Храм в барашах

Историческая справка

Церковь Введения во Храм Пресвятой Богородицы в Барашах — Введенский, ныне Подсосенский пер., 2 угол Барашевского пер., 8 «Переулок назван в 1922 г. по находившемуся здесь древнему урочищу «под сосенками», известному с 1476 г. по названию церкви «Введения под сосенками». Прежнее название — Введенский — было дано в XVII в. по этой церкви».
«Барашевская слобода дала название Барашевскому переулку, где стоит здание церкви Введения, «что в Барашах». Так назывались, вероятнее всего, шатерники, ведавшие царскими шатрами, то есть служившие, армейскими квартирмейстерами. В одной из грамот 1615 г., посланных в Пермь, в которой предписывалось отыскать и привести в Москву ушедших из разоренной после польско-литовской интервенции Москвы тяглецов Барашевской слободы, писалось о барашах: «… служат они нашу шатерную службу в наших походах». Возможно, однако, что первоначально барашами называлась категория зависимых арендаторов земли, обязанных платить за аренду определенный оброк, а потом уже на них была возложена и обязанность шатерничих. В Барашевской слободе, как и во многих других московских слободах, были построены свои приходские церкви: Воскресенская на углу с Покровской (ул. Покровка, 26) и Введенская, о которой сохранились сведения, что в 1660-х гг. при ней работала начальная школа, устроенная местным священником И. Фокиным на свои средства.
Существующее великолепное здание в стиле нарышкинского барокко построено между 1688 и 1701 гг.Первоначально главная церковь построена в 1647 г., а приделы в 1653 и 1668 гг. Нынешний храм 1701 г. Обновление было в 1869 г.Церковь Введения в Барашах «под сосенками» построена в 1698-1701 гг.Храм и трапезная построены в 1701 г., колокольня XVIII в.
Под 1476 г. здесь упоминается церковь Ильи под Сосною. В 1620 г. она уже названа Введенской, но была деревянная. При ней была придельная церковь Лонгина Сотника считавшегося покровителем Московского царского рода, — в день Лонгина, 16 октября на обедне в Барашах присутствовали сами государи (например, в 1651 и 1653 гг.) здесь же стояли и особые государевы хоромы.
О построении первого каменного храма свидетельствовали хранившиеся здесь три деревянные креста с надписями об освящении престола Введения в 1647 г., Ильи Пророка в 1653 и Лонгина в 1668 г. Нынешнее здание выстроено в конце XVII в. В 1688 г. на него выдано сто тысяч жженого кирпича. Придел Лонгина освящен в 1698 г., главный престол в 1701 г.В стене лонгиновского придела сохранялись два вдавленных полукружия, по-видимому, от здания 1668 г. Внутри два тяжелых четвероугольных столба трапезной в 1837 г. архитектором М.М. Казаковым искусно переделаны каждый в четыре круглые колонны с просветом между ними. Главный барочный иконостас сохранялся от 1701 г. Прежде он был выкрашен голубой краской, а в 1851 г. весь вызолочен. Убранство одноглавого храма Введения
«в Барашах» 1701 г. было достаточно оригинально, пышные с колонками наличники окон украшены столь любимыми в то время замысловатыми гребнями. На углах четверика храма группы колонок по традиции поставлены ярусами друг на друга. Особое внимание было уделено зодчим прорисовке всех мелких мелкопрофилированных частей — карнизов, тяг, архивольтов, а также кронштейнов, поддерживающих снизу наличники окон, что придало убранству храма несколько графический характер. Четырехскатное покрытие, несмотря на венчающие стены кокошники, возможно, изначально. Ярусная колокольня «восьмериком» весьма характерна для этого времени.
По воспоминаниям жившего при храме сына церковного сторожа, записанным в 1982 г., церковь закрыли в 1932 г., когда ему было 11 лет. Внутри сделали общежитие строительных рабочих, а затем фабрику.В 1931 г. о закрытии храма ходатайствовал коллектив фабрики «Руссолент».Но его оттеснило всесильное ОГПУ: 9 февраля 1932 г. президиум Мособлисполкома постановил снести храм под строительство многоэтажного дома. Пока не ясно, что спасло его от уничтожения.Из закрытого храма Введения в Барашах несколько икон иконостаса было передано в Третьяковскую галерею. Ныне в ее запасниках из этого храма находятся:»Страсти», кон. XVII — нач. XVIII в. Школа Оружейной палаты: «Моление о чаше», «Христос перед Пилатом», «Христос перед народом», «Бичевание Христа», «Возложение тернового венца», «Несение креста», «Пригвождение ко кресту», «Распятие», «Снятие со креста», «Положение во гроб».Праздничный чин кон. XVII — нач. XVIII в.: «Благовещение», «Сретение», «Крещение», «Преображение», «Воскресение», «Вход во Иерусалим».»Икона 1713 г. «Богоматерь — умягчение злых сердец» 1713 г. работы Василия Уланова в 1930-е гг. поступила в филиал ГИМ «Новодевичий монастырь».В 1968 г. М.Л.Богоявленский записывал: «В настоящее время в храме помещается завод электроизделий № 2. Церковь обезглавлена и обезображена заводскими надстройками — лестницами, трубами разного размера и т.п. Стены закопчены, некрашены, штукатурка местами обвалилась. Вид зданий грязный, неряшливый, он окружен высоким деревянным забором. В подвале ее сохранились могилы, на надгробных плитах остались надписи. В 1948 г. пробивали стену для заводской надобности и обнаружили будто бы три ниши, а в них три замурованных скелета, на груди у них — золотые кресты, а на головах — золотые короны. Тут же приехали из НКВД люди и забрали все золотые вещи.
В 1977 г. завод начали выводить, окончательно он переехал к 1979 г. До 1993г. внутри помещается цех реставрации металла Всесоюзного производственного научно-реставрационного комбината (ВПНРК). Тронувшаяся и заглохшая в начале 1970-х гг. реставрация здания была возобновлена: к 1983 г. на колокольне уже водружен крест, стоят леса и на храме; вновь установлены главки приделов. На Подсосенском переулке хорошо заметно, что абсиды храма далеко выступают за красную линию. Здание стоит на государственной охране с оградой и воротами начала XIX в. под № 123.К 1990 г. реставрация завершена.
В 1993г. Храм передан Русской Православной Церкви.

При Введенской церкви была построена придельная церковь Лонгина Сотника, который считался святым покровителем Московского царского рода. Поэтому по соседству возвели особые государевы хоромы, и в день Лонгина (16 октября) на обедне присутствовали московские цари.

До середины XVII века церковь оставалась деревянной. Современное здание в изысканном стиле нарышкинского барокко строилось с 1688 по 1701 годы, а в середине XIХ века его обновили под руководством архитектора М. М. Казакова. Резной иконостас, который прежде был покрыт голубой краской, отделали позолотой.

После прихода к власти коммунистов в 1932 году церковь была закрыта, её купола снесены, иконы переданы в Третьяковскую галерею. В здании вначале разместили общежитие строительных рабочих, а затем завод электроизделий. В ведение Русской Православной церкви храм вернулся в 1993 году. Стены строения были сильно повреждены созданием этажных перекрытий, поэтому на его восстановление потребовалось много времени и сил. С 1996 по 2010 годы под руководством старосты храма, художника Сергея Шихачевского была восстановлена внутренняя настенная роспись. Её создали в соответствии с историческими традициями XV—XVII веков, используя исключительно природные пигменты и материалы.

Современная Церковь Введения во Храм Пресвятой Богородицы — уникальный памятник православной архитектуры в стиле московского барокко. Обилие декоративных элементов, рельефные карнизы, элегантные башенки и многоярусная колокольня делают здание выразительным и нарядным. Вокруг церкви сохранилась оригинальная ограда и ворота начала XIX века.

В 2015 году на территории церковного комплекса было открыто представительство Кишинёвско-Молдавской митрополии при Московском патриархе, и новым настоятелем храма назначен митрополит Кишинёвский и всея Молдовы Владимир. В храме проходят не только богослужения, но и культурные мероприятия, лекции и дискуссии на богословские темы. Для прихожан организуются паломнические поездки. В настоящее время продолжается ремонт и реставрация церковного здания.

Москва, Барашевский переулок
В Москве множество улиц и переулков имеют необычные, а порой и странные названия. Однако каждое из них скрывает вполне логичное объяснение и имеет довольно удивительную историю. По сохранившимся названиям можно даже изучать историю Москвы. Вот, например, Барашевский переулок на Покровке получил своё название от Барашевской слободы, которая сформировалась за Покровскими воротами к ХVII веку. А барашами, оказывается, назывались царские слуги, возившие за государем в походах шатры и занимающиеся их установкой. До прихода барашей в этих местах располагалась Ильинская слободка, которую царь Иван III выменял у Спасо-Андроньева монастыря, где стояла Ильинская, «что под Сосенками», церковь, в дальнейшем — Введения в Барашах. Рядом с ней сохранилась также церковь Воскресения в Барашах. Обе церкви и сейчас украшают Барашевский переулок.
1. Храм Воскресения Словущего в Барашах на углу с Покровкой упоминается уже с 1620 года. С этим храмом связано несколько московских преданий.

Рассказывали, что будто бы в этой церкви когда-то венчались брат и сестра, не знавшие о своем родстве. Когда священник повел их вокруг аналоя, брачные венцы внезапно сорвались у них с головы, вылетели из окна и опустились на церковный купол, предотвратив кровосмесительный брак.

2. По другой легенде, императрица Елизавета Петровна тайно обвенчалась в этой церкви с графом Алексеем Разумовским, и на куполе церкви находился её настоящий брачный венец. Однако, по более достоверным сведениям, отношения к венчанию императрицы Елизаветы храм не имеет. Согласно мнению большинства историков, венчание происходило в подмосковной усадьбе Перово, а на церкви Воскресения в Барашах было велено водрузить корону в знак того, что после свадьбы императрица проезжала мимо нее в Кремль.

3. Третья легенда утверждает, что уже в советское время был найден подземный ход между Воскресенской церковью и Апраксинским дворцом (ул. Покровка, д. 22), известным также как «дом-комод». А обнаружили этот ход после закрытия церкви местные ребятишки. Была даже информация, правда ничем не подтверждённая, что подземный ход продолжался еще дальше от дома № 22 в нынешний Телеграфный переулок к церкви Архангела Гавриила (Меншиковой башне).

Современное здание церкви Воскресения Словущего в Барашах было построено в 1732-1734 годах Ухтомским. Это очень своеобразная постройка в стиле московского барокко середины XVIII века. Двухэтажный храм был выстроен «кораблем». Такая композиция при совпадении планов подклета и верхнего храма — очень редкая архитектурная примечательность. Храм был поставлен на изгибе Покровки и являлся важным градостроительным ориентиром. Архитектурное убранство отличалось сдержанным благородством: северный и южный фасады украшены парными пилястрами с ионическими капителями, между которыми расположены полукруглые окна с сандриками интересного рисунка. Украшения были выполнены из резного белого камня. Раньше храм был увенчан небольшим куполом в виде императорской короны, и вот так он выглядел в конце XIX века.

4. В 1929 году храм был закрыт, началась разборка здания. В 1960-1990-х годах в здании находилось Управление пожарной охраны Москвы и пенсионный отдел ГУВД Мосгорисполкома. На месте колокольни была сделана безликая пристройка высотой в два с половиной этажа. К сожалению, церковь утратила колокольню и купол, но здание и сейчас исполняет важную градостроительную роль.

5. Храм Введения Пресвятой Богородицы в Барашах расположен на углу Барашевского и Подсосенского переулков. Сейчас при храме учреждено представительство Кишинёвско-Молдавской митрополии. Из исторических архивов известно, что в 1660-х годах при Введенской церкви действовала одна из первых московских школ. Её устроил на свои средства местный священник И. Фокин.

6. О построении первого каменного храма свидетельствовали хранившиеся здесь три деревянные креста с надписями об освящении престола Введения в 1647 г., Ильи Пророка в 1653 и Лонгина в 1668 г. Подготовка к строительству нового храма, дошедшего до наших дней, началась в 1688 году с заготовки 100 тысяч кирпичей. При строительстве нового храма были частично использованы стены и детали предыдущего храма, постройки 1668 года. Строительство было закончено к 1701 году.

7. В 1737 году здание храма пострадало от пожара. Очевидно, что во время восстановительных работ была построена сохранившаяся до настоящего времени ярусная колокольня. Своей формой и декором она аналогична колокольне храма Рождества Иоанна Предтечи на Варварке, построенной в 1741 году, и некоторым другим постройкам этого периода.

9. Введенский храм представляет собой прекрасный образец постройки в стиле нарышкинского барокко.

10. Во внешней отделке применены и пышные с колонками наличники окон и поставленные ярусами друг на друга группы колонок на углах четверика и венчающие стены кокошники. Использовано обилие мелких деталей — карнизов, тяг, архивольтов, а также кронштейнов, поддерживающих снизу наличники окон.

11. Очередная реконструкция храма проводилась в 1815 году. Для увеличения освещённости в четвериках приделов были прорублены дополнительные окна.

12. Реконструкция продолжилась в 1837 году.

13. На углах четверика храма группы колонок по традиции поставлены ярусами друг на друга.

14. Согласно исследованиям реставраторов, первоначально кровля храма имела комбинированное покрытие, состоящее из белого камня и цветной поливной черепицы. Предположительно это было связано с запретом Петра I на использование железа при устройстве кровель на момент строительства. Эта кровля просуществовала до 1770 года, когда во время ремонта она была заменена на обычную, из листового железа.

15. Венчают стены храма кокошники.

16. Пышные с колонками наличники окон украшены столь любимыми в то время замысловатыми гребнями.

19. Главный барочный иконостас сохранялся от 1701 года. Прежде он был выкрашен голубой краской, а в 1851 году был весь вызолочен.

20. По воспоминаниям жившего при храме сына церковного сторожа, записанным в 1982 году, церковь закрыли в 1932-м, когда ему было 11 лет. Внутри сделали общежитие строительных рабочих, а затем фабрику. В 1931 году о закрытии храма ходатайствовал коллектив фабрики «Руссолент». Но его оттеснило всесильное ОГПУ: 9 февраля 1932 года президиум Мособлисполкома постановил снести храм под строительство многоэтажного дома. Пока не ясно, что спасло его от уничтожения. Из закрытого храма Введения в Барашах несколько икон иконостаса было передано в Третьяковскую галерею. Первые попытки реставрации храма были предприняты ещё в 1976 году. Реставрация храма была завершена только к 1990 году. До 1993 года помещения храма занимал цех реставрации металла Всесоюзного производственного научно-реставрационного комбината

Tags: Москва, Покровка, храм, центр, церкви

Построена в 1825 году как отапливаемая, зимняя церковь, в стиле ампир. Архитектор неизвестен. Церковь — хороший образец архитектуры позднего московского классицизма. Четверик здания церкви завершен пятиглавием, а с севера и юга входы оформлены картинами тосканского ордера. Храм в некотором отношении напоминает Троицкий, только меньший по объему, возможно, их проектировал один, пока неизвестный, архитектор. Архитектурный декор притвора и крыльца повторяют декоративное убранство основного объема храма. Церковь была снаружи отштукатурена, крыша покрыта железом и окрашена в зеленый цвет. Длина церкви — 38 метров, наибольшая ширина — 19 метров, высота до верха карниза — 15 метров. В церкви шестнадцать больших окон с двойными дубовыми рамами и три наружных двухстворчатых двери художественной работы.

Внутри храм был расписан художественной живописью в греческом стиле и отличался, подобно Троицкой церкви, своим богатством прекрасных старинных икон. Среди них выделялся образ Похвалы Богородицы, с изображением Господа Саваофа, Духа Святого в виде голубя и Богоматери с Богомладенцем, восседающей на троне и окруженной пророками. Икона эта была написана царскими иконописцами во главе с Иваном Владимировым и Федором Козловым в 1643 году. Икона Похвалы Пресвятой Богородицы находилась в иконостасе и представляла собой соединение в одной нескольких икон четвертого яруса — случай, редко встречающийся в иконографии. Кроме этой иконы, в притворе находилась древняя икона Благовещения Пресвятой Богородицы у кладезя.

В 1931 году службы в Введенской церкви прекратились, были сломаны главы с барабанами, а интерьер уничтожен.

В настоящее время храм принадлежит православной общине и в нем совершаются богослужения. Восстановлены все пять глав.