкви эти дни относят к числу великих праздников). Исполняя волю Пресвятой Богородицы, святая Нина из Иерусалима пришла в Грузию и окончательно утвердила в ней веру Христову, став инициатором строительства множества храмов в память великомученика Георгия Победоносца, который являлся ее близким родственником. Грузия избрала святого Георгия своим небесным покровителем. Также Пресвятая Богородица считается небесной покровительницей страны. Святая Нино сначала крестила царицу Нану, потом царя Мириана.

Царь Мириан построил первый храм Двенадцати апостолов (Светицховели) в столице государства – Мцхете, и, по совету святой Нины, отправил послов к императору Константину I Великому (272-337), прося прислать епископа и клир, которые продолжили бы обращение грузин. В этом же 326 году император Константин прислал в дар Грузии часть древа Животворящего Креста, один из гвоздей, которыми было прибито Тело Спасителя к Кресту, мощи святых, богослужебную утварь, а также прислал епископа и духовенство. Тогда же царское семейство, знатные вельможи и народ картлийский приняли Святое Крещение в водах реки Арагви.

Церковные хроники сообщают о том, что император Константин также подарил первому грузинскому христианскому царю Мириану III (265-360/361) землю около Иерусалима, где впоследствии в VI веке был построен знаменитый монастырь Святого Креста и где, по некоторым сведениям, окончил свою жизнь великий грузинский поэт Шота Руставели.

Сначала «молодая» грузинская церковь подчинялась Антиохийской Церкви. Существует мнение, что Грузинская Церковь пользовалась фактической самостоятельностью еще со времен царя Мириана III, но полную автокефалию (самостоятельность) получила лишь в V веке. Именно в 467 году при царе Вахтанге I Горгасали (440-502) Грузинская Церковь стала независимой от Антиохии, приобретая статус автокефальной Церкви с центром в городе Мцхета (резиденция верховного Католикоса). Святой царь Вахтанг Горгасали создал основы нового автокефального церковного устроения: во главу иерархии был поставлен архиепископ с титулом католикоса, увеличено число епархий до 12, образован Синод, состоявший как минимум из 14 архиереев. При нём был отстроен в камне Мцхетский храм Светицховели, намечен перенос столицы в Тбилиси, где Вахтанг Горгосали заложил основание Сионского собора.

В 30-е гг. VI века был сделан следующий шаг к расширению автономии Грузинской Церкви — при византийском императоре Юстиниане было предоставлено право избирать католикоса из представителей грузинской иерархии. Так, во время правления грузинского царя Парсмана V (ок. 540–558) католикосом стал грузин Савва I (542–550) и «от сей поры уже не привозили католикосов из Греции, но назначали их из знатных родов грузинских».

В царстве Лазика (территория современной Западной Грузии) христианство также стало господствующей религией в IV веке. Это подтверждают некоторые церковные историки и археологические раскопки древней столицы Лазского царства – города Археополиса (современный Накалакеви, Сенакский р-н Грузии). После восстановления прямого контроля Византии над Западной Грузией в середине VI века здесь были учреждены церковные кафедры, состоявшие в ведении Константинопольской Церкви.

В VI веке в Грузии начинается новая веха в истории христианства. Из Антиохии в Иверию по велению Божьей Матери приходят 13 ассирийских отцов, которые упрочили христианскую веру и стали основоположниками монашества в Грузии. Их называют вторыми апостолами Грузии. Основанные ими монастыри до сих пор являются крупными религиозными центрами станы.

Монастыри ассирийских отцов

Монастырь Святого Креста в Иерусалиме

Иверский монастырь на Святой Горе Афон

Петрицонский (Бачковский) монастырь в Болгарии

В VI веке Грузинская Церковь на некоторое время подпала под влияние монофизитской Армянской (Григорианской) Церкви, но уже в 608-609 гг. порвала с ней, признав решения Халкидонского Собора (IV Вселенский Собор, 451 год). Армянская Церковь решения этого Собора не приняла.

Епархии Западной Грузии подчинялись Константинопольскому престолу до IX века. Восточно-грузинская (Картлийская) Церковь на протяжении VI–IX вв. старалась распространить свое влияние на Западную Грузию и активно вела там церковное строительство. К X веку церковная кафедра Западной Грузии отделилась от Константинопольского Патриархата, что сыграло впоследствии значительную роль в формировании единого Грузинского царства. Также в Западной Грузии с IX века греческий язык в богослужении был заменен грузинским, появились и первые эпиграфические памятники на грузинском языке.

ПРОТИВОСТОЯНИЕ ИСЛАМУ. ВЗЛЕТЫ И ПАДЕНИЯ

Грузинские мученикиНа заре своей самостоятельной церковной жизни Грузия была вынуждена начать многовековую кровопролитную борьбу с исламом, носителями которого выступили прежде всего арабы. С VII века арабы захлестнули обширные земли Персидской и Византийской держав, выдохшихся во взаимной борьбе. В VIII веке Грузия подверглась страшному опустошению со стороны арабов во главе с Мурваном, прозванным «Глухой» за беспощадность. Несмотря на стойкое сопротивление грузин, значительный перевес в силах привёл к подчинению многих земель Грузии, её раздроблению и частичной исламизации. К X столетию в ряде мест Грузии, но не среди самих грузин, был насажден ислам. В 931 году осетины разрушили свои христианские храмы и приняли магометанство.

Однако Православие сохранялась среди грузин, и некоторые грузинские земли добивались независимости. В IX веке возникает новое Тао-Клареджетское царство (ныне территория Турции), ставшее средоточием противостояния арабам и крупным культурно-религиозным центром. Царство основал Ашот I Багратиони (?-826) — грузинский царь Картли, вступивший в союз с византийскими императорами с целью освобождения Грузии и Армении от арабского владычества и принявший титул куропалата. Столицей стал город Артанудж, удачно расположенный вдоль Великого шёлкового пути. Ашот I Багратиони создал обширное и сильное княжество, с ним считались современные ему грузинские и иноземные государственные деятели. Весьма ценили его и потомки. В середине X века государство достигло вершины своего могущества при куропалате Давиде III (?-1001). Давид III проводил политику объединения Грузии, в которой он добился успеха, посадив на абхазский престол своего ставленника — Баграта III-го. При куропалате Давиде, Грузинское царство украсилось сетью новых храмов и монастырей: монастырь Тбети, храм Долискана, монастыри Хахули, Ишхани и множество других. Особую ценность представляет храм Ошки Х века – блестящее творение древнегрузинских зодчих.

В 1008 году абхазский царь из династии Багратиони, Баграт III (960-1014), объединил свои земли с Тао-Кларджети, а затем завоевал Кахети. Столицей объединённой грузинской монархии стал Кутаиси. После объединения Западной и Восточной Грузии при царе Баграте III, юрисдикция Мцхетского католикоса распространилась и на Западную Грузию. Первое время во главе церкви еще находилась два католикоса, хотя главным считался Мцхетский католикос.

В 1054 году, во время раскола Христианской Церкви на Римско-католическую церковь на Западе с центром в Риме и Православную — на Востоке с центром в Константинополе, вновь возник вопрос о законности автокефалии Картлийской Церкви, полученной при святом царе Вахтанге Горгасали в V веке. Благодаря настоятелю Иверского монастыря на Афоне, преподобному Георгию Святогорцу (1009-1065) автокефалия Грузинской Церкви была сохранена. В 1057 г. прп. Георгий Святогорец посетил Антиохию и вступил в диспут с Антиохийским патриархом Феодосием III. Опираясь на преемственность Картлийской Церкви от апостолов Андрея и Симона Кананита, постулаты церковного права и факты истории Церкви, прп. Георгий доказал правомочность автокефалии Церкви Картли и безосновательность претензий Антиохийской Патриархии.

Новая волна разрушений нахлынула во второй половине XI века, когда в Грузию вторглись турки-сельджуки, уничтожавшие храмы, монастыри, поселения и самих православных грузин. Однако, освобождение от арабского владычества и объединение грузин в единое царство создало предпосылки для последующего расцвета.

Во 2-й половине XI века Грузинская Церковь испытывала внутренний кризис: епископские кафедры занимали выходцы из знатных семей, нередко люди светского образа жизни, иногда кафедры передавались по наследству членам семьи или рода, существуют документально подтвержденные сведения о случаях симонии (продажа и покупка церковных должностей, духовного санa, церковных таинств и священнодействий (причастие, исповедь, отпевание), священных реликвий и т. д.).

Руины Храма БагратаГрузинский царь Баграт IV (1018-1072) пытался навести порядок в Церкви. Но реально это удалось сделать только великому царю Давиду IV Строителю (1073-1125). В личной жизни царь отличался высоким христианским благочестием, был духовным книголюбом и не расставался со Святым Евангелием. Необходимо было централизовать церковное управление, искоренить симонию и установить порядок передачи кафедр по наследству, поставить на высшие церковные должности поддерживавших политику царя священнослужителей.

Давид IV успешно возглавил борьбу с сельджуками и способствовал упорядочению церковной жизни, строил храмы и обители, основал Гелаткий монастырь и при нем — духовную академию. В 1103 году он созвал Руисско-Урбнисский Собор, утвердивший православное исповедание веры и принявший каноны для направления жизни христиан. Церковь была превращена в оплот царский власти. При царе Давиде Строителе в Православие были обращены кочевники-кипчаки.

Знаменитая царица Тамар (1166-1213) продолжала дело своего прадедушки, царя Давида Строителя. Она сохранила и расширила свою державу от Чёрного до Каспийского морей, способствовала широкому распространению христианства по всей Грузии, строительству храмов и монастырей. Легенды приписывают ей почти все замечательные памятники прошлого своего народа, в том числе многие башни и церкви на вершинах гор. Захват Константинополя крестоносцами в 1204 году сделал Грузию могущественнейшим христианском государством во всём Восточном Средиземноморье. При святой Тамаре в стране появилось большое число людей просвещённых, ораторов, богословов, философов, историков, художников и поэтов. Были переведены на грузинский язык сочинения духовного, философского и литературного содержания.

В XII–XIII вв. влияние Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) распространилось на соседние страны Северного Кавказа: так, в ее юрисдикцию вошли церкви с грузинским населением в Осетии, где возводились также новые храмы, в Дагестане образовалась епископская кафедра. Церковь поддерживала культурные связи с армянами: на армянский язык переводились сочинения грузинская авторов (например «Картлис Цховреба», «Жизнь царя царей Давида»), в Армении существовала «грузинская обитель» – монастырь Пгндзаханк. Грузинская Церковь имела множество монастырских и церковных центров за рубежом: Крестовый монастырь в Иерусалиме, монастырь Петрицон (Бачковский), церковь св. Георгия в Фустате (Аль-Хамра) и в Каире и др. В XI–XIII вв. Грузинская Церковь придерживалась принципа свободы вероисповедания: иудеи имели одинаковые права с православными, лояльным было отношение к католической Церкви.

В начале XIII века Грузия распалась на 2, а позже – на 3 царства (Картли, Кахети, Имерети) и 5 княжеств. В 1220 г., в правление царя Георгия IV, в Восточную Грузию вторглись монголы. Нашествие в 1226 году хорезмшаха Руми Джалал ад-дина расшатало государство и Церковь: были разорены и осквернены храмы, на их месте выстроены мечети, происходило массовое истребление православных грузин. Упадок экономики сопровождался и падением нравов: укоренилось многоженство, особенно в высших слоях общества (даже в царской семье). Анонимный летописец XIV века сообщал, что в Патриаршество католикоса Николая (ок.1250-1282) «царство, храмы и Мцхета с окрестными землями и монастыри никем не защищались, т.к. знать заботилась только о своих владениях». Начались посягательства азнауров на церковные владения.

Начиная с XIII века – со времени присылки в Грузию папой Григорием IX доминиканских монахов в ответ на просьбу царицы Русудан (1194-1245), дочери царицы Тамар, оказать военную помощь в борьбе с монголами – и вплоть до первых десятилетий XX века, в Грузии проводилась настойчивая католическая пропаганда. Многие папы Римские присылали к грузинским царям, митрополитам и вельможам послания, домогаясь склонить грузин к своему вероисповеданию. Однако, все эти попытки окончились безрезультатно, а на Ферраро-Флорентийском Соборе (1438-1439 гг.) грузинские архиереи проявили свою верность Православию, отказавшись принять унию (союз) с Римо-католической Церковью.

В 30-х гг. XIV века царь Георгий V Блистательный (1286–1346), сын святого царя Димитрия Самопожертвователя, своей гибкой политикой сумел ослабить монгольское влияние в Грузии, а затем и вовсе освободил страну от монгол (1335 год), объединил Восточную и Западную Грузию, возродил государственность и экономику страны. Грузия под властью Георгия V вновь превратилась в сильное государство, с которым считались соседние страны. Оживились культурные отношения с соседними христианскими странами. Египетские султаны, под властью которых в то время находились все святые места в Палестине, предоставили грузинам особые привилегии – им было разрешено на конях и с развернутыми знаменами без уплаты пошлины въезжать в Иерусалим.

Георгий Блистательный с самого начала царствования проявлял заботу об улучшении тяжелого положения грузинских обителей в Иерусалиме. Так, грузинам была отдана церковь Аль Хамра (святого Георгия), в 1308 году – Голгофа, также грузины получили ключ от Гроба Господня. Был возобновлен Крестовый монастырь, выстроена новая церковь в Иерусалиме. Греческая сторона передала грузинам монастыри св. Иакова, святителей Иоанна Богослова, Феодора, Димитрия, великомученицы Екатерины и др. В самой Грузии на особом положении находились царские монастыри Шиомгвиме, Гелати и Гареджи. Царствование Георгия Блистательного считается периодом возрождения как государственного, так и церковного законодательства.

Мученики Иосиф и ИсаакС 1386 по 1403 года полчища Тамерлана вторгались в Грузию 8 раз. Эти вторжения отличались особой жестокостью: войска Тамерлана разрушили большую часть городов, церквей и монастырей, вырубили сады, виноградники и леса, сожгли хлебные поля, физически уничтожили большую часть населения. В результате значительных разрушений страны и уничтожения большой части населения, одни епархии были упразднены, другие объединены. По словам одного арабского летописца, «неверных здесь взмахами мечей отправляли в ад». Армянские историки считают, что убитых было больше, чем оставшихся в живых. Тамерлан вывез много церковных ценностей и книг. В 1401 году царь Георгий VII (1393-1407) и Тамерлан подписали договор, по которому грузинская сторона обязывалась платить дань и «в сражении поддерживать войском», за что была разрешена свобода вероисповедания для православных.

К концу 80-х гг. XV века грузинское государство окончательно распалось на 3 царства – Кахети, Картли и Имерети, а также владетельное княжество Самцхе-Саатабаго (Самцхе-Джавахети). Позднее в Западной Грузии в полунезависимые княжества превратились Гурия, Мегрелия, Абхазия и Сванети, которые фактически не признавали власть царя Имерети. Эти «малые Грузии» на протяжении 3 веков вели неравноправную борьбу против почти непрерывающейся агрессии Персии и Османской империи, а позднее и против набегов дагестанских племен (леков). Изоляция от внешнехристианского мира отразилась и на духовной жизни общества. Политический сепаратизм страны породил сепаратизм и в церковных кругах. Так в XV веке Церковь Западной Грузии выделилась из Грузинской Церкви как Абхазский (Западногрузинский) Католикосат, который не признавал верховную власть Мцхетского патриарха аж до упразднения в 1814 году. Резиденция Абхазского католикоса находилась в Бичвинте (нынешний город Пицунда). Абхазский (Западногрузинский) Католикосат всячески поддерживал Антиохийский патриарх.

ПРАВОСЛАВНАЯ ВЕРА КАК НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ

Вера как национальное самосознаниеГрузия – одна из тех стран, где религия сыграла ключевую роль в становлении национальной государственности и самосознания. Для грузин сохранить свою веру всегда считалось, как сохранить нацию, государство. И Грузия постоянно защищала свою православную веру от многочисленных завоевателей (персов, арабов, монголов, турок), и смогла сохранить и пронести ее через века. За веру Христову приняло мученическую смерть множество людей, как духовного и царского звания, так и простых граждан. Они были возведены Грузинской Церковью в лик святых.

Мировая история не знает такого примера самопожертвования, когда одновременно 100.000 человек приняли мученический венец. В 1226 году жители Тбилиси, отказались выполнить приказ Хорезмшаха Джалалетдина — пройти и осквернить иконы, положенные на мосту Метехи. Были казнены мужчины, дети и старики (их память грузины чтят 31 октября/13 ноября). В 1386 году орда Тамерлана уничтожила монахинь Квабтахевского монастыря (на полу храма до сих пор видны отпечатки сожженных тел Квабтахевских мучениниц). По народному преданию, Тамерлан приказал подвести к Калоубанской церкви в Тбилиси детей и затоптал их конницей.

В 1616 году во время нашествия шаха Аббаса приняли мученическую смерть 6.000 монахов Давид-Гареджийского монастыря. В конце XVII века царь Арчил II (1647-1713) собрал кости мучеников и упокоил их слева от алтаря храма Давидгареджийской лавры.

В конце XVII века бандой лезгин (леков) вместе с другими монахами Гареджийской лавры св. Давида были замучены Гареджийские преподобномученики Шио Новый, Давид, Гавриил и Павел. Изрубленные куски тел мучеников захоронили на юге от могилы св. Давида Гареджийского.

Именно в XVI–XVII вв. понятие «грузин» стало идентичным понятию «православный». Грузины, перешедшие в друшую веру, с этого времени стали называться негрузинами: грузин-католиков называли «пранги» (француз), грузин-монофизитов – «сомехи» (армянин), грузин-мусульман – «татари» (татарин).

В списке святых мучеников такие известные имена, как: царица Шушаник (V век), царь Арчил II (VI век), князья Давид и Константин Мхеидзе (VIII век), Або Тбилисский (VIII век), царь Димитрий II (XIII век), царь Луарсаб II (XVII век), царица Кетевани (XVII) и мн. др.

Грузинские святые и мученики

Фреска храма СветицховелиИ в наши дни православная религия играет важную роль в жизни грузин. В опросе, проведенном в 2012 году, людей просили оценить, что важно в восприятии человека грузином. Результаты опроса показали, что 74% граждан Грузии считают, что это православие. Для 89% важно иметь предков-грузин, быть гражданином Грузии — 67%, провести большую часть жизни в Грузии — 66%, уважать грузинские законы и традиции — 86%.

Исходя из представленных цифр, можно сделать вывод, что граждане Грузии гордятся: а) своей национальностью и вероисповеданием, б) большее значение придают этнической принадлежности и религии, чем более широким понятиям идентичности, и в) считают обязательными атрибутами для того, чтобы считаться «грузином», православие, соблюдение традиций и этническое происхождение.

РОЛЬ РЕЛИГИИ В КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ ГРУЗИИ

На протяжении почти всего исторического пути, который прошла Грузия, православное христианство существенно влияло на культурное и духовное развитие страны. Здесь было построено множество церквей и монастырей, которые стали центрами просвещения. Духовные лица составляли и переписывали хроники, становились авторами жизнеописаний мучеников и святых. По мнению многих исследователей, «мргвловани» — специфический тип грузинской письменности – получил распространение на этой земле именно благодаря православию.

В Грузии существовали две академии: при монастырях Гелати и Икалто. Академия в Гелати была основана царем Давидом IV Строителем (1073-1125). Здесь работали лучшие ученые, философы и мыслители того времени. Здесь находилась богатейшая библиотека, изучались математика, астрономия, физика. Кроме того, Гелати являлся крупным духовным центром. В старинном монастыре Икалто (VI век) Давид Строитель также основал академию, которая была одним из важных культурных и просветительских центров Грузии и вошла в историю тем, что в ней учился великий грузинский поэт Шота Руставели (1160/1166-1216).

Многие знаменитые грузинские христианские храмы – Светицховели, Джвари, Алаверди, Гелатский монастырь, Храм Баграта, Зарзма и многие другие – признаны выдающимися архитектурными шедеврами. На грузинской земле находится множество христианских святынь, к которым осуществляют паломничество христиане со всего мира.

Христианские святыни в Грузии

Хитон Господень ● Крест Святой Нино ● Риза и Пояс Пресвятой Богородицы

Ацкурская икона Божией Матери ● Милоть (плащаница) святого пророка Илии

В Грузии 1Рассказы христианских пастырей об ужасах ада и райском блаженстве способствовали небывалому всплеску народного творчества. На основании проповедей поборников новой веры в те времена было создано множество стихотворений, легенд и сказаний. В них ярко и образно описывается загробная жизнь, благодатная и безблагодатная, грешная и праведная, обитель ангелов и владение бесов. Проблема свободы выбора становится стержнем и сущностью этих поэтических созданий народного творчества. Какой жизни отдать предпочтение, чтобы душа, отделившись от плоти, безмятежно предстала на суд Господень? Говорится в этих стихотворениях и о важности церковной жизни. Все, кто отказывается блюсти ее уставы, посещать богослужения и следовать традициям обрядности, причисляются к силам зла и греха. Злые души попадают в ад, а добрые — в рай. Добрые души привечают ангелы, а злые утаскивают в преисподнюю черти. Для жителей той далекой эпохи это было познавательно-эмоциональным откровением.

Первыми произведениями Грузинской церковной литературы, дошедшими до нас, считаются переводы книг Священного Писания, которые отличаются совершенством литературного стиля. Вскоре после принятия христианства, в Грузии зарождается агиографическая (мартирологическая и житийная) литература, в которой подробно освещается борьба Грузинского народа против иноземных захватчиков. «Мученичество святой царицы Шушаник» — древнейший дошедший до нас памятник оригинальной грузинской литературы (476-483 года создания писания). Самая ранняя сохранившаяся рукопись восходит к X веку. Автор сочинения — Яков Цуртавели, современник и участник описанных событий. Однако на сегодняшний день существует мнение, что самым ранним грузинским произведением является «Житие святой Нины» (Цминда Нинос цховреба). Другим древнейшим агиографическим памятником является «Мученичество Або Тбилели». Иоанэ Сабанидзе написал его деяния и мученичество по благословению католикоса Картли Самуила VII.

Позже появляются произведения житийной грузинской литературы, такие как «Житие Серапиона Зарзмели» (вторая половина X века) автор Василий Зарзмели и «Житие Григория Хандзтели» (951 год) автор Георгий Мерчуле. «Житие Григория Хандзтели» является одним из лучших агиографическо-национальных произведений грузинской литературы.

К X веку наивысшего расцвета достигает грузинская гимнография, один из видов религиозной поэзии. Первые памятники грузинской гимнографии датируются VIII-IX веками. В X веке уже существует огромный сборник песнопений, снабжённый нотными знаками. Помимо византийской ямбики, грузинские церковные поэты также использовали размеры грузинской народной поэзии. Самым известным произведением грузинской гимнографии является «Похвала и славословие грузинского языка» написанное подвижником Саввинского монастыря в Иерусалиме.

В XI-XII веках высоко развивается церковно-философская и богословская литература.

ПОТЕРЯ АВТОКЕФАЛИИ ГРУЗИНСКОЙ ЦЕРКВИ В XIX ВЕКЕ

Грузинские священникиВ 1801 году Грузия вошла в состав Российской империи. В 1811 году Грузинская Церковь потеряла автокефалию и получила статус — Грузинский экзархат Святейшего Правительствующего Синода Православной Российской Церкви. Католикос Антоний II, имевший статус постоянного члена российского Святейшего синода, был уволен от управления духовными делами Грузии, а вместе с тем упразднено и звание католикоса. Главе Грузинского духовенства велено было именоваться митрополитом Мцхетским и Карталинским со званием члена Святейшего Синода и экзарха Грузии. Первым экзархом стал Варлаам (Эристави). Число епархий, доходившее тогда в Грузии до 13, было сокращено до двух – Мцхетско-Карталинской и Алавердско-Кахетинской.

Последний католикос-патриарх Западной Грузии Максим II (Абашидзе) (1776–1795) с дипломатической миссией дважды побывал в России, скончался во время 2-го путешествия (30 мая 1795) в Киеве и был похоронен в Киево-Печерской лавре. Его преемником имеретинский царь Соломон II назначил митрополита Кутаисского — Досифея (Церетели) (1795–1814), ставшего местоблюстителем католикоса-патриарха и последним «управителем Католикосата». В 1814 году (по другой версии, в 1820) была упразднена автокефалия Западногрузинской Церкви, территория Абхазского Католикосата вошла в состав Грузинского Экзархата РПЦ.

В 1817 году была открыта Тифлисская духовная семинария, в 1894 году — Кутаисская духовная семинария, а вдобавок к ним – многие епархиальные женские училища и церковно-приходские школы. На грузинском языке издавалась религиозно-нравственная литература, проводились чтения, духовные концерты и т.п.

Много было сделано на поприще миссионерской деятельности в продолжение трудов известного благовестника Северного Кавказа святого Иоанна Манглисского и Осетинской духовной комиссии, на базе которой в 1860 году возникло Общество восстановления христианства на Кавказе.

После Варлаама (Эристави) с 1817 года экзархами назначали епископов-негрузин, что приводило к разладу в церковной жизни из-за незнания последними грузинских традиций и насаждения ими русской церковной практики. Было введено богослужение на церковнославянском языке и русские песнопения. В конце XIX века стало набирать силу движение за восстановление грузинской автокефалии, которое поддержали как представители духовенства, так и видные миряне во главе с князем Илией Чавчавадзе. После паде­ния российской монархии недовольство грузинского духовенства синодальной русской политикой приняло формы автокефалистского и антирусского движения; русские епископы в несколько месяцев вынуждены были покинуть свои кафедры.

РЕЛИГИОЗНАЯ ЖИЗНЬ В ГРУЗИИ В XXI ВЕКЕ

Собор Цминда Самеба веснойВ 2001 году между правительством страны и руководством православной церкви был подписан конкордат (соглашение), согласно которому православной церкви в Грузии предоставлялись определенные преимущества по сравнению с другими конфессиями. Такая ситуация существовала до 2011 года.

7 июля 2011 года Парламент Грузии принял поправки к гражданскому кодексу, дающие возможность любым религиозным организациям, имеющим официальный статус хотя бы в одном из государств-членов Совета Европы, получить в Грузии юридический статус («субъекта публичного права»).

Статья 9 Конституции Грузии гласит: «Государство признает исключительную роль грузинской православной церкви в истории Грузии и вместе с тем провозглашает полную свободу религиозных убеждений и вероисповедания, независимость церкви от государства».

С 2014 года в Грузии начало свою деятельность Государственное агентство по религиозным вопросам. Организация создана при институте премьер-министра Грузии и осуществляет информационную, исследовательскую, научно-просветительскую деятельность, связанную с религиозными вопросами и выдает рекомендации. Эти исследовательские данные затем предоставляются правительству Грузии в целях более эффективного диалога между государством и религиозными организациями. Руководителем агентства является Заза Вашакмадзе.

Последние годы ознаменовались расцветом духовного песнопения и иконописи, массовым возвращением грузин к традиционной вере.

Религиозные общины и конфессии в современной Грузии