Хиландарский монастырь

Виноградная Лоза Симеона Мироточивого, Афон, Хиландар. Виноградная Лоза святого Симеона помогает бесплодным парам обрести детей

Хилендар

Хиландарский

монастырь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы
на Святой Горе Афон

  • Адрес: Греция, Святая Гора Афон, Хиландарский монастырь. ῾Ιερὰ Μονὴ Χιλανδαρίου, 63086, Καρυές, Άγιον Όρος, Ελλάδα
  • Тел: (30-23770) 23797, 23760; факс: (30-23770) 23108
  • Место в иерархии афонских монастырей: 4
  • Преобладающая народность: сербы
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

Расположен севернее всех святогорских обителей, в тридцати минутах ходьбы от северо-восточного побережья полуострова. Путь от моря лежит через невысокие, густо поросшие лесом холмы. От Хиландара до Есфигмена два с половиной часа хода, также и до Зографа (ок. 10 км). В монастырь также можно добраться от его причала на западной стороне, удаленного от обители на четыре километра (как правило, паломников прибывших на корабле, подвозят до монастыря на небольшом автобусе). Расстояние от монастыря до Кареи — 30 км.

История

Монастырь Хиландар посвящён Рождеству Пресвятой Богородицы. Судя по некоторым рукописным источникам, обитель с таким именем существовала уже в X веке, но со временем пришла в запустение. С этим этапом истории монастыря, связано и его название: первоначально он именовался «обитель Георгия Хиландара» – так звали пустынника подвизавшегося в монастыре в конце X века. От первой обители в Хиландаре сохранился только колодец. В 1198 году указом византийского императора Алексия III Ангела монастырь был передан сербским святым Савве и его отцу Стефану Немане (в иночестве Симеону). Их трудами началось восстановление обители. Попечение о Хиландаре продолжил его второй ктитор – сербский король Стефан Урош Милутин, а после него – царь Стефан Душан, именовавшийся самодержцем греков, сербов и болгар (он, между прочим, известен в святогорских преданиях ещё и тем, что поднялся на самую вершину Афона на коне). Став самой значительной славянской обителью на Святой Горе, Хиландар сделался мостом связавшими узами дружбы Сербию и Византию, колыбелью сербской духовности и центром распространения исихастской традиции в славянском мире. Показательно, что с этой обителью были связаны практически все предстоятели Сербской церкви.

Покровительствовали монастырю византийские императоры Андроник II и Михаил VII Палеологи и русские цари. Постепенно Хиландар приобрёл многие земли, так что в настоящий момент его владения превосходят по площади даже наделы Великой Лавры.

В XVIII веке в монастыре преобладали иноки из Болгарии. Среди них стоит выделить Паисия Хиландарского – автора первого текста новейшего периода болгарской письменности – «Истории болгарского народа» (1762).

Насельники Хиландара поддержали восставших против османского владычества греков, и монастырь был занят и разорён турецкими войсками, причинившими ему значительный ущерб. Также Хиландар серьёзно пострадал от пожаров 1722 и 1891 годов. В 1896 году, спустя несколько лет после второго бедствия, обитель была восстановлена на пожертвования Сербского царя Александра.

Соборный храм Хиландара был построен в начале XIII века, на месте и с учётом архитектурных особенностей и пропорций кафоликона, существовавшего здесь в X веке, т.е. в начальный период жизни монастыря. Он считается одним из самых красивых афонских соборов и характерным образцом храмовой архитектуры Византии. Первоначальные фрески датировались 1320 годом и принадлежали знаменитому мастеру Георгию Каллиергию из греческой провинции Македония. К сожалению, позднее храм был расписан ещё раз (1803–1804 гг.), и значительная часть древних фресок была утрачена. Деревянный иконостас кафоликона датируется 1774 годом, а некоторые иконы в нём XVI века. За ним сохранился и древний мраморный иконостас. В западной части литийного притвора можно увидеть изображение сербского царя Стефана V Уроша Милутина и его тестя византийского императора Андроника Палеолога. Там же находится хоругвь, привезённая в монастырь Александром I Обреновичем в 1896 году.

Около 1200 года была построена «башня Святого Саввы», которая в последующие годы несколько раз достраивалась. На четвёртом этаже пирга расположена часовня Иоанна Предтечи, расписанная в конце XVII века. Рядом с башней в XIV веке был построен параклис Архангелов. По соседству с фиалом, расписанным в 1847 году, находятся два кипариса, посаженные самим святым Саввой. Они несколько раз становились убежищем не только для многочисленных певчих птиц, но и для монастырских сокровищ. В минуту опасности иноки прятали там самое ценное. Колокольня Хиландара находится в восточном корпусе обители. На её последнем четвёртом этаже располагается параклис св. Иоанна Рыльского, а к югу от него находится монастырская больница и часовня Покрова Божией Матери, построенная в 1740 году на средства архимандрита Герасима.

19 февраля 2004 года в Хиландаре произошёл страшный пожар. За ночь сгорело более двух третей построек, сохранились в основном лишь те, что были заложены ещё самим святителем Саввой. Сгорел и обширный архондарик. Приходящий в Хиландар может приложиться к иконе Божией Матери «Троеручица», может даже попасть и на трапезу, но рассчитывать на ночлег можно не всегда. Работы по восстановлению обители продолжаются: большую помощь Хиландару оказало сербское правительство и многие организации и частные лица из Греции, Сербии и других стран.

В 1979 года в Хиландаре был открыт двухэтажный музей, включающий в себя экспонаты из монастырской ризницы, библиотеки и архива. Одно из главных сокровищ – царские врата, современные основателю монастыря Георгию Хиландару. Широко известна мозаичная икона Одигитрии XII века, большой интерес представляют и другие уникальные сокровища, хранящиеся в музее.

Хиландару принадлежит несколько келий в районе афонской столицы Кареи. Среди них стоит выделить «Типикарницу» (в ней хранится чудотворный образ Божией Матери «Млекопитательница»), «Патерицу» (хранится посох Саввы Сербского) и келию Успения Пресвятой Богородицы, более известную как «Моливдоклисья» (она расписана мастерами критской школы в XVI веке).

Использованные материалы

  • Страница сайта греческой православной паломнической службы Афон Ортодоксия
    :
  • «Хиландар», официальный сайт Херсонской епархии Православная Херсонщина
    , 4 июля 2015:
  • «Православные святыни мира. Монастырь Хиландар на Святой Горе Афон», официальный сайт Троице-Сергиевой Лавры по материалам книги Бегияна С. Р., сост., Православные святыни мира
    , Минск: ООО «Харвест», 2008, с. 117-121:

Или Хилендарский

χελανδάρης — член экипажа хеландиона, одного из основных типов византийских военно-морских кораблей IX-XI в.в.

Святыни

В соборном храме справа от клироса находится посеребрённая гробница, в которой почивало нетленное и мироточивое тело прп. Симеона – основателя монастыря, перенесённое его великим сыном в Сербию для умирения возникшей там смуты. Из этой гробницы выросла с наружной стороны храма виноградная лоза, плоды которой обладают чудесной целебной силой, особенно для бесплодных супругов. В монастыре хранится множество книг с присланными фотографиями новорождённых детей и писем от их благодарных родителей.

В Хиландаре пребывает чудотворная икона Божией Матери «Троеручица». История этого образа связана с жизнью прп. Иоанна Дамаскина – богослова, ревностного борца с иконоборческой ересью, насаждавшейся в VIII веке византийским царём Львом Исавром. Император-еретик оклеветал Святого, служившего при дворе дамасского эмира. Император подделал письмо, в котором христианин Иоанн якобы предлагал императору способ нападения на своего правителя-мусульманина. Эмир приказал отсечь Святому кисть правой руки. Ночью Иоанн приложил отсечённую кисть к руке и, стоя перед иконой Богородицы, просил у Неё исцеления. Совершилось чудо: кисть приросла! В благодарность за исцеление Иоанн заказал серебряную кисть и приложил её к иконе. (Его примеру следуют и поныне благочестивые греки, получившие исцеления молитвами Богородицы или Святых: на многих чудотворных иконах можно видеть привешенные серебряные ручки, ножки, монеты, часы, ордена и т.п.) После этого Иоанн принял монашеский постриг и удалился с этим образом в Лавру прп. Саввы Освященного. Там «Троеручица» пребывала пятьсот лет, пока Лавру не посетил будущий великий сербский святитель Савва, которому она и была передана. Сначала свт. Савва отнёс образ в Сербию, но, когда там возникла смута, икону возложили на осла и пустили его странствовать по воле Царицы Небесной. И осёл пришёл к святогорскому Хиландару.

Поначалу «Троеручица» пребывала в алтаре собора. Но через некоторое время в обители возникли нестроения, связанные с выбором нового игумена: монастырские отцы никак не могли прийти к единому решению. И вот однажды братия увидела, что образ «Троеручицы» перенёсся из алтаря и стоит на игуменском месте. Икону перенесли обратно, а собор тщательно закрыли. Однако, несмотря на это, на следующий день «Троеручица» опять оказалась на месте игумена. Когда это повторилось в третий раз, братия поняла, что Пресвятая Дева желает Сама игуменствовать в их монастыре. С тех пор в Хиландаре не выбирают игумена, а перед всяким важным делом иноки берут благословение у своей Игуменьи – «Троеручицы». Интересно что эта икона двусторонняя: на одной стороне изображена Богородица, на другой Святитель Николай Чудотворец.

В обители хранится величайшая святыня – окаменевшая Кровь Спасителя. Также здесь пребывают части Животворящего Креста Господня, Его тернового венца, трости и пелен; часть смирны из даров волхвов. В монастыре также хранятся честная глава пророка Исайи, мощи вмчч. Пантелеимона и Феодора Стратилата, мчч. Евстратия и Марины, свтт. Григория Богослова, Евтихия и Никифора, патриархов Цареградских, прп. Симеона Столпника, вмч. Артемия и других святых.

В монастыре хранится чтимая икона Пресвятой Богородицы «Млекопитательница».

Состав

Собор монастыря посвящен Введению во храм Пресвятой Богородицы. Помимо собора в Хиландаре есть ещё 13 маленьких церквей и часовен, среди которых: Покрова Пресвятой Богородицы, святых Архангелов, святого Предтечи Господня Иоанна, святых Двенадцати Апостолов, первомученика Стефана, Cорока мучеников Севастийских, святителя Николая Чудотворца, великомученика Димитрия Солунского, преподобного Симеона и святителя Саввы Сербских, великомученика Георгия Победоносца. К монастырю приписаны также 15 келий с 30-ю храмами и одно подворье, находящиеся в самой Карее и вне ее. Среди келий — знаменитая на Афоне келия святителя Николая Чудотворца, прозванная «Белозерка», которая славится своими иконописцами. Монастырь имеет великолепную сокровищницу и библиотеку с богатым собранием 800 славянских манускриптов, пергаментных рукописей с церковными текстами и музыкой и 7 тыс. книжных изданий.

Лоза святого Симеона — хранительница блапгодати Хиландарского монастыря

С Хиландаром связанно одно чудо. Оно называется лоза святого Симеона. Каждый паломник, может увидеть на южной стороне соборной хилендарской церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы эту высоко разросшуюся и сильно разветвившуюся виноградную лозу. Она как бы образует беседку из своих ветвей, и её стебель выходит из гробницы святого Симеона (Стефана Немани) из стены на высоте полутора метров от земли. Она находится рядом с той же стеной, с внутренней стороны храма.

Видеоролик: Лоза святого Симеона. Святыни Христианского Мира. На 25 минуте 33 секунде автор рассказывает о том, что из могилы святого Симеона в Хиландаре стала расти виноградная лоза.

Монастырское предание об это лозе говорит о том, что когда преподобный Симеон почил 13 февраля 1 200 года, спустя два года после его снования, его сын, преподобный Савва пришел из Карейской келлии в монастырь, для того чтобы подготовить перенесение мощей святого Симеона в Сербию.

Он решил их перезахоронить в Студенице. Братия горько плакала о том, что монастырь утеряет святые мощи, но игумену обители Мефодию во сне явился сам святой Симеон, который указал ему вернуть его мощи в Сербию. При этом он сказал также, что в утешении братии из опустевшей могилы начнёт произрастать виноградная лоза.

Виноград Симеоновой лозы излечивает от бесплодия.

Предание гласить, что пока лаза будет расти, над Хиландарским монастырем будет пребывать благодать святого. Вот уже 800 лет она плодоносит, при этом братия кроме обрезки никак не ухаживает за нею. При этом монастырский виноград имеет чудесные свойства, которые привлекают в него молодые пары.

Виноградная Лоза Симеона Мироточивого, Афон, Хиландар. Виноградная Лоза святого Симеона помогает бесплодным парам обрести детей
Виноградная Лоза Симеона Мироточивого, Афон, Хиландар. Виноградная Лоза святого Симеона помогает бесплодным парам обрести детей. Фото: isihazm.ru

Это чудо состоит в том, что от плодов Симеоновой лозы излечивается бесплодие. Самое древнее сохранившееся предание об этом датируется 1585 г., когда один турок привел своего сына-первенца, чтобы оставить его в Хилендаре на служение Богу.

Сделал он это потому, что его дети родились после вкушения винограда святого Симеона. С того времени и поныне святой монастырь бесплатно раздаёт чудодейственный виноград, посещающим его паломникам.

Православные празднуют Собор преподобных отцов Хилендарского монастыря 13 июня

Православные церкви, в том числе и Русская Православная Церковь, чтут Собор преподобных отцов Хиландарского монастыря. Это сербские святые, прошедшие иноческую школу в Хиландаре. Их память празднуется 13 июля.

Собор Афонских святых. XVIII век. В состав Афонских святых входят и преподобные отцы Хиландарского монастыря. Православные церкви чтут их память 13 июля. Фото: drevo-info.ru

В Собор входят:

  1. Прп. Симеон Мироточивый, один из основателей Хиландара (+ 1200, память 13 февраля, 3 ноября).
  2. Свт. Савва I, 1-й архиеп. Сербский (+ 1237, память 12 января, 6 мая).
  3. Свт. Арсений I, архиеп. Сербский (+ 1266, память 28 октября).
  4. Свт. Савва II (Неманич), архиеп. Сербский (+ 1271, память 8 февраля).
  5. Свт. Иоанникий I, архиеп. Сербский (+ 1279, память 28 мая).
  6. Свт. Евстафий I, архиеп. Сербский (ок. 1285, память 4 января).
  7. Свт. Савва III, архиеп. Сербский (+ 1316, память 26 июля).
  8. Свт. Никодим, архиеп. Сербский (+ 1323/25, память 11 мая).
  9. Свт Даниил II, архиеп. Сербский (+ 1338, память 20 декабря).
  10. Свт. Ефрем, патр. Сербский (+ 1400, память 15 июня).
  11. Свт. Киприан, митр. Киевский (+ 1406, память 27 мая, 16 сентября).
  12. Прп. Нектарий Битольский(+ 1500, память 5 декабря, 15 декабря).
  13. Прп. Рафаил Банатский (+ ок. 1590, память 16 августа).
  14. Свт. Василий Острожский (+ 1671, память 29 апреля).
  15. Прмч. Дамаскин Габровский, игумен (+ 1771, память 16 января).
  16. Прмч. Онуфрий Хиосский, схимонах (+ 1818, память 4 января).

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

По одной версии название монастыря связано с именем основателя здешней монашеской общины, т.к. в одном документе X века говорится: «Мы посылали письмо через Георгия, называемого Хиландар». По мнению других, обитель называется так из-за своей формы, напоминающей очертания византийского корабля типа «хеландион» (в русском варианте — «шаланда») .

Свою новую историю монастырь ведет от сербских правителей XII века Стефана Немани и его сына Растко. Оба они отказались от престола, ушли на Афон и приняли монашество — вначале сын, ставший затем великим сербским святителем Саввой, а затем и отец, появившийся в образе простого инока Симеона в Ватопедском монастыре. В 1198 году Ватопед отдал отцу и сыну лавру Хиландар, лежащую тогда в руинах. Дар был скреплен указом императора Алексия III, подтверждавшим, что монастырь навеки переходит во владение сербов. Отец и сын изо всех сил трудились над восстановлением монастыря, практически отстраивая его заново. Преподобный Симеон почил и был погребен в монастыре Хиландар в 1200 году, спустя два года после его основания. В 1204 году Савва решил вернуться в Сербию и забрал с собой тело отца, чтобы перезахоронить его в Студенице. Братия скорбела об утрате мощей, но преподобный явился во сне игумену Мефодию и сказал, что мощи необходимо было вернуть в Сербию, но взамен из его могилы вырастет виноградная лоза. Вскоре после того, как владыка Савва отбыл с мощами, из камня под опустевшей могилой начала расти лоза, на которой с тех пор растет виноград.

Со временем святой Савва, возвратившийся на родину, стал архиепископом Сербским, духовным отцом своего народа. Умирая, святитель оставил братии монастыря Устав, согласно которому в монастыре не должен выбираться игумен, а его место незримо занимает Сама Царица Небесная — Игумения Святой Горы.

С 1293 года благодаря своему второму ктитору серб­скому королю Стефану Урошу Милутину оби­тель стала вновь процветать. Хиландар постоянно растил для Сербии боголюбивых патриархов и епископов. Хиландарские иноки всегда были известны своим прилежанием и духовной мудростью. Переводы духовной литературы с греческого на славянский язык, осуществлявшиеся в стенах этой обители, служили основным источником духовного просвещения Сербии, а через нее питали и другие земли.

В отличие от многих других монастырей, потерявших с падением Византийской империи благотворителей, Хиландар процветал на протяжении всего периода турецкого владычества. Ему удавалось поддерживать стабильное существование и много раз прот избирался из числа его братии. Жизнь в монастыре стала приходить в упадок лишь в XVII веке, после того как турки упразднили сербское автономное правление и принудили страну подчиниться Вселенскому патриарху, который исполнял функции как духовного так и светского правителя христианских подданных Османской империи. Монастырь был возобновлен благочести­вым венецианским купцом, впоследствии иноком Никанором, и пожертвованиями от болгар. Приток монахов из Сербии постоянно сокращался, но монастырь сохранял славянский характер, и в конце XVIII века Хиландар уже был преимущественно болгарским.

Сербская Православная Церковь вновь стала автокефальной лишь в 1879 году, а в 1896 году царь Сербии Александр I посетил Хиландар и оплатил восстановительные работы, в которых монастырь остро нуждался после пожаров 1722 и 1891 годов. Кроме того, царь прислал сюда много сербских монахов, снабдив монастырь средствами на их содержание, и со временем Хиландар вновь стал сербским.

В конце XX века Устав Саввы Сербского, согласно которому в обители избирался только наместник, а игуменство принадлежало Богородице, был упразднен. Это привело к уходу из монастыря части братии. Вскоре, в 2004 году, в монастыре произошел сильнейший пожар, когда за одну ночь выгорела половина монастыря, причем пожар начался с игуменской келии и быстро распространился на архондарик и братские келии. Ныне насельники монастыря считают пожар справедливым наказанием за отступление от Типика святого Саввы.

Хиландарский монастырь

Хиландарский монастырь

В соборном храме обители хранится ряд чудотворных икон Божией Матери. Наиболее прославлена «Троеручица», которая занимает игуменское место в храме, являя настоятельство Богородицы над обителью. Иные чтимые иконы: Акафистная Хиландарская, Попская, «Вразумившая екклисиарха», «Не сгоревшая во время пожара» и «Млекопитательница».

Также в монастыре сохраняется и древняя лоза, выросшая на месте погребения преподобного Симеона Мироточивого. Ее виноград принимают как лекарство от болезней и бесплодия. В начале XXI века лоза выглядит уже очень древней, но продолжает цвести и плодоносить. Виноград с нее высушивают и раздают паломникам, приезжающим помолиться о даровании детей.

Среди святынь монастыря — фрагменты даров волхвов Младенцу Христу, орудий страстей Господних, частицы Истинного Креста Господня, мощи святого Иоанна Предтечи, пророка Исаии, великомучениц Варвары и Екатерины и многих других святых.

В алтаре собора находится Евангелие, написанное золотыми буквами на листах из белой кожи.

См. также Собор Хилендарских преподобных.

Игумены, наместники

  • Мефодий (упом. 1204)
  • Пресвятая Богородица — до XX века по уставу свт. Саввы игумен не избирался, игуменское место занимал образ Божией Матери «Троеручица»
  • Моисей (Заркович) (? — 21 марта 2010) архим.
  • Мефодий (Маркович) (с 18 апреля 2010) иером.

Икона Спас Хиландарский

Икона написана на подготовленной доске (липа), пропитанная антисептиком, покрыта паволокой и левкасом (иконописным грунтом). Живопись выполнена в технике яичная темпера. Все краски имеют природное происхождение (минералы, полудрагоценные камни) и изготавливаются нашими мастерами вручную. Золочение выполнено вручную из листового сусального золота 950 пробы.

Старинные технологии и натуральные материалы обеспечивают долгую жизнь иконе.

Крючки к нашим икон изготовлены талантливым кузнецом по традиционным технологиям кузницы.

Также существует возможность украсить икону киотом или капсулой для святыни (мощевик).

Для удобства хранения и транспортировки иконы разработан специальный текстильный чехол, который позволяет защитить живописную поверхность от повреждений.

Иконы созданы по канонам православной церкви.

Иконы освящены в иконописной мастерской «Небо на земле»

Эта икона уже нашла свою семью. Вы можете заказать этот образ в нашей иконописной мастерской «Небо на земле». Мы не создаем копий. Каждая работа неповторима и жива, как искренняя молитва. Доверившись нам Вы получите уникальный образ. Склоняясь перед ним в молитве, Вы почувствуете радость, умиротворение и поддержку, исходящие от святыни.

» В начале было Слово , и Слово было у Бога, и Слово было Бог » (Ин. 1:1). Иисус Христос – это Слово , ставшее плотью. Бог, явивший свою любовь к человеческому, роду стал человеком. Поэтому образ Спасителя занимает ведущее место в христианском изобразительном искусстве. Стремление осмыслить и описать Сына Божия руководило первыми мастерами , которые заложили основы иконописи.

Иконописная архаика никогда не стареет, потому что вводит нас в вечность. Икона Спас Хиландарский – самый известный памятник раннепалеологовской эпохи. Духовно икона всегда новая и не подвластна времени. Находится в монастыре Хиландар на Святой горе Афон (Греция).

Иконография Иисуса Христа , которая формировалась на протяжении веков под влиянием богословия и различных художественных школ, очень разнообразна. На иконах Спаситель изображается в человеческом облике , потому что принял нашу природу .