Херсонес история

За свою историю Херсонес пережил римское и византийское владычество, но во все времена город оставался культурным и политическим центром, о чем свидетельствует упоминание Херсонеса в «Географии» греческого историка Страбона: «Многие цари посылали детей своих ради воспитания духа и в котором риторы и мудрецы всегда были почетными гостями». Херсонес пришел в запустение после набегов кочевников XIII–XIV веков и возродился в XIX столетии как памятник археологии.

История города

Фундамент города заложен выходцами из Гераклеи Понтийской и острова Делос. Первоначально территория города, которая не превышала 4 га, сосредоточивалась на небольшом мысе у входа в современную Карантинную бухту. Поселение окружала оборонительная стена, за которой находился некрополь. Жители города вели торговые отношения с Гераклеей Понтийской, островами Средиземноморья и Аттикой.

Ко второй четверти IV века до н. э. Херсонес Таврический представлял собой рабовладельческую республику с демократической формой правления, при которой народное собрание являлось основным законодательным органом власти, а гражданским правами обладали только первопоселенцы и их потомки.

В середине IV века до н. э. раннее поселение расширяется вглубь Гераклейского полуострова, площадь города увеличивают почти в 10 раз. Одновременно осваивается и сельскохозяйственная территория — хора. Археологические раскопки показывают, что в городе существовала регулярная система городской застройки, при которой улицы пересекались под прямым углом, образуя кварталы с типовыми жилыми домами.

Уже с I века н. э. в городе фиксируется эпизодическое присутствие римских войск: при раскопках найдены статуи легатов римских провинций. В начале ІІ века н. э. римское присутствие в Херсонесе расширяется, здесь появляется постоянный римский гарнизон и город выполняет роль важного форпоста Римской империи в Таврике. Со второй половины ІІІ–IV веков готские войны ослабили римское военное присутствие в регионе, в том числе и в Херсонесе.

В 322 году Херсонес оказывает военную помощь Константину Великому на Дунае, за что тот подтверждает данные ранее городу свободу и отсутствие податей. В дальнейшем Херсонес оказывается под властью Византийской империи и в городе распространяется христианство.

В 987 году князь Владимир предпринял военный поход против Херсонеса, взяв его в осаду с моря и суши, — город был вынужден сдаться. Войдя в город, русский князь попросил руки царевны Анны, сестры императора Василия II, и получил согласие при условии принятия им христианской веры. Именно в Херсоносе, или Корсуне, как называли город славяне, Владимир принял крещение.

Археологические раскопки

Первые описания руин Херсонеса составлены в 1595 году послом польского короля М. Броневским. В XVIII веке, с началом строительства поблизости Херсонеса крепости Севастополь, остатки сооружений древнего города стали служить строительным материалом для нового поселения. Усилиями общественных деятелей, понимавших значение древнего Херсонеса, в 1805 году вышло распоряжение Александра I «Об ограждении от разрушения древностей Тавриды», что значительно уменьшило масштабы разграбления.

Первые археологические раскопки проводит в 1827 году лейтенант К. Крузе, по приказу командующего Черноморским флотом адмирала А. С. Грейга. В то же время работы ведут граф и графиня Уваровы и Одесское общество истории и древностей.

В 1852 года на территории херсонского городища был открыт мужской монастырь Святого Владимира, обитатели которого также занимались раскопками древнего города.

С 1888 года заведующим раскопками Херсонеса назначен К.К. Косцюшко-Валюжинич, который все свою жизнь служил идее исследования и сохранения древнего города. За время раскопок был обнаружены и изучены городские кварталы эллинистического полиса с жилыми домами, оборонительные стены, остатки нескольких базилик, а в 1952 году был открыт первый в Северном Причерноморье античный театр.

Музей Херсонеса

В 1892 году открылся первый музей Херсонеса, который назывался «Склад местных древностей». Во время Первой мировой войны херсонская коллекция была эвакуирована в Харьков, где она хранилась в библиотеке Харьковского университета. В 1920 году после установления в Крыму советской власти музей был реорганизован, экспозицию перевели в бывшие монастырские здания, систематизировали фондовые коллекции, создали новую музейную экспозицию и продолжили раскопки городища.

В годы Великой Отечественной войны коллекцию музея эвакуировали на Урал, а территория древнего городища и хоры превратилась в укрепрайон с различными военными сооружениями, при этом значительно пострадав.

В 1978 году на базе Херсонского музея создан государственный заповедник, сегодня это крупное научно-исследовательское и музейное учреждение на археологической территории более чем 290 га. Музейная коллекция насчитывает свыше 214 тыс. экспонатов. Сред них — памятники нумизматики, эпиграфики, архитектурные детали, скульптура, поливная керамика, изделия из кости, бусы, светильники, мозаики.

23 июня 2013 года на 37-й сессии Комитета всемирного наследия серийный объект «Древний город Херсонес Таврический и его хора» включен в Список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

В музее-заповеднике «Херсонес Таврический» археологи во время раскопок, которые проводились возле Свято-Владимирского кафедрального собора, обнаружили элементы построек и артефакты. Об этом сообщается на сайте музея.

«В ходе изысканий были обнаружены находки и элементы построек разных эпох: стены античных и средневековых домов, участок христианского прихрамового кладбища, многочисленные монеты, керамические сосуды, бронзовые детали одежды (пряжки, пуговицы), стеклянные браслеты и другие предметы быта», – говорится в сообщении.

Отмечается, что также были открыты два водовода.

«Один из них представляет собой керамическую трубу, ее элементы соединялись известковым раствором. Водовод, шедший параллельно с первым, имел совершенно другую конструкцию», – отметили в музее.

По данным представителей «Херсонеса Таврического», находки передали специалистам для дальнейшего изучения.

Ранее стало известно, что сотрудники «Херсонеса Таврического» начали раскопки у стен Свято-Владимирского кафедрального собора перед проведением реставрации храма.

БОЛЬШЕ ПО ТЕМЕ: Херсонес: благоустройство или некомпетентность?

В октябре этого года генеральный директор ЮНЕСКО в своем докладе отметил ухудшение ситуации в Крыму и Севастополе.

Ранее президент Украины Владимир Зеленский своим указом включил Российский государственный музей Эрмитаж, «Русское географическое общество», Институт археологии Российской академии наук и другие структуры в санкционный список, в частности, за археологические раскопки в аннексированном Крыму.

Бывший заместитель министра иностранных дел Сергей Кислица, выступая на 40-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО в Париже, заявил, что действия России в Крыму несут «серьезную опасность» для Херсонеса и Ханского дворца.

Мониторинг ЮНЕСКО в Крыму

После аннексии Крыма Россия приняла под свою юрисдикцию все объекты культурного и исторического значения, находящиеся на территории Крыма. Киев настаивает на принадлежности достопримечательностей украинскому народу и просит принять их под защиту ЮНЕСКО.

В сентябре 2019 года был обнародован доклад генерального директора ЮНЕСКО Одри Азулай, где отмечается ухудшение ситуации на полуострове во всех сферах компетенции организации.

Российские власти Крыма не согласны с информацией, изложенной в докладах ЮНЕСКО. Российский министр культуры Крыма Арина Новосельская приглашала представителей ЮНЕСКО лично побывать на полуострове и «объективно оценить» состояние объектов культурного и исторического значения.

В список Всемирного наследия ЮНЕСКО входит заповедник «Херсонес Таврический». Также кандидатами на внесение в список являются Ханский дворец в Бахчисарае, Генуэзская крепость в Судаке, Крымская астрофизическая обсерватория, Мангуп-Кале, Эски-Кермен и Чуфут-Кале.

В пятницу, 18 августа, президент Владимир Путин начал свой трехдневный визит в Крым. В пятницу же он побывал в Херсонесе Таврическом, где встретился с представителями общественности, деятелями науки и культуры Севастополя и Республики Крым.

«Здесь нужно создавать русскую, российскую Мекку в известном смысле, имея в виду, что здесь после крещения князя Владимира началось укрепление централизованного российского государства», — подчеркнул глава Российского государства.»

Уже в I веке в основанном древними греками полисе Херсонесе появляются первые последователи христианства. Здесь мученически оканчивает свою жизнь римский папа Климент I- один из мужей апостольских. Широко почитался в Древней Руси. Почитаем в православии как один из первых христианских проповедников на территориях Северного Причерноморья.

Высказывается о Херсонесе российский президент регулярно. Напомним, что в 2014 году в послании Федеральному собранию он говорил следующее:

«Ведь именно здесь, в Крыму, в древнем Херсонесе, или, как называли его русские летописцы, Корсуни, принял крещение князь Владимир, а затем и крестил всю Русь… Христианство явилось мощной духовной объединяющей силой, которая позволила включить в формирование единой русской нации и образование общей государственности самые разные по крови племена и племенные союзы всего обширного восточнославянского мира. И именно на этой духовной почве наши предки впервые и навсегда осознали себя единым народом… И это дает нам все основания сказать, что для России Крым, древняя Корсунь, Херсонес, Севастополь имеют огромное цивилизационное и сакральное значение. Так же, как Храмовая гора в Иерусалиме для тех, кто исповедует ислам или иудаизм».

В сентябре 2015 года Путин развил свою мысль во время встречи с Херсонесе с бывшим премьер-министром Италии Сильвио Берлускони.

«У нас есть идея, я с господином Берлускони говорил, что где-то невдалеке здесь, чтобы не мешать Севастополю, основать историко-культурный центра христианства», — заявил президент, подчеркнув, что он имеет в виду центр «не только православия, но всех направлений христианства».

Берлускони поддержал идею:

«Президент Путин показывает мне очень интересные места. Например, место, в котором мы сейчас находимся, откуда фактически пошла христианизация всей России. И мне очень нравится идея создания здесь историко-культурного центра. Конечно, я вижу, что здесь предстоит еще много работы. Думаю, если господин Путин сочтет необходимым, я буду готов направить сюда итальянских архитекторов, чтобы они, может быть, помогли или привезли бы сюда итальянские растения, чтобы восстановить понимание важности этого места, которое этого, конечно, заслуживает».https://regnum.ru/news/polit/2311884.html

***
Историческая справка об итальянцах в Крыму:

В составе Римской империи в IV—V веках город ведёт изнурительную борьбу за выживание, сдерживая сильнейший натиск варваров, среди которых особой свирепостью отличались гунны. В связи с угрозой нападения кочевников, в последней четверти IV века в Таврику переводится легион Balistarii Seniores, входивший в подчинение военного магистра Востока, и впоследствии составивший основу херсонесского гарнизона.

Херсонес Таврический в византийский период назывался Херсоном, а в генуэзский – Сарсона…

Итальянцы являются одним из малочисленных, но исторически значимых народов современного Крыма. В настоящее время численность людей, имеющих полное или частичное итальянское происхождение, составляет порядка 300—500 человек, действуют две общественных организации, объединяющие потомков итальянских семей. Согласно данным переписи населения Крыма 2014 года, в Крыму итальянцами себя назвали 77 человек.

Интересно, что Согласно переписи 1897 года итальянцы были 7-ым по численности народом региона (816 чел.)

В большинстве своём современные крымские итальянцы являются потомками моряков, портовых работников, крестьян и строителей и их семей, которые прибыли несколькими волнами (крупнейшая и самая первая была в 1820 году, отдельные семьи продолжали переселение вплоть до 1900 года) в поисках работы и дальнейшего постоянного поселения на территории российского полуострова Крым из итальянских городов Бари, Трани, Бишелье, Битонто и Молфетта (область Апулия на Адриатике). Часть семей прибыла из областей Кампания, Венеция и Лигурия. Стимулом к переселению в этот период служил и интенсивный отток крымских татар в Османскую империю (мухаджирство), в ходе которого высвободилось много пригодных для ведения сельскохозяйственных земель и имеющих схожий с Италией средиземноморский климат.

Первая группа переселенцев состояла из примерно 30 семей. В начале ХIХ века Керчь стала важным центром морской торговли с Сардинским королевством, существовавшим на территории современной Италии. В Керчи было открыто и консульство королевства Сардиния и королевства Двух Сицилий. Антонио Феличе Гарибальди, дядя Джузеппе Гарибальди, был одним из консулов.

Наличие консульства и быстрорастущей итальянской диаспоры в Крыму сделали участие Сардинского королевства в войне 1856 году против Российской империи совсем неслучайным. На склоне горы Гасфорт ныне располагается памятник сардинским солдатам, которые погибли во время Крымской войны 1855—1856 годов. Историки утверждают, что погибли не в ходе боёв, а от дизентерии…

Наиболее компактно итальянские семьи селились в сельских предместьях Феодосиии и Керчи, которые в настоящее время являются частью городской черты. В 1840 году итальянцы построили первый католической собор в Керчи, ставший одним из островков христианства, постепенно возрождающегося на полуострове после более чем 300-летнего доминирования ислама. При католической церкви монахини-итальянки вязали тонкие кружева.

К началу ХХ века крымские итальянцы были довольно многочисленной и постоянно растущей общиной за счёт высокого естественного прироста. В Керчи действовала итальянская начальная школа, клуб и библиотека. Местная газета «Керченский рабочий» уже в советское время регулярно публиковала статьи на итальянском языке.

По данным всероссийской переписи 1897 года, 1,8 % Kерченскогo уезда были итальянцами, а в 1921 около 3 000 человек или 2 % имели итальянское происхождение.

Был создан итальянский колхоз «Сакко и Ванцетти” (был назван в честь осуждённых в США рабочих-итальянцев), в который вступали и некоторые эмигрировавшие в СССР итальянские коммунисты и антифашисты. В период расцвета члены итальянской общины участвовали в активных перекрёстных миграциях по всем городам российского Причерноморья: Одесса, Мариуполь, Севастополь, Симферополь, Донецк, Дружковка, Новороссийск, Батуми.

По переписи 1933 года доля итальянцев в Kерченском районе сократилась до 1,3 % населения. После 1933 года были заподозрены в профашистских симпатиях и в 1936—1942 годах многие мужчины по ложным приговорам были сосланы в Сибирь А 28-29 января и 8-10 февраля 1942 года по распоряжению НКВД были высланы в Казахстан (Атбасар) почти все итальянские семьи из Керчи, всего 438 человек.

В ходе депортации в середине ХХ века народ понёс невосполнимые демографические потери. Первую партию депортируемых вывозили на судне, но произошла страшная буря, и судно затонуло вместе с пассажирами, спасти удалось лишь одного.

Уже в 1953-54 годах итальянцам было позволено вернуться в Крым. Традиционный день памяти жертв депортации в общине отмечается в первое воскресенье после 28 января.

В ходе встречи с Берлускони в Крыму 12 сентября 2015 года президент Владимир Путин сообщил, что внёс изменения в указ о реабилитации крымских народов, расширив список и включив в него итальянцев, которые вернулись на полуостров после депортации.
***

Но, после исторического экскурса, вернёмся в Херсонес. Это – святое место, где православные из России и Украины могут и должны встречаться друг с другом. И не только они. Владимир Путин не случайно говорил, что здесь будет центр «не только православия, но всех направлений христианства», а сегодня назвал Херсонес «русской Меккой». https://regnum.ru/news/polit/2311884.html

В связи с тем, что Ватикан ныне предлагает себя в роли посредника между Россией и остальным миром, российский Херсонес вполне способен стать местом диалога и культурного взаимообогащения не только православных на постсоветском пространстве, но и католиков с протестантами.

«Кардинал Пьетро Паролин (Pietro Parolin), который с 20 по 24 августа отправится с визитом в Россию, «может предложить свою кандидатуру в качестве посредника, сближающего два мира, которые не должны считаться враждебными друг другу».

В этом убежден дон Стефано Каприо. В прошлом он — посланник в России, а теперь — преподаватель истории и культуры России в Восточном папском институте в Риме. Анализируя политические и церковные сценарии визита государственного секретаря святого престола в Москву, где тот должен встретиться как с православным патриархом Кириллом, так и с президентом России Владимиром Путиным, дон Стефано Каприо в интервью итальянской газете «Ла Стампа», отметил, что:

«…политика Путина в результате оказывается достаточно хорошо совместима с некоторыми интересами политики Ватикана. Прежде всего, Россия на международной арене уже на протяжении многих лет занимает позицию противостояния глобализации, понимаемой как односторонняя власть Америки и Запада во всем мире. Россия всегда выступала против нее, и Ватикан еще до папы Франциска, но особенно с его появлением, поддерживал эту позицию, как это, например, очевидно на Ближнем Востоке. Католическая церковь, впрочем, весьма заинтересована в Русской православной церкви, главном ее собеседнике в христианском мире, настоящем представителе восточного и православного мира. Политика Путина тесно связана с возвышением роли православия, Ватикан не может наблюдать это иначе как с большим интересом».

А мы, в России, тем более будем с большим вниманием следить за процессом создания в Крыму российской «Мекки». Ну, и, конечно, за тем, какую роль будут играть в этом деле итальянцы…Ведь, если внимательно присмотреться, их доля есть в каждом большом русском событии… Не случайно же всемирно известный сценарист и поэт Тонино Гуэрра изрёк; «Итальянцу просто необходимо знать свою Россию! Ему тут есть кого вспомнить, над чем вздохнуть”.