Хрипун удавленник фагот

Фагот

Основные сведения, происхождение

Фагот — духовой деревянный музыкальный инструмент басового, тенорового и частично альтового регистра. Фагот применяется в симфоническом, реже в духовом оркестре, а также как сольный и ансамблевый инструмент.

В разобранном виде фагот напоминает вязанку дров (отсюда и получил своё название, т.к. в переводе с итальянского fagotto — «вязанка дров»).


Фагот

Названия фагота на других языках:

  • fagotto (итальянский);
  • fagott (немецкий);
  • basson (французский);
  • bassoon (английский).

Фагот был сконструирован в XVI веке в Италии, в оркестре применяется с конца XVII — начала XVIII века, занял в нём постоянное место к концу XVIII века.

Устройство фагота

Фагот имеет вид согнутой длинной трубки с системой клапанов и двойной (как у гобоя) тростью, которая надевается на металлическую трубку (эс) в форме буквы S, соединяющую трость с основным корпусом инструмента.

Диапазон фагота — от B1 (си-бемоль контроктавы) до d2 (ре второй октавы), возможно извлечь и более высокие звуки, однако они не всегда устойчивы по звучанию.

Ноты для фагота пишутся в басовом, теноровом, изредка в скрипичном ключе в соответствии с действительным звучанием.

Тембр фагота весьма экспрессивен и на всём диапазоне богат обертонами. Наиболее употребительны нижний и средний регистр инструмента, верхние ноты звучат несколько гнусаво и сдавленно.

В симфоническом оркестре применяется два, реже три фагота, ещё реже — четыре. Иногда последний из них может заменяться в соответствии с партитурой на контрафагот.

Разновидности фагота

В разное время было создано несколько разновидностей фагота:

  • квартфагот — фагот больших размеров, с тем же объёмом по письму, но звучавший на чистую кварту ниже написанного;
  • фаготино (квинтфагот или малый фагот) — инструмент, звучавший на квинту выше написанных нот;
  • контрафагот — единственная разновидность фагота, сохранившаяся до наших дней.

Техника игры на фаготе

В общих чертах техника исполнения на фаготе напоминает таковую на гобое, однако дыхание на фаготе расходуется быстрее в силу его больших размеров. Стаккато фагота отчётливое и острое. Хорошо получаются скачки на октаву и более. Смена регистров практически незаметна.

Технике фагота более всего свойственны чередования мелодических фраз среднего дыхания с различными оттенками гаммообразных пассажей и арпеджио, преимущественно в стаккатном изложении и с применением разнообразных скачков.

Видео: Фагот на видео + звучание

Благодаря этим видео Вы можете ознакомиться с инструментом, посмотреть реальную игру на нём, послушать его звучание, ощутить специфику техники:

Викторина

на знание текста комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

1.Кому принадлежат слова?

Счастливые часов не наблюдают.

2.Кто говорит и о ком?

Безродного пригрел и ввёл в моё семейство,

Дал чин асессора и взял в секретари;

В Москву переведён через моё содейство;

И будь не я, коптел бы ты в Твери.

3.Чьё это отношение к службе?

Обычай мой такой:

Подписано, так с плеч долой.

4. Чья фраза и о ком?

А впрочем, он дойдёт до степеней известных,

Ведь нынче любят бессловесных.

5.Сколько лет Чацкий отсутствовал в Москве и » не писал двух слов!»

6. Кто из героев комедии

…крепко набрался каких-то новых правил.

Чин следовал ему: он службу вдруг оставил,

В деревне книги стал читать.

7. Ах! Злые языки страшнее пистолета. Чьи слова?

8.Кому из героев Чацкий даёт такую характеристику?

Хрипун, удавленник, фагот,

Созвездие манёвров и мазурки!

9.В мои лета не должно сметь

Своё суждение иметь. Кто произносит?

10. А, Чацкий! Любите вы всех в шуты рядить,

Угодно ль на себе примерить? Чьи слова?

11.Вставьте пропущенные слова:

….. — чума, … — вот причина ,

Что нынче, пуще, чем когда,

Безумных развелось людей, и дел, и мнений.

12. Кто из героев комедии » чинов не хочет знать! Он химик, он ботаник?.

13.Продолжите фразу Фамусова:

Уж коли зло пресечь:

14.Молчалины блаженствуют на свете! Чьи слова?

15.Какими словами заканчивается комедия?

Журнал "Костер" за май-июнь 2016 года

Посмотреть на обложку

Май-июнь 2016 года

Закрыть окно

Вот в чем вопрос

Рубрика Вот в чем вопрос

К 185-летию первой полной постановки (1831) пьесы А.С. Грибоедова «Горе от ума» в Александринском театре Санкт-Петербурга

Так отозвался Чацкий о Скалозубе, одном из героев комедии Грибоедова «Горе от ума». Что и говорить, Скалозуб — персонаж малосимпатичный. Между тем у этого «фагота» есть реальный прототип, ничем не похожий на созданный Грибоедовым образ. В Петербурге в 2015 году даже памятник ему был установлен — в сквере у Московских ворот. Так кто же он, полковник Скалозуб?

Его портрет кисти Джорджа Доу представлен в Эрмитаже, в Военной галерее героев 1812 года. Его изображение мы могли бы увидеть и в Русском музее, если бы художник Суриков решил поместить на картине «Переход Суворова через Альпы» рядом с великим полководцем молодого генерала, которого полководец обожал за мужество и бесстрашие. О нем можно прочитать в мемуарах кавалерист-девицы Надежды Дуровой, которая служила одно время под его начальством. И в стихах князя Петра Вяземского, который был его адъютантом. Это он в 1820 году спас от ссылки в Сибирь вольнодумца Пушкина, написавшего антиправительственные стихи.

Итак… Под именем Скалозуба в пьесе скрывается прославленный герой Отечественной войны 1812 года Михаил Андреевич Милорадович. Участник пятидесяти двух сражений (в том числе Аустерлицкого и Бородинского), он никогда не прятался от пуль, был награжден за храбрость шпагой, усыпанной бриллиантами, а генерал Ермолов, как-то раз вместе с ним обойдя под огнем неприятеля русские позиции, сказал, что любому рядом с Милорадовичем понадобится запасная жизнь. И военачальники, и простые солдаты обожали Милорадовича, ценили за храбрость, простоту и широту души. Почему же полководец пострадал от драматурга?

Причиной стала юная воспитанница Театрального училища, «питомица Терпсихоры», балерина Катенька Телешева, блиставшая на императорской сцене. В нее, не сговариваясь, влюбились и герой войны, и талантливый литератор. И когда-то дружеские отношения, которые они поддерживали, переросли во взаимную неприязнь. Раздосадованный драматург вывел своего соперника в образе глупого фанфарона, а раздраженный военачальник, в то время бывший губернатором Петербурга, запретил «Горе от ума» к постановке.

Но главную свою роль Милорадович сыграл не на театральной сцене, а на исторической — 14 декабря 1825 года. В этот день декабристы вывели свои полки на площадь. Перед восставшими предстал Милорадович — на коне, в распахнутом мундире. Он обратился с речью к солдатам. Все, кто участвовал в сражениях той эпохи, знали Милорадовича как честного и отважного героя. И, услышав его голос, восставшие дрогнули. Но героя войны настигла пуля в спину, посланная декабристом Каховским. Упав с коня, смертельно раненый Милорадович прошептал: «Умираю, исполнив долг».

Портрет М. А. Милорадовича кисти Дж. Доу в Военной галерее 1812 года, Эрмитаж

Светлана Головина Художник Лев Колов
Страничка автора Страничка художника