Храмы и монастыри суздаля

+4

Древний центр Ростово-Суздальского княжества знаменит своей старинной архитектурой. Наибольший интерес у туристов вызывают культовые сооружения – монастыри и церкви Суздаля. На ограниченной территории (15 кв.км) сконцентрировано 5 монастырей и 35 храмов. Они датируются 16-19 вв. Многие святилища давно стали популярными туристическими объектами и входят в состав Владимирско – Суздальского музея-заповедника. Самые знаменитые сооружения были отмечены организацией ЮНЕСКО и находятся под ее эгидой.

Спасо-Евфимиев монастырь

Спасо-Евфимиев монастырь, Суздаль

Монастырский комплекс возвышается на холме, на берегу р. Каменки в северной части города. Его основателем был соратник Сергия Радонежского, Евфимий. Он заложил обитель в 1352 г. Расцвет монастыря пришелся на 17 в.

Богатство и наличие бесплатной рабочей силы, из числа крепостных, позволили провести масштабные строительные работы. Новые здания возводились из камня. Стены обители имели фортификационное значение. Для укрепления обороны, по периметру возвели 12 башен.

У главного входа возвышается Проездная башня высотой 22 метра. На площадке перед ней в середине 20 в. разместили бронзовую фигуру Д. Пожарского, героя освободительной войны с польскими интервентами.

На территории Спасо-Евфимиевого монастыря издавна находилась фамильная усыпальница рода Пожарских. В конце 18 в. она пришла в ветхость и была заброшена.

Лишь в середине 19 в. склеп народного героя обнаружили и реконструировали. Архитектор А.Горностаев разработал проект мавзолея. Мраморное сооружение существовало с 1885 по 1933 гг. Несмотря на длительное забвение, могила Пожарского уцелела.

В 2008-09 гг. над усыпальницей поставили крест, а затем воссоздали мавзолейное помещение. Кроме того, на территории монастыря открыта музейная экспозиция, посвященная легендарному князю-полководцу.

Еще одним интересным уголком в пределах обители является Аптекарский огород. Он предназначен для выращивания лекарственных растений и обустроен в традициях 17 в.

Древняя архитектура и старинные традиции Спасо-Евфимиевого монастыря позволили ему занять место в списке культурного наследия ЮНЕСКО. Комплекс является частью Владимирско-Суздальского музея-заповедника.

Рекомендуем прочитать:

Собор Рождества Богородицы

Собор Рождества Богородицы, Суздаль

К числу древнейших культовых сооружений Суздаля относится храм, построенный в честь Рождества Богородицы. Он датируется началом 12 в. Над возведением церкви трудились мастера из Киева. В качестве строительного материала использовалась плинфа, т.е. обожженная квадратная плита.

В середине 12 в. задание построили заново, но уже из камня. Впоследствии архитектура храма неоднократно подвергалась изменениям. Увеличилось количество куполов с 3 до 5. На внутренней поверхности появилась роспись. Камень в верхней части собора заменили кирпичной кладкой. Таким образом, в архитектуре одного строения можно увидеть фрагменты разного возраста (13-17 вв.).

Интерес для посетителей представляют усыпальницы прославленных княжеских и боярских родов (Долгорукие, Шуйские и пр.), сохранившиеся в крипте. Уникальным декоративным элементом внутреннего интерьера являются двери.

Их створки выполнены с использованием техники «огневого золочения”. Богородице – Рождественский храм включен в категорию «Белокаменные памятники Владимира и Суздаля” и находятся под эгидой ЮНЕСКО. Собор имеет двойное подчинение: Русской Православной Церкви и Владимирско-Суздальскому музею-заповеднику.

Смоленский храм

Смоленский храм, Суздаль

Для обеспечения нужд ремесленников, трудившихся в Спасо-Евфимовом монастыре, была построена отдельная церковь. Она посвящена Смоленской иконе Божьей Матери, за что получила соответствующее название – Смоленская. Храм разместился в слободе Скучилиха (ныне ул.Ленина), в северной части Суздаля.

Первоначально он использовался лишь в теплое время года, в качестве летней церкви. Для зимних богослужений рядом был построен храм Симеона Столпника.

Позже к архитектурному комплексу добавилась колокольня. Внешнее убранство Смоленской церкви отличается простотой и изысканностью форм, характерных для классического стиля. Перед входом паперть. Верхняя часть здания увенчана 5 куполами, которые установлены на высоких тонких барабанах.

Карниз декорирован каменными наличниками, балясинами, зубчиками. Строение датируется концом 17-началом 18 века. В 60-х гг.20 в. под руководством архитектора О.Гусевой осуществлен комплекс реставрационных работ.

Лазаревская церковь

Лазаревская церковь, Суздаль

На территории Суздальского посада в 15-18 вв. сформировался храмовый комплекс, включающий Лазаревскую (летнюю) и Антипиевскую (зимнюю) церкви. Для строительства культовых сооружений был выбран участок между Ризположенским монастырем и Торговой площадью.

Каменная церковь в честь Воскрешения Праведного Лазаря заменила деревянное здание 15 в. Архитектурное оформление постройки типично для стиля классицизм. Поверхность стен украшают разнообразные элементы декора: наличники, кокошники, ложные арки. Каркас из камня увенчан 5-ю золочеными куполами.

Воскресенская церковь

Воскресенская церковь, Суздаль

Парный ансамбль, состоящий из летней (Воскресенской) и зимней (Казанской) церквей,расположен на главной городской площади. Храмы были сооружены в 20-30-х гг. 17 в. Рядом с Воскресенской церковью возвышается одноименная колокольня.

Она отличается от других суздальских звонниц сферическим навершием со шпилем. Церковь Воскресения имеет 2-х столбовую конструкцию, т.е. опорой для свода служат 2 столба. На стенах внутри помещения можно увидеть фрески 18-19 вв.

Главной достопримечательностью церкви является икона Богородицы, признанная чудотворной. Насельник Николаевского монастыря, инок Иоаким, написал образ после увиденного сна. В сновидении Богородица повелела отнести икону в Воскресенскую церковь.

Монах исполнил желание небесной заступницы и остался жить рядом с храмом. До наших дней сохранились предания о жизни Иоакима и чудесах, творимых ликом Богородицы.

Успенская церковь Спасо-Евфимиевого монастыря

Успенская церковь Спасо-Евфимиевого монастыря, Суздаль

Церковь Успения возведена на месте своей одноименной предшественницы, которая сгорела во время пожара. С целью безопасности и прочности здания, в качестве строительного материала использовался камень. Исследователи датируют сооружение серединой 17 века.

В начале 18 в. Успенская церковь была реконструирована и приобрела черты т.наз. «нарышкинского” барокко. Храм имеет столбообразную форму. Его верхняя часть оформлена каменными кокошниками. С запада здание стыкуется с палатой для трапез.

На востоке вплотную к корпусу подходит придел, названный в честь святого Диомида. В непосредственной близости от Успенской церкви расположена монастырская звонница и помещение для архимандрита.

Спасо-Преображенский собор Спасо-Евфимиевого монастыря

Спасо-Преображенский собор Спасо-Евфимиевого монастыря, Суздаль

После смерти основателя Спасо-Евфимиевого монастыря – игумена Евфимия, над его могилой поставили небольшую церквушку. Она является самым старым зданием на территории обители (1507 -1511 гг.). В конце 16 столетия к корпусу добавили большое здание храма.

С этого времени церковь носит название Евфимиевого придела, а собор именуют Спасо-Преображенским. При проектировании святилища, в качестве образца использовали планировку Рождественской церкви Суздальского кремля. В последующем архитектура храма неоднократно видоизменялась: в 18 веке – обустроена круговая галерея вдоль стен, в 19 веке – добавлен Сергиево-Радонежский придел.

Наружная поверхность стен в 17 веке была расписана. Элементом традиционного декора, присущего владимирско-суздальскому стилю, является аркатурно-колончатый пояс. Храм принадлежит к многоглавым культовым сооружениям.

Над центральной частью возвышается 5 куполов, поставленных на высокие каменные барабаны. Пространство внутри церкви разделено на несколько частей, которые ограничивают 4 столпа. Стены украшены росписью 17 века. Над ее созданием трудилась художественная артель под руководством Гурия Никитина.

Внутреннюю часть центрального купола занимает фреска под названием «Отечество”, выполненная костромскими мастерами. Рисунки на стенах и столбах изображают эпизоды из жизни Иисуса Христа и святых апостолов, а также портреты первых царей из династии Романовых. Собор включен в категорию «Белокаменные памятники Владимира и Суздаля” и охраняется организацией ЮНЕСКО.

Покровский монастырь

Покровский монастырь, Суздаль

Покровский монастырь был заложен в 1364 г. Инициатором строительства новой обители в Суздале выступил князь Андрей Константинович. Каменные здания заменили деревянные в начале 16 века.

Поводом для капитальной реконструкции монастыря стало его превращение в место пожизненной ссылки для неугодных княжеских и царских жен. Стены обители навсегда закрыли от мирской жизни Соломонию Сабурову, Анну Васильчикову, Марию Шуйскую, Евдокию Лопухину.

Первой венценосной инокиней стала супруга Великого князя Московского Василия III. Ее сослали в Суздаль по обвинению в бездетности. Бывший муж выделил средства на создание каменного Покровского собора и надвратной Благовещенской церкви.

Оба здания строились по единому проекту, поэтому отличаются лишь размерами. В 16-17 вв. по периметру территории возводится мощная оборонительная стена, укрепленная башнями. Ее внешний вид с узкими бойницами свидетельствует о фортификационном назначении.

Башни, относящиеся к разным эпохам, отличаются по архитектуре: с шатровым навершием -17 век, а с полукруглым – 18 век. Корпуса построены в форме 8-гранника. На стенах имеются окна с декоративными наличниками. Ансамбль Покровской обители включен в перечень охраняемых объектов ЮНЕСКО.

Ризположенский монастырь

Ризположенский монастырь, Суздаль

Комплекс Ризположенской обители создавался на протяжении почти 300 лет (16-19вв.).Центральное положение занимал Троицкий собор с 5-ю куполами. Он был уничтожен в период антирелигиозной борьбы в 30-х гг.прошлого века. Второй храм на территории обители появился в 1688г. Его главный престол посвящен празднику Положения Риз. Отсюда название церкви – Ризположенская.

Для ознаменования победы русских войск в Отечественной войне 1812 г. была возведена Преподобная колокольня. Она имеет три яруса и является самым высоким каменным культовым зданием в городе (72м). Сооружение выполнено в стиле классицизма. Венчается острым шпилем. Памятником архитектуры признаны Святые Ворота. Их верхняя часть заканчивается 2-х шатровым навершием.

Борисоглебская церковь

Борисоглебская церковь, Суздаль

Правобережье р.Каменки украшает храм, посвященный памяти святых братьев Бориса и Глеба. Исследователи предполагают, что он был возведен в 17-18 вв.

Церковь появилась на месте одноименной обители, которая сгорела в Смутное время. В приходах, по традиции, храмы сооружались попарно: для зимы и для лета. Борисоглебская церковь использовалась в теплое время года, а в холодный период прихожане переходили в здание Никольской.

Внешний вид святилища соответствует барочному стилю. Помимо основного помещения, где происходят богослужения, к корпусу пристроен зал для трапез и звонница.

На фоне внешних стен церкви выделяются элементы декора – пилястры, наличники. Вход оформлен в виде портала. Интерьер украшен росписью 18-19 ст.

Кресто-Никольская церковь

Кресто-Никольская церковь, Суздаль

Почитаемому в народе святому Николаю Чудотворцу посвящена отдельная церковь. Ее именуют Кресто-Никольской.Святилище возвели вместо старой обетной часовни”Кресты”, которая посвящалась чудесному спасению города от чумового мора.

Храм располагается у северной оконечности торговой площади. Он отличается от прочих городских соборов двухцветным декором в оформлении. Часть стен помещения выкрашена в белый оттенок, а часть -в желтый. Вокруг церкви сформировался комплекс культовых сооружений. В него вошли трапезная и колокольня.

Цареконстантиновская церковь

Цареконстантиновская церковь, Суздаль

Типичный для храмовой архитектуры Суздаля комплекс состоит из Скорбященской и Цареконстантиновской церквей. Их построили во 2-ой половине 18 века. Прежняя церковь царя Константина была сделана из дерева и обветшала. Ее пришлось разобрать и заменить каменным корпусом. На протяжении своей истории святилище неоднократно перестраивалось.

В его архитектуре заметны элементы, присущие разным эпохам. Апсида для алтаря сооружена в конце 18 в. Паперть у главного входа обустроена в начале 19 в. Собор входит в число многоглавых. Его верхнюю часть венчают 5 куполов.

В советское время Цареконстантиновский храм использовался для хозяйственных нужд города. Сначала как склад для льна, а затем в качестве гаража и общественного туалета. В конце 70-х гг. 20 в. здание возвращено под опеку РПЦ. Оно было реконструировано и смогло принять на хранение мощи суздальских святых – Ефросинии и Евфимии. Богослужения возобновились в 2011 году.

Александровский монастырь

Александровский монастырь, Суздаль

Согласно легенде, учредителем обители выступил прославленный князь Александр Невский. Монастырь должен был стать убежищем для обездоленных людей, оставшихся без крова после татаро-монгольского набега. Строительные работы начались в 1240 г.

На протяжении нескольких столетий монастырь пользовался опекой и благосклонностью правящих династий Рюриковичей и Романовых. Обитель часто именовали Большой Лаврой. В конце 17 в. царица Наталья Кирилловна профинансировала строительство Вознесенского собора на территории монастыря.

Каменное здание стало играть ключевую роль в общем архитектурном ансамбле. После упразднения монастыря в 60-х гг. 18 в., храм отошел местному городскому приходу.

Успенская церковь

Успенская церковь, Суздаль

Участок на востоке Суздальского Кремля занимает храм Успения Пресвятой Богородицы. Предполагают, что святилище обустроили на месте старой деревянной церкви, разрушенной во время пожара. В начале 18 в. здание подверглось реконструкции.

К основному помещению добавилась колокольня с шатровым куполом. Отдельную площадку, отгороженную стеной, занимал Радонежский придел. Он просуществовал 300 лет (17-20 вв.). В архитектуре Успенского собора отчетливо заметны черты, присущие «нарышкинскому” барокко.

В середине прошлого века в храме проводились реставрационные работы под руководством архитектора А. Варганова.

Петропавловская церковь

Петропавловская церковь, Суздаль

Святым апостолам Петру и Павлу посвящен храм, сооруженный в конце 17 в. напротив Покровского монастыря. Он прекрасно сохранился до нашего времени и в 20 веке был преобразован в музей. Экспозиция включает изделия, декорированные резьбой и росписью.

Гордостью музея является Иорданская сень (17 в.). Она выполнена в виде деревянной беседки. Красивым павильоном накрывали сверху прорубь для крещенского купания. В Суздале сберегается единственный уцелевший экземпляр сени. Над его оформлением трудились мастера и ремесленники из Покровского монастыря и Архиерейского дома.

Васильевский монастырь

Васильевский монастырь, Суздаль

Васильевская обитель входит в «пятерку” монастырских комплексов Суздаля. Территория примыкает к восточной окраине города. Древнейшие постройки монастыря относятся к 13 в. Обитель не имела богатых покровителей, потому строительство в ней велось медленными темпами.

На сооружение главного храма потребовалось 7 лет. В 21 веке святилище продолжает выполнять функции религиозного центра. Помимо паломников, на территорию допускаются экскурсанты. Посетители имеют возможность взглянуть на монастырь с высоты птичьего полета.

Для этого достаточно взобраться на колокольню 19 века.

Покровский собор

Покровский собор, Суздаль

Ведущую роль в архитектурном ансамбле Покровского монастыря играет собор (16 в.). Здание возвышается на высоком цоколе. По трем сторонам вдоль стен обустроена открытая галерея в 2 этажа. На нее можно подняться по лестницам с 2-х сторон. Четвертую стену занимает алтарная часть.

Ее можно опознать по окнам, спрятанным в нишах. Внутренний интерьер поражает простотой. Пол покрыт керамической плиткой черного цвета. На стенах отсутствуют фрески. В убранстве преобладают текстильные изделия с высокохудожественной вышивкой. Интерес посетителей вызывает усыпальница ссыльных жен князей и царей, насильно подстриженных в монахини Покровского женского монастыря.

В ней покоится около 20 знатных монахинь. На протяжении всей истории существования храм подвергался многократным изменениям. Во время проведения реставрационных работ в 60-х гг.20 в., святилищу вернули первозданный облик. К северо-западной части Покровского собора примыкает колокольня.

Навершие над ней выполнено в форме шатра. Внизу расположена небольшая церковь (16 в.). Она носит название в честь Происхождения честных древ креста. Паломники приезжают в обитель, чтобы помолиться перед останками Софии Суздальской (Соломонии Сабуровой).

Женщины традиционно просят святую о долгожданном ребенке.

Церковь Вознесения Господня

Церковь Вознесения Господня, Суздаль

Александровская обитель, или иначе Большая Лавра, была устроена князем Александром Невским в 1240 г.Ее закладка была приурочена к триумфальной победе русских воинов над шведскими войсками.

В архитектурном ансамбле монастыря ключевое положение занял соборный храм в паре с зимней церковью. В конце 17 в. на их месте воздвигли каменную базилику в честь праздника Вознесения Господня. Средства для строительства выделила вдовствующая царица, мать Петра I,Наталья Кирилловна.

После расформирования монастыря, церковь перешла городскому приходу. Вознесенский храм имеет в алтарной части 2 престола: Вознесения Господня и мученика Александра Перского. С северной стороны здания обустроен придел. По преданию, в его крипте сохранилась гробница княгинь Марии и Агриппины.

Согласно легенде, княжеские гробы закреплены на цепях и подвешены в воздухе. Проход в усыпальницу замурован.

Никольская церковь

Никольская церковь, Суздаль

Церковь Николы является типичным примером т. наз. «клетских храмов”. Она состоит из нескольких срубов-клетей, в которых обустроены отдельные части храма: алтарь, зал для молений, притвор. Здание располагалось в с.Глотово (Юрьев – Польский район, Владимирская область).

В качестве стройматериала использовалось дерево. Возраст сооружения св. 250 лет. В 60-х гг. 20 в.постройку реконструировала группа архитекторов под руководством М.М.Шаронова. Одновременно было принято решение о переносе Никольской церкви в Суздаль.

Святилище гармонично вписалось в ландшафтное пространство местного Кремля, и служит главным ориентиров его западной части. Является одним из объектов музея деревянного зодчества и крестьянского быта.

Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы

Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, Суздаль

Необычным объектом Покровского монастыря, по форме и назначению, являются Святые Ворота. Их верхняя часть выполнена в виде небольшого храма. Надвратная Благовещенская церковь использовалась не только для проведения богослужений, но также в случае необходимости могла превратиться в оборонительную башню.

По своему внешнему облику, постройка идентична Покровскому храму. По ее бокам расположены приделы, в центре – мощный барабан с окнами-бойницами. Верхушка ограничена 3 куполами. Фасадная часть богато декорирована. В 1958 г. церковь реставрировали, чтобы вернуть ей первозданный вид.

В Суздале GuruTurizma рекомендует следующие отели:

Старинный Суздаль хранит много памятников русского зодчества, и особое место среди них занимают действующие монастыри, многие из которых простояли на этой земле более 700 лет. Некоторые суздальские обители на протяжении веков использовались как места заточения неугодных царям представителей знати, инакомыслящих, сектантов и военнопленных. На их территории можно увидеть старинные храмы, уникальные настенные росписи и иконы. В некоторых монастырях выставлены редкие музейные коллекции, раскрывающие страницы истории русского государства.

Спасо-Евфимиев мужской монастырь

Статья: Спасо-Евфимиева мужская обитель — монастырь-крепость

Монастыри Суздаля

Спасо-Евфимиев монастырь с высоты птичьего полёта

Христианскую обитель основал в городе князь Суздаля и Нижнего Новгорода Борис Константинович, и произошло это в середине XIV века. Монастырь стоит на высоком левобережье Каменки, откуда древний Суздаль открывается как на ладони. Названа эта обитель в честь своего первого настоятеля – преподобного Евфимия, почитаемого всеми суздальцами святого. Архитектурные памятники монастыря уникальны и не имеют аналогов в русском зодчестве, и поэтому ЮНЕСКО внесло эту обитель в список Всемирного наследия.

Первоначально монастырь выполнял функции крепости, призванной защищать город от врагов. А со времен Екатерины II его использовали как тюрьму для инакомыслящих. Здесь провели свои последние дни декабрист Федор Шаховской, предсказатель Авель, несколько лидеров церковных сект и старообрядческие священнослужители. С 1923 по 1939 год обитель превратили в политизолятор, где отбывали наказание православные священники и противники советской власти.

Монастыри Суздаля

Вид на постройки Спасо-Евфимиева монастыря

Позже в стенах монастыря содержали военнопленных. В 1943 году в обители находился немецкий фельдмаршал Фридрих Паулюс, плененный в битве за Сталинград. После войны монастырь отдали под воспитательно-трудовую колонию, в которой содержали несовершеннолетних преступников. В конце 1960-годов монастырские памятники отреставрировали и открыли здесь музей.

Главный храм обители – Спасо-Преображенский собор возвели в XVI веке, и его архитектура традиционна для белокаменного суздальского зодчества. Много путешественников приезжают сюда, чтобы увидеть уникальные фрески, сохранившиеся в этом соборе с XVII века. Их авторами являются знаменитые русские изографы Сила Савин и Гурий Никитин. Местом паломничества стал также мраморный склеп, установленный над местом захоронения князя Дмитрия Пожарского.

Монастыри Суздаля

Вид на Аптекарский огород Спасо-Евфимиева монастыря

К архитектурным памятникам монастыря, помимо главного собора, относят также Благовещенскую надвратную церковь, трапезную церковь Успения и Никольский храм. Гости монастыря ежедневно могут слышать мелодичный колокольный перезвон, который раз в час звонари устраивают на высокой колокольне. Кроме храмов, туристы имеют возможности посетить старый тюремный корпус, где со времен Екатерины II до середины прошлого века содержались заключенные.

Монастырь находится на пл. Ленина. Музеи на его территории открыты для гостей ежедневно, кроме понедельника, с 10.00 до 18.00.

Покровский женский монастырь

Статья: Покровский женский монастырь

Монастыри Суздаля

Покровский монастырь с высоты птичьего полёта

На севере древнего Суздаля, на правом низком берегу Каменки с середины XIV века стоит Покровский монастырь. Его основал князь Суздаля и Нижнего Новгорода Андрей Константинович. В истории этой обители много тайн и загадок. Монастырь «прославился», как место заточения известных женщин своего времени. Здесь отбывали наказание княгини и царицы, дочери и жены самых влиятельных людей русского государства.

Ссылали родовитых пленниц в суздальский монашеский острог не за злодеяния или дурные поступки. Их отправляли в монастырь, когда они по тем или иным причинам становились неугодны правящему государю.

Монастыри Суздаля

Вид на постройки Покровского монастыря

Поскольку судьба несчастных была заранее предрешена, для них в обители выстраивали деревянные кельи, а хоронили пленниц в подземном склепе, под монастырским храмом.

Первой знатной узницей обители стала Соломония — жена великого князя Московского Василия III. Князь объявил ее бесплотной и отправил в монастырь, где несчастную против ее воли постригли в монахини. В качестве бесправных инокинь в Покровской обители доживали свои дни дочь и племянница Иоанна III, супруги Василия Шуйского, Иоанна IV Грозного и Петра I, дочь Бориса Годунова, а также княжны Александра Черкасская и Ирина Нагая.

Монастыри Суздаля

Вид на святые ворота с Благовещенской надвратной церковью Покровского монастыря

С 1992 года монастырь возродился как действующая женская обитель. Сегодня он принимает паломников и туристов каждый день. Много путешественников, приезжающих в древний русский город, стараются попасть на территорию этого монастыря, чтобы увидеть красивый собор Покрова и высокую шатровую колокольню. Белоснежный каменный храм возвели в XVI веке на деньги, подаренные монастырю великим князем Московии — Василием III.

В обители сохранились также Святые ворота с надвратной церковью Благовещения и Зачатьевская трапезная церковь, выстроенные здесь в XVI веке. Кроме того, на территории расположен ссудный дом или приказная изба, в подземелье которого содержали знатных узниц. Монастырь расположен на Покровской улице, 43.

Ризоположенский женский монастырь

Статья: Ризоположенский монастырь — монашеская обитель с 800-летней историей

Монастыри Суздаля

Общий вид Ризоположенского монастыря

Ризоположенская обитель – самая старая, из сохранившихся в Суздальской земле. Она была создана в 1207 году. Кроме почтенного возраста, этому монастырю принадлежат и другие рекорды. Его храмы стоят на самой высокой точке древнего города. Здесь находится и самая большая в Суздале колокольня (72 м), благодаря который этот монастырь виден отовсюду. Высокое здание при храме возвели в стиле классицизм в 1819 году в честь окончания войны с войсками Наполеона.

История древней обители тесно переплетена с судьбой преподобной Ефросиньи Суздальской. Эта христианская святая прославилась, как монахиня-подвижница и целительница. По сохранившимся преданиям, именно благодаря молитвам Ефросиньи, армия хана Батыя, разорившая Суздаль, не тронула православную обитель.

Монастыри Суздаля

Вид на Святые ворота и Преподобенскую колокольню Ризоположенского монастыря

Как и везде в древней Руси, до XVI века монастырские строения были сделаны из дерева. Первым каменным храмом на территории этой обители стал трехглавый Ризоположенский собор. Позже к нему пристроили красивую, богато декорированную паперть.

С приходом новой власти, в 1923 году старинный монастырь закрыли. С его храмов сняли колокола и отправили их на переплавку. Невзирая на то, что Ризоположенский храм считался памятником архитектуры, в 1929 году в нем разместили электростанцию, снеся храмовые барабаны и купола. В течение сорока лет собор постоянно разрушался от работы силовой установки. В 1969 году, наконец, занялись его реставрацией и куполам храма вернули их первоначальную шлемовидную форму. А с 1999 года монастырскую территорию возвратили церкви и передали женской монашеской общине. Обитель расположена в Суздале на ул. Ленина, 79.

Александровский мужской монастырь

Статья: Александровский мужской монастырь

Монастыри Суздаля

Общий вид Александровского монастыря

По легенде, основателем Александровской обители считается князь Александр Невский, и датой создания монастыря считается 1240 год. Долгое время эта обитель находилась под покровительством московских князей и называлась «Большой Лаврой». Но от тех времен сохранились лишь два надгробия второй половины XIV века, надписи на которых свидетельствуют, что здесь нашли упокоение суздальские княгини Мария и Агриппина.

С момента основания монастырская жизнь не затихала здесь до 1764 года, когда по указу императрицы Екатерины II обитель упразднили, сделав собор обычным приходским храмом. А в 2006 году, благодаря усилиям Владимирско-Суздальской епархии, на территории древнего монастыря вновь возникла монашеская община.

Монастыри Суздаля

Вид на святые ворота Александровского монастыря

Сегодня самый старый архитектурный памятник обители — это храм Вознесения Господня с колокольней, который был выстроен в конце XVII века на деньги матери Петра I – царицы Натальи Кирилловны. Церковь Вознесения очень красива. Она состоит из кубического двухярусного четверика, увенчанного пятью изящными главами. Окна обоих ярусов декорированы живописными резными наличниками.

Рядом расположенная шатровая колокольня имеет в основании восьмигранный столп. Стены ее практически не декорированы, что делает эту колокольню уникальной среди других памятников русского зодчества древнего Суздаля. От каменной ограды, некогда окружавшей монастырскую территорию, остался только небольшой фрагмент и Святые ворота, отреставрированные в 1947 году.

Обитель расположена за Покровским мостом, на левобережье Каменки, на ул. Гастева.

Свято-Васильевский мужской монастырь

Статья: Свято-Васильевский мужской монастырь

Монастыри Суздаля

Общий вид на Свято-Васильевский монастырь

Возле дороги, ведущей на Кидекшу, на восточной окраине города с XIII века стоит Васильевская обитель. Времена, когда ее создали, были неспокойными, и монастырь построили как форпост оборонительных сооружений города. По преданию, эта обитель возникла на месте, где до нее стоял первый дубовый храм Суздаля, в которой Владимир Красное Солнышко крестил горожан.

Как самостоятельный монастырь, обитель просуществовала до 60-х годов XVIII века. А позже, когда многие монастырские территории были ликвидированы, ее приписали к Спасо-Евфимиеву монастырю. Сегодня почти весь монастырский комплекс принадлежит мужской монашеской общине.

Монастыри Суздаля

На переднем плане церковь Сретения Господня, на заднем собор Василия Великого Свято-Васильевского монастыря

Паломники и туристы приезжают сюда, чтобы увидеть необычный Васильевский собор, сооруженный в 1660-е годы. Раньше этот храм был трехглавым, а сегодня его венчает одна главка. Оформление фасадов собора настолько лаконично и сурово, что храм скорее напоминает старинную крепость. Кроме него, на территории монастыря сохранились трапезная церковь Сретения, каменная ограда, Святые ворота и некоторые другие постройки, которые сейчас занимают монахи. С монастырской колокольни прекрасно видны живописные суздальские просторы.

Территория обители расположена на Васильевской улице.

Читать по теме на Putidorogi-nn.ru:

Спасо-Евфимиев монастырь

Покровский монастырь

Ризоположенский монастырь

Александровский монастырь

Васильевский монастырь

Суздальский Кремль

Музей деревянного зодчества

Воскресенская церковь

Казанская церковь

Кресто-Никольская церковь

Иоанно-Предтеченская церковь

Входо-Иерусалимская церковь

Пятницкая церковь

Лазаревская церковь

Антипиевская церковь

Цареконстантиновская церковь

Скорбященская церковь

Смоленская церковь

Церковь святого Симеона

Ильинская церковь

Рождественская церковь

Богоявленская церковь

Тихвинская церковь

Ризположенская церковь

Знаменская церковь

Борисоглебский храм

Козьмодемьянская церковь

Петропавловская церковь

Никольская церковь

На обрыве над Каменкой стоит древний Александровский монастырь, или, как его звали в древности, Большая лавра, основанная, по данным XVII века, Александром Невским в 1240 году и пользовавшаяся большим вниманием первых московских князей Ивана Калиты и его сына Ивана. От этой древней поры ничего не сохранилось, кроме бывших в церкви поздних надгробий с надписями о погребении здесь двух суздальских княгинь — Марии (1362) и Агриппины (1393). Монастырек был окружен в первой половине XVIII века небольшой оградой с маленькими декоративными башенками, имитирующими монументальные башни с их массивным четвериком с угловыми лопатками, увенчанным кирпичным стройным шатром с рельефными «изображениями» оконцев-слухов. В южной линии ограды находятся реставрированные в 1947 году Святые ворота, вторящие своим граненым ярусным барабаном с треугольным завершением фигурным верхам Троицкой церкви Ризположенского монастыря. Ворота и строил один из ее зодчих — Грязнов. Так та или иная деталь, повторенная, как эхо, зодчими, рождала связь и перекличку разбросанных по территории города памятников и слияние их в гармоническом хоре. За воротами на открытой площадке возвышается построенный монастырем на средства царицы Натальи Кирилловны, взамен шатрового деревянного, большой храм Вознесения (1695) со стоящей на отлете высокой колокольней. Сохранившиеся около них старые маленькие рубленые избы дают реальное представление о соотношении монументальных церковных зданий Древней Руси с рядовым жильем. «Дом Божий» разительно превосходил жилище человека и своими размерами и своей украшенностью, утверждая мысль о всесилии божества и ничтожности его «рабов». Однако эта мысль, которая поражала сознание обитателей суздальских землянок XII века, впервые видевших огромный собор Мономаха, отходит теперь на второй план. Храмы строят сами горожане, руками своих мастеров, для себя. Отсюда их светлая прозрачная украшенность, а порой и интимность, проникающая даже и монастырский храм.

В уборе Вознесенской церкви мы видим почти все знакомые уже нам мотивы суздальской поздней архитектуры, но, как и в виденных нами ранее зданиях, они и здесь применены не ремесленно, но с большим вкусом, создающим индивидуальный облик этого храма. Особенно красив его главный южный фасад, проникнутый ясностью и логичностью, стремлением к известной упорядоченности убора, которая, однако, не переходит в холодную регулярность. Теневые пятна окон и портала и тонкий рисунок карниза подчеркивают большие и светлые белые плоскости стен. На углах крытого сомкнутым сводом куба — легкие узкие лопатки, хотя на апсиде алтаря мастер поставил уже спаренные полуколонки. Убор барабанов глав повторяет мотив оконных наличников; усаженные мелкими бусинами полуколонки уподобляются нитям жемчужных подвесок на шее главы. Храм не имеет обычной «пары» — «теплой» церкви; ее заменяют пристроенный с севера придел и паперть. Колокольня по сравнению с храмом более строга и проста. Она говорит лишь языком архитектурных форм. Низкий цокольный четверик несет очень высокий и стройный восьмигранник столпа с выделенным сгущенными здесь декоративными деталями ярусом звона и шатром с вытянутыми и узкими оконцами-слухами.

По книге Н.Н. Воронина «Владимир, Боголюбово, Суздаль, Юрьев-Польской Книга-спутник по древним городам Владимирской земли»

Владимирский Успенский собор. Фото ок. нач. XXI в.

Владимирский Успенский собор. Фото ок. нач. XXI в.

Владимирская и Суздальская епархия Владимирской митрополии Русской Православной Церкви

  • Епархиальное управление: Россия, 600006, г. Владимир, ул. Большая Московская, 68
  • Тел.: (4922) 32-40-54; факс: 42-12-16
  • Официальный сайт:
  • Каноническая территория: ГО Владимир, Гусь-Хрустальный, Ковров; ЗАТО Радужный; Гусь-Хрустальный, Камешковский, Ковровский, Собинский, Судогодский, Суздальский р-ны Владимирской обл.
  • Кафедральные соборы: Успенский в г. Владимире, Казанский и Воскресенский в г. Суздале
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

Владимир-на-Клязьме стал подниматься как важный центр Руси с середины XII века, когда сюда перенес свою столицу благоверный князь Андрей Боголюбский. Он же основал здесь кафедральный Успенский собор выстроенный для великой святыни — Владимирской иконы Божией Матери. С того времени Ростовские владыки, управлявшие всей церковной областью Северо-Западной Руси, нередко проживали во Владимире. Однако, самостоятельная Владимирская кафедра была учреждена лишь около 1214 года . В то время, в связи с разделением Ростовского княжества надвое, епархия была соответственно разделена и митрополит Матфей по просьбе Владимирского великого князя Юрия Всеволодовича поставил Владимиру и Суздалю отдельного архиерея — преподобного Симона. По некоторым данным в домонгольский период кафедра находилась в Суздале, но известно что епископ Владимирский священномученик Митрофан принял кончину в кафедральном соборе Владимира.

После татарского разгрома, особо тяжелого для Юго-Восточной Руси, митрополиты Киевские и всея Руси всё чаще бывают во Владимире. Однако, с 1274 года Владимирская епархия определенно была действующей и её архиерей пребывал в своём титульном граде. В 1299 году митрополит Киевский святитель Максим окончательно переселился во Владимир, будучи утвержден в этом выборе явлением Пресвятой Богоматери. Хотя митрополит продолжал носить наименование Киевского, Владимирская епархия составила новую Митрополичью область, а отдельные Владимирские архиереи не назначались. Святитель Петр в 1325 году перенес митрополичью кафедру в Москву, но оставил Владимир в своём непосредственном управлении. Бо́льшая часть прежней Владимирской кафедры продолжила существование как отдельная Суздальская епархия, но Владимирский край разделил церковную судьбу Московской епархии вплоть до 1740-х годов. В 1352-1354 годах Владимирская епархия кратковременно существовала в виде наместничества — своего рода викариатства, которое занимал нареченный митрополитом святитель Алексий Московский.

Указом от 16 июля 1744 года был вновь учреждена местная Владимирская епархия, на деле открывшаяся 10 февраля 1748 года. Указом от 6 мая 1786 года к ней была присоединена Суздальская епархия, кафедральным городом вновь объединенной Владимиро-Суздальской епархии стал Суздаль. В 1788 году к епархии была присоединена и Переславльская, а её название изменено на Суздальскую. При императоре Павле была проведена еще одна административная реформа надолго закрепившая местное церковное первенство за Владимиром — 31 июля 1798 года туда была перенесена архиерейская кафедра, а 16 октября 1799 года епархия вновь поименована Владимирской.

С 1922 по 1936 год существовала одноименная обновленческая епархия и с 1925 года — григорианская.

После восстановления Владимирской области в 1944 году границы Владимиро-Суздальской епархии совпадали с её пределами.

16 июля 2013 года из состава Владимирской епархии были выделены самостоятельные Муромская и Александровская епархии, после чего в ведении Владимирской кафедры остались городские округа Владимир, Гусь-Хрустальный, Ковров; ЗАТО Радужный, а также Гусь-Хрустальный, Камешковский, Ковровский, Собинский, Судогодский и Суздальский районы в средней части Владимирской области. Одновременно Владимирская епархия была определена центром новоучрежденной Владимирской митрополии.

Исторические названия

  • ? Суздальская, Владимирская и Юрьевская (с 1213)
  • Владимирская и Суздальская (с 1215)
  • Суздальская, Владимирская, Юрьевская и Тарусская (?)
  • Суздальская, Владимирская и Переславль-Залесская (c 1226/1227/14 марта 1228)
  • Владимирская, Суздальская и Нижегородская (с апреля 1274)
  • Суздальская (с 1330) (см. далее)
  • Владимирская (наместничество) (1352 — 1354)
  • Владимирская и Яропольская (16 июля 1744 (учрежд.)/ 10 февраля 1748 (открыта) — 29 мая 1764)
  • Владимирская и Муромская (с 29 мая 1764)
  • Суздальская и Владимирская (с 6 мая 1788)
  • Владимирская и Суздальская (с 16 октября 1799 — упом. 13 июля 1914)
  • Владимирская и Шуйская (упом. 10 августа 1917 — 1922)
  • Владимирская и Суздальская (упом. 14 июня 1924)

Статистика

  • 1900 — пространство 42832 кв. в.; население свыше 1500000 ч.; православных 1400000; церквей: 1449 (в том числе каменных 1.398; деревянных 51; соборных 18; при архиерейском доме 3; монастырских 29; общинных 3; приходских одноклирных 921; двухклирных 81; трехклирных 13; четырехклирных 3; приписных 69; ружных 2; при учебных, казеных и благотворительных учреждениях 32; кладбищенских 25; домовых 3; единоверческих 5); часовен: каменных 318, деревянных 436; монастырей: мужских 18, женских 11, женских общин 3; служащего духовенства: 2495 (протоиереев 67, священников 1173, дьяконов 418, псаломщиков 1137); заштатного белого духовенства: протоиереев 9, священников 70, дьяконов 71, псаломщиков 116; монашествующих: 2154 (монахов 197; послушников 312; монахинь 346; послушниц 1211); церковное просвещение: духовная семинария 1 (воспитанников в ней 605 ч.), епархиальное женское училище 1 (воспитанниц в нем 385 ч.), мужских духовных училищ 5 (воспитанников в них 968 ч.), второклассных школ 6, двухклассных 10, одноклассных 466, школ грамоты 184, воскресных 3, школ иконописания 2, курсы церковного пения 1; учащихся в начальных школах 25700 ч.; церковных библиотек: епархиальная 1, при церквях 1.000, при благочиннических округах 60, при монастырях 10; братство 1; приходских попечительств 34; больниц при монастырях 7 (в них содержалось до 90 ч); богаделен: при церквях 47 (в них содержалось до 920 ч.); при монастырях 4 (в них содержалось до 40 ч.).
  • 1912 — архирейских домов — 2; церквей — 1322; монастырей — 35 (12 женских), 5 женских общин; 1 духовная семинария, 5 духовных училищ, 1 епархиальное женское училище, 608 церковных школ, школа иконописания, церковного пения; церковных библиотек — 1072, епархиальная библиотека — 1; больниц при монастырях — 7, богаделен — 47.
  • 1 января 1958 — 65 зарегистрированных храмов/молитвенных домов.
  • 1988 — 51 приход, 70 священников, действующих монастырей не было .
  • 1998 — 17 благочиний, объединенных в 5 округов; 202 прихода, из них — 51 городской и 151 сельский (в том числе 16 приходов, открытых в 1998 году); священников — 250 человек, диаконов — 54 человека. Из них монашествующих — 67 человек; 20 монастырей (мужских — 9, женских — 11. Имеется 9 подворий и 3 скита); общее число насельников и насельниц — 418 человек (муж. монастыри — 161 чел., жен. монастыри — 257 чел.).
  • К 1 января 2005 года епархии действовали 266 приходов и 27 монастырей (12 муж., 15 жен.). Клир епархии составляли 344 священнослужителя (307 священников, 37 диаконов) .
  • июль 2011 — приходов — 303; храмов — 530 (включая монастырские, храмы в учреждениях и домовые храмы), молитвенных домов — 8, часовен — 103 (включая монастырские), часовен-столпов — 52; монастырей — 28; священников — 319, иеромонахов в мужских монастырях — 52, диаконов — 41, иеродиаконов — 15, заштатных клириков — 5 .

Архиереи

  • Прп. Симон (1214 — 22 мая 1226)
  • Сщмч. Митрофан (14 марта 1227 — 7 февраля 1238)
  • Свт. Кирилл (1239 — 1240) в/у, еп. Ростовский
  • Евфросин (упом. 1240)
  • Кирилл (1250 — 1274) в/у, митр. Киевский
  • Свт. Серапион (апрель 1274 — 12 июля 1275)
  • Свт. Феодор (1276 — 1286)
  • Иаков (1288 — 1295)
  • Симеон (1295/1297 — 1299)
    • 1299 — 1325 — Владимир служит кафедрой Всероссийских митрополитов
    • 1325 — 1744/1748 — Владимирская земля в составе Московской епархии

Владимирское наместничество митрополичьей епархии

  • Свт. Алексий (Бяконт) (6 декабря 1352 — 1354) нареченный митр.

Владимирская епархия

  • Платон (Петрункевич) (20 марта 1748 — 16 апреля 1757)
  • Антоний I (Багратиони) (23 ноября 1757 — 16 декабря 1762)
  • Павел (Гребневский) (6 июля 1763 — 9 августа 1770)
  • Иероним (Формаковский) (25 декабря 1770 — 3 августа 1783)
  • Виктор (Онисимов) (22 сентября 1783 — 24 февраля 1800)
  • Ксенофонт (Троепольский) (24 февраля 1800 — 3 июля 1821)
  • Парфений (Чертков) (21 августа 1821 — 25 февраля 1850)
  • Иустин (Михайлов) (25 февраля 1850 — 22 июля 1863)
  • Свт. Феофан (Говоров) (22 июля 1863 — 17 июня 1866)
  • Антоний (Павлинский) (17 июня 1866 — 29 марта 1878)
    • Иаков (Кротков) (12 апреля — 9 декабря 1878) в/у, еп. Муромский
  • Феогност (Лебедев) (9 декабря 1878 — 21 ноября 1892)
  • Сергий (Спасский) (21 ноября 1892 — 20 ноября 1904)
  • Никон (Софийский) (27 ноября 1904 — 9 июня 1906)
  • Николай (Налимов) (23 июня 1906 — 13 июля 1914)
  • Алексий (Дородницын) (30 июля 1914 — 1917)
    • Евгений (Мерцалов) (1917) в/у, еп. Юрьевский
  • Сергий (Страгородский) (10 августа 1917 — 16 июня 1922)
    • Корнилий (Соболев) (1922 — 1923) в/у, еп. Вязниковский
  • Сщмч. Николай (Добронравов) (1923 — 10 декабря 1925)
    • Борис (Рукин) (8 февраля — 25 марта 1924) в/у, еп. Можайский
    • Дамиан (Воскресенский) (ноябрь — 9 декабря 1925) в/у, еп. Переславль-Залесский
  • Корнилий (Соболев) (один месяц в 1926)
    • Дамиан (Воскресенский), 2-й раз (2 февраля 1926 — май 1927) в/у, еп. Переславль-Залесский
    • Нифонт (Фомин) (май — сентябрь 1927) в/у, еп. Вязниковский
    • Макарий (Звездов-Макаров) (1928) в/у, архиеп.
    • Павел (Гальковский) (31 декабря 1928 — 31 октября 1929) в/у, еп. Егорьевский
    • Гурий (Степанов) (13 августа 1930 — 8 мая 1931) в/у, архиеп. Суздальский
    • Павел (Борисовский) (1931) в/у, митр. Ярославский
  • Иннокентий (Летяев) (31 мая 1932 — 18 февраля 1935)
  • Сергий (Гришин) (18 февраля 1935 — май 1936)
  • Филипп (Гумилевский) (мая 1936 — август 1936), был арестован 26 апреля 1936
  • Феодор (Яцковский) (11 августа 1936 — 3 февраля 1937)
  • Хрисогон (Ивановский) (30 марта 1937 — 1938)
  • Онисим (Фестинатов) (27 августа 1944 — 31 октября 1970)
    • Иоанн (Вендланд) (31 октября — 1 декабря 1970) в/у, митр. Ярославский
  • Николай (Кутепов) (1 декабря 1970 — 16 апреля 1975)
  • Владимир (Котляров) (17 апреля 1975 — 24 апреля 1980)
  • Серапион (Фадеев) (24 апреля 1980 — 11 мая 1987)
  • Валентин (Мищук) (12 мая 1987 — 27 октября 1990)
  • Евлогий (Смирнов) (11 ноября 1990 — 28 декабря 2018)
  • Тихон (Емельянов) (с 28 декабря 2018)

Викарные епархии

  • Александровская (ныне самостоятельная)
  • Вязниковская (недейств.)
  • Иваново-Вознесенская (ныне самостоятельная)
  • Ковровская (недейств.)
  • Мстёрская (недейств.)
  • Муромская (ныне самостоятельная)
  • Переславль-Залесская (ныне самостоятельная)
  • Суздальская (недейств.)
  • Юрьево-Польская (недейств.)

География благочиний

  • Владимирское Восточное:
    • г. Владимир , с. Баскаки, п. Боголюбово, с. Богослово, с. Брутово, с. Давыдово, с. Добрынское, с. Лемешки, д. Новая Быковка, с. Суромна, с. Суходол
  • Владимирское Западное:
    • г. Владимир , с. Кусуново, с. Павловское, д. Погребищи, с. Сновицы
  • Гусь-Хрустальное ( г. Гусь-Хрустальный и Гусь-Хрустальный р-н):
    • г. Гусь-Хрустальный
  • Камешковское (г. Камешково и Камешковский р-н):
    • г. Камешково
  • Ковровское:
    • г. Ковров
  • Радужное (ЗАТО г. Радужный):
    • г. Радужный
  • Собинское (г. Собинка и Собинский р-н):
    • г. Собинка
  • Судогодское (г. Судогда и Судогодский р-н):
    • г. Судогда, с. Спас-Купалище
  • Суздальское (г. Суздаль и Суздальский р-н):
    • г. Суздаль

Монастыри

  • Боголюбский (женский)
  • Боголюбско-Алексеевский (мужской)
  • Владимирский Богородице-Рождественский (мужской)
  • Владимирский Успенский Княгинин (женский)
  • Владимирский Цареконстантиновский (недейств.)
  • Волосовский Никольский (женский)
  • Ковровский Знаменский (женский)
  • Покровский на Нерли (недейств.)
  • Радужненский Казанский (женский)
  • Сновицкий Благовещенский (женский)
  • Спас-Купалищенский Преображенский (женский )
  • Суздальский Александровский (мужской)
  • Суздальский Васильевский (мужской)
  • Суздальский Покровский (женский)
  • Суздальский Ризоположенский (женский)
  • Суздальский Спасо-Евфимиев (недейств.)

Ранее подчинённые епархии

  • Александровский Успенский (женский, ныне в пределах Александровской епархии)
  • Вязниковский Благовещенский (женский, ныне в пределах Муромской епархии)
  • Гороховецкий Знаменский (женский, ныне в пределах Муромской епархии)
  • Гороховецкий Сретенский (женский, ныне в пределах Муромской епархии)
  • Гороховецкий Троице-Никольский (мужской, ныне в пределах Муромской епархии)
  • Зосимова Смоленская пустынь (мужская, ныне в пределах Александровской епархии)
  • Киржачский Благовещенский (женский, ныне в пределах Александровской епархии)
  • Космо-Яхромский (мужской, ныне в пределах Александровской епархии)
  • Лукианова пустынь (мужская, ныне в пределах Александровской епархии)
  • Мстёрский Богоявленский (мужской, ныне в пределах Муромской епархии)
  • Муромский Благовещенский (мужской, ныне в пределах Муромской епархии)
  • Муромский Воскресенский (женский, ныне в пределах Муромской епархии)
  • Муромский Преображенский (мужской, ныне в пределах Муромской епархии)
  • Муромский Троицкий Новодевичий (женский, ныне в пределах Муромской епархии)
  • Островская Введенская пустынь (женская, ныне в пределах Александровской епархии)
  • Хмелевский Скорбященский (женский, ныне в пределах Александровской епархии)
  • Юрьев-Польский Введенско-Никоновский (мужской, ныне в пределах Александровской епархии)
  • Юрьев-Польский Михаило-Архангельский (мужской, ныне в пределах Александровской епархии)
  • Юрьев-Польский Никольский (женский, ныне в пределах Александровской епархии)

Учебные заведения

  • Владимирская духовная семинария
  • Гусевское духовное училище
  • Владимирское духовное училище (недейств.)
  • Суздальское духовное училище (недейств.)

Литература

  • Добронравов В. Г., Березин В. М., Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии, Владимир, 1893-1898, 5 вып.
  • Монастыри, соборы и приходские церкви Владимирской епархии, построенные до начала XIX столетия: Краткие исторические сведения с приложением описей сохраняющихся в них древних предметов: ч. 1: Монастыри, Владимир, 1906.
  • Преображенский А., История Владимирского епархиального женского училища за первый период его существования (1865-1879 гг.), Владимир, 1902.
  • Малицкий Н. В., Из прошлого Владимирской епархии: Вып. 1-3, Владимир, 1905-1911.

Использованные материалы

  • Страница сайта Русское Православие:
  • Страницы проекта Иерархия церквей:

Менее вероятные версии — 1213 или 1215 год.

Амвросий Орнатский.

Строев.

Дурново.

Амвросий Орнатский, Дурново.

Nathaniel Davis, A Long Walk to Church, Boulder, San Francisco, Oxford: Westview Press, 1995, 33. Со ссылкой на Центральный государственный архив, ф. 6991с, оп. 2, ед. хр. 1, д. 206, 253.

Сведения секретаря Владимирской митрополии по внешнецерковным связям протоиерея Евгения Липатова — «Публичная лекция «Значение Крещения для истории и культуры Владимирского края» была прочитана в Областной научной библиотеке» // Сайт Владимирской епархии —

«Владимирская и Суздальская епархия» // Православная энциклопедия, т. 9, с. 38-61 —

Поставленный в 1295 году митрополитом Максимом во Владимир епископ Симеон в 1299 году переводится в Ростов, а на его место приезжает из Киева митрополит Максим, утвердив здесь Всероссийскую кафедру. (Собр. Русск. летоп. т. I, с. 288) (Прот. А. Виноградов). Кстати отметим здесь же, что по Дурново. Девятисотлетие…, — на протяжении XIII века отмечаются как сомнительные, следующие Владимиро-Суздальские владыки: Григорий, Евфимий, Савватий и Ферапонт, — не приведенные в списке за отсутствием дат.

Так по . По — до 26 июля 1863.

Резолюцией Патриаршего Местоблюстителя митрополита Крутицкого Петра Полянского от 19.01/01.02.1926 г. Указан (1) в числе членов Коллегии, предположенной к учреждению (по силе этой же резолюции) для Высшего Церковного Управления, взамен единоличного возглавления Церкви, установленного Поместным Собором 1917-1918 г. (Практически осуществлено не было).

Журнал № 90 заседания Священного синода Русской Православной Церкви,