Храм святого Георгия победоносца

Лод — город Центрального округа Израиля, расположен 20 км юго-восточнее Тель-Авива.

Лод является смешанным городом — около 20% его населения составляют арабы.

Общая численность населения города — 70 тыс. жителей (2010).

История

Лод — один из древнейших городов, имеющий богатую историю.

Впервые упоминается в хрониках XV в. до н. э. как город Лод (Луд). Лод (Луд) упоминается в карнакской надписи времён Тутмоса III.

С V в. до н. э. Лидда была крупным центром иудейской учёности.

Город не раз упоминается в Новом Завете.

Во время Второй Иудейской войны был взят римлянами и разрушен как один из центров еврейского сопротивления.

На месте древней Лидды возникла колония с греческим названием Diospolis («город богов»).

Именно в ней, как считается, жил и был похоронен Георгий Победоносец.

В память об этом до арабского завоевания современный Лод был известен как Георгиополь («город Георгия»).

Халиф Сулейман в 716 г. перенёс центр арабской Палестины из Лидды в основанную им Рамлу.

В 1099—1191 гг. Лидда — один из центров сеньории Рамла и государства крестоносцев, которые нарекли Лидду «городом Святого Георгия».

Путешественник Вениамин Тудельский в 1170 г. нашёл в Лидде лишь одного еврея.

После присоединения к Израилю в 1948 г. арабское население оставило город.

Неоднократно разрушался в результате войн и землетрясений и отстраивался вновь.

В начале XX в. благодаря строительству железной дороги он превратился в транспортную развязку.

В 90-х в городе поселились 15 тыс. выходцев из стран СНГ.

В городе имеется большая промышленная зона.

Собор Святого Георгия Победоносца — главный православный храм города Дербент, располагался на месте памятника Ленину на площади Свободы. Снесен в 1938 г.

image

1.1. История Предпосылки к строительству
До конца 40-х годов XIX в. единственным православным храмом в городе Дербент была небольшая церковь Святого Георгия при линейном батальоне. Церковь располагалась в старом и тесном здании бывшей мечети) и обслуживала только военное население города. С ростом гражданского православного населения и приданию в 1847 г. городу статуса центра Дербентской губернии, встал вопрос о строительстве нового более просторного храма. Инициатором строительства и сборщиком средств выступил губернатор генерал-лейтенант, князь А. И. Гагарин.

1.2. История Сбор средств на строительство
В 1848 г. была открыта подписка по всей России по сбору средств на сооружение храма. Первоначально в наличие имелось только 3000 р. церковных денег собранных военными. Пожертвования населения города, в которые посильный вклад внесло и мусульманское население губернии, составили еще 10000 р. Наместник Кавказа граф М. С. Воронцов прислал 1000 р, штаб отдельного Кавказского корпуса — 500 р.; купчиха первой гильдии А.А.Баранова, в месте с товарищем по торговле Зубовым пожертвовали 1000 р.; кубинский житель С.А.Лазарев — 500 р., дербентский гражданин Я.А.Аветов — 500 р.; московский купец Н. Г. Никонов — 250 р. и два посеребренных паникадила. Таким образом было собрано еще 11000 р. Но по ходу строительства выяснилось что средств не хватает. Для продолжения строительства наместник Кавказа разрешил употребить доход кубинских оброчных статей за 1850 и 1851 годов в сумме 9479 р. 48 коп. и позаимствовать из городских доходов 2000 р. К концу 1852 г. стало ясно что средств на отделку и приобретения убранства и колоколов храма средств нет. Новый военный губернатор князь М. З. Аргутинский вышел с представлением по сбору средств на достройку. В результате было собрано еще 29446 р. Всего на строительство собора было затрачено 44507 рублей 84 копейки.

1.3. История Строительство
8 мая 1848 г. в 12 часов дня, в присутствии князя Воронцова с женой, была произведена закладка фундамента. Проект церкви был разработан князем Г. Г. Гагариным в византийском стиле. Руководил строительством полевой инженер капин В.И. Гершельман. Церковь возводилась из местного тесаного камня и была рассчитана на 500 человек. При рытье фундамента строители наткнулись на развалины древнего храма. Предположительно в IV в. на том месте располагалась Албанская церковь. Было выявлено много глиняных труб и остатки бассейна, а также почти уцелевшие своды храма из жжённого кирпича с остатками колонн и полов, вымощенных плитами. По проекту в церкви должен был быть чугунный пол, который позже был заменен торцевым из орехового дерева. Утварь храма доставлялась со всех концов империи: кресты, паникадило, подсвечники из Москвы, колокола из Астрахани, иконостас из Тифлиса. Роспись храма и написание части икон была произведена князем Г.Г. Гагариным. В частности им были написаны иконы: Тайная Вечеря, святых архангелов Михаила и Гавриила, Сошествие Святого Духа на апостолов, Святого Георгия и Святого Александра Невского. На колокольне были установлены часы изготовленные мастером Штерном в Одессе. В 1875 году вокруг церкви была возведена ограда и разбит сквер.

1.4. История Деятельность
26 ноября 1853 года храм был освящен во имя Святого Георгия победоносца. Служение в церкви началось с 15 декабря 1853 года. Первоначально церковь оставалась в военном ведомстве как выстроенная для военного ведомства вместо старой 1853 году старую церковь вернули мусульманам, службы в ней проводили поочередно протоиерей линейного полка и епархиальный священник. В 1859 г. в штат церкви были назначены дьякон и причетник. В 1862 году экзархом Грузии был назначен новый епархиальный священник. В 1879 г. церковь была передана епархиальному подчинению Бакинского благочиния Грузинского экзархата. В 1894 г. была образована Владикавказская епархия, куда вошла и Дагестанская область. В 1902 г. церкви был придан статус собора. Притч собора состоял из: протоиерея, священника, дьякона и двух псаломщиков. Содержание притча производилось из средств государственного казначейства.

Источник информации:
Монахиня Мариам (Юрчук)
Путеводитель по Святому Граду Иерусалиму Том I
Путеводитель по Святой земле Том II
Русская Духовная Миссия 2018 год.
(Данные книги можно заказать в нашем паломническом центре)

Город Лидда (евр. «Lod», араб. al-Lid, греч. Lydda) расположен в прибрежной рав­нине, на расстоянии около 20 км к юго-востоку от Тель-Авива и в 50 км от Иерусалима. С древних времен город славится храмом с гробницей святого великомучени­ка Георгия Победоносца. В настоя­щее время в городе проживает око­ло 72 тысяч жителей, из которых 70% составляют евреи, 25% — ара­бы-мусульмане и 1,1% — христиа­не. Большинство христиан Лидды исповедует православие.

Проезд в город: с шоссе №1 Ие­русалим — Тель-Авив нужно свер­нуть на шоссе № 40 по указателю Lod. Храм Георгия Победоносца расположен в старой (центральной) части города, неподалеку от автобусной станции. Рядом с Лиддой расположен главный аэропорт Израиля, на­званный в честь первого премьер- министра страны Давида Бен-Гуриона, и крупный авиационный завод. После раздела земли Ханаана при Иисусе Навине Лидда перво­начально принадлежала уделу ко­лена Вениамина, позднее отошли к колену Дана. За свою продолжи­тельную историю город имел не­сколько названий: Лод, Диосполис (город Зевса) в эллинистически и римский периоды, Георгиополис (город Георгия) — в византийский период и Сент Джордж де Лидда — при крестоносцах.

История города

Первое упоминание о городе обнаружено в списке ханаанских городов в Карнаке в Египте, заво­еванных фараоном Тутмосом III в 1465 г. до Р.Х. Согласно Свя­щенному Писанию, город был по­строен Шемером, сыном Елпаала из колена Вениамина (1Пар.8:12), возможно в VII в. при царе Иосии. Некоторые из его жителей были взяты в Вавилонский плен, возвра­тились из него в числе 725 человек (1Ездр.2:33) и заново отстроили город (Неем. 11:35). С этого вре­мени вплоть до времен Маккавеев город входил в состав Самарии (Шак. 11:34).

В эллинистический период Лид­да находилась за пределами границ Иудеи, но позже, при Маккавеях в 145 г. до Р.Х., царь Сирии Дмитрий Сотер отдал ее Иудее под власть Ионафана (Шак. 11:34). Маккавеи удерживали Лидду до прихода в Иудею Помпея, а Юлий Цезарь в 48 г. до Р.Х. отдал город евреям. Римский правитель Сирии Кас­сий в 43 г. продал жителей Лидды в рабство за неуплату налогов, но через два года они были отпущены на свободу. В период между первой Иудей­ской войной и восстанием Бар-Кохбы Лод переживал особый рас­цвет, был крупным центром тор­говли, ремесел и иудейской учено­сти. Здесь заседал так называемый малый Синедрион, проживали уче­ные раввины.

Апостольские времена

Жители Лидды, посещая Иеру­салим в дни ветхозаветных празд­ников, имели возможность встре­тить на этих праздниках Иисуса Христа и услышать Его проповедь. В апостольские времена в Лидде уже существовала одна из первых христианских общин Святой Зем­ли в иудейской среде. Согласно христианскому преданию, первым епископом Лидды был один из 70 апостолов по имени Зина, ученик и соработник апостола Павла, упо­минаемый в его послании к Титу (3:13). Предполагается, что он был иудейским законоучителем, по­скольку апостол Павел называет его законником. Сохранилось предание, что пер­вую церковь в Лидде построил Ио­сиф Аримафейский. Древнейшим источником, где изложено это пре­дание, является грузинский ману­скрипт X в., найденный на Афоне, который является переводом с бо­лее древнего сирийского списка.

Исцеление Энея

Апостол Петр, посещая в сво­ем апостольском служении пер­вые иудео-христианские общины, которые пребывали «в стра­хе Господнем; и, при утешении от Святого Духа, умножались» (Деян.9:31), пришел «к святым, живущим в Лидде…» — т.е. хри­стианам города Лидды, освящен­ным благодатью Божией. Здесь он исцелил именем Иисуса Христа расслабленного человека по име­ни Эней (греч. Aeneas), восемь лет пролежавшего в постели: «Петр сказал ему: Эней исцеляет тебя Иисус Христос; встань с посте­ли твоей. И он тотчас встал» (Деян.9:34). Исцеление Энея было знаменательным доказательством силы имени Господа, наподобие исцеления хромого у ворот Иеру­салимского Храма, называемых Красными, (Деян.З:1-11) и послу­жило к тому, что жители Лидды и Саронской долины уверовали в Спасителя (Деян.9:35).

Лиддская чудотворная икона Божией Матери

Эта икона считается первой яв­ленной иконой Божией Матери христианского мира. По преда­нию святые Апостолы Петр и Ио­анн Богослов, проявляя заботу об устройстве церкви в Лидде, придя в Иерусалим, попросили Божию Матерь посетить и Своим при­сутствием благословить церковь. Пречистая Дева в ответ им сказала: «Идите с миром, там и Я с вами буду». Придя в храм, Апостолы на одном из его внутренних столпов обнаружили нерукотворный образ Пресвятой Богородицы и просла­вили могущество Бога. На образе лик и одеяние Богородицы были выполнены с неподражаемым ис­кусством и точностью. Затем и Она Сама посетила Лиддский храм и даровала Своей иконе особую бла­годать и силу.

Прошло триста лет, и во время правления императора Юлиана Отступника (361-363 гг.) в Лидде совершилось новое чудо. Отпав­ший от христианской веры рим­ский император Юлиан, вошедший в историю под именем Юлиан От­ступник, послал каменотесов для уничтожения чудотворного образа. Несмотря на их усилия, изображе­ние лишь глубже врезалась внутрь столба. Слава о благодатном обра­зе распространилась по всему хри­стианскому миру, и в Лидду стали стекаться паломники для поклоне­ния нерукотворному образу Богородицы.

В VIII в. святой Герман, будущий Патриарх Константинополь­ский, проезжая через Лидду, за­казал список с Лиддской иконы, который в период иконоборчества был отправлен по морю в Рим, где также прославился чудотворениями. После восстановления в Ви­зантии иконопочитания икона вер­нулась в Константинополь и была обретена императрицей Феодорой. Эти события послужили второму названию иконы — Римская.

Об обеих Лиддских иконах пи­сали три восточных Патриарха (Иерусалимский, Антиохийский и Александрийский) в послании к императору Феофилу (829-842 гг.). Об этом послании упоминает им­ператор Константин Багрянород­ный (912-959 гг.) в историческом слове о нерукотворном образе Спа­сителя в Эдессе. Лиддская икона относится к иконописному типу «Одигитрия». Празднование Лиддской иконе со­вершается 12/25 марта (I в.) и 26 июня/9 июля (VIII в.).

В первые века нашей эры в Лидде вспыхивали гражданские войны и восстания евреев против римлян. В период между первой Иудейской войной и восстанием Бар-Кохбы город был крупным центром тор­говли, ремесел и иудейской учености. Еврейские источники указы­вают, что иудейские законоучите­ли имели контакт с христианскими общинами города. Исторические обстоятельства, в которых жили евреи — первые христиане Лиды, — были сложными в силу иудейского противостояния, а также из-за не­участия их в восстании Бар-Кохбы, поскольку они не могли признать его Мессией. Согласно свидетель­ству Иустина Философа, многие евреи христиане приняли тогда му­ченическую кончину, но их имена не дошли до нас.

По свидетельству Иосифа Фла­вия, в начале первой Иудейской войны (66-71 гг.) римский прокон­сул Сирии Цестий Галл сжег город на своем пути к Иерусалиму в 66 г., а в 68 г. город был взят импера­тором Веспасианом. В 200 г. рим­ский император Септимий Север присвоил городу статус полиса и назвал Диосполисом. Жители го­рода приняли участие в восстании против императора Галла в 351 г. и были жестоко наказаны после по­давления восстания.

Византийский период

В Византийский период Лидда была большим и богатым городом с преимущественно христианским населением. Благодаря находив­шейся здесь гробнице св. велико­мученика Георгия Победоносца, город превратился в важное место христианского паломничества. В этот период Лидда являлась ча­стью Палестины Прима и была центром епархии.

На византийской мозаичной карте в городе Мадаба (Медева), созданной в VI в. на основе древ­них путевых карт, отчетливо вид­но, какой была Лидда в это период: город с улицей украшенной колон­нами, по обеим сторонам которой располагались две базилики. Пе­ред грандиозным главным храмом с красной крышей, который, пред­положительно, служил кафедраль­ным собором, находилась полукру­глая площадь с колоннадой. Одна из церквей была посвящена св. вмч. Георгию Победоносцу, а другая, видимо, служила напоминанием о чуде исцеления апостолом Петром расслабленного Энея (Деян.9:32- 35). Греческая надпись на этой карте сочетает три названия горо­да: Лод, Лидеа и Диосполис.

Самым известным епископом города византийского периода был Аэтий (Аэций), который участвовал в первом Вселенском Соборе в 325 г. в Никее и был другом епи­скопа и знаменитого церковного историка Евсевия Кесарийского. После смерти Аэтия Лиддским епископом был избран Максим, один из самых ревностных против­ников арианства, исповедник веры, лишившийся одного глаза и хро­мавший на одну ногу, обожжен­ную во время гонений на христиан при императоре Диоклетиане. По­сле смерти Макария Максим стал епископом Иерусалимским. Дру­гим известным епископом Лидды был Дионисий, который принимал участие во втором Вселенском Со­боре в Константинополе в 381 г. и был известен как верный друг бла­женного Иеронима Стридонского. Во время преследований Дио­клетиана в Лидде был арестован диакон Ромул и, оставшись вер­ным Христу, принял мучениче­скую кончину в 305 г. в Кесарии Приморской. Из знатной семьи города Лидды происходили родом мученики Евнапий и Андрей. Первоначально они подвизались в Сирийском монастыре (Esh-Sham), а затем отправились в Египет, где один из них был избран епископом, а другой стал священником. При императоре Юлиане Отступнике они подверглись пыткам и приняли мученическую кончину за Христа.

В конце IV в. блаженный Иеро­ним Стридонский в своих ученых трудах пользовался знаниями од­ного раввина в Лидде. В предисло­вии его перевода книги Иова со­хранилась запись: «Для понимания этой книги я пользовался совета­ми одного ученого раввина из Лид­ды, который у иудеев считается первым, и был вознагражден мною немалыми деньгами».

В 415 г. в Лидде заседал Поместный собор, состоявший из четырнадцати епископов и созванный архиепископом Кесарийским для осуждения ереси Пелагия. Окон­чательное подтверждение осуждения ереси пелагианства, после долгих споров, произошло на III Вселенском соборе в Эфесе в 431 г. Пелагианская ересь была одной из самых влиятельных ересей ла­тинского Запада и касалась учения Церкви о соотношении благодати и свободной воли в деле спасения человека. Эта ересь оказала суще­ственное влияние на богословие западного христианства, как в ка­толической, так и в протестант­ской традиции. Во время заседаний собора в Лидде было получено известие об обретении около Елевферополя нетленных мощей св. Первомуче­ника архидиакона Стефана, а так­же святых праведных Никодима — тайного ученика Иисуса Христа, Гамалиила — учителя апостола Павла, обращенного им в христи­анскую веру, и его сына Авива.

После арабских завоеваний в 636 г. город был переименован в «аль—Лудд» и служил центром управления Палестинской провин­ции. В этот период знаменитым епископом Лидды был Евстафий, ученик преподобного Стефана Саваита, бывший настоятель мо­настыря «Castellion» возле Лавры Святого Савы Освященного. В на­чале VIII в. город был разрушен Сулейманом, сыном халифа Абд аль-Малика ибн Марвана.

В 1099-1191 гг. Лидда стала одним из центров сеньории Рамла государства крестоносцев, которые вернули городу христианское название «St. George de Lydda», т.е. город Святого Георгия. В 1192 г. в Лидде был заключен мирный договор между предводителем крестоносцев — королем Англии Ричардом Львиное Сердце и султаном Саладином (Салах-ад- Дином). В XX в. город пострадал от двух землетрясений (1911 г., 1927 г.) и двух войн (1917 г.,1948 г.). В 1948 г. Лидда была присоединена к Израилю, после чего большинство арабских жителей покинуло ее, а город стали заселять евреи-репатрианты.

Храм в честь св. великомученика Георгия Победоносца

Согласно местному преданию и некоторым древним источникам, в Лидде прошло детство и юношеские годы святого великомученика Георгия Победоносца, а после его мученической кончины его мать перенесла в Палестину святые мощи сына и похоронила в родном имении в городе Лидда. Храм великомученика Георгия Победоносца в Лидде находит­ся в юрисдикции Иерусалимской Православной Церкви. Этот храм на протяжении нескольких столе­тий был одним из самых почитае­мых на христианском Востоке. Со­гласно календарю Иерусалимской Церкви, ежегодный праздник от­мечался здесь 3 ноября как память о дне освящения церкви и перене­сении мощей св. великомученика.

Первая большая базилика на ме­сте погребения вмч. Георгия Победоносца в Лидде была построена в VI в. византийским императором Юстинианом I, предположитель­но, на фундаменте более раннего храма. Сам храм был построен в виде величественной базилики с тремя нефами и тремя апсидами. От византийского храма сохрани­лась часть северной стены и часть северной апсиды, а также две пары колонн из белого мрамора с коринфскими капителями. Части ви­зантийских строений в настоящее время находятся в расположенной рядом мусульманской мечети. На одной из них сохранилась грече­ская надпись. В византийский период здесь существовал целый комплекс мо­настырских построек. Древнейшее письменное упоминание о церкви св. Георгия встречается в записях паломника Феодосия «О местоположении Святой земли» (ок. 530 г.). По свидетельству паломника из го­рода Пьяченцы (570 г.), от мощей великомученика происходили в то время многочисленные чудеса. Позже паломники VII-IX вв. сооб­щали о хранящихся в храме релик­виях: мраморном столпе и колесе, на которых пытали святого вели­комученика.

Храм благополучно пережил на­шествие персов 614 г., поскольку они не дошли до Лидды, и впервые был разрушен, несмотря на почитание вмч. Георгия мусульманами, в 1010 г. халифом Аль-Хакимом из династии Фатимидов, получив­шим от современников прозвище Безумный. Вскоре в том же XI в. храм был восстановлен византий­ским императором Константином ГХ Мономахом. Впоследствии знаменитый храм неоднократно разрушался в результате войн и землетрясений и отстраивался вновь. Крестоносны, заняв Лидду в 1099 г., застали храм разрушенным мусульманами. В XII в. крестоносцы восстановили церковь, однако точная дата постройки неизвестна. Примечатель­но, что, несмотря на то, что кресто­носцы поставили в Лидде своего епископа, греческое духовенство продолжало служить в храме на протяжении всего периода его су­ществования.

Византийский епископ Иоанн Фока, посетивший Лидду в 1185 г., сообщил, что верхняя плита гроб­ницы великомученика Георгия находилась в алтаре под святым престолом. Однажды латинский епископ приказал поднять плиту, после чего был обнаружен под ней вход в пещеру с подлинной гроб­ницей святого Георгия, однако открыть ее не удалось, т.к. оттуда вырвалось пламя огня и опалило посланных епископом слуг.

В 1191 г. Салах ад-Дином, султа­ном Египта и Сирии, церковь была частично разрушена и восстанов­лена английским королем Ричар­дом I Львиное Сердце. В несколь­ких километрах к северу от Лидди до сих пор сохранился мост через реку Дахер, построенный в 1273г. мамлюкским султаном Бейбарсом, строительным материалом которому послужили камни, взятые с храма св. Георгия. В 1442 г., при египетском султане Захире Сейф ад-Дине Чакмаке, во время очеред­ного гонения на христиан церковь была разрушена, а северная часть построек была занята мусульмана­ми и превращена в мечеть. В это же время был захвачен и разобран правый придел храма во имя св. апостола Иоанна Богослова.

В 1517 г. в храме, от которого уцелела алтарная часть и крипта, было возобновлено православное богослужение, а в 1837 г. храм пострадал от землетрясения. В 1870 г. после спора между греками и францисканскими монахами уцелевшие руины были признаны греческой собственностью.

Современный храм был восстановлен в 1871 г. во времена Османской империи. Пожертвования на восстановление храма были выделены российским Орденом Святого Георгия и правительством Россини по просьбе Иерусалимского Патриарха Кирилла II и по высочайшему повелению русского I императора Александра II. Новая восстановленная церковь была освящена 3 ноября 1872 г.0 В наше время, несмотря на ве­ковые утраты и разрушения, храм производит впечатление своим величественным видом. В его со­став вошла центральная и северная апсиды и некоторые колонны с коринфскими капителями храма кре­стоносцев, которые в сочетании с более поздней кладкой образуют единую композицию литургического пространства храма. На мраморной перемычке над входной дверью в храм выполнен великолепный мраморный баре­льеф, изображающий святого Георгия Победоносца поражающего дракона.

В настоящее время храм двух­престольный. Центральный пре­стол посвящен великомученику Георгию, левый приделу празд­нику Введения во Храм Пресвятой Богородицы. Алтарь храма обра­щен к востоку, а колокольня рас­положена на западной стороне, как и во всех греческих православных церквях. В некоторых местах хра­ма частично сохранилась визан­тийская кладка. Великолепная люстра с двуглавыми византийскими орлами, павлинами и голубями в сочетании с богато оформленным иконостасом и интерьером в целом производят незабываемое впечат­ление.

У входа, в центральной части северного придела храма, в деревянном киоте хранится железная цепь в память о страданиях при­кованного цепями в темнице св. Георгия. Считается, что эти цепи чудесным образом исцеляют от душевных страстей, способствуют выздоровлению душевнобольных и одержимых бесами. В древности по великой вере в молитвенное за­ступничество великомученика Георгия Победоносца к этим цепям приковывали душевнобольных, оставляя их иногда даже на всю ночь, а на следующее утро забира­ли их из храма полностью исцеленными. Далее у колонны с коринфски­ми капителями времени крестоносцев в деревянном киоте с ис­кусно вырезанным орнаментом находится почитаемая серебряная икона св. вмч. Георгия Победоносца. В другом деревянном кио­те у южной стены храма находит­ся выполненный также в серебре список с древней нерукотворной Лиддской иконы Божией Матери.

Рядом с Лиддской иконой Бо­городицы в деревянном киоте, у колонны с коринфскими капите­лями, установлена икона святой равноапостольной Нины, про­светительницы Грузии. Согласно грузинскому преданию, святая равноапостольная Нина была двоюродной сестрой святого Георгия Победоносца по отцовской линии. Она особо почитала святого великомученика Георгия, ввела обычай праздновать день его ко­лесования и завещала новообращённым грузинам особо почитать этого святого.

В алтаре храма хранится сере­бряный ковчег с частью мощей вмч. Георгия, а в центральном приделе храма, слева от царских врат, размещен серебряный ковчег с частицей мощей великомучени­ка. Ковчег с мощами выносится священниками на поклонение паломникам. Другие реликвии, чест­ная глава и меч, принадлежавший святому Георгию, хранятся под главным алтарем базилики Сан-Джорджио-ин-Велабро в Риме. Световое отверстие в полу центрального нефа позволяет проникать свету и любопытному взору паломников в нижнюю крипту. В эту крипту можно спуститься по двум параллельным лестницам, расположенным с северной и юж­ной стороны храма. В центре крипты находится мраморный кенотаф с рельефным изображением вмч. Георгия. Каменный саркофаг ве­ликомученика, найденный в этой подземной крипте, был восстанов­лен и обложен мрамором в 1871 г., во времена Патриарха Иерусалим­ского Кирилла. На стене крипты прекрасная мозаика вмч. Георгия в византийском стиле.

Напротив храма, через дорогу, расположен небольшой греческий монастырь, построенный в 1893 г. Георгий Победоносец, соглас­но византийской агиографической традиции, родился в 275 г. в Кап­падокии (область в Малой Азии). Отцом Святого был персидский воин Геронтий, который позже, благодаря сыну, уверовал во Хри­ста, а матерью — благочестивая христианка по имени Полихрония. После кончины мужа Полихрония переселилась с сыном на свою ро­дину в Палестину, в город Лидду, где у нее были богатые имения.

В юном возрасте Георгий посту­пил на воинскую службу и отличился в войне с персами в 296-297 гг., а несколько позже получил вы­сокую воинскую должность «комита». Во время жестоких гонений на христиан он раздал имущество бедным и, представ перед импера­тором Диоклетианом, придворны­ми и военачальниками, исповедал Христа и обличил языческое заблуждение императора, за что пре­терпел многочисленные мучения. Св. Георгия Победоносца били палками, воловьими жилами, под­вергали особой пытке, называемой колесованием, бросали в яму с не­гашеной известью, его принужда­ли бежать в раскалённых докрасна железных сапогах с торчащими внутрь острыми гвоздями.

Жена императора Диоклетиана, царица Александра, видя страдания Георгия и многократную чудесную помощь ему от Бога, уверовала во Христа и открыто исповедовала свою веру в Него. По повелениюмужа она вместе с Георгием приняла мученическую смерть за Христа в Никомидии в 303 г. Согласно историческим хроникам, супругу императора Диоклетиана звали Приска, а имя Александра она получила в крещении. Честные останки великомученика Георгия, согласно его завещанию, перенесла в Палестину и похоронила в родном имении в городе Лидда его мать Полихрония (по некоторым другим источникам его слуга).

Св. Георгий, как претерпевший особо тяжелые страдания за Хри­ста, причислен к лику великомучеников, а как победитель в духовной брани именуется Победоносцем, как и за его чудодейственную по­мощь людям в опасности. Много­численные чудеса св. Георгия по­служили причиной почитания его покровителем воинов, земледель­цев, пастухов, а также защитником путешественников. Крестоносцы, побывавшие в Лидде, прославля­ли его имя на Западе, рассказывая о том, что во время штурма Иеру­салима в 1099 г. он участвовав в сражении, явившись в виде рыцаря с красным крестом на белом пла­ще. Святой Георгий Победоносец является небесным покровителем Англии, Грузии, Литвы, Греция Португалии, Бразилии и многая других стран. Святой Георгий — древний покровитель Москвы, по­этому он изображается на гербе и флаге города.

Святой Георгий (араб. Джим джис или аль-Хадр) — одна из глав­ных фигур, не упоминающихся в Коране, но пользующихся особым почитанием среди мусульман. Жи­тие святого было переведено на арабский язык уже в начале VIII в. Православная Церковь праздну­ет память святого великомученика Георгия Победоносца 23 апреля /6 мая и 3/16 ноября.