Храм симеона столпника

Монастырь Святого Симеона Столпника

Монастырь Святого Симеона Столпника — монашеская обитель в Сирии, в 40 км к северу от Алеппо, на дороге в Антиохию, на холме Калат-Семан. Инициатива строительства монастыря принадлежит последователю знаменитого святого, Симеона Столпника, св. Даниилу Столпнику, обратившемуся к византийскому императору Льву I (457- 474) с просьбой увековечить память своего учителя. Однако строительство монастыря началось лишь в правление императора Зенона (474- 491) и длилось с 476 по 490 гг. Первоначально на вершине холма был построен мартирий, бытовые постройки и странноприимный дом. Мартирий Симеона Столпника стал самым грандиозным культовым сооружением той эпохи, и лишь столичный храм Святой Софии, завершенный в 537 г., превзошел его по величине. Мартирий Симеона был выстроен вокруг места свершения подвига святого (его столпа) и не являлся собственно надгробным сооружением, что было редчайшим исключением в культовой практике того времени. В плане мартирий представлял восьмиугольное здание диаметром около 30 м с экседрами (полукуполами во внутренних углах для перекрытия многоугольных в плане сооружений), в центре которого находился столп подвижника высотой в 40 локтей (около 18,72 м). Здание было перекрыто куполом из дерева под черепичной кровлей в виде правильной восьмигранной пирамиды высотой около 43 м. К восточному, северному, южному и западному фасадам примыкали трехнефные базилики, придавая зданию крестообразную форму. Восточная базилика была католиконом монастыря и посвящалась святому Симеону Столпнику. У восточного фасада южной базилики, которая образовывала с монастырскими постройками внутренний двор, возвышался еще один столп, принадлежность которого не ясна. В этом ранневизантийском сооружении ярко проявилась архитектурная идея крестообразного храма с куполом, позже развившаяся в крестово-купольных храмах империи. От своего основания монастырь Святого Симеона Столпника стал местом массового паломничества христиан, привлекаемых прижизненной славой святого подвижника и чудесами, свершавшимися у столпа Симеона после его смерти. Пожертвования, а также ухоженные виноградники и сады плодовых деревьев приносили монастырю постоянный доход. Вблизи монастыря появились целые поселения паломников. В середине VII в. Сирию захватили арабы-мусульмане; они оставили монастырь христианам, но арабское владычество привело к прекращению потока паломников в монастырь, и с течением времени он пришел в запустение. Спустя три века, после возвращения Алеппо под власть Византии, монастырь Святого Симеона пережил новое возрождение, и паломники вновь стали стекаться в него со всех концов восточнохристианского мира. Вероятно, при содействии императора Никифора II Фоки (963-969) монастырь, как стратегически важный пункт, был окружен оборонительной стеной, а позднее, в правление императора Иоанна I Цимисхия (969-976), к стенам были дополнительно пристроены 13 башен. С тех пор монастырь фактически превратился в пограничную византийскую крепость, которую арабы называли Калат-Семан («Крепость Симеона»). В 985 г. обитель захватил эмир Алеппо и разорил ее, после чего Калат-Семан продолжал существовать исключительно в качестве крепости. В XX в. ряд международных организаций и правительство Сирии провели работы по частичной реставрации памятника.

Византийский словарь: в 2 т. / . СПб.: Амфора. ТИД Амфора: РХГА: Издательство Олега Абышко, 2011, т. 2, с.82-83.

Далее читайте:

Монастырь — комплекс богослужебных, жилых и хозяйственных построек, принадлежащих общине монахов, имеющих единый устав.

Идиоритм — тип византийских монастырей, основанных на принципах свободы и раздельного проживания своих насельников.

Православные монастыри (справочник).

Православные иконы (справочник).

Патриархи Русской православной церкви (биографический справочник).

Константинопольские патриархи (биографический справочник).

Религиозные деятели: | АВ | ВА | | ИА | КА | МА | НА | ПА | СА | ФА |

Храм Преподобного Симеона Столпника за Яузой видно издалека. Хорошо выделяется массивная белая башня с множеством прорезанных в ней окон и зеленой крышей. Территория церкви окружена белой каменной оградой.

Изначально на месте каменного храма Преподобного Симеона Столпника стояла деревянная церковь. В конце XVI в. Борис Годунов приказал построить церковь в Ямской слободе. Годунов венчался в день святого Симеона Столпника и поэтому приказал назвать церковь в его честь. Позднее вся слобода начала называться Семеновской. Ямщики переехали на Земляной вал, а тут стали селиться в основном торговцы. На деньги купеческой общины храм полностью перестроили в начале XVIII в. Сперва реконструировали основной придел, потом трапезную по проекту архитектора Назарова. Но в таком виде церковь простояла не долго. В конце XVIII в. храм снова начали перестраивать на деньги крупного магната Баташева. Хотя средств было достаточно, строительство затянулось на долгие годы. Спустя 6 лет после начала работ, по неизвестной причине, обвалился купол храма и сильно повредил стены. Восстановление церкви затянулось до войны с Наполеоном, когда снова произошло несчастье. Во время нашествия французов храм разграбили, а новый иконостас был разбит и сожжен. Лишь через год храм, наконец, открыли.

В 1929 г. редакция газеты «Рабочая Москва» получила письмо от пациентов Яузской больницы. В письме больные рабочие просили закрыть церковь Преподобного Симеона Столпника, так как шумные богослужения и звон колоколов мешают выздоровлению и отдыху. Несмотря на абсурдность просьбы, городские власти ее выполнили. Храм передали Мосгорисполкому. После этого здание претерпело серьезные изменения: колокольню снесли вплоть до 1-го этажа. В круглой башне вместо высоких арочных окон вырезали 3 ряда маленьких. А внутри соорудили деревянные перекрытия. В конце XX в. церковь частично восстановили, и вновь начались богослужения. По слухам, во время реставрационных работ во дворе нашли останки людей, расстрелянных на Лубянке. Сейчас при храме работает воскресная школа, иконописные и реставрационные мастерские.

Церковь Симеона Столпника, «что на Поварской»
(Введенская церковь; Богородицкая церковь; Симеоновская церковь; Семеновская церковь)


Для получения увеличенного изображения кликните мышкой на фотографии.

Адрес: Москва, ул. Поварская, 5, стр. 1

Храм преподобного Симеона Столпника относится к так называемым «огненным храмам», возводившимся в Москве с середины XVI века.

Храм на месте современного здания церкви Симеона Столпника впервые упоминается в архивах с 1624—1625 годов. Вероятно, еще во времена Бориса Годунова здесь стояла деревянная церковь. В архивных документах она впервые упоминается как храм Введения во Храм Пресвятой Богородицы (по главному престолу), что «за Арбатскими вороты в Поварской улице».

В церкви также имелись приделы во имя преподобного Симеона Столпника и во имя святителя Николая (с 1715 года), который в 1759 году был переосвящен во имя святителя Димитрия Ростовского. В дальнейшем храм именуется как храм преподобного Симеона Столпника на Дехтяреве огороде, на Арбате, у Арбатских ворот или на Поварской.

Местность эта была дворцовой Поварской слободой, где жили люди из штата Сытного дворца (по данным 1573 г. их было почти 500 человек: повара, хлебники, помясы, скатертники, подключники…). Отсюда и пошли названия улиц и переулков между нынешним Новым Арбатом и Б. Никитской: Поварская улица, Хлебный, Скатертный, Столовый, Ножовый переулки.

Слобода царских поваров была богатой — к XVII веку в ней значится два храма.

Название храма Симеона Столпника связывают с именем Бориса Годунова, который венчался в праздник этого святого и, вероятно, повелел поставить здесь (и не только здесь) деревянный храм в его честь и в память о своем венчании.

Современную каменную церковь из большемерного кирпича построили в 1676—1679 годах на средства казны царем и великим князем Федором Алексеевичем.

Небольшое здание выполнено в стиле русского узорочья, с пятью главами, трапезной, колокольней и двумя приделами, каждый с отдельной апсидой и главкой. Главный престол храма — Введенский, а приделы — во имя Симеона Столпника и Николая Чудотворца, последний в 1759 г. был переосвящен во имя Димитрия Ростовского. Приделы примыкают к изначально более низкой трапезной, которая позднее была поднята в сводах и вытянута в длину с запада, слегка «обняв» открытый первый ярус колокольни.

Внешнее убранство церкви просто и в то же время позволяет ей выглядеть очень нарядной. В первую очередь это достигается благодаря верхней части основного объема с рядами кокошников и узорчатыми барабанами под небольшими луковками куполов. С ними перекликается ажурный шатер колокольни с арочными проемами и двумя рядами окошек-«слухов», обрамленных наличниками. На колокольне были колокола литья мастера Федора Дмитриевича Моторина (1630—1688), основателя знаменитой династии литейщиков (утрачены в 1930-х гг.). Под рядами кокошников проведен широкий резной фриз. Пышно украшены и барабаны приделов. Как это было со многими «огненными» храмами (четверик которых украшали ряды кокошников), ярусное покрытие храма Симеона Столпника было заменено на более простое и практичное четырехскатное, и восстановлено только при реставрации в 1966 г.

В 1812 году храм Симеона Столпника был разграблен, сильно обгорел во время пожара. Ценности расхищены. После освобождения Москвы от наполеоновских войск прихожане храма во главе с его настоятелем Стефаном Никитичем Поповым полностью восстановили церковь и владения причта к 1818 г.

Храм был популярен среди москвичей как место венчания. Здесь в 1801 г. состоялось одно из самых известных и нашумевших венчаний — графа Николая Петровича Шереметева и актрисы Прасковьи Ивановны Жемчуговой-Ковалевой. Здесь же в 1816 г. венчались писатель Сергей Тимофеевич Аксаков и Ольга Семеновна Заплатина.

Прихожанином церкви Симеона Столпника на Поварской в последние годы жизни был Н.В. Гоголь, живший с декабря 1848 года у графов Толстых в доме Талызина на Никитском бульваре. Священник церкви причащал умирающего писателя в феврале 1852 года.

В 1866 г. в храме Симеона Столпника венчался известный общественный и религиозный деятель К.П. Победоносцев с Е.А. Энгельгардт.

Метрика 1887—1891 готов так описывает этот храм:
» Во имя Преподобного Симеона Столпника, именующаяся так по приделу в честь сего святого; настоящая в честь «Введения во храм Персвятой Богородицы» (на Поварской). каменная <…> квадратная, одноэтажная. Алтарь главной церкви с одним полукружием. (Приделы одноапсидные). Вышина церкви 10 саженей, длина 16 саженей и 1 1/2 аршина, ширина 8 сажень и 1 аршин. из кирпича. Стены выкладены сплошною кладкою. Связи в стенах железные. Наружные стены гладкие. Есть карнизы в виде поясков на трапезной церкви, а на настоящей церкви между поясками есть зубчики. Кровля шатровая, на трапезной церкви в два ската, на настоящей — в четное ската, вся из железа, выкрашена краскою. Подзоры железные. Кровля старая. Фонарь на сводах глухой.

Глав на всей церкви с колокольнею — 9, из них 5 большого размера находятся над срединою настоящей церкви, остальные над тремя алтарями настоящей и трапезной церкви и над колокольнею. Главы покрыты белым железом. Кресты на главах медные, осьмиконечные, с цепями, спускающимися к главам.

Окна широкие, квадратные. В главном алтаре одно окно, и по одному окну в каждом из двух предалтариях. В алтарях трапезной церкви по два окна и все окна в один свет, с прямыми перемычками. Наличники у окон гладкие из кирпича. Окна прямые с отливами внутрь. У окон решётки железные, крашеные.

Дверей входных четверо, из них одни на западной стороне церкви, двое — на северной и одна с южной стороны. Все двери железные. Прежде существовал вход с северной стороны в виде крытой галереи, который наглухо заложен неизвестно когда. Паперть устроена с одной стороны.

Церковь внутри устроена в виде квадратной палаты. Алтарь от храма отделяется только в настоящей церкви каменною стеною с тремя пролетами. Приделов в церкви два. Западный притвор — трапезной устроен в виде палаты, от храма отделяется глухою стеною с одним пролётом в виде арки.

Своды устроены в настоящей церкви четырехсторoнние, опираясь на стены, соединенные вверху железными связями.

Своды трапезной церкви в одной части шатровые, в другой полукруглые, и как те, так и другие опираются на два столба. Среди трапезной церкви поставлено два столба, четверогранные, гладкие, без карнизов. На каждом из них имеется по одной впадине для образов. Решеток кругом их и лавок нет.

Пол лещадный как в алтарях, так и во всем храме с притвором.

Алтарь в настоящей церкви троечастный, разделённый двумя арками. В правом предалтарии находился ризница, в левом предалтарии жертвенник. Своды в алтаре лежат на стенах. Окон в алтаре и предалтариях три.

Помост в алтаре выше помоста храма на одну ступень. Два придельные алтаря одночастные, каждый о двух окнах, с полукруглыми сводами.

Все три престола деревянные, без возвышений от помоста. Престолы квадратные, в настоящей церкви — 1 1/2 аршина, в трапезной церкви 1 аршин и 4 вершка.

Иконостасы нового устройства, резные, из дерева, резьба помещена на золотом поле в визе веток, звёздочек и т.п. В настоящей церкви иконостас четырехъярусный. Царские двери, состоящие из двух створок, гладкие, золочёные, местами покрыты резьбою. Форма верхушек царских дверей в настоящей церкви прямая, гладкая, в трапезной — на одних изображение чаши, на других — лучи образного сияния. Иконостасы трапезной церкви в три яруса.

Солея пред алтарём от одного клироса до другого каменная, выше помоста храма на одну ступень и от последнего решёткою не отделена.

В настоящей церкви амвонное место выделяется из солея и сделано из белого камня. Сени над ним нет. Клиросы одной стороной примыкают к стенам церкви, другие стороны, боковые, сделаны из балясника, задние глухие, с вставленными в них иконами. Особых в них украшений нет.

Колокольня построена в одно время с церковью и из такого же материала. Форма её от основания квадратная, а верх в виде башни. Каких-либо изображений и надписей нет.

Колоколов всех восемь. На одном надпись: «Лета 7185 августа в 3 день вылит сей колокол при державе Великого Государя и Великого князя Феодора Алексеевича всея Великой и Малой и Белой России самодержца. Лил сей колокол мастер Маторин».

Стены церковные расписаны живописным письмом. Церковь настоящая расписана вся, трапезная только местами, в сводах.

На иконе Симеона Столпника находится надпись: «Лета 7132 ноября 22 дня при державе Государя и Великого князя Михаила Феодоровича — всея России и при Святейшем Филарете патриархе Московским и всея России поставлен сей образ в церковь Симеона Столпника что за Арбатскими вороты на Дехтяреве огороде. Гавриил Александров сын Протасов». Местно чтимая икона свт. Димитрия, Митрополита Ростовского Чудотворца. Какие из древних икон находятся в иконостасе неизвестно. 1887 года февраля 3 дня».

В 1930-е годы церковь уцелела и оставалась действующей. С 1934 года по 1938 год в здании храма проходили службы «обновленцев». Настоятелем стал архиепископ-обновленец Евстафий, которого в 1938 г. арестовали и отправили в лагеря. Как вспоминали местные старожилы: в церкви служил батюшка, которого называли «красный поп», из-за того, что два его сына окончили Коммунистическую академию. В 1941 г. храм закрыли; 22 сентября 1938 года вышло постановление Краснопресненского райсовета о передаче «здания бывшей церкви» Райпромтресту. Снесли красивую ограду, разобрали часть деталей самой церкви. В бывшей церкви разместились трудовые мастерские глухонемых, работавшие во время войны на нужды фронта. После войны церковное здание занимала мастерская «Мединструмент».

Полуразрушенная церковь достояла до решения о строительстве новой московской магистрали – проспекта Калинина на месте бывшей царской Кречетной слободы. Первоначально церковь, не вписывавшуюся в ряд новостроек из стекла и бетона, собирались снести, но усилиями общественности ее удалось спасти. Большую роль в сохранении храма Симеона Столпника как исторического памятника сыграл архитектор-реставратор Леонид Иванович Антропов.

В.А. Десятников рассказал в своей книге об этом: «Москва ему обязана спасением многих архитектурных достопримечательностей. Среди них церковь Симеона Столпника XVII века, что на углу Нового Арбата и Поварской. <…> То, что этот памятник украшает ныне проспект, заслуга вовсе не бывшего главного архитектора Москвы и автора проспекта М.В. Посохина. Сохранил ее для Москвы Л.И. Антропов. Когда мощный экскаватор прибыл, чтобы развалить обезображенное перестройками древнее сооружение, Леонид Иванович залез в ковш экскаватора и не дал возможности работать до тех пор, пока Г.В. Алферова и П.Д. Барановский не принесли приказ из Министерства культуры СССР о постановке памятника на государственную охрану».

В 1966 г. началась реставрация, восстановили изначальную форму кровли, даже украсили маковки крестами, которые почти сразу по распоряжению высшего начальства срезали автогеном. Автором проекта реставрационных работ была Ольга Дмитриевна Савицкая.

Были разобраны пристройки и элементы поздних преобразований, искажавшие вид здания, снят культурный слой до уровня XVII века и сделана вымостка участка вокруг церкви. В первоначальном виде были восстановлены сводчатые перекрытия трапезной, два яруса кокошников и основной объем храма. Форма глав, высота барабанов и шатра колокольни восстановлены на основе архивных фотографий с использованием фотометода. Были также восстановлены первоначальные формы оконных и дверных проёмов и их декоративное обрамление.

В 1968 г. здание храма отдали Всероссийскому обществу охраны природы, и в нем разместился выставочный зал мелких животных и птиц: морских свинок, белых крыс, попугайчиков, канареек и т.д. Вскоре небольшое здание насквозь пропиталось навозным запахом. Интерьеры храма были окончательно уничтожены.

Позже, к 1990-м гг. в храме устраивались выставки живописи и народного искусства.

В 1990 году, наконец, вновь были воздвигнуты ажурные позолоченные кресты, пролежавшие четверть века в подвале. В свое время за это поратовал тогдашний заместитель председателя Мосгорисполкома Матросов.

В 1991 г. храм возвратили церкви, ее заново расписали молодые художники. Оказалось, что от прежнего убранства уцелела храмовая икона преподобного Симеона Столпника, сохранявшаяся у прихожан. В 1992 году возобновилось богослужение.

Источники иллюстраций:
Найденов Н. А. Москва. Соборы, монастыри и церкви. Ч. II: Белый город. М., 1882.
hram.codis.ru