Храм климента римского

ГЛАВНОЕ

  • Один из самых известных храмов Москвы, расположенный на Пятницкой улице, является уникальным примером церковного барокко.
  • Святой Климент (II век н.э.)был «апостолом от 70-ти», 4-м епископом Рима. Тогда еще не произошло разделения церкви на православную и католическую.
  • Храм, по основной версии, построен в 17 в. одним из богатейших купцов Москвы Козьмой Матвеевым, чья усадьба располагалась на Пятницкой улице.
  • Считается, что автор проекта — Пьетро Антонио Трезини – швейцарский архитектор, автор многих дворцов и храмов в Санкт-Петербурге.
  • В иконостасе храма и его внешнем убранстве проявился богатый архитектурный язык московского барокко.

Храм священномученика Климента, Папы Римского, расположен в историческом центре Москвы на Пятницкой улице. Его величественное здание с голубыми куполами заметно издалека.
Это один из самых известных храмов Москвы и уникальный пример церковного барокко в архитектуре (с итальянского la perla barocco – «жемчужина необычной формы»). Храм обладает нехарактерными для православных храмов иконостасами, а его центральный резной деревянный позолоченный иконостас со скульптурами не имеет себе равных в Москве.

Если посмотреть на храм св. Климента со стороны, то первые два яруса напоминают барочный дворец. Общая площадь храма составляет почти полторы тысячи квадратных метров. Церковь состоит из храмового зала с пятью приделами, трапезной с двумя приделами и колокольни. Это памятник архитектуры Федерального значения, включенный в экскурсионный и паломнический маршрут Золотого Кольца.

Кто такой святой Климент?

Святой Климент (II век н.э.) был «апостолом от 70-ти», по счёту четвертым епископом Рима (Папой). В его времена еще не произошло разделения христианских церквей на православную и католическую. По легенде, рукоположил Климента в епископы Рима сам апостол Петр. Климент был подвергнут гонениям со стороны римского императора Траяна, отправлен в ссылку в крымские каменоломни. Однако и там он не прекратил свои проповеди, организовав службы и крещение язычников. За это он был утоплен римлянами в 103 году. Позже его нетленные мощи были обретены его учениками на дне отступившего моря.

В Киевской Руси св. Климента считали святым покровителем. Часть его мощей была помещена князем Владимиром в Десятинной церкви в Киеве – первом христианском храме на Руси.

История храма

История храма уходит корнями в XVII век, когда у небольшой крепости, выстроенной казаками по соседству с деревянным храмом св. Климента, состоялось одно из сражений Смутного времени. В 1612 году Климентовский острожек стал форпостом борьбы с интервентами и символом стойкости православных воинов. В ходе тяжелых боев русским казакам удалось выбить из крепости войска гетмана Ходкевича, спешившего на помощь засевшему в Кремле польскому гарнизону. Эта победа стала прологом к освобождению Москвы и России от иноземных захватчиков.

Считается, что немного позже думным дьяком (министерское звание тех времен) Александром Дуровым было выстроено и первое небольшое каменное здание храма, в знак благодарности Богу за свое чудесное спасение. Осужденный на казнь во времена царя Михаила Романова, дьяк молился в тюрьме перед иконой Знамения и получил видение, что его помилуют. И действительно, его вскоре освободили, потому что такое же видение было и самому царю.

Существующий же пятиглавый храм, по основной версии, был выстроен в середине XVIII века одним из богатейших купцов Москвы, Козьмой Матвеевым, чья усадьба располагалась на Пятницкой улице. По другой версии, никак документально не подтвержденной, заказчиком строительства мог быть генерал-фельдмаршал и канцлер Российской империи А. Бестужев-Рюмин, живший по соседству с храмом. 25 ноября 1741 года, на день памяти св. Климента состоялся дворцовый переворот, который привел к власти императрицу Елизавету. Тогда в Санкт-Петербурге и Москве стали строить храмы с посвящением св. Клименту.

Неизвестен в точности и автор проекта. Считается, что им был знаменитый Пьетро Антонио Трезини – швейцарский архитектор, крестник царя Петра I и автор многих дворцов и храмов в Санкт-Петербурге. Отличающуюся по стилю колокольню выстроил главный архитектор Москвы князь Дмитрий Ухтомский.

Советское время храм св. Климента мог не и пережить. В 1920-е годы храмовое имущество, кроме икон, было изъято в казну, а в 1930-е годы храм подготовили к сносу. Уже были снесены церковная ограда и павильон, который выполнял роль Святых врат. Но за храм вступились известные реставраторы – профессор П. Барановский и академик И. Грабарь. В результате храм постигла не самая худшая судьба: в нем были размещены фонды Библиотеки имени В. Ленина. В этом можно видеть Божий промысел, ведь св. Климент считается покровителем книг и науки.

В 2008 году храм был передан православной церкви, и его реставрация стала важной страницей в жизни прихожан московской епархии.

Внутреннее убранство храма

В иконостасе храма и его внешнем убранстве проявился богатый архитектурныйязык московского барокко. Недаром искусствоведы сравнивают его с фасадом дома Апраксиных-Трубецких на Покровке и другими барочными постройками Москвы. Возможно, что иконы главного иконостаса были написаны Василием Василевским и Дмитрием Левицким, которые в эти годы над похожими иконостасами в храмах на Ордынке и на Солянке.

Северный (левый) придел трапезной посвящен иконе Пресвятой Богородицы «Неопалимая купина», помещенной слева от царских врат и защищающей от огня и пожаров. Слева от Преображенского придела находится придел в честь иконы Богоматери «Знамение».

Южный (правый) придел трапезной посвящен папе Римскому св. Клименту и архиепископу Александрийскому Петру. Этот придел занимает место первоначального храма, возле которого бились польские и русские войска в 1612 году.

В главной части строения – пять приделов, что для московских церквей редкость. Храмовую икону св. Климента обычно располагают на аналое. В пристенных киотах под аркой – старинные иконы XVIII века.

Основная часть храма была выстроена в 1770 году и выполнена в стиле, характерном для западноевропейских храмов. Статуи ангелов стоят на пьедесталах на уровне второго яруса, иконы вправлены в роскошные оправы и выполнены в стиле итальянского искусства XVIII века. В храме впервые в Москве была применена «киотная» структура иконостаса, когда единым иконостасом охвачены все пять престолов центральной части храма. Ближайшим аналогом считается иконостас Петропавловского собора в Санкт-Петербурге.

Еще два придела находятся на хорах, куда можно подняться по лестнице: придел Рождества Богородицы и Вознесенский придел. Они более всего пострадали в советское время из-за протекавшей кровли.

Всего 16 фото
Москвичи хорошо знают эту красивую, впечатляющую и величественную церковь, что находится в Климентовском переулке на Третьяковке. Она является безусловно выраженной архитектурной доминантой всего Замоскворечья. Это церковь священномученика Климента – папы Римского. Исходя из некоторого кажущегося внешнего противоречия, заключенного в самом названии, в том смысле, что причем тут папа римский и католичество, я заинтересовался историей этого православного храма и в особенности личностью самого Климента. Все оказалось очень любопытным и крайне поучительным. Далее под катом – фото храма в разное время и история о том, почему апостол Климент был таким популярным на Руси, на заре становления русского христианства.
Климент был младшим сыном состоятельных и знатных римских родителей в жилах, которых текла, в том числе и императорская кровь. Когда Климент был еще совсем юного возраста, отец отправляет его мать и двух старших братьев-близнецов в Грецию в Афины. По дороге их корабль настигает страшный шторм и случается кораблекрушение. Мать Климента и его братьев разлучает морская стихия. Все они спаслись, но ничего не ведали о судьбе друг друга. Отец же Климента, узнав о том, что его любимая жена и сыновья так и не прибыли в Афины, спустя четыре года сам отправляется на их розыски, оставив совсем юного Климента присматривать за их имуществом. Но, в результате пропал и он, превратившись в безутешного странника от безуспешных поисков своей семьи. Сам же Климент справедливо считал, что они все погибли.
Ему исполнилось двадцать четыре года, а уже прошло двадцать четыре года как пропали его братья с матерью, и двадцать лет как не было вестей от его отца. Климент вырос, получил хорошее образование, увлекся философией и новым тогда христианским учением. Страстно мечтая попасть в Иудею, откуда это учение распространялось по миру, Климент снарядил корабль и решительно туда отправился. Однако и он попал в сильный шторм, который привел его поначалу в Александрию, где он впервые услышал христианские проповеди апостола Варнавы, а оттуда отплыл в Кесарию Стратонийскую, в древний палестинский город на восточном побережье Средиземного моря. Там впервые он встретил Петра, ученика Христа, одного из его двенадцати апостолов, принял от него крещение став одним из его любимых учеников и последовал за ним. Оказалось, что в учениках у апостола Петра пребывали и его братья-близнецы. А немного позже в процессе их странствий и проповедей Петр удивительным образом встретил и узнал мать Климента, а впоследствии и его отца. Вот таким чудесным образом его семья объединилась, что приветствовал даже тогдашний император Рима.

Впоследствии, когда апостол Петр прибыл в Рим, Климент уже выступал в роли неотлучного и любимого ученика и истово проповедовал учение христово. Перед тем как принять распятие от императора Нерона апостол Петр рукоположил Климента во епископы, который впоследствии стал главой римской христианской церкви с 91 по 100 г.
Климент вел в это время обширную и успешную религиозную деятельность, исцелял больных и обращал в христианскую веру множество людей, причем как простого сословия, так и знатных римлян, чем, в конце концов, навлек на себя неудовольствие императора Траяна из-за многочисленных доносов «о неуважении Климентом римских богов». Тогда были искусственно спровоцированы народные волнения и массовый мятеж против христиан. Траян убить его не посмел, но в наказание отправил Климента в ссылку в Инкерманские каменоломни, что были рядом с крупным античным городом Херсонесом Таврическим, короче в современный Крым, в нынешний Севастополь.
С Климентом добровольно отправились в изгнание и множество его последователей. Кстати, Инкерманские каменоломни были традиционным местом ссылки христиан в то время. Климент работал в этих каменоломнях, как и все остальные ссыльные, продолжая истово проповедовать. Он открыл чудесным образом на территории каменоломен животворный источник, и после этого стал очень востребованным, почитался местным населением и крестил тогда по 500 человек в день. Климент создал в Херсонесе большую общину, насчитывавшую более 5000 христиан. Влияние Климента было очень весомым.

Климент папа Римский - 01
Источник
«Дошло до того, что местный военноначальник обратился к императору Трояну с письмом, в котором говорил: «Я уже не знаю, кто правит Крымом, – я или Климент. Я не могу с ним справиться, потому что огромные толпы разорвут меня на части». Тогда Троян прислал туда две свои когорты преторианцев, которые должны были убить Климента. Но, увидев огромное народное почитание и большое количество учеников, не решились сделать это открыто, и, выждав определенное время, хитростью заманили его на корабль, привязали к якорю и бросили в море. Поэтому крест с якорем – это символ и память мученической кончины первого русского святого, который хоть и был папой Римским, но стал покровителем Руси на все времена», – говорит отец Леонид, настоятель храма священномученика Климента в Замоскворечье.

Его два любимых ученика – Корнилий и Фив воззвали тогда к верующим молиться об обретении его тела. После этой массовой молитвы море отошло от берега на несколько сот метров, и верующие нашли в нерукотворной мраморной пещере-храме нетленное тело мученика. Ученикам тут же было дано откровение, что тело надо оставить здесь, а море теперь будет каждый год отступать в течении семи дней, чтобы верующие могли поклониться мощам Климента. Впоследствии в течении столетий Климентом было явлено множество откровений, чудес и исцелений. Так это и продолжалось до 8-го века, когда море перестало отступать.

Спустя еще полвека в Херсонес прибыли два христианских учителя – солунские братья Кирилл (Константин Философ) и Мефодий (да, да — те самые), которые побудили местного епископа Григория попытаться обрести его мощи с помощью молитвы. Григорий согласился и получил даже благословение тогдашнего константинопольского императора Михаила III (царствововал с 865 по 867 гг.) и патриарха Игнатия на это действо. При великом стечении людей после сильного ливня на закате всплыли мощи святого Климента осеняемые ярким белым светом. Мощи были перенесены в местную церковь Херсонеса, где впоследствии произошли массовые чудеса, исцеления и изгнания бесов…

Также Климент чрезвычайно известен своим произведением «Первое послание к коринфянам», в котором он старается склонить к миру враждующие коринфские партии и подчинить их власти законной иерархии. Оно представляет собой первый по времени, после творений апостольских, письменный памятник христианского учения (написано около 97 г. после Р.Х.) и пользовалось в древней церкви особенным уважением: его читали в церквях наряду с посланиями апостольскими и оно помешалось в одних кодексах с ними.

Живший задолго до разделения церквей, Святой Климент Римский одинаково широко почитается и в католицизме, и в православии. Святой Климент пользовался широким почитанием на Руси; ему посвящены значительные храмы в Москве (в Климентовском переулке), Торжке и иных местах. Очевидно, связано это и с тем, что святой равноапостольный Кирилл лично перевез мощи Климента в Рим и передал папе Адриану II, где им было устроено небывалое чествование (конец 867 — начало 868 года).
Папа Адриан II утвердил тогда богослужение на славянском языке и переведённые братьями «славянские книги», и приказал положить их в римских церквях, рукоположил Кирилла и Мефодия в епископы, а их славянских учеников в пресвитеры. Это был поистине революционный шаг. Многие западные и южные славяне к тому моменту уже приняли христианство, но у них не было своей иерархии. И в Риме, и в Константинополе рассматривали славянские народы лишь как объект культурно-политической экспансии. Византия ставила им греческих священников, которые вели богослужение на греческом языке с целью быстрейшей эллинизации славян. Славяне Моравии и Иллирака, находившиеся под юрисдикцией Рима были вынуждены приглашать служивших на латыни франкских миссионеров, пытавшихся начать процесс онемечивания славянских земель.

Благодаря Константину (Кириллу) и Мефодию славяне получили общий язык, возможность богослужения на нем, свою национальную церковную иерархию и тем самым щит от греческой или франкской ассимиляции. И все это произошло только потому, что у солунских братьев вовремя оказались мощи святого Климента Римского.

По мнению некоторых авторов, именно обретение мощей святого Климента освятило в глазах Римской церкви просветительскую миссию Кирилла и Мефодия среди славян и введение богослужения на славянском языке. До этого среди некоторых богословов Западной церкви господствовала точка зрения, что хвала Богу может воздаваться только на трёх «священных» языках (еврейском, греческом и латинском), поэтому братья и были в свое время заподозрены в ереси и вызваны для разъяснений в Рим. В честь обретения мощей святой Кирилл написал на греческом языке краткую повесть, похвальное слово и гимн. Мощи святого Климента были перенесены в римскую Базилику святого Климента. Здесь же был похоронен святой Кирилл, скончавшийся в феврале 869 года. Константин умер в возрасте 42 лет и принял перед смертью имя Кирилл.

Таким образом, обретение мощей святого мученика сыграло колоссальную роль в истории славянства, позволив славянам обрести общую письменность и тем самым сохранить свою культуру и самобытность, избавившись от опасности поглощения другими народами.

Часть мощей святого Климента была оставлена в Херсонесе, где покоилась в резной шести тонной мраморной гробнице, сделанной византийскими мастерами из проконесского мрамора. После захвата города русским князем Владимиром Великим в 988 или 989 году, который принял здесь крещение, мощи святого Климента (вместе с мраморным саркофагом) и телом его ученика Фивы по его приказу были перенесены в Киев «на благословении себе и на освящение всем людям», где пребывали в Десятинной церкви — первом каменном храме Киевской Руси. С XIII века мироточивая глава святого Климента пребывает в Киево-Печерской Лавре.
По мнению историков в этом акте рельефно проступает намерение Святого равноапостольного князя учредить церковь Киевской Руси на мощах папы-мученика, тем самым подчеркнув авторитет своей власти, святость своей столицы и ее кафедрального храма. И Владимиру действительно удалось добиться своей цели, так как в ближайшие десятилетия молодое Киевское княжество получило всеобщее признание в Европе, а его правители получили легитимность во всем христианском мире.
Судя по всему, для мощей в Киеве была сделана новая рака, поскольку сын Владимира Ярослав Мудрый был похоронен 20 февраля 1054 года в Киеве именно в херсонесской мраморной гробнице святого Климента, сохранившейся в Софийском соборе до сих пор.

Часть мощей Климента была передана французскому епископу Шалона, приехавшему в составе посольства сватать дочь князя Ярослава Анну Ярославну за французского короля.
Частица мощей от честной главы святого священномученика Климента была передана из Киева в Инкерманский Свято-Климентовский монастырь после возобновления его работы в 1991 году; рака со святыми мощами установлена в боковом нефе Свято-Климентовского храма.

Таким образом, мощи священномученика Климента были первой христианской святыней, появившейся на Руси. Этим то и была вызвана его исключительная популярность на русской земле.
Некоторые историки считают, что четвертый папа Римский Климент никогда не был в Херсонесе, и что это только легенды, созданные якобы Кириллом и Мефодием для религиозного обоснования их просветительской миссии. Ведь до того как их вызвали в Рим для дачи разъяснений их деятельности по созданию славянской письменности и становлению самостоятельного славянского христианства братья никак не популяризировали мощи Климента, что находились у них. Но это и не важно, а важно то, что Климент, как апостол выступил совершенным символом становления нового славянского православного христианского мира.

Так, что Климент является апостолом от 70-ти почитаемых, четвертым по счету епископом (папой) Рима. С католичеством этот его титул никак не связан. Просто, очевидно, само словосочетание «папа римский» в названиях церквей было применено уже в более позднее время.

Что касается самой церкви в Климентовском переулке. Отсюда из этих мест Большая улица и Ордынская дорога вели в Золотую Орду. Здесь проживали «толмачи» — переводчики и «ордынцы» — исполнители воли великого московского князя в Орде. Сюда, преодолев моря и реки, привозили свои товары иноземные купцы — «гости». Возможно, на рубеже XV — XVI вв. они и основали у так называемого замосковского Ленивого торжка церковь в честь Климента Римского, чтобы возносить в ней молитвы священномученику — покровителю всех жаждущих света истинной веры Христовой и путешествующих по водам.
Это крупнейший храм в Замоскворечье. Впервые он упомянут в письменных источниках под этим именем в 1612 году, в связи с событиями Московской битвы между русскими ополченцами и польско-литовским войском гетмана Ходкевича.

Первый каменный храм на этом месте датирован 1657 годом. В 1662 году у него было уже три придела. Храм был перестроен в 1720 году, затем в 1756—1758 годах к нему добавили трапезную и колокольню с Климентовским и Неопалимовским приделами. Архитектором мог быть, предположительно, К. Бланк или А.П. Евлашов. В 1762 году прихожане получили разрешение на слом главного объёма старого храма, и к 1769 году на средства купца 1-й гильдии К.М. Матвеева был завершён пятиглавый барочный храм, дошедший до наших дней. Авторство постройки не установлено. Предположительно, его выстроил И.Я. Яковлев по проекту Пьетро-Антонио Трезини.

Авторы путеводителя «По Москве» 1917 г. писали: «Издали, на фоне Замоскворечья, и вблизи храм с пятью его куполами производит одинаково сильное впечатление своей спокойной красивой громадой. Очень хороши окна второго этажа и идущая поверх здания ажурная железная решетка тонкого рисунка». Даже в советское время никто не мог остаться равнодушным к грандиозной и величественной красоте пятиглавой церкви во имя священномученика Климента, папы Римского. Удивляла ее оригинальная и изысканная ограда сложной конфигурации. Выдающимся явлением русской архитектуры эпохи барокко был признан входной храмовый павильон, который являлся одновременно и Святыми вратами, и «прикладезным» строением над святым источником. К сожалению, этот уникальный памятник московского зодчества снесли во второй половине 1930-х гг.

Надеюсь, Вам было интересно узнать о том, кто же такой был священномученик Климент и почему на Руси возводили храмы в его честь. Я, со своей стороны, теперь совершенно по-другому стал смотреть не только на этот замечательный величественный храм московского Замоскворечья, но и вообще, понял, что когда видишь подобные впечатляющие архитектурные шедевры, начинаешь осознавать, что за внешним фасадом храмов всегда стоит глубокая и седая история, история полная тайн, откровений и святой веры, той веры, что творит чудеса, что дает силы подняться из пепла и возродить былое величие своей родины.
Источники и дополнительная информация:
Сайт храма во имя священномученика Климента папы Римского
Сайт vidania.ru о Клименте Папе Римском: http://www.vidania.ru/p_klimentrimsky.html
Биография Климента на сайте «Католичество»: http://credoindeum.ru/publ/stati/svjatye/kliment_i_papa_rimskij/15-1-0-72
Сайт sobory.ru о храме Климента папы Римского в Замоскворечье: http://sobory.ru/article/?object=02177
Статья Андрея Васильева «Обретение мощей святого Климента Римского в Херсонесе»

Церковь Климента папы Римского известна еще со Смутного времени, когда в 1612 году деревянный храм на этом месте захватили войска гетмана Ходкевича.

Что есть что в церкви

Но 24 августа под стенами стоявшего возле храма Климентьевского острожка казаки и ополченцы во главе с Мининым и Пожарским разбили войска Ходкевича, который направлялся на подмогу засевшим в Кремле полякам. Это ускорило освобождение Москвы.

Около 1636 года здесь появилась церковь Знамения с Никольским приделом. В середине XVIII века Климентовский храм разобрали, и в 1756-1758 годах к Знаменской церкви пристроили трапезную и колокольню. Они сохранились. Саму церковь перестроили в 1770 году на средства купца К.М. Матвеева. Ходят легенды, что он был лишь подставным лицом для находящегося в опале Бестужева-Рюмина. Однако это маловероятно, ведь богатый купец Матвеев жил прямо напротив церкви.

Церковь Климента папы Римского

Большая загадка, кто же был архитектором храма Климента папы Римского. Предполагается, что проект выполнил П.А. Трезини или кто-то из его учеников. Среди возможных авторов проекта также упоминают К. Бланка.

Путеводитель по архитектурным стилям

Храм в Москве появился практически одновременно с Климентовским храмом в Петербурге. Поэтому вероятно, что оба здания выполнил один архитектор. Этим и объясняется нехарактерный для Москвы стиль «петербургского барокко».

Храм Святого Климента стал самой крупной церковью в Замоскворечье. А внутренняя отделка этого огромного здания продолжалась до 1774 года.

Но не церковь Пятницы-Прасковеи поражает и останавливает ваш взгляд с кремлевской вершины, когда вы, отклоняя постепенно глаза от юго-востока, ведете их по направлению к югу, а пятиглавая, великолепная церковь Климента папы римского. Перед ней вы остановитесь и идя по Пятницкой: она поразит вас строгостью и величавостью своего стиля, своею даже гармониею частей… Но особенно выдается она из бесчисленного множества различных узорочных церквей и колоколен, тоже оригинальных и необычайно живописных издали, которыми в особенности отличается юго-восточная часть Замоскворечья…

После смерти благотворителя храма, К.М. Матвеева, Климентовская церковь постоянно нуждалась в деньгах. Поддерживать в должном состоянии ее богатое убранство не удавалось. То есть крупнейший храм в Замоскворечье был одним из беднейших в Москве. Хорошо еще, что церковь почти не пострадала в 1812 году.

Закрыли храм Климента папы Римского в 1933 году. До 2008 года здание церкви использовали под книгохранилище Российской Государственной библиотеки, хотя еще в 1990 храм официально вернули Церкви. Сейчас богослужения возобновились.

Храм Климента папы Римского» на фотографиях разных лет:

  • Церковь Климента папы Римского
  • Церковь Климента папы Римского
  • Церковь Климента папы Римского
  • Церковь Климента папы Римского
  • Церковь Климента папы Римского
  • Церковь Климента папы Римского
  • Церковь Климента папы Римского
  • Церковь Климента папы Римского
  • Церковь Климента папы Римского
  • Церковь Климента папы Римского
  • Церковь Климента папы Римского
  • Церковь Климента папы Римского

А вы знаете что-то еще о церкви Климента, папы Римского?