Храмы звенигорода

Дворец царя Алексея Михайловича

Дворец (палаты царя Алексея Михайловича) вошел в историю русской архитектуры как один из самых значительных памятников гражданского зодчества середины–конца XVII века. Сооружен в 1650-е годы для богомольных выходов в монастырь Государя. Учитывая сложный рельеф местности и значительные размеры здания (протяженность фасада около 100 м), строительство заняло несколько десятилетий. Первоначально Дворец имел иную планировку: для каждого члена царской семьи в нем были предусмотрены особые покои.

В решении помещений и фасадов Дворца запечатлены этапы развития русской архитектуры второй половины XVII века. Дворец был построен в царствование Алексея Михайловича: детали интерьеров парадных покоев царя сохранились в центральной части первого этажа. Здание подверглось серьезной перестройке в царствование Федора Алексеевича, а окончательная отделка и украшение его относятся ко времени правления царевны Софьи. В 1686–1687 г.г. Дворец по всей длине был надстроен вторым этажом, в котором парадные покои, в духе западноевропейской архитектуры, были устроены анфиладой и имели 13 изразцовых печей.

В XVII в. был сооружен переход между Дворцом и Рождественским собором, который вел в царскую молельню, устроенную на втором этаже в юго-западной части над галереей собора. Дворец сильно пострадал от пожара 1721-го года и долгое время стоял без кровли. Здание было возобновлено при императрицах Елизавете Петровне и Екатерине II, в 1775 г. подписавшей указ о создании в нем семинарии. Северная часть дворца «за ветхостью» была разобрана. В XIX в. окна второго этажа декорировали алебастровыми наличниками, сохранившимися на северном фасаде. В XIX в. верхний этаж дворца был отведен под покои настоятелей и наместников обители. Здесь же находились парадные залы с галереей царствующих и духовных особ: в большом зале были представлены портреты всех царей, начиная с Иоанна Грозного, а в покоях, выходивших окнами на Москву-реку, помещены портреты патриарха Никона, митрополита Платона и других церковных иерархов.

В 1861 г. в стенах дворца был дан обед государю Императору Александру II. Во время неоднократных посещений им обители, он и его дети располагались для отдыха во Дворце — в архиерейских покоях и келье наместника.

После Великой Отечественной войны помещения Дворца, отреставрированные по проекту архитектора В.И. Федорова, были заняты военным санаторием. Краткий период, на рубеже 1970-х – 1980-х г.г., в верхнем этаже Дворца располагалась художественная галерея народного художника России Б.Н. Яковлева. В современном виде Дворец возобновлен Звенигородским музеем и Саввино-Сторожевским монастырем по проекту архитектора В.М. Пустовалова. В настоящее время в нем находятся: приемная наместника, классы богословских курсов, библиотека монастыря, монастырские лавки, паломническая служба.

Царицыны палаты

Палаты были построены для супруги царя Алексея Михайловича царицы Марии Ильиничны Милославской в середине XVII века. В настоящее время они представляют собой выходящую фасадом на соборную площадь нарядную бело-красную одноэтажную постройку из большемерного кирпича, стоящую на склоне холма и имеющую со стороны крепостной стены полных два этажа. В планировке и оформлении палат прослеживается влияние деревянного зодчества.

Деление фасада напоминает трехоконные деревянные клети, что хорошо сочеталось с существовавшим прежде верхним деревянным этажом. В центральной части располагались покои царицы. Парадная часть оформлена нарядными наличниками и крыльцом, сложенным из кирпича и белого камня, декорированным затейливой резьбой и деталями, напоминающими женские украшения. Главный вход украшен уникальным белокаменным резным порталом с одноглавым орлом в центре, заставляющим вспомнить о литовско-польском происхождении рода Милославских, и двуглавыми орлами — русскими гербами — по сторонам. Для удобства царицы палаты соединили переходом с соседней надвратной церковью, которая стала домовым храмом царицы. Восстановленные реставраторами на XVII век интерьеры палат разделены на три части с отдельными входами. Каждая часть состоит из сеней с примыкающими к ним комнатами. Вдоль всего здания с востока проходит коридор, предназначенный для хозяйственных целей. В XVIII веке в палатах размещались кельи архимандрита, в XIX столетии — братская трапезная. Здание лишилось деревянного этажа, было перепланировано, окна были растесаны.

В настоящее время в Царицыных палатах располагаются экспозиции и выставки Звенигородского историко-архитектурного и художественного музея. В северной части на основании письменных источников и аналогий восстановлены интерьеры боярских покоев с включением артефактов эпохи: предметов мебели, посуды, тканей, женских украшений XVII века. Особая гордость реставраторов — воссозданные в палатах изразцовые печи разных типов, украшенные зелеными поливными — «муравлеными» и многоцветными изразцами.

Трапезная палата

Грандиозная Трапезная палата сооружена в 1652–1654 г.г. в северной части монастыря. Она объединена в единый ансамбль с церковью Преображения Господня, домовой церковью русских государей, и звонницей. Одно из крупнейших сооружений этого типа, трапезная обители имела первоначально четыре этажа, считая сохранившийся до наших дней подвальный. В XVII в. здание воспринималось как чудо строительной техники, изумляло соотечественников и иноземцев. Необычной была величина монументального сооружения, с углубленным на 6 метров в землю белокаменным подклетом, где помещался ледник и был вырыт глубокий колодец. На втором этаже размещалась монастырская кухня, вокруг которой были кельи для служителей.

Особенно интересен был третий этаж — большая столовая палата, перекрытая крестовыми сводами. По площади, составлявшей около 500 кв. м, она была равна Грановитой палате Московского Кремля. Сохранилось описание обшитого сукнами Государева застольного места. Освещалась палата многочисленными окнами со вставленными в них стеклами, а не слюдой, что было большой редкостью в то время. Помещения отапливались теплым воздухом, поднимавшимся снизу по специальным трубам. Вход в трапезную палату был со стороны Соборной площади через площадку звонницы. В верхнем этаже Трапезной палаты размещалась богатая монастырская казна с тайниками и специальными приспособлениями.

В 1806 г. здание было сильно перестроено: разобран верхний этаж, вместо сводов поставлены балочные перекрытия, растесаны окна и т.д. В нем располагалось Звенигородское духовное училище, интерьеры были перепланированы под нужды этого учебного заведения. Внизу размещались спальни, столовая, кухня; вверху — классы и комнаты для внеклассных занятий, разделенные просторным коридором, к которому примыкала с востока церковь Преображения Господня, использовавшаяся как училищная.

В настоящее время нижний этаж занимает трапезная палата обители, верхний — соединен с церковью Преображения Господня. В здании трапезной ведутся большие реставрационные работы.

Братские корпуса

Корпуса для братии обители располагаются вдоль южной монастырской стены. В эпоху расцвета Лавры в середине XVII в. в обители было до 300 монахов, поэтому помещения для них имели немалые размеры. Частично сооружения XVII в. сохранились: это — нижний этаж Большого братского корпуса и открытая галерея — гульбище, на которое выходили двери келий верхнего деревянного этажа. В начале XIX века был построен двухэтажный Малый келейный корпус. В настоящее время в корпусах — кельи братии обители.

Казначейский корпус

Казначейский корпус, находящийся на заднем дворе обители с северо-восточной стороны, был построен в середине XVII в. и предназначался для сопровождавших царя Алексея Михайловича в богомольных походах лиц приказной администрации. Здесь располагались также дьяки и подъячии, занимавшиеся ведением обширного монастырского хозяйства. Корпус назывался «казенной палатой». В XIX столетии двухэтажный перестроенный Казначейский корпус использовался Звенигородским духовным училищем. Здесь находились помещения для начальников и наставников училища. В послевоенное время, в период пребывания в стенах монастыря военного санатория, это был генеральский корпус. В настоящее время занят Звенигородским историко-архитектурным и художественным музеем.

Стены и башни

Новые каменные стены и башни построены по указу царя Алексея Михайловича 1650-го г., который гласил: «… велено у чудотворца Саввы Сторожевского Никите Михайловичу Боборыкину да подъячему Андрею Шахову сделать каменный город мерою по чертежу 357 саженей, а в том городе семь башен». Строительство велось накануне войны России с Польшей за потерянные во время польско-литовской интервенции в начале XVII в. Украину и Смоленск. Готовясь к войне, Московское царство укрепляло свои западные рубежи. Городовое укрепление Звенигорода было перенесено из обветшавшего деревянного городского кремля (так называемый Городок) во вновь отстроенный монастырь, где стали хранить ключи от города и запасы пороха. Под горой Сторожей расположился несший охрану монастыря гарнизон стрельцов — «саввинских пушкарей».

Стены и башни были построены за четыре года (1650-1654) под руководством боярина Никиты Михайловича Боборыкина и подъячего Андрея Шахова. Над их возведением с 1652 г. трудились сотни каменщиков, кирпичников и работных людей из Дмитрова, Суздаля, Белозерска, Костромы, Владимира, Арзамаса и других городов, а также дворцовые крестьяне нескольких подмосковных уездов, в том числе и Звенигородского.

В плане стены и башни образуют неправильную трапецию, вытянутую с севера на юг параллельно руслу речки Разводни и перпендикулярно Москве-реке. Протяженность стен 760 м, высота — 8-9 м, ширина — около 3 м. Они имеют три ряда бойниц: верхний предназначен для дальнего боя, средний — для подошвенного, в бойницах нижнего ряда стояли пушки. В толщу крепостной стены уступами уходят ниши и арки. Поверх арок идет галерея боевого хода, по которой перемещались стрельцы.

Наиболее уязвимые для врага части стены — углы и изгибы — укреплены мощными башнями. Первоначально их было семь, в настоящее время — 6 (одна «за ветхостью» была разобрана в XVIII в.): Красная, Юго-восточная, Усова, Житная, Северо-западная, Северо-восточная. Покрытие на башнях неоднократно менялось: первоначально оно было исполнено из дерева (на Красной башне — из лемеха), позже их покрыли железом, в настоящее время — восстановлено первоначальное покрытие.

Главный вход в обитель — Святые ворота — находится под Красной башней, которая вместе с надвратной Сергиевской (ныне — Троицкой) церковью, была включена зодчими в ансамбль Святого хода. Два разной величины сводчатых проезда ворот вели во внутренний дворик, который соединен с подклетом надвратной церкви. С наружной стороны Красную башню украшают сохранившиеся с XVII в. киоты с изображениями Богоматери, преподобных Сергия и Саввы. Башня сооружена по всем правилам фортификационного искусства: имела несколько рядов ворот и опускающуюся металлическую решетку. Наверху башни находилась смотровая площадка. Над башней был помещен государственный герб — двуглавый орел.

Над Святыми вратами на Красной башне в 1883 г. была устроена церковь во имя Алексия, Человека Божия и освящена в 1884 г. Церковь была теплой и предназначалась для служения ранних литургий в зимнее время. У подножья Красной башни проходили важные церковные церемонии: здесь встречали древний образ преподобного Сергия, приносимый из Лавры. Облик башни и Святых ворот запечатлены на картинах многих художников, в том числе И.И. Левитана и М.В. Якунчиковой.

В настоящее время в монастырь ведет два входа (в XVII в. их было четыре): помимо парадного входа под Красной башней, существуют северные ворота для повседневных хозяйственных нужд. Башни монастыря используются для хозяйственных надобностей обители: так, в Северо-западной находится монастырская лавка. Часть галереи боевого хода крепостной стены с Красной башней доступны для экскурсионного осмотра (обращаться в Паломническую службу монастыря).

Информация с сайта монастыря, http://savvastor.ru/

Вознесенский храм (Россия) — описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

Вознесенский храм в городе Звенигород известен с 16 века. На месте нынешнего каменного некогда была деревянная Вознесенская церковь, но этот непрочный материал в 1792 году по просьбе священника вскоре заменили на камень. Каменная Вознесенская церковь создавался с тремя приделами: Вознесение Господне, Толгская икона Божьей Матери и святителя Николая. А чуть позже здесь же построили колокольню.

В событиях 1812 года Вознесенский храм сильно пострадал: французская армия Наполеона вынесла почти все ценности. К счастью, понесенный урон довольно быстро восстановили.

Вознесенский храм

В 1898 году в Вознесенском храме провели небольшую реконструкцию, подновили фрески и росписи внутри, и при нем стали возводить церковь во имя Александра Невского. Как всегда, грянула революция, в 1922 году Вознесенский храм опустошили и закрыли. Тотчас же открылось производство, ответственное за хранение зерна, а в Великую Отечественную войну здесь стоял общественный транспорт города. В мае 1941 года церковь разобрали.

Вознесенский храм — один из самых примечательных во всем Подмосковье. Относится он к неовизантийскому стилю, а его башенки — это то, что видит любой человек, который выезжает из города в сторону Саввино-Сторожевского монастыря.

В память о Вознесенском храме в конце 20 века на Вознесенском холме построили часовню-памятник. А уже в 2003 приняли решение возродить церковь, причем не по старым чертежам, а в новом стиле. Но сначала за холм взялись археологи и историки.

В ходе раскопок на холме обнаружили богатейший материал, который дал возможность изучить состав населения средневекового Звенигорода, узнать среднюю продолжительность жизни рядового звенигородца и многое другое.

Вознесенский храм преподнес еще один сюрприз: когда уже к готовой постройке в январе 2007 года стали подводить водопровод, обнаружили могилу священнослужителя. Все останки торжественно похоронили на территории холма.

Вознесенский храм — один из самых примечательных во всем Подмосковье. Относится он к неовизантийскому стилю, а его башенки — это то, что видит любой человек, который выезжает из города в сторону Саввино-Сторожевского монастыря.