Храм восточный

Преполовение – это середина святой Пятидесятницы, оно расположено точно между двумя величайшими праздниками – Пасхой и Троицей и как бы соединяет их воедино. На литургии сегодня читается Евангелие о том, как Христос пришел в Иерусалим на праздник Кущей. Этот праздник был установлен в воспоминание сорокалетнего странствования израильтян в пустыне, когда они жили в шатрах, или по-славянски в кущах. Во время празднования Кущей евреи строили себе из пальмовых и миртовых ветвей шалаши. Праздник продолжался семь дней, в течение которых каждый день совершался особый обряд: священники выходили из Иерусалимского храма к источнику Силоам, набирали оттуда воду в золотой сосуд и приносили ее в храм, где первосвященник, по-нашему – патриарх, выливал ее перед жертвенником.

Это таинственное священнодействие имело несколько глубоких смыслов, означало одновременно несколько вещей. Так, например, оно означало изведение Моисеем воды в пустыне для странствующих израильтян. Израильтяне тогда умирали от жажды, но Моисей, по слову Господа, чудесным образом извел для них источник воды. Однако главное значение этого священнодействия заключалось в том, что оно прообразовывало пришествие в мир Мессии, то есть Господа Иисуса Христа. Почему оно прообразовывало пришествие Христа?

Источник Силоам, из которого набиралась вода, представлял собой небольшой водоем, питавшийся от струи воды, текущей из-под храмовой горы. В книге пророка Исаии упоминается о водах силоамских, «текущих тихо». Этим выражением пророк именует царство Давида, а также и грядущее Царство Христа, которое, в противоположность громким и бурным земным царствам, приходит в мир и пребывает в нем тихо, бесшумно и неприметно.

Кроме того, текущие тихо силоамские воды означают еще и Самого Христа – кроткого, смиренного сердцем, пришедшего в мир тихо и незаметно для людей. О Христе тот же пророк в другом месте говорит, что Он «не воспрекословит, не возопиет, и никто не услышит на улицах голоса Его», – то есть не будет спорить, громко заявлять о Себе, произносить пышных речей, но совершит Свою великую миссию тихо и незаметно, подобно тому как тихо и незаметно наполняется силоамский водоем текущим из-под храма источником. Примечательно, кстати, что само слово «силоам» означает «посланный», что, конечно, имеет прямое отношение к Мессии, Которого Отец посылает в мир для спасения мира.

То, что воду из Силоама выливали перед жертвенником, означало, что имеющий прийти Мессия принесет Себя в искупительную жертву. И здесь нам приходит на память другой прообраз Ветхого Завета – одно из чудес Моисея, которое повелел ему совершить Господь: взять воду из реки и вылить на землю – и когда он ее вылил, вода стала кровью. По толкованию святителя Кирилла Александрийского, это действие также было прообразом Христа и Его дела спасения людей. Святитель объясняет это так: вода есть образ жизни, и потому вода, взятая из реки, означает Христа, Сына Божия, рожденного как бы от некоей реки, от животворящего все Отца и имеющего с Ним одну Божественную природу. То, что вода проливается на землю, означает пришествие в мир Бога Слова, потому что Христос, вочеловечившись, смешал Себя с происшедшим от земли человечеством. А в кровь вода превратилась потому, что Христос, будучи жизнью по Своему естеству, соединился с человеческой природой, претерпел смерть и пролил Свою Кровь ради нашего спасения. Этот удивительный библейский прообраз очень созвучен обряду выливания воды на землю в праздник Кущей, и оба эти действия, скорее всего, имели одинаковый смысл.

Вернемся, однако, к сегодняшнему Евангелию. Имеются сведения о том, что у евреев был обычай в праздник Кущей обливать и кропить друг друга водой. Если это так, то вода Силоама символизировала собой еще и грядущее таинство христианского Крещения. Это подтверждается, кстати, и другим известным Евангельским эпизодом, – когда Христос посылал слепого умыться в Силоамской купели, и он, умывшись, тотчас прозрел. Святые отцы, объясняя это событие, говорят, что умывание в Силоаме есть прообраз Крещения, в котором человек прозревает для Бога и для вечной жизни.

Таким образом, можно сказать, что праздник Кущей, который посетил Христос, был преимущественно праздником воды – воды живой, воды спасительной. Вода этого праздника означала, во-первых, ту посланную Богом воду, которая в пустыне спасла Его народ от гибели, а во-вторых, посылаемого Богом в мир Мессию, имеющего дать людям истинную небесную воду – воду спасения, воду вечной жизни, воду Крещения и даров Святого Духа.

В Евангелии сказано, что Христос, присутствовавший на празднике, учил народ в храме. И вот в последний день праздника, который был его кульминацией и потому назывался великим, Он произносит вспоминаемые сегодня Церковью слова: «Кто жаждет, иди ко Мне и пей». Этим Христос как бы говорит иудеям следующее: вы празднуете праздник воды, спасшей вас некогда в пустыне и дающей жизнь всему, что на земле, но эта земная вода есть только прообраз воды истинной, воды, дающей жизнь всему, что на небе, и вот сегодня наступило уже то время, которое прообразуется настоящим праздником. Ибо Я есть посланный Отцом Мессия, Я принес вам истинную воду – воду Моего учения, воду спасения и вечной жизни. А потому придите ко Мне и пейте эту воду, ибо она для пьющего ее становится неиссякаемым источником всех даров и благословений Божиих…

Итак, Христос сравнивает нашу душу с жаждущим человеком, а Себя – с источником воды. Такое сравнение очень понятно: все мы, подобно древнему Израилю, странствуем в пустыне мира сего и, чтобы не погибнуть в ней от духовной жажды, нуждаемся в спасительном источнике даров Божиих, которые преподаются верующей душе через Христа. Жизнь души, ее блаженство и спасение заключаются только в общении и соединении с Богом. Это следует из самого происхождения души: ведь она была создана по образу и подобию Творца, Господь, по свидетельству Писания, из собственных уст вдунул ее в человека. И потому ни в чем и ни в ком другом, кроме Бога, человеческая душа не может найти истинного смысла, истинного мира, истинного упокоения и блаженства.

Так было в Раю: Адам и Ева пребывали в Боге, и в этом они имели совершенное блаженство. Что это было за блаженство, нам в нашем падшем состоянии представить себе невозможно. Мы понимаем и можем себе представить только земную радость, земное счастье, основу которых составляет что-то земное – то, что сотворено и дано нам Богом. Например, в хорошей семье муж радуется тому, что у него есть жена и дети, и в этих любимых людях он находит свое счастье. Но насколько же большее счастье дает общение с Тем, Кто сотворил наших любимых людей, Кто дал их нам, Кто дал саму нашу любовь друг ко другу, Кто любит нас больше, чем мы сами можем друг друга любить? Насколько Бог, наш Создатель, выше, лучше, прекраснее самых добрых, замечательных и красивых людей или, тем более, вещей и предметов! Ведь разница между Творцом и тем, что Им создано, бесконечно велика, это, может быть, как разница между скульптором и его скульптурой, то есть между живым человеком и холодным камнем.

Адам, наш прародитель, до своего падения жил в Раю, и блаженство его заключалось в общении с Богом, своим Создателем. Но Адам пал и разорвал общение с Богом, и через это он потерял небесное блаженство, потерял Рай. С этого времени потомство Адама, то есть все человечество, рождается в состоянии разорванного общения с Богом, оно лишено Рая, лишено небесной славы. Пытаться земному человеку объяснить, что такое райское блаженство, – все равно, что пытаться рассказать слепому от рождения, как выглядят звезды, луна, облака или синее небо, – ведь ничего этого он никогда не видел и потому не знает, что такое белый цвет или синий…

После падения Адама Рай для людей оказался закрытым, и люди стали насыщать свою душу земным: земными удовольствиями, земным богатством, земной славой. Появилась земная человеческая культура: науки, искусства, музыка, поэзия, живопись. Все это стало как бы заменителем и суррогатом потерянного Рая. Однако никакая земная пища не может удовлетворить и насытить созданную для богообщения человеческую душу. Все земное дает только видимость насыщения, удовлетворяет человека лишь на малое время, после чего в его душе снова образуется неудовлетворенность и пустота. Человеку постоянно хочется чего-то еще, чего-то нового, новых ощущений, новых впечатлений, он стремится к этому, но когда получает, то снова наступает разочарование. В книге Деяний про язычников, жителей Афин, сказано, что они ничего так не любили, как говорить или слушать что-нибудь новое. Такое состояние является обычным для язычников, и происходит оно от той же самой причины: питаясь земным, душа человека никогда не может обрести покой и насыщение.

И этот опыт неизменно повторяется в истории человечества от Адама и до наших дней: ничто земное не может насытить человеческой души. Не насыщают ее земные удовольствия, не насыщают ее земная власть и слава. Царь Соломон имел великую власть, богатство и славу, испытал все удовольствия мира сего, и вот он, обозревая свой жизненный путь и подводя итог, говорит, что все это – прах и суета, а важно только одно – исполнить в своей жизни волю Бога.

И это действительно так: суетно богатство, суетны удовольствия и слава, не насыщают они души человека, не дают ей истинного мира. Иногда, например, читаешь в журнале интервью какого-нибудь известного в прошлом актера, или режиссера, или музыканта и поражаешься, насколько это человек усталый, насколько он опустошенный и во всем разочарованный. Ведь, казалось бы, он прожил самую насыщенную, самую полноценную и творческую жизнь, приобрел славу, снялся в прекрасных фильмах, написал много хорошей музыки, имел в этой жизни все, к чему обычно стремятся люди, – и вот на закате жизни состояние его души можно охарактеризовать как глубокая усталость, пустота и разочарование. Почему, откуда такой печальный результат? Ответ простой: потому что человек всю жизнь питал свою душу земным, а земное не может насытить человеческой души.

Да нам это знакомо и по собственному каждодневному опыту. Например, прочитав газету или журнал и даже найдя там что-то интересное, человек не может этим удовлетвориться и ищет новую газету, новый журнал, новую информацию. Попробовав какое-нибудь развлечение, человек хочет попробовать что-нибудь еще, развлечься каким-нибудь другим способом. Посмотрев фильм, послушав музыку, хочется смотреть все новые и новые фильмы, слушать все новую и новую музыку – и так без конца. Это похоже на бег белки в колесе, и конец его будет всегда один – усталость, пустота и разочарование.

Совершенно по-другому бывает, когда человек дает своей душе не земную, а небесную пищу – соединение и общение с Богом. Такое соединение происходит действием Благодати Божией, когда она приходит в душу человека. Душа тогда изменяется: приняв в себя свет Благодати, она и сама становится светом, становится, по словам святых отцов, миром, радостью, любовью и совершенством. И в этом состоянии общения со своим Создателем она находит полное насыщение, ибо Бог становится для нее всем, чего она может пожелать. Это и есть истинная небесная пища или истинная небесная вода, удовлетворяющая ничем другим не удовлетворимую жажду человеческой души.

Именно для того, чтобы дать людям такую воду, и пришел на землю Христос. «Кто жаждет, иди ко Мне и пей», – говорит Он в Евангелии. Эти Его слова означают, что только в общении с Богом человек может обрести все то, к чему стремится его душа. Только в Боге все его вечные устремления находят свое удовлетворение. Например, если человек ищет истину, то он найдет ее у Христа, ибо Христос есть Истина и в Нем сокрыты все источники премудрости и ведения. Если он ищет свободу, то пусть идет ко Христу, чтобы получить у Него единственную истинную свободу – свободу от смерти, ибо такую свободу ему никто, кроме Христа, не сможет дать. Ищущий душевных сил пусть приходит ко Христу, ибо Христос есть Господь сил и силы Его всемогущи и бесконечны. Ищущий славы может обрести вечную и непреходящую славу у Христа, ибо Он есть Царь Славы и вся вселенная полна славы Его. И, коротко сказать, все блага, о которых только может помыслить человек, обретаются во Христе, и только в Нем одном. Вспомним известный эпизод из жития святой великомученицы Екатерины, как она искала высшую красоту, богатство, мудрость и благородство и как она обрела все это во Христе…

Итак, земные блага не есть истинные блага, а только их видимость. Все они суетны, тленны, скоропреходящи, все перемешаны с ложью, злом, греховной скверной. Таковы земная слава, земная власть, земные богатства и наслаждения. Таковы любые земные преимущества. Люди увлекаются и гоняются за всем этим потому, что не знают истинных небесных благ. Те же, кто вкусил этих благ, уже не прельщаются землей, но все земное почитают за прах, уносимый ветром. Об этом свидетельствуют все святые, то есть люди, узнавшие это опытом своей жизни. Апостол Павел говорит, что все свои земные преимущества (а они у него были) он почел тщетой и отказался от них ради того, чтобы приобрести Христа. Святитель Григорий Богослов говорит то же самое: из всех своих земных приобретений он извлек одну только ту пользу, что нашлось у него, чему предпочесть Христа. Преподобный Силуан Афонский писал, что, вкусив Благодати Божией, многие цари и владыки оставили свои престолы и стали монахами и отшельниками, чтобы только не лишиться истинных небесных благ.

Этих истинных небесных благ и мы прежде всего должны искать, братия и сестры! Эти истинные блага – во Христе, и именно потому Он говорит всему человеческому роду: «Кто жаждет, иди ко Мне и пей». Вода, которую Он нам дает, – это Благодать Святого Духа, соединяющая человека с Богом и доставляющая ему вечную жизнь и вечные блага. Это и есть та истинная небесная вода, которая одна только способна утолить жажду человеческой души, способна дать ей совершенное, никогда не оскудевающее насыщение. И в стяжании этой Благодати, в соединении с Богом как раз и заключается высшая цель и смысл христианской жизни. Аминь.

Храм Святого Великомученика Димитрия Солунского в посёлке Восточный — православный храм Преображенского благочиния Московской городской епархии.

Храм расположен в районе Восточный, Восточного административного округа города Москвы. Главный престол освящён в честь святого великомученика Димитрия Солунского; приделы в честь Казанской иконы Божией Матери, в честь Святителя Михаила, первого митрополита Киевского. На сегодня это единственный в России престол во имя первого митрополита Киевского Михаила, который являлся первым архиереем Русской Православной Церкви.

По данным центрального исторического архива Москвы, первая деревянная церковь, во имя святого великомученика Димитрия Солунского, была построена в селе Щитниково Московского уезда в 1766 году. В 1875 году Михаилу Григорьевичу Бородину, церковному старосте и купцу московскому первой гильдии, митрополит Московский и Коломенский Иннокентий дал разрешение на строительство нового каменного храма. По проекту архитектора П. Петрова в новом храме были добавлены два новых престола: правый — во имя Казанской иконы Божией Матери и левый — во имя Святителя Михаила, первого митрополита Киевского. После освящения нового храма старый был разрушен.

В 1938 году храм был закрыт. К юбилею восьмисотлетия Москвы храм реконструировали под клуб Восточной водопроводной станции. На месте находившегося рядом кладбища был организован парк.

Возрождением прихода можно считать создание в 1991 году инициативной группы из верующих посёлка. Община получила официальные права (зарегистрирована) 8 ноября 1991 года, в день памяти святого великомученика Димитрия Солунского. Через год, в бывшем доме причта, стали проходить богослужения. 7 апреля 1993 года, на праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, министр правительства Москвы А. С. Матросов принял решение о строительстве нового храма на средства «Мосводоканала».

На основе сохранившихся чертежей XIX века архитектор О.И. Журин создал проект нового храма. Строительство храма продолжалось около года. 8 ноября 1996 года новый храм открылся для прихожан.

Настоятель — протоиерей Максим Троеглазов

История храма

Храм святого великомученика Димитрия Солунского расположен в Пролетарском районе города Тулы на территории Чулковского кладбища.

Кладбище было отведено в 1790г. по прошению казенных оружейников, жителей Чулковской слободы. Чулковское кладбище вскоре после своего возникновения стало цеховым кладбищем оружейного завода. Сохранились могилы: главного механика оружейного завода А.М.Сурнина (1767-1811), послужившего прототипом литературного Левши; героя Отечественной войны 1812 года, командира оружейного завода и тульского губернатора генерала Е.Е. Штадена (1774-1845); командира ТОЗа генерал-майора Сиверса А.И. (1798-1840); главного механика оружейного завода Д. Джонса (1768-1835); потомственных почетных граждан знаменитых самоварщиков Воронцовых, Тепловых, Копырзиных и т.д. На территории кладбища расположена братская могила защитников Тулы времен Великой Отечественной войны, героя Советского Союза И.А. Дементьева (1901-1964). Кладбище было закрыто в конце 60-х годов ХХ века.

Строительство кладбищенской церкви было начато в 1795 году. Первоначально храм строился во имя Сошествия Святого Духа, но то обстоятельство, что местные жители в день Святого Духа устраивали шумное народное гуляние («тюльпа»), привело к тому, что Тульский епископ Преосвященный Мефодий, желая отделить церковный праздник от языческого празднования, распорядился престольный праздник перенести на более позднее время, и в июле 1801 года священник Богородице-Рождественской, что на Ржавце, церкви Н. Покровский освятил новоустроенный храм во имя св. великомученика Димитрия Солунского.

По своему архитектурному плану церковь принадлежит к обычному трапезному типу. Трапезная и примыкающая к ней с запада колокольня классического стиля, построены позднее – в 20-е годы XIX в. В 1826 г. старанием священника Михаила Успенского и старосты Т. Плотникова были устроены два придела: во имя Рождества Иоанна Предтечи и святых апостолов Петра и Павла. Значительное пожертвование для устройства приделов было сделано вдовой полковника артиллерии Петра Потапова, служившего при Тульском оружейном заводе. Полковник Петр Потапов погребен в одном из пределов храма. В 1826 году староста Трофим Плотников извещал епископа Тульского и Белевского Дамаскина: «…придел вчерне завершен и колокольня до половины складена».

До 1808г. самостоятельного причта не было и богослужение отправляли священники церкви Рождества Христова в Чулкове. Площадь храма с алтарями и подсобными помещениями 476 м2.

При церкви с 1898 года существовала церковно-приходская школа. Здание школы построил на свои средства почетный гражданин Г.Т. Воронцов. В советское время храм закрывался дважды: в 1924 году и с 1940 по 1946 год. До 80-х годов ХХ века храм святого великомученика Димитрия Солунского был одним из четырех действующих храмов города Тулы.

С 2005 года при храме действует Воскресная школа для детей от 1,5 лет. Занятие в школе проходят по воскресным дням. Преподавание ведётся клириками храма

и преподавателями воскресной школы.

С 2007 года существует Воскресная школа для взрослых с катехизаторским уклоном. Преподавание ведется настоятелем храма протоиереем Максимом Троеглазовым. Занятия на курсах ведутся по следующим предметам: литургическое богословие, общая церковная история (весь период), библеистика. Занятия проводятся по воскресным дням после вечернего богослужения.

С 2015 года при храме действует Воскресная школа для глухих. Преподавание ведётся иереем Александром и Марией Елисеевыми.

Адрес: г. Тула, Кладбищенский переулок, д. 1

Телефон: +7 (4872) 41-21-24

Богослужения совершаются ежедневно.

В будние, воскресные и праздничные дни:

Божественная литургия — 8:00

Вечернее богослужение – 17:00

Доступная среда для маломобильных групп населения:

Если Вам необходима помощь при входе в храм, подъеме по лестнице, перемещении по храму и прихрамовой территории, то Вы можете предварительно оставить заявку сотруднику храма Елисеевой Марии Михайловне по телефону: 8-953-951-52-71.

Время для звонка: Пн.-Вс. с 8.00 до 20.00.

Также можно оставить заявку на посещение священнослужителя на дому для совершения Таинств Исповеди, Причастия, Соборования.

В храме в каждую пятницу в 17.00 служится молебен о страждущих винопитием и наркоманией.

Богослужения с переводом на русский жестовый язык проходят в дни Двунадесятых праздников.

В рамках Воскресной школы для взрослых в каждое воскресенье в 12.00 проводятся занятия для глухонемых и слабослышащих прихожан.