Христианские ереси

Знайте: оказавшись в Средневековье, вы легко попадете в ряды вероотступников, если…

Вы ругаете богатых

Великий Новгород стал родиной самой известной после старообрядчества русской ереси — жидовствующих. Возникло движение это в XV веке, его сторонники выражали разочарование в Церкви из-за того, что дела её расходятся с христианской этикой. Жидовствующие требовали от Церкви отказаться от накопленных богатств и земель, требовали от священников праведной жизни и аскезы.

Действовали жидовствующие масштабно. Занимались пересмотром ритуалов в пользу иудейских обрядов; заручились поддержкой как европейской, так и местной знати, в том числе сблизились с семьей князя Ивана III; привезли своё учение в Москву и успешно там его распространили.

Когда к началу XVI века жидовствующие стали серьезной политической силой, Церковь и государство сделали всё, чтобы разгромить ересь. Многие лидеры движения были сожжены, а одному из них, Некрасу Рукавову, перед казнью отрезали язык.

Некрасу Рукавову отрезают язык

(источник: Wikipedia)

Вы неправильно питаетесь

Вологда, 1569 год. Три плотника — Данила, Михаил и Неупокой — полакомились телятиной, которую, согласно русской церковной традиции, употреблять в пищу строго запрещалось. Плотники были сожжены живьём. Такие дела.

В XVII веке любовь к телятине, кстати, выдала в Лжедмитрии I поляка. А историк Петр Петрей писал, что когда в период жуткого голода орловские крестьяне были вынуждены спасаться каннибализмом — «съедением самого жирного между ними», Великий князь московский их простил. А вот тех, кто с голода заколол телёнка, приказал сжечь.

Вы боретесь за нравственность

Но вернёмся к нашим еретикам. Долгое время в христианской Церкви была распространена практика симонии, или святокупства, — продажи духовных санов за реальные деньги любому желающему. В Европе борьбу с ней и другими злоупотреблениями, которым потакала Церковь, в конечном счёте возглавили протестанты. На Руси массовое недовольство тем, что попов назначают «за мзду», привело к возникновению в XIII первой крупной ереси — стригольников. Центрами ереси оказались Псков и тот же Новгород.

Движение стригольников — следствие не теологического, а в первую очередь этического несогласия с устройством религиозных институтов. Они выражали недовольство тем, что многие священники вели отнюдь не благочестивый образ жизни, и в своих общинах никаких епископов не имели, а потому и не причащались (некому было руководить ритуалом).

Боролись власти со стригольниками несколько десятков лет: идеологов движения утопили в реке, последователей заточали пожизненно в темницы. В XV веке о стригольниках писали как о давно и к счастью искоренённой «соблазнительной ереси».

Казнь стригольников

(источник: Wikipedia)

Вы недовольны устройством мироздания

Ещё в X веке в Византии и Болгарии возникла ересь богомилов, которая оставила след и в русской еретической традиции (уже упоминавшиеся стригольники многое унаследовали у богомилов).

Богомилы отказывались признавать, что весь этот больной безумный мир, который их окружает, — дело рук Божьих. Поэтому в их традиции за создание несправедливого мироздания, за несовершенство человека и за Великий потоп ответственность несёт не Бог, а его злой перворождённый сын Сатанаил. Именно от него, по версии еретиков, был получен и Ветхий Завет — богомилы считали, что тем самым Сатанаил обманул Моисея, заставив следовать ложному учению.

Ещё по этой теме:

Между небом и землёй: телесность в Средние века

Всё это отразилось на аскетическом образе жизни богомилов — признававшие только новозаветную этику, еретики жили в добровольной нищете, воздерживались от каких-либо излишеств, не признавали институт брака, церковных иерархов и светские законы. Государство и Церковь были, конечно, недовольны популярностью подобной ереси. Но несмотря на жестокие казни идеологов богомильства, ересь просуществовала еще очень долго — по меньшей мере до ХѴIII века.

Вы социалист

Самым же мощным движением еретиков в средневековом христианстве были катары, которых признают прямыми последователями богомилов. Термин «катары», впрочем, приходится использовать для большого количества разных сект Западной Европы, хотя очень многое их объединяет. Катары также верили, что весь материальный мир создан не добрым и справедливым Богом, а именно Сатаной (поэтому даже телесное воплощение Христа они отрицали).

В XII и XIII веках катарская ересь пользовалась в не просто популярностью, но массовой поддержкой населения. На юге Франции, в Лангедоке, ересь катаров стала альтернативой католицизму. Всем имуществом катарские общины владели сообща. Церкви считали грудой камней, кресты и иконы — языческими символами, которые следовало уничтожить. В некоторых общинах практиковалась «свободная любовь».

Чтобы подавить катарскую ересь, просто гонений и казней было недостаточно. Поэтому в начале XIII века Церковь объявила самый настоящий крестовый поход против катаров, получивший название Альбигойского (город Альби стал одним из центров ереси). Крестовый поход продлился 20 лет, но полностью ересь не победил — последние группы еретиков были уничтожены только в первой половине XIV века.

Катаров выводят из Каркассона

(источник: Wikipedia)

Вы странно себя ведёте

А значит вы чернокнижник и ведьма, любовник дьявола, пьёте кровь младенцев и наводите порчу. Чуму принесли тоже вы. И сифилис. И экономический кризис. Процесс, известный сейчас как охота на ведьм, длился несколько столетий и приобретал разнообразные формы: где-то ограничивались точечными преследованиями, где-то, наоборот, устраивали массовые казни. В саксонском Кведлинбурге за день сожгли 133 предполагаемых ведьмы, в Кёльне за 12 лет были убиты около тысячи.

Хотя преследование людей, заподозренных в ведьмовстве, часто ассоциируется со Средневековьем, своего расцвета оно достигло уже в Новое время — во времена Реформации, научной революции, золотого века голландской живописи, барокко и пиратов Карибского моря. В Англии, например, последний судебный процесс над «ведьмой» пришелся на 1727 год, а преследование за колдовство стало незаконным только в 1735 году.

А в России в это же время, в 1731 году, императрица Анна Иоанновна издала указ, предусматривающий смертную казнь для волшебников. Хотя до этого сожжение колдунов в качестве наказания уже было установлено — в 1653 году, при царе Алексее Михайловиче.

В глазах Церкви и общества служение дьяволу могло казаться единым, организованным и действительно опасным культом. Но больше похоже на то, что охота на ведьм была очередным примером преследования тех, кто кажется людям странным, непонятным, опасным. Так преследовали, например, евреев или прокажённых. Поэтому в колдовстве и связях с дьяволом подозревали многих еретиков, а также студентов, маленьких детей, ну и, конечно же…

Вы родились женщиной

Да, охота на ведьм не была просто сверхжестокой формой половой дискриминации. Число мужчин, ставших жертвами ведьмомании, довольно велико — около трети всех осужденных. Но наибольшей угроза такого преследования была именно для женского населения.

Вокруг фигуры женщины сложился устойчивый миф — женщина не просто несовершенное и неравное достойному человеку существо без души, она главный источник, виновник и носитель греха. Ева и ей подобные оказались виноваты в том, что мы живём на земле, а не в раю. И чем старательнее в высокой литературе и официальной культуре выводился образ благородной Прекрасной дамы, тем больше демонических черт приобретал образ женщины в культуре народной.

Таким образом, женщина автоматически оказывалась в числе тех самых «странных», подозреваемых по умолчанию. Если женщина ведёт себя как женщина, молча и послушно живёт в родительском доме, а затем в доме мужа — она уже виновата. Но также она виновата, если ведёт себя как мужчина. Среди грехов и заблуждений Жанны д’Арк, ставших официальным основанием для ее сожжения как вероотступницы, были и такие: Жанна своенравно покинула родной дом; Жанна верит, что попадёт в рай, если останется девственницей; Жанна носит мужскую одежду. Как уж тут не казнить.

Процесс над Жанной д’Арк

(источник: Wikipedia)

А теперь немного о серьёзном

Слово «ересь» не всегда несло в себе негативный смысл. В греческой античности, когда трава была зеленее, под ересью (αἵρεσις) понимался всего лишь выбор философской школы. Выбор самостоятельный и сознательный. Именно этот аспект наиболее важен, когда речь идёт о преследовании еретиков в Средневековье и более позднее время.

Проблема ереси для церкви всегда страшнее того, что где-то далеко, в другом государстве или на другом континенте, существуют иноверцы. Ересь — это внутренняя угроза, которая исходит от тех, кто достаточно решителен, чтобы подвергнуть догму критике. Кроме того, ересь никогда не возникает на пустом месте — у нее всегда есть политические, экономические и социальные предпосылки. Основные европейские ереси имели именно антиклерикальный характер, были свидетельством того, что устоявшаяся религиозная система стагнирует, не исполняет своих функций должным образом и изнутри достаточно ослабла. Поэтому борьба с ересью велась ожесточённо, и Церковь всякий раз выходила из неё победителем.

Не стоит думать, что подобная борьба характерна только для христианских церковных институтов. Чёткие представления о ереси и ее неприятие есть и в иудаизме (хотя там старались обходиться без смертоубийства). В исламе также существует аналог ереси — бида, и этим термином обозначается вообще всякое религиозное нововведение. И за отрицание религиозных норм или критику любого пророка в шариате также предусмотрено самое жестокое наказание.

Важно помнить, что и симпатия, с которой мы зачастую относимся к отважным еретикам, их романтизация (упомянутая Жанна Д’арк или, например, Джордано Бруно) не означают, что речь идёт об абсолютно правых и безвинно пострадавших людях. Просто в борьбе человека с системой позиция человека скорее вызывает сочувствие. Мы можем соглашаться или не соглашаться с инакомыслящими, но хорошо, когда мы понимаем, что ими движет.

Хотя практика сжигать вероотступников, кажется, осталась в прошлом, мы всё ещё видим, как попытки разрешить социальные и религиозные противоречия принимают дискриминационную или абсурдную форму. В августе 2016 года на исламской конференции в Грозном экстремистами были объявлены все сторонники салафизма — крупного и крайне неоднородного мусульманского течения, среди представителей которого есть немало тех, кто выступает против терроризма. В апреле 2017 года Верховный суд России признал экстремистской организацию «Свидетелей Иеговы», для членов которой неприемлемо брать в руки оружие. А вчера, 11 мая, к трем с половиной годам условного срока был приговорён видеоблогер Руслан Соколовский — он играл в Pokemon Go в храме и «грубо отзывался о людях на основании того, что отрицает существование Иисуса Христа и пророка Мухаммеда».

Ведущий Владимир Познер выступил с критикой христианства перед протоиереем Александром Абрамовым. В программе «Церковь. Критика» на YouTube журналист назвал православие худшим направлением христианства.

Полная версия сайта ➞

«Если говорить о христианской религии, то ее основные ответвления совершенно по-разному сказались на странах, которые исповедуют эту религию. С моей точки зрения, в протестантских странах люди живут значительно лучше, чем в католических, а в католических — лучше, чем в православных», — отметил Познер.

По его словам, в православных странах люди живут хуже всего. Журналист уверен, что это связано именно с религией, а не с чем-либо еще. Познер добавил, что именно поэтому принятие православия можно считать «одной из величайших трагедий для России».

Телеведущий признал, что когда перед князем Владимиром стоял вопрос о выборе религии для государства, принять православие было ошибочным решением. «У других не было возможности выбирать. Лучше бы выбрал католицизм все-таки», — заключил Познер.

Ранее Познер, неоднократно говоривший о своих атеистических взглядах, пояснил отказ от веры в Бога. Он подчеркнул, что не является противником религии, а выступает против церкви. По мнению ведущего, она имеет к религии такое же отношение, как «ЦК КПСС имел к теории коммунизма».

ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

2016ИсторияВыпуск 1 (32)

ИСТОРИЯ ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАН

УДК 930

ОТРАЖЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ БЮРГЕРСКОЙ РЕЛИГИОЗНОСТИ В ЕРЕТИЧЕСКИХ УЧЕНИЯХ КАТАРОВ И ВАЛЬДЕНСОВ ВО ФРАНЦИИ И ГЕРМАНИИ XII — НАЧАЛА XIV ВЕКА (ПО МАТЕРИАЛАМ КАТОЛИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ)

Е. Г. Кайпова

Томский государственный педагогический университет, 634061, Томск, ул. Киевская, 60 ekaipova1988@yandex.ru

Проанализированы основные положения учений катаров и вальденсов, широко распространившихся во Франции и Германии в XII — начале XIV в. Выявлено отражение в еретических вероучениях специфических черт, присущих бюргерской религиозности. Сделан вывод о значительном влиянии процессов, происходивших в религиозной жизни горожан, на распространение в их среде катаризма и вальденства.

Ключевые слова: ересь, катары, вальденсы, бюргерство, бюргерская религиозность.

В средневековых Франции и Германии существовали высокоразвитые городские системы, расцвет которых пришелся на XII — начало XIV в. В их рамках возникло сословие бюргеров, мировоззрению которых был присущ ряд особенностей, связанных со спецификой политической и социально-экономической жизни городов (предоставление значительного объема прав и свобод, разрыв прежних социальных связей и формирование новых внутригородских отношений; торговая и ремесленная деятельность, проходившая в сфере денежного обмена и требовавшая самостоятельности и предприимчивости). Сохранив в себе черты, характерные для традиционного средневекового видения мира (в том числе религиозность, идеализацию аскетизма и бедности), менталитет бюргерского сословия приобрел ряд новых, обусловленных особенностями внутригородской жизни. По мнению исследователей, наиболее важными процессами духовной жизни горожан стали ее индивидуализация и рационализация .

Обозначенные изменения мировоззрения отразились в сфере религиозной жизни, остававшейся одной из важнейших его составляющих. Произошло уменьшение значимости внешней, обрядовой стороны веры. Усилилось стремление верующих к самостоятельному изучению священных текстов и следованию евангельским идеалам, что в сочетании с проходившими процессами индивидуализации и рационализации, на наш взгляд, можно расценивать как проявление усложнения внутренней религиозной жизни. Распространилось недовольство католической церковью, обладавшей монополией на изучение и интерпретацию Библии, чему во многом способствовали несоответствие духовенства идеалам, сформированным на основе Писания, и высокая стоимость совершения ритуалов. Основываясь на выводах Ж. Ле Гоффа и А.Я. Гуревича, можно говорить о существовании феномена бюргерской религиозности, имевшей целый ряд специфических черт, отличавшейся от традиционного средневекового отношения к вере и церкви .

На период расцвета городской жизни во Франции и Германии и проявления указанных изменений религиозности пришлось широкое распространение еретических течений. Наиболее крупными ересями XII — начала XIV в. считаются катаризм и вальденство. Социальный состав приверженцев этих ересей оценивается исследователями как неоднородный, хотя в рассматриваемый период среди них преобладали слои городского населения .

В исследовательской литературе, несмотря на многообразие подходов к изучению катаризма и вальденства и утверждение факта связи их распространения с особенностями бюргерского мировоззрения в целом и религиозности в частности, эти учения не проанализированы с точки зрения

© Кайпова Е. Г., 2016

отражения в них специфических черт религиозности горожан. Цель статьи — рассмотреть варианты изложения учений катаров и вальденсов католическими авторами, выявить, каким образом их основные положения отражали особенности бюргерской религиозности (уменьшение значимости внешней стороны веры, усложнение внутренней религиозной жизни, проявившееся в усилении стремления к изучению священных текстов и воплощению в жизнь евангельских идеалов, распространение недовольства католической церковью по причинам падения нравов духовенства и высокой стоимости совершения ритуалов). Следует отметить, что такие аспекты указанных учений, как дуализм, обусловивший отрицание материального мира (катары) и призыв к жизни в евангельской бедности (вальденсы), не затронуты в данной статье, так как, на наш взгляд, являются проявлениями процессов, протекавших в духовной жизни всех сословий общества, и их интерпретация требует отдельного исследования.

Историками по-разному решался вопрос о наличии и характере связи между распространением катаризма и вальденства и процессами, происходившими в мировоззрении горожан, в том числе в сфере религиозности. В работах британских авторов XIX в. эти ереси рассмотрены как проявление исключительно религиозных противоречий (см., например ) либо представлены в качестве учений, сохранивших в отличие от католицизма чистоту первоначального христианства и предвосхитивших протестантизм (см., например ). Иное суждение высказал Ф. Энгельс, предположивший, что еретические учения были выражением недовольства различных слоев населения католической церковью и феодальным строем в целом; бюргерство, по его мнению, боролось за «дешевую церковь» .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Во второй половине XIX — начале XX в. появились фундаментальные работы отечественных исследователей Н.А. Осокина, Л.П. Карсавина и А.Г. Вульфиуса. Н.А. Осокин связал широкое распространение катаризма и вальденства на юге Франции с цивилизационными особенностями данного региона, отличавшегося высокой степенью урбанизации и развитой городской культурой . Л.П. Карсавин объяснил это происходившим в XII-XIII вв. религиозным подъемом, характерным для всех сословий, в том числе для бюргерства . А.Г. Вуль-фиус считал вальденство средневековым проявлением сектантского типа религиозности, получившим дальнейшее развитие в евангелически-сектантских движениях периода Реформации .

Во второй половине XX в. за рубежом возник ряд новых подходов к изучению истории ересей. Проявилась тенденция, в рамках которой получили развитие идеи, предложенные Н.А. Осоки-ным: ереси стали рассматриваться как феномен, имеющий тесные связи с локальными особенностями того или иного региона. Большой вклад в изучение катаризма внесли французские исследователи. Р. Нелли рассматривал это течение как духовное выражение специфики окситанской цивилизации и высказал предположение о том, что его догматика отражала идеи, существовавшие в среде экономически активных горожан Южной Франции . Сходные суждения высказывала З. Ольденбург . Особняком стоит А. Бренон, которая считал катаризм не ересью, а самостоятельным направлением в рамках христианства, отражающим особенности высокоразвитой окситанской цивилизации и не связанным с духовными исканиями бюргеров . Британский автор Р. Мур изучал ереси, в том числе катаризм и вальденство, как локальные вариации католической веры, борьба с которыми была частью мероприятий верховной власти по подчинению местных сообществ центральным институтам и культурным нормам (см. о нем ).B то же время ересь рассматривалась в контексте тенденций, существовавших в духовной жизни общества в целом. Так, известный французский исследователь истории вальденства Г. Аудисио высказал мнение о том, что вальденство наряду с другими движениями является выражением особенностей средневековой религиозности, в числе которых — стремление к аскетизму .

В отечественной историографии советского периода катаризм и вальденство вслед за Ф. Энгельсом расценивались как проявление протеста бюргеров против духовных и светских феодалов, а требование «дешевой церкви» — как одно из основных в городских еретических учениях .

На современном этапе изучению катаризма и вальденства в отечественной историографии уделяется меньше внимания, чем на Западе. Украинская исследовательница Н.В. Дульнева, пишу-

щая на русском языке, вслед за А. Бренон характеризует катаризм как религию, отражавшую духовные особенности окситанской цивилизации . Г.Г. Пиков считает, что распространению «бюргерских» ересей способствовало возникновение противоречивших позициям теологов представлений о правомерности обладания богатством . Упоминания о катаризме и в особенности вальденстве встречаются в работах, посвященных истории Реформации: констатируется факт влияния бюргерских ересей на Уиклифа и Гуса либо дается краткое указание на то, что приверженцы ересей придерживались тех же воззрений, что и позднее реформаторы (см., например ). Таким образом, как уже указывалось, проблема отражения особенностей бюргерской религиозности в учениях катаров и вальденсов не изучена глубоко.

Ряд сочинений XII — начала XIV в. написан теологами и инквизиторами для борьбы с еретиками. Мировоззрение ортодоксальных авторов накладывало печать на восприятие вероучений катаров и вальденсов, но их сочинения являются основным видом источников по истории данных движений и содержат достаточно большой объем сведений. Эти тексты создавались для внутреннего использования — в целях организации теологической полемики либо инквизиционных расследований, что требовало от их авторов подробного изложения информации о еретиках . Можно предположить, что создатели ортодоксальных сочинений были сосредоточены в большей степени на антицерковных взглядах катаров и вальденсов, чем на иных характеристиках их вероучений. Однако сам факт активной деятельности церкви по организации борьбы с еретиками свидетельствует о неприятии процессов, происходивших в духовной жизни верующих. Поэтому ортодоксальные сочинения являются основным источником информации, используемой для решения вопроса о влиянии особенностей бюргерской религиозности на распространение катаризма и вальденства.

Общие сведения о догматике и истории изучаемых движений содержатся в сочинениях двух итальянских авторов, которые принадлежали к течению катаров, но позднее вернулись в католическую церковь. Клирик Бонакурс в сочинении, написанном в конце XII в., изложил основные принципы катарского учения. Райнерий Сакко (Рене Саккони), «совершенный» катар, ставший инквизитором, подробно описал учения катаров и вальденсов и охарактеризовал особенности организации ими общин на различных территориях: в частности, в тексте упомянуты Прованс (Франция) и Пас-сау (Германия) (1254 г.). Важным источником по истории катаризма и вальденства во Франции является руководство для изучения инквизиторами учений и деятельности еретиков, созданное доминиканцем Бернаром Ги, главным инквизитором Лангедока в 1307-1324 гг.

Сведения о немецких катарах (вероучение, система таинств, организация общин) содержатся в письме Эвервина, аббата из Штайнфилда, святому Бернарду Клервосскому (1143 г.). Цезарий Гейстербахский, немецкий теолог, монах цистерцианского монастыря близ Кёльна, привел некоторые сведения о вероучении катаров и социальной базе вальденсов во Франции и Германии (XIII в.).

С точки зрения ортодоксальных авторов, характерной чертой вероучений катаров и вальден-сов было отрицательное отношение к католической церкви. Еретики считали, что она отступила от истинной веры со времен папы римского Сильвестра. Бонакурс писал: «Говорят, что блаженный Сильвестр был антихристом…С его времени, говорят они, церковь погибла. Всех учителей церкви они хулят.» (Изложение «ереси»., 1950, с. 271-272). В сочинении Райнерия Сакко сказано, что вальденсы возводят богохульства на церковь, «.говоря, что она не есть Церковь Иисуса Христа, но церковь злодеев, и что она отступила от веры при Сильвестре, когда яд обладания собственностью был привнесен в церковь. все пороки и грехи присущи церкви, а они — единственные праведники. римская церковь — блудница, о которой сказано в Апокалипсисе по причине чрезмерной приверженности украшениям. » (Иетейш Saccho., 1254, р. 407-408).

Как было сказано, по мнению историков, писавших в советский период, протест еретиков против церкви был выражением социальных требований бюргеров, недовольных феодальным гнетом духовенства и дорогими ритуалами .Однако, на наш взгляд, обвинение церкви в вероотступничестве можно рассматривать как результат усложнения индивидуальной религиозной жизни бюргеров, стремившихся к праведной жизни, самостоятельно изучавших Писание и приходивших к выводу о несоответствии духовенства евангельским идеалам. Оно могло служить и основанием для последующего выстраивания системы собственного вероучения, соответствовавшего, с их точки зрения, истинному христианству, и создания общин, в рамках которых должны были воплощаться утраченные клириками евангельские идеалы.

По свидетельству католических авторов, катары противопоставляли себя клирикам, приписывая им множество пороков, в числе которых распущенность, алчность, корыстолюбие, праздность, отменявшие действенность совершенных ими таинств. Бернар Ги писал: «Относительно крещения они заявляют, что вода… является творением злой силы и не может освятить душу, но клирики продают ее из алчности, как они продают землю для погребения мертвых и масло для больных, когда совершают миропомазание, и как они продают исповедание грехов священникам» (Bernard Gui). В письме Эвервина Штайнфилдского сказано: «.мы — не от мира сего; но вы, любящие мир, вы заключили сделку с миром, потому что вы — от мира. вы прибавляете дом к дому и поле к полю, и вы ищете того, что от мира; и даже те среди вас, которые считаются наиболее совершенными, то есть монахи и каноники, если не владеют ничем таким лично, то владеют сообща, то есть всё-таки владеют» (Письмо Эвервина.).

Вальденсы, как и катары, утверждая собственную праведность, осуждали представителей духовенства за нарушение заповедей и отвергали необходимость их посредничества в решении вопросов веры и осуществлении религиозной практики. В сочинении Райнерия Сакко изложены следующие воззрения вальденсов: «едва ли хоть один человек в церкви придерживается евангельских учений, в отличие от них самих. прелаты — книжники, а монахи — фарисеи. папа и все епископы -убийцы в связи с войнами. они осуждают все таинства церкви, в первую очередь, креще-ние.месса не имеет значения, так как апостолы не совершали ее,.она была установлена ради корысти. таинство миропомазания они отрицают, так как оно дается только богатым» (Reinerius Saccho ., 1254, p. 408, 411-412). Бернар Ги писал: «. они присвоили себе апостольское служение, дерзая проповедовать евангелие по весям и градам… Когда архиепископ лионский.запретил им это, они, презирая клириков, ибо те в изобилии владели богатствами и жили в утехах, — ответили, что более, чем людям, следует повиноваться богу и что бог предписал апостолам возвещать евангелие всякой твари. » (Начало вальденского движения., с. 272).

Отрицание катарами и вальденсами соответствия католического духовенства библейским идеалам и присвоение его представителям отрицательных характеристик, в том числе присутствующих в тексте Священного Писания («любящие мир», «книжники», «фарисеи» и др.), отменяло монополию клириков на интерпретацию священных текстов и совершение таинств. На наш взгляд, еретики, признавая себя единственными последователями истинного учения Христа, обосновывали собственное право на религиозный поиск. Осуждение дорогостоящих обрядов может быть связано с неприятием обмирщения церкви либо с уменьшением значимости системы внешнего благочестия.

Согласно католическим источникам катары не признавали авторитет духовенства в вопросах веры, необходимость посредничества клира между Богом и верующими, а также стремились самостоятельно читать и интерпретировать Писание, переводя священные тексты на народный язык. Цезарий Гейстербахский писал о катарах: «Их лидеры взяли некоторые пункты из учения манихе-ев, кое-что из ошибок Оригена.и много чего из собственных голов» (Caesarius of Heisterbach.). В сочинении Бонакурса сказано: «Всех учителей церкви они хулят. » (Изложение «ереси»., 1950, с. 271). Бернар Ги писал о катарах: «Они обычно говорят о себе, что они добрые христиане. и что они придерживаются веры Господа Иисуса Христа и его Евангелия, как учили апостолы. Они взывают в соответствии со своими способностями к авторитету Евангелий и Посланий, толкуя их по-своему, против. клириков и монахов. они читают Евангелия и Послания на вульгарном языке, применяя и толкуя их в своих интересах. » (Bernard Gui).

Сходные сведения о вальденсах привел Райнерий Сакко: «.они презирают все установления церкви, поскольку они обременительны и многочисленны.не должно повиноваться прелатам, а только Богу. никто не имеет более значительного положения в церкви, чем другой, так как в Библии сказано «Все вы братья»» (Матф. 23).таинство рукоположения ничтожно .каждый добрый мирянин есть священник, так же как апостолы были мирянами.латинская молитва бесполезна для говорящих на народном языке. все, что сказано в проповеди и не подтверждено текстом писаний, ложно. » (Reinerius Saccho, 1254, p. 408, 411-412).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Эти положения вероучений, по нашему мнению, можно расценить как отражение происходившего в бюргерском мировоззрении процесса индивидуализации, обусловившего углубление личной религиозности и стремление к воплощению евангельских идеалов с опорой на Евангелие. Самостоятельное переосмысление ряда религиозных вопросов и отказ от следования установлени-

ям, отсутствовавшим в Писании, как представляется, являются отражением процесса рационализации.

Таким образом, анализ изложения учений катаров и вальденсов католическими авторами позволяет выделить основные положения этих учений: негативное отношение к церкви и духовенству в связи с обладанием ею собственностью и несоответствием аскетическому идеалу; приписывание клирикам различных пороков; отрицание необходимости посредничества духовенства между Богом и верующими при совершении таинств и интерпретации Священного Писания; отказ от совершения обрядов и установлений, отсутствующих в Библии; утверждение собственной праведности и признание себя единственными истинными последователями Христа; стремление самостоятельно изучать религиозные тексты в переводе на народный язык, используя их для обоснования неортодоксальных учений.

Перечисленные положения отражают основные особенности бюргерской религиозности, обусловленные ее индивидуализацией и рационализацией. Можно предположить, что процессы, происходившие в сфере бюргерской религиозности, стали одной из основных причин широкого распространения катаризма и вальденства, так как часть верующих реализовывали через принадлежность к еретическим течениям религиозные потребности, не находившие выражения в рамках католической церкви и ортодоксального учения.

Список источников

Изложение «ереси» катаров Бонакурсом // Хрестоматия по истории средних веков / под ред. Н.П. Грацианского, С.Д. Сказкина: в 3 т. М., 1950. Т. 2. С. 271-272.

Начало вальденского движения (известие инквизитора Бернарда Гвидона, начало XIV в.) // Хрестоматия по истории средних веков / под ред. Н.П. Грацианского, С.Д. Сказкина: в 3 т. М., 1950. Т. 2. С.272-273.

Письмо Эвервина, аббата Штайнфельда, святому Бернару. 1143 г. / пер. Н.В. Дульневой // Дельфис: культурно-просвет. журн. 2011. № 68. URL: http://www.delphis.ru/journal/article/katary-reinskikh-zemel (дата обращения: 10.04.2015).

Библиографический список

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Бренон А. Крестовый поход против альбигойцев: исторические последствия священной войны. URL:http://www.delphis.ru/journal/article/krestovyi-pokhod-protiv-albigoitsev-istoricheskie-posledstviya-svyashchennoi-voiny (дата обращения: 10.04.2015).

Васечко В.В. Курс лекций по сравнительному богословию. Раздел 4. Вероучение протестантских исповеданий. URL: http://pstgu.ru/download/1152721799.sravnitelnoe_bogoslovie_ vasechko.pdf (дата обращения: 07.09.2015).

Вульфиус А.Г. Вальденское движение в развитии религиозного индивидуализма: Критическое исследование. Пг., 1916. 279 с.

Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1972. 320 с.

Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. М., 1990. 396 с. Душин О.Э. Исповедь и совесть в западноевропейской культуре XIII-XVI вв. URL: http://www.spho.ru/library/59 (дата обращения: 10.04.2015).

Дульнева Н.В. Катары Рейнских земель. URL: http://www.delphis.ru/journal/article/katary-reinskikh-zemel (дата обращения: 10.07.2015).

Карсавин Л.П. Очерки религиозной жизни в Италии XII-XIII вв. СПб., 1912. 843 с. Керов В.Л. Борьба народных масс против католической церкви во Франции в конце XIII — начале XIV вв. (бегины и спиритуалы): учеб. пос. М., 1977. 81 с.

Керов В.Л. Народные восстания и еретические движения во Франции в конце XIII — начале XIV вв. М., 1986. 138 с.

Ле Гофф Ж. Ремесло и торговля в средневековых руководствах для исповедников // Ле Гофф Ж. Другое Средневековье. Время, труд и культура Запада. Екатеринбург, 2000. С. 95-109. Ли Г.Ч. История инквизиции / сост. К.В. Купченко. Смоленск, 2002. 640 с. Нелли Р. Катары. Святые еретики. М., 2005. 400 с.

Ольденбург З. Костер Монсегюра. История альбигойских крестовых походов. СПб., 2001. 379 с. Осокин Н.А. История альбигойцев и их времени. URL: http://www.etextlib.ru/Book/Details/4281 (дата обращения: 10.07.2015).

Пиков Г.Г. Ересь как культурное явление. URL: http://nsu.ru/classics/pikov/pikov-hairesis.pdf (дата обращения: 10.07.2015).

Сказкин С.Д. Сегарелли — учитель Дольчино // Сказкин С.Д. Из истории социально-политической и духовной жизни Западной Европы в средние века: матер. науч. наследия. М., 1981. С. 53-97.

Таевский Д.А. Христианские ереси и секты. М., 2003. 319 с.

Энгельс Ф. Крестьянская война в Германии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч.: в 49 т. М., 1956. Т. 7. С. 343-437.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Дата поступления рукописи в редакцию 04.08.2015

E. G. Kaipova

Tomsk State Pedagogical University, Kievskaya str., 60, 634061,Tomsk, Russia ekaipova1988@yandex.ru

Е.Г. Kaunoea

Key words: heresy, Cathars, Waldenses, burghers, burgher religiousness.

Audisio G. The Waldensian Dissent, Persecution and Survival. URL: http://www.tuks.nl/Mirror/shat (data ob-rashhenija: 10.04.2015).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

GurevichA.Ya. Kategorii srednevekovoy kul’tury. M., 1972 g. 320 s.

Kerov VL. Narodnye vosstaniya i ereticheskie dvizheniya vo Frantsii v kontse XIII — nachale XIV vv. M., 1986. 138 s.

Pikov G.G. Eres’ kak kul’turnoe yavlenie. URL: http://nsu.ru/classics/pikov/pikov-hairesis.pdf (data obrashhenija: 10.04.2015).

Skazkin S.D. Segarelli — uchitel’ Dol’chino. Skazkin S.D. Iz istorii sotsial’no-politicheskoy i dukhovnoy zhizni

Zapadnoy Evropy v srednie veka: mater. nauch. naslediya. M., 1981. S. 53-97.