Храм 3 святителей

История:

В июне 1930 года, посел того как митрополит Евлогий (Георгиевский) с подчинёнными ему приходами и клиром решил выйти из юрисдикции Московского Патриархата, шесть мирян отказались поддержать это решение (пятеро из них — члены Братства во имя святого Фотия). Эти шесть человек сообщили о своём решении заместителю Патриаршего Местоблюстителя митрополиту Сергию (Страгородскому), и Митрополит Сергий благословил митрополиту Литовскому и Виленскому Елевферию (Богоявленскому) осуществлять духовное окормление верующих, пожелавших остаться в лоне Русской Православной Церкви. Со временем к ним присоединились священники, а также епископ Вениамин (Федченков).

3 января 1931 года Администрация приходов Западной Европы во главе с митрополитом Евлогием получила указ от московского Патриархата о том, что Братство святого Фотия и вся его деятельность переходят отныне в ведомство Московского Патриархата, и 6 января поступил указ о запрете митрополита Евлогия и о назначении экзархом Западной Европы митрополита Елевферия.

Во время Великого поста 1931 года митрополит Елевферий многократно приезжал в Париж и служил на частной квартире.

В марте 1931 года вместе с небольшой группой эмигрантов (20−25 человек), оставшихся верными Московскому Патриархату, епископ Вениамин (Федченков) провёл епархиальное собрание, на котором было принято решение о создании прихода. На rue Pétel, 5 был арендовано помещение, раньше служило подвалом велосипедной фабрики. Храм расположился в подвале.

Храм, в соответствии с уставом Братства святого Фотия, имел дввойное наименование — в честь Трех вселенских учителей и святителей (Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста) в знак верности Вселенскому Православию, а также во имя святителя Тихона Задонского, чтобы подчеркнуть, что эта верность проявляется в лоне Русской Православной Церкви. В храме были освящены два алтаря. В верхнем помещении решили устроить трапезную и монашеские кельи. Душой и вдохновителем этого дела был епископ Вениамин.

Освящение и первое богослужение было совершено в день Пасхи Христовой в 1931 году.

С 1931 года при храме начало работать издательство, которое выпускало духовную и просветительскую литературу.

Стараниями епископа Вениамина (Федченкова) и прихожан храма была приобретена Иверская икона Божией Матери, вывезенная из Москвы армией Наполеона в 1812 году.

Со временем храм получил статус Патриаршего подворья и стал известен как Трёхсвятительское подворье. На верхнем этаже была устроена типография во имя отца Иоанна Кронштадшского. В 1933 году, по просьбе архимандрита Афанасия (Нечаева), Леонид Успенский и Георгий Круг расписали первый иконостас прихода.

В марте 1934 года Вениамин (Федченков) отбыл в США, новым настоятелем стал архимандрит Афанасий (Нечаев), скончавшийся в 1943 году.

С 1946 года, несмотря на свои скромные размеры и за отсутствием другого храма в Париже, храм подворья получил статус кафедрального собора Западноевропейского экзархата Русской Православной Церкви.

В 1953 году по инициативе епископа Клишиского Николая (Еремина) были открыты Православные богословско-пастырские курсы. Слушатели курсов участвовали в ежедневных богослужениях в Трёхсвятительском храме и проживали в помещениях при храме.

В 1958 году жилой дом, в части которого размещалась церковь, был разрушен. Владельцы земли согласились разместить храм в новом во вновь возводимом здании, при условии, что ни один элемент внешней архитектуры не напоминал бы о сакральном значении помещения. Архитектор Марк Сала, поместил церковь в плане дома, как «торговое помещение». При этом пастырские курсы и монашеская община, существовавшая при подворье, была переведена епископом Николаем (Ерёминым) в Вильмуассон.

Интерьер церкви, устроенный в русском стиле, был украшен фресками и иконами письма Леонида Успенского и монаха Григория (Круга). Работы завершились в 1960 году.

С 1961 по 1984 год — настоятелем храма являлся протоиерей Александр Туринцев.

В феврале 1981 года подворье отметило своё 50-летие. Юбилейные торжества возглавил митрополит Минский и Белорусский Филарет (Вархомеев).

В конце 2003 — начале 2004 года архиепископ Иннокентий (Васильев) предпринял капитальный ремонт Трехсвятительского храма.

С 10 мая 2004 года по 1 июня 2008 года и.о. настоятеля был назначен иеромонах Нестор (Сиротенко).

С 1 июня 2008 года по май 2011 года — иеромонах Нестор (Сиротенко), ныне — епископ Корсунский, настоятель Трехсвятительского храма в Париже.

С мая 2011 года по июль 2014 года и.о. настоятеля храма был назначен иеромонах Марк (Святогоров), ныне — проректор СпбДАиС.

С августа 2014 года настоятелем храма назначен протоиерей Николай Ребиндер.

Храм Всех Святых расположен возле так называемого Васильевского луга при впадении Яузы в Москва-реку. Этот луг и прилегающие к нему земли в старину называли Кулишками или Кулижками (Кулигами).

Что есть что в церкви

На древнерусском это значило прибрежные участки земли, которые использовали для сенокоса. Но сейчас выражение «к черту на кулички» значит «очень далеко, неведомо куда, в глухомань». Это переделка более старого выражения «к черту на кулижки». Она появилась после подмены слова «кулижки» в значении «лесные полянки, острова на болоте».

Считается, что храм Всех Святых на Кулишках заложил Дмитрий Донской в память победы на Куликовом поле в 1380 году. Он хотел, чтобы в Москве было место вечного поминания героев сражения. Конечно, большинство погибших похоронили в братских могилах на Куликовом поле, но некоторых все же увезли в столицу и погребли у стен новопостроенной церкви. Ее освятили в честь Всех Святых, потому что каждый погибший герой был наречен именем своего небесного покровителя. Так храм Всех Святых стал первым храмом-памятником боевой славе русского оружия. Так появилась традиция ставить соборы в честь побед.

На самом деле церковь на этом месте была задолго до Куликовской битвы — еще в 1367 году. Да и слово «кулишки» упоминается в названии еще нескольких церквей в округе.

Храм Всех Святых на Кулишках пострадал в 1612 году, так как рядом с ним стояли пушки народного ополчения Минина и Пожарского. В 1687 церковь отстроили заново.

Церковь Всех Святых на Кулишках в 1881 году

Храм Всех Святых на Кулишках мог бы остаться неприметным для истории, если бы не Чумной бунт 1771 года.

Мини-путеводитель по Китай-городу

К этой церкви была приписана Боголюбская часовня у Варварских ворот Китай-города. В разгар эпидемии чумы одному человеку приснилось, будто болезнь наслали на Москву в наказание за то, что надвратную икону Варварских ворот недостаточно почитают. Этот сновидец уселся у ворот, и начал рассказывать о своем видении и собирать деньги на «всемирную свечу». Эти рассказы поддержал и священник Всехсвятского храма на Кулишках. Молва разнесла вести по Москве, и возле Варварских ворот собралась толпа жаждущих приложиться к иконе. Это усилило распространение болезни.

Тогда церковные власти решили убрать икону с ворот Варварской башни Китайгородской стены. В ответ на это москвичи зазвонили в колокол на Набатной башне. Так начался бунт.

Церковь Всех Святых на Кулишках, фото 2015 года

В 1930 году церковь Всех Святых на Кулишках закрыли. Ее хотели снести, но приспособили под нужды органов госбезопасности. О характере использования можно судить по тому, что в 1994 году в подвале церкви нашли останки расстрелянных.

В 1991 здание вернули Русской Православной Церкви, а в память о расстрелянных у стены подвала установили крест с изображениями новомучеников.

Сейчас храм Всех Святых на Кулишках отреставрирован. В нем разместилось подворье Александрийской Православной Церкви, а среди святынь есть список редкой чудотворной иконы Божией Матери «Экономисса».

По легенде, когда в Афонском монастыре святого Афанасия был голод, и монахи начали покидать обитель, сам Афанасий задумал уехать. Неожиданно ему встретилась женщина. Она назвалась Божией Матерью, пристыдила его за маловерие и приказала вернуться, пообещав, что станет домоустроительницей монастыря. Когда монах вошел в обитель, он обнаружил, что закрома полны хлебом. С тех пор в Афонской Лавре нет эконома, потому что экономиссой считается сама Богородица. А в память о чудесной встрече написали икону «Экономисса или Игуменья горы Афонской».

Говорят, что… …в 1666 году в богадельне у расположенного неподалеку Ивановского монастыря завелась нечисть. Изгнать ее удалось только призванному из Флорищевой пустыни иеромонаху Иллариону. Оказалось, что «буянила» в церкви душа княжеского сына Игнатия: мать прокляла его и послала к черту.
Но напоследок Игнашка решил пошалить: забрался на колокольню Всехсвятской церкви на Кулишках, и она накренилась в сторону Кремля.
И на самом деле, за время своего существования храм на 3,5 метра ушел в землю, а наклон колокольни видно даже «невооруженным глазом». Но все-таки иногда на фотографиях появляется чертовщина.

Храм Всех Святых на Кулишках на фотографиях разных лет:

  • Церковь Всех Святых на Кулишках, фото 2015 года
  • Церковь Всех Святых на Кулишках, фото 2015 года
  • Церковь Всех Святых на Кулишках, фото 2015 года
  • Церковь Всех Святых на Кулишках, фото 2015 года

А что вы знаете о Церкви Всех Святых на Кулишках?