Храм рождества христова беседы

Меньше километра отделяет подмосковное село Беседы, раскинувшееся среди оврагов на крутом берегу реки Москвы, от Московской кольцевой автодороги и столичных спальных районов Братеево и Орехово-Борисово Южное. В Беседах находится старинная шатровая церковь Рождества Христова, построенная в конце XVI века. В советские годы храм почти не закрывался, сохранив убранство и святыни.

Существует несколько вариантов значения названия села. Согласно словарю подмосковных топонимов Б. Вагнера, «беседой» называли сторожку – легкое временное сооружение. В сходном значении употребляется слово беседка. Начало поселению могли дать шалаши, из которых потом выросла деревня. В русских народных говорах слово «беседа» обозначало и водную пристань. Этот вариант вполне подходит для села, расположенного на берегу реки Москвы. В пользу такой версии говорит и то, что в Тверской области тоже есть одноименное село у Волги. В то же время, в городском округе Черноголовка Московской области находится деревня Беседы, но поблизости от нее не протекает полноводной реки.

Предание связывает появление названия села со святым благоверным Дмитрием Донским. В 1380-м году перед битвой с Мамаем на Куликовом поле великий московский князь остановился на высоком и крутом берегу реки Москвы и беседовал с союзником Владимиром Андреевичем Серпуховским и дружиной. С именем святого князя связывают также название стоящего на противоположном берегу Москвы Николо-Угрешского монастыря. Перед Куликовской битвой на месте будущей обители великому князю явилась икона Николая Чудотворца. «Сия вся угреша сердце мое», – произнес князь: чудесное явление образа согрело сердце полководца и уверило в победе.

Основная часть каменного Рождественского храма была возведена в годы правления Бориса Годунова. Бесединская церковь – одна из трех шатровых в этой части Подмосковья. На том же правом берегу в селе Остров стоит великолепный шатровый Спасо-Преображенский храм, а на противоположном берегу в Лыткарино – Никольская шатровая церковь в усадьбе Петровское. В XIX столетии старинный каменный шатер Рождественской церкви был обстроен со всех сторон приделами и колокольней. В это же время к Преображенскому храму в селе Остров тоже пристроили новую колокольню, которая отдаленно напоминает бесединскую. Оба села в первой четверти XIX века принадлежали графине Анне Алексеевне Орловой-Чесменской и пристройки к церквям совершались, возможно, по одной схеме.

Как выглядела церковь без поздних орловских пристроек можно представить по гравюре археолога А.А. Мартынова, размещенной в сборнике «Русская старина в памятниках церковного и гражданского зодчества» с текстами известного этнографа И.М. Снегирева. В 1840-е годы выпуски «Русской старины» Мартынова и Снегирева стали первыми изданиями в России, специально посвященными памятникам русской архитектуры. С 1848 по 1860 года было издано шесть выпусков с описанием и гравюрами семидесяти памятников Москвы, окрестных сел и городов, включая Владимир, Переславль-Залесский и другие. Из семидесяти памятников, отобранных для сборника, девять находятся в границах нынешней Московской области: Успенский собор в Звенигороде, Введенская и Пятницкая церкви у Троице-Сергиевой лавры, собор в селе Микулине Лотошинского района, церковь села Тайнинское в Мытищах, церкви в Софрине Пушкинского района и Деулине Сергиево-Посадского, а также несохранившаяся Стефанова часовня, стоявшая за селом Воздвиженским на Ярославском шоссе. Бесединский храм Рождества Христова также вошел в число девяти выдающихся подмосковных достопримечательностей издания Мартынова-Снегирева.

И.М. Снегирев писал, что в храме в XVII веке было специальное место для молитвы царя, так как Алексей Михайлович любил этот храм и сделал много вкладов в церковь. Его предки и потомки посещали Беседы, когда плыли по реке Москве для охоты в соседнее царское село Остров. Польский этнограф Зориан Доленга-Ходаковский предполагал, что в дохристианскую эпоху на месте церкви стояло языческое городище, а значит мольбище и требище – алтарь для жертвоприношений. Православные храмы часто ставились на привычных для бывших язычников местах поклонения. В частности, в прославленном преподобным Сергием Городке-Радонеже тот же Ходаковский исследовал дохристианское городище, где неподалеку якобы стояли пять каменных истуканов в урочище Белые боги.

Церковь Рождества Христова в Беседах закрыли в 1930-е годы, но во время Великой Отечественной войны власти решили вернуть молитвенное здание верующим. С 1943 года и до сего дня богослужения в храме больше не прерывались. Внутри храма сохранились старые иконы, среди которых немало редких: Богородица «Страстная», образ мученика Трифона, сидящего на коне, икона Богородицы «Всех скорбящих Радость». В храме помимо центрального престола, освященного в честь праздника Рождества Христова, есть еще три придела: пророка Илии, Покрова Пресвятой Богородицы и иконы «Всех скорбящих Радость». В 2000-м году рядом с церковью появился колодец с ключевой водой и часовенкой пророка Илии. Внутри этого небольшого помещения висит картина с библейским сюжетом вознесения Илии на небо на огненной колеснице, с которой пророк бросает милоть своему преемнику – пророку Елисею.

Братья и сестры, вы можете заказать в нашем храме поминовение о здравии и о упокоении не выходя из дома.

Сорокоуст о здравии —->

Сорокоуст о упокоении —->

Записки О ЗДРАВИИ —->

Записки О УПОКОЕНИИ —->

===========================================

Задать имеющиеся вопросы вы можете по телефону +7(495) 325-3456

Службы в храме проводятся ежедневно.

Начало вечернего Богослужения ежедневно — 17.00

Будни:
утром начало Богослужения — 09.00

Субботу:
Божественная литургия — 09.00

Воскресные и праздничные дни:
ранняя Божественная литургия — 07.00
поздняя Божественная литургия — 10.00

Вечером в воскресный день — вечерня с акафистом иконе Божией Матери «Живоносный Источник» в 17.00 (на этой службе возможны другие акафисты в зависимости от праздников).
Перед любым Крещением по указу Патриарха проводятся 2 обязательные катехизические беседы для родителей и крестных. Беседы проходят в храме Божией Матери «Живоносный Источник» в среду 14:00, четверг 14:00, субботу 14:00.
Таинство Крещения проводится ежедневно.
По субботам служится молебен перед иконой св. мученику Уару в 13.00.
Великим и Рождественским постом
проводится Таинство елеосвящения (Соборование).

Ориентир глубины для скважин в населенном пункте села Беседы варьируется от 32 м. до 103 м. Это зависит от абсолютной отметки земли в месте расположения участка, на котором планируется бурение скважины на воду. Если Вы находитесь на данной странице карты глубин, значит Вам доступна карта глубин скважин на воду в полном объёме, и Вы можете посмотреть какая глубина скважин в соседних населённых пунктах. Например, в селе Беседы минимальная глубина скважины составляет 32 м. Карта скважин является одной из самых больших по числу внесённых в неё данных о глубинах скважин на воду в центральном регионе. Вода, добываемая из подземных источников на территории населенного пункта села Беседы почти всегда благоприятна в бактериологическом плане.

На нашей карте в пределах «села Беседы» имеется 3 скважины. Самая неглубокая из них 32 м. , самая глубокая 103 м. Глубина водоносного горизонта на территории села Беседы определена нами по фондовым и архивным данным, а также по реальным скважинам на воду пробуренных на горизонты населенного пункта села Беседы в течение последних 25 лет.

На данной странице Вы также можете найти стоимость бурения скважин на воду различных конструкций, с применением стальных и полимерных обсадных труб. Участники НКО «Буровой Союз» не только на территории села Беседы но и в других районах, используют при сооружении конструкций скважин только новые стальные трубы, а также полимерные трубы, созданные из нового высококачественного сертифицированного пищевого сырья. Мы против применения так называемого «вторичного» пластика» и стальных труб повторного использования.

Более шести столетий минуло со дня возведения деревянной церкви на бесединском холме и более четырёхсот лет — со дня завершения строительства каменного храма, освящённого в честь Рождества Христова. После смерти Бориса Годунова и последующей опалы всего его рода, Беседы несколько лет прозябали без хозяина. Лишь с окончанием Смутного времени и воцарением на русском престоле Романовых, а именно в 1623 году, в писцовых книгах Московского уезда появляется запись, что Беседская вотчина пожалована князю Дмитрию Тимофеевичу Трубецкому. Тот самый Трубецкой, который вместе с Дмитрием Пожарским возглавил войско ополчения, освободившее от поляков Москву. В писцовой книге от 1623 года записано: «…боярина князя Дмитрия Тимофеевича Трубецкого за княгиней Анной Васильевной», которые живут «в вотчине, село Беседы на реке на Москве, а в селе церковь каменная Рождество Христово да придел Димитрия Солунского, да Фёдора Стратилата, да преподобной Феодосии…» Упоминает писарь и «строение вотчинников», в котором живут люди — «его служилые и конюхи», есть также «двор скотской, а в нём живёт пастух, во дворе приказчик Нагай Смагин». Спустя два года Беседы в другой писцовой книге упоминаются уже как «вотчина княгини Анны Васильевны, жены боярина князя Дмитрия Тимофеевича Трубецкого». И это означает, что к тому времени сам князь отошёл в мир иной — он умер летом 1625 года в Тобольске. История, увы, умалчивает о вкладе заслуженного полководца в обустройство усадьбы Беседы и храма.

В 1646 году в одном из документов Беседская вотчина упомянута в числе дворцовых, то есть она принадлежит уже двору царя Алексея Михайловича Романова. А известный исследователь старины, живший в первой половине ХIХ века, пишет о том периоде так: «Некогда здесь стояло Царское место. Судя по прежнему устройству этого села и по вкладам в этот храм Царя Алексея Михайловича, сей Государь, его предки и потомки любили и посещали Беседы, доставлявшие им приволье для отдыха и охоты…» Эта цитата взята из книги известного историка, этнографа и искусствоведа Ивана Снегирёва «Русская старина в памятниках церковного и гражданского зодчества». Одна из главок книги полностью посвящена храму в Беседах. Что же это за вклады царя, о котором говорит автор? «Об усердии к этому храму Царя Алексея Михайловича свидетельствуют две служебные книги, — сообщает нам Снегирёв. — Это: «Евангелие напрестольное, печатное в Москве в 1658 г.». Сообщает Снегирёв и многое другое, например, такую подробность: «На запрестольном кресте, имеется следующая надпись: Освящена церковь Рождества Христова в лето 7161 (1653 по современному календарю) при державе Благоверного и Христолюбивого Государя нашего царя и великого князя Алексея Михайловича всея России Самодержца, при святейшем патриархе Никоне Московском и всея Руси, святил церковь протопоп Макей села Коломенского мая во 8 день…» На двух больших досках иконописцы написали лики тезоименитых святых семейства Алексея Михайловича Романова: «св. Алексия, человека Божия и Марии Египетской, св Феодора Стратилата и св. мучениц Ирины и Софии». Эти лики, по мнению Снегирёва, напоминали царя и его первую супругу Марию Милославскую, а также детей — царевича Фёдора, царевну Софью и великую княжну Ирину Михайловну и были паписаны «старинным пошибом». Далее Иван Снегирёв пишет: «Время и пожары истребили Царское хозяйственное заведение; от прежнего быта остался единственный памятник — каменная древняя церковь…»

До наших дней дошёл императорский Указ, датированный 23 февраля 1767 года. Согласно ему, владельцем этих мест становится граф Алексей Григорьевич Орлов. Орлов, правда, предпочитал Петербург Москве и практически не бывал в Беседах. В 1807 году граф Орлов-Чесменский скончался, а бесединские владения перешли по наследству к его дочери Анне, «камер-фрейлине Двора Его Императорского Величества». После Отечественной войны 1812 года, через 3 года, в 1815 году, с южной стороны к храму пристроили небольшой придел во имя пророка Илии, а в 1820-м году — северный придел в честь Покрова Пресвятой Богородицы и трёхъярусную колокольню, увенчанную, как и сам храм, восьмигранным шатром. Анна Алексеевна продаёт имение в Беседах государству за 1 400 000 рублей. По наблюдениям Ивана Снегирёва, к середине ХIХ века внутри храма ещё сохранились следы древностей. Но белёные известью стены уже скрыли былые росписи, а сверху храм освещали три окна «в коих прежде были слюдяные оконницы». Окна же, смотрящие на север и юг, «теперь закладены». Далее Снегирёв сообщает, что «алтарный иконостас не древнее ХVIII века, в четыре пояса», хотя «прежде было всего два». Иконы в иконостасе старые, «из них древни местные греческого пошиба, в медных окладах, но не отличные по искусству: Спасителя, Одигитрия Божья Матерь, храмовый Рождества Христова и св. Николая Можайского с чудесами…» На исходе ХIХ века церковь расписали на темы евангельской истории в классическом стиле. Собственно, в эти годы храм и приобретает ту внешность, которую мы видим сегодня. До настоящего времени в храме сохранены старинные иконы ХVIII века в золочёных окладах: это икона Рождества Христова, а также святителя Николая Чудотворца с житием.

В 1930-х годах советские власти Христорождественский храм закрыли для прихожан и оборудовали в нём овощехранилище. Но в отличие от большинства других российских церквей, бесединскому повезло — в разгар Великой Отечественной войны, а именно, в 1943-м году, её вернули верующим. С тех пор богослужебная жизнь здесь не прекращалась. Сегодняшний облик храма Рождества Христова сформировался в начале ХIХ века, когда к основному объёму здания, представляющего собой бесстолпный четверик на высоком круглом подклете, на котором стоял кирпичный восьмерик с шатровым завершением, были пристроены два больших придела и колокольня. Ещё раньше, примерно в ХVIII веке к четверику пристроили три апсиды. В 1980-х годах в подклете устроили храм с престолом, освящённым во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», куда ведёт отдельный вход.

Здание церкви вытянуто по оси восток-запад и кажется двухэтажным из-за окон подклета. Северная часть, где находится трапезная и придел Покрова Пресвятой Богородицы, больше, чем южная с приделом во имя пророка Илии, поэтому в плане наблюдается небольшая ассиметрия. Восьмерик центральной части завершается шатром, увенчанным небольшим восьмигранным глухим барабаном, декорированным рядом полукруглых кокошников, и луковкой с восьмиконечным позолоченным крестом на полумесяце. Переход от четверика к восьмерику украшают два ряда полукруглых кокошников, над уровнем которых подняты тромпы. Кокошники меньшего размера закрывают грани восьмерика. Стены восьмерика украшены квадратными филёнками, в трёх из них прорезаны окна. Северный и южный приделы имеют свои миниатюрные главки, установленные прямо на крыше и выполненые в стилистике главы на шатровом завершении восьмерика, только выкрашены они в голубой цвет и декорированы золотистыми звёздами. Трёхъярусная колокольня построена в стиле позднего классицизма. Завершающий её шатёр сделан аналогично завершению храма, только в уменьшенном виде, это создаёт в целом гармоничный стройный силуэт. Переход от третьего яруса колокольни к шатровому завершению обозначен пинаклями — декоративными башенками, часто увенчиваемыми украшением в виде стилизованного цветка так называемого фиала. Очень распространённая деталь в романской и готической архитектуре, пинакли ставились в основном наверху контрфорсов, также на уступах контрфорсов и башен, на коньках и столпах стен. Первый и второй ярусы колокольни завершаются классическими треугольными фронтонами со всех четырёх сторон. На втором ярусе располагается звонница, три новых колокола которой были отлиты на пожертвования прихожан храма. Торжественное освящение колоколов состоялось 9 июля 2006 года. Чин освящения совершил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. Один из основных архитектурных элементов церкви — кокошники. Два ряда больших полукруглых кокошников служат своеобразной границей между четвериком и восьмериком. Кокошники поменьше скрывают грани восьмерика, делая его округлым. Белоснежные апсиды украшены полуколонками и оконными карнизами голубого цвета. Первоначальный каменный храм был с одной апсидой, похоже её разобрали вместе со старыми приделами и папертью.

В начале 2000-х годов рядом с храмом в овраге, на месте святого источника, была построена кирпичная надкладезная часовня, освящённая во имя святого пророка Илии, и купальня. Войдя в церковь и поднявшись по крутой лестнице, вы попадаете в просторную трапезную. На её сводах — роскошная многофигурная композиция, посвящённая Пресвятой Троице: на фоне голубого небосвода — облака, на которых восседает Бог Отец, Саваоф Иисус Христос, над ними голубь — Святой Дух. Вокруг, тоже на облаках, изображены святые. Тут и Богоматерь с апостолами и евангелистами, архангелы, пророк и креститель св. Иоанн Предтеча в окружении пророков, святители, преподобные, херувимы… На многочисленных иконах и стеновых фресках изображены лики святых, а также сцены из библейских сюжетов. Росписи на стенах дополняют орнаменты и фризы. В центральной части храма — тот самый четверик, построенный несколько веков назад. Если встать в центре его, то вы окажетесь прямо под куполом и «лицом к лицу» с главным иконостасом. В 1988 году в результате пожара серьёзно пострадали приделы в честь Покрова Божией Матери и во имя пророка Илии. После капитального ремонта художники обновили роспись стен и потолков, а в Ильинском приделе соорудили новый иконостас. Ещё раньше был капитально отремонтирован подклет храма. Во время Великой Отечественной войны здесь размещалось овощехранилище, и только в 1979 году силами прихожан и настоятеля протоирея Василия (Изюмского) помещение очистили и устроили здесь храм в честь чудотворной иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Сегодня Беседский храм имеет четыре престола, а в главном алтаре по сей день стоит древний каменный престол, которому уже более четырёхсот лет.

Журнал «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №237, 2017 г.