Гуслицкий спасо преображенский

На месте древней Спасо-Преображенской церкви был построен новый двухэтажный храм. Вскоре в северной части монастыря возвели прекрасный девятиглавый Спасо-Преображенский собор, а территорию обители обнесли деревянной оградой. Первоначально все здания монастыря, за исключением братского корпуса со Скорбященской церковью и бани, были деревянные.

Спасо-Преображенский Гуслицкий монастырь выделялся своим строгим уставом; на его территорию женщин не пускали. Духовное устроение и развитие монастыря происходило под наблюдением митрополита Филарета, который много общался с императором Александром II и при устройстве этого монастыря учитывал желание царя о его режиме, характере духовной жизни и хозяйственной деятельности.

Вокруг монастыря были разбиты фруктовые сады. Монастырское хозяйство называли образцовым.

Архитектурно-художественный облик Спасо-Преображенского Гуслицкого монастыря в основном сложился к концу 1880-х гг. Монастырь обнесли кирпичной стеной с башнями; в надвратной колокольне устроили церковь во имя святителя Фотия. В монастыре были три каменных храма: большой каменный (летний) Спасо-Преображенский собор с приделами святого Николая Чудотворца, святого великомученика Георгия Победоносца и преподобных отцов Киево-Печерских; храм Воскресения; храм в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость», а также деревянный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы.

Именно в Спасо-Преображенском храме и пребывал чтимый чудотворным образ Спаса Нерукотворного. Четыре раза в год в монастыре совершались крестные ходы, привлекавшие в него много богомольцев.

70-90-е годы ХIХ века – период наивысшего расцвета обители. В 1879-1886 годах были построены каменные пятиглавый Преображенский собор, трапезный храм в честь Воскресения Словущего и величественная колокольня. При Спасо-Преображенском Гуслицком монастыре существовала монастырская школа – старейшая из церковно-приходских школ как Гуслицкого края, так и всей Московской епархии. В октябре 1913 года при школе был освящен храм во имя святителя Алексия, митрополита Московского – небесного покровителя наследника престола, цесаревича Алексея Николаевича.
В обители была собрана прекрасная библиотека старопечатных и рукописных книг и большая коллекция древних икон. Все это было вывезено из монастыря после его закрытия в 1922 году. Уцелевшая часть этих книг ныне хранится в Отделе рукописей Государственного Исторического Музея.
За время существования обители ее посетили святитель Филарет (Дроздов), святитель Иннокентий (Вениаминов), святитель Макарий (Невский), священномученик Владимир (Богоявленский). В Гуслицком монастыре, в свою бытность благочинным монастырей Московской епархии, регулярно бывал также прославленный ныне в лике святых архимандрит Николо-Угрешского монастыря Пимен. С самого начала существования обители ей покровительствовала царская семья.

В 1918-1920 годах здесь была размещена колония для малолетних преступников. В 1922 году в Преображенском соборе был устроен склад реквизированного имущества и столовая лесхоза. В том же 1922 году монастырь закрыли, однако в обители оставались жить монахи, деля территорию с расположившимся здесь домом инвалидов. У них была устроена домовая церковь в бывшей монастырской бане. Затем большинство насельников было репрессировано. Трое монахов из братии Гуслицкого монастыря сейчас прославлены в лике святых Новомученников Российских. Это преподобномученик Иоасаф (Крымзин), преподобномученик Петр (Мамонтов) и Преподобномученик Серафим (Булашов). Некоторые из них пополнили число Новомучеников и Исповедников Российских и теперь молятся в обителях небесных за земную свою обитель. Поледние три монаха были вынуждены уйти из монастыря в 1928 г., когда монастырь окончательно закрыли и монахам велели освободить все помещения. После Великой Отечественной войны в монастыре открыли большой Дом инвалидов; затем здесь разместились психиатрический диспансер и интернат. Располагались здесь и некоторые другие светские организации. Все они, заботясь о своих интересах, мало думали о сохранности архитектурного комплекса монастыря, который год от года приходил все в больший и больший упадок. Казалось, что обитель погибла безвозвратно

В 1994 г. при бывшем монастыре была создана православная община. Ей было передано здание монастырской трапезной, где был устроен храм в честь Преображения Господня. Постройки были переданы в таком состоянии, что сегодня без слез не взглянешь на фотографии тех лет. Семь десятилетий безбожной власти привели монастырь в полное запустение. То, что не уничтожили люди, разрушило время. Казалось, что обитель погибла безвозвратно. Но Господь судил иначе.

9 июля 1998 года Святейшим Синодом во главе с патриархом Московским и всея Руси Алексием II было принято решение о восстановлении монастыря; настоятелем монастыря поставлен игумен Георгий (Хлебников). В стенах обители восстанавливается монашеская жизнь, расширяется поле хозяйственной деятельности, ведутся строительные и реставрационные работы. Большую часть территории по-прежнему занимает психоневрологический интернат, крупнейший в Подмосковье. Владыка митрополит Ювеналий посещал его в 2004 году на Преображение. Конечно, никто из ныне живущих не виноват в том, что теперь собор со всех сторон плотно окружен больничными корпусами. Похожие ситуации во многих обителях нашей страны. Эти раны лечатся медленно, иногда очень медленно. Но иначе нельзя. Церковь умеет терпеть и, конечно, сострадает больным.

А в день Преображения Господня 2009 года, благочинный монастырей Московской епархии епископ Роман Серпуховской на праздничной Божественной литургии представил прихожанам нового настоятеля монастыря – игумена Стефана (Макарова), до того времени занимавшего должность настоятеля церкви Новомучеников и Исповедников Российских на бывшем расстрельном полигоне НКВД «Коммунарка» Ленинского района Подмосковья – подворья Екатерининского монастыря.

По мере сил Спасо-Преображенский монастырь старается осуществлять просветительскую деятельность. С 2010 года среди местных жителей бесплатно распространяется ежемесячная газета «Преображение». В январе того же года открылась монастырская лавка, где можно купить духовную литературу и предметы церковного обихода. Регулярно устраиваются православные ярмарки. С июня 2010 года в обители действует воскресная школа для взрослых.

Периодически устраиваются встречи с известными в православном мире людьми, которые приезжают в Гуслицкую обитель поделиться с прихожанами своим жизненным опытом, знаниями и живой верой. Беседы с такими людьми как профессор Московской Духовной Академии Алексей Ильич Осипов, старший научный сотрудник Отдела новейшей истории Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета Лидия Алексеевна Головкова, православная писательница Наталья Евгеньевна Сухинина, священник, окормляющий тюремные и исправительные учреждения, Николай (Блохин), православная травница Людмила Борисовна Чернова, известный московский миссионер, соратник погибшего священника Даниила Сысоева, диакон Юрий Максимов, – беседы с такими людьми приносят огромную духовную пользу для людей, стремящихся жить по воле Божией.

В монастыре с 2010 года открыта воскресная школа для детей. При помощи иерея Игоря создана православная подростковая организация «Гуслицкое братство», на занятиях которой немалое место отводится не только духовному, но и физическому развитию детей.

Город Куровское тоже не остаётся в стороне от жизни обители. Многие образовательные, культурные и социальные учреждения города и окрестностей стали поистине её добрыми друзьями. В декабре 2009 года была освящена школа № 6. По договоренности с руководством школ священник Алексий регулярно проводит уроки по основам православной веры в перовой школе и гимназии. Театральная студия «Цветик-Семицветик» районного Центра детского творчества готовит православные спектакли – на Рождество, Пасху, Преображение Господне. Православные праздники стали радостными событиями для жителей города Куровское и поселения Давыдово. Детские выступления, ярмарки, совместные игры, соревнования, подарки – всё это делает эти дни поистине незабываемыми.

В июне 2010 года по благословению настоятеля монастыря игумена Стефана создана служба милосердия «Преображение».

Была проведена полная реконструкция корпуса трапезной: усилен фундамент всего здания, заменены перекрытия, укреплены стены, сделан усиливающий пояс из монолитного железобетона, сделана новая крыша. В здании был устроен храм Царственных Страстотерпцев, расписаны стены, написаны иконы для иконостаса, изготовлен и установлен иконостас. . Он освящен 17 августа 2013 года митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием. На первом этаже этого здания устроена постоянно действующая фотогалерея, посвященная семье русского Императора Николая II и жизни российского общества в дореволюционное время.

В 2015 году митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием на должность настоятеля (с возведением в сан игумена) назначен иеромонах Серафим (Голованов).

В Куровском городского округа Ликино-Дулево находится Гуслицкий Спасо-Преображенский монастырь. Его основали в 1859 году для обращения в православную веру гусляков-старообрядцев. В 1880-е годы был построен величественный собор Преображения Господня по проекту московского архитектора Федора Федоровича Горностаева. После революции монастырь закрыли и поместили в нем дом инвалидов. Сегодня обитель вновь действует и делит территорию с психоневрологическим интернатом. В трапезном корпусе монастыря в 2013 году устроили церковь Царственных Страстотерпцев.

Миссионер в Гуслицах

Гуслицкую Спасо-Преображенскую обитель называли миссионерской, а первого игумена Парфения Агеева посылали в Гуслицы на «апостольский подвиг». Кажется странным, что миссионерские и даже апостольские труды требовались во второй половине XIX века в семидесяти верстах к востоку от Москвы. Однако в то время край Гуслиц представлялся многим опасным и диким углом Подмосковья. Если верить литературе того времени, миссионера и любого православного здесь ожидали бандиты, плуты, фальшивомонетчики и фанатичные сектанты. Из Гуслиц вышел подмосковный «Робин Гуд» разбойник Василий Чуркин, о котором вскоре после смерти был даже написан популярный роман. Местное население считали не менее жестоким, чем дикие языческие племена. Под видом внешнего благочестия гусляки якобы скрывали пороки: считали за добродетель обмануть, обокрасть и даже убить православного. В «Сказании о начале и настоящем положении Спасо-Преображенского Гуслицкого монастыря» 1863 года говорилось: «Отделившись от православной церкви, эти несчастные потеряли всякое сознание добродетельной и благочестивой жизни, так что в настоящее время во всей Московской округе пользуются незавидной славой: в названии гусляк здесь все понимают человека без чести и совести».

Болотистая и лесная местность Гуслицкой стороны на стыке трех губерний действительно привлекала шайки разбойников и бандитов, но кровожадность гусляков сильно преувеличивали. Гуслицы объединяли десятки сел и деревень в Богородском уезде, жители которых упорно придерживались старых церковных обрядов и не признавали реформ патриарха Никона. Живя самобытно и замкнуто, подмосковные старообрядцы вызывали суеверный страх у православных и раздражение у государственных властей.

Министр государственный имуществ М.Н. Муравьев предложил царю Александру II ликвидировать очаг старообрядчества недалеко от Москвы. У Муравьева уже имелся подобный опыт. В первой половине XIX века он боролся с католическим иезуитским влиянием среди белорусов. Император отклонил строгие меры против раскольников Гуслиц. Его политика по отношению к староверам была более гибкой, чем при Николае I. Александр предложил московскому митрополиту Филарету для преодоления раскола в Гуслицком крае строить мужские и женские монастыри со школами, богадельнями и больницами. Миссионерский монастырь был призван обращать раскольников не силой, а «словом и примером иноческой жизни».

Гуслицы называли «неведомой страной… логовищем закоренелых отщепенцев». Подходящей кандидатурой игумена для такого места стал инок-путешественник Парфений Агеев. Он объездил многие неведомые россиянам и далекие страны и описал их в «Сказании о странствии и путешествии по России, Молдавии, Турции и Святой Земле». Эта книга пользовалась популярностью во второй половине XIX века. О ней положительно отзывались Тургенев, Салтыков-Щедрин, Лев Толстой. «Сказание» инока Парфения оказало влияние на творчество Федора Михайловича Достоевского.

Инок Парфений – в миру Петр Агеев – воспитывался в старообрядческой семье. Он постригся в монахи в старообрядческом Белокриницком монастыре, но позже перешел в православие и принял новый постриг на горе Афон. Литературный талант помогал в полемике со староверами. Он написал несколько книг против раскола. До Гуслицкой обители схиигумен Парфений был строителем другого подмосковного монастыря – Николаевской Берлюковской пустыни в Богородском уезде. Конец жизни Парфений провел в Гефсиманском скиту Троице-Сергиевой лавры.

Святитель Фотий и «Спас во мхах»

По указу митрополита Филарета Дроздова игумен Парфений совершил две экспедиции в Гуслицкий край, чтобы найти подходящее место для будущего православного монастыря. В густом лесу на берегу речки Нерской он набрел на небольшую полуразрушенную церковь, сложенную из дерева. При этом храме жил священник, дьячок и отставной солдат – единственный прихожанин. В этой лесной церкви хранилась чудотворная икона Спаса Нерукотворного, которую почитали и раскольники. Парфений решил устроить обитель вблизи этого места, но на другом берегу реки. Вместе с помощником Иеронимом он отправился в Москву, чтобы доложить о выбранном месте в гуслицком лесу.

О намерении инока Парфения строить монастырь узнали окрестные жители. К нему пришли старые раскольники из деревни Курской. Они были настроены доброжелательно и рассказали пришельцу старые предания о лесной церкви и чудотворной иконе. Парфений хотел перенести полуразрушенную церковь на другой берег реки Нерской и, восстановив, сделать соборной в новом монастыре. Один из старцев заметил на это: «Погрешите вы этим перед знаменитым основателем этого храма». Старик рассказал, что деревянная Спасская церковь считалась первой в Гуслицкой стороне. Построил ее митрополит Фотий еще в XV веке. Летом Фотий часто ездил в свое митрополичье имение через Гуслицы. Почему митрополит построил в лесу церковь, никто не знал. Старики предположили, что Фотия могла задержать здесь вода в весеннее половодье накануне церковного праздника.

Старец рассказал также историю чудотворной иконы Спасителя, которая хранилась в церкви. Икона явилась во мху на том месте, где Парфений намеревался строить монастырь. Ее трижды переносили на другой берег реки в Фотиевскую церковь, но каждый раз она чудесным образом возвращалась обратно. Только на четвертый раз с крестным ходом образ удалось установить в деревянной церкви. Так как икону Спасителя нашли во мхе, приход прозвали «Спас на Мошку» или «Спас на Мошеве». «Икона эта чудная! У нас в Гуслицах многие видели благодать от нее», – рассказывал старик-раскольник. Образ был старше церкви, которую построил святитель Фотий. Место на берегу реки Нерской называли монастырищем – урочищем, где раньше стоял монастырь. По легенде, исчезнувшую обитель разорили татары. Рассказы стариков воодушевили игумена Парфения строить новый Гуслицкий монастырь на месте, которое отмечали до него древний монастырь, митрополит Фотий и явление иконы Спасителя.

Гуслицкий Спасо-Преображенский мужской монастырь был основан в 1858 году по благословению святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского. По мысли святителя, обитель должна была сочетать традиционное монашеское делание с миссионерством и обучением детей. Первым строителем и настоятелем Спасо-Преображенского монастыря стал игумен Парфений (Агеев). Выбирая место для будущей обители, игумен Парфений обратил внимание на деревянную Преображенскую церковь, основанную еще митрополитом Московским Фотием в XV веке. Местные жители поведали строителю и миссионеру старинное предание о монастыре, который до татарского нашествия находился на противоположном берегу реки Нерской. Именно здесь игумен Парфений и начал возведение обители.

Благодаря инициативе первого игумена и помощи митрополита Филарета монастырь быстро развивался и уже в течение первых двух лет здесь собралось 50 человек братии, хотя планировалось только 33 по числу земных лет Спасителя. В монастыре было четыре храма: большой каменный (летний) Спасо-Преображенский собор, храм в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость», деревянный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы, храм Воскресения Христова. В монастыре была собрана прекрасная библиотека старопечатных и рукописных книг и большая коллекция древнерусских икон (их было около 500). Все это было вывезено из монастыря после его закрытия в 1922 году. При Спасо-Преображенском Гуслицком монастыре существовала монастырская школа – старейшая из церковно-приходских школ как Гуслицкого края, так и всей Московской епархии. Были созданы и успешно работали монастырская больница с богадельней, постепенно стала наполняться ценностями ризница (отдельно стоящее здание). Были построены келейные корпуса, колокольня, хозяйственные постройки, монастырская ограда. Вокруг монастыря были разбиты фруктовые сады. Монастырское хозяйство называли образцовым. Спасо-Преображенский Гуслицкий монастырь выделялся своим строгим уставом; на его территорию женщин не пускали. Духовное устроение и развитие монастыря происходило под наблюдением митрополита Филарета. В таком процветающем состоянии монастырь просуществовал до эпохи установления богоборческой власти.

За время существования обители ее посетили святитель Филарет (Дроздов), святитель Иннокентий (Вениаминов), святитель Макарий (Невский), священномученик Владимир (Богоявленский). В Гуслицком монастыре, в свою бытность благочинным монастырей Московской епархии, регулярно бывал также прославленный ныне в лике святых архимандрит Николо-Угрешского монастыря Пимен. С самого начала существования обители ей покровительствовала царская семья.

…В настоящее время монастырь Гуслицкий состоит из следующих зданий: от святых ворот влево на северной стороне возвышается соборный храм деревянный на каменном фундаменте; он построен в виде четвероконечного креста с одним большим и семью малыми куполами весьма красиво и прочно, и заключает в себе три престола: в средине во имя Преображения Господня, и в приделах — правом во имя Нерукотворного Образа Христа Спасителя, и левом — во имя Святителя Николая. Внутренность храма весьма поместительная и светлая. В той части храма, которая называется трапезою, устроены хоры, предназначенные исключительно для богомолок, по подобию древних православных храмов. Иконостас, в несколько ярусов, покрыт малиновой масляной краской и украшен позолоченною резьбою; он обращает на себя особенное внимание знатоков и любителей древности: в нем все св. иконы и царские двери самого высокого письма XV и XVI веков, отлично сохранившиеся. На восток от собора находится небольшая двухэтажная церковь с двумя престолами: вверху — во имя Успения Пресвятыя Богородицы, и внизу — во имя Воскресения Христова, одноглавая, деревянная, покрытая тесом по стенам и выкрашенная под кирпич, так же, как и примыкающая к ней небольшая одноярусная колокольня. Первоначальную постройку этой церкви относят к глубокой древности — к временам митрополита Фотия; сюда же перенесена она из бывшего Спасо-Нерского прихода, с версту от монастыря, в 1858 году. С западной стороны к этому древнему храму пристроен также на каменном фундаменте деревянный двухэтажный флигель, в котором помещаются восемь просторных келий для братии. По правую сторону от св. ворот, почти в углу монастыря, возвышается великолепное здание: огромный каменный трехэтажный корпус, осененный в восточном конце пятью главами, покрытыми белым железом, с восьмиконечными на них крестами, вызолоченными через огонь. Корпус этот, совершенно оконченный постройкой, ждет внутренней отделки; в нем поместятся две церкви, больница с аптекой, богадельня и несколько келий для братии. Настоятель и братия, а также братская трапеза, кухня и пекарня помещаются в трех больших двухэтажных корпусах, построенных по одному плану на прочных каменных фундаментах. Со временем отец игумен думает оштукатурить снаружи и внутри все деревянные здания в монастыре, покрытые железом, что, конечно, доставит им прочность и возможность простоять лет пятьдесят и более. В стенах монастырских выстроены некоторые хозяйственные помещения: амбары для складки хлеба, квасоварня, погреб для овощей и ледник, покамест деревянные.

Монастырь окружен деревянной оградой с пятью очень красивыми башнями в готическом стиле с остроконечными крышами из листового железа; в трех башнях устроены кельи для братии, а в двух складываются разные хозяйственные принадлежности. У св. ворот пристроена сторожка, в которой помещается и сапожная мастерская. Против св. ворот, несколько наискось, вне ограды монастырской, построена, деревянная же, двухэтажная крытая железом гостиница для приезжающих богомольцев и приходящих странников, окруженная забором. Влево от нее построен, деревянный же, конный двор и при нем столярная мастерская.

Гуслицкая обитель с трех сторон — восточной, северной и западной,— окружена сплошным лесом; с южной же стороны окаймляют ее две небольшие речки: Нерская и Сошица, за которыми виднеются монастырские огороды, пахотные поля и луга сенокосные; весною огороды и луга заливаются сплошь водою, и потому летом и осенью приносят изобильный урожай. За речкой Нерской, на месте, где стояла древняя церковь, построенная Митрополитом Фотием, отец игумен Парфений соорудил очень красивую каменную часовню. За нею на довольно пространном участке земли, примыкающей к деревне Куровской, населенной раскольниками, разведены огороды и вспахивается земля для посева ржи и гречихи; овес же в здешнем месте почти никогда не родится. Тут же, недалеко от часовни, в деревянном доме помещается монастырское училище, где живут учитель и до сорока мальчиков, пользуясь пищей, книгами, бумагой, отоплением и освещением на счет обители, без всякой платы за это. Наискось от школы две избы с обширным двором отведены для скотного двора, прачечной и для жилья прислуги, скотниц и прачек. Окруженная со всех сторон закоренелыми раскольниками, юная Гуслицкая обитель видит в церквах своих очень мало богомольцев, и потому единственным источником материальных доходов и средств для поддержки и будущего процветания монастыря, с его школой, больницей и богадельней, служит часовня, находящаяся в Петербурге на Невском проспекте у Гостиного двора близ Градской Думы. В Гуслицком монастыре заведено полное общежитие: вся живущая здесь братия снабжается от обители с приличною обстановкою в кельях, отоплением, освещением, пищей, одеждой, обувью и чаем с сахаром; кроме того все богомольцы и странники на гостиной пользуются помещением и пищей из братской трапезы без всякой платы за это. В настоящее время в пятидесяти с лишком деревнях, составляющих собою три округа или волости: Запонорщину, Заход и собственно Гуслицу, — раскольников насчитывается до 35 тысяч душ обоего пола; Запонорщина и Заход находятся в самой середине Богородского уезда; Гуслица же, отделясь от Захода речкой Нерскою, распространяется по границам уездов: Коломенского и Бронницкого Московской губернии, Георгиевского Рязанской, и Покровского Владимирской. Раскольники во всех трех округах, так же, как и православные, между ними живущие, весьма трудолюбивы и занимаются хлебопашеством, но большая часть из них труду пахаря предпочитает фабричные занятия и торговлю, и потому в каждой деревне здесь увидите фабрички, более или менее обширные, и почти в каждой избе найдете станок или два, на которых ткутся бумажное трико, клетчатая сарпинка или же полушерстяные материи: карусет и казинет. Гусляки же, кроме того, занимаются разведением хмеля, за которым ухаживают с особенной тщательностью. В каждом селении и даже деревеньке вы найдете две-три лавки с разными товарами, а также непременно с чаем и постным сахаром.

Революционное лихолетье не пощадило и Гуслицкую обитель. После 1917 года монастырь терпел гонения от новых властей, которые разорили храмы, отобрали здания, конфисковали большую и лучшую часть монастырских ценностей. По решению большевиков на попечении братии монастыря оказалась младшая группа одного из детских домов Орехово-Зуевского уезда.

В 1918-1920 годах здесь была размещена колония для малолетних преступников. В 1922 году в Преображенском соборе был устроен склад реквизированного имущества и столовая лесхоза. В том же 1922 году монастырь закрыли, однако в обители оставались жить монахи, деля территорию с расположившимся здесь домом инвалидов. У них была устроена домовая церковь в бывшей монастырской бане. Затем большинство насельников было репрессировано. Некоторые из них пополнили число Новомучеников и Исповедников Российских и теперь молятся в обителях небесных за земную свою обитель. Последние три монаха были вынуждены уйти из монастыря в 1928 г., когда монастырь окончательно закрыли и монахам велели освободить все помещения.

После Великой Отечественной войны в монастыре открыли большой Дом инвалидов; затем здесь разместились психиатрический диспансер и интернат. Располагались здесь и некоторые другие светские организации. Все они, заботясь о своих интересах, мало думали о сохранности архитектурного комплекса монастыря, который год от года приходил все в больший и больший упадок. Казалось, что обитель погибла безвозвратно.

Гуслицкий Спасо-Преображенский монастырь, самый молодой из мужских монастырей Московской епархии, был устроен в 1859 году. Чуть более 60 лет просуществовала обитель. В 1922 году она была закрыта на 72 года. Здесь расположили сначала дом инвалидов, затем — областной психоневрологический интернат. В 1994 году часть монастырских построек была возвращена Русской Православной Церкви. Началось возрождение обители. Постройки были переданы в таком состоянии, что сегодня без слез не взглянешь на фотографии тех лет. С самого начала реставрация проходила под руководством игумена Георгия. Конечно, самым важным явилось восстановление из руин в короткий срок Спасо-Преображенского собора, в первую очередь благодаря супругам Курбатовым — Алексею Алексеевичу и Анне Сергеевне и компании «Гранд», поддержка которых всегда очень значима для обители.

В 2009 году «НИиПИ экологии города» было организовано и проведено необходимое обследование зданий колокольни и трапезной. Даны технические заключения по обследованию грунтов основания, фундаментов и строительных конструкций.