Храмы Белгородской области

Величественное сооружение, состоящее из семнадцати куполов, входящее в храмовый комплекс является великой святыней и достопримечательностью Белгорода. Храм святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии построили в 2004 году, но, к сожалению, в 2009 деревянное строение почти полностью сгорело. Уцелевшие кресты явно указывали на то, что все-таки церкви быть на этом месте. И уже через год после восстановительных работ возобновились службы. По завершению строительства был открыт Духовно-просветительский центр, направленный на духовное воспитание различных поколений, молодежи. Благодаря образовательным мероприятиям прививается любовь к ближнему и нравственность. Для прихожан создаются интересные, душеполезные условия, проводятся различные вечера поэзии, поездки на природу, туры, конкурсы рисунков, творческие встречи.

Вас не оставят равнодушными другие Храмы Белгорода, входящие в храмовый комплекс: часовня во имя Живоначальной Троицы, Храм святого великомученика Георгия Победоносца, часовня над водным источником преподобного Серафима Саровского. Здесь можно взять освященной воды, помолиться, поучаствовать в таинствах, прикоснувшись к великому невидимому. А в день храмового праздника, 30 сентября, особенно будет полезным отметить свои тезоименины для носящих имена мучениц, просто помолиться о своей семье можно в любое время. Путешествующие могут остановиться на ночлег. Паломнические поездки помогают обогатить свой внутренний мир и способствуют росту личности. Кроме перечисленного, можно посмотреть и другие достопримечательности Белгорода, чтобы иметь большее представление о городе.

Утверждение православия в границах современного Белгорода своей историей восходит к временам святого князя Владимира (X век).

«Того же лета постави Леонт, митрополит Киевский и всея Руси: в Белгород Никиту», — так повествует летопись об учреждении в 992 году Белгородской епархии.

Основание новой епархии было обусловлено приграничным положением. Новый духовный центр был призван стать оплотом православия на границе Русского государства и нести свет Христова учения другим народам.
Нашествие хана Батыя на Русь имело очень печальное последствия для Белгорода, в результате которого Белгородская епархия прекратила существование.

Новый период в становлении и развитии Белгорода как духовного центра начался с решения Большого Московского Собора 1667 г., который определил создание Белгородской и Обоянской епархии. Вновь созданная епархия была очень обширна и включала в себя Белгородскую, Курскую, Харьковскую, части Орловской и Сумской современных областей.

6 мая 1778 Святейший правительствующий синод издал общий именной указ о разделении епархий сообразно с разделением губерний, а в 1799 году из состава епархии выделена самостоятельная Слободско-Украинская епархия с центром в Харькове (позднее переименованную в Харьковскую), а Белгородская епархия переименована в Курскую и Белгородскую, но до 1833 года епархиальные учреждения и управление оставались в Белгороде.

Белгородскую кафедру занимало большое количество достойных епископов, являвшимися настоящими пастырями для народа Божия. Особое место среди Белгородских иерархов занял епископ Иоасаф (Горленко), который за сравнительно недолгий период своего служения в Белгороде (1748–1754 гг.) сумел получить всеобщую любовь своей паствы. За святость жизни и всеобщее почитание епископ Иоасаф (Горленко) в 1911 г. был прославлен в лике святых. И с тех пор является небесным покровителем Святого Белогорья.

Безбожные годы гонений XX века не обошли и Белгород. Разрушение храмов, закрытие монастырей, жестокие расправы над верующими принес в наш край воинствующий атеизм. В 2000-м году Русской Православной Церковью от Белгородской и Старооскольской епархии прославлены в лике святых 17 новомучеников и исповедников. Среди них выдающийся богослов и агиограф, автор фундаментального труда по истории русской святости епископ Никодим (Кононов) (1871–1919); ревностный архипастырь Антоний (Панкеев) (1892–1938) и почитаемый далеко за пределами Белгородчины яркий проповедник архиепископ Онуфрий (Гагалюк) (1889–1938). Память новомучеников и исповедников Белгородских совершается 1 июня.

Постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви от 18 июля 1995 года была восстановлена Белгородская кафедра в пределах Белгородской области. Правящим архиереем епархии является митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн (Попов).

7 июня 2012 года постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви в пределах Белгородской области образована Белгородская митрополия.

Бывший католический костёл. Фото Марии Литвиновой
Мы писали о наших местных мусульманах — они как раз взаимодействуют с РПЦ, проводят какие-то межконфессиональные мероприятия.
Это важно, и это всё есть, но в других городах. В Белгороде приход маленький. У нас нет своего помещения, постоянного священника.
Скоро у вас рождество. Как празднуете?
Когда я была ребёнком и жила с родителями, у нас очень чисто убирался дом. Папа приносил ёлку, мы наряжали её всей семьёй. Потом готовили блюда на стол. Это было 23 числа, если что-то не успевали, заканчивали 24-го декабря.
Потом бабушка уходила в костёл и приносила оттуда облатки. Это такой беленький плоский хлебушек. Обязательно зажигались свечи, а на стол ставились 12 разных блюд — любых, но только не мясных. Чаще рыбные. Мы читали молитву, благославлялся хлеб рождественский. Глава семьи — бабушка — делила принесённую облатку на всех членов семьи. Если кого-то не было, то кусочек облатки обязательно оставлялся.
В костёл у нас ходила только бабушка. Это Советский Союз, 70-е. Вообще, чудом было даже то, что у нас был этот хлеб. Не могу сказать, что нам не разрешали ходить, но это было нежелательно, и детей не отпускали. А бабушки ходили. У нас был костёл и рядом с ним православная церковь.
Хорошо, а как отмечается Пасха? Яйца красите, куличи печёте?
У нас яйца тоже красятся, но куличи не печём, у нас есть другая традиция. Мы на Пасху печём большие сдобные рулеты. И очень много делается мясных блюд.
А как проходят праздники в общине?
Если в городе есть костёл, на сочельник люди туда обязательно идут. На позднюю службу поются песни, колядки поздравительные. И на следующий день, 25-го, проходит рождественская служба.
Обязательно у костёла устанавливается вертеп (воспроизведение сцены Рождества Христова, прим. ред.). И в тех местах, где есть несколько костёлов, они соперничают между собой: у кого вертеп красивее. И люди на Рождество ходят из одного прихода в другой, чтобы посмотреть на эту красоту. Обязательно ставится ёлка.
Что касается Пасхи, то в Страстную неделю до четверга мы должны доделать все дела дома и сходить на исповедь. У православных четверг называется чистым, мы в этот день поздравляем своих священников. Потому что это люди, которые сказали Богу «Да», посвятили ему свою жизнь. У них нет своих семей, их дети — это приход. Они апостолы Иисусовы.
В четверг мы поздравляем священников. В костёле они выбирают 12 мужчин, которым омывают ноги. Так священники показывают, что служат нам.
В пятницу Иисуса распяли, у нас проходит служба, очень тихая. С субботы на воскресенье в большом костёле может быть поздняя месса, после полуночи провозглашается, что Христос воскрес.

Слайд 1

Святое Белогорье… Так по праву именуется наша родная земля: множество православных храмов, монастырей, часовен, целебных источников, чудотворных икон прославляют наш край, его культуру. Сколько помощи, добра, радости исцеления несут они людям! Каждый район имеет свои места почитатания и поклонения, свою неповторимость и уникальность. Духовные родники БЕЛОГОРЬЯ автор : Сергеева И.В., учитель истории мбоу » Сош № 10″

Слайд 2

Белгород Построенный и освященный сразу после победы русского воинства в Отечественной войне 1812 года, Преображенский собор стал символом непоколебимой стойкости за веру и Отечество наше. Были периоды, когда в нем не совершались богослужения, но самим своим величественным видом он всегда преображал окружающее пространство, вселяя в души людей надежду и укрепляя в уповании на милость Божию. В 1991 году были второй раз обретены нетленные мощи Святителя Иоасафа Белгородского, Наряду c мощами Святителя Иоасафа , в нем пребывают чудотворная икона Святителя Николая Ратного и обретенные 2 ноября 2012 года мощи священномученика Никодима (Кононова), епископа Белгородского. Преображенский кафедральный собор

Слайд 3

Успенско-Николаевский собор 15 июня 1701 года Император Петр I, впожертвовал 100 рублей на строительство церкви. Собственноручная записка первого российского императора более чем 200 лет хранилась в алтаре и показывалась лишь самым именитым гостям. На первый пост, жители всей округи и окрестных хуторов свозили-сносили утиные и куриные яйца, которые, впоследствии добавлялись в скрепляющий раствор, для того, чтобы церковные стены и фундамент отличались особой долговечностью и прочностью. Ведь собор, одаренный такой царской заботой и монетой, должен быть во всем особенный. Каким, он собственно и стал. Успенско-Николаевский собор имеет уникальную во всей Южной России конструкцию, не говоря о колоколе – подобные, по всей стране можно по пальцам пересчитать. Великолепие и древняя настенная роспись – это основные отличия внутреннего убранства. Так же, Успенско-Николаевский собор отличался сравнительно большим штатом священнослужителей – семь человек. В настоятели назначались батюшки, которые имели определённые заслуги перед государством, но главное – перед Богом.

Слайд 4

Алексеевка В 1820 году на северо-востоке слободы Алексеевки было положено начало кладбищу. В 1845 г. графом Д. Н. Шереметевым и силами прихожан при кладбище начато, а в 1860 г. почти завершено строительство церкви во имя всех Святых. В 1860 г. церковь саморазрушилась вследствие слабости грунтового основания и просчетов в выборе места. В 1869 г. было выбрано новое место на территории кладбища и начато строительство церкви во имя блгв . кн. Александра Невского. В 1888 г. строительство церкви было окончено. Ее освятил Вениамин — епископ Воронежский и Задонский. Ныне храм во имя благоверного князя Александра Невского является памятником архитектуры. Храм Святого благоверного князя Александра Невского

Слайд 5

Борисовский район Михайловский Храм в Борисовке за свою многолетнюю историю неоднократно перестраивался. Освящение его в честь Архистратига Михаила, возможно связано с именем основателя и первого владельца Борисовки белгородского полковника Михаила Яковлевича Кобелева. В 1744 году деревянный храм был перестроен. Но к началу 19 века он обветшал. 29 мая 1804 года близ старого деревянного был заложен каменный храм (архитектор Маслов). Строительство велось на деньги прихожан и завершилось в 1811 году. В 1911 году деревянный иконостас был заменен на мраморный. Иконостас уникальный, единственный по своему исполнению в Белгородской и Старооскольской епархии, изготовлен мастерами фабрики Соммавила в Харькове. В его архитектуре использованы русско-византийские приемы и формы, выполнен из мрамора двух цветов – белого с голубыми прожилками и красно-коричневого. Иконостас украшен мелким кружевом искусной резьбы. В храме находится одна из особо почитаемых святынь Белгородской земли – Тихвинская икона Пресвятой Богородицы. Праздник ее ежегодно отмечается 9 июля. Храм Архистратига Михаила

Слайд 6

Валуйки Успено-Никольский монастырь в городе Валуйки был основан в конце XVI века. Свято-Никольский собор был заложен в 1906 году как главный в Валуйском Успенском монастыре. Строительство храма продолжалось в течение семи лет, его двери распахнулись перед прихожанами 1 сентября 1913 года, к 300-летию дома Романовых. В 1926 году монастырь был официально закрыт. А позже, в 1935 году, в нём разместили колонию для несовершеннолетних, а также в Свято-Никольском соборе – производственные площади (литейный цех). С 2009 года по инициативе архиепископа Белгородского и Старооскольского Иоанна при поддержке губернатора и правительства области началось восстановление святыни. 4 сентября 2011 года архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн совершил торжественное освящение четырехпрестольного возрожденного из руин Свято-Никольского собора. Свято-Никольский собор

Слайд 7

Вейделевский район Здание храма в селе Николаевка Вейделевского района было построено в XIX веке и является памятником архитектуры и культуры федерального значения. Трехпрестольный Свято-Никольский храм был построен в 1896 году и это самый большой и старейший храм в районе. Его строительство велось на средства прихожан и длилось 15 лет. Около храма поставили бюст царя Николая II . Вокруг храма со временем образовалось большое кладбище, от которого осталось только две могилы. При советской власти храм разграбили, закрыли и разрушили колокольню. До войны здание использовали как колхозное зернохранилище. Во время войны храм открыли для богослужений и он с тех пор оставался действующим. Долгие годы прихожане жили надеждой на восстановление своего величественного храма, и вот 16 Января 2012 года архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн совершил чин освящения восстановленного храма в честь святителя Николая Чудотворца. Финансирование реставрационных работ взяло на себя руководство компании » Приосколье «. Колокола отливали в Воронеже, специально для этого храма Храм Святителя Николая Чудотворца

Слайд 8

Волоконовка Храм был построен на средства помещика Евдокима Шидловского в 1777 году. Освящение его состоялось в день памяти святой мученицы Параскевы Пятницы.В честь этого село Ивановка было переименовано в Пятницкое . В советское время в храме открылся клуб, а позднее его здание использовалось как мельница, затем как общежитие. В 70-80-х годах XX века в храмовом здании разместили машинный двор. В 1990-е годы в бывшем помещении для причта открыта церковь. В настоящее время заканчиваются отделочные работы во вновь построенном храме. Храм Великомученицы Параскевы Пятницы

Слайд 9

Грайворонский район Во второй половине XVIII века, на месте кончины святителя Иоасафа , епископа Белгородского, где при жизни Преосвященного Иоасафа находился архиерейский дом и церковь в честь Преображения Господня, была воздвигнута часовня, разрушенная в советское время. 16 сентября 1997 г. освящен закладной камень, а 20 декабря 1998 г. состоялось освящение вновь отстроенной часовни. Рядом с храмом-часовней построен Духовно-просветительский центр во имя святителя Иоасафа Белгородского. Храм-часовня святителя Иосафа , епископа Болгородского

Слайд 10

Губкинский городской округ Спасо-Преображенский кафедральный собор — второй по величине в России после храма Христа Спасителя. Строился собор с января 1993 года до августа 1996 года. 29 сентября 1996 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил освящение Спасо-Преображенского кафедрального собора. Спасо-Преображенский собор — пятипрестольный . При соборе, по благословению архиепископа Белгородского и Старооскольского Иоанна, с 1997 года открыта воскресная школа. Каждое воскресенье после Божественной Литургии в Спасо-Преображенском соборе совершается молебен перед иконой «Помощь в родах»— одной из святынь земли Белгородской. Читаются молитвы с призыванием помощи Божией Матери тем женщинам, которые ждут появления на свет младенцев, испрашивается благословение на чад, которые должны родиться и которые недавно появились на свет. Эта икона освящена в Новгороде в XVII веке, о чем свидетельствует надпись, сделанная на обратной стороне. В начале XX века она была утеряна, а затем чудесным образом обретена и ныне находится в Спасо-Преображенском соборе, источая на всех страждущих Божию благодать. Спасо-Преображенский кафедральный собор

Слайд 11

Корочанский район В XVII веке в Короче действовала деревянная соборная церковь. В 1784 г. в городе была воздвигнута каменная соборная церковь и 5 деревянных храмов. Каменный собор Рождества Пресвятой Богородицы, существующий по сей день, был построен в 1883 году. Храм пятипрестольный ; приделы освящены в честь Покрова Пресвятой Богородицы, Преображения Господня и во имя Святителя Николая/ Архистратига Михаила. В 1908 г. в приходе было 1284 прихожанина, двухклассная церковно-приходская и женская церковно-приходская школы. Кроме соборного Рождество-Богородицкого храма, в начале XX века в Короче также были: Димитриевский храм (домовый при женской гимназии), открыт в 1908 году; Кирилло-Мефодиевский храм (домовый при гимназии); Георгиевский (кладбищенский), кирпичный, 1858 года постройки; Николаевский храм, кирпичный, 1844 года постройки, и Покровский храм, кирпичный, 1869 года постройки. Храм Рождества Пресвятой Богородицы является памятником архитектуры Храм Рождества Пресвятой Богородицы

Слайд 12

Новый Оскол Успенский храм возведен русскими мастерами-умельцами в 1803 году. Строился на средства прихожан на месте старой деревянной церкви. В 1823 году Успенский храм был перестроен — добавились два придела: в честь Архистратига Божия Михаила и в честь Великомученицы Параскевы Пятницы, чудотворная икона которой обретена на источнике близ Нового Оскола. На этом месте до 50-х годов XX века находилась часовня. Сейчас чудотворная икона великомученицы Параскевы Пятницы с частицей мощей этой святой известна за пределами города, является одной из святынь храма, В годы советской власти храм был закрыт, но в период Великой Отечественной войны богослужения в нем возобновились В шестидесятые годы была возведена колокольня и установлены колокола общим весом свыше тонны. В честь 50-летия Великой Победы на колокольню был поднят ещё один колокол — весом в 640 килограмм. На протяжении нескольких десятков лет в Успенском храме служит династия священников Герасимчуков: протоиерей Ананий , его сын — протоиерей Василий, а в настоящее время его внук — протоиерей Николай. 6 июня 2006 года на территории храма был открыт новый Духовно-просветительский центр в честь великомученицы Параскевы Нареченной Пятницей. Собор Успения Пресвятой Богородицы

Слайд 13

Прохоровка

Слайд 14

Военно-исторический музей-заповедник » Прохоровское поле» Мемориальный комплекс на танковом поле представляет собой обширную благоустроенную территорию с расположенными на ней мемориальными сооружениями и памятниками, главным является Памятник Победы — Звонница. Звонница установлена на высоте 252,2, где 12 июля 1943 года находился эпицентр Прохоровского танкового сражения. Памятник сооружен по проекту В.М. Клыкова, Р.И. Симерджиева , Г.К. Силохина , торжественно открыт 3 мая 1995 года. Неподалеку от Звонницы расположена выставка бронетехники времен Великой Отечественной войны. Музей «Третье ратное поле России» открыт 2 мая 2010 года. Экспозиция расположена на площади более 2 тысяч квадратных метров, в ней представлены документы, фотографии, предметы вооружения, нумизматика, мемориальные предметы и многие другие экспонаты. При оформлении экспозиции использовались современные мультимедийные технологии. Реконструкции и инсталляции дополняют и усиливают экспозиционные комплексы. Особое внимание уделялось оформлению музейной площади. Центральное место здесь занимает скульптурная композиция «Танковое сражение под Прохоровкой. Таран» (автор Фридрих Согоян ). Архитектурно-скульптурный ансамбль музейного комплекса находится в композиционном единстве с храмом Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла, который сооружен к 50-летию Победы в память о воинах, погибших в Прохоровском сражении (архитектор Д.С. Соколов). Культурно-исторический центр музея-заповедника является одним из лучших в регионе. В нем расположена библиотека Н.И. Рыжкова. Здание Музея боевой славы Третьего ратного поля России было открыто 2 мая 2010 г. Внешне здание напоминает собой дугу, облицовано серым гранитом, главный фасад здания выполнен в виде танковых траков, торцы в виде танковой брони (архитектор Виталий Владимирович Перцев)

Слайд 15

Ракитное Каменный Свято-Никольский храм построен в 1832 году на средства князя Бориса Николаевича Юсупова, является памятником архитектуры. Храм построен с одним престолом во имя святителя Христова Николая Чудотворца. Рядом отдельно стоит каменная колокольня, покрыта железом. При советской власти храм был закрыт и использовался как склад. В период немецкой оккупации в храме возобновились богослужения, и больше храм не закрывался. С 1961 года и до последних дней жизни, настоятелем храма был архимандрит Серафим ( Тяпочкин ), много сделавший для возрождения приходской жизни в Ракитном. Все сохранено здесь так, как было, когда старец служил Литургию, молился под сводами Никольской церкви. Росписи в куполе работы будущего знаменитого иконописца архимандрита Зинона , духовного сына отца Серафима. Отец Серафим умер 21 апреля 1982 года и был похоронен у алтарной стены храма. Его могилка стала местом паломничества многочисленных верующих. Господь даровал отцу Серафиму совершеннейший дар необыкновенной любви к людям. Именно эта неземная любовь и влечет к отцу Серафиму тысячи и тысячи паломников. На могиле крест с домовиной. Рядом с могилой на стене мемориальная доска в виде широкого креста из черного мрамора. А на ней батюшкин лик. 1 августа 2007 года около входа в храм , был открыт и освящен памятник работы известного украинского скульптора Виталия Рожика архимандриту Серафиму Тяпочкину . Храм Святителя Николая Чудотворца

Слайд 16

Ровеньской район Троицкий храм был построен в Ровеньках в 1885 году. Имел два придела — во имя Великомученицы Варвары и Святителя Митрофана С южной стороны храма стоял домик — сторожка. Около него был фонтанный колодец. В 1923-1930 годах с храма были сняты колокола, снесен верхний ярус колокольни, а все его убранство разграблено и уничтожено. Здание храма использовалось в качестве зернохранилища и склада райпотребсоюза . В начале 50-х годов храм был открыт и вновь закрыт в конце 50-х годов — были снесены купол и колокольня. В 1970 году здание переоборудовано под кинотеатр. В конце 1980-х годов храм был передан Церкви, отреставрирован и в нем возобновлены Богослужения. Храм является памятником архитектуры. Храм Живоначальной Троицы

Слайд 17

Старооскольский городской округ Кафедральный собор Святого благоверного князя Александра Невского построен в 1903 году на средства жителей Гуменской слободы. Первым старостой был Алексей Васильевич Емельянов. Он похоронен с левой стороны от входа в храм. С правой стороны погребён главный жертвователь—Михаил Иванович Винников. В конце 30-х годов храм был закрыт решением представителей советской власти, однако в октябре 1945 года, после Великой Отечественной войны, вновь был открыт и духовная жизнь прихода вновь вошла в своё русло. До 1995 года храм был обычным, приходским и отличался от других церквей города лишь тем, что в нём с 1955 года неизменно служили благочинные Старооскольского округа. 1 сентября 1995 года в связи с воссозданием Белгородской и Старооскольской епархии, храм был назначен вторым кафедральным собором епархии.Храм является памятником архитектуры, построенном в стиле, сочетающем элементы греческого и русского искусства. Кафедральный собор Святого благоверного князя Александра Невского

Слайд 18

Чернянский район Первое летописное упоминание о монастыре относится к 1620 году. Монастырь был основан иноком Геласием . Его насельники жили и молились в меловых пещерах, архитектурно и планировочно напоминающих Киево-Печерские, выдолбленных в одном из холмов близ поселка Чернянка. В пещерах находились предельно аскетичные кельи (с кроватью и столом, вырубленными из мела) и подземный Монастырь просуществовал 144 года и в 1764 году был упразднен Указом императрицы Екатерины II . Частично отреставрированные холковские пещеры были открыты для посетителей в качестве музея в начале 1990-х гг. В 1996 г. на территории древнего Холковского монастыря епископом (ныне архиепископ) Белгородским и Старооскольским Иоанном освящены три закладных камня на месте строительства двух храмов и часовни. Вначале был возведен у входа в пещеры надвратный храм во имя Преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских, затем Владимирская часовня. В декабре 1999 г. архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн освятил монастырский храм в честь Донской иконы Божией Матери. На состоявшемся 28 декабря 1999 г. заседании Священного Синода Русской Православной Церкви было благословлено открытие Свято-Троицкого Холковского мужского монастыря. Свято-Троицкий Холковский мужской монастырь

Слайд 19

Шебекинский район Церковь была построена в 1911 году в В 1930-е гг. храм был закрыт. Открылся для богослужения после войны. В 1990 г. При храме была образована Марфо-Мариинская обитель. Иконостас храма Воскресения Христова – уникальный, единственный фарфоровый иконостас в Белгородской и Старооскольской епархии. Возведен не позднее 1911г. В его архитектуре использованы русско-византийские формы, в колористическом решении преобладают пастельные тона. С большим мастерством выполнены все детали, тонко проработанные по форме и цвету. Трехъярусный. Верхний ярус представлен одной иконой, яруся разделены раскрепованным карнизом. Центральная ось выделена 3-х кратным повтором 3-х частных арок и завершена перспективной арочкой с 4-хлепестковой розеткой, в которую помещена икона Господа Саваофа . Все иконы арочной формы и фланкированы полуколонками . Оси икон, расположенные по бокам от центральной оси, акцентированы круглыми перспективными медальонами. Завершен иконостас пятью ажурными крестами. Храм Воскресения Христова с. Зимовеньки