Христианская мораль

Тема. Аксиология (учение о ценностях)

ОК 11.Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку

Знать:

-понятия: ценности, гуманизм, свобода, этика, аксиология, эвтаназия, трансплантация, ЭКО, клиническая смерть, даун

Иметь представление: -о морали современного общества- об этике насилия, об этике ненасилия-об этике благоговения перед жизнью

Уметь:

— классифицировать этические проблемы медицины

— обосновать этические проблемы «технологии деторождения» и абортов

Лекция

Аксиология – учение о ценностях. Человек не только познает мир как сущее, но и оценивает действительность, пытаясь понять смысл собственного существования, переживая мир как должное и недолжное, благое и пагубное, красивое и безобразное, справедливое и несправедливое и пр. Как существо оценивающее, человек создал множество ценностей. Но создать целую науку о ценностях и назвать эту науку аксиологией удалось только в 19 веке. Это сделал И.Кант. Поэтому аксиология имеет свою историю.

Предклассический этап (1806-1890), когда еще робко, а потом более широко внедряется в философию категория ценности. А существенным обострением интереса к ценностной проблематике философская культура была обязана Ф. Ницше, который провозгласил в незаконченной книге «Воля к власти» знаменитое афористическое требование «переоценки всех ценностей».

Классический этап (1890 — 1930). Начинается ценностный бум. Ценностная ориентация становится преобладающей. В 1902 году вводится термин «аксиология». А в 1904 использовался уже в качестве обозначения одного из разделов философии. Заявляют о себе множество авторов, которые работают над проблемами аксиологии (М.Шелер, Н.Гартман, М.Вебер, В.Дильтей и др.) А в связи с обострением глобальных проблем человечества аксиологическая проблематика стала выдвигаться на ведущие позиции (экзистенциализм, неотомизм и др.)

Постклассический период (с 1930 –х гг.) Теоретическое значение современного (постклассического) периода значительно скромнее в сравнении с классическим. Современное «аксиологическое движение» ограничивается отдельными направлениями развития классических моделей аксиологии и некоторыми относительно новыми тенденциями. В середине 20 века аксиология заняла видное место в структуре философского знания наряду с онтологией, гносеологией и социальной философией. 20 век поставил вопрос о коренной переоценке ценностей, например – о переосмыслении сущности гуманизма, об отношении к окружающей природе, о смысле жизни. Более того, в современной философии большое внимание стало обращаться на антиценности( отрицательные ценности, псевдоценности), которые явились одним из источников кризиса цивилизации.


Ценность – это не любая значимость явления, предмета, а его положительная значимость.

Ценности – это ориентиры на жизненном пути человека, наполняющие его бытие смыслом и всесторонним содержанием.

Совокупность ценностей (материальных и духовных) образует то, что в аксиологии называется аксиосферой. Это своего рода содержание культуры, которая , в свою очередь является способом существования человека в качестве человека. Структура аксиосферы всегда подвижна.

Классификация ценностей может идти по разным критериям. Мы ценностную иерархию будем выстраивать по принципу первичные (базовые) и второстепенные (вторичные). Для человека как существа природного высшими ценностями являются жизнь, здоровье, материальный достаток, психическое равновесие, собственная безопасность. К высшим духовным ценностям относятся нравственные, религиозные, политические, эстетические и т.д. К высшим ценностям относится и сам человек.

В этой сфере существует и множество проблем: проблема растущих потребностей, проблема ценности мира вещей, проблемы, связанные с продажей почек, глаз и других органов, с суррогатной беременностью.

Этика – учение о нравственности

Этика, нравственность, мораль – в обыденной жизни людей эти слова – синонимы. Однако в философии сложилась традиция различения этих понятий. Этика – это философская наука. Объектом изучения которой является мораль (нравственность).

Основными функциями нравственности являются:

-регулятивная (гармонизирует и оптимизирует отношения между людьми на основе общих идеалов, принципов поведения)

-познавательная (человек знакомится со всем многообразием культурного опыта, накопленного человечеством, получает особое нравственное знание)

-воспитательная (нравственное знание является важным условием формирования личности, приобщения ее к высшим ценностям)

-ценностно-ориентирующая (исходя из нравственных представлений, человек постоянно сравнивает реальное с идеальным, сущее с должным. Это позволяет ему корректировать свое поведение, определять вектор своего духовного развития).

Нравственность тесно связана с другими формами общественного сознания: с искусством, политикой, религией, наукой, экономикой и т.д.

Мораль, как и все другие социальные явления, исторически сформировалась и развивалась.

В первобытном обществе силами коллектива обуздывался зоологический эгоизм.Так, во время обряда посвящения (инициация), в глубокие надрезы вкладывалась соль, которая разъедала ткань. Такой обряд был направлен на формирование физической силы и способности переносить страдания. Первобытному обществу нужны были сильные и способные к страданиям люди. Регулировка отношений осуществлялась через систему запретов (табу). Появляется дифференциация поступков на позитивные и негативные, т.е. которые следует выполнять, и которые запрещаются.

В рабовладельческом обществе складывается система нравов, которая не распространяется на рабов; они не считались личностями. Эта мораль, в частности, воспитывала презрение к физическому труду. Но в этой морали были и прогрессивные моменты. Она, в частности, покончила с людоедством, групповым браком.

В эпоху феодализма распространяется религиозная мораль. Идеал человека этой эпохи – это человек, полный смирения, отрешившийся от мирских благ. В то же время брак по расчету, ни слова о любви и т.д.

В буржуазном обществе возникает новая система нравов: частная собственность священна и неприкосновенна. Человек стремится к наслаждению и избегает страдания. Пороки так же необходимы, как и добродетели.

В классовом обществе существует мораль различных классов (бедных и богатых). Но в то же время в каждой морали есть общечеловеческие моменты. Осуждались жадность, жестокость, трусость, вероломство и т.д., поощрялись смелость, честность, скромность, великодушие и т.д.

Категории нравственности – добро, справедливость, идеал, долг, честь, достоинство, совесть и т.д. Все они играют очень важную роль в жизни отдельного человека. Например, совесть – это своеобразный нравственно-психологический механизм самоконтроля. Но ключевой категорией в этике является категория свободы, так как нравственная реальность основывается на способности человека к самостоятельным поступкам.

Свобода и ответственность.Ключевой категорией в этике является категория свободы, так как нравственная реальность основывается на способности человека к самостоятельным поступкам. Совершенное под принуждением деяние не может считаться ни добрым, ни злым. Оно вообще вне сферы нравственности. В результате за вынужденный поступок человек фактически не несет никакой моральной ответственности. И наоборот, за свободно совершенное действие он ответствен в полной мере. Иными словами, свобода есть неотъемлемое качество субъекта нравственности. Разными мыслителями и в разные времена свобода понималась по-разному. Б.Спиноза, например, считал, что свобода – это осознанная необходимость, т.е. возможность выбора, основанная на знании законов. Отсюда и его идеал мудреца, человека, который сумел подняться над своими аффектами и в жестоком мире «не плачет, не проклинает, а понимает». Ф.Достоевский считал, что свобода – это величайшая ответственность. Ученый отвечает за свои открытия, медик за пациентов, учитель за учеников, родители за детей и т.д. и каждый отвечает за свою работу, за свое поведение.

Ответственность ученых за создание энергии огромной разрушительной силы (атомная и водородная бомбы), геномодифицированной продукции, использование человеческих органов и т.д.

В течение третьего тысячелетия, скорее всего, будут решены проблемы пересадки органов, таких, как сердце, почки, печень, селезенка, легкие и другие, а также даже замены скелета и мышечной ткани. Все это должно повлиять на оздоровление людей и общества. Возрастает роль инженерии искусственных органов, клонирования органов, генетического перепрограммирования и других новейших биомедицинских технологий. Придет время, когда будут разрешены медицинские задачи пересадки и замены нервной ткани и даже отделов головного мозга. И этот краткий перечень биомедицинских актов воздействия на организм человека породит и новый круг биоэтических проблем. Встанут острые моральные, правовые и мировоззренческие вопросы. Как все это скажется на сознании человека, сохранится ли идентичность человеческой личности?

Только философское осмысление и переосмысление специфических требований медицинской морали и права позволит понять, что вся исследовательская деятельность врача не может не опираться на принципы биоэтики. Это относится и к оценке природы человека, смысла его жизни, путей развития личности и индивидуальности, Биоэтика со временем станет идеологией здравоохранения, привлекая внимание научной и широкой общественности к моральным и правовым аспектам биомедицинских исследований, биотехнологии, другим научным поискам развития живой и косной материи, связанным с угрозой жизни или утратой здоровья человека.

Деонтология – этика в медицине. Главная заслуга в философском осмыслении морали и вопросов этики принадлежит древнегреческим мыслителям и, прежде всего, Аристотелю и Гиппократу. С античности она становится практической философией, ибо ее назначение – учить людей добродетельной, счастливой жизни. Именно в медицинской сфере жизнедеятельности морально-этические принципы, нормы и требования к врачам получили наибольшее признание. Они были в основном разработаны Гиппократом. Он, как известно, сам поклялся: «Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство. В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного». Морально-этические требования в медицине мыслителями прошлого характеризовались в основном как строго доктринальные требования. Много веков спустя все эти и другие моральные идеи, принципы и правила выкристаллизовались в медицинской этике или особой науке, получившей в 17 веке название «деонтология», которая стала органической частью профессионализма врача (медика), указывающего на его моральный долг перед людьми и обществом.

1 наука, нравственность, религия, философия, искусство, научные учреждения, учреждения культуры, религиозные организации и соответствующая деятельность людей

2 Узкое понимание Широкое понимание Духовная жизнь общества Все виды преобразовательной деятельности людей и ее результаты («вторая природа») Характеристики определенных исторических эпох Характеристики определенных видов деятельности лат. cultura – возделывание, обрабатывание

3 Материальная культура – совокупность физических объектов, созданных человеческими руками Духовная культура – процесс духовного творчества и его результаты : научные открытия, произведения искусства, нравственные ценности и т. д. результат – вещи (артефакты) результат – символы

4 Познавательная Образовательно — воспитательная Интегрирующая Регулирующая Социализирующая

5 Первоначальное понятие культуры означало: 1)все виды преобразовательной деятельности людей и ее результаты 2)совокупность знаний, верований, искусства, морали и права 3)возделывание земли 4)все, что создано человеком К функциям духовной культуры не относится: 1) образовательно-воспитательная 2) интегрирующая 3) регулирующая 4) материально-производственная

6 К элементам духовной культуры не относится: 1) религия 2) наука 3) средства производства 4) мораль

7 Народная Элитарная Массовая

8 Создается анонимными творцами, которые не имеют специальной подготовки. В ней отражается менталитет народа. Основные жанры – мифы, легенды, сказки, песни, танцы, анекдоты. По исполнению могут быть индивидуальными, групповыми, массовыми.

9 Создается профессиональными творцами для узкого круга людей, хорошо разбирающихся в тонкостях искусства. Трудная для понимания неподготовленного человека (» искусство ради искусства «). Не ставит целью коммерческую выгоду, стремится к наиболее полному самовыражению создателя фр. elite – лучшее, избранное

10 Не выражает изысканных вкусов, понятна и доступна широким слоям населения. Обладает низкой культурной ценностью, но способна удовлетворять сиюминутные запросы людей. Главной целью является получение коммерческой выгоды. Возникла в середине ХХ века = поп-культура, китч, развлекательное искусство

11 Молодежная субкультура – эзотерическая, эскапистская, урбанистическая культура, созданная молодыми людьми для себя. Контркультура – совокупность культурных образцов, которые противостоят общей культуре и находятся в конфликте с господствующими ценностями. часть общей культуры, система ценностей, традиций и обычаев, присущих большой социальной группе

12 Положительные последствия Отрицательные последствия Раскрепощение сознания народа Расширение художественного творчества Прекращение преследований представителей передовой интеллигенции Ослабление государственной поддержки («остаточный принцип») Массовый уход квалифицированных специалистов из сферы культуры Ориентация на запросы массового зрителя культ насилия, примитивизм… Засилье западной кинопродукции внутренние изменения исторические факторы западная массовая культура

13 Какое суждение верно?: А. Массовая и элитарная культура противоположны друг другу Б. Между массовой и элитарной культурой нет сегодня четко выраженных границ 1) верно только А 2) верно только Б 3) верно и А, и Б 4) оба положения неверны

14 Искусство отражает мир с помощью художественных образов высший уровень мастерства форма практико-духовного освоения действительности ИСТИНА ДОБРО КРАСОТА ИСТИНА ДОБРО КРАСОТА

15 Эстетическая ( способность к восприятию и преобразованию мира по законам красоты ) Гедоническая ( доставление удовольствия, наслаждения ) Воспитательная ( духовно — нравственное становление личности ) Познавательная ( отражение объективного мира и его усвоение )

16 Отражение мира с помощью художественных образов Наглядный характер Субъективное восприятие действительности

17 Архитектура Живопись Скульптура Литература Декоративно — прикладное искусство Театр Цирк Балет Кино Эстрада

18 Нет высших и низших видов, форм и жанров искусства. Стирание различий между создателем и аудиторией, реальностью и фантазией. Одна из главных форм – коллаж

19 Наука – система знаний о мире и его законах Основные элементы : 1) особая система знаний о природе, обществе, человеке 2) особый вид деятельности, направленный на получение новых знаний 3) система специальных организаций и учреждений

20 Познавательная Мировоззренческая ( формирование системы взглядов на мир и на место в нем человека ) Прогностическая Непосредственная производительная сила

21 общечеловеческие ( не кради, не лги, не навреди …) касающиеся непосредственно научной деятельности ( например, отстаивание истины, даже путем собственной жизни ) касающиеся социальной ответственности за свои открытия

22 постоянно увеличивается объем научной информации ( удваивается через каждые 5 – 10 лет ) охватывается все больше областей знаний (15 тысяч дисциплин ) растет количество ученых ( в начале ХХ века – 100 тысяч, сейчас – более 5 миллионов ) наука превратилась в особую профессию

23 Распределите перечисленное следующим образом: три позиции должны характеризовать деятельность художника, три – процесс работы ученого 1) выбор сюжета 2) выдвижение гипотезы 3) выстраивание композиции 4) теоретическое осмысление фактов 5)создание художественных образов 6)экспериментальная проверка

24 Образование – это целенаправленная деятельность людей по получению знаний, умений и навыков

25 приобщение человека к достижениям человечества передача и сохранение культурного наследия и накопленного опыта подготовка человека к самостоятельной деятельности развитие творческих способностей личности воспитание и социализация личности

26 Демократизация Гуманитаризация ( увеличение доли гуманитарных дисциплин ) Гуманизация ( усиление внимания к личности ) Фундаментальность ( выявление и изучение главного ) Компьютеризация Интеграция ( интернационализация )

27 Социальная функция образования заключается в том, что оно: А. обогащает людей знаниями и представлениями о современном мире Б. непосредственно добывает новое знание об окружающей действительности 1) верно только А 2) верно только Б 3) верно и А, и Б 4) оба положения неверны

28 Религия – совокупность представлений, верований и обрядов, объединяющих людей в единую общность Главный признак религии – вера в сверхъестественное

29 Религиозные представления Религиозные настроения Религиозные действия Религиозные организации и институты мифы, легенды, сказания, Библия, Коран… любовь к Богу, страх перед злыми духами… молитва, проповедь, таинство… церковь, секта, монастырь…

30 Мировоззренческая Утешительно — компенсаторная Регулирующая ( заповеди, традиции, нормы, ценности …) Интегрирующая Дезинтегрирующая Коммуникативная ( связь поколений, верующих друг с другом, с Богом )

31 I. Родоплеменные древние верования 1) Тотемизм ( вера в сверхъестественные связи людей с животными, растениями ) 2) Фетишизм ( вера в сверхъестественные свойства предметов ) 3) Анимизм ( вера в существование духов и душ ) 4) Магия ( вера в возможность влиять на окружающий мир с помощью действий, заговоров, заклинаний и т. д.)

32 II. Национально — государственные религии ( иудаизм, индуизм, синтоизм, конфуцианство и др.) 1) возникли в период разложения родового строя и возникновения классового 2) поклонение богам – покровителям своего народа 3) сложная обрядность с элементами национальной культуры 4) оформился особый слой служителей культа ( жрецы )

33 III. Мировые религии ( буддизм, христианство, ислам ) 1) огромное число последователей 2) космополитизм ( выход за пределы народов, государств ) 3) эгалитаризм ( проповедь равенства всех людей ) 4) прозелитизм ( стремление обратить в свою веру других ) домашнее задание

34 IV. Новые религии ( дзен — буддизм, кришнаизм, неоиндуизм …) 1) основаны на мистике ( общение с Богом через озарение, экстаз, откровение ) 2) возглавляются харизматическими лидерами 3) обещают достижения счастья в земной жизни 4) тяготеют к синкретизму ( смешению )

35 Атеизм – отрицание религиозных представлений и утверждение самодостаточности природы и человека Свободомыслие – позиция, утверждающая независимость человека от религии и церкви в решении общественных и личных проблем свобода совести?

36 Совокупность символических действий, направленных на сверхъестественное, это: 1) культ 2) клир 3) религиозные представления 4) религиозные организации

37 К функциям религии не относится: 1) мировоззренческая 2) утешительно-компенсаторная 3) регулирующая 4) гедоническая

38 Национальной религией является: 1) христианство 2) конфуцианство 3) ислам 4) буддизм

39 Мораль – система исторически сложившихся требований, норм и правил поведения Этика – учение о морали Три уровня : 1) нравственная практика ( нравы, поступки, типичные ситуации ) 2) моральное сознание (» что такое хорошо, что такое плохо «) 3) нравственное самосознание ( самооценка, готовность совершать выбор между добром и злом )

40 Регулирующая ( поведение в соответствии с моральными нормами ) Аксиологическая ( оценка : нравственно / ненравственно ) Ориентирующая ( выработка системы ценностей, линии поведения ) Воспитательная ( формирование общепризнанных образцов поведения ) Коммуникативная ( взаимопонимание, общение )

41 Регулирующая функция Нормативный характер Единый фундамент общечеловеческих ценностей ( добро / зло, хорошо / плохо ) Формирование отношений людей на основе справедливости, уважения прав и свобод человека

42 Мораль Право Ориентирует людей на идеальные нормы Поддерживает порядок, исходя из реальности Смысл конкретной жизненной ситуации уникален Основывается на типичном, стандартном Исключает прямое принуждение Поддерживается принудительной силой государства Пронизывает все стороны жизни, в т. ч. дружбу, любовь Регулируют только существенные отношения Главные категории – добро и зло, совесть, счастье, смысл жизни… Главные категории – законное, незаконное, правомерное, неправомерное

43 Функция морали, которая заключается в оценке поступков, взглядов, отношений между людьми, называется: 1) регулирующей 2) аксиологической 3) воспитательной 4) коммуникативной

44 Общественная психология – стихийно сложившаяся совокупность чувств, настроений, традиций, привычек, иллюзий и заблуждений, возникающих у различных социальных групп. Общественная идеология – теоретическое сознание, выработанное, как правило, специалистами

45 Общественное мнение – способ существования массового сознания, в котором проявляется отношение разных социальных групп к событиям и процессам формирование целенаправленностихийно по структуре монистическое плюралистическое

46 СМК Средства массовой информации: печать радио ТВ Интернет Средства массового воздействия: литература кино театр цирк мюзиклы Технические средства коммуникации: телефон телетайп эл. почта передача и обмен информацией в обществе с целью воздействия на ее членов

47 Информационная ( предоставление информации ) Регулирующая ( формирование поведения людей, манипуляция общественным мнением ) Культурологическая ( распространение достижений культуры )

48 Найдите в приведенном списке примеры средств массовой информации: 1) газета «Аргументы и факты» 2) журнал «Вопросы философии» 3) радиостанция «Европа+» 4) детектив Д. Донцовой 5) театр «Сатирикон» 6) киностудия «Мосфильм»

Мораль — деспотична. Нравственность — стихийна.
_______________________________________________
Там где уже расцвели счастье и жизнь, там свой, непостижимый для логики порядок и чистота, даже если кому то они кажутся бардаком и грязью.
Как часто вы видели, чтобы те кто сами истинно счастливы и по настоящему живы, придавали бы слишком много значения наведению порядка и чистоты в личных пространствах других людей?
Где вы видели, чтобы истинно счастливые и гармоничные люди, рьяно добивались бы наведения порядка и чистоты там, где уже давно кипит своя жизнь?
Нет, Счастливым и по настоящему Живым не нужно это, потому что они понимают что такое Счастье и Жизнь, понимают как они хрупки и бесценны, и поэтому знают, что невозможно искусственно или насильно сделать жизнерадостным, гармоничным и счастливым никого.
А вот нарушить хрупкое равновесие, погубить чудесное, разрушить непостижимое, зовущееся — гармонией, можно в два счёта.
А для того, чтобы даже не научить но хотя бы рассказать о Свете, надо хотя бы разок, суметь его увидеть в себе и разглядеть в других.
Люди которые сами счастливы, даруют другим только то, что им действительно насущно нужно и необходимо, но при этом очень стараются не нарушать их мир и обычаи, и никогда не навязывают никому свою волю и своё понимание жизни и правил.
Они так поступают потому, что понимают это на примере собственных ощущений, знают об этом не понаслышке, и потому деликатны и бережны в отношении всего, что им может быть самим не всегда понятно и не всегда близко исходя из собственных убеждений и опыта.
Мир необъясним и непостижим, и пытаться загнать всё вокруг себя в одни рамки, не может быть исполнением Божественной воли, это даже не может быть просто проявлением разумности, потому что это означает сомневаться в элементарном, в том, что мир окружающий нас, бесконечен и безграничен в своей непостижимости и могуществе, и всё что мы можем понимать и знать о нём, теряется как в бескрайнем космосе даже на кончике тончайшей нити, из которых соткана вся эта бесконечная реальность, а нитей этих в ней бесконечное множество.
Так как же мы можем судить о том, что творит эта бесконечность в других живых душах? разве человеком создан человек?
Разве человек имеет право на человека?
Разве не оскорбление это для Всевышнего, Всемогущего и Непостижимого, Неподвластного ничьему пониманию, называемого нами Богом, о чём порой тревожно догадываются даже материалисты, когда говорят — «что то есть» разве не оскорбление для этого Бога, когда сами люди, присваивают себе право распоряжаться жизнями, душами, судьбами других людей, да и вообще любых других существ? Создал ли человек за всю историю существования человечества, хоть одно живое существо сам, с нуля, из ничего? Нет?
Естественно что в социуме есть вещи, которые можно считать вынужденной мерой, когда общество являющееся коллективным, системным, стремится достичь максимальной безопасности и хотя бы приблизительной справедливости, равно для всех своих членов, и поэтому вынуждено выстраивать систему некоторых ограничений и требований, умеренно регулирующих поведение каждого, лишь для того, чтобы люди не вредили друг другу, не позволяли себе как раз безрассудно и самонадеянно, нарушать права, свободы и здоровье остальных членов общества, ради собственных прихотей и фантазий.
Это всё как раз понятно.
Но при этом необходимо помнить и о том, что каждому человеку, необходимо давать максимально возможную свободу для самовыражения и творчества, и не навязывать ему никаких деспотичных правил поведения и образа жизни, если только этот человек не совершает действий буквально причиняющих страдания и ущерб другим людям и прочим существам.
И только так, мы можем получать большее из возможного число гениев, талантов, первооткрывателей, если конечно вообще, правящие классы заинтересованы в таком развитии событий.
В противном случае мы снова и снова вынуждены учиться элементарным простым вещам, вместо того, чтобы принять как дар новые земли и освоить их и остальное физическое пространство космоса. Ведь это же так естественно, так же естественно, как мореплавание и освоение новых земель и морей. Это очень просто и очевидно. И только неправильное понимание того, что истинно хорошо для человека и для мира вообще, постоянно ограничивает наши возможности и отбрасывает нас далеко назад от этой цели.
В результате мы просто подобны привязанным к острову дикарям, которым не хватает времени и сил для постройки флота и освоения других островов, потому что все их силы и время уходят на попытки поделить между собой один этот остров.
Возможно некие жрецы уверяют их, что даже думать о возможности переселения преступление, грех, и что лучше уж продолжать грабить и убивать друг друга пытаясь таким способом добиться единомыслия и однообразия на всём острове, потому что только так правильно и никак больше.
Конечно они понимают, что стоит жителям острова покинуть колыбель их «цивилизации» как власть и контроль над ними станут слабее и возможно вскоре исчезнут вовсе в прежнем виде. А тот, кто стремится повелевать и эксплуатировать, не может этого позволить, ведь тогда возможно приблизится время, когда он не сможет быть хозяином, но лишь одним из многих, таким же как все.
Итак ещё раз: Мир необъясним и непостижим, и пытаться загнать всё вокруг себя в одни рамки, не может быть исполнением Божественной воли, это даже не может быть просто проявлением разумности, потому что это означает сомневаться в элементарном, в том, что мир окружающий нас, бесконечен и безграничен в своей непостижимости и могуществе, и всё что мы можем понимать и знать о нём, теряется как в бескрайнем космосе даже на кончике тончайшей нити, из которых соткана вся эта бесконечная реальность, а нитей этих в ней бесконечное множество.
В остальном же, неплохо бы усвоить:
Мораль всегда — деспотична. Нравственность всегда — стихийна.
24.01.2015.

Христианская мораль находит свое выражение в своеобразных представлениях и понятиях о нравственном и безнравственном, в совокупности определенных моральных норм (например, заповедях), в специфических религиозно-нравственных чувствах (христианская любовь, совесть и т. п.) и некоторых волевых качествах верующего человека (терпение, покорность и пр.), а также в системах нравственного богословия или теологической этики. Все вместе перечисленные элементы составляют христианское нравственное сознание.

Нравственное сознание христиан является социально и исторически обусловленным отражением их практического поведения в коллективе и обществе. Оно первоначально возникло как отражение бессилия рабов и порабощенных Римом народов в борьбе за свою свободу и счастье. Христианская мораль в последующем развитии приобрела некоторую самостоятельность, проявившуюся в том, что христианское нравственное сознание в своем архаичном идейно-образном содержании продолжает существовать вплоть до наших дней, выступая силой, тормозящей дальнейший нравственный прогресс человечества В своем многовековом историческом существовании христианская мораль приспосабливалась к социально-политическим интересам различных классов, воплощаясь в свои классовые разновидности: христианско-феодальную католическую и православную мораль, а также христианско-бур-жуазную протестантскую мораль, с одной стороны, с другой — в христианско-демократическую мораль средневековых народных ересей и даже христиан-ско-пролетарскую мораль на ранних этапах рабочего движения («христианский социализм»). При всем том в христианской морали сохранялось устойчивое религиозно-нравственное ядро, что позволяет выделить христианское нравственное сознание как самостоятельное идеологическое явление, обладающее специфическими особенностями, позволяющими отличить его от других систем морали, например от буржуазно-просветительских или, тем более, от атеистической пролетарской морали.

Главной особенностью христианской (как и вообще всякой религиозной) морали является то, что ее основные положения ставятся в обязательную связь с догматами вероучения. Так как «богооткровенные» догматы христианского вероучения считаются неизменными, основные нормы христианской морали, в их отвлеченном содержании, также отличаются относительной устойчивостью, сохраняют свою силу в каждом новом поколении верующих людей. В этом заключается консервативность религиозной морали, которая и в изменившихся социально-исторических условиях несет груз обветшавших нравственных предрассудков, унаследованных от прошедших времен.

Другой особенностью христианской морали, вытекающей из ее связи с догматами вероучения, является то, что в ней есть такие нравственные наставления, которые невозможно найти в в системах нерелигиозной морали. Таково, например, христианское учение о страдании-благе, о всепрощении, любви к врагам, непротивлении злу и другие положения, находящиеся в противоречии с насущными интересами реальной жизни людей. Что касается положений христианства, общих с другими системами морали, то они получили в нем значительное изменение под влиянием религиозно-фантастических представлений.

В самом сжатом виде христианскую мораль можно определить как систему нравственных представлений, понятий, норм и чувств и соответствующего им поведения, тесно связанную с догматами христианского вероучения. Поскольку религия есть фантастическое отражение в головах людей внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, постольку и в христианском сознании отражаются реальные межчеловеческие отношения в искаженном религиозной фантазией виде.

Введение……………………………………………………………………………..3

1. Понятиеморали……………………………………………………………….4

2. Моральирелигия…………………………………………………………….6

3. Заповеди — торжество вечных непреходящихценностей

нравственнойнормы…………………………………………………………….9

4. Вечныеморальные ценности вхристианстве…………………….11

Заключение………………………………………………………………………….16

Списокиспользуемыхисточников………………………………………..18

Введение

«Мораль,конечно, может быть основана только наБоге».

В.Чеснокова

Актуальность:Тема данного реферата очень актуальна,так как мы будем говорить о непреходящих,вечных истинах морали с точки зрениярелигии, а в частности христианства. Внаше время, к сожалению, у людей стираетсяпонимание нравственности, достойногоповедения. Молодые не почитают взрослых,дети непокорны родителям, гомосексуалистыуже во многих странах легализируют своиотношения, с каждым годом растетпреступность. В обществе распространяютсяразличного рода учения, отстаивающиекульт силы, антиценности «сверхчеловека»,мистику и аморализм. Поэтому очень важноиметь фундаментальные научные знанияо ценностях морали, содержащихся вСвященном Писании. И это особенносущественно для молодёжи, не имеющейдолжного жизненного опыта и нужныхзнаний, чтобы правильно оценитьпоступающую информацию.

Цельданной работы – раскрыть понятие моралипосредством непреходящих христианскихистин.

Задачи:

1. Датьопределение морали с научной точкизрения.

2.Показать какое позитивное воздействиепроизводит на нравственную жизньчеловека вера в Бога.

3.Раскрыть духовно-нравственные истиныВетхого и Нового Завета.

Предметисследования: нравственность (мораль)в целом.

Объектисследования: вечные ценности моралис точки зрения христианства.

Структураработы: реферат состоит из введения,четырех глав, заключения и спискаиспользуемых источников.

Понятие морали

Можновыделить следующие, наиболее общезначимыеопределения морали:

1)нравственность (мораль) есть «внутренние,духовные качества, которыми руководствуетсячеловек; этические нормы, правилаповедения, определяемые этими качествами».В данном определении мораль сводитсяк определённым духовным качествамчеловека, а также к определённым нормами принципам поведения, т.е. к определённойформе сознания. Однако здесь не учитываетсяв должной мере моральное измерениеобщества, а также практическая нравственнаядеятельность. Поэтому в русскоязычнойсоветской этике в 70-е годы XXвека было предложено другое, болееширокое понятие морали.

2) моральесть особый, императивно-оценочныйспособ освоения действительности черездихотомию (противоположность) добра изла. Нравственные нормы, отраженныетакже в категориях долга, совести, чести,достоинства, ответственности, имеютконкретно-историческое содержание,обусловленное уровнем развития общества.Очевидна связь данного понятия моралис человеком, который только и можетоценивать и повелевать. Мораль, такимобразом, понимается как субъективнаяформа бытия, хотя и всеобщая для человека.

Внравственном сознании отражаютсяобщественные явления и поступки людейс точки зрения их ценности. Под ценностьюпонимается нравственное значениеличности или коллектива, определенныхпоступков и ценностные представления(нормы, принципы, понятия добра и зла,справедливости).

Природныминачалами морали предстают врождённыенравственные чувства и, прежде всего,чувства совести, сострадания, любви,долга, благоговения. Есть много истинногов учении В.С. Соловьёва, который засубъективные основы морали принималтри чувства — стыд, сострадание иблагоговение.

Внравственности существуют и социальныеосновы. К социальным основам нравственностинадо отнести реально существующиенравственные отношения, нравы, обычаи,традиции, нормы и принципы поведения.Каждая культура, нация, сословие,социальная группа, класс, даже профессиявырабатывают свои специфическиенравственные ценности, отношения, нормы.Нравственность предстаёт продуктомисторического творчества всегочеловечества. На развитие и существованиеморали оказывают огромное влияние такиесоциальные институты, как семья, право,государство, церковь.

В моралиесть и свои духовные основы. И это, преждевсего, духовная деятельность самогочеловека. От человека требуется подчасогромное мужество, сила духа, чтобыпротивостоять злу, развить в себенравственные качества.

2. Мораль ирелигия.

На всемпротяжении своей истории нравственностьвсегда тесно связана с религией. Верасодержит мощный нравственный заряд,так как, во-первых, человек подчиняетсвое поведение воле Бога, т.е. приучаетсебя к повиновению; во-вторых, собственнымидействиями, внешним обликом и внутреннимиспособностями он стремится уподобитьсяБогу и, в какой-то степени, преображается.

Поодной из версий, латинское слово «religio»происходит от глагола «religare» («связывать»,»прикреплять»). То есть в религии речьидет о связи человека с Богом. Онаоткрывает для него наивысшие добродетели– святость, любовь, смирение исправедливость, тем самым, указываядорогу добра и любви к ближнему, какможно без препятствий пойти этотжизненный путь, где он становится болеесовершенным с познанием этих истин.

Верав Бога оказывает многоплановое позитивноевоздействие на морально-нравственнуюжизнь человека:

-во-первых, она создает такую картинумира, в которой на основе взаимодействиямежду естественными (человеком) исверхъестественным (Богом) определенновоздаяние, которое будет соответствовать,как написано:

— «…Богвоздаст каждому по делам его: тем, которыепостоянством в добром деле ищут славы,чести и бессмертия — жизнь вечную; а тем,которые упорствуют и не покоряютсяистине, но предаются неправде — яростьи гнев; скорбь и теснота всякой душечеловека, делающего злое, во-первых,Иудею, потом и Еллину; напротив, славаи честь, и мир всякому, делающему доброе,во-первых, Иудею, потом и Еллину! Ибо нетлицеприятия у Бога» (Книга Нового Завета,послание к Римлянам 2 : 7-11);

— «…ибовозмездие за грех — смерть, а дар Божий- жизнь вечная во Христе Иисусе» (кРимлянам 6 : 23);

-«блажены те, кто соблюдают заповедиЕго, чтобы иметь им право на дерево жизнии войти в город небесный воротами, а вне- псы и чародеи, и любодеи и убийцы, иидолослужители и всякий любящий, иделающий неправду» (Апокалипсис 22: 14) идр.

Такимобразом, обосновывается преимуществонравственного образа жизни надбезнравственным, в этой земной скоротечнойжизни: утверждается вера в то, чтоморальное добро, в конечном счете,вознаграждается, а зло и грех подвергнутсязаслуженному наказанию.

В образевечного Бога формируются понятие идеала,как высшего нравственного образца,приближение к которому должно определятьжизнь всех людей на земле:

-«…научитесь от Меня, ибо Я кроток исмирен сердцем и найдете покой душамвашим», «…будьте совершенны, как совершенОтец ваш Небесный», «…имейте мир совсеми и святость, без которой никто неувидит Господа» (Евангелие от Матфея11: 9);

-формулируются важнейшие нравственныетребования к человеку;

-определяется перечень основныхположительных и отрицательных качествличности: добродетелей и пороков,разрабатываются аскетическая практикаобретения первых и искоренения последних.

Так,например, в Библии в послании к Галатамапостол Павел говорит о вечных непреходящихценностях христианской морали: «…плодже духа Святого есть: любовь, радость,мир, долготерпение, благость, милосердие,вера, кротость, воздержание, на таковыхнет закона», он же порицает аморальноеповедение человека, его грехи: «…делаплоти суть известны – они: прелюбодеяние,блуд, нечистота, непотребство,идолослужение, волшебство, вражда,ссоры, зависть, гнев, распри, разногласии,(соблазны), ереси, ненависть, убийство,пьянство, бесчинство и тому подобное;предваряю вас, как и прежде предварял,что поступающие так Царствия Божия ненаследуют…».

Этиразнообразные линии влияния религиина нравственность можно свести к однойважнейшей: религия формирует духовность,как стремление к совершенству, смысломкоторого является познание СвятогоБога, через, открывшегося людям ИисусаХриста.

Сделаемвывод: религиозная трактовка происхожденияморали обладает целым рядом достоинств,прежде всего, она подчеркиваетуниверсальный, общечеловеческий характерморали. Божественные предписанияраспространяются на всех людей безисключения. Перед моралью, как передБогом, все равны: и богатый, и бедный, ицарь, и слуга, и старый и малый.

Истинноехристианское учение, в определенноймере, предохраняет людей отупрощенно-утилитарного подхода к морали,возвышает нравственные искания, довысоких «смысложизненных» вопросов.

Визвестных границах религия способнаограничить сферу действия субъективизма,произвола в моральных оценках и суждениях.

3. Заповеди- торжество вечных непреходящих ценностейнравственной нормы.

В ВетхомЗавете нравственность понимается, какправедность, что есть безусловноеповиновение Божественному закону.Благодаря могуществу Бога, праведныедействия приведут к житейскомублагополучию и счастью, а неправедные(грехи) — к внутреннему разложениючеловека (деградации) и преждевременнойсмерти.

Патриархальнаямодель господства и подчинения, накоторой выстраивается ветхозаветнаямораль, предполагает сыновнююпочтительность и отеческую заботу.Еврейский народ, заключивший завет сБогом, считали себя возлюбленными детьмиБожьими, на которых Небесный отецобращает свою милость и любовь. «Завет»- это своего рода обещание, в которомодна сторона предъявляет другойопределенные требования («заповеди»),обещая какое-то вознаграждение за ихвыполнение и наказание за невыполнение;другая же сторона обязуется эти требованиявыполнять. Заповеди даны в формебезусловных повелений, посколькунаследие первородного греха продолжаетжить в сердце человеческом.

В десятизаповедях Моисея, содержащихся вветхозаветных книгах «Исход» и»Второзаконие» сформулированы требования,касающиеся отношения человека к Богуи отношения между людьми:

1. Непризнай других богов и не поклоняйсяим,

2. Неделай себе кумира и никакого изображенияи не поклоняйся им,

3. Непроизноси имя Господне напрасно,

4.Посвяти Богу день субботний,

5.Почитать отца и мать,

6. Неубивай,

7. Непрелюбодействуй,

8. Некради,

9. Непроизноси ложного свидетельства,

10. незавидуй.

Вывод:Появление 10 заповедей – существенныйэтап в становлении этики. Впервые вмировой истории ритуальные предписаниябыли заменены нравственными требованиями,и последние выражены в обобщенной форме.Заповеди – это торжество вечныхнепреходящих ценностей нравственнойнормы.

4. Вечныеморальные ценности в христианстве.

Неизмеримоебогатство христианских нравственныхценностей содержится также в 27 книгахНового завета.

Посвоему нравственному содержаниюхристианство радикально отличается отвсех других религий универсальностьюобщечеловеческого содержания. Онообратилось с Евангелиями (переводитсяс греческого как «благая весть») к темслоям населения, которые для многихдругих религиозных нравственных системвыступали образцом социально-моральнойдеградации.

Христианствоучит о равенстве всех людей перед Богом,а значит, и по отношению друг к другу,учит нравственному поведению, котороепокоится на единых для всех людей устоях.Христианство обращается к униженным иоскорбленным, отвергнутым и угнетаемым:к тем, кто занимает в иерархии низшиеместа – к чужакам, рабам и изгоям.

ПроповедьХриста обещает Царство Божие, в которомнет ни рабов, ни господ, но все друг другубратья, а всякое насилие уступает местосправедливости, милосердию и любви, ивзаимопониманию.

СынБожий – Иисус воплощает в себе всюполноту божественной, и человеческойприроды: он всемогущ и премудр, но можетиспытывать человеческие чувства, онможет радоваться и страдать, скорбетьи сострадать, наказывать и миловать, сдругой стороны — исцелять и воскрешатьмертвых, обличать и прощать грехи, менятьрадикальным образом жизнь и сердцалюдей. Он может быть для людей не тольконедостижимым идеалом, но и образцом дляподражания. Быть духовно- нравственным,это означает подражать Христу, читатьи слушать Его Слово, исполнять егонаставления.

В ученииапостола Павла огромное значениеприобретает идея о грядущем преображениичеловека. Душа человека освободится отгреховности, и закон утратит для неезначение, ибо, где закон, там и грех, какотступление от него. Закон необходимдля человеческой натуры, которая неможет творить добра без принуждения инаказания.

Жертвеннаясмерть Иисуса на кресте и Его воскресение- стали залогом нашего спасения иблагодати (незаслуженной милости),которая выше всякого закона. Грехпреодолевается не только исполнениемзакона, но и повиновением и любовью,верой и надеждой, как в благодарностьза то, что совершил Христос ради нас.

На этойоснове существенно изменяется акцентв нравственном отношении человека кчеловеку. Главным становится не буквальноесоответствие поступка закону, а намерение,мотив, по которому совершается поступок.Преображение человека происходит запределами земной жизни, но начинаетсяуже на земле с чувства любви и благоговенияперед Богом. Любовь знаменует началоЦарства Божия в сердце каждого верующего: «…Бог есть любовь, и пребывающий влюбви пребывает в Боге, и Бог в нем»(1-ое послание от Иоанна. 4: 16) — гласитодно из вероисповедных положенийхристианства.

Любвиподчинены две другие высшие вечныехристианские ценности: вера и надежда,эти три добродетели вместе — составляютнераздельное единство, ибо надежда илюбовь невозможно отделить от веры воХриста, а любовь и вера неотделимы отнадежды. Любовь вбирает в себя всесодержание нравственности, в том числеи то, которое было в Моисеевых заповедях.На ней основаны все добродетелихристианства, занимающие основное местов системе нравственности.

Этасистема поддерживается идеями НовогоЗавета – завета между Христом и личночеловеком, согласно ему — нравственноеотношение распространяется на всехлюдей без исключения, Иисус сказал:»…вы слышали, что сказано в ВетхомЗавете: «люби ближнего твоего и ненавидьврага твоего», а Я же говорю вам: любитеврагов ваших, благословляйте проклинающихвас, благотворите ненавидящих вас имолитесь за обижающих вас, и гонящихвас» (Евангелие от Матфея 5: 43-44).

Нравственныеидеалы, достойные человека, были подробноизложены Христом в Нагорной проповеди.То, что он сказал, было неожиданным иудивительным для слушателей. Если раньшесчиталось вполне справедливым действоватьпо принципу «око за око, зуб за зуб»или «люби ближнего твоего и ненавидьврага твоего», то Христос апеллировалк высшим мотивам поведения человека, кболее высокой степени духовности. ВНагорной проповеди он говорит не столькоо мстительной справедливости, скольколюбви.

Нравственноесовершенство требует решения еще болеесложной моральной задачи: любить нетолько ближних, но и врагов своих. Любитьлюбящих вас и приветствовать братьевваших — что тут особенного? Но «…любитьврагов, молиться за обижающих и гонящихвас, прощать ненавидящих вас…» -выполнение этой заповеди предусматриваетбольшую работу над собой на путиморального совершенствования. Это оченьсложно, но стремиться к этому как квысшему идеалу – необходимо, ведь влюбви к другому, человек становитсянравственнее и чище.

Каквидно, христианство открывает новыеглубинные пласты нравственности.Нагорная проповедь Иисуса не отменяетДекалога Моисея, но включает его какчастный момент в более широкую системутребований. Ветхозаветное «не убий»расширяется до осуждения враждебности,как таковой во всех ее проявлениях: вогневе, оскорблениях, ссорах и т.д.Осуждается не только сам фактпрелюбодейства, но даже внутреннеепотворство соблазну. Христос открываетисключительное «золотое правилонравственности»: «…во всем, как хотите,чтобы с вами поступали люди, так и выпоступайте с ними» (Евангелие от Матфея7:12).

С точкизрения истинного христианства, цельюжизни не является земное благополучие,ни наслаждение плотское, а спасениебессмертной души человеческой для жизнивечной. Под спасением подразумеваетсяизбавление от зла морального – греха,и физического – адских страданий исмерти вечной. Земная жизнь рассматриваетсятолько, как подготовительная ступеньк переходу в вечность.

В связис такой переоценкой морально-духовныхценностей особое значение приобретаетотношение к самому себе и к ближнему.Праведный человек, как полагаетхристианское учение, ведет непрестаннуюработу не столько с внешними, сколькос внутренними врагами: соблазнами исобственными похотями, в числе которых:»…похоть плоти, похоть очей и гордостьжитейская» (1-ое послание от Иоанна. 2:16). Для того, чтобы победить грехи исоблазны, Иисус учит: «…бодрствуйте имолитесь, чтобы не впасть в искушение»(Евангелие от Марка 14: 38).

В Библииговорится, что у каждого человека открытыдва пути: узкий и широкий, путь » вечнойжизни» и «путь погибели». Многиеидут последним путем — путем соблазнови удовлетворения плоти, потребительстваи мирской суеты. Это убивает человека,его душу, поскольку на первый планвыходят материальные потребности,эгоизм и себялюбие. Человек становитсяэгоцентричным, руководствуется толькосвоими прихотями и желаниями и творитзло не только окружающим, но преждевсего самому себе. В результате разрушаетсяличность. Узкий путь, «путь жизни»- это путь духовного совершенствования,путь духовной чистоты, внутреннегопокоя, путь мира, праведности и покаяния.Это — сложный путь, и немногие его находят.

Какговорится в юридических кругах — незнание закона не освобождает отответственности, так и духовно-моральномплане: люди, не знающие закона Божьего,и не читавшие Библию, не могут бытьоправданы перед Богом за свое аморальноеповедение.

Так,апостол Павел писал в Послании к Римлянам:»…когда язычники, не имеющие закона,по природе законное делают, то, не имеязакона, они сами себе закон: они показывают,что дело закона у них написано в сердцах,о чем свидетельствует совесть их и мыслиих, то обвиняющие, то оправдывающие однадругую» (к Римлянам 2: 12-15).

Вподтверждении этому древний философТертуллиан (II в) утверждал:»Итак, прежде Моисеева Закона,написанного на каменных скрижалях, яутверждаю, существовал неписаный закон,который обыкновенно понимался естественнымобразом и соблюдался предками».

Заключение:

Извсего вышеперечисленного материаласделаем следующие выводы:

1. Моральесть особый, императивно-оценочныйспособ освоения действительности черездихотомию (противоположность) добра изла. Природными началами морали предстаютврождённые нравственные чувства и,прежде всего, чувства совести, сострадания,любви, долга, благоговения.

2. Сточки зрения религии, происхождениеморали обладает целым рядом достоинств.Прежде всего, она подчеркиваетуниверсальный, общечеловеческий характерморали. Божественные предписанияраспространяются на всех людей безисключения. Христианское учение вопределенной мере предохраняет отупрощенно-утилитарного подхода к морали,возвышает нравственные искания довысоких смысложизненных вопросов. Визвестных границах, религия способнаограничить сферу действия субъективизма,произвола в моральных оценках и суждениях.

3.Христианская этика — это этика, котораяосновывается, как на откровении Богачеловеку нравственных истин, так и наестественных, социальных фактах морали.Утверждается, что умопостигаемые людьминравственные истины дополнены воткровении теми, которые нельзя «открыть»умом, как, например, заповедь любви кврагам своим или истина об освящающейдушу Божией благодати и т.п. Христианскаяэтика признаёт в качестве духовныхоснов морали — Благодать Божию, черезкоторую, считается, переданы человекуопределённые нравственные положения,законы. Здесь ссылаются на религиозныйопыт человечества, в котором отраженоподобное божественное происхождениенекоторых нравственных предписаний.Так, своё законодательство еврейскийнарод получил впервые на горе Синайчерез Моисея от Бога, что отражено вВетхом Завете Священного Писания. ВНовом Завете описано нравственноеучение Иисуса Христа, в которого истинныехристиане верят как в Богочеловека.

Длячего нужно нравственное совершенствование,высокая духовность? Ведь жизнь преходящаяштука, все тленно, все сотрет смерть.Может быть, в таком случае надо спешитьи брать от жизни все, что можно и больше,но – нет! Как сказал один герой из романаН. Островского «Как закалялась сталь»:»…жизнь надо прожить так, чтобы не быломучительно больно за бесцельно прожитыегоды…».

Богатство,слава, власть и деньги — все это ненаполняют жизнь человека: сегодня -нищий, завтра — король, сегодня — враг,завтра – герой, а тяга к вечному инеизведанному сохраняется в каком бысоциальном статусе не жил человек.Потребительская и ненасытная жизнь илипросто чувство пустоты рано или поздноприводит личность к размышлению о болеевысоких ценностях. Человек всегда ищетвысший смысл жизни, стремится к чему-товечному, гармоничному, прекрасному.Поэтому главное в проповеди Христа то,чтобы люди могли коренным образомизменить свою греховную безнравственнуюнатуру, приобрести духовно-нравственныеценности и следовать им, чтобы земноеих существование было в надежде на новыйтип бессмертного бытия.

Списокиспользуемых и рекомендуемых источников:

1. КнигиСвященного Писания Ветхого и НовогоЗавета (канонические)

2. Основырелигиоведения: Учебник / Под ред. Н.И.Яблокова. — М.,

2004.- С. 347.

3.Гараджа В.И. Религиоведение. — М., 2005. — С.306.

4.Гараджа В.И. Социология религии. — М.,2005. — С. 89.

5.Васильев Л.С. История религий Востока.- М., 2003. — С. 72.

6.Токарев О. Религия в истории народовмира. — М., 2004. — С. 55.

7.Никольский Н.М. История русской церкви.- М., 2005.

8.Религия и религиозные организации всовременной России. — М.,

УЧЕНИЕ ГЕГЕЛЯ О НРАВСТВЕННОСТИ

К настоящему времени много написано о равнодушии Гегеля к вопросам нравственности, о «логизированное™» его морали. Однако мы считаем, что этика Гегеля еще ждет своего исследователя. Если, как указывали классики марксизма, философия Гегеля представляет «еще и поныне поражающее богатство мыслей», то на каком основании нужно игнорировать учение Гегеля о нравственности? Данная статья — попытка разобраться в этой проблеме.

На наш взгляд, следует согласиться, что в самых ранних произведениях Гегеля основной интерес философа был сосредоточен в сфере социально-политической и морально-этической. Причиной тому было то обстоятельство, что в центре духовной жизни Г ермании находился в то время «религиозный вопрос». «Французский пример» немецкая буржуазия мерила сугубо моральными нормами, считая его самым изумительным переворотом из когда-либо совершавшихся в нравственном развитии человечества. Арсений Г улыга правомерно утверждает, что «гегелевская диалектика зарождается как средство решить этические проблемы» (1).

Опираясь на этические взгляды Канта и Фихте, молодой Гегель стремился преодолеть их недостатки, а именно дуализм долга и склонности, свободы и необходимости, акцентирование внимания на проблемах субъективной, личностной моральности. Приведем один пример гегелевского подхода к нравственно-религиозным проблемам. «Основной порок, лежащий в основе всей церковной системы, — это непризнание прав любой способности человеческого духа, особенно же первейшей среди них

-разума; а если разум не признан и не понят церковной системой, то система церкви не может быть не чем иным, как системой презрения к людям» (2).

В это время Гегель еще намечает будущую программу собственных дальнейших исследований. И, судя по приводимому ниже фрагменту, этике будет отведено в ней не последнее место. Во фрагменте «Первая программа системы немецкого идеализма» Гегель намечает: «Этика. Так как в будущем вся метафизика будет относиться к морали — эту идею Кант на примере двух практических постулатов лишь проиллюстрировал, но не исчерпал, то этика станет не чем иным, как завершенной системой всех идей, или, что то же самое, всех практических постулатов».

Гегель предполагал «снизойти» в область физики, чтобы раскрыть структуру мира как

«моральной сущности», получить «большую физику», которая могла бы «удовлетворить творческий дух».

Переходя «к делам человеческим», Гегель ставит перед собой задачу: «Я покажу, что не существует идеи государства, ибо государство есть нечто механическое, так же как не может быть идеи машины. Идею составляет только то, что имеет своим предметом свободу. Следовательно, мы должны выйти за пределы государства! Ибо любое государство не может не рассматривать людей как механические шестеренки, а этого как раз нельзя делать, следовательно, оно должно исчезнуть». Далее следуют намерения разоблачить конституцию, правительство, законодательство. В заключении Гегель высказывает идею о необходимости создания мифологии разума и установления на ее основе вечного единства народа и философов, тогда воцарятся всеобщая свобода и равенство духа!

В статье «Система нравственности» (18021803) Гегель высказывает идеи, которые затем получат свое развертывание в «Философии права». В этой статье уже есть догадка о решающем значении производительности труда в становлении человека, постановка проблемы нравственного значения труда, анализ феномена отчуждения труда, стремление систематически исследовать процесс духовной жизни человека и попытки диалектического анализа нравственных отношений и категорий. Однако сохранялась переоценка места нравственных отношений в общественной жизни, что видно из попытки вывести из «идеи абсолютной нравственности» все многообразие общественного бытия, индивидуального и общественного сознания.

Гегель развивает мысль, что только народ как нравственное, рационально организованное целое может быть носителем идеала полного развертывания богатства способностей индивида. Однако удовлетворительного разрешения проблемы отношения личности и общества Гегель не нашел: у него целое, абсолют, общность все больше брали верх над индиви-

дом, отдельной личностью. Он склонялся к мысли, что «не единичность индивидуума является главным, а жизненность нравственной природы, божественность; единичный индивидуум слишком беден для ее существа, чтобы воспринять ее природу во всей ее реальности» (3).

«Абсолютный народ» Гегель делит на три сословия, принципом каждого из которых является определенная форма нравственности: сословие абсолютно свободной нравственности, сословие добропорядочности и сословие несвободной, грубой или природной нравственности.

Особый интерес для нас представляет анализ «Феноменологии духа», поскольку и для этической концепции это произведение представляет ее исток и тайну. В «Феноменологии духа» Гегель углубляет намеченную в «Системе нравственности» диалектику господства и рабства. Как отметил А.В. Гулыга, «Гегель убедительно показал, что рабство — всеобщее состояние: там, где есть рабы, никто не свободен» (4).

Маркс отметил односторонность позиции Гегеля, который «видит только положительную сторону труда, но не отрицательную… знает и признает только один вид труда, именно абстрактно-духовный труд» (5).

Гегель показывает логическую противоречивость и тавтологичность заповедей «Не лги» и «Возлюби ближнего как самого себя». Он обнаруживает, что кантовский категорический императив застревает на уровне долженствования, а потому не обладает действительностью.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Гегель анализирует противоречивую взаимосвязь этических категорий «нравственность», «нравственный мир», «нравственная деятельность», «мораль», «моральное сознание», «моральное воззрение», «моральный дух», «долг», «совесть», «добро и зло» и других. Он находит афористичные формулировки. Капиталистическое общество — «духовное животное царство и обман или сама суть дела». Якобинский террор — «абсолютная свобода и ужас».

Следующим этапом в развитии представлений Гегеля о морали явилась «Философия права». Здесь Гегель впервые предпринял попытку «развести» категории «мораль» и «нравственность». Он развивает учение о необходимости частной собственности и резко критикует идею «общности имущества». Право предстает как система запретов, ограничивающихся отрицательным предписанием не нарушать прав личности и всего, что из них вытекает.

Гегель обосновывает необходимость перехода от абстрактного труда к морали.

В сфере морали вопрос о мотиве воли и намерениях субъекта становится главным. Ведь свобода может быть реализована лишь в субъективной воле, сознательно самоопределя-ющей свое содержание. Человек, желающий, чтобы о нем судили по его воле, свободен независимо от внешних обстоятельств, ибо его моральная воля недоступна для внешнего вторжения, насилия. Гегель приходит к глубокому выводу: «Ценность человека определяется его внутренним поведением, и точка зрения морали есть, таким образом, для себя сущая свобода» (6).

Гегель вкладывает различные смыслы в понятия «мораль» и «нравственность». Понятие «моральное» — более широкое понятие, оно означает не только морально-доброе, а охватывает определенность внутреннего содержания воли независимо от его моральной оценки как доброго или злого. У греков до Сократа существовала практически неосознаваемая привычка гражданина полиса следовать требованиям разумных «божественных заповедей». Моральная точка зрения возникла, по утверждению Гегеля, в период разложения афинской демократии. Смыслом и принципом этого процесса является «становящийся свободным для себя внутренний мир».

Открыл мораль Сократ, учивший, что человек должен обратиться к углубленному изучению своего внутреннего мира, найти в нем истоки добра и справедливости и убедиться в том, что они всеобщи по своей природе. Сократ придал философско-этический статус изречению дельфийского оракула: «Познай самого себя». Этот тезис Гегель называл «абсолютной заповедью», «собственным абсолютным законом духа». Гегеля уточняет: «Так как этическое есть отчасти нравственность, отчасти мораль, то надо прибавить, что умение Сократа есть, собственно говоря, мораль, потому что преобладающим моментом в нем является субъективная сторона» (7).

В качестве «философии субъективности» моральная философия оказывается выше формального права, содержащего одни запреты. Однако о человеке следует судить не только по его намерениям, не по одной только «субъективности воления», а по реальным делам, по поступкам. «Ряд поступков субъекта, то и есть он» (8). Человек не только должен стремиться к большим целям, желать чего-то великого, но

уметь реализовать подобные желания, иначе это — «ничтожное хотение». В этом рассуждении чувствуется скрытая критика Канта, в лице которого бессильные немецкие бюргеры лишь дошли до «доброй воли» и успокоились на ней. Гегель сближается с Фихте и требует активности, деятельности, поступков. Однако активности частных лиц в своих взаимоотношениях и в «сфере духа». И тем не менее, как отметил Маркс, Гегель «современной морали указал ее настоящее место» (9).

Синтезом права и морали выступает нравственность, являясь высшей ступенью развития идеи свободной воли. Сама нравственность расчленяется на три ступени: семью, гражданское общество и государство.

Систематическое «развитие круга нравственной необходимости» имеет, как полагает Гегель, результатом этическое учение об обязанностях. Это учение опирается на реально существующие нравственные и иные отношения, в то время как принцип моральной субъективности пуст и проявляется в разглагольствованиях о должном. Задача человека — не делать ничего другого, кроме выполнения его обязанностей. Соответствие индивида его обязанностям Гегель называет добропорядочностью. Высокой оценки добродетельного человека достоин тот, для кого совершение нравственных поступков становится постоянной чертой характера.

В выполнении обязанностей, налагаемых нравственностью, находит индивид свое освобождение. Гегель приходит к мысли о единстве прав и обязанностей: «Человек обладает посредством нравственности правами постольку, поскольку у него есть обязанности, и у него есть обязанности постольку, поскольку он обладает правами» (10).

Привычка к нравственному выступает для индивидов как их вторая природа. Нравственное выступает как всеобщий образ действия индивидов, как нравы. А также как особый духовный мир человека, обладающий закономерным характером: «Подобно тому как природа имеет свои законы, как животные, растения, солнце выполняют свой закон, так и нравы суть закон духа свободы. Нравы являются тем, чем не являются еще право и мораль, а именно духом» (11).

В качестве самого безнравственного на свете Гегель указывает на семейное рабство, не изжитое до сих пор. «Из всех вообще безнрав-

ственных отношений — отношение к детям как к рабам есть самое безнравственное» (12). Искусством делать людей нравственным выступает педагогика. Одновременно Гегель предупреждает об опасности «играющей педагогики».

Более высокой ступенью развития нравственности выступает гражданское общество. Если семью связывает в единое целое «природный нравственный дух», то в гражданском обществе людей связывает определенная система потребностей. Каждый человек «вынужден производить средства для удовлетворения других». Средством удовлетворения человеческих потребностей выступают «человеческий пот и человеческий труд». В условиях все большей поляризации бедности и богатства «гражданское общество представляет нам. картину столь же необычайной роскоши, излишества, сколь и картину нищеты и общего обоим физического и нравственного вырождения» (13).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Как же должно общество бороться с бедностью, или, в терминологии Г егеля, с чернью? Философ отмечает, что «чернью» делает не бедность, а присоединяющееся к ней умонастроение — возмущение против богатых и правительства, по причине собственных моральных пороков: лени, легкомыслия, отсутствия трудолюбия. Среди причин возникновения «черни» Гегель также называет «роскошь и расточительство промышленных классов», «все большее и большее механизирование труда». Гегель делает такое предложение по борьбе с бедностью: «. наиболее прямым средством, как против бедности, так и в особенности против отбрасывания стыда и чести, этих субъективных основ общества, против лени, расточительности… против всех этих зол является предоставление бедных их судьбе и предоставление им возможности добывать средства к существованию открытым нищенством» (14).

Исключительно большое значение философ придает корпоративной нравственности. «Наряду с семьей корпорация составляет второй, вырастающий на почве гражданского общества, нравственный корень государства». Корпорация — то особенное звено, посредством которого скрепляется частный интерес семьи с всеобщими интересами государства. Именно «.в корпорации добропорядочность получает свое подлинное признание и свою подлинную честь», подчеркивает философ (15).

Высшей ступенью развития нравственной идеи является государство. Для Гегеля государ-

ство — «великое архитектоническое здание», «иероглиф разума», «действительность нравственной идеи», «нравственное целое», «осуществление свободы». Для Гегеля государство -это «шествие бога в мире». Естественно, что на вопрос, каким же наилучшим образом нравственно воспитать человека, Гегель отвечает: «.сделав его гражданином государства, в котором господствуют хорошие законы» (16). Личность, семья, корпорация, государство — это шкала возрастающей ценности, в которой государство, в конечном счете, поглощает «единичную личность».

Если в этике Гегеля и нет категорического императива, но все же есть широко известное положение: «Что разумно, то и действительно, и что действительно, то разумно». Существует множество интерпретаций этого положения. Сам Гегель пояснял его следующим образом: «.Подлинная действительность есть необходимость; то, что действительно, необходимо внутри себя» (17). Человек консервативных взглядов интерпретирует это положение консервативно; революционер Энгельс понял Гегеля радикально: «достойно гибели все то, что существует».

Не обошел Гегель и такой проблемы нравственности, как соотношение свободы и необходимости. Спиноза отметил, что свободе противостоит не необходимость, а принуждение или насилие. Согласно Спинозе, воля человека определяется к действию с необходимостью (и, следовательно, свободы воли как таковой не существует), но человек, тем не менее, действует свободно, если он осознал необходимость своего действия.

Размышляя над этой проблемой, Гегель замечает, что «довольство и недовольство людей и, следовательно, сама их судьба определяются характером их воззрения на природу необходимости» (18). «Конечно, необходимость как таковая,

-рассуждает далее философ, — еще не есть свобода, но свобода имеет своей предпосылкой необходимость и содержит ее в себе как снятую» (19). Гегель рассматривает всемирную историю как «прогресс в сознании свободы», а свободу как познание и понимание необходимости.

У Гегеля собственный взгляд на решение проблемы теодицеи, т. е. на то, как «оправдать бога» от обвинений в допущении зла. По Гегелю, в «религиозно-мифологическом представлении происхождение зла не постигается», поскольку зло полагается здесь как нечто внеш-

нее по отношению к богу — творцу мира, обладающему лишь положительными атрибутами. Но мысль не может удовлетвориться этим, она «стремится понять отрицательное, как коренящееся в самом положительном» (20).

Соглашаясь с тезисом Канта об «изначально злом в человеческой природе», Гегель поясняет: «Зло, взятое только для себя, есть некоторая абстракция, оно существует только в противоположность добру. Само зло есть одно пустое ничто, оно существует только в этой противоположности» (21). Источником зла, как и добра, является свободная воля с ее внутренне противоречивой природой. Единичный субъект, безусловно, несет вину за свое зло, ибо он сам делает выбор между добром и злом. Вместе с тем человек не обречен на сотворение зла: природа зла такова, что человек может его хотеть, но не необходимо должен его хотеть.

Миф о грехопадении человека Гегель поддерживает: человек стал злым благодаря познанию. Райское состояние — неведение — состояние животного. По причине зла, нарушения божественного запрета, человек вообще становится человеком. Отсюда следует, что «познание само есть зло» и что «человек бессмертен благодаря познанию». Человек должен создавать себя своим трудом, трудясь как «в поте лица», так и совершая еще более тяжкий «труд духа». Гегель особо отмечает, что «христианское учение, согласно которому человек зол от природы, стоит выше другого учения, признающего его добрым.» (22). Энгельс резюмирует: «У Гегеля зло есть форма, в которой проявляется движущая сила исторического развития». Всякий новый шаг вперед является бунтом против отживающего. Одновременно «рычагами исторического развития сделались дурные страсти людей: жадность и властолюбие» (23). Вместе с тем истинное добро, всеобщий божественный разум, по Г егелю, являются силой, способной осуществить себя в мире. Но следует не только желать добра, но и знать «является ли то или иное добром».

По Гегелю, в «механизм» поведения человека в обществе входят еще два момента: идея и человеческие страсти. Соединяются оба момента нравственной свободой в государстве. Г егель приходит к выводу: «Бог правит миром». В руках «мирового разума» люди остаются слепыми орудиями. В истории происходит соединение свободы как сознательного, так и необходимости как бессознательного в деятельнос-

ти человеческого рода. Гегелевский «разум», предоставляя человеку «свободу», нередко требует за это непомерную цену. Причем цена реальна, а свобода иллюзорна. Гегель называет «хитростью разума» те исторические обстоятельства, когда мировой разум использует страсти людей для достижения своих, только ему известных целей. С наибольшей хитростью разум использует страсти «героев истории», выдающихся личностей. Такие люди были «доверенными лицами всемирного духа».

Если Кант пишет и стремится «к вечному миру», то Гегель обосновывает тезис об исторически закономерном возникновении войны. «Война предохраняет народы от гниения, которое непременно явилось бы следствием продолжительного, а тем паче вечного мира» (24). Но это философская идея, добавляет Гегель, «действительные войны нуждаются еще и в другом оправдании». Речь идет о конкретно-историческом подходе к ситуации Германии начала XIX века. Завоевательные войны Наполео-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

на пробудили национальное самосознание немецкого народа и привели к утверждению буржуазных порядков в полуфеодальной стране.

В этическом наследии Гегеля различают «живое» и «мертвое». В Гегеле видят великого революционера и великого консерватора. Эти же люди видят революционера в Джордано Бруно и консерватора в Галилео Галилее. Провозглашая великие принципы, обязательно ли за них идти на эшафот? Правильно ли делали коммунисты, заставляя русских людей идти в полный рост без оружия на немецкие пулеметы?

Оценивая этику Гегеля, Н.Г. Чернышевский скажет: «Принципы Гегеля были чрезвычайно мощны и широки, выводы — узки и ничтожны» (25). Время радикальных революционеров прошло. Мы соглашаемся с Г.В. Плехановым, который сказал: «.Этика Гегеля была крупным шагом вперед, сделанным философией в области научного объяснения нравственного развития человечества» (26).

Список использованной литературы:

1.Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. М., 1986. С. 215.

2.Гегель Г.В.Ф. Работы разных лет: В 2 т. Т. 1. М., 1971. С. 174.

3.Гегель Г.В.Ф. Политические произведения. М., 1978. С.336.

4.Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. М., 1986. С. 221.

5.Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 42. С. 159.

6.Гегель Г.В.Ф. Соч. Т. 7. С. 128.

7.Гегель Г.В.Ф. Соч. Т. 10. С. 36.

8.Гегель Г.В.Ф. Соч. Т. 7. С. 143.

9.Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 1. С. 345.

10.Гегель Г.В.Ф. Соч. Т. 7. С. 188.

11.Гегель Г.В.Ф. Соч. Т. 7. С. 186.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12.Гегель Г.В.Ф. Соч. Т. 7. С. 203.

13.Гегель Г.В.Ф. Соч. Т. 7. С. 213.

14.Гегель Г.В.Ф. Соч. Т. 7. С. 255.

15.Гегель Г.В.Ф. Соч. Т. 7. С. 260.

16.Гегель Г.В.Ф. Соч. Т. 7. С.188.

17.Гегель Г.В.Ф. Соч. Т. 7. С. 289.

18.Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 1. М., 1975. С. 326.

19.Там же. С. 337.

20.Гегель Г.В.Ф. Соч. Т. 7. С. 169.

21.Гегель Г.В.Ф. Философия религии: В 2-х т. Т.2.М., 1977. С. 266.

22.Гегель Г.В.Ф. Соч. Т. 7. С. 46.

23.Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 21. С. 296.

25.Чернышевский Н.Г. Полн. собр. соч. Т. 3. С. 205.

26.Плеханов Г.В. Избранные философские произведения: В 5-ти т. Т. 3. С. 650.