Храмы саранска

КОНФЕССИИ

Конфессиональный состав населения Мордовии сформировался в процессе многовекового хозяйственного освоения территории. Подавляющее большинство верующих придерживается православия, относится к Русской православной церкви. Второе место среди религиозных объединений республики занимает мусульманская община. Мусульманские храмы в настоящее время действуют в большинстве татарских сел. Построена соборная мечеть в Саранске.

СОБОРЫ, ХРАМЫ И МОНАСТЫРИ

6 августа 2006 г. Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II был освящен Свято-Феодоровский кафедральный собор в г. Саранске. Храм вмещает около 3 тыс. человек. Его высота 73 м – это один из самых высоких храмов в Поволжье. Собор имеет два храма: верхний с тремя приделами и нижний (крестильная церковь). Главный престол верхнего храма освящен в честь памяти святого праведного воина Феодора Ушакова, второй придел – в честь мордовских новомучеников, третий – в честь преподобного Серафима Саровского.

Монастырская история – одна из самых интересных страниц культуры Мордовии. Первый монастырь, Пурдошевский Рождество-Богородичный близ Темникова, появился в конце XVI столетия. В XVII в. были основаны пустыни близ Краснослободска, Гуляева, городские монастыри в Саранске; в XVIII в. монастырская история края едва не закончилась, но усилиями таких крупных местных деятелей церкви, как настоятели Геннадий, Иоанн, Феодор, Александр, были сохранены и получили серьезное развитие Предтечев монастырь в Краснослободске, Петропавловский в Саранске, Санаксарский в Темникове, Саровская пустынь в Темниковском уезде. Наконец, в XIX столетии мы видим расцвет монастырей, особенно женских – Пайгармского, Яковщинского, Куриловского, Темниковского, Чуфаровского, Кимляйского, Ковыляевского. Монастыри превратились в учреждения, дававшие образцы социокультурного, экономического бытования; все без исключения обители сформировали крупные ландшафтно-зодческие ансамбли, некоторые из них, например Санаксарский, признаны архитектурными памятниками российского значения. Всего за три столетия на территории Мордовии были основаны 42 монастыря.

В XX в. Мордовия потеряла все монастыри. Возрождение монашества и монастырей началось в 1991 г. с учреждения Саранской епархии. В числе первых верующим был возвращен Санаксарский монастырь, к тому времени почти полностью восстановленный реставраторами. Затем монашеская жизнь была возрождена в мужских Чуфаровском Троицком, Краснослободском Спасо-Преображенском и женских Куриловском Тихвинском, Пайгармском Параскево-Вознесенском, Ковыляевском Троицком, Инсарском Ольгинском монастырях, а также в Казанской Ключевской пустыни под Ардатовом. Два монастыря возникли на месте приходов – женский Варсонофиевский в с. Покровские Селищи и мужской в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник» в селе Журавкино. Наконец, превратился в мужской монастырь приход при Макаровской Иоанно-Богословской церкви под Саранском (Макаровский Иоанно-Богословский монастырь, или Макаровский погост, памятник архитектуры российского значения). В последние годы при Макаровском погосте открыт паломнический центр с гостиницей, двумя скитами и десятью деревянными храмами, живописно разбросанными по бывшему парку помещиков Полянских. Такой паломнический центр аналогов в России не имеет.

Некоторые монастыри Мордовии обладают зодческими ансамблями, имеющими очень высокую эстетическую ценность. Макаровский погост включает три храма – летний Иоанно-Богословский и зимние Михаило-Архангельский и Знаменский. Ансамбль погоста спроектирован с учетом золотого сечения, он гармоничен и совершенен. Основной храм имеет три света, он башнеподобен, украшен резным декором; его зодческой особенностью является тот тип русского барокко, который просуществовал самое кроткое время и был вытеснен сначала нарышкинским, потом северным барокко, завезенным в Россию Петром I.

Совершенно замечательным ансамблем обладает Санаксарский монастырь, расположенный в пойме Мокши. Почти весь комплекс зданий был возведен зодчим монахом Филаретом Былининым, работавшим сначала в стиле северного барокко (корпуса жилых и служебных зданий), затем классицизма (больничная и кладбищенские церкви, дворянская гостиница). Искусство о. Филарета было по достоинству оценено еще в XIX в. Об обители тогда писали: «Расположение всех монастырских зданий, с сопряженными приятностями местоположения приводит всякого в удивление; симметральное соответствие оных, новый во всем вкус, чистота и удивительная вообще связь составляют собою крайнюю чрезвычайность, а рассыпанная повсюду правильность, точность и ум в архитектуре и искусстве доставляют зрителю приятное восхищение».

Интересным ансамблем обладает Пайгармский монастырь, построенный в новорусском стиле. Монастырь раскинулся несколькими улицами, главная из которых сформирована храмовым комплексом – летней Успенской, зимней Вознесенской церквами, часовней-усыпальницей; в настоящее время восстанавливается утраченная колокольня. Монастырь известен прежде всего своими источниками, главный из которых освящен в честь Параскевы-мученицы, а еще два – в честь святителя Николая и преподобного Серафима Саровского.

Гораздо больше пострадали другие монастыри края. Сегодня на стадии восстановления находится Краснослободский Спасо-Преображенский мужской монастырь; отреставрированы колокольня, больничная Александро-Невская церковь, некоторые келейные и хозяйственные помещения. Частично восстановлены Куриловский и Чуфаровский монастыри; постепенно расширяется монашеское присутствие в Ковыляевском и Кимляйском монастырях. Свято-Варсонофиевский женский монастырь в с. Покровские Селищи, начинавшийся с полуразрушенного старинного деревянного храма, уже обладает полноценным зодческим ансамблем, включающим многие постройки, в том числе крупный каменный собор.

Таким образом, Мордовия восстановила свой духовный облик; ее монастыри уже известны всей стране: паломники в Мордовию приезжают из многих областей России и из ближнего зарубежья. Едут прежде всего к старцам Саранской епархии; ушли из жизни очень известные в православной России духовные учителя схимники Иероним, Михаил, Питирим, но еще жив и здравствует старец Феофан, подвизающийся в Макаровском монастыре; уже поднимается новое поколение образованных и духовно богатых монахов, слово и участие которых нужно верующим. В лике святых в Мордовии прославлены 13 новомучеников ХХ века, а Чуфаровский монастырь уже сам по себе является памятником мученичества: здесь находилась некогда расстрельная тюрьма, а вблизи монастыря помечено место массовых захоронений жертв политических репрессий. В Санаксарском монастыре находятся мощи трех святых – старца Феодора (Ушакова, XVIII в.), адмирала Феодора Ушакова (XIX в.) и исповедника Александра (Уродова, XX в.). Ко всем мощам открылось паломничество. В селе Ичалки в Михаило-Архангельском храме находятся мощи преподобного Филарета (нач. ХХ века), местночтимого святого. Паломнические маршруты пронизывают всю Мордовию; основные ведут в Саранск, Темников, Ардатов, Покровские Селищи, Пайгарму, Большое Чуфарово, Краснослободск.

Церковь Иоанна Богослова в Саранске (Россия) — описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

Церковь Иоанна Богослова появилась в Саранске ещё в 1693 г., заменив стоявшую на этом месте ранее церковь из дерева. Таким образом, это не только самая старая церковь Саранска, но и вообще самое древнее из дошедших до наших дней строений во всей республике. В 18 веке церковь увеличили, пристроив к ней приделы, а в начале 19 века к конструкции была пристроена и колокольня. Церковь Иоанна Богослова закрывалась лишь раз за всю историю и то менее чем на 15 лет. В здании был размещён архив НКВД. Открылась церковь в 1944 г., став первой в республике, и всё остальное время она действовала, в период советской власти оставаясь единственным городским православным храмом. В 1991 г. церковь Иоанна Богослова получила статус кафедрального собора и сохраняла его вплоть до 2006 г., когда был выстроен собор имени Ф. Ушакова. С 1960 г. церковь включена в реестр памятников архитектуры федерального значения.

Это не только самая старая церковь Саранска, но и вообще самое древнее из дошедших до наших дней строений во всей республике.

Церковь представляет собой уникальный для республики образчик старинной архитектуры. Она несколько раз перестраивалась, но незначительно, и в общем сохранила тот самый облик, который был придан ей при строительстве.

В храмовом интерьере стоит обратить внимание на барочный иконостас.

Эта прекрасная старинная церковь представляет собой кубическую постройку с пятью главами, четырьмя маленькими по углам одной центральной. Главы чёрного цвета, что создаёт впечатление строгости по контрасту с белой основной конструкцией. Снаружи здание церкви украшают наличники, портал и декоративные элементы из фигурного кирпича. Фриз под карнизом в древнерусском стиле напоминает о подмосковных и псковских церквях. Рядом стоит невысокая прямоугольная колокольня более упрощённого внешнего вида с тремя ярусами и острым и тонким шпилем, также чёрного цвета.

Не стоит смешивать церковь Иоанна Богослова в центре города с храмом Иоанно-Богословского монастыря, который расположен в селе Макаровка.

Практическая информация

Адрес: ул. Демократическая, 28.

Церковь расположена на улице, параллельной Большевистской, которая отходит от кафедрального собора, ровно посередине между Коммунистической и Советской улицами. Дойти до неё от собора можно за пару-тройку минут.