Храм вознесения господня Екатеринбург

Вознесенский храм Екатеринбурга специалисты считают единственным сохранившимся в нашем городе церковным зданием, построенным в стиле позднего барокко. Архитектура несомненно представляет важнейшую особенность любого сооружения. Но ведь, кроме этого, у каждого дома, как и у человека, есть еще своя история, своя судьба. На долю Вознесенской церкви выпало много интересного и драматичного. Храм — живой свидетель трагических событий ночи с 16 на 17 июля 1918 года, когда в Екатеринбурге была расстреляна царская семья. Сегодня Вознесенская церковь нуждается в самой тщательной реставрации и бережном отношении. Беречь — значит хранить и помнить. Вот и вспомним, с чего начиналась история.

1735 год. «… Мне для моей физической болезни здесь, в близости завода, для великого курения и пыли жить весьма тяжко; того ради надлежит командирской двор построить за городом на северной стороне, где от меня место показано…» — так писал Василий Никитич Татищев в канцелярию Главного правления заводов. Место, о котором здесь говорится, — Вознесенская горка, тогда ещё, правда, безымянная. Дом для Татищева возвели каменный, обустроили вместительный погреб, отвели огород.

1770 год. 19 сентября (по старому стилю) освящен в Екатеринбурге новый храм в честь Вознесения Господня. Церковь была деревянная и стояла у подножия горы, там, где позже появился печально знаменитый Ипатьевский дом.

1789 год. «… Вознесения Господня церковь пришла уже в ветхость, а по желанию нашему вознамерились построить вместо деревянной вновь каменную церковь, для которой уже припасы приуготовляются, а как подле оной порозжего места нет, то по красоте города есть здесь в Екатеринбурге на горе против сказанной церкви бывшего горного командира Татищева дом, ветхостью со всем строением и каменной палаткою оценен в продажу… чего ради просим, чтобы повелено было к строению каменной церкви место отвесть на горе, против упоминаемой Вознесенской церкви».

Эту просьбу подали городской администрации прихожане и священнослужители храма. Благословение на новое строительство было получено в том же 1789 году, закладку здания произвели в 1792-м, а в 1801 году освятили в нижнем этаже придел в честь Рождества Богородицы.

В 1808 году старый деревянный храм разобрали и перенесли в Нижне-Исетск. На его месте позже появилась маленькая каменная часовня, та самая, которую мы видим на фотографиях рядом с домом Ипатьева. Так Вознесенский храм словно взошел от подножия горы на ее вершину.

В XIX веке церковь неоднократно достраивалась и расширялась. К началу XX столетия обширный храм имел 6 приделов: Вознесенский, Рождества Богородицы, Благовещенский, во имя святителя Митрофана, во имя Ильи Пророка, в честь Казанской иконы Божией Матери. В нижнем этаже размещалась мужская одноклассная церковно-приходская школа.

Один из главнейших праздников Русской Православной Церкви, Вознесение Господне — переходящий и выпадает на конец мая — начало июня. В России прошлого века этот день был «неприсутственным», т. е. выходным, в Екатеринбурге же особенно много богомольцев собиралось на службу в Вознесенскую церковь, на «престол». А ещё в Вознесение отмечали свой годовой праздник торговые служащие. Но устоявшийся порядок жизни сломал революционный 1917 год. 23 января 1918 года был опубликован декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», согласно которому религиозные общества лишались права собственности и прав юридического лица. Пока законодательные положения шли до Екатеринбурга, разразилась Гражданская война. 17 апреля 1918 года стены Вознесенского храма услышали шум мотора и увидели, как к расположенному напротив дому инженера Ипатьева подъехал автомобиль, из него вышли трое мужчин и скрылись в воротах. Бывший российский император Николай II описал тот день в своем дневнике: «…поехали пустынными улицами в приготовленный для нас дом Ипатьева. Дом хороший, чистый. Нам были отведены четыре большие комнаты».

В Великий Четверг на Страстной неделе 1918 года звонили колокола Вознесенской церкви. Обитатели «дома особого назначения» слышали их. Николай II отметил: «При звуках колоколов грустно становилось при мысли, что теперь Страстная, и мы лишены возможности быть на этих чудных службах». Наконец, ночью с 16 на 17 июля старая церковь стала свидетелем необычной суеты возле Ипатьевского особняка: входили и выходили люди, что-то увозили на грузовиках, потом все утихло, дом совсем опустел. Вскоре в город вошли белые войска, а летом 1919 года снова вернулись красные и постепенно начали укреплять свою власть. Декрет об отделении церкви от государства претворялся в жизнь. В 1920 году Вознесенский приход заключил с Екатеринбургским Советом рабочих и крестьянских депутатов договор о бесплатном и бессрочном пользовании зданием храма и всем культовым имуществом, обязавшись беречь достояние, ставшее отныне народным. В договоре имелись также политические статьи: «не допускать в богослужебных помещениях собраний враждебного советской власти содержания; … не допускать произнесение проповедей и речей, враждебных советской власти».

На всю церковную утварь была составлена самая подробная опись. Храм располагал действительно драгоценными предметами: напрестольный пасхальный крест из розовой яшмы и уральских камней, украшенный топазами; серебряный позолоченный кресте изображением Христа из бирюзы; Евангелия в серебряных окладах с самоцветами; серебряный потир в 3 фунта весом (1 кг 200 г) и многое другое. Недолго, однако, оставалось священникам украшать богослужения этой прекрасной утварью. 23 февраля 1922 года вышел в свет декрет об изъятии церковных ценностей. 12 мая этого же года Вознесенский храм лишился своего достояния: 5 напрестольных крестов, 3 дарохранительницы, 26 серебряных риз с икон, 30 бриллиантов, 58 различных самоцветов. Только серебра комиссия вывезла из Вознесенской церкви 2 пуда (32 кг).

В апреле 1925 года представители городской администрации предприняли проверку сохранности всего оставшегося ещё в Вознесенской церкви имущества, нашли недостачу — девять парчовых риз, сорок холщовых полотенец, 21 аршин красного сукна. Сукно и полотенца, конечно, не могли послужить достаточным основанием к закрытию храма, поэтому обнаружили политическую причину. На литургии священники произносили положенную формулу: «Еще молимся о святейшем Тихоне — Патриархе Московском…». Это считалось уже серьезным нарушением, т. к. для официальных властей в то время Тихон был всего лишь гражданином Белавиным, контрреволюционером, преступником. Было заведено целое дело. Вывод из данных обстоятельств сделали однозначный: договор, заключенный в 1920 году, расторгнуть.

Верующие пытались отстоять свой храм, обращались к духовным и светским руководителям, но все усилия оказались бесполезными, и уже 17 декабря 1926 года представители отдела народного образования принимали работу по переоборудованию бывшей церкви в школу-семилетку. Паперть приспособили под раздевалку, главный алтарь стал пионерским клубом, в церковном архиве разместилась столовая.

Позднее в Вознесенскую Церковь въехал областной краеведческий музей, а в 1991 году двери храма снова распахнулись для верующих.

Ольга Бухаркина, Журнал «Наш Новый град», №4, 2003 г.

Храм Вознесения Господня в Екатеринбурге (Россия) — описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

Вознесенский собор расположен в одном из самых живописных мест Екатеринбурга — на Вознесенской горке. Это самая высокая точка в городе, так что не заметить величественный храм попросту невозможно. Но далеко не только красивым местоположением примечательна церковь. Ее архитектурные формы вызывают восхищение даже у самых материалистически настроенных господ: сочно-голубой в сочетании с белым декором фасад, золотые купола и высокая колокольня. Вознесенский храм — яркий и очень редкий образец позднего барокко, в его облике сочетаются и торжественность, и легкость, и величие.

Абзац истории

История Вознесенского храма началась в далеком мае 1770 г. Именно тогда церковь была заложена, а уже в сентябре того же года освящена, и здесь начались богослужения. В те далекие времена храм вовсе не напоминал величественное каменное строение, каким мы видим его сегодня. Он несколько раз достраивался и перестраивался. Первая серьезная реконструкция началась достаточно скоро: здание быстро обветшало, и назрела необходимость в ремонте или и вовсе в строительстве новой церкви — по инициативе старосты собора, купца Карнаухова, была направлена просьба о разрешении. Храм должен был иметь два этажа — нижний в честь Рождества Пресвятой Богородицы, а верхний — в честь Вознесения Господня, что и было успешно завершено. Однако даже после столь масштабной реконструкции церковь несколько раз меняла свой облик.

В 1834 г. церковь обретает 4 дополнительных придела и новое крыльцо. А уже на рубеже прошлого и позапрошлого веков количество приделов достигло 6 — это Вознесенский, Благовещенский, придел в честь Казанской иконы Божией Матери, Рождества Пресвятой Богородицы, во имя святителя Митрофана и во имя Ильи Пророка.

Церковь росла, росло с ней и число прихожан, так что открытие на нижнем этаже церковно-приходской школы никого не удивило.

Позднее барокко в сочетании с ярко-голубым — вот главные архитектурные доминанты Вознесенского храма.

Увы, Вознесенскому храму, как и другим церквам города, не удалось избежать разорения от рук большевиков. В 1926 г. храм закрывается, а в его здании располагаются различные учреждения. Наконец, после падения советской власти в 1991 г. церковь была возвращена верующим. И в великий христианский праздник — день Сретения Господня — состоялась первая служба.

Практическая информация

Адрес: Екатеринбург, ул. К. Цеткин, 11. Веб-сайт.

Сегодня Вознесенский собор действует и ведет активное социальное служение. Здесь открыты детская воскресная школа, служба милосердия; каждое воскресенье проводятся встречи с молодежью.