Хиротонисан: что это?

Диакон — одна из трех степеней священства в Православной Церкви.

Институт диаконства возник в I в. и имеет основание в Новом Завете. Впервые термин «диакон» в христианском смысле, обозначающем особую степень церковной иерархии, употребляется в Флп. 1:1 и 1 Тим. 3:1—131.

В ранней Церкви за диаконами были закреплены функции служения при совершении Евхаристии, распределения приношений для бедных, вдов и сирот; диакон являлся ближайшим помощником епископа2, участвовал в церковном учительстве и совершении Таинств, причащал верных, охранял двери от входа недостойных, в крайних случаях диаконы могли крестить и принимать исповедь. Помимо литургических функций в Византии диаконы исполняли различные многочисленные социальные и административные служения3. Такое количество обязанностей требовало, чтобы самих диаконов при Церквах было достаточное количество. Но в некоторых Церквах, основываясь на Деян. 6:1—7, поставляли не больше семи диаконов, и даже поместный Неокесарийский собор (между 314 и 325 гг.) узаконил такой порядок 15-м правилом. Когда же Трулльский собор разъяснил, как надо понимать 6 главу книги Деяний и отменил 15-е правило Неокесарийского собора, тогда во всех Церквах стали рукополагать столько диаконов, сколько требовалось.

Требования для ставленника в диаконы согласно канонам Православной Церкви таковы: вера, нравственная чистота и воздержание, безбрачие или единобрачие (1 Тим. 3:8—13); рукополагаемый не должен быть неофитом (1 Тим. 3:6; Апост. 80; I Всел. 2); минимальный возраст для ставленника — 25 лет (Трул. 14; Карф. 16(22))4.

Совершение молитвы и возложение рук5 на ставленника составляют основу поставления во все иерархические чины, как высшие, так и низшие. Но если при поставлении в низшие чины руковозложение — это лишь знак благословения, то при поставлении в высшие чины с руковозложением совершается передача благодатных даров поставляемому.

Чтение молитвы является второй необходимой составляющей посвящения. Поскольку в книге Деяний не говорится, какую именно молитву читали Апостолы, в церковной практике первых веков не было строгих молитвенных формул, которыми сопровождалась хиротония, епископам была предоставлены полная свобода, попытка ограничения которой встречается в памятниках III-IV вв. Так, в Апостольских Постановлениях, содержащих древнейший текст молитвы поставления в диакона, предписывается при возложении рук читать уже определенную молитву6 «в предстоянии всего пресвитерства и диаконства». В дополненном и отредактированном виде эта молитва встречается в «Завещании Господа нашего Иисуса Христа»7.

Каких-либо других сведений о том, как совершалась диаконская хиротония до V в., в сохранившихся источниках не встречается.

Самые ранние подробности чина находятся в сочинении V в. «О церковной иерархии» псевдо-Дионисия8: поставляемый приводился к «божественному жертвеннику», т. е. престолу, и преклонял «со стороны его» одно колено, епископ, крестообразно благословив ставленника, возлагал ему на голову правую руку, посвящая его «совершительными для чина служителей призываниями»9. После «священного возглашения» новопоставленного лобызали епископ и все присутствующие священнослужители.

Все действия, описанные у псевдо-Дионисия, встречаются и в памятниках последующих столетий. Так, в рукописи конца VIII — начала XI вв. — Барбериновском Евхологии10 сообщается, что рукополагаемый приводился в алтарь к архиерею и после молитвы «Божественная благодать…»11 преклонял одно колено у престола, епископ трижды благословлял его и, возложив руку на голову, читал молитву «Господи Боже наш, предзнанием Твоим…»12, далее следовала мирная ектения со специальными прошениями, во время которой архиерей читал вторую молитву13 «Боже Спасе наш, нетленным Твоим гласом…»14. С новопоставленного снимали фелонь чтеца и облачали в орарь, ему давалось целование и вручалась рипида, с которой он вставал у престола и веял над святыми Дарами. После причащения священнослужителей новому диакону вручалась Чаша, которую он выносил для причащения народа.

Видно, что, по сравнению с редакцией V в., чин осложнился новыми действиями: это чтение двух молитв и ектении, а также возложение на новопоставленного диакона ораря и вручение ему рипиды.

В следующем важном памятнике уже XI в. — Криптоферратском Евхологии этот чин диаконской хиротонии изложен без каких-либо изменений, за исключением одной маленькой, но важной детали. Здесь определенно указывается, что ставленник у престола преклоняет правое колено, в то время как все памятники до этого времени выражались неопределенно, не указывая, какое именно колено преклоняет поставляемый.

Следующим этапом развития чина стало добавление в него указаний о том, что поставляемого подводят к архиерею другие диаконы, о том, что новопоставленный причащается прежде всех прочих диаконов и о пении троекратного «Господи, помилуй» после возгласа «Божественная благодать…». Важным моментом чина стало введение в него вручения епископу специальной хартии, которую он читал после возгласа «Вонмем» и в которой говорилось о достоинствах кандидата. Архиерей читал не всю хартию, а только ее окончание «Божественная благодать…». Такая редакция чина встречается в памятниках XI-XIII вв, а иногда она сохраняется без изменений и в памятниках до XVI в. Лишь в некоторых из них есть требование, чтобы новопоставленный произносил ектению «Прости, приимше…» и «Господу помолимся», как это происходит в современной практике.

Святитель Симеон Солунский (? — ок. 1429 гг.) описывает, как в его время совершалась хиротония во диаконы: после избрания кандидата, семь пресвитеров письменно свидетельствовали о его достоинстве. На Литургии перед ектенией «Вся святыя помянувше…», ставленник, встав посередине храма, трижды возглашал: «Елицы вернии», затем по указанию архиерея вводился диаконами в алтарь, где отдавал полотенце, рукомойник и иподиаконский пояс и трижды обходил вокруг престола. Во время обхождения престола два диакона поддерживали ставленника, а другие два шли перед ним, составляя хор, и пели тропари «Святии мученицы…» дважды и «Слава Тебе, Христе Боже…». Обхождение совершалось очень торжественно, диаконы, сопровождавшие ставленника, в руках держали зажженные свечи. При каждом обхождении поставляемый кланялся перед престолом, а после третьего тропаря подводился к епископу и преклонял голову, архиерей трижды благословлял его, потом ставленник отходил и преклонял одно колено, прилагая голову к престолу. Епископ возлагал ему на голову правую руку и после возгласа «Вонмем» читал «Божественная благодать…», по окончании чтения все пели «Господи, помилуй», а архиерей снова трижды благословлял поставляемого. Далее читались две молитвы и произносилась ектения, те же, что и в современном чине. Затем епископ в третий раз трижды благословлял ставленника, поднимал его и, благословив орарь, возлагал ему на левое плечо, возглашая: «Аксиос»15, этот же возглас трижды пели в алтаре священнослужители и на клиросе певцы16. Новопосталенному вручали рипиду, он целовал престол, руку и ланиту архиерея, а также всех присутствующих диаконов, и отходил веять над Святыми Дарами. Причащался ставленник первым из диаконов, а после причастия говорил «Прости приимше…» и «С миром изыдем». В течении семи дней он ежедневно участвовал в совершении Литургии.

После святителя Симеона чин диаконской хиротонии мало изменился. В памятниках XVI в. не говорится о поклонении перед престолом, когда ставленник трижды вокруг него обходит, не упоминается и о пении тропаря «Слава Тебе, Христе Боже…»; поставляемый обходил престол еще в иподиаконском поясе и с полотенцем17, ничего не говорится и о втором троекратном благословении ставленника, целовании престола, ораря, руки и ланиты архиерея, а также о целовании новопоставленного с другими диаконами; сразу после вручения ораря ставленнику давали и рипиду.

В XVI-XIX вв. в греческом чине появился ряд изменений и дополнений: перед хиротонией рукополагаемого поставляли перед солеей, отсюда его два иподиакона с возгласами «Повели», «Повелите» и «Повели, преосвященнейший владыко» вводили в алтарь, где к престолу его подводил другой диакон; ставленник трижды обходил вокруг престола под пение тропарей «Святии мученицы…», «Слава Тебе, Христе Боже…» и «Исаие, ликуй…». По прочтении молитв ставленнику вручали орарь, поручи и вместо рипиды диаконикóн18 — специальный диаконский служебник.

Закономерно, что древнейший северно-русский чин, сохранившийся в архиерейском чиновнике XIV в., является буквальным переводом греческого чина XII в. и полностью совпадает с ним. В XV в. связь греческого и северно-русского чинов прекращается и русский чин представляет собой компиляцию греческих чинов по разным редакция. Начинается он, как и греческий чин: после возгласа «И да будут милости…» архидиакон приводит ставленника к престолу, с правой стороны архиерея, с левой стороны книгохранитель подает святителю свиток (хартию), который последний читает вслух «Божественная благодать…»19. Трижды пелось «Господи, помилуй», ставленник преклонял правое колено, архиерей трижды благословлял его и читал молитву «Господи Боже наш…», архидиакон произносил ектению со специальными прошениями, святитель читал вторую молитву «Боже Спасе наш…». На плечо ставленнику возлагался орарь при возглашении «Аксиос», «Аксиос» трижды повторяли священнослужители и хор. Новому диакону вручали рипиду, он целовал руку и ланиту архиерея, присутствовавших диаконов и отходил веять над Дарами. Причащался новопоставленный первым из диаконов, а после причастия говорил ектению. Чинопоследование предписывает новому диакону участвовать в совершении Литургии в течение семи дней20.

Из описания видно, что первая часть северно-русского чина XV в., т. е. до окончания чтения второй молитвы, представляет собой копию греческого чина XII в., а вторая часть, начиная с возложения на ставленника ораря, изложена по описанию святителя Симеона Солунского. Каким образом получилось подобное сочетание и как оно возникло в Русской Церкви — неизвестно.

В XVI в. в чинопоследование были внесены некоторые дополнения согласно практике Греческой Церкви. Начало его, как и в чинах XV в., помещалось в чине иподиаконского поставления. Здесь сказано, что иподиакон после возгласа «Елицы вернии…» (перед «Победную песнь…») не уходил в жертвенное отделение, но оставался перед царскими вратами до времени поставления, когда архидиакон вводил ставленника в алтарь. Здесь он снимал убрус и между двух диаконов трижды обходил вокруг престола под пение тропарей «Святии мученицы…», «Слава Тебе, Христе Боже…» и опять — «Святии мученицы…», трижды кланялся и целовал палицу, правую руку и правую щеку святителя. Затем с правой стороны престола вставал на правое колено, преклонив голову к престолу; книгохранитель подавал епископу свиток и далее хиротония следовала, как в рукописях XV в., с тем только отличием, что «Господи, помилуй» пелось трижды и в алтаре, и на клиросах, а новопоставленный диакон произносил и ектению «Прости приимше…», и возгласы «С миром изыдем» и «Господу помолимся».

Во второй половине XVII в. чин диаконской хиротонии подвергся пересмотру и исправлениям21, с которыми он существует до настоящего времени.

По этому чину перед совершением хиротонии по возгласе «И да будут милости…» иподиаконы ставят для архиерея седалище перед престолом, ближе к левому его углу, «да не будут Святая созади». Когда епископ сядет, два иподиакона ведут ставленника «от среды церкве» так, что он находится посередине между ними, каждый из иподиаконов кладет одну руку на шею ставленнику, а второй рукой держат его за руки и преклоняют насколько можно. Первый раз ставленник кланяется, когда диакон в алтаре возгласит «Повели», второй раз, когда другой диакон в алтаре скажет «Повелите». Когда поставляемый подходит к царским вратам, его оставляют иподиаконы и встречает протодиакон, произнося «Повели, преосвященнейший владыко», и еще один диакон, а ставленник делает поклон архиерею, который осеняет его рукою крестообразно. Ставленник в сопровождении двух диаконов трижды обходит престол, целуя каждый его угол, под пение тропарей «Святии мученицы…», «Слава Тебе, Христе Боже…» и «Исаие, ликуй…». Эти тропари повторяет и хор. После первого тропаря ставленник целует руку и колено22 архиерея, после второго тропаря — епигонатий23 и руку святителя, а после третьего — идет к правой стороне архиерея, творит три поклона перед престолом с молитвой «Боже, милостив буди мне, грешному», идет к правой стороне престола, становится на правое колено, положив руки крестообразно на престол и преклоняет главу к престолу между рук. Архиерей встает, кладет омофор на голову ставленнику24, трижды благословляет его, кладет руку поверх омофора и по возгласе протодиакона «Вонмем» читает молитву «Божественная благодать…». После молитвы священнослужители в алтаре трижды поют «Господи, помилуй», затем певцы трижды «Кирие, елеисон» пока архиерей не дочитает две молитвы «Господи Боже наш…» и «Боже Спасе наш…». Перед чтением первой молитвы святитель трижды благословляет голову ставленника, а архидиакон «тихим гласом» говорит «Господу помолимся». Во время чтения епископом молитв, протодиакон произносит мирную ектению со специальными прошениями о архиерее и ставленнике, на каждое прошение которой отвечают «Господи, помилуй», а на последнее — «Тебе, Господи». После прочтения молитв ставленника поднимают, снимают с него стихарный пояс и архиерей возлагает на его левое плечо орарь, возглашая: «Аксиос». Духовенство в алтаре трижды повторяет «Аксиос», этот же возглас трижды повторяет и хор. Архиерей подает ставленнику поручи, говоря «Аксиос», духовенство и хор по трижды поют «Аксиос»; святитель подает посвящаемому рипиду с тем же возгласом, который по трижды повторяют духовенство и хор. Новопоставленный целует архиерея в плечо и отходит веять над Святыми Дарами.

На этом чин заканчивается, но современная практика показывает, что развитие чина не прекратилось в XVII в., поскольку некоторые современные действия отличаются от изложенных в чинопоследовании. Так, на практике возгласы «Повели» и «Повелите» произносят иподиаконы, которые уже не держат ставленника за шею и руки, последний самостоятельно делает поклоны; в царских вратах поставляемого встречают не два диакона, а один старший диакон; после первого и второго обхождения вокруг престола ставленник делает перед архиереем земной поклон25, а после третьего обхождения перед престолом делает два поясных и один земной поклон. Относительно целования колена и палицы архиерея, которое предписывается архиерейским чиновником, необходимо заметить, что в современной практике существуют и традиции лобзания других предметов архиерейского облачения, не закрепленные письменно в богослужебных книгах. Так, большинство епископов при рукоположении дают целовать ставленнику не колено и палицу, а омофор и палицу26, другие же, придерживаясь древней традиции, дают целовать колено и омофор. Поскольку стихарный пояс уже не используется, а ставленник-иподиакон изначально крестообразно опоясан орарем, то пояс и не снимают, а лишь орарь из крестообразного опоясывания возлагают на левое плечо. Также, несмотря на отсутствие каких-либо указаний в чине, ставленник «ради обновления в нем благодати» причащается первым после старшего диакона и произносит ектению «Прости приимше…» и «Господу помолимся».

Южно-русский чин под влиянием католической практики уклонялся от единства с греческим и северно-русским чинами, и несколько отличался от последнего. В начале XVII в. южно-русский чин еще практически совпадал с северно-русским, отличаясь лишь отсутствием в нем практических указаний и рекомендаций относительно того, где стоит ставленник перед хиротонией, не предписывалось держать его за руки во время обхождения престола и не говорилось о лобзании святителя после третьего обхождения. К середине XVII в. появились и другие добавления: епископ при вручении рукополагаемому ораря и рипиды перед возгласом «Аксиос» говорил краткие поучения; после вручения рипиды новопоставленный целовал только руку святителя, а с диаконами не целовался. В остальном чин совпадал. К концу XVII — началу XVIII вв. чинопоследование на юге Руси пополнилось новыми добавлениями. Перед началом хиротонии ставленник подводился к епископу и целовал у него руку, затем архидиакон выводил рукополагаемого через северные диаконские двери к царским вратам и возглашал, что «…изволением Божиим… благоговейнейший иподиакон N производится во диакона. Повели ему, владыко». Рукополагаемый делал земной поклон сидящему пред престолом архиерею, который в ответ произносил краткое назидание. Ставленник делал несколько шагов к царским вратам, архидиакон возглашал: «Благослови его, владыко», ставленник земно кланялся, а епископ опять кратко отвечал, ставленник подводился к самим царским вратам, делал земной поклон, архидиакон провозглашал: «Помолися о нем, владыко», и святитель в третий раз произносил ответную реплику. Ставленник вводился в алтарь, кланялся епископу, целовал его палицу и руку и при пении тех же тропарей, что и сейчас, обводился вокруг престола трижды, целуя каждый угол, после каждого обхода кланяясь архиерею и целуя его палицу и руку. Далее чин заканчивался, как и в середине XVII в.

Что касается места и времени совершения диаконской хиротонии, то все памятники единогласно свидетельствуют, что поставление совершается в алтаре, во время Божественной литургии после возгласа «И да будут милости…» и перед ектенией «Вся святыя помянувше…». Диаконская хиротония возможна и на литургии Преждеосвященных Даров перед ектенией «Исполним вечернюю молитву нашу…»27. Относительно того, можно ли рукополагать за одной Литургией нескольких диаконов или пресвитеров, необходимо заметить, что каких-либо канонических препятствий для этого не существует, но церковная традиция и предание допускают лишь одну диаконскую и одну иерейскую хиротонию28. Даже в постановлении Московского собора 1667 г., который осуждает практику рукоположения сразу нескольких ставленников, кроме слов, что «и то есть пребеззаконно и неправильно; зане такого устава несть и не обретеся, и во святой Восточной церкви такой чин и обычай не бывает, и сие предание несть от святых отцов», не находится ни одного канонического обоснования.

Иеродиакон Николай (Летуновский)

1 Возводить установление степени диакона к повествованию о избрании семи мужей для служения столам в Деян. 6:1—7 неправильно, хотя церковная традиция знает немало примеров подобного использования этого отрывка. Святитель Иоанн Златоуст отрицает связь служения диаконов и семи избранных мужей из книги Деяний. Именно его точка зрения была окончательно принята Православной Церковью в VII в. и закреплена 16-м правилом Трулльского собора: «…мы, сличив мысль Отцов с изречением Апостолов, обрели, что у них было слово не о мужах, служащих Таинствам, но о служении в потребностях трапез… и мы проповедуем, что вышеперечисленные семь диаконов не должны быть приемлемы за служителей Таинствам…».

2 По выражению Апостольских Постановлений диакон должен быть «ухом, и оком, и устами, также сердцем и душею епископа, чтобы епископ не заботился о многом, но только о важнейшем». Апостольские Постановления II.44.

3 По: Православная энциклопедия. Т. XIV. Даниил — Димитрий. М., 2007. 752 с. С. 572—575.

4 Хотя в истории известны примеры хиротонии в диаконы в более раннем возрасте, например в 20 лет (Hist. eccl. III. 29). Согласно современной церковной практике, минимальным возрастом для ставленника в диаконы является совершеннолетие, т. е. 18 лет.

5 Возложение рук при поставлении в священные степени было известно и в ветхозаветные времена. Руки возлагались на жертвенных животных в знак их выделения для особого религиозного назначения (Лев. 1:4; 3:2), а также на левитов, когда их выделяли из среды народа и посвящали на служение Богу (Числ. 8:10). Таким образом, христианство застало руковозложение, как акт, посредством которого известное лицо выделялось из среды других, и получало благословение и посвящение для служения Богу.

6 «А о рукоположении диаконов постановляю я, Филипп. Диакона поставляй, епископ, возложив на него руки, в предстоянии Тебе всего пресвитерства и диаконов, и, молясь, скажи: Бог Вседержитель, истинный и нелживый, богатый среди всех призывающих Тебя в истине, страшный в замыслах, мудрый мыслию, сильный и великий. Услышь молитву нашу, Яхве, и внемли молению нашему, и яви лицо Твое на раба Твоего сего, избранного Тебе на диаконство, и исполни его Духа Святого и силы, как Ты исполнил Стефана мученика и подражателя страстям Христа Твоего, и сподобь его благоугодно служить врученным ему служением непревратно, непорочно, незазорно, большей сподобиться степени, по ходатайству Единородного Сына Твоего, с Которым Тебе слава, честь и почитание, и Святому Духу во веки. Аминь». Апостольские Постановления VIII. 17—18.

7 Test. Dom. 1.38.

8 Areor. EH. 5.2.

9 Что это за «призывания», однозначно сказать невозможно.

10 Евхологий Барберини , древнейшая из сохранившихся рукописей византийского Евхология. Рукопись создана не ранее 730 г. и не позднее начала IX в., вероятнее всего, в Южной Италии; написана на пергамене поздним библейским унциалом западного типа; размер листов в среднем — 190 х 133 мм; площадь, занимаемая текстом, — в среднем 135 × 80/85 кв. мм. Рукопись содержит чинопоследования таинств, различные молитвы и чины на разные случаи.

11 Это та же молитва, что читается и теперь. См.: Чиновник архиерейского священнослужения. Кн. 1. М.: Изд. Московской Патриархии, 1982. 252 с. С. 208.

12 Это та же молитва, что читается и теперь. См.: Чиновник архиерейского священнослужения. Кн. 1. М.: Изд. Московской Патриархии, 1982. 252 с. С. 209—210.

13 По мнению А.М.Пентковского, удвоение молитв в чине хиротонии диакона (так и пресвитера, и епископа) по сравнению с единичными молитвами ранних чинов стало следствием целенаправленного редактирования византийских чинов хиротоний.

14 Это та же молитва, что читается и теперь. См.: Чиновник архиерейского священнослужения. Кн. 1. М.: Изд. Московской Патриархии, 1982. 252 с. С. 210—212.

15 «Возглашение «Аксиос» служит не выражением одобрения при избрании ставленника, а заключает в себе подтверждение принятия им священного сана и молитву о сохранении им достоинства этого сана, о котором говорится в молитвах рукоположения». Подробнее см.: Православная энциклопедия. Т. I. М., 2000. С. 411—413.

16 Святитель Симеон в описании чина хиротонии во диакона не говорит точно, что «Аксиос» по трижды повторяли священнослужители и певцы, но он утверждает это, приводя чины хиротонии во пресвитера и епископа. Скорее всего точно также было и при диаконской хиротонии.

17 Их снимают со ставленника после первого троекратного благословения архиерея.

18 В древности диаконикон был весьма распространенной книгой на Востоке, в отличие от Запада, где он почти не известен. Книга для удобства пользования содержала диаконские части богослужения. В славянской рукописной традиции диакониконы не были распространены. Важным событием в этом направлении стал выход в свет в декабре 2007 года книги «Последование диаконского служения», изданной протодиаконом Максимом Синюком. Здесь подробно описываются действия и возглашения диакона за различными видами богослужений.

19 Здесь нет указаний на пение тропаря «Святии мученицы…» трижды и хождение вокруг престола, однако они содержатся не в последовании диаконской хиротонии, а в конце чина поставления иподиакона.

20 В рукописях XV в. встречается особый устав, как нужно избирать и поставлять достойных в диаконский и пресвитерский чин. Некоторые памятники предписывают, чтобы новорукоположенный диакон «для науки» участвовал в совершении службы в течение шести недель. Это указание, видимо, появилось, поскольку «простым русским мужикам» было недостаточно семи дней для изучения богослужения, ведь они, как замечает святитель Геннадий Новгородский, «по псалтирю едва бредут».

21 Поводом к исправлению чина стали замечания восточных патриархов русским архиереям в том, что русские чины хиротоний находятся в несогласии с практикой Греческой Церкви.

22 Обычай целовать колено архиерея при хиротонии был заимствован из византийского придворного церемониала. Так, например, при христосовании с императором, если он сидел, приветствующий его целовал сначала колено, потом руку и уста государя. Придворный обычай был усвоен патриархами, а потом и греческими епископами. Вероятно, от них он и перешел на Русь. В «Новой Скрижали» так объясняется это целование: «Посвящаемый диакон, целуя архиерейскую руку и колено, т. е. священную одежду на колене, доказывает этим, что он смирено чтит достоинство архиерея, и исповедует, что вся власть, которую приемлет он от Бога, нисходит на него через посредство архиерея».

23 Епигонатий — палица.

24 Обычай возлагать омофор на голову ставленнику ни в одном из памятников до XIV в. не встречается и впервые упоминается в чинах Александрийской Церкви.

25 По чину земные поклоны архиерею после первого и второго обхождения вокруг престола, распространенные на практике, не требуются.

26 Подобная практика находит основания в указаниях и рекомендациях для священнослужителей. Так, в «Указателе порядка архиерейских служений», составленном протоиереем Сергием Диомидовым и вышедшим в свет в 1915 г., говорится: «Затем (без крестного знамения) делает полный до земли поклон архиерею, встает на ноги, крестится и целует указываемые архиереем места (край омофора и руку) и снова (без крестного знамения) кланяется в землю пред архиереем. Затем делает поясной поклон престолу и обходит во второй раз святой престол, целуя углы его; совершает поклонение в том же порядке и целует крест на палице и руку архиерея». Эту же традицию закрепляет и «Настольная книга священнослужителя», изданная издательством Московской Патриархии в 1977 г.: «После первого обхождения он кланяется архиерею земно, встает, крестится и целует конец омофора, а потом руку архиерея и опять кланяется архиерею земно. После второго обхождения кланяется архиерею также земно, встает, крестится и целует палицу и руку архиерея и опять делает земной поклон архиерею».

27 Замечание о моменте совершения хиротонии во диакона на Преждеосвященной Литургии до XVI в. включительно помещалось в архиерейском чиновнике.

28 В то же время в церковной истории известны случаи, когда архиереи рукополагали за Литургией по 20 или 30 ставленников.

БИБЛИОГРАФИЯ

`Arcieratiko¢n. — `Af`hnai., 1981. — 140 S.

Дмитриевский А.А. Ставленник: Руководство для священно-церковно-служителей и избранных в епископа, при их хиротониях, посвящениях и награждениях знаками духовных отличий, с подробным объяснением всех обрядов и молитвословий. Киев, 1904. 344 с.

Диомидов Сергий, прот. Указатель порядка архиерейских служений. Самара, 1915.

Желтов Михаил, диак. Чин Божественной литургии в древнейших (XI-XIV вв.) славянских Служебниках // Богословские труды. М., 2007. Сб. 41. С. 272—359.

Лебедев А.П. Духовенство древней Вселенской Церкви от времен апостольских до X века. 3-е изд., знач. исправ. СПб.: «Издательство Олега Абышко», 2006. 448 с.

Настольная книга священнослужителя. Т.1. М.: Издание Московской Патриархии, 1977. 767 с.

Неселовский А.З. Чины хиротесий и хиротоний: Опыт историко-археологического исследования. Каменец-Подольск, 1906. XVIII + 375 + LXX с.

Пентковский А.М. Чинопоследование хиротоний в византийских Евхологиях VIII-XII веков // Византийский временник. М., 2002. Т. 61 (86).

Петровский А., Марков Н. Диакон // Православная богословская энциклопедия, или Богословский энциклопедический словарь / Ред.: А.П.Лопухин, Н.Н.Глубоковский. СПб., 1900—1911. Т. 1—12: А — Константинополь. Т. 4. СПб. 1062—1069.

Писания святых отцов и учителей Церкви, относящиеся к истолкованию православного богослужения. Т. 2. СПб.: Типография Королева и комп., 1856. — 545 + XI с.

Правила святых Вселенских соборов с толкованиями. Ч. 1. / Репр. Тутаев: Православное братство свв. Князей Бориса и Глеба. 2001. 1440 с.

Православная энциклопедия. Т. XIV. Даниил — Димитрий. М., 2007. 752 с.

Чиновник архиерейского священнослужения. Кн. 1. М.: Изд. Московской Патриархии, 1982. 252 с.

Отвечает архимандрит Досифей (Михайлюк).

В Православной Церкви семь Таинств, которые являются неотъемлемой частью жизни каждого верующего человека: Крещение, Миропомазание, Покаяние, Евхаристия, Брак, Елеосвящение, Священство. Конечно, каждое Таинство является особым по своей значимости и к любому может приступить православный христианин. Но не к Таинству Священства, ибо не каждого Господь сподобляет такой участи. Как говорит Иисус Христос: «Не вы Меня избрали, но Я вас избрал» (Ин. 15:16).

Также следует отметить, что цель всякого Таинства – освятить человека, сделать его соучастником церковной жизни, членом Церкви Христовой, которая всех своих верных чад ведет ко спасению и ради которого эти Таинства и совершаются. Абсолютно иная цель у Таинства Священства: не освящение и спасение ставленника – его рукополагают для того, чтобы через него спасались другие люди. Поэтому в данном Таинстве на первом месте стоит общецерковное служение. В этом и есть принципиальное отличие хиротонии.

Само Священство образовалось не в Новозаветной Церкви с приходом в мир Спасителя, а имеет ветхозаветные корни. Как повествует нам Священное Писание, еще со времен пророка Моисея по указанию Господню на священническое служение были избраны мужчины из колена Левия, которых отделил Господь из всего богоизбранного народа, «чтобы носить ковчег завета Господня, предстоять пред Господом, служить Ему и благословлять именем Его» (Втор. 10:8).

Пришедши в мир, Спаситель также избрал двенадцать учеников, а позже еще семьдесят, которых послал проповедовать человечеству о пришествии в мир Спасителя, о Его страданиях, смерти и Воскресении, о Царстве Божием. В день Святой Пятидесятницы Господь ниспослал на них Святого Духа и с этим Господним благословением они обрели способность низводить на других спасительную Божью благодать и управлять Церковью. Позже, когда возникла необходимость для достойного управления и наставления верующих, святые апостолы по примеру Иисуса Христа и по воле Святого Духа избирали себе преемников и учеников. Через рукоположение они посвятили их на служение Церкви и передали им преемство пастырского служения. Это рукоположение является непрерывной духовной связью, которая соединяет через все столетия современное священство с апостолами, а через них – и с Самим Христом. Такая непрерывная связь является указанием на каноническое достоинство священства, на их апостольскую преемственность, что является особенно важным сейчас – в эпоху расколов, ересей и других нападок на Святую Апостольскую Соборную Церковь.

Хиротония – это рукоположение в одну из степеней священства. Есть три степени священства: диаконская, священническая и высшая степень – епископская, через которую и сохраняется апостольская преемственность в Церкви.

Рукоположение диакона совершается в конце Литургии, после освящения Святых Даров, священника рукополагают после Великого Входа, а хиротония во епископа совершается после пения Трисвятого. Как видим, чем выше степень священства, тем раньше на Литургии она совершается.

Таинство Священства всегда вызывало радость у всех присутствующих, как в алтаре, так и в храме. Конечно, особую радость данное Таинство вызывает у священников, которые радуются за своего нового собрата. Следует также отметить, что все присутствующие в храме неким образом участвуют при хиротонии ставленника, поскольку каждый из них на возглас архиерея «Аксиос» отвечает троекратным возгласом «Аксиос». Слово «аксиос» в переводе с греческого означает «достоин», и когда народ говорит эти слова, то подтверждает достойность избранного кандидата, давая свое согласие на его пастырское служение. Данным возгласом люди показывают, что готовы уверить дело своего спасения в руки новопоставленного пастыря и идти за ним ко Христу.

Быть священником – это величайшая милость, но это и очень большая ответственность, ведь священник – пастырь, за которым следует паства. И для того чтобы привести ее к спасению, нужно намного больше прилагать усилий по отношению к себе. Отвечая на данный вопрос, мы, конечно же, обращаемся к святым отцам, к тем подвижникам благочестия, которые словом и собственным примером показали, каким надо быть и как достойно нужно нести это высокое звание.

Одним из таких ярких примеров является святой праведный Иоанн Кронштадтский, делающий огромный акцент на саморазвитии: «Чтобы управлять другими, надо научиться наперед управлять собою; чтобы учить других, надо самому приобресть знание… Когда играют мною всякие страсти, – лучше мне не браться управлять другими…»

Миссия священника в этом мире трудна. Но святые отцы наставляют: какое испытание ни посылает Господь, Он всегда дарует силы для его прохождения, если человек всецело верит Ему. Нелегкой эта миссия является и сейчас, в современном мире. Вспоминается проповедь митрополита Бориспольского Антония, в которой он говорит, что быть священником во все времена было нелегко и это требует от нас огромных, нечеловеческих сил. Но чтобы стать достойным служителем Божиим, необходимо в первую очередь в своей жизни на первое место ставить Господа.

Хиротонисан

Рукоположение святого Стефана в диаконы (Витторе Карпаччо, около 1514 года)

Свяще́нство, рукоположе́ние или хирото́ни́я — в общехристианском использовании — посвящение человека, наделяющего его правами публично проповедовать, совершать таинства и обряды. Обряды и теология рукоположения значительно различаются среди христианских конфессий.

Правом совершения рукоположения во многих христианских конфессиях обладает только епископ.

Священство в православии

В Православной Церкви существуют три степени священства: низшая — диакон, затем — пресвитер (священник, иерей) и епископ (архиерей). При посвящении в диакона, ставленник (то есть принимающий сан) получает благодать лишь служить (то есть помогать) при совершении таинств. Посвящаемый в священника (пресвитера) человек получает благодать самому совершать большинство таинств, но только от лица правящего епископа. А при посвящении в епископа (архиерея), ставленник получает благодать не только совершать все таинства, но и посвящать других для совершения таинств.

Перед рукоположением во диакона ставленник проходит ставленническую исповедь перед епархиальным духовником за всю свою жизнь. После этой исповеди духовник говорит архиерею, достоин ставленник или нет принять священный сан.

Рукоположение диакона и иерея может совершать лишь архиерей. Это таинство совершается во время литургии. Ставленник трижды обводится вокруг престола, стаёт перед престолом на колени и кладёт на него свою голову, на которую архиерей возлагает омофор и свои руки (отсюда и название — рукоположе́ние), что означает возложение рук Христа, читает особую молитву. Епископ молится об избрании человека священником при незримом присутствии Господа.

Затем архиерей вручает рукоположенному необходимые для его служения атрибуты и провозглашает «Аксиос!» (греч. достоин), на что священники, хор и все присутствующие тоже отвечают троекратным «Аксиос!». Этим возгласом церковное собрание и община свидетельствует о своём согласии на рукоположение достойного ставленника.

Рукоположение в сан диакона совершается архиереем за Литургией после Освящения Даров. Во время совершения самого таинства архиерей вручает новопоставленному диакону атрибуты диаконского служения — поручи, орарь и рипиду.

Рукоположение в сан священника (пресвитера) совершается архиереем за Литургией после Херувимской песни, перед Освящением Даров. Во время совершения самого таинства архиерей вручает новопоставленному священнику атрибуты его служения — епитрахиль, пояс, фелонь, наперсный крест и Служебник.

Приняв сан, рукоположенный принимает на себя обязанность служить Богу и людям, как служил сам Господь Иисус Христос в своей земной жизни и апостолы. Рукоположенный пресвитер может совершать таинства крещения и миропомазания, от имени Господа прощать грехи раскаявшимся грешникам, совершать святую евхаристию, а также совершать таинства брака и соборования.

Рукоположение в сан епископа в современной практике православной церкви осуществляется несколькими епископами (собором епископов). Оно совершается за Литургией после Малого входа, перед чтением Апостола. При рукоположении во епископа на главу новопоставляемого епископа возлагается раскрытое Евангелие. Это Евангелие держат в своих руках все служащие архиереи. Этим символизируется тот факт, что епископ ставится самим Господом, а служащие архиереи — лишь исполнители Его воли.

В православной церкви все священнослужители должны быть либо монахами, либо (для диаконов и священников) женатыми первым браком. Овдовевшие священники, перешедшие из католицизма или, в редких случаях, рукоположенные целибатными (холстяками, не принявшими монашеских обетов), побуждаются к пострижению в монашество. Например, архидиакон Павел Алепский, путешествовавший по России во времена патриарха Никона, видел заточенными в темницу нескольких овдовевших священнослужителей, отказавшихся от монашеского пострига (со времён Крещения Руси считалось благим поступком постричься в монашество хотя бы перед смертью. Так святой благоверный князь Александр Невский принял схиму с именем Алексий уже на смертном одре). Первым же целибатным священником в РПЦ был рукоположен профессор (будущий ректор) МДА Александр Горский (ему его родители не благословили принимать монашество) в середине 19-го века. С этих пор случаи рукоположения немонашествующих холостяков участились, но не приняли массового характера.

Священство в католицизме

Рукоположение католического священника

В Католической Церкви, как и в Православной существует три степени священства — диакон, священник и епископ. Правом совершения таинства священства для всех трёх ступеней обладает лишь епископ. В обряде этого таинства отсутствует тайносовершительная формула, главными элементами обряда являются возложение рук епископом на кандидата и молитва призывания Святого Духа. После совершения таинства рукоположенный простирается ниц перед алтарём в виде креста в знак смирения и посвящения жизни Христу.

Священство в протестантизме

В протестантском богословие рукоположение не рассматривается как таинство, а лишь как обряд призвания христианина на служение публичной проповеди и таинства. Основанием для этого является учение о всеобщем священстве верующих (1Петр.2:9-10). При крещении человек получает дар Святого Духа и тем самым посвящается в священство, никакой «дополнительной» благодати уже не требуется. Исходя из этого последующее призвание на служение пастора, проповедника, пресвитера и т. д. является лишь способом поддержания внешнего порядка в церкви. Ввиду достаточного расхождения внешней обрядовости, в протестантизме не может существовать какого-то строгого определения названию титулов. Различаются должности епископа, пастора и пресвитера.

Во многих случаях должности пресвитера и пастора носят общие или, по крайней мере, схожие функции (например, должность пресвитера в баптистской церкви примерно равна должности пастора в пятидесятничестве или лютеранстве), епископ же является предстоятелем от многих приходов и общин, возглавляя региональное и/или общегосударственное объединение верующих.

См. также

  • Клир