Гуманизм мировоззрение

К преступлениям, которые заслуживают снисхождения, теперь относят неосторожные и умышленные действия, которые наказываются максимальным сроком до трёх лет (а не двух, как было раньше).
Принудительные работы суд может назначить вместо заключения за преступления небольшой и средней тяжести и за некоторые тяжкие преступления, совершённые впервые. Отбывать такое наказание нужно будет в специально созданных исправительных центрах. Но самым гуманным моментом поправок может считаться возможность спастись от тюрьмы тому, кто впервые совершил экономическое преступление и смог полностью возместить денежный ущерб государству в пятикратном размере.
Также своего рода смягчающим обстоятельством для суда станет и то, что гражданин совершил преступление небольшой и средней тяжести в сфере незаконного оборота наркотиков или для страдающего наркоманией. А положения, которые предусматривали уголовную ответственность за «действия, не представляющие серьёзной угрозы обществу» (сюда попадают оскорбления и клевета, нарушение прав и свобод гражданина, незаконный оборот драгоценных камней и металлов), из Уголовного кодекса переводятся в Кодекс об административных правонарушениях, соответственно, изменяется и степень ответственности за такие поступки.
Судья Верховного суда в отставке, доктор юридических наук Никита Колоколов считает, что действующий Уголовный кодекс чрезмерно жесток, тем более что жестокость эта не только необоснованна, но и затратна – с учётом средств, которые государство тратит на содержание заключённых. «Конечно, хорошо, что к преступлениям небольшой тяжести отнесены умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых наказание в виде лишения свободы не превышает трёх лет. Более того, при наличии смягчающих наказание и отсутствии отягчающих обстоятельств суд может изменить категорию преступления на менее тяжкую», – пояснил «Гудку» Никита Колоколов. При этом эксперт отметил, что не все нововведения одинаково хорошо продуманны и кодекс придётся неоднократно дорабатывать. «Например, введён такой вид наказания, как принудительные работы. Они будут назначаться как альтернатива лишению свободы за совершение преступления небольшой и средней тяжести, а также за совершение впервые ряда тяжких преступлений и будут отбываться в специально созданных исправительных центрах. Эффективность наказания зависит в том числе и от инфраструктуры, а в данном случае её ещё только предстоит наладить, так как центров таких нет – их ещё предстоит создать, а на это нужны деньги, которых, как всегда, не хватает», – добавил Никита Колоколов.

Константин Филатов
Галина Зинченко

Справка «Гудка»

    Меры по либерализации Уголовного кодекса проводятся с 2003 года, когда были декриминализованы многие статьи. К уголовной ответственности стало нельзя привлекать хулиганов, если они не применяли оружие, а также людей, незаконно носящих холодное, охотничье или травматическое оружие.
    В том же году из УК убрали конфискацию имущества как вид уголовного наказания. В апреле прошлого года и в марте 2011-го президент Дмитрий Медведев подписал два законопроекта: первый пакет поправок снизил количество поводов для лишения свободы, а второй убрал из кодекса такие статьи, как «Незаконное предпринимательство» и «Незаконная банковская деятельность». Также в 118 видах преступлений убрали нижнюю границу наказания в виде лишения свободы, но при этом не изменили верхнюю, то есть к перспективе наказания тюрьмой добавилась возможность заплатить долги перед обществом в виде штрафа. В частности, среди «гуманизированных» статей оказались грабёж и и вымогательство (кроме особо квалифицированных составов), разбой (за исключением особо квалифицированного состава и с проникновением в помещение), угон автомобиля, изготовление фальшивых денег, хулиганство, нарушение Правил дорожного движения, служебный подлог, дезертирство и другие.

► ТЕОРИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ КАК ОСНОВА И ЦЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ

HUMANISTIC VALUES AS A BASIS AND PURPOSE OF AN INDIVIDUAL’S EDUCATION

Дерюга B.E.

Доцент кафедры педагогики Мордовского государственного педагогического института им. М.Е. Евсевьева, кандидат педагогических наук E-mail: vardmob@yandex.ru

Deryuga V.E.

E-mail: vardmob@yandex.ru

Аннотация. В статье анализируется роль гуманистических ценностей в развитии личности. Автор раскрывает сложную, противоречивую природу ценностей в сфере образования, их антиномичность и возможные искажения. Представлены иерархия и основные критерии формирования гуманистических ценностей в педагогической деятельности.

Ключевые слова: человек, воспитание, образование, гуманизм, ценности, природа, культура, созидание, разрушение.

Keywords: the human being, upbringing, education, humanism, values, nature, culture, creation, destruction.

Постановка проблемы

Современная цивилизация стремительно меняет весь мир вокруг и нас самих в этом мире. Супермаркеты с обилием недорогих товаров, новые средства передвижения, доступная техника (компьютеры, мобильные телефоны и смартфоны, ЗБ телевизоры и ноутбуки, другая цифровая техника), Интернет с его необычайными возможностями виртуального мира, роботы, новые системы услуг (банков, интернет-магазинов, туристических агентств

и т. п.) — все это каждый день из далекого будущего переносится в настоящее и даже уходит в прошлое (дискеты, ЭЛТ-мониторы и телевизоры, СБ-приводы и т. д.). Казалось бы, человек должен только радоваться достигнутому уровню жизни.

Однако сама жизнь показывает, что Человек зачастую становится заложником того, что создано за всю историю окружающего его мира, он просто не знает, как распорядиться всем «богатством», доставшимся ему от прежних поколений. Мы видим, что современная цивилизация предоставляет необычайно широкие возможности, но взамен требует от нас грамотного управления и целенаправленного использования ее плодов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Созданные Человеком объекты мира Культуры нуждаются в уходе. В противном случае блага современного мира становятся непосильной ношей, которая давит на Человека, расщепляет личность на части. Неуправляемая культура становится технократической клеткой, в которой Человек чувствует себя несчастным, одиноким, покинутым, потерянным, утратившим самое главное — самого себя.

Внешнее проявление такой утраты не заставляет себя долго ждать. Жизнь становится гонкой по замкнутому кругу: Человек может заниматься множеством дел, но ни одно не приносит ему радости, у него много знакомых, но нет настоящих друзей, он окружен вещами, созданными для активной жизни, но часто они не используются по назначению Человеком, ведущим пассивный образ жизни. Он стремится к Свободе, но чувствует себя ограниченным, безучастным, заточенным в «камере необходимости».

Тогда жизнь как поток творчества и самореализации превращается в непонятное долженствование и зависимость. Как следствие, возникают чувства обреченности, бессмысленного делания, стояния на месте, бега по кругу, никчемного времяпрепровождения, которые так знакомы всем нам, особенно тем, кто живет в крупных городах.

Может ли образование помочь человеку найти путь решения обозначенных проблем? Какова задача образования в современном цивилизационно и технократически развивающемся мире? И выполняет ли система образования эту задачу? Как образование связано с ценностями, которыми «дышит» человек? Как в процессе образования формируются ценности? Как они изменяются и разрушаются при отсутствии должного образования? Что представляют собой гуманистические ценности, и почему они являются основой развития человека и общества?

Взаимосвязь ценностей и образования

Для нас очевидно, что материальные и духовные ценности играют существенную роль в жизни людей. Однако не все задумываются о том, что воздействие ценностей на человека может приводить к совершенно — непредсказуемым и даже противоположным по отношению к ожидаемым результатам. Человек может сделать лучшее, на что только способен, а может погрузиться в пучину разрушения и нигилизма. На первый взгляд кажется, что плохой человек просто лишен каких-либо ценностей. На самом деле это не так: «великими» ценностями для его внутреннего мира становятся ненависть и деструктивность, обман и выгода, которые есть результат слабости созидания любви и свободы, прав-

ды и доброты. Другими словами, у такого человека перевернутая (вывернутая наизнанку), хотя порой удобная, иерархия ценностей.

Существенным образом на рост ценностей, их актуализацию и гармоническое согласование влияет образование как процесс окультуривания человека. Образование формирует систему ценностей — это бесспорно. Однако какова взаимосвязь между образованием и ценностями культуры? И каким образом ценности растут, крепнут, изменяются и разрушаются в человеке?

Образование — это процесс передачи культурных ценностей, смыслов и отношений. Сложность заключается в том, что ценности не могут просто транслироваться от одного человека к другому, от старшего поколения к младшему. Ценности культуры накладываются на внутренний субъективный мир человека и в результате этого взаимодействия образуются сложные сочетания смыслов и отношений. Культура динамична, и с усложнением мира человек становится все более противоречив в своих поступках. Кроме того, ценности невозможно просто передать: они формируются только при активном участии двух сторон образования.

Можно сделать вывод: чем сложнее и неопределеннее (необъятнее) ценность, тем существеннее должно быть образование как процесс формирования этой ценности.

Культурные ценности и образование

Очевидно, что образование является частью воспитания и представляет собой процесс окультуривания человека. Это своего рода ценностная надстройка природной основы. Образованного человека отличает, в первую очередь, уровень его культуры: хозяйственной, правовой, художественной, научной, нравственной, религиозной. Эта проблема блестяще раскрыта русским педагогом-эмигрантом С. И. Гессеном. В «Основах педагогики» он почеркивал: «Всесторонне развитый человек — это не тот, у которого развиты зрение, слух, осязание, обоняние, но, прежде всего, тот, кто приобщился ко всем ценностям культуры, т. е. владеет методом научного мышления, понимает искусство, чувствует право, обладает хозяйственным складом деятельности» .

Перечисленные направления образования имеют свои «маяки» (цели), определяющие направления «культурного плавания».

Представим цели образования с помощью схемы на стр. 34 (читайте снизу вверх).

Таким образом, образование и культура неразрывно связаны друг с другом. Разностороннее и целостное образование означает приобщение ко всем направлениям культуры, ее интериоризацию (перевод из внешнего во внутренний духовный мир) и последующее развитие, что выражается в творческой деятельности в широком смысле этого слова. По выражению С. И. Гессена, «приобщить к творческому потоку — не больше — и составляет задачу подлинного образования. <…> Поэтому наше нравственное и правовое образование имело целью не навязать определенные нравственные и правовые убеждения, но наставить на путь, которым таковые только и могут быть выработаны. Поэтому наше научное образование имело своей целью не передать учащимся определенную систему знания, но приобщить их к методу научного мышления, порождающего и низвергающего научные системы. И точно так же художественное образование должно не прививать

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Схема

Направления (виды) образования в соответствии с уровнями культурыЦели и задачи

РелигиозноеРазвитие внутреннего религиозного чувства, отношения к смерти и жизни

НравственноеУкрепление Свободы, Творчества, Любви как основных ценностей, способствующих сохранению и развитию внутреннего культурного мира Человека

ХудожественноеФормирование вкуса к искусству в широком смысле этого слова (искусству жить, отдыхать, работать, творить, учиться, слушать и т. д.)

НаучноеФормирование научной картины мира и места человека в нем

ПравовоеРазвитие правового сознания, понимание общественных отношений и государственного мировоззрения

ХозяйственноеОвладение хозяйственно-технической деятельностью, умение управлять материальным миром природы и культуры

образовываемым нашего художественного вкуса и определенного художественного стиля, но вовлечь их в поток художественного творчества, причастность к которому только и может повести к созданию нового искусства, подлинного искусства будущего. Поэтому наше образование и не имеет своей задачей воспроизведения в новом поколении предыдущего во всей ограниченности уготованной ему судьбы. Если у нас нет права создавать других людей по нашему образу и подобию, то у нас есть право уничтожить себя в идущем нам на смену поколении» .

Почему же среди всех ценностей культуры ведущая роль отводится или должна отводиться ценностям нематериального порядка? Чем опасно замедление духовного роста Человека, утрата им высших смыслов («культурных маяков») собственной жизни? Почему гуманистические ценности так необходимы человеку, и какую роль они играют?

Гуманистические ценности

Казалось бы, мы все прекрасно понимаем, что гуманизм есть человеколюбие, постановка человека и его жизни главной целью, значением, смыслом сущего. Если все так просто, то почему воплощение идеи Человека как меры всех вещей называют романтизмом, игрой воображения, фантазией, которую нельзя воплотить в окружающем нас мире? Почему, несмотря на бурное цивилизационное развитие, наш XXI в. нельзя назвать гу-

манным? В чем проявляется гуманность воспитания и образования? И почему, несмотря на кажущуюся слабость высших гуманистических ценностей, человек глубоко в себе чувствует и верит в их необходимость?

▲Ценности личностные: научные, художественные, нравственные, религиозные

1Ценности социальные: правовые, государственные

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ценности материальные: хозяйственные, технические

Иерархия ценностей, или почему во главе всего — духовные ценности

Система ценностей культуры иерархична по своему устройству. Материальные ценности (хозяйственные, технические), а также ценности социальные (правовые и государственные) лежат в основе (являются фундаментом) всего «здания» Культуры. Однако было бы ошибкой считать, что фундаментальность определяет высшее назначение и является целью. Это не так. На основе внешних материальных и социальных ценностей формируются и получают развитие ценности внутреннего культурного мира Человека, которые оформляются в его отношение к миру внешнему. Это означает, что низший уровень ценностей является основой для высшего, а высший должен определять направление развития низшего.

Почему же высшие (духовные) ценности значимее, чем материальные и социальные?

Во-первых, высшие ценности сложны и противоречивы в своем восприятии, а это значит, что для их формирования требуется более интенсивная работа.

Во-вторых, ценности нематериального плана легко утрачиваются человеком. Подвергается коррозии отношение к этим ценностям. Например, как использовать вилку по назначению, ясно будет и без особого духовного образования. А вот сохранить на протяжении жизни представление о чести и совести, понять смысл любви, доброты, справедливости — все это требует интенсивной духовной работы над собой.

В-третьих, высшие, непреходящие ценности пронзают «светом правды» внутренний мир Человека, делая его стойким к внешним вызовам культуры. Такой внутренний мир получает своего рода иммунитет от культурной коррозии личности.

Поэтому (в-четвертых) при утрате высших ценностей внутренний культурный мир становится слабым, не способным на защиту звания «Человек». Это в конечном счете всегда приводит к нигилистическому отношению и к предательству идеи Человека и всего живого, а значит, ведет к гибели всего мира.

Вот почему на высшей ступени иерархии всегда должны стоять высшие гуманистические ценности.

Что представляют собой гуманистические ценности?

Понятие и критерии (принципы) гуманизма

Итак, гуманистические ценности относятся к ценностям нематериального порядка и находятся в высших пластах человеческой культуры. Выло бы слишком неоправданным

пытаться формулировать определение гуманизма или гуманистических ценностей, поскольку таким широким и абстрактным понятиям трудно дать целостное и многогранное толкование.

Даже перечисление гуманистических ценностей на самом деле мало что дает. Представьте, к ним относятся: любовь, доброта, забота, сочувствие, альтруизм, совесть, честность, справедливость и др. Однако дело не в том, что они представляют собой «оплот» гуманности, а в том, что трудно понять, где заканчивается любовь и начинается разврат, когда забота переходит в навязчивое разрушение, а доброта — в требование следовать ее путем, когда сочувствие и альтруизм приводят к потере своего «Я», а требование справедливости — к уравнительной одинаковости и т. д.

Кроме того, как подчеркивал известный мыслитель XX в. Э. Фромм, человек может рационализировать свои действия гуманистическими установками, а объективной причиной (внутренним мотивом) может быть как раз направленность личности на разрушение другого (садизм) или самого себя (мазохизм).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Нет, не перечисление гуманистических ценностей необходимо нам. У нас другая задача: понять, что именно в ценностях гуманно, а что антигуманно. Для этого выделим основные принципы (критерии) гуманизма.

Гуманизм всегда персоналистичен, то есть направлен на отдельно взятого человека. Другими словами, поступать гуманно (в данном случае — справедливо) -значит вслушиваться во внутренний культурный мир (душу), принимать участие в его (духовном) развитии.

Развитие личности невозможно в отрыве от общества. Человек является социальным существом, и только через познание других и взаимодействие с внешним миром он может понять и развить себя. «Только не думая о своей индивидуальности, а работая над сверхиндивидуальными заданиями, становимся мы индивидуальностями», — отмечал С.И. Гессен . Далее он добавлял, что «индивидуальное отличается от экземплярного не своей единичностью и неповторимостью (экземплярное тоже неповторимо и единично), но своей незаменимостью, тем, что оно обладает не меновой, а безусловной ценностью, сообщающей ему печать единственности в своем роде. <.. .> Индивидуальным может быть не только человек (Микель-Анджело, Петр Великий), но и событие (открытие Ньютоном и Лейбницем дифференциального исчисления, основание III Интернационала), и географическое положение (соседство Киевской Руси со степью), средний тип человека (средний религиозный человек Запада XIII века), класс (рабочие эпохи Французской революции) и партия (коммунистическая партия). С другой стороны, не всякий человек непременно индивидуальность, но только ставший незаменимым на своем месте человек» . Как видим, понятие индивидуальности здесь неразрывно связано с творчеством, с незаменимым результатом продуктивной деятельности.

Таким образом, принцип персонализма не означает отрыва от социального, но и не означает растворения индивидуального в общем (объективном, материальном, социальном). Любые состояния общества (социократия, демократия, автократия, технократия)

1. Направленность на конкретного человека, или принцип персонализма.

убийственны потому и тогда, когда отвергают идею Личности. Персонализм означает преодоление природной и социальной необходимости Личности перед природой и обществом и выход на уровень свободных и созидательных культурных отношений с окружающим материальным и социальным миром.

Возможно ли такое общественное устройство? Вопрос риторический. Даже если оно идеально и невоплотимо, это не означает, что к нему не нужно стремиться. Это лишний раз ставит перед системой образования сложную и важнейшую задачу — развитие Личности как неповторимой и незаменимой части материального, социального и духовного мира.

В наш стремительно век идея оптимального функционирования уступила место идее максимального развития. Конечно, в мире существует конкуренция между людьми, организациями и государствами, но ориентация на максимум (прибыли, развития, потребления, образования и т. п.) приводит к утрате Человека, к потере смысла собственного развития и смысла жизни. Как не вспомнить «Великую дидактику» Я. А. Коменского, в которой речь идет о том, что в природе все происходит постепенно, неторопливо, и обучение нужно организовать таким же образом. Если мы взглянем на современную школу, то увидим, что принцип оптимальности давно уступил свое место принципу максимальности.

Почему же принцип оптимальности является критерием гуманизма? Ответ на этот вопрос прост. Каждый человек, как и любая система, будет функционировать наилучшим образом, если будут подобраны оптимальные условия для постепенного развития. Согласно этому критерию одной из значимых целей системы образования является раскрытие потенциала личности при сохранении ее целостности.

Настоящее образование — это не гонка и не конкуренция. Это процесс культурного становления и самореализации. Соответственно, оно должно быть не максимально требующим или дающим, а оптимально организованным и варьироваться в зависимости от возможностей личности. Задача оптимального образования — помочь человеку полноценно (а не на износ) функционировать как целостной и иерархичной системе. Если же учеба и работа становятся гонкой, а отдых — перерывом в ней, то сама жизнь перестает быть целостным процессом восхождения к себе.

Одним из критериев оптимального движения является рефлексия как способность человека впитывать и отражать происходящее вокруг и внутри себя. При максимальной загрузке у людей не остается времени и сил осознавать, что происходит с ними, с близкими, с людьми, с обществом и страной, они просто функционируют как часть целого механизма, забывая свое «Я». Образование как раз призвано помочь человеку найти свое место в культурной жизни сообразно возможностям и потенциальным способностям, развить их, сосредоточив на главной цели жизни — созидательной и творческой реализации Личности. Выполняет ли образование поставленную задачу? Каждый может самостоятельно ответить на данный вопрос.

2. Направленность на поступательное развитие, или принцип оптимальности

Образование будет положительным для развития только при условии активности самого субъекта и результативности процесса. Активность означает включенность человека в процесс собственного развития и использование культурных средств для оптимальной реализации. Результат культурной жизни выражается в создании продуктов деятельности. По словам Э. Фромма, «слово «продуктивная» в том смысле, в котором оно здесь употребляется, относится не к способности создавать что-то новое или оригинальное, то есть не к творческой способности, какой может обладать, например, художник или ученый. Оно относится также и не к результату моей активности, а к ее качеству. Картина или научный трактат могут быть совершенно непродуктивными, бесплодными; напротив, тот процесс, который происходит в людях с глубоким самосознанием, или в людях, которые действительно «видят» дерево, а не просто смотрят на него, или в тех, кто, читая стихи, испытывает те же движения души, что и поэт, выразивший их словами, — этот процесс может быть очень продуктивным, несмотря на то, что в результате его ничего не «производится»» .

Продуктивная активность не начинается извне, она представляет собой глубинный творческий акт, который «по существу своему есть творчество из ничего, то есть создание новой силы, а не изменение и перераспределение старой» . Это Жизнетворчество, духовный процесс расширения внутренней Вселенной, направленный на созидание и обновление Жизни.

Продуктивная активность предполагает отношение к своей жизни как к проекту культурной реализации, к проекту, который наполнит человека планами, интересной и значимой для него деятельностью, развивающей и укрепляющей внутренний мир. В противном случае он столкнется с известным феноменом ослабления личности, описанным К. Г. Юнгом .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Творческая самореализация — это лучшая «прививка» от ослабления и распада личности. Такую «прививку» нужно делать еще в детстве посредством правильно организованного воспитания и образования.

Целью образования всегда должна быть свобода, которая выражается в устойчивом, самобытном, творческом движении человека к поставленным задачам, в их достижении, ответственности за действия и результаты деятельности. Пути развития свободы, которая является целью нравственного образования, проанализированы С. И. Гессеном .

Свобода выступает не только как средство, но и как цель образования. Противоречие между свободой и принуждением наиболее ярко проявляется в образовании. Оно заключается в том, что человек может стать свободным только тогда, когда научится преодолевать принуждение. Правильно разрешить данную антиномию, использовать принуждение для развития свободы — сложная и необходимая задача, которая стоит перед каждым педагогом.

4. Направленность на самостоятельное «культурное плавание», или принцип духовной свободы

3. Направленность на творческую реализацию, или принцип продуктивной активности

Гуманизм ориентирован на Жизнь и «воспевает оду» Жизни. По-настоящему гуманный человек всегда наполнен жизненной энергией и готов ей делиться. Такая открытость не просто свойство личности — она есть результат стремления к обмену (жизнью, знаниями, информацией, чувствами и мыслями, состояниями души). Гуманного человека всегда легко заметить, потому что он полон жизненной энергией и делится ею с вами. И если вы поступаете гуманно, то результат не заставит себя долго ждать — вы будете чувствовать прилив сил, то есть Жизни.

Быть гуманным означает развивать жизнь, то есть поступать в соответствии с благом для себя и окружающих, преодолевая разрушительные силы и укрепляя созидательные связи. Благо как центральный критерий гуманности объединяет все перечисленные выше принципы. Благо направлено на оптимальное и созидательное развитие Личности, ее свободы и творческой активности, что в конечном счете оправдывает само существование человека.

Гуманистические ценности на примерах

На основе вышеизложенных критериев рассмотрим некоторые гуманистические ценности.

Свобода является одной из самых важных ценностей для человека. Внутренний культурный мир Личности не может развиваться, изменяться по принуждению — только свободно. Любить, быть добрым, честным, поступать согласно голосу совести, стремиться к красоте можно по свободной воле. И хотя развитие свободы представляет собой сложный и противоречивый процесс нравственного образования, его результатом будет самостоятельная, активная и творческая Личность, укрепляющая в себе высшие духовные ценности и спасающая тем самым собственное «Я».

Любовь всегда персоналистична, то есть направлена на конкретный образ, в противном случае она, как подчеркивал H.A. Бердяев, превращается в разврат. Ведь в разврате не существует индивидуального образа человека. Любовь всегда направлена на конструктивное и поступательное развитие себя и другого, иначе она погибает. Любовь всегда свободна и творчески наполнена, у нее есть результат, например любимые дети, или состояния души, или новые открытия другого человека. В конечном счете, настоящая любовь продолжает жизнь, преодолевая смерть.

Добро. Легко быть добрым вообще и очень трудно по отношению к конкретному человеку в конкретной ситуации. Добро не разрушает, а создает связи. Добрым можно быть только по свободной воле, а не по приказу. Результатом добра всегда становится укрепление творчества и силы жизни в человеке и окружающих его людях.

Красота не только привлекает и манит своей необычностью в обыденном мире, но и возвышает образ человека. Стремление к красоте всегда исходит из свободного желания, поневоле невозможно приобщиться к ней. Красивое наполняет энергией жизни и позволяет делиться ею с другими. Красота формирует индивидуальный вкус, а через него — индивидуальность, она является «прививкой» от безвкусия.

Совесть представляет собой внутренний голос нашего «Я». Пока совесть говорит в человеке и с человеком, он таковым является. Совесть призывает к творческому росту

5. Направленность на развитие Жизни в человеке, или принцип блага

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

и созидательному укреплению личности, к следованию высоким духовным ценностям. Совесть не готова размениваться ценностями и требует прислушиваться к ее голосу. Умение следовать голосу совести называется честностью.

Таким образом, очевидным является факт, что высшие гуманистические ценности как никогда нуждаются в защите и укреплении в условиях современного технократического мира. Их сохранение возможно только в обращенности к Личности, к оптимальному поступательному и созидательному росту Человека, направленному к свету творчества и свободы.

Список литературы:

1.Гессен, С. И. Основы педагогики / С. И. Гессен // Николай Иванович Козлов: персональный сайт . — Режим доступа: http://nkozlov.ru/ library/ pd/d4447/?full=l.

2.Фромм, Э. Иметь или быть? / Э. Фромм // Lib.ru: Библиотека Максима Мошкова . — Режим доступа: http://lib.ru/PSIHO/FROMM/haveorbe. txt_with-big-pictures.html.

3.Бердяев, Н. А. Смысл творчества / Н. А. Бердяев // philosophy.ru : философский портал . — Режим доступа: http://www.philosophy.ru/ library/ berd /creation, html.

4.Юнг, К. Г. О перерождении / К. Г. Юнг // Юнгланд . — Режим доступа: http://www.jungland.ru/node/1591.

Spisok literatury:

Что такое ценности

Ценности — это идеи, которые помогают нам действовать. В этом они похожи на планы, цели, страхи, намерения, политики и т. д. Все это идеи, которые ведут нас к действию.

Среди этих идей одни ценности относятся только к способам наших действий, а не к последствиям (как к планам, целям и страхам) или простому факту их работы (как с намерениями, так и политикой).

Нет какого-то определенного способа разделить ценности, но здесь есть частичная таксономия. Например, есть ценности, связанные с отношением к другим людям, с действиями, с отношением к вещам.

религия и нравственность

гуманизм (главный ключ) Марк Туллий Цицерон Фонд Явление Христа народу. О картине - Могилевская областная библиотека ...

Практическое применение гуманистической психологии

Основной областью практического приложения Гуманистической психологии выступает психотерапевтическая практика, в которой зародились и были развиты многие из идей, образующих сегодня теоретический фундамент Гуманистической психологии. В трудах А. Маслоу, С. Джурарда, Ф. Бэррона, К. Роджерса разработаны представления о психологически здоровой, полноценно функционирующей личности. Не директивная психотерапия К. Роджерса и логотерапия В. Франкла относятся к числу наиболее популярных и распространенных психотерапевтических систем.

Другой важной областью практического приложения Гуманистической психологии является гуманистическая педагогика, которая основана на принципах не директивного взаимодействия учителя с учеником и направлена на формирование творческих способностей личности. Третьей областью практического приложения Гуманистическая психология является социально-психологический тренинг, одним из зачинателей которого стал К. Роджерс. Успехи Гуманистической психологии в этих прикладных областях во многом определили социальную платформу Гуманистической психологии, которая основана на идее улучшения общества путем усовершенствования индивидов и межличностных отношений (А. Маслоу).

Понятие гуманизма

Его можно рассматривать как мировоззрение или образ жизни, как более или менее неоспоримую доктрину. В совокупности он представляет собой набор убеждений и ценностей, которые являются взглядом на мир – философией, благодаря которой многие люди живут своей жизнью.

Слово «гуманизм» используется в разных смыслах — оно было придумано в восемнадцатом веке для описания возрождения классического обучения в эпоху Возрождения, связано с идеей гуманитарных наук и стало применяться к нынешнему виду нерелигиозного образа жизни только в начале двадцатого века. Значение слов определяется их использованием, а организованное гуманистическое движение не имеет монополии на использование слова «гуманизм».

Методологическая платформа гуманистического направления в психологии

Общая методологическая платформа Гуманистической психологии реализуется в широком спектре различных подходов. Проблема движущих сил становления и развития личности, потребностей и ценностей человека получила раскрытие в работах А. Маслоу, В. Франкла, Ш. Бюлер. Ф. Бэррон, Р. Мэй и В. Франкл подвергли анализу проблему свободы и ответственности. Трансценденция человеком своего бытия рассматривается при этом как специфически человеческая сущностная особенность (С. Джурард, В. Франкл, А. Маслоу).

Проблематика межличностных отношений, любви, брака, сексуальных отношений, самораскрытия в общении рассматривается в работах К. Роджерса, С. Джурарда, Р. Мэя и др.

Основные методологические принципы и положения Гуманистической психологии сводятся к следующему: человек целостен и должен изучаться в его целостности; каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев не менее оправдан, чем статистические обобщения; человек открыт миру, переживание человеком мира и себя в мире является главной психологической реальностью; человеческая жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека; человек обладает потенциями к непрерывному развитию и самореализации, которые являются частью его природы; человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в своем выборе; человек есть активное, интенциональное, творческое существо. Истоки этих идей в философских традициях гуманистов Возрождения, французского Просвещения, немецкого романтизма, философии Фейербаха, Ницше, Гуссерля, Толстого и Достоевского, а также в современном экзистенциализме и восточных философско-религиозных системах.

8 стр., 3674 слов

Роль психологии в жизни человека

… всего, психолог – это представитель науки, профессиональный исследователь закономерностей психики и сознания, особенностей психологии и поведения людей. Но … / – сайт об экзистенциальной и гуманистической психологии) 1Петухов В. В., Столин В. В. Психология, М.: МГУ, 1989 2Петухов … в связи со структурой организации взаимодействия между клиентом и психотерапевтом. Высказывают и парадоксальный взгляд на …

Гуманизм и мораль

Одна из ключевых идей, которой придерживаются представители гуманистического направления, заключается в том, что люди являются частью человеческой природы, моральными существами. С другой стороны, люди не являются моральными в смысле добра, но все они, за исключением психопатов и крайне аутичных людей, обладают способностью мыслить морально и не могут избежать этого. То, что называется моралью (это идеи о правильном или неправильном), возникает просто из человеческой природы.

Фактически гуманизм – это альтернатива религии, которая выполняет ту же функцию, что и последняя. Он позволяет человеку формировать его отношение к миру.

моральный выбор

Плюсы и минусы

Идеи гуманизма, как уже было упомянуто, трактуются каждой идеологией и философией по-своему, и в рамках каждой из них он может получить свой набор плюсов и минусов. Дадим их характеристику.

Основные плюсы гуманистического мировоззрения:

  • осознанный отказ от насилия имеет массу положительных сторон;
    Люди, выбравшие путь ненасилия, не смогут нанести серьезный физический и психический вред своим детям, друзьям, возлюбленным, родителям, а жизнь и взаимодействие с такими людьми будут приятными и мирными.
  • люди учатся лучше понимать окружающих, их эмпатические способности растут, что облегчает социальное взаимодействие, уменьшает количество конфликтов и упрощает восстановление отношений в случае ссор;
  • люди лучше понимают важность взаимопомощи и готовы протянуть руку ближним;
  • также они с большим пониманием относятся к собственным потребностям и желаниям, осознавая, что их счастье и благополучие имеют значение, в итоге у них снижается риск развития психических заболеваний, в особенности неврозов, депрессий;
  • подрастающее поколение воспитывается в рамках гуманистического подхода, при котором исключается насилие и жестокость и приветствуется конструктивный подход;
  • детей обучают и воспитывают так, чтобы и обучение, и воспитание приносило им радость, удовольствие, что усиливает их мотивацию и интерес к обучению;
  • потребности и желания детей уважаются, от них не требуют эмоционального и какого-либо другого обслуживания.

Минусы гуманистического мировоззрения:

  1. Как и любая идея, гуманность изменяется в восприятии разных людей. Каждую идею при желании можно извратить, довести до абсурда, подстроить под собственные желания или просто неправильно понять.
    К примеру, ребенок, которого учили ценить окружающих, посильно помогать им, но не объяснили, как защищать собственные границы и как действовать в потенциально опасных ситуациях, может попасть в беду, если захочет кому-то помочь.

    Поэтому родителям и воспитателям важно всесторонне рассматривать с детьми подобные вопросы.

  2. Так как трактовка гуманизма и гуманности неоднозначна, даже внутри сообщества людей, которые считают, что их мировоззрение относится к гуманистическому, могут возникать конфликты, особенно связанные с острыми социальными вопросами, посвященными абортам, эвтаназии, пренатальной диагностике. То, что для одного человека гуманно, для другого — антигуманно.

Разум

Одна из основных гуманистических ценностей — это то значение, которое придается истине и рациональному мышлению как единственному доказанному пути обеспечения знания о фактах Вселенной.

По теме: Мазок на ПЦР: описание процедуры, подготовка к сдаче, расшифровка результатов

Религиозные люди часто дают прекрасные или утешительные ответы, даже если они сомневаются, насколько они верны, или будут полагаться на неоспоримую догму перед лицом доказательств того, что это явно ложно. Часто критики так называемого нового атеизма отвергают критику религии, говоря, что она опирается на религию как совокупность предположений, гипотез, которые кажутся бессмысленными. Вместо этого, говорят эти критики, религия — это ощущаемый опыт, отношения или что-то еще.

Гуманистам трудно увидеть различие, за исключением сравнительной древности, между господствующей религией и людьми «новой эры», которые принимают бездумную бессмыслицу об исцеляющих способностях кристаллов, о фэн-шуй, астрологии или альтернативной медицине и которые отказываются тестировать ее в контролируемых испытаниях. Для гуманистов вера должна быть пропорциональна доказательствам. Гуманисты видят ценность скептицизма, когда доказательства неадекватны, и отвергают догму, религиозную, политическую или любого другого рода.

Таким образом, гуманисты отвергают идеи и теории, которые не являются разумными, и не принимают понятия, которые не подкреплены адекватными доказательствами. Цель гуманистов заключается в том, чтобы приблизиться к истине как можно ближе. Они считают безумным верить в вещи без достаточного количества доказательств.

наука и разум

Роль науки

Наука — это просто лучший, почти единственный способ достоверно узнать о мире, но его ответы всегда временны, всегда открыты для повторного изучения в свете новых доказательств. Они не являются вечными истинами, никогда не неопровержимыми. Законы Ньютона были свергнуты Эйнштейном; теории Эйнштейна не могут учитывать квантовую физику; теория струн может отменить нынешние идеи.

То, что дает наука, — это не правда, а постепенное приближение к истине. Наука отказывается принимать догму, отказывается, позволять чему-либо быть бесспорным, допускает, что она может совершать ошибки, но содержит свои собственные средства для их исправления. Конечно, ученые могут ошибаться, но это человеческая ошибка, а не ошибка в методе. И этот дух непредвзятого, разумного исследования является важной частью гуманистических идей.

«Третья сила»

На Западе (и прежде всего в США, которые были основным центром влияния в мире психологии в то время) после Второй мировой войны господствовали две психологические школы: бихевиоризм и фрейдизм (а точнее говоря, уже более поздние версии этих направлений — необихевиоризм и неофрейдизм). Гуманистическая психология развивалась как ответ этим направлениям, подход которых к человеку она считала слишком упрощенным. Что же это был за подход?

Первая концепция утверждала, что предмет исследования психологии — поведение человека, а не его сознание, и поведение это строится по формуле «стимул — реакция». «Стимул», «реакция» и «подкрепление» — основные понятия бихевиоризма. Задавая определенный стимул (то есть воздействие со стороны среды), можно добиться нужной реакции (поступков человека), а значит, возможно предсказывать поведение и даже им управлять. Связь между этими двумя компонентами становится особенно прочной, если есть третий элемент цепочки — подкрепление.

Психосоматические заболевания — это

В большинстве случаев поведение определяется ожиданием положительного подкрепления (благодарность, материальное поощрение, позитивная реакция окружающих), но может быть продиктовано и стремлением избежать отрицательного. Необихевиористы усложнили эту трехкомпонентную структуру и ввели в нее промежуточные факторы, которые замедляют, усиливают или блокируют подкрепление. Таким образом стали анализироваться не только наблюдаемые проявления поведения, но и механизмы, его регулирующие.

Неофрейдизмом называется комплекс течений, которые развились на основе идей Фрейда и его психоаналитической теории. Как известно, в классическом психоанализе движущей силой человеческих поступков считались бессознательные влечения, при этом главная роль отводилась сексуальной энергии. Неофрейдисты не отрицали влияния бессознательного, однако главным источником конфликтов личности считали не его противоборство с сознанием, а воздействие общества.

И вот в 50–60-е годы двадцатого столетия как противовес этим двум течениям возникает гуманистическая школа психологии, которая хотела (и смогла) стать третьей силой американского психологического сообщества. Этот научный подход оформился благодаря известному американскому психологу, создателю иерархической модели потребностей Абрахаму Маслоу; он стал основателем направления, ему же принадлежит выражение «третья сила».

Особенности сказкотерапии

Основные принципы гуманистической психологии в 1963 году сформулировал первый президент Ассоциации гуманистической психологии Джеймс Бьюдженталь:

  • Человек не пассивный наблюдатель, а активный преобразователь своей жизни, обладающий свободой выбора. В личности изначально заложен потенциал развития.
  • Опыт личности уникален и ценен, его нельзя анализировать путем простого описания поведения и обобщений.
  • Изучение отдельных психических процессов не дает целостной картины. Человек должен изучаться как целое, которое больше суммы его частей.
  • Человек от природы наделен положительными качествами, а отрицательные проявляет потому, что не раскрыл свою истинную сущность.

Мораль и нравственность

Человеческие моральные инстинкты необязательно являются руководством к тому, как вести себя, но они являются хорошей отправной точкой, поскольку вытекают из моделей поведения, способствовавших выживанию группы, которые были сформированы, проработаны и адаптированы в течение тысяч лет моральной философией и практическими рассуждениями.

Но обстоятельства меняют ситуации, и конкретные формулировки морали и этики могут устареть. Люди несут ответственность за сохранение морали. Цель морали, как видят ее гуманисты, состоит не в том, чтобы соответствовать некоторой модели. Она существует, чтобы служить человеку.

По теме: Почему многие не могут набрать мышечную массу

Моральный смысл наряду с убеждениями обеспечивает основу для этики, в рамках которой гуманисты могут применять утилитарную этику или этику добродетели или могут занимать любое количество позиций. При этом гуманистическая мораль не заходит так далеко, чтобы устанавливать фиксированные правила. Это требует от людей суждения в рамках обстоятельств каждой ситуации. Эта гибкость, эта приверженность диалогу и этической беседе имеет основополагающее значение для гуманистических нравственных ценностей. Именно они играют большую роль в формировании личности.

Таким образом, гуманистическая мораль придает ценность и значение индивидууму. Взаимозависимость личности и общества подразумевает обязанность человека по отношению к обществу – индивидуальную ответственность за свое поведение, поскольку оно влияет на общество.

Тинторетто. Аллегория

Клиент-центрированная терапия

Карл Роджерс ввёл понятие клиент-центрированной терапии. В основе её лежит убеждение, что клиент сам способен найти способ решения своих проблем. Причём тот, который подходит именно ему. Но, потенциал любой человек может открыть лишь в атмосфере безоценочного принятия. Как будто мы имеем дело с материнским (всеобъемлющим) принятием человека, не раздавая при этом оценки действиям.

Эмпатия – это способность воспринимать и понимать чувства других, даже если бы сам поступил совсем иначе. И это лежит в основе самой терапии. Так же для клиента создают все условия, для проявления конгруэнтности – то есть открытого и честного выражения своих ощущений, чувств и эмоций по поводу чего-либо.

Духовность

Это понятие довольно спорно для гуманистов, так как они отвергают существование трансцендентного царства, душ и духов. Однако этот опыт все же очень реальный, даже если он имеет естественное происхождение. Дело в том, что мистическое чувство расширения, союза не имеет конкретного интеллектуального содержания. Кроме того, следует принять во внимание широту гуманистической традиции, представленной некоторыми мыслителями, которые признаются как представители гуманизма, хотя этого понятия не было ранее. Эта традиция включает Конфуция, Эпикура, стоика Маркуса Аврелия, Дэвида Хьюма, Джона Локка, французских философов, Тома Пейне, Мэри Уолстонкрафт, Джорджа Элиота. Соответственно, духовность следует рассматривать как важную часть системы гуманистических ценностей.

духовность человека

Права и достоинство

Существует и ряд других ценностей. Гуманистическая позиция состоит в том, что все люди имеют право на достоинство. Это утверждение вводит ключевую идею о том, что люди имеют право на жизнь, повышая тем самым ценность и проблемы универсальности прав, разнообразие прав (индивидуальные и коллективные, т.е. группы), их дифференциации (гражданские, религиозные, близкие). Достоинство как гуманистическая ценность открывает двери для множества прав человека. Они должны стать частью мировой культуры, способствуя формированию действительно человеческого общества с правами и достоинством, одинаковыми для всех людей.

Внутренний мир человека

Это понятие рассматривается как философами, так и психологами, педагогами. Его рассматривают как субъективную реальность, то есть все, что является внутренним содержанием психологической деятельности, свойственно только одному конкретному человеку. Это обусловливает индивидуальность и уникальность каждого человека. С другой стороны, данное понятие имеет большое значение при рассмотрении гуманистических ценностей человека.

Формирование внутреннего мира является опосредованным. Этот процесс связан с определенными внешними условиями. Данное положение объясняется тем, что внутренний мир человека – это специфическая форма отражения внешнего мира, которой свойственна собственная пространственно-временная характеристика и содержание.

По теме: «Беродуал» при ларингите у детей: инструкция по применению, дозировка и отзывы

Некоторые религиозные и философские концепции полагают, что человек изначально обладает определенным внутренним миром, а в течение жизни происходит его открытие и познание. Другие представления об этой категории базируются на более материалистической основе. Согласно этой точке зрения возникновение и развитие внутреннего мира происходят в процессе формирования человека как личности, которому свойственна активность, связанная с отражением и освоением окружающей действительности.

внутренний мир человека

Принципы гуманистического мировоззрения

Гуманизм превратился в основание мировоззрения эпохи Возрождения.

Основные характеристики гуманистического мировоззрения:

Интерес к человеческим нуждам

Философы-гуманисты постигали учения античных классиков, увлекаясь изучением внешнего образа и духовной сущности гомо сапиенса.

Развитие культа индивидуальности

Значимым орудием образования человека становится литература, в частности поэзия (поэзия воплощалась в единении всего лучшего, что есть в человеке, считалась блестящей формой проявления мыслей и чувств одновременно).

Философская система

Философы-гуманисты стали отрицать философско-теологическую основу средневековых мудрецов, они исследуют человека, принимая во внимание его речь и поведение, которые выражают его темперамент и последствия его действий.

Интеллектуал-гуманист находится в центре гуманизма как системы, он выражает и оберегает свою неординарность, отделяя свои убеждения от иных философов, и пытается преподнести свою идеологию.

Универсальность гуманистических ценностей

Философы-гуманисты переступили сословные и классовые границы и объявили о всеохватности представленных ими людских ценностей, которые, по их мнению, имели важное значение для всего образованного общества.

Гуманистические ценности в сфере образования

Одна из целей современного образования – воспитание личности. Духовность и нравственность, относящиеся к гуманистическим ценностям, выступают как важнейшие, базисные характеристики личности. Ребенок при этом выступает как центр духовной жизни. Духовно-нравственное воспитание – это организованный, целенаправленный процесс, представляющий собой как внешнее, так и внутреннее (эмоционально-сердечное) воздействие педагога на духовно-нравственную сферу развивающейся личности. Эта сфера является системообразующей по отношению к внутреннему миру ребенка. Такое воздействие определяется комплексным, интегрированным характером по отношению к чувствам, желаниям, мнениям личности. В его основе лежит определенная система гуманистических ценностей, заложенная в содержании образования. Актуализацию этой системы обусловливает определенная позиция педагога.

образование и воспитание личности

Эразм Роттердамский. Desiderius Erasmus Roterodamus - биография ... Франческо Петрарка - итальянский поэт - АЗЕРТАДЖ - Азербайджанское ... Новый фонд доктора Лизы откроется в день ее рождения - гуманный

Введение

Психологическое консультирование
– прикладная отрасль современной психологии. В системе психологической науки ее задачей является разработка теоретических основ и прикладных программ оказания психологической помощи психически и соматически здоровым людям в ситуациях, когда они сталкиваются со своими проблемами. Разрабатываются эти теоретические основы и программы, с одной стороны, на основе анализа современного состояния психологического знания, достижений в областях эмпирических и теоретических исследований. Среди существующих в настоящее время психологических школ и направлений гуманистическая психология представляет особый интерес, во-первых, потому, что возникнув сравнительно недавно (в середине XX века), когда большинство психологических школ исчерпало свой исследовательский потенциал, она, вызревая в полемике с бихевиоризмом и психоанализом как «третья сила» в психологии, аккумулировала в себе опыт исследования личности в предшествующих и современных ей психологических направлениях и школах. В настоящее время она является влиятельным научным направлением, сформировавшим новую исследовательскую программу в общей, социальной, педагогической психологии, оказавшим влияние на теорию и практику воспитания, психологию производственных отношений и в последние годы — на проблемы разрешения групповых политических конфликтов.

Понимание личностных проблем клиента и его проблем во взаимоотношениях существенным образом зависит от того, каких теоретических позиций придерживается консультант. Особенно это сказывается на характере терапевтических отношений, применяемых методах и техниках. Мы подробно рассмотрим направление в теории личности (А.Маслоу)»>гуманистическое направление в психологическом консультировании.

20 стр., 9802 слов

Психология семьи и семейного консультирования

… социально-психологического тренинга, психологического консультирования и психотерапии, позволяющая точнее понимать психологические состояния, … Слабая разработанность целостного теоретического подхода к изучению … периоды отечественной истории и психологии. Генограмма Один из … стала возможной благодаря введению в процедуру тестирования … (направление в специальные школы, специальные детские сады, …

Гуманистическое воспитание

Несмотря на то что гуманистические ценности являются неотъемлемой частью содержания образования, их выявление не происходит само по себе. Этот процесс должен быть целенаправленным, а сами ценности необходимо структурировать, дидактически переработать, после чего педагог принимает их как личную систему ценностей. И только после этого их можно использовать как систему ценностных ориентаций учащихся, учитывая их возрастные особенности. Только в этом случае они могут выступить как основа духовно-нравственного воспитания школьников.

Как написать курсовую работу по логопедии

07.09.2010 167363

Данные методические рекомендации составлены с целью помочь студентам получить представления о содержании и структуре курсовых работ по логопедии.

Логопедия (от греч. lógos — слово, речь и paideía — воспитание, обучение) — это отрасль педагогической науки, которая изучает аномалии развития речи при нормальном слухе, исследует проявления, природу и механизмы нарушений речи, разрабатывает научные основы их преодоления и предупреждения средствами специального обучения и воспитания.

Предметом логопедии как науки являются нарушения речи и процесс обучения и воспитания лиц с расстройством речевой деятельности.

Объект изучения — человек, страдающий нарушением речи.

Основной задачей логопедии как науки является изучение, предупреждение и устранение различных видов нарушений речи.

Курсовая работа по логопедии представляет собой научно-экспериментальное исследование студента. Этот вид учебной деятельности, предусмотренный образовательно-профессиональной программой и учебным планом, способствуют приобретению навыков работы с литературой, анализа и обобщения литературных источников с целью определения круга недостаточно изученных проблем, определения содержания и методов экспериментального исследования, навыков обработки и качественного анализа полученных результатов. Необходимость выполнения курсовой работы по логопедии обусловлена актуализацией знаний, касающихся содержания, организации, принципов, методов и приемов логопедической работы.

Как правило, за время обучения студенты должны написать две курсовые работы — теоретическую и практическую.

Первая курсовая работа должна быть посвящена анализу и обобщению общей и специальной литературы по выбранной теме. На основании данного анализа следует обосновать и разработать методику констатирующего (диагностического) эксперимента.

Во второй курсовой работе необходимо привести анализ результатов, полученных в ходе констатирующего эксперимента, а также определить направления и содержание логопедической работы, подобрать адекватные методы и приемы коррекции.

Итак, представим общие требования к содержанию и оформлению курсовой работы по логопедии.

Начальным и самым важным этапом работы над курсовым проектом является выбор темы, которая либо предлагается научным руководителем, либо выбирается студентом самостоятельно из перечня тем, созвучных направлениям научных исследований кафедры.

Каждая тема может быть модифицирована, рассмотрена в разных аспектах, но с учетом теоретического и практического подхода. Выбрав тему, студенту необходимо детально продумать ее конкретное содержание, направления работы, практический материал и др., что должно найти свое отражение как в формулировке темы, так и в дальнейшем построении исследования. Следует напомнить, что выбранная тема может иметь не только сугубо теоретическую направленность, например: «Дизартрия. Характеристика дефекта», «Классификация дисграфий», но и учитывать практическое значение рассматриваемой проблемы, например: «Логопедическая работа по коррекции речи при дизартрии». Также следует учитывать, что при формулировании темы следует избегать чрезмерной детализации, например: «Формирование просодических компонентов речи у дошкольников шестого года жизни, посещающих дошкольное учреждение для детей с тяжелыми нарушениями речи».

Курсовая работа включает в себя такие обязательные части как: введение, три главы, заключение, список литературы и приложение.

Текст курсовой работы начинается с титульного листа. Пример его оформления можно посмотреть здесь.

Затем дается работы, в котором формулируются названия глав, параграфов, разделов в точном соответствии с содержанием дипломной работы. Пример его оформления можно посмотреть здесь.

В тексте каждая последующая глава и параграф начинаются с новой страницы. В конце каждой главы обобщаются материалы и формулируются выводы.

Во введении раскрывается актуальность рассматриваемой проблемы в целом и изучаемой темы в частности, определяются проблема, предмет, объект, цель исследования. В соответствии с целью и гипотезой должны быть определены задачи и комплекс методов исследования, направленных на реализацию поставленных задач.

Актуальность темы заключается в отражении современного уровня педагогической науки и практики, отвечать требованиям новизны и полезности.

Определяя проблему исследования, важно указать, реализацию каких практических задач обучения и воспитания лиц с речевой патологией она поможет осуществить.

Под объектом исследования понимаются те или иные аспекты педагогической действительности, воспринимаемые через систему теоретических и практических знаний. Конечная цель любого исследования — совершенствование этого объекта.

Предмет исследования — это какая-то часть, свойство, элемент объекта, т.е. предмет исследования всегда указывает на конкретную сторону объекта, которая подлежит изучению и о которой исследователь хочет получить новое знание. Предмет – это часть объекта.

Можно привести пример формулировки объекта, предмета и проблемы исследования:

– Объект исследования — речевая деятельность детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим нарушением речи.

– Предмет исследования — особенности интонационного оформления речи детей с фонетико-фонематическим нарушением речи.

– Проблема исследования — определение эффективных направлений логопедической работы по формированию интонационной выразительности речи в системе коррекционного воздействия.

Цель исследования способствует конкретизации изучаемого объекта. Цель любого исследования — решение определенной проблемы. Цель конкретизируется в задачах с учетом предмета исследования.

Задачи исследования формулируются в определенной последовательности, что определяет логику исследования. Задачи исследования ставятся на основе теоретического анализа проблемы и оценки состояния ее решения в практике.

Первая глава представляет собой анализ литературных источников, где рассматривается состояние данной проблемы в историческом и современном аспектах, представлены важнейшие теоретические положения, составившие основу исследования.

При написании первой главы следует обратить внимание на то, что текст курсовой работы должен быть выдержан в научном стиле. При изложении научного материала необходимо соблюдать такие требования, как:

– Конкретность – обзор только тех источников, которые необходимы для раскрытия только данной темы или решения только данной проблемы;

– Четкость – которая характеризуется смысловой связностью и цельностью отдельных частей текста;

– Логичность – которая предусматривает определенную структуру изложения материала;

– Аргументированность – доказательность мыслей (почему так, а не иначе);

– Точность формулировок, исключающая многозначное толкование высказываний авторов.

Литературный обзор состояния изучаемой проблемы не должен сводиться к последовательному изложению литературных источников. Он должен представлять обобщенную характеристику литературы: выделять основные направления (течение, концепции, точки зрения), подробно анализировать и оценивать наиболее фундаментальные работы представителей этих направлений.

При написании работы студент должен корректно использовать литературные материалы, делать ссылки на авторов и источники, откуда заимствуются результаты научных исследований. Отсутствие необходимых ссылок снижает оценку за курсовую работу.

Как правило, в курсовых работах по логопедии ссылки на литературные источники оформляются следующим образом: в квадратных скобках ставится номер цитируемого источника в общем списке литературы. Например: Общее недоразвитие речи – это речевая патология, при которой отмечается стойкое отставание в формировании всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики и грамматики .

При использовании цитат, в квадратных скобках, помимо указания номера источника, указывается номер страницы, с которой взята эта выдержка, например: Речевой ритм опирается на физиологическую и интеллектуальную основу, поскольку, во-первых, непосредственно связан с ритмом дыхания. Во-вторых, являясь элементом, выполняющим коммуникативную функцию, «соотносится со смыслом, т.е. управляется интеллектуально» .

Однако курсовая работа не должна носить сугубо реферативный характер, поэтому не следует злоупотреблять необоснованным обилием цитат. Цитирование должно быть логически оправданным, убедительным и применяться лишь тогда, когда это действительно необходимо.

Во второй главе, посвященной экспериментальному исследованию, следует описать организацию и представить программу констатирующего эксперимента. Методика обследования, как правило, состоит из описания нескольких серий заданий, с подробным указанием инструкций, наглядного и лексического материала, процедуры выполнения заданий участниками эксперимента, критериев балльной оценки. В данной главе также приводится качественный и количественный анализ полученных результатов.

При анализе результатов эксперимента необходимо использовать систему балльной оценки. Примеры разнообразных критериев количественно-качественной оценки представлены в следующих работах:

– Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. — М.: Аркти, 2002. — 144 с.

– Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. — М.: Аркти, 2000. — 56 с.

– Левченко И.Ю. Патопсихология: Теория и практика. — М.: Академия, 2000. — 232 с.

Для того чтобы наглядно представить результаты, полученные в ходе экспериментального исследования, рекомендуется использовать таблицы, графики, диаграммы и др. Гистограммы могут использоваться самые разные – столбчатые, цилиндрические, плоскостные, объемные и т.п. Пример оформления таблиц, рисунков, гистограмм можно посмотреть здесь.

В третьей главе дается обоснование предлагаемых методов и приемов, раскрывается содержание основных этапов коррекционной работы.

Заключение содержит обобщение изложенного материала и основные выводы, сформулированные автором.

В списке литературы должно быть обозначено не менее 25 источников. В список включаются библиографические сведения об использованных при подготовке работы источниках. Пример его оформления можно посмотреть здесь.

В приложении можно представить громоздкие таблицы или иллюстрации, протоколы обследования, записи наблюдений, продукты деятельности (рисунки, письменные работы детей), конспекты логопедических занятий и т.п.

Объем одной курсовой работы должен быть не меньше 30 страниц машинописного текста.

В целом, курсовые работы по логопедии являются основой будущей дипломной работы, в которой может быть продолжено изучение начатой проблемы, но с позиций другого подхода или сравнительного анализа изучаемых нарушений у разновозрастных категорий лиц с различными видами речевых расстройств.

О содержании и оформлении дипломных работ по логопедии можно ознакомиться здесь.

Литература:

1. Как написать курсовую работу по логопедии: Методические рекомендации. Учебно-методическое пособие / Сост. Артемова Е.Э., Тишина Л.А. / Под ред. Орловой О.С. – М.: МГОПУ, 2008. — 35 с.

2. Научно-исследовательская работа студентов в системе высшего профессионального педагогического образования (по специальности 031800 — Логопедия). Методические рекомендации к выполнению дипломной работы / Сост. Л.В. Лопатина, В.И. Липакова, Г.Г. Голубева. — СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2002. — 140 с.