Храм варшавка

Краткое описание

Храм Воскресения Христова стоит у набережной Обводного канала недалеко от Варшавского вокзала. Эта местность в XIX столетии считалась окраиной города, занятой бедными заводскими кварталами с кабаками. Храм известен тем, что его прихожане организовали первое в стране Общество трезвости.

Храм Воскресения Христова

История

Первая деревянная церковь Воскресения Христова появилась в 1894 году по случаю бракосочетания царя. С первых дней своего создания она заняла важное место в жизни местных жителей. Богослужения, духовные беседы, чтения, народное пение быстро превратились в традиции. Открытие воскресной школы, библиотеки с читальным залом в новом трёхэтажном здании привлекло к себе тысячи прихожан.

В 1898 году в храме зародилось новое движение, называемое Обществом трезвости. В период своего расцвета в нем состояло около 70 тысяч человек. В небольшой церкви не всегда хватало места для принятия желающих. Решение о возведении каменного храма поддержал Николай II и утвердил проект архитектора Г. Д. Гримма на строительство трёхпредельного Храма.

Закладка фундамента нового здания проходила в июле 1904 года. Через год храм был построен. Внешние стороны были облицованы декоративным кирпичом, элементы отделки выполнены из песчаника.

Внутреннее помещение было рассчитано на 4 000 прихожан. Отделка в нем ещё не была выполнена, а в соборе уже проходили службы.

В 1918 было ликвидировано Общество трезвости, а в 1930 году закрыта церковь. В здании в разное время размещались склад, кинотеатр, помещения трамвайного парка. На колокольне была обустроена парашютная площадка.

В феврале 1990 года Храм Воскресения Христова вернули верующим. Первое богослужение прошло в апреле этого же года, в пасхальные праздники.

Архитектура

Бесстолпное сооружение, увенчанное круглым куполом, представляет собой образец псевдорусского архитектурного стиля, который использовался в XIX веке при возведении многих соборов. Он представлял собой гармоничное объединение нескольких различных направлений: традиции древнерусского зодчества, элементы византийской архитектуры, стиля модерн.

Храм Воскресения Христова

Внутреннее убранство

В 1908 году были освящены два предела: главный и правый в честь святого Николая. В 1920 году появился придел для проведения зимних служб. Левый предел в честь Александра Невского освещали позже. В нем установили иконостас и престол. Главный иконостас проектировал А. Л. Гун. Образа для него писали ученики иконописной школы Комитета попечительства о русской иконописи.

Особо почитаемые иконы Храма:

  • Воскресения Христова. Её пожертвовал патриарх Иерусалимский Дамиан. В ней находился кусочек Живоносного Гроба. Прихожане верят, что икона помогает исцелиться от алкоголизма.
  • Воскресения Христова, написанная на основании из Мамврийского дуба. Её подарила Духовная миссия Иерусалима.
  • Преподобного Серафима Саровского.
  • «Неупиваемая Чаша», созданная С. Г. Голубевым в 1992 году.

Роспись помещения Храма проводилась с 1914 по 1916 годы под руководством В. Т. Перминова. Основой для неё послужили картоны, по которым создавались мозаики Спаса на Крови.

Внешнее убранство

Каменный Храм стал украшением Обводного канала. Фасады, карнизы, окна, шатер отделаны песчаником, декоративным кирпичом.

На высоте 60 метров находится 1 000 пудовый колокол, называемый «Отец Александр», в честь основателя Общества трезвости

Ажурный шатровый элемент дополнен четырьмя декоративными колоколами. В стенах боковых фасадов здания прорезаны большие арочные окна.

Красивую наружную икону западного фасада «Воскресение Христово» написал известный художник С. Т. Шелковый в 1909 году

Расписание богослужений в 2019 году

В действующем Храме каждый понедельник в 18 часов проходят молебны перед иконой «Неупиваемая Чаша», помогающие победить пьянство и другие пагубные привычки.

  • Исповедь по будним дням начинается в 9:30
  • Литургия в 10:00, 17:00 часов
  • В воскресные, праздничные дни исповедь в 7:00, богослужение в 10:00, 17:00
Храм Воскресения Христова

В июле организуется крестный ход трезвости. Перед Небесной Заступницей проходит церковное пение, освящается вода.

Режим работы в 2019 году

Храм Воскресения Христова открыт для посещения с 8 до 20 часов в будние дни и с 6:30 до 20:00 по выходным

  • Приход возродил традиции движения за трезвость. Здесь работает центр по реабилитации «Воскресение».
  • Возобновилась книгоиздательская деятельность. При входе в церковь предлагается местная газета.
  • В Храме работает клуб ACTS для молодых людей, которые изучают Священное писание.

Где находится

Адрес

Набережная Обводного канала, 116

Метро

  • Фрунзенская
  • Балтийская

Как добраться

Проще ехать на метро: выйти на станции Балтийская, и идти в направлении Обводного канала. Повернуть направо и двигаться по пути уменьшения номеров на домах. Храм находится рядом с пересечением Измайловского проспекта и Обводного канала. Ориентиром служат купола церкви.

Интересные факты

Советская власть планировала снести строение в 1930 году. Один из членов комиссии, принимавшей решение о сносе, заметил, что рядом находится Дом культуры, который может пострадать во время взрыва. Этого допустить было невозможно. Храм остался на прежнем месте.

Церковь Вознесения Господня начало свое получила в царствование императора Петра I. При первоначальном заселении новой столицы на Адмиралтейском острове поселены были так называемые Переведенские слободы; здесь же устроена была и слобода Адмиралтейского батальона.

Скоро население этих слобод увеличилось до 1100 дворов, тогда за умножением приходских людей и частью по отдаленности от приходской церкви Исаакия Далматского, единственной на Адмиралтейской стороне, для большего удобства к богомолению и к исполнению духовных треб, поставлена была в поле походная часовня, в которой совершал служение особо определенный от св. Синода священник с жалованием от Адмиралтейства.

Корабельный подмастерье Филипп Пальчиков с товарищами взошел в адмиралтейскую коллегию с просьбою о дозволении построить близ Переведенских слобод деревянную церковь во имя Вознесения Господня с приделом Иоанна Воинственника. Адмиралтейская коллегия резолюциею положила поискать удобное место и помогать тому строению лесами от Адмиралтейства, а на наем плотников и украшение церкви собирать просителям от себя и учинить для такого сбора книгу… Была заложена деревянная церковь по указу св. Синода от 31 августа 1728 г., а в ноябре того же года окончен был придел во имя Иоанна Воина, и по указу св. Синода преосвящ. Рафаилом, епископом псковским и нарвским, освящен с положением в оный данного св. Синодом освященного антиминса. Дальнейшая постройка главной церкви продолжалась теми же средствами и окончена в половине марта 1729 г., а 20 марта дан от Синода благословенный указ на освящение храма Вознесения Господня тому же епископу Рафаилу и прислан антиминс… При быстром умножении народонаселения деревянный и необширный храм не мог долго удовлетворять потребностям прихода, и через 20 лет причт и прихожане Вознесенской церкви исходатайствовали разрешение построить каменный, более обширный храм, пятиглавый, с особою колокольнею.

Каменная церковь была заложена 4 июня 1755 г. Кем был составлен план и фасад ее, из сохранившихся документов не видно; план этот не вполне сохранился и отчасти изменен впоследствии. Сохранилась одна только колокольня, отличающаяся от храма легкой, красивой своей архитектурою. Такой же точно фасад имел и весь храм, как можно видеть из рисунка его, находящегося в в одной из галерей Зимнего дворца. По первоначальному плану храм разделялся на теплый и холодный. В теплой западной части устроены были два придела. Первый, по левую сторону от входа, во имя св. вмч. Иоанна воина освящен в 1764 г. июля 30; второй, по правую сторону, во имя Божией Матери «Утоли моя печали» освящен в 1765 г. сентября 25 дня, и тогда же поставлен в нем образ Божией Матери «Утоли моя печали», в точной копии с находящегося в московской церкви св. Николая чудотв., что на Папышах. Образ «Утоли моя печали», по преданию, принесен и поставлен в церковь московским купцом Роговиковым.

Холодная церковь во имя Вознесения Господня освящена в 1769 г. 28 мая. В ней св. престол был украшен сенью резной работы из дерева; в колоннах сени находились вырезанные из дерева изображения св. ангелов в рост человека. Иконы храма написаны художником Колокольниковым, живопись которого и доныне существует в иконостасе верхней церкви Никольского собора.

В 1796 г. на углу церковной ограды, против Вознесенского моста, построена была на церковные суммы каменная часовня. Изображение Богоматери «Утоли моя печали» поставлено в ней на главном месте.

Около 1805-06 гг. в одном из главных столбов, поддерживавших купол, где была устроена кафедра для проповедника, оказалась трещина; вследствие чего купола были разобраны и вновь сделаны по плану «архитектора Руссо», под наблюдением протоиерея Иоанна Державина и церковного старосты с.-петерб. купца Сергея Стефанова. В то же время приделы в западной части храма перенесены в ряд с главным престолом Вознесения Господня и вся церковь сделана теплою. По плану того же архитектора устроен новый иконостас и св. иконы написаны вновь разными художниками. Прежний иконостас с иконами, с разрешения митрополита Амвросия, отдан в новгородский Клопский монастырь, где он и находится. Все стены храма были расписаны живописью. Означенную переделку церкви предположено было произвести на сборную сумму, но по недостатку оной пришлось позаимствовать из комиссии духовных училищ 15 000 руб., с обязательством уплаты в назначенные сроки, что в продолжение времени и было исполнено.

По окончании всех работ по церкви приделы, перенесенные в ряд с главным алтарем, были освящены местным причтом в январе 1813 года, в два воскресные дня, а в третье воскресенье 20 января того же года и главный престол Вознесения Господня освящен преосвящ. митрополитом Амвросием. После этой переделки до 1851 г. никаких особенных улучшений и исправлений не было.

От времени внутренность ее и иконы почернели, рамы закоптели и обветшали. В 1852 г. при настоятеле церкви протоиерее Иакове Предтеченском составлен был проект о обновлении внутренности церкви. По утверждении проекта епархиальным начальством в июле 1852 г. составлена была строительная комиссия из местных священнослужителей, церковного старосты купца Михаила Слободского и прихожан — купцов 1-й гильдии Ивана Смирнова и Николая Будкина. Наблюдение за работами поручено составителю проекта архитектору Моргану. На эти работы было ассигновано и употреблено 23 810 руб. 90 коп.

Особенности исправления церкви состояли в том, что: алтари были подняты на 13 вершков, алтарная часть выдвинута и ограждена изящною решеткою, иконостас поднят и прибавлен на целый ярус, пилястры обделаны под белый мрамор, по алтарям и солее настланы паркетные полы, середина церкви выстлана плитою вместо бывшего чугуна, а по бокам положены деревянные полы с отделением мест для женщин, над западным входом устроены деревянные хоры, пред алтарями повешены три изящного вида люстры, ризница убрана в особые помещения, стенная живопись в храме, почерневшая и осыпавшаяся, уничтожена, кроме изображений четырех евангелистов под куполом.

В 1865-67 гг. произведены были снова значительные исправления. Так как построенные архитектором Руссо купола были весьма плоски и совершенно не соответствовали виду колокольни, то крыши и фонарики их были значительно подняты и покрыты новым железом, окрашены белою краскою и вызолочены полосами. Внутри храма, на карнизах, куполах и частью на стенах снова произведена живопись. Хоры в это время уничтожены.

К столетнему юбилею, праздновавшемуся в 1869 г., церковь обновлена как внутри, так и снаружи. В 1874 г. люстры, устроенные в 1852 г., перемещены в западную часть храма, бывшую вначале притвором, а в самом храме повешены новые, более изящные и богатые, пожертвованные почетным гражданином Иваном Максимовичем Алонкиным.

В архитектурном отношении церковь не представляет никаких замечательных особенностей. Главный храм был построен квадратный, но так как в последствии времени холодная и теплая церкви соединены в одну и престолы из теплой перенесены в ряд с главным, то вся церковь в настоящее время представляется значительно продолговатою сравнительно с ее шириною. Длина всего храма 35 саж. 1.5 арш., ширина 12 саж. 2 арш., а вышина 14 саж. 8 верш.

Вся церковь построена из кирпича, наружные стены гладкие, карнизы главного храма в один ряд, без украшений. Кровля на западной части храма шатровая на два, а на главном — на четыре ската, железная и выкрашенная зеленою краскою. Купола круглые, не на середине всего храма, а над восточною частью его, которая вначале была холодною церковью. Из пяти куполов только главный освещен окнами, прочие глухие; крыты они, как и вся церковь, железом, окрашенным зеленою краскою. Кресты на куполах также железные, четырехконечные, с позлащенными по меди звездочками на концах и в середине каждого креста. Утверждены они в круглых глухих деревянных фонарях.

Окна в храме широкие, в один свет, исключая главного купола. В алтарях: в главном — два окна, в малых — по одному. В алтарных окнах устроены решетки. Двери в храме устроены с трех сторон: западной, северной и южной, с полукруглыми над каждой окнами. В алтарь с северной стороны есть особая малая дверь, с небольшим деревянным, крытым входом. Паперть устроена с западной только стороны храма, под колокольнею.

По первоначальному плану, внутри храма с северной и южной сторон главного алтаря, были устроены особые помещения, отделенные от алтаря стенами с арками и предназначавшиеся, вероятно, для ризницы. Над арками в алтаре находятся лепные изображения ангелов в рост человека, по одному с той и другой стороны каждой арки, всех четыре, в наклонном положении, сообразно расположению арки. В одной руке ангелы держат венки, в другой пальмовые ветви. Иконостасы с колоннами украшены вызолоченною резьбою по белому полю. Главный иконостас в четыре яруса, с образом Господа Саваофа и крестом вверху над ним. В малых приделах иконостасы в три яруса. В двух нижних ярусах придельных иконостасов, а в главном — в трех ярусах иконы в серебряных позлащенных ризах.

При церкви находится колокольня красивой архитектуры в три яруса, вышиною 18.5 сажень. Здание это четырехгранное с колоннами по углам; крыша из белого железа пирамидальная, восьмигранная, над ней небольшой семиугольный купол, с кнопкою наверху и яблоком, в котором утвержден крест. Купол, кнопка, яблоко и крест по меди вызолочены. Всех колоколов 15, звон их приятный и достаточный. Церковь ограждена каменною оградою с железными решетками.

Церковная библиотека существует с 1730 г., когда присланы были из Москвы первые богослужебные и некоторые другие книги. Библиотека состоит из книг богословского содержания и из духовных журналов. Записей, жалованных грамот и государственных актов в церкви не находится. Метрические книги, хотя не за все годы полные, сохраняются с 1780 г.

Приписных церквей к Вознесенской церкви нет. Домовых и казенных церквей в приделах прихода находится пять: во дворце ее императорского высочества Великой Княгини Марии Николаевны; в институте корпуса инженеров путей сообщения; в доме главного священника армии и флота; в доме главного управляющего путями сообщения, в доме государственного контроля.

«Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии» Выпуск 4, Санкт-Петербург, 1875 г. Напечатано в типографии Департамента Уделов

В конце 1930 года собор был закрыт как действующий храм и передан Ленинградскому отделению общества политкаторжан и ссыльнопоселенцев для создания в его стенах антирелигиозного музея. Но освоить это грандиозное сооружение, а главное, содержать его должным образом политкаторжанам оказалось не под силу. В течение года храм пустовал.

В ноябре 1931 года Областная комиссия по вопросам культов выносит решение о целесообразности разборки Спаса по частям. Спустя три года комитет по охране памятников революции, искусства и культуры выдает Ленсовету письменное разрешение на снос этого здания. Акция была запланирована на 1941 год… С началом Великой Отечественной войны взрывники были отправлены на фронт, а в соборе во время блокады Ленинграда был устроен морг. В послевоенные годы его использовали как склад декораций Малого оперного театра.

Под охрану государства собор был взят в 1968 году. На основании решения исполкома Ленгорсовета № 535 от 20.06.1970 собор был передан на баланс Государственного музея «Исаакиевский собор». К моменту приемки Спас-на-крови был в аварийном состоянии и требовал срочной реставрации. Пять куполов храма имели значительные утраты цветной ювелирной эмали. Северо-восточная глава была раскрыта на 3/4 всей площади. На центральном шатре и большой апсиде была разрушена цветная глазурованная черепица. Коррозированы и деформированы были металлические оконные переплеты, отсутствовало отопление.

Колебания креста колокольни (массой более 600 кг и высотой 6 м) привели к расширению швов между мозаичными блоками, набранными золотой канторелью. Это открыло доступ влаге, которая стала причиной обрушения части окрытия. Золоченые через огонь главы двух малых апсид были сильно загрязнены, система молниезащиты нарушена, из-за чего в 1966 году молния срезала крест северо-западной главы. Были утрачены мозаики в цоколе и изразцы южного и северного фасадов, повреждены мозаики колокольни «Константин и Елена» и «Распятие». В интерьере храма, в подвале и на западной стороне притворов были трещины.

Больше всего пострадали мозаики южной стены Спаса, поскольку именно здесь были резкие перепады температур. Полностью утрачена мозаика первого яруса северо-восточного пилона и на 50 % – мозаика второго яруса. Попадание артиллерийского снаряда в центральный купол стало причиной утраты 6,25 кв.м мозаики «Пантократор». В плохом состоянии был мрамор иконостаса: сколы по всей поверхности, натеки, пятна, местами камень вспучился и утратил полировку.

На главном иконостасе с севера и юга были утрачены бронзовые эмалевые складни с рельефными изображениями святых апостолов, а также мозаики афонских святых на фланкирующих столбиках Царских врат. Резьба вокруг икон была разрушена. Царские врата проржавели, утратили свой первоначальный облик. Украшавшие их иконы «Благовещение» и четыре евангелиста, выполненные в технике ювелирной эмали, утрачены, также как и кресты кокошников иконостаса.

Тревогу вызывало состояние мозаичного мраморного пола собора. Утраты были в его центральной части, и особенно у северо-восточного пилона, где сгорели декорации Малого оперного театра. При пожаре пострадала также облицовка цоколя пилона, выполненная из лабрадорита. Сильно пострадал цоколь стен, облицованный итальянским серпентинитом. Камень почти полностью утратил полировку, покрылся натеками, во многих местах его поверхность вспучилась и деформировалась.

Отмечены были большие повреждения в убранстве северного и южного киотов: частично утрачены резные яшмовые розетки колонок и на кварцевых пластинах, разрушены кресты в навершиях. Сень собора была утрачена полностью, отсутствовал ее шатер, сохранились только четыре яшмовые колонны с надкапительными столбиками и мозаиками, а также два звена орлецовой балюстрады.

Однако, прежде чем приступить к реставрации, необходимо было защитить основание собора от подтопления и восстановить все инженерные сети. Этот проект разработал главный инженер 9-й мастерской института «Ленпроект» В. Д.Синьков. Перед тем, как приступить к работе, установили причины подтопления. Их было несколько. Надежный «глиняный замок» Парланда был нарушен при прокладке инженерных коммуникаций на площади возле храма в конце 1930-х годов, а также во время работ по углублению дна (экскурсии на «речных трамваях» по рекам и каналам Ленинграда).

Во время строительства нового моста через канал набережная у храма была разобрана. Основание моста было свайным, но при проектировании и строительстве не обратили должного внимания на сопряжение устоев моста и конструкции набережной. В результате фильтрат воды из канала стал проникать в подвал Спаса на крови. После обследования, изысканий, изучения архивных материалов было найдено техническое решение внутренней гидроизоляции всех подвальных помещений храма площадью 520 кв.м. Это сделали при помощи металлического кессона. Итого толщина конструкции при стальной гидроизоляции составляла около 24 см. Конструкция гидроизоляции анкеровалась на глубину 300 мм (шаг анкеров в стенах 500 мм, в полу – 1 м). Для устройства кессона было затрачено 33,5 т металла, в том числе стального листа толщиной 4,5 мм.

В 1973–1974 годах специалисты Главленинградинжстроя завершили устройство кессона, и работы по монтажу внутренних инженерных коммуникаций продолжились. Были проложены теплотрасса, электрокабель, водопровод и канализация. С 1974 года началось восстановление внутренних инженерных сетей. Наиболее сложным был монтаж отопительно-вентиляционной системы, спроектированной инженерами Б. И. Ройтенбергом и Н. М. Лонской.

Параллельно с восстановлением инженерных коммуникаций научные сотрудники музея «Исаакиевский собор» изучали документы, связанные с возведением храма Воскресения Христова, причем в архивах не только Ленинграда, но и Москвы, Свердловска и Барнаула. Результаты этих трудов легли в основу архитектурно-реставрационного задания.

Уникальность убранства Спаса на крови предопределила ряд технических сложностей в ходе реставрации, в том числе с воссозданием эмалевого покрытия куполов. Ювелирные эмали для храма были изготовлены в 1896–1898 годах на московской фабрике Постникова. Область применения эмали всегда была достаточно узкой из-за технологической сложности ее производства. В основном она использовалась в ювелирном деле. Поэтому покрытие куполов храма ювелирной эмалью – смелое и необычное решение Парланда.

Чтобы восстановить эмалевые купола Спаса, пришлось изучить и старые и новые рецептуры эмали, адаптировать их для условий современного эмалевого производства. Эти работы сами по себе не имеют аналогов, но к эмалям Спаса были предъявлены дополнительные требования: повышенная кислотостойкость, твердость, соответствие палитре первоначальных эмалей, хорошая адгезия к медной основе и отсутствие токсичных веществ. Выполнить последнее условие оказалось особенно сложным.

В первоначальную рецептуру эмалей входили мышьяк и сурьма, которые снижали температуру их обжига. В современном производстве, выпускающем бытовые эмалированные изделия, наличие таких веществ недопустимо. Без них температура обжига повышалась до температуры плавления меди, и медные выколотные детали окрытия глав деформировались. К сожалению, московские специалисты не смогли справиться с этой проблемой, и решать ее пришлось в Ленинграде, на комбинате химико-пищевой ароматики. Автором уникальной рецептуры стала М. М. Карабочинская. Ее эмали были признаны не хуже прежних, постниковских. Были сложности и при изготовлении цветной глазурованной черепицы, которой окрыт центральный шатер, чердаки апсид, а также шатры и скаты четырех крылец.

Первоначально черепица и изразцы для Спаса выпускались на заводе Харламова в 1897–1906 годах. Изготовлено было 196 изразцов 21 рисунка и 22 000 штук черепицы 74 типоразмеров. Повторить такой заказ в условиях современного производства оказалось невозможным, и пришлось, к сожалению, отступить от первоначального проекта и свести модификации черепицы к 15 типоразмерам. Большую помощь оказали специалисты тонкой керамики Главленстройматериалов, подобравшие состав массы, цветовую гамму глазурей и режим обжига черепицы.

Заказ был размещен на Никольском керамическом заводе. Пришлось столкнуться с тем, что качество первоначальной черепицы выше, чем у современной. Применяющийся сейчас химический способ гашения извести полностью ее не гасит. И уже в процессе эксплуатации у оставшейся в черепке извести процесс гашения продолжается, разрывая глазурованное покрытие. Приходится укреплять глазури и подкрашивать их кремнеорганическими красками. Сорок пять керамических изразцов фасадов храма были воссозданы в мастерской Асеева в 1987–1994 годах.

Методики реставрации каменного убранства были разработаны на основании обследований Горного института. Крупные утраты восполнялись в натуральном камне и крепились на пиронах и эпоксидном клее, мелкие – путем мастиковок. В интерьере храма-памятника больше всего пострадали камни, содержащие кальций – серпентинит и мрамор. Исследования показали, что основную массу продуктов разрушения камня составил гипс. Восстанавливали камень бригады специалистов объединения «Реставратор» С. Радченко и А. Щербакова. Утраты у яшм и орлеца восполняли мастера ПО «Русские самоцветы» А. Кореньков, В. Юревич, Д. Горский, А. Браунов и другие.

Наиболее сложной оказалась реставрация мозаик собора. Пропитавшая кирпичную кладку влага проникала внутрь мозаичного блока, из-за чего на лицевой стороне мозаик образовывались высолы. На иконах и орнаментах были щели и трещины, главным образом на участках монтажных швов. Смальта между блоками отслаивалась, выпадали отдельные кубики золотой канторели. Разработал методику восстановления уникальных мозаичных полотен художник-мозаичист В. Шершнев. Сначала мозаика проходила тщательное обследование, результаты которого наносились на обмерные схематические чертежи. Затем поверхность мозаики промывали раствором детского мыла, въевшиеся загрязнения удаляли школьными ластиками. Высолы после промывки снимали механическим путем – соскребали скальпелями.

Значительные утраты смальты наблюдались в местах крепления мозаичных блоков к кирпичной кладке вследствие коррозии металлических костылей, а также в местах коррозии арматуры внутри блока. В этом случае, прежде всего, снимался оттиск с сохранившихся следов набора. Для воссоздания утраченного фрагмента готовили эскиз, картон и эталон. Металл очищали от коррозии, покрывали антикором, дважды – суриком. На этот участок наносился грунт и производился набор утраченного фрагмента.

Мозаика храма Воскресения Христова реставрировалась в течение 14 лет мозаичистами А. Алексеевым, А. Голомазиным, В. Марковичем, В. Панькиным, Э. Самородовым и другими под руководством В. Шершнева. Утраченные мозаики «Апостол Петр», «Св. Спиридоний Тримифунтский», выполненные по оригиналам А. Н. Новосельцева, «Константин и Елена» по оригиналу Ф. С. Журавлева, а также иконы интерьера «Св. апостол Иоанн Богослов» и «Св. апостол Иаков Заведеев» по оригиналам А. Ф. Афанасьева воссоздали по живописным эскизам художников А. А. Любимова и В. Г. Корбана.

Четыре иконы афонских святых, украшающие фланкирующие столбики царских врат собора, были отреставрированы и две иконы воссозданы благодаря энергии, настойчивости и мастерству И. Ю. Лаврененко. Он разработал технологию и специальное оборудование для изготовления тянутой смальты, создал методики реставрации сохранившихся образов и определил иконографию недостающих, сам исполнил эскизы, картоны и эталоны для воссоздания утраченных икон.

Иконы афонских святых набирались тянутой смальтой, имеющей вид «дротиков» разной конфигурации – треугольной, квадратной, овальной и др. Сечение модуля такой смальты – до 1 мм. Началась реставрация миниатюрных образов в 1998 году с иконы «Св. Прокопий». В настоящее время прошли реставрацию образы святых Пантелеймона и Георгия. Над каждой иконой И. Ю. Лавриненко трудится около года, такая мозаика состоит из 20 000 элементов. Эти миниатюрные образы уникальны, в каждом сохранена специфика мозаичного искусства. Они набраны «на скол», то есть не отшлифованы. При освещении благодаря бликам образ как бы оживает.

Не менее трудоемкой оказалась работа по воссозданию осветительной арматуры Спаса на крови. Сохранились только кольца в центральном и малых барабанах, световые арки, штоки от люстр и фонарей, а также кронштейны от бра над сенью. По проекту архитектора В. Н. Вороновой и конструктора Ю. М. Тихомирова, выполненному по материалам архива кинофотодокументов, мастера объединения «Реставратор» изготовили все недостающие осветительные приборы для храма. Более 4 кг золота потребовалось бригаде П. П. Ушакова на позолоту глав, крестов, двуглавых орлов на шатрах крылец, коньковых решеток на центральном шатре и навеса над «Распятием».

Ровно через 90 лет со дня освящения и открытия храма Воскресения Христова, 19 августа 1997, года был завершен первый этап его реставрации, и музей-памятник «Спас на крови» открылся для посетителей. К сожалению, после этого прекратилось финансирование незавершенной реставрации из государственного бюджета. Не получая дотаций ни от федерального правительства, ни от руководства города, тем не менее, работы на Спасе продолжаются.

В Павловских реставрационных мастерских воссоздается шатер сени собора. На объединении «Русские самоцветы» готовится декоративно-художественное убранство Царских врат (ювелирные эмали). В мастерских Государственного Эрмитажа работают над декоративными облицовочными пластинами, инкрустированными серебром, которые украшали входные двери храма. Продолжаются работы над иконами афонских святых.