Храм Николая чудотворца Вологда

Николы во Владычной слободе

Церковь Николы во Владычной слободе входит в число наиболее древних каменных храмов Вологды. Из сохранившихся в городе церквей она является третьей по древности после Софийского собора и холодной церкви Дмитрия Прилуцкого на Наволоке.

Впервые храм Николая Чудотворца в Мироносицкой трети упоминается в окладной книге преосвященного Гавриила, Архиепископа Вологодского и Белозерского, относящейся к 1691 году. Согласно ее записи, церковь в каменном исполнении построена посадскими людьми в 1669 году вместо деревянной.

Храм освящен во имя одного из самых популярных на Русском Севере святых – Николая Мирликийского. Второе – географическое – название церковь получила по наименованию местности, принадлежавшей Вологодскому архиерейскому дому. Население Владычной слободы, в отличие от вологжан, проживавших на посадах, было освобождено от государственных налогов.

Долгое время считалось, что слобода была «взята за государя» и приписана к посаду города после Соборного уложения 1649 года, закреплявшего повсеместную конфискацию городских владений духовенства. Однако сведения об Архиерейской (Владычной) слободе, содержащиеся в более ранних источниках, убеждают нас в том, что это произошло гораздо раньше. Так, например, дозорная книга посада Вологды князя П. Б. Волконского и подьячего Л. Софонова 1616-1617 годов, представляющая одно из первых описаний Вологды, квалифицирует данную местность как «сорок бывшие Владычни слободы». Результаты дозора отражают последствия польской интервенции России начала XVII века и разорения Вологды в 1612 году. При этом, как замечено автором публикации дозорной книги Ю. С. Васильевым, дозорщиков интересовали лишь данные о той части населения посада, которая была обязана платить государственные повинности. Следующим источником являются материалы копийной книги Троице-Сергиева монастыря, содержащие сведения о его приобретениях: «в 1625 году, ноября 17, Окинфей Нифантьев, вологжанин-посадский из Владычной слободы, продал Троице-Сергиеву монастырю «свой двор» на Вологде «на посаде в сороку бывшие Владычны слободы на берегу реки Вологды в Пречистенском приходе». И, наконец, сведения о самом древнем вкладе в церковь Николы во Владычной слободе, обнаруженные в архивном фонде, позволяют убедиться в том, что уже в начале XVII столетия слобода относилась к разряду государственных и к посаду Вологды. Кроме того, в церковной ризнице хранился серебряный позолоченный крест чеканной работы, положенный туда в 1604 году вологодским посадским Михаилом Андреевым, о чем свидетельствует надпись, выгравированная на одной из сторон креста: «7203 года Марта 1-го числа положилъ сей крестъ на Вологде, въ Церкви Живоначальныя Троицы да Николая»; над сею надписью вырезано: «что во Владычной Слободе на посаде – Михаиле Андреевъ».

Следует заметить, что название «Владычной» сохранялось за этой местностью вплоть до конца XIX века. Часть нынешней улицы Гоголя до 30-х годов ХХ века именовали «улица Владычная слобода», а иногда и просто «Владычная».

Архитектурные форы храма частично изменены позднейшими перестройками, однако он сохранил свою прежнюю монументальность. Церковь во многом подражает Софийскому собору, что типично для вологодских храмов середины XVII века, отличающихся величественностью.

Церковь Николы во Владычной слободе представляет собою высокий куб, поставленный на высокий подклет. Венчают храм пять тесно и красиво по композиции поставленных куполов. Барабаны луковичных глав украшены арочным поясом, поддерживающимся колонками. Трехчастное членение фасадов куба на прясла с большими декоративными закомарами вверху, отделенными от стен карнизом, типично для храмов XVII века. В закомарах до начала ХХ века имелась живопись с изображением двунадесятых праздников, не представлявшая особого интереса.

Пониженный алтарь и трапезная храма были значительно перестроены в XVIII веке. Интересна сохранившаяся алтарная часть подклетного этажа, сильно выдающаяся к востоку и заканчивающаяся двумя полукружиями апсид.

Контрастно по отношению к церкви выглядит колокольня, поставленная позднее самого храма – в XVIII веке. Ее стройный изящный столп состоит из четверика, высокого восьмигранного яруса со звоном и двух небольших поставленных друг на друга восьмериков, завершенных главкой. Подобные ярусные колокольни, пришедшие в XVIII веке на смену древнерусским шатровым, были весьма характерны для архитектуры Вологды, а также других северных городов России того времени.

Интерьер церкви Николая Чудотворца имеет необычную двустолпную конструкцию. Два мощных столба расположены в центральной части обоих этажей здания. Внизу, в подклетном этаже, они поддерживают простые коробовые своды, а в основном верхнем помещении служат опорой более сложной системе перекрытия. Двустолпие сравнительно редко встречается в древнерусском культовом зодчестве, составляя совершенно особый архитектурный тип храмовых зданий XVI-XVII веков. В 1793 году интерьер храма получил пышную барочную отделку, частично сохранившуюся до настоящего времени. Стенную роспись заменяла богатая орнаментальная лепка, покрывающая церковные своды, арки и столбы. Истинным украшением церкви был великолепный иконостас в стиле Людовика XVI, удачно сочетавший в себе живопись, деревянную скульптуру и искусную деревянную резьбу. По мнению исследователя Г. К. Лукомского, он считался одним из лучших в городе и чем-то напоминал иконостас Андреевской церкви в Kиеве.

В церкви Николы во Владычной слободе имелись Троицкий, Прокопия Устюжского, Скорбященский, Стефановский и Тихвинский приделы.

Храм был закрыт в период с февраля по март 1930 года. По некоторым данным, первое время он использовался в качестве пересыльного пункта для высланных из Украины и с юга России. В конце 1930-х годов строение лишилось всех своих пяти куполов. В бывшем храме открылась мастерская артели «Утилизатор», затем игрушечная фабрика. В послевоенное время здесь размещалась фабрика валяной обуви.

Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.12.1974 № 624 «Никольская церковь во Владычной слободе (Церковь Николы во Владычной слободе), 1669 г., ул. Гоголя, 108» поставлена под государственную охрану как объект культурного наследия федерального значения. В конце 1980-х годов началась научная реставрация памятника, были восстановлены барабаны и луковичные завершения с крестами.

В начале 1990-х при церкви создана община, начат сбор средств на ее восстановление. При приходе были образованы Центр социальной помощи и воскресная школа. В 1994 году храм возвращен верующим.

9 сентября 1998 года в церковь Николы во Владычной слободе перенесены мощи святителя Антония, епископа Вологодского, ранее покоившиеся в Софийском соборе Вологды.

Церковь Николая Чудотворца во Владычной слободе, 2010 год. Фото Василия Шелёмина с сайта sobory.ru

Церковь Николая Чудотворца во Владычной слободе, 2010 год. Фото Василия Шелёмина с сайта sobory.ru

Вологодский храм во имя святителя Николая Чудотворца во Владычной слободе (Вологодская епархия)

  • Престолы: свт. Николая Чудотворца (главный), придельные: Троицы Живоначальной, свт. Прокопия Устюжского, «Всех скорбящих Радость» иконы Божией Матери, Тихвинской иконы Божией Матери, Стефана архидиакона
  • Адрес: Россия, 160014, г. Вологда, ул. Гоголя, 108
  • Тел.: +7 921-232-2467 (настоятель)
  • Официальный сайт:
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

Никольский храм во Владычной слободе входит в число наиболее древних каменных храмов Вологды. Из сохранившихся в городе храмов он является третьим по древности после Софийского собора и холодного храма Димитрия Прилуцкого на Наволоке.

Впервые храм Николая Чудотворца в Мироносицкой трети упоминается в окладной книге архиепископа Вологодского и Белозерского Гавриила, относящейся к 1691 году. Согласно ее записи, церковь в каменном исполнении построена посадскими людьми в 1669 году вместо деревянной.

Храм освящен во имя святителя Николая Мирликийского. Второе — географическое — название церковь получила по наименованию местности, принадлежавшей Вологодскому архиерейскому дому (владыке). Население Владычной слободы, в отличие от вологжан, проживавших на посадах, было освобождено от государственных налогов.

Название «Владычной» сохранялось за этой местностью вплоть до конца XIX века. Часть нынешней улицы Гоголя до 1930-х годов XX века именовали «улица Владычная слобода», а иногда и просто «Владычная».

Архитектурные формы храма частично изменены позднейшими перестройками, однако он сохранил свою прежнюю монументальность, что в целом было характерно для вологодских церквей середины XVII века, во многом подражавших еще кафедральному Софийскому собору.

Г.К. Лукомский так описывал храм:

«Церковь св. Николая во Владычной слободе представляет собою очень высокий куб, увенчанный пятью, тесно и красиво по композиции поставленными, куполами. Хороши формы блестящих, упругих, луковичных глав, барабаны убраны, как и в Иоанновской церкви в Дюдиковой пустыни, арочным поясом, поддерживающимся колонками, перехваченными по середине гирьками».

В 1781 году приход Николаевской церкви был третьим по величине в Вологде и включал в себя 72 двора. В 1892 году он занимал уже второе место в городе с численностью прихожан 847 человек.

Храм был закрыт в период с февраля по март 1930 года. По некоторым данным, первое время он использовался в качестве пересыльного пункта для высланных из Украины и с юга России. В конце 1930-х годов строение лишилось всех своих пяти куполов. В бывшем храме открылась мастерская артели «Утилизатор», затем игрушечная фабрика. В послевоенное время здесь размещалась фабрика валяной обуви.

Постановлением Совета Министров РСФСР от 04 декабря 1974 года № 624 «Никольская церковь во Владычной слободе (Церковь Николы во Владычной слободе), 1669 г., ул. Гоголя, 108» поставлена под государственную охрану как объект культурного наследия федерального значения.

В конце 1980-х годов началась научная реставрация памятника, были восстановлены барабаны и луковичные завершения с крестами.

В начале 1990-х годов при церкви создана община, начат сбор средств на ее восстановление. Во время реставрации храма были установлены новые купола, появилась новая кирпичная кладка внутри помещения. При приходе были образованы Центр социальной помощи и воскресная школа.

В 1994 году храм возвращен верующим.

Архитектура

Никольский храм во Владычной слободе представляет собою высокий куб, поставленный на высокий подклет. Венчают храм пять тесно и красиво по композиции поставленных куполов. Барабаны луковичных глав украшены арочным поясом, поддерживающимся колонками. Трехчастное членение фасадов куба на прясла с большими декоративными закомарами вверху, отделенными от стен карнизом, типично для храмов XVII века. В закомарах до начала XX века имелась живопись с изображением двунадесятых праздников, не представлявшая особого интереса.

Пониженный алтарь и трапезная храма были значительно перестроены в XVIII веке. Интересна сохранившаяся алтарная часть подклетного этажа, сильно выдающаяся к востоку и заканчивающаяся двумя полукружиями апсид.

Контрастно по отношению к церкви выглядит колокольня, поставленная позднее самого храма — в XVIII веке. Ее стройный изящный столп состоит из четверика, высокого восьмигранного яруса со звоном и двух небольших поставленных друг на друга восьмериков, завершенных главкой. Подобные ярусные колокольни, пришедшие в XVIII веке на смену древнерусским шатровым, были весьма характерны для архитектуры Вологды, а также других северных городов России того времени.

Интерьер церкви Николая Чудотворца имеет необычную двустолпную конструкцию. Два мощных столба расположены в центральной части обоих этажей здания. Внизу, в подклетном этаже, они поддерживают простые коробовые своды, а в основном верхнем помещении служат опорой более сложной системе перекрытия. Двустолпие сравнительно редко встречается в древнерусском культовом зодчестве, составляя совершенно особый архитектурный тип храмовых зданий XVI-XVII веков.

В 1793 году интерьер храма получил пышную барочную отделку, частично сохранившуюся до настоящего времени. Стенную роспись заменяла богатая орнаментальная лепка, покрывающая церковные своды, арки и столбы. Истинным украшением церкви был великолепный иконостас в стиле Людовика XVI, удачно сочетавший в себе живопись, деревянную скульптуру и искусную деревянную резьбу.

Святыни

  • мощи святителя Антония, епископа Вологодского и Великопермского, перенесенные из Софийского собора 26 сентября 1998 года
  • чудотворная икона святителя Николая Мирликийского чудотворца, с частицей мощей
  • икона преподобного Александра Свирского с частичкой его мощей

Настоятели

  • Андрей Исаев (упом. 2016)

Использованные материалы

  • Главная страница приходского сайта:
  • «Церковь Святителя Николая Чудотворца во Владычной слободе» // Страница сайта Культура в Вологодской области:
  • «Вологда. Церковь Николая Чудотворца во Владычной слободе» // Страница сайта «Народный каталог православной архитектуры»:

… Третья городская часовня, в честь Святителя Николая, архиепископа Мирликийского, на перроне железнодорожного вокзала — самая поздняя по времени построения. Выбор места для ее постройки не случаен. Инициатором сооружения была настоятельница Леушинского Иоанно-Предтеченского женского монастыря Череповецкого уезда игуменья Таисия (Солопова); часовню строили на монастырские и ее личные средства. Мысль о постройке часовни и посвящении ее Святителю Николаю — покровителю путешествующих — давно занимала игуменью Таисию, о чем она упоминает в своих дневниках. Часовня Святителя Николая сооружена в 1904 году в «русском стиле», доминировавшем в русской архитектуре начала XX века. Появившись и развиваясь в Санкт-Петербурге, он нашел свое применение и в провинции.

Наряду с часовней Святителя Николая самыми типичными его примерами служат собор в честь иконы Богоматери «Неопалимая Купина» Парфеновского женского монастыря в Череповецком уезде и церковь в честь Иоанна Предтечи в деревне Соловарке Вологодского уезда. Фасады часовни насыщены чрезвычайно дробным декором, создающим ощущение перегруженности. Однако, к чести мастеров, строивших часовню, нужно отметить великолепную по точности добротную кладку стен, разнообразие и сложность профильного кирпича. Даже и там, где архитектурная мысль заходила в тупик, мастерство оставалось мастерством. Фасады, завершенные треугольными фронтонами, создают переход к восьмигранному основанию шатра, увенчанного главой, в основании шеи которой все тот же мотив из треугольников. Сакральная часть часовни, где прежде располагались киоты с иконами, выделена выдающимся к югу объемом. В отличие от прочих часовен, часовня Святителя Николая была отапливаемой. К сожалению, ее эффектная дымовая труба уничтожена. На южном фасаде здания имеется своеобразный каменный киот, в котором ранее находилась икона Святителя Николая.

Часовня, закрытая в 1924 году для богослужения и переданная под клуб железнодорожников, позже использовалась под стоянку для трактора. Сейчас она передана Церкви, но неудачно превращена в храм, что не соответствует каноническим требованиям к зданиям подобного рода. Кроме того, завершение ее выполнено несообразно прежнему, основанному на деревянных балках перекрытию. Установлен иконостас, что сильно уменьшило полезную площадь здания.

М. Ю. Хрусталев «Часовни города Череповца». Череповец: Краевед. альм. Вып. 3. — Легия, 2002.

Церковь Святого Николая Чудотворца во Владычной слободе принадлежит к древнейшим по времени построения церквям города Вологды. Каменный храм был построен в 1669 году. Местность, в которой он находится, получила название по принадлежности до 1649 года Вологодскому Архиерейскому Дому (Владыке). Владычненские крестьяне характеризовали собственное положение так: «Мы живем не на пашне, а промышляем торжком».

Николаевская во Владычной слободе церковь была восьмым каменным храмом города, но поскольку церкви Иоанна Предтечи и Знамения Божией Матери в Дюдиковой пустыни, храмы Свято-Духова монастыря и Кирилло-Иоанно-Богословская Семинарская церковь на Соляном дворе, имеющие более раннее происхождение, до настоящего времени не сохранились, это храм становится третьим по древности из сохранившихся в городе памятников каменного зодчества, после Софийского собора и холодной церкви Дмитрия Прилуцкого на Наволоке.

Архитектурные формы храма частично изменены позднейшими перестройками, однако он сохранил свою прежнюю монументальность, что в целом было характерно для вологодских церквей середины XVII века, во многом подражавших еще кафедральному Софийскому собору.

Г. Лукомский так описывал храм: «Церковь св. Николая во Владычной слободе представляет собою очень высокий куб, увенчанный пятью, тесно и красиво по композиции поставленными, куполами. Хороши формы блестящих, упругих, луковичных глав, барабаны убраны, как и в Иоанновской церкви в Дюдиковой пустыни, арочным поясом, поддерживающимся колонками, перехваченными по середине гирьками». В деталях обработки фасадов куба заметно стремление к декоративизму, выраженное особенно ярко в больших закомарах, отделенных от стен карнизом. Здесь еще в начале XX века помещали живописные клейма с изображением двунадесятых праздников. Стенной живописью были также украшены входы в верхний храм. Примыкающая к церкви с западной стороны трапезная связывает храм с изящной ярусной колокольней, выстроенной в середине XVIII века и выглядящей контрастно по отношению к церкви. Ее стройный изящный столп состоит из четверика, высокого восьмигранного яруса со звоном и двух небольших, поставленных друг на друга восьмериков, завершенных главкой. Подобные ярусные колокольни, пришедшие в XVIII веке на смену древнерусским шатровым, были весьма характерны для архитектуры Вологды, а также других северных городов России того времени. Самый тяжелый колокол на колокольне весом 2 тонны отлил в 1782 году в Москве мастер Асан Струговщиков.

Интересна сохранившаяся алтарная часть подклетного этажа, сильно выдающаяся к востоку и заканчивающаяся двумя полукружиями апсид — прием, встречающийся в ряде вологодских храмов (церкви Константина и Елены, теплая Дмитрия Прилуцкого (Успения Божией Матери)).

Интерьер Никольского храма был интересен своей барочной отделкой, частично сохранившейся и сейчас. Стенную роспись заменяла богатая орнаментальная лепка, покрывающая церковные своды, арки и столбы. Истинным украшением церкви был великолепный иконостас в стиле Людовика XVI, удачно сочетавший в себе живопись, скульптуру и искусную деревянную резьбу.

В 1781 году приход Николаевской церкви был третьим по величине в Вологде и включал в себя 72 двора. В 1892 году он занимал уже второе место в городе с численностью прихожан 847 человек.
В феврале 1930 года колокола сняли, храм закрыли. Первоначально в нем поселили высланных из средней и южной части СССР «кулаков», затем в здании храма, лишившегося купольного завершения, действовал завод игрушек и валенная фабрика. В начале 1990-х годов при церкви была создана община, постепенно начался сбор средств на ее восстановление. Во время реставрации храма Николая Чудотворца были установлены новые купола, появилась новая кирпичная кладка внутри помещения, — многое прежде разрушенное пришлось восстанавливать заново.

Сегодня в Николо Владычненском храме покоятся мощи Святителя Антония, епископа Вологодского и Великопермского (1585-1588 гг.), перенесенные из Софийского собора 26 сентября 1998 года. В настоящее время храм Николая Чудотворца во Владычной слободе-один из наиболее известных приходских храмов города.