Холотропного дыхания

Холотропное дыхание – это дыхательная терапевтическая практика, основанная на гипервентиляции лёгких. Она помогает улучшить эмоциональное состояние и оказывает медитативное воздействие. Считается, что это помогает избавиться от подсознательных страхов и переживаний, а также выровнять эмоциональный фон.

История практики

Автор метода – психолог из США Станислав Грофф. Практику он разработал вместе со своей женой в 1970-х годах. Однако аналоги этой дыхательной техники существовали и прежде, причём в разных культурах мира.

Фото: istockphoto.com

В своих практиках психолог использовал психотропные вещества и заметил, что после того, как они прекращали своё действие, люди начинали глубоко дышать, чтобы оставаться «в трансе». На основе этого открытия Грофф и создал технику холотропного дыхания.

Техника холотропного дыхания

Частота и интенсивность вдохов приводят к усиленной работе лёгких и переизбытку кислорода в крови.

Дышать нужно преимущественно ртом, при этом дыхание должно быть грудным, глубоким и частым. В классическом варианте в сессии участвуют двое людей: один – холонавт, тот, кто дышит; второй – ситтер, наблюдает за процессом.

Фото: istockphoto.com

Для начала нужно лечь на твёрдую поверхность, раскинув конечности в произвольном положении. Ситтер или сам практикующий включает подходящую музыку. Варианты плейлистов можно найти в интернете.

Холонавт должен закрыть глаза и начать дышать: вдох резкий, выдох плавный. На протяжении всего сеанса внимание должно быть полностью сконцентрировано на дыхании. Чем чаще и глубже дыхание, тем быстрее наступит желаемое состояние – в среднем через 20-25 минут. Завершив сеанс, необходимо отдохнуть и отвлечься, например порисовать.

Что происходит с организмом во время практики?

Частое дыхание приводит к переизбытку кислорода в крови, при этом уровень углекислого газа падает, что приводит к особому состоянию – газовому алколозу. Давление снижается, сосуды сужаются, затем наступает кислородное голодание, из-за чего переживания, скопившиеся в подсознании, выходят на поверхность.

Благодаря такой практике человек может лучше познать свой внутренний мир, что подтверждают исследования. Также наблюдалось «положительное влияние на развитие характера» – считается, что метод способствует развитию эмпатии.

Фото: istockphoto.com

Холотропное дыхание применяется в качестве сопутствующей терапии при лечении:

  • депрессии;
  • стресса;
  • зависимости;
  • мигрени;
  • предменструального синдрома;
  • астмы;
  • хронических болей.

Противопоказания

Несмотря на пользу практики, холотропное дыхание имеет ряд противопоказаний:

  • гипертония;
  • беременность;
  • глаукома;
  • эпилепсия;
  • шизофрения;
  • глубокая стадия депрессии.

При таких заболеваниях техника может не только не помочь, но и усугубить нежелательные симптомы.

Перед практикой следует проконсультироваться с врачом или специалистом.

Если вы решили попробовать холотропное дыхание, для начала стоит найти специалиста, который сможет вас направлять. Помочь с освоением дыхательной техники могут психологи и психотерапевты.

Понятие о холотропных состояниях сознания и холотропной терапии

С сайта http://akamar.narod.ruВ наш век компьютерной техники, современных технологий и научно-технического прогресса серьёзно встал вопрос о психическом и духовном здоровье людей. В конце XX века мы встречаемся с широким набором психотерапевтических практик на основе «расширения сознания”, обещающих исцеление от различных болезней, оздоровление, личностный рост и развитие творческих способностей. Одной из таких практик является широко рекламируемая холотропная терапия. Что представляет собой эта практика?

В 70-х годах XX века благодаря трудам Леонарда Орра и Станислава Грофа было основано движение «Свободное дыхание” (Free Breathing). Все применяемые психотехники основаны на вызове изменённых состояний сознания посредством гипервентиляции. С. Гроф совместно с супругой Кристиной в 1975 г. оформили методику новой техники, получившей название холотропной терапии (холотропного дыхания). Данный вид терапии способствует возникновению так называемых холотропных состояний. Слово холотропный буквально означает ‘обращённый к цельности’ или ‘движущийся к целостности’. С. Гроф считает, что в холотропных состояниях сознание видоизменяется качественно глубоко и основательно, но не становится сильно повреждённым и ослабленным.

Теоретически методика холотропного дыхания основана на данных психоделических исследований и, по мнению С. Грофа, хорошо с ними сочетается. Холотропные состояния сознания могут вызываться целым рядом психотехник древних и туземных (шаманских) культур. Элементы техник для достижения этих состояний существуют в пранаяме — древнеиндийской науке дыхания, а также входят в упражнения кундалини йоги, сиддха йоги, тибетской ваджраяны, суфийских практик, буддийской и даосской медитаций. С. Гроф акцентирует: «…веками был известен факт, что с помощью дыхания, регулируемого различными способами, возможно оказывать влияние на состояние сознания”.

При проведении сеанса холотропного дыхания используют простые средства: осознанное управляемое дыхание, понуждающую музыку в сочетании с другими формами звукового воздействия, целенаправленную работу с телом, рисование мандал и др. С. Гроф пишет: «…важно также подчеркнуть, что эпизоды холотропных состояний разной длительности могут также возникать сами собой, без какой-либо устанавливаемой причины и часто против воли вовлечённых в них людей”. Он подчёркивает, что использование холотропных состояний является новейшей разработкой (курсив наш — и. М.) в западной психиатрии.

Увеличение частоты и глубины дыхания ослабляет психологические защиты и ведёт к высвобождению и проявлению «бессознательного” и «сверхсознательного” в психике человека. С.Гроф пишет, что во время холотропных состояний у человека могут появляться глубокие психологические прозрения и переживания, во время которых есть возможность переживать психологическую смерть и возрождение, широкий спектр трансперсональных явлений; обнаруживать память других «воплощений”, встречаться с архетипическими образами, общаться с «бесплотными существами” и посещать бесчисленные мифологические ландшафты.

Практика холотропной терапии

В Москве практикой проведения сеансов холотропного дыхания занимается ряд психологов и энтузиастов. Базовым учебным заведением по подготовке подобных «специалистов” является Институт трансперсональной психологии, который возглавляет кандидат философских наук Владимир Майков.

Сеансы холотропного дыхания предполагают: 1) подготовительный этап; 2) вступительную беседу ведущего перед участниками сеанса; 3) разминочную часть с использованием кундалини сиддха йоги; 4) гонг-медитацию; 5) непосредственный этап дыхания; 6) рисование мандал; 7) групповое обсуждение переживаний.

Во время подготовительного этапа все желающие участвовать в сеансе заполняют специальные медицинские анкеты, в которых они указывают имеющиеся заболевания и перенесённые операции. Врач просматривает эти анкеты, на основании чего индивидуально решает вопрос о допуске к участию в сеансе каждого кандидата. Всем участникам сеанса холотропного дыхания выдаётся памятка «холонавта” (дышащего), в которой определены правила проведения сеанса и указаны заболевания, при наличии которых участие в сеансе запрещено. Во время вступительной беседы ведущий сеанса рассказывает участникам об исключительной роли холотропного дыхания, о переживаниях, о правилах поведения во время сеанса и о перспективах личного роста. Разминочный этап и гонг-медитация обычно проводятся «специалистами” из центра Я. Маршака. В настоящее время начинают внедряться элементы тантры и шаманских практик. Непосредственный процесс дыхания длится не менее одного часа и выполняется по системе С. Грофа: все лежат с закрытыми глазами, слушают музыку, ни о чём не думают, только часто и глубоко дышат и переживают. Методология проведения сеансов холотропного дыхания предусматривает наличие закрытого изолированного помещения с целью эффективного воздействия музыкальной вибрации, пронизывающей всё тело участников. В завершение сеанса дыхания все участники в обязательном порядке рисуют мандалы и обсуждают их содержание в составе группы под руководством ведущего тренинг.

С православных позиций методология хлотропного дыхания может характеризоваться следующим образом.

Во-первых, составляющие элементы холотропной сессии — работа с телом — кундалини сиддха йога, гонг-медитация, тантра и шаманизм являются оккультными практиками. Особенно деструктивный аспект связан с «пробуждением энергии кундалини”. Согласно учению древних индийских йогов, кундалини («свёрнутая кольцом”) — это энергия, которая создаёт и поддерживает весь космос. В спящем виде она находится в основании позвоночника человека, в его тонком, или энергетическом теле — некотором поле, которое окружает и пронизывает тело физическое.

По утверждению ряда авторов, сила кундалини в своей основе является положительной и созидательной, но на первых этапах её прохождения возникает стресс, который может вызвать серьёзные психические расстройства (курсив наш — и. М.). При движении энергии происходит раскрытие чакр — центров психической энергии, что может вызывать сильные боли, возможно ухудшение зрения и даже его полная потеря; в процессе длительных медитаций, когда тело долго находится в определённой позе, может возникнуть частичный паралич одной из частей тела. Крайними негативными проявлениями этой энергии могут быть умопомрачение и даже смерть. Ещё в 30-е годы XX века теософ А. Клезовский описал те страшные явления, которые испытывает человек во время занятий практикой кундалини йоги. Он писал, что страдания надо переносить и «лучше за советами к врачам не обращаться, ибо вместо пользы можно принести себе существенный вред. Лечение этих болей обычными мерами невозможно”.

Во-вторых, все элементы процесса холотропного дыхания направлены на достижение человеком изменённых состояний сознания (ИCC). ИСС издавна привлекают внимание психологов и являются предметом серьёзного научного интереса. Вопрос, что относить к таковым состояниям, решается отчасти по некоторым психологическим критериям. Так как для достижения ИСС используются методики и элементы восточных практик, то человек под их воздействием (святые Отцы связывают это воздействие с влиянием злых духов) достигает приятнейших «духовных утешений”, «видений”, переживаний «блаженств”, «покоя”, «мира” , «бесконечности”.

В-третьих, используется методика буддийской медитации, имеющая в своей основе безоценочное отношение к переживаниям. Погружение в ИСС обычно предлагается воспринимать «с полной открытостью”, без предубеждений и без каких-то определенных ожиданий: принимайте видения и переживания «без всякой цензуры”, не нужно ничего «из головы”, «идите в переживание”.

Психологи пишут, что в ИСС происходит регрессия, которая выражается в виде архаизации мышления, в переходе к более примитивным эмоциям, когда утрачен (или ослаблен) контакт с реальностью. Тогда воля и разум уже не отслеживают, сколько ещё осталось от былого контакта, и в каком историческом времени мы должны жить и действовать. Подобный подход к переживаниям, полученным в ходе сеансов холотропного дыхания, представляет собой форму духовного наркоза, «который не лечит, но отнимает чувство боли”.

В-четвёртых, среди методик восточных философских учений следует особо остановиться на медитативной технике. Существует много различных методов медитации и соответствующих медитативных переживаний. Термин медитация «…обозначает методы упражнения внимания для того, чтобы научиться произвольно контролировать психические процессы и развивать особые психические качества, такие, как сознавание, прозрение, концентрацию, уравновешенность и любовь. Медитация направлена на развитие оптимальных состояний сознания и психологического комфорта”.

Медитация рассматривается как центральная техника трансперсонального развития. Соответственно медитативные техники вызывают теоретический и практический интерес трансперсональной психологи. Ряд авторов прямо заявляет, что медитация представляет собой процесс развёртывания сознания (курсив наш— и. М.), «медитация — средство полной трансформации, преображения личности”. Следует подчеркнуть, что мандалы, которые рисуют участники сеанса холотропного дыхания, в некоторых техниках являются символами медитации. Не случайно рисование мандал выполняется в обязательном порядке с целью интеграции ИСС участников сеанса.

В-пятых, выделим методы звукового воздействия, среди которых отметим влияние трансовой музыки или «прорыва” посредством использования барабанной дроби, шаманского пения, криков зверей и других сильнодействующих звуковых элементов. Для создания и поддержания необычного состояния сознания (курсив наш — и. М.) музыка должна обладать высокими техническими качествами и достаточной мощностью.

По признанию С. Грофа: «Принципы акустического воздействия для расширения сознания были разработаны Элен Бонни (Bonny, 1973), бывшей сотрудницей Научно-исследовательского психиатрического центра в Кэтонсвиле (штат Мэриленд), где она принимала участие в психоделических исследованиях как музыкальный терапевт”. В России и странах СНГ в последние годы используется фонотека музыкальных записей, разработанная В. Майковым специально для сессий холотропного дыхания.

На основании вышесказанного можно сделать однозначный вывод: метод холотропного дыхания, разработанный С. Грофом взамен психоделической терапии, является комплексной медитативной психотехникой ярко выраженного оккультного содержания. Для православного христианина такой метод психотерапии неприемлем и недопустим.

В качестве примера деструктивных переживаний, возникающих во время проведения сеансов холотропного дыхания, остановимся на следующих темах. С. Гроф пишет: «В холотропных состояниях мы обнаруживаем, что наша психика имеет доступ ко множеству пантеонов различных мифологических персонажей”. Далее следует разъяснение о том, что архетипические фигуры (персонажи) можно разделить на две группы: первая включает в себя божественные или демонические существа, воплощающие специфические универсальные роли и функции, вторая — различных божеств и демонов, относящихся к отдельным культурам, географическим пространствам и историческим периодам. Приводятся примеры наиболее известных из них. В первой группе находятся: Великая Богиня-Мать, Ужасная Богиня-Мать, Мудрый Старец, Вечная Юность, Любовники, Обманщик и др. Во второй группе вместо обобщающего образа Великой Богини-Матери можно созерцать одну из её конкретных культурных форм — Деву Марию, индуистских богинь Лакшми и Парвати, египетскую Исиду и др. При этом оказывается, что «особенно часты встречи или даже отождествления (курсив наш— и. М.) с различными божествами, которые были убиты другими или же сами принесли себя в жертву, а затем вернулись к жизни”. Эти переживания, в зависимости от типа божеств, сопровождались чрезвычайно сильными эмоциями — от блаженного экстаза до цепенящего метафизического ужаса.

С. Гроф описывает также переживание встречи с Абсолютным Сознанием или отождествление (курсив наш — и. М.) с ним. Высший космический принцип, или абсолютная реальность переживается через отождествление с Космической Пустотой, Ничем, Небытиём.

Рассматривая приведённые примеры переживаний, возникающих в холотропных состояниях, с позиции православного вероучения, следует подчеркнуть следующие моменты.

Во-первых, источниками указанных переживаний являются падшие ангелы — бесы. Из текста Священного Писания мы знаем, что Бог создал два мира: видимый и невидимый. Святитель Игнатий (Брянчанинов) однозначно объясняет порядок воздействия различных духов на человека: «Святые духи уклонились от общения с человеками как с недостойными такого общения; духи падшие, увлекшие нас в своё падение, смесились с нами и, чтоб удобнее содержать нас в плену, стараются соделать и себя, и свои цепи для нас незаметными. Если же они и открывают себя, то открывают для того, чтоб укрепить своё владычество над нами”. По причине действия падших духов на человека он испытывает сильные эмоции: от блаженного экстаза до цепенящего ужаса во время переживания встречи с «божествами”.

Во-вторых, происходит прельщение участников холотропных сеансов через образы переживаний: все прозрения, откровения и отождествления являются чистой формой прелести. Святитель Игнатий пишет: «Наше обычное состояние, состояние всего человечества, есть состояние падения, прелести, погибели <…> Отречёмся от всякого наслаждения духовного, от всех высоких молитвенных состояний, как недостойные их и неспособные к ним”.

В-третьих, отождествление с Абсолютным Сознанием и Пустотой — это также отождествление с демоническими пространствами. Преподобный Исаак Сирин пишет: «Истинные праведники всегда помышляют сами в себе, что недостойны они Бога”. И наоборот, «все самообольщённые считали себя достойными Бога: этим явили объявшую их души гордость и бесовскую прелесть”. Православному христианину нет нужды искать какого-либо отождествления с непонятным Абсолютным Сознанием, так как плодом искупительного подвига Господа нашего Иисуса Христа является не только освобождение человека от власти диавола, но и возвращение возможности общения с небом и небожителями: Вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога Живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства (Евр 12:22–23).

В-четвёртых, имеет место подмена учения Православной Церкви о сотворении мира из ничего непонятными и необоснованными ответами «эмпирического и трансрационального характера”, которые также являются происками падших духов. Человек очередной раз становится их жертвой: бесы дают знания, о которых не знает наука и о которых не сообщает Священное Писание. Переживание высшего космического принципа С. Гроф называет переживанием Божественного и даже встречей с Богом. Но его следующие слова: «Высший космический принцип может непосредственно переживаться в холотропных состояниях сознания, но не поддаётся никаким попыткам описать его или объяснить” говорят о подмене понятия Бога.

В-пятых, безоценочное принятие переживаний — путь к духовной и телесной погибели. Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет: «Открытое общение с духами для неопытного есть величайшее бедствие или служит источником величайших бедствий”. В результате Своего искупительного подвига Господь освобождает человека от тирании диавола и злых духов. Апостол Павел благодарит Бога и Отца <…> избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего (Кол 1:12–13). И всё же падший человек вместо пути богопознания и покаяния выбирает путь быстрого достижения запредельного знания, сверхчеловеческих возможностей. Ещё апостол Иоанн Богослов писал об этом: …свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет (Ин 3:19).

В-шестых, методологической основой и базовым понятием является введение человека в изменённые состояния сознания, но само это понятие является неправославным. Оно связано с состоянием, возникающим в процессе моделирования изменённого сознания (ЛСД-терапии и холотропного дыхания), которое носит явно оккультный характер. Апостол Павел пишет: Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням (2Тим 4:3–4).

На основании вышесказанного ясно: метод холотропного дыхания является опасной практикой трансперсональной психологии, ведущей к прельщению человека, нарушению его духовного и психического здоровья, удаляющей его от различения духовных состояний и повреждающей (омрачающей) сознание.

Иеромонах Максим (Попов)
Журнал «Альфа и Омега» №2 (52) 2008 г.

Гроф С. Психология будущего: Уроки современных исследований сознания / Науч. ред. В. Майков; пер. с англ. С. Офертаса. М., 2001. С. 23.

Психоделический — связанный с употреблением психоактивных веществ, способных влиять на психику человека и вводить его в изменённые состояния сознания.

Гроф С. Приключения в самопознании: Информационные материалы // ИНИОН. М., 1991. С. 36.

Мандала — в буддизме: круглая магическая диаграмма. — Ред.

Гроф С. Психология будущего. С. 37.

Клезовский А. Основы миропонимания новой эпохи. Минск, 1995. С. 612.

См. Архимандрит Лазарь (Абашидзе). Грех и покаяние последних времён. О тайных недугах души. М., 2007. С. 109.

Там же. С. 109.

Пути за пределы «эго”. Трансперсональная перспектива: / Под ред. Р. Уолша, Ф. Воон; пер. с англ. М. Папуши и др. М., 1996. С. 69.

См.: Пути за пределы «эго”. С. 71.

Озанец М. Медитация для начинающих / Пер. с англ. А. Гарькавого. М., 2004. С. 6.

Гроф С. За пределами мозга. — #_ftnref13″ name=_ftn13>Гроф С. Космическая игра. Исследование рубежей человеческого сознания / Пер. с англ. О. Цветковой. М., 2004. С. 29.

Там же. С. 31.

См.: Там же. С. 31–32.

См.: Там же. С. 37.

Святитель Игнатий (Брянчанинов). Творения: Слово о смерти. М., 2002. С.14.

Святитель Игнатий (Брянчанинов). Сочинения. В 7 т. (Репр.). Т.1. М., 1993. С. 258.

Преподобный Исаак Сирин. Слова подвижнические (Репр.). М., 1993. С. 155.

Святитель Игнатий (Брянчанинов). Творения. Т. 2. С. 126.

Гроф С. Космическая игра. С. 35.

Святитель Игнатий (Брянчанинов). Слово о смерти. С. 19.

Что такое холотропное дыхание

Холотропное дыхание — это особая дыхательная техника, использующаяся в психотерапии для осознания вытесненных в подсознание переживаний. Сама техника холотропного дыхания заключается в интенсивном учащенном дыхании, в результате которого возникает гипервентиляция легких. Гипервентиляция в свою очередь приводит к сужению сосудов головного мозга, отключению коры мозга и включения в активную работу подкорки.

Не забудьте получить бесплатный онлайн курс по медитации осознанности: получить курс бесплатно

Там я показываю вам самый быстрый и безопасный путь с нуля научиться медитировать и переносить состояние осознанности в повседневную жизнь.

Холотропное дыхание в психотерапии

Холотропное дыхание - техника выполнения

Холотроп был изобретен психотерапевтами Станиславом и Кристиной Гроф как замена психотропным препаратам, использующимся в психотерапевтических сеансах для освобождения вытесненных из сознания переживаний. Станислав Гроф заметил, что под воздействием психоактивных препаратов, когда на поверхность сознания всплывают тяжелые эмоции не осознаваемые ранее, человек начинает дышать чаще и глубже. Дальнейшие исследования показали, что само по себе такое дыхание приводит к тому же эффекту, что и применение препаратов. Поэтому после запрета психоактивных веществ, Станислав и Кристина Гроф заменили их практикой холотропного дыхания.

Само по себе учащенное дыхание, отключая защитные механизмы психики позволяют увидеть и разрядить тот психологический материал, которые наша психическая защита скрывает от нас в нашем обыденном состоянии.

Техника выполнения холотропного дыхания

Методика холотропного дыхания заключается в более учащенном и глубоком дыхании. Обычная инструкция не включает в себя четких параметров частоты и глубины, а предлагает найти свой индивидуальный подход в процессе практики. В больше мере техника представляет собой погружение в свои переживания и анализ полученного опыта. Также большое значение имеет музыка, которая служит для стимуляции нужного состояния сознания у практикующего.

Всего можно выделить четыре составляющих техники холотропного дыхания.

1) Глубокое учащенное и ритмичное дыхание ртом с отсутствием паузы между вдохом и выдохом

2) Музыкальное сопровождение для стимуляции процесса

3) Погружение в глубокие переживания всплывающие из подсознания

4) Анализ и выражение полученного опыта в виде рисунков или другого творческого процесса

Холотропное дыхание выполняется в паре: практикующий (холонавт) и ситтер. Ситтер нужен для того, чтобы следить за ситуацией, направлять практикующего, помочь избавиться от мышечных зажимов и для безопасности. Обычно в один день проводится два сеанса, сначала один дышит, второй страхует, а потом они меняются.

Холонавт — это человек, практикующий холотропное дыхание.

Рассмотрим подробнее технику выполнения:

Итак, запомните три главные характеристики дыхания:

  • дыхание только ртом
  • ритмичное
  • глубокое
  • частое
  • дыхание только грудной клеткой
  • быстрый резкий вдох и расслабленный выдох

Сам сеанс выглядит так:

  • Ложитесь на спину, руки и ноги свободно раскиньте как вам удобно
  • Включите музыку, специально подобранную для сеанса (в интернете есть готовые сборники)
  • Глаза закройте и не открывайте в течение сеанса
  • Дышите как описано выше несколько минут
  • Сосредоточьте внимание на технике дыхания и ощущениях в теле
  • На мысли и образы не отвлекайтесь, держите внимание на дыхании и теле
  • Если возникли судороги или сильное напряжение, старайтесь сбросить напряжение и расслабиться при помощи образов
  • Результативность сеанса зависит от того насколько хорошо вы сможете расслабиться
  • После завершения дыхательной практики нужно полежать расслабившись не менее 30 минут

Как делать холотропное дыхание самостоятельно в домашних условиях

  • Выделите время около 1,5 — 2 часов, позаботьтесь, чтобы вас ничего не отвлекало во время сеанса
  • Проветрите помещение для сеанса, найдите пространство, чтобы можно было свободно лежать на спине раскинув руки иноги
  • Включите заранее подобранную музыку для сеанса
  • Используйте сеанс холотропа для разрешения определенной психологической проблемы, определитесь, какую проблему вы хотите решить
  • Используйте описанную выше технику дыхания для входа в измененное состояние сознания

Через сколько начинает действовать холотропное дыхание

Обычно дышать нужно около 20 минут для того, чтобы войти в нужное состояние. Следующие 20 минут мы продолжаем дышать переживая все, что всплывает в сознании, затем 20 минут идет пик сеанса и разрядка психических проблем, затем мы отдыхаем и стараемся осознать опыт.

Практика холотропного дыхания

Для чего нужно холотропное дыхание? Результатом практики должно быть проявление блоков. Они могут проявляться в виде телесных зажимов, которые нужно расслабить. Здесь вам может помочь ситтер слегка надавливая и массируя место телесного блока. Также блоки могут выходить в виде картинок в сознании, мыслей и эмоций. В памяти могут всплывать забытые события из жизни, страхи или другие ощущения. Ваша задача просто переживать весь поток сознания, а после сеанса выразить в свободной форме при помощи рисования, лепки из пластилина или любого другого творчества.

Как часто нужно практиковать холотропное дыхание? Рекомендуется практиковать холотропное дыхания следуя своим собственным ощущениям в потребности. Ответ на этот вопрос будет очень индивидуальным для каждого человека.

Отзывы о практике холотропного дыхания

Здесь я собрал отзывы от разных людей, как негативные таки позитивные.

  • Я проходила сеанс с опытным тренером Во время практики действительно у меня всплывали в сознании какие-то воспоминания и в теле возникали боли. Но есть ли какой-то в этом смысл? Что мне это дало? Никаких изменений в себе после сеанса по прошествии времени я не заметила.
  • Я в восторге от сеанса! Но сразу хочу предупредить, что нужно практиковать только под наблюдением врача или хорошего специалиста. У меня произошла очень мощная разрядка накопившихся переживаний, как будто психика полностью обновилась и очистилась. Во время сеанса текли слезы, пробегала дрожь по телу, возникали судороги, но затем наступило такое облегчение. И это состояние легкости оставалось со мной еще пару месяцев.
  • Ну-у, достаточно не просто с помощью холотропного дыхания войти в нужное состояние и добиться катарсиса. Нужно интенсивно дышать достаточно долго, около получаса, что тяжело физически. К тому же нужно постоянно концентрировать внимание на ощущениях.

Не забудьте получить бесплатный онлайн курс по медитации осознанности: получить курс бесплатно

Там я показываю вам самый быстрый и безопасный путь с нуля научиться медитировать и переносить состояние осознанности в повседневную жизнь.

Categories:Пранаяма
Tags: дыхание, пранаяма