Храм Владимирской иконы

В первой половине XVII в. по заказу Гавриила Пушкина в деревне Виноградово возвели деревянную церковь и освятили ее в честь Владимирской иконы Божией Матери. Согласно дозорным книгам Патриаршего приказа, строительные работы производились в 1648 г., но некоторые исследователи датируют их двумя годами позднее. Храм поставили неподалеку от усадьбы Пушкиных и устроили в нем придел святого Николая Чудотворца.

Предположительно, церковь перестроили в 1696 г., так как в документах 1704 г. она уже значится как каменная. К 1729 г. поместье выкупил князь Василий Долгоруков, через год он переуступил территорию княжне Марии Федоровне Вяземской, которая подала прошение о строительстве при храме нового придела в честь мученика Иоанна Воина. Через год его освятил протопоп Иван Максимов, клирик Успенского собора.

В середине XVIII в. новым владельцем имения стал генерал-прокурор Александр Глебов. На тот момент пятиглавый храм сильно обветшал: в приделе мученика Иоанна Воина обвалилась стена. Достоверных сведений о починке сооружений не сохранилось. В 1772 г. Глебов получил разрешение от Московской духовной консистории на возведение новой однопрестольной церкви на другом месте — в близлежащей Тюриковой пустоши. Доподлинно неизвестно, почему помещик решил провести дорогостоящие работы по строительству полностью нового комплекса вместо восстановления существующего. Некоторые исследователи отмечают, что решение косвенно связано с окончанием эпидемии чумы 1772 г.

Изначально объемно-планировочная композиция должна была иметь формы старого храма. Но архитектор заложил колокольню на расстоянии от северо-восточной стены церкви, а на противоположной стороне — идентичную башню с нарисованными часами, использовавшуюся под кладовую и ризницу. Здания объединили оградой в форме ровного полукруга, упиравшейся в притворы церкви. Исследователи отмечают необычную планировку храма, которая представлена кругом, вписанным в треугольник. Верхняя часть строения оформлена барабаном с ротондой и куполом. По мнению историка Игоря Грабаря, автором проекта в формах раннего классицизма являлся архитектор Василий Баженов, по другой версии — Матвей Казаков.

К отделке комплекса приступили в 1777 г. Из договора, заключенного с подрядчиками, следует, что иконостас храма посеребрили и позолотили, напротив него протянули карниз с «сухариками и медалионами». Работами руководил золотарь дворцовой интендантской конторы А.Д. Казанцев. Девятнадцать икон для церкви написал живописец Гавриил Антонов, сын Доматырев, занимавшийся также росписями помещений. Из старого храма перенесли икону Божией Матери «Владимирская», обложенную серебряной ризой с драгоценными камнями и растительными узорами, два позолоченных серебряных креста с мощами апостола Марка, святого Алексия и мученика Трифона Апамейского, церковные книги, посеребренный подсвечник и образ святого Иоанна без ризы. 10 сентября 1777 г. заново открывшийся храм Владимирской иконы Божией Матери освятил архиепископ Платон. При храме начала действовать богадельня для престарелых. Храм и близлежащие постройки неоднократно реконструировали. Так, через восемь лет пол алтарной части просел и был отремонтирован.

Во время московского пожара 1812 г. село Виноградово не пострадало, но на территории поместья в течение двух недель квартировали французские войска. В этот период в церкви Владимирской иконы Богоматери «лошадей ставили и огонь раскладывали, отчего в том месте и штукатурка обвалилась», церковную утварь частично разграбили. В 1813 г. в усадьбе провели ремонтные работы.

Церковь не отапливалась, и к 1822 г. встал вопрос о необходимости возведения теплого придела. К тому моменту село Виноградово находилось в собственности дворян Бенкендорфов, под руководством которых приступили к строительству придела святого Николая Чудотворца. Через три года его освятил архиепископ Филарет (митрополит Филарет (Дроздов). Убранство придела подробно «задекларировали»: был установлен двухъярусный позолоченный иконостас с резными Царскими вратами. Над ними располагалось изображение Тайной вечери, справа поместили икону Христа без оклада и храмовый образ Николая Чудотворца, слева — изображение Богородицы.

К 1915 г. храмовый комплекс сильно обветшал: разрушились ограда и часть стен, резные детали иконостаса отвалились. Все повреждения и внутреннее убранство были задокументированы в рапорте архитектора Петра Покрышкина: «Внутри карнизы, наличники, хоры — все выдержано в прекрасном архитектурном стиле Louis XVI (англ.) русск., стены в главном приделе выбелены, а в южном при ремонте в конце XIX в. стены окрашены масляною краской, настлан метлахский пол, иконостас по фону выкрашен неуместным розовым цветом и резьба частью заменена плохою новою. Главный иконостас ныне имеет черно-синий фон, но прежде был окрашен в багряно-красный цвет, а еще раньше — в бирюзовый, который и является наиболее уместным. … Клиросы сохранились, живопись на них прекрасная, представляющая по стилю нечто среднее между Мурильо и Боровиковским; на балюстраде хора подобная же живопись».

На средства хозяина поместья Рудольфа Васильевича Германа провели реставрацию комплекса с восстановлением оригинального цветового решения и устройством водяного отопления.

После Октябрьской революции церковь продолжала действовать, но в 1930 г. у общины конфисковали церковный дом. Известно, что после закрытия Сергиевского храма Иоанно-Предтеченского монастыря в 1937 г. его иконостас перенесли в Виноградовскую церковь для устройства дополнительного придела преподобного Сергия Радонежского. Помещение расположили симметрично приделу святителя Николая Чудотворца и оборудовали хорами и резным иконостасом, по бокам от которого находились напольные киоты с Черниговско-Гефсиманской иконой Божией Матери и Иоанна Предтечи с частицами мощей святого. В этот же период настоятелем назначили переведенного из Иоанновской обители схиархимандрита Илариона, который после смерти в 1951-м был похоронен у северной стены Виноградовской церкви.

Во время обороны Москвы в ходе Великой Отечественной войны линия фронта находилась в восьми километрах от церкви, и на крыше храма установили пулемет. По некоторым данным, в этот период в стенах церкви тайно хранилась глава преподобного Сергия Радонежского, извлеченная из раки Троицкого собора. Существуют также свидетельства о том, что придел в честь святого Сергия Радонежского был освящен только в 1947 г. после возвращения реликвии в новооткрытую Троице-Сергиеву лавру и передачи храму в дар частицы мощей.

На протяжении первой половины XX в. церковь находилась в полуразрушенном состоянии: карнизы обвалились, крыша поросла деревьями, осыпалась штукатурка. Усилиями служителей храм поддерживали в рабочем состоянии, но капитальный ремонт провели только в 1954 г. Во время реконструкции восстановили белокаменные лестницы, сандрики, выполнили бетонную отмостку, обновили облицовочную штукатурку. Через шесть лет провели очередное подновление фасадов, и в 1967-м по заказу Бюро по охране памятников архитектуры Московской области строение реконструировали в первоначальных формах. Восстановили утраченные колонки дорического ордера на барабане главного здания, штукатурные тяги и карнизы главного фасада, раскрыли белокаменный декор, воссоздали наличники, заменили кровлю колокольни и дома причта.

С начала 2000-х г.г. в здании приходской воскресной школы действует музей, основу его экспозиции составили сохранившиеся с первой половины XIX в. исповедальные ведомости, брачные обыски, приходно-расходные книги и другое. При церкви также работает молодежный клуб, регулярно устраиваются концерты и встречи. В 2007 году обветшалый комплекс отремонтировали за счет частных пожертвований и бюджетных средств: заменили стропильную конструкцию и кровельное покрытие, обновили фасады, установили гранитные ступени главного входа, отреставрировали иконостасы, иконы и росписи приделов. Через десять лет провели очередную реставрацию объекта, во время которой укрепили кирпичную кладку, отремонтировали карнизы, двери и завершения храма.

В 2017 г. проведена реставрация храма, которая финансировалась по Программе предоставления субсидий из бюджета г. Москвы. Были выполнены следующие работы: реставрация фасадов, белокаменного декора и колонн, завершений храма (золочение креста и подкрестного яблока), столярных заполнений, ремонт и реставрация кровли с устройством водосточной системы, ремонтно-реставрационные работы в интерьере.