Христианские грехи

Вопреки распространенному мнению, выражение «семь смертных грехов» отнюдь не указывает на некие семь поступков, которые бы являлись самыми тяжелыми грехами. В действительности список таких поступков может быть намного длиннее. А число «семь» указывает здесь лишь на условное объединение этих грехов в семь основных групп.

У православных христиан идет Великий пост — время сугубого покаяния. Мы предлагаем нашим читателям пройти его с «Фомой». Покаяние — это путь человека к Богу. Но что Церковь понимает под покаянием? Можно ли ему научиться? Что говорится в Библия о покаянии? Для чего нужно таинство исповеди? Как к нему подготовиться? Мы собрали ответы на эти и многие другие вопросы. Добавили личные история покаяния святых и наших современников. Каждый день на foma.ru вас ждет очередной материал. Надеемся, наш проект поможет вам чаще вспоминать о главной цели Великого поста — подготовить свое сердце к встрече с Воскресшим Спасителем. Все материалы о покаянии вы можете .

Впервые такую классификацию предложил святитель Григорий Великий в 590 году. Хотя наряду с ней в Церкви всегда существовала и другая классификация, насчитывающая не семь, а восемь основных греховных страстей. Страстью называется навык души, который сформировался в ней от многократного повторения одних и тех же грехов и стал как бы природным ее качеством — так, что человек не может избавиться от страсти даже когда поймет, что она приносит ему уже не удовольствие, а мучение. Собственно, слово «страсть» в церковнославянском языке как раз и означает — страдание.

Св. Феофан Затворник пишет об отличии смертного греха от менее тяжкого: «Смертный грех есть тот, который отнимает у человека нравственно-христианскую жизнь его. Если нам известно, в чем нравственная жизнь, то определение смертного греха не трудно. Жизнь христианская есть ревность и сила пребывать в общении с Богом исполнением Его святого закона. Потому всякий грех, который погашает ревность, отнимает силу и расслабляет, отдаляет от Бога и лишает Его благодати, так что человек после него не может воззреть на Бога, а чувствует себя отделенным от Него; всякий такой грех есть грех смертный. …Такой грех лишает человека благодати, полученной в крещении, отнимает Царство Небесное и отдает суду. И это все утверждается в час греха, хотя не совершается видимо. Такого рода грехи изменяют все направление деятельности человека и самое его состояние и сердце, образуют как бы новый источник в нравственной жизни; почему иные определяют, что смертный грех есть тот, который изменяет центр деятельности человеческой».

Смертными эти грехи называются потому, что отпадение человеческой души от Бога — это смерть души. Без благодатной связи со своим Создателем душа мертвеет, становится неспособной к переживанию духовной радости ни в земной жизни человека, ни в посмертном своем существовании.

И не так уж важно, на сколько категорий подразделяются эти грехи — на семь или на восемь. Гораздо важнее помнить о той страшной опасности, которую таит в себе любой такой грех, и всячески стараться избегать этих смертоносных ловушек. А еще — знать, что даже для согрешивших таким грехом остается возможность спасения. Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит: «Впадший в смертный грех да не впадает в отчаяние! Да прибегает к врачевству покаяния, к которому призывается до последней минуты его жизни Спасителем, возвестившим во Святом Евангелии: верующий в Меня, если и умрет, оживет (Ин 11:25). Но бедственно пребывать в смертном грехе, бедственно — когда смертный грех обратится в навык!»

А преподобный Исаак Сирин сказал еще определеннее: «Нет греха непростительного, кроме греха нераскаянного».

Семь смертных грехов

 Гордость

7 смертных грехов, или Сколько страстей могут нас погубить на самом деле

«Началом гордыни бывает обычно презрение. Тот, кто презирает и считает за ничто других — одних считает бедными, других людьми низкого происхождения, третьих невеждами, вследствие такого презрения доходит до того, что почитает себя одного мудрым, благоразумным, богатым, благородным и сильным.

…Как узнается гордый и чем исцеляется? Узнается потому, что домогается предпочтения. А исцеляется, если будет верить суду Сказавшего: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (Иак 4:6). Впрочем, надо знать, что, хотя убоится суда, произнесенного за гордость, однако не может исцелиться от этой страсти, если не оставит всех помышлений о своей предпочтительности».

Свт. Василий Великий

Гордость — самодовольное упоение собственными достоинствами, подлинными или мнимыми. Овладев человеком, она отсекает его сначала от людей малознакомых, потом — от родных и друзей. И наконец — от самого Бога. Никто не нужен гордому, даже восторг окружающих его не интересует, и лишь в себе самом он видит источник собственного счастья. Но как любой грех, гордость не приносит подлинной радости. Внутреннее противостояние всему и вся иссушает душу гордого человека, самодовольство, словно короста, покрывает ее грубым панцирем, под которым она мертвеет и становится неспособной к любви, дружбе и даже к простому искреннему общению.

2.  Зависть

7 смертных грехов, или Сколько страстей могут нас погубить на самом деле

«Зависть есть печаль из-за благополучия ближнего, которая <…> ищет не добра для себя, а зла для ближнего. Завистливый хотел бы видеть славного бесчестным, богатого — убогим, счастливого — несчастным. Вот цель зависти — видеть, как завидуемый из счастья впадает в бедствие».

Святитель Илья Минятий

Такое расположение человеческого сердца становится стартовой площадкой для самых страшных преступлений. А также бесчисленного множества больших и мелких пакостей, которые люди творят только ради того, чтобы другому человеку стало плохо или хотя бы перестало быть хорошо.

Но даже если и не вырвется этот зверь наружу в виде преступления или конкретного поступка, то разве легче от этого будет самому завистнику? Ведь, в конце концов, таким страшным мироощущением он просто преждевременно загонит в себя в могилу, но даже смерть не прекратит его страданий. Потому что после смерти зависть будет терзать его душу с еще большей силой, но уже без малейшей надежды на ее утоление.

3. Чревоугодие

7 смертных грехов, или Сколько страстей могут нас погубить на самом деле

«Чревоугодие разделяется на три вида: один вид побуждает принимать пищу раньше определенного часа; другой любит только пресыщаться, какой бы то ни было пищей; третий хочет лакомой пищи. Против этого христианин должен иметь троякую осторожность: ожидать определенного времени для принятия пищи; не пресыщаться; довольствоваться всякой самой скромной пищей».

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин

Чревоугодие — рабство собственному желудку. Оно может проявлять себя не только в безумном обжорстве за праздничным столом, но и в кулинарной разборчивости, в тонком различении оттенков вкуса, в предпочтении изысканных блюд простой пище. С точки зрения культуры между грубым обжорой и утонченным гурманом — пропасть. Но оба они — рабы своего пищевого поведения. И для того, и для другого еда перестала быть средством поддержания жизни тела, превратившись в вожделенную цель жизни души.

4. Блуд

7 смертных грехов, или Сколько страстей могут нас погубить на самом деле

«…сознание все более и более наполняется картинами сладострастия, грязными, жгучими и соблазнительными.

Сила и ядовитый чад этих образов, чарующих и позорных, таковы, что вытесняют из души все возвышенные мысли и желания, которые увлекали (молодого человека) раньше. Нередко бывает, что человек не в состоянии думать более ни о чем другом: им всецело владеет демон страсти. На каждую женщину он не может смотреть иначе, как на самку. Мысли одна другой грязнее ползут в его отуманенном мозгу, а в сердце одно желание — удовлетворить свою похоть. Это уже состояние животного или, вернее, хуже животного, потому что животные не доходят до того разврата, до которого доходит человек».

Священномученик Василий Кинешемский

Грех блуда включает в себя все проявления половой активности человека вопреки естественному способу их осуществления в браке. Беспорядочная половая жизнь, супружеские измены, всевозможные извращения — все это различные виды проявления блудной страсти в человеке. Но хотя это и телесная страсть, истоки ее лежат в сфере ума и воображения. Поэтому к блуду Церковь относит и непристойные мечтания, просмотр порнографических и эротических материалов, рассказ и слушание похабных анекдотов и шуток — все то, что способно возбудить в человеке фантазии на сексуальную тему, из которых потом вырастают и телесные грехи блуда.

5. Гнев

7 смертных грехов, или Сколько страстей могут нас погубить на самом деле

«Посмотри на гнев, какие знаки своего мучительства он оставляет. Смотри, что человек делает в гневе: как негодует и шумит, клянет и ругает сам себя, терзает и бьет, ударяет по голове и лицу своему, и весь трясется, как в лихорадке, словом, он похож на бесноватого. Если внешний вид его так неприятен, что же делается в его бедной душе? …Видишь какой страшный яд скрыт в душе, и как горько он мучит человека! Его жестокие и тлетворные проявления говорят о нем».

Святитель Тихон Задонский

Человек в гневе страшен. А между тем гнев — естественное свойство человеческой души, вложенное в нее Богом для отвержения всего греховного и неподобающего. Этот полезный гнев был извращен в человеке грехом и превратился в гнев на ближних людей порой по самым ничтожным поводам. Обиды другим людям, ругань, оскорбления, крики, драки, убийства — все это дела неправедного гнева.

6. Алчность (корыстолюбие)

7 смертных грехов, или Сколько страстей могут нас погубить на самом деле

«Корысть есть ненасытимое желание иметь, или искание и стяжание вещей под видом пользы, затем только, чтобы сказать об них: мои. Предметов этой страсти множество: дом со всеми его частями, поля, слуги, а главное — деньги, потому что ими можно всё доставать».

Святитель Феофан Затворник

Иногда считают, что этим духовным недугом могут страдать исключительно богатые люди, уже обладающие богатством и стремящиеся его преумножить. Однако и человек среднего достатка, и малоимущий, и совершенно нищий — все подвержены этой страсти, поскольку заключается она не в обладании вещами, материальными благами и богатством, а — в болезненном, непреодолимом желании ими обладать.

7. Уныние (лень)

7 смертных грехов, или Сколько страстей могут нас погубить на самом деле

«Уныние — это продолжительное и одновременное движение яростной и вожделеющей части души. Первая неистовствует по поводу того, что находится в ее распоряжении, вторая, напротив, тоскует по тому, чего ей недостает».

Евагрий Понтийский

Унынием принято считать общее расслабление душевных и телесных сил, соединенное с крайним пессимизмом. Но важно понимать, что уныние наступает у человека вследствие глубокой рассогласованности способностей его души, ревностности (эмоционально окрашенного стремления к действию) и воли.

В обычном состоянии воля определяет для человека цель его устремлений, а ревностность является «мотором», который позволяет двигаться к ней, преодолевая трудности. При унынии же человек направляет ревностность на свое нынешнее, далекое от поставленной цели состояние, а воля, оставшись без «двигателя», превращается в постоянный источник тоски о несбывшихся планах. Эти две силы унывающего человека вместо движения к цели как бы «тянут» его душу в разные стороны, доводя ее до полного изнеможения.

Такая рассогласованность — результат отпадения человека от Бога, трагическое следствие попытки устремить все силы своей души к земным вещам и радостям, в то время как даны они нам были для устремления к радостям небесным.

Рубрика: Добродетели и грехи, Основы веры

Узнайте все самое интересное и важное о смертных грехах, прочитав статью или посмотрев видео в конце текста

Что значит смертный грех

Список смертных грехов – это наиболее тяжкие грехи, которые отдаляют человека от Господа. Они порабощают волю человека, лишают его благодати, любви к Богу и, если грешник не покаялся, приводят душу к погибели. Смертные грехи можно сравнить с камнем на шее, который не даёт человеку подняться к Богу и тянет его к земле, мешает выпрямиться в полный рост. Травма, нанесённая душе смертным грехом, становится серьёзным препятствием для восстановления общения человека с Богом.

Что вообще считается грехом? Согласно «Догматическому богословию” протоиерея Олега Давыденкова, грех – это действие, слово, помышление, сердечное расположение, представляющее собой нарушение установленного Богом нравственного закона. Грех наносит вред душе человека, представляют собой нарушение Божьих Заповедей и отступление от праведной жизни, от Бога. Грех не является сотворённой Богом особой природой, силой. Это следствие искажения задуманного Творцом существования человеческой природы.

Особо тяжкие грехи в христианстве называются смертными, потому что их следствием является духовная смерть души. Она умирает для Бога и Вечной Жизни. Также определение «смертные» отсылает нас к ветхозаветному закону, по которому наиболее тяжкие грехи считались преступлениями и карались смертной казнью.

Список смертных грехов
Запретный плод и змей-искуситель — символ грехопадения

Смертные грехи в Православии

В Православной Церкви разделение грехов на смертные и несмертные достаточно условно, так как любой грех отдаляет человека от Бога. Как песчинки могут скопиться в камень, так и мелкие грехи, если их оставить без внимания, могут привести к серьёзным и даже необратимым последствиям.

Список смертных грехов представляет собой перечень не конкретных поступков, а основных категорий, на которые можно разделить всё множество преступлений против Божьей воли. Католическая церковь практикует несколько иной подход: в вероучении западного христианства присутствует чёткое и регламентированное деление грехов по степени тяжести.

Список смертных грехов

Сколько смертных грехов в Православии? Ознакомившись с трудами Святых Отцов, мы можем выяснить, что наиболее распространённое количество смертных грехов – 7.

1) Гордость (гордыня, самолюбие, высокомерие, тщеславие, упрямство)

2) Зависть (досада от чужого благополучия, злорадство при чужих несчастьях)

3) Чревоугодие (обжорство, пьянство)

4) Блуд (похоть, супружеская измена, близость до брака, содомия, рукоблудие)

5) Гнев (ненависть, оскорбления, обиды, жестокость, рукоприкладство)

6) Алчность (жадность, скупость, сребролюбие)

7) Уныние (утрата надежды на Бога, тоска, печаль, отчаяние)

Условность понятия «смертный грех»

Следует помнить об условности списка смертных грехов в Православии. Любой грех несёт угрозу и требует покаяния. И любой грех может быть прощён Богом. Смертным является тот грех, который остался нераскаянным. Господь примет и простит кающегося грешника.

Преподобный Паисий Святогорец говорил, что дьявол не обладает никакой силой и властью над человеком верующим, ходящим в Церковь, исповедующимся, причащающимся. В таинствах Исповеди и Причастия Бог даёт человеку силы для борьбы со страстями. Господь Всемилостивый, и Его милосердие безгранично. У Него нет задачи непременно наказать человека за малейшее отступление от буквы Закона.

Приведём слова преподобного Ефрема Сирина:

«Дверь Божия всегда отверста ударяющему в нее; милосердие радуется обращающемуся, благость простирает к нему руки свои”.

Какой грех самый страшный

Невозможность прощения связана лишь с такой степенью повреждённости души грехом, когда она уже неспособна воспринимать Божественную благодать и быть рядом с Богом. В Православии есть 2 греха, которые считаются однозначно смертными: самоубийство и хула на Духа Святого. Это и есть самые страшные грехи в христианстве.

Самоубийство лишает человека возможности покаяться. Это можно сделать лишь в земной жизни, за гробом же мы не в состоянии что-либо изменить в себе. Смягчающим обстоятельством может быть психическая болезнь или повреждение ума самоубийцы. В таком случае его близким можно надеяться на милость Господа.

Хула на Святого Духа – это умышленное и упорное противление человека истине, это осознанная ненависть к Богу. Под этим страшным грехом понимаются не только кощунственные и богохульные речи, но и соответствующий образ мышления, жизни, упрямое нежелание увидеть проявления Бытия Бога.

Христос говорил:

«кто будет хулить Духа Святого, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению” (Мк. 3:28-29).

Такой человек сам не желает быть с Богом, поэтому Господь оставляет его. Все же остальные грехи могут быть прощены, если грешник искренне оплакивает свои грехи.

Святитель Феофан Затворник говорил:

«Милость Божья отступает только тогда, когда кто пал и не встаёт”.

Приведём также цитату святителя Григория Нисского:

«До бесконечности возросший грех превосходит величием своим Божия милость, соделавшаяся превысшею и самой небесной высоты”. Итак, грех не должен вводить нас в отчаяние, нужно встать и снова идти к Богу, уповая на Его безмерное милосердие.

Метки: 7 смертных грехов список, семь грехов, смертные грехи в православии, смертные грехи список

Смертные грехи в христианстве

В христианстве грех определяется как действия или помыслы, которые так или иначе преступают Законы Божьи, отдаляют человека от Бога, лишая, таким образом, спасения в вечной жизни. В православии отличают ещё два вида греха: паравасис и амартия. Паравасис — это непосредственно деяние, сотворённое или осознанно, или по неведению. Амартия – это уже греховный принцип, который ввергает человека в состояние предрасположенности греху, которое влечёт за собой дальнейшее падение. Следует учитывать одну очень важную особенность греха – он в первую очередь искажает взаимоотношения с Богом.

Смертные грехи в христианстве

Отличие смертного греха от прочих

Грех, который влечёт человека к смерти духовной, отторжению Бога от своего сердца, способен привести несчастного к вечной гибели, откуда не будет спасения. Такой грех именуется смертным. Но грех, который, несмотря на всю тяжесть проступка, исправляется покаянием, не станет причиной гибели в вечной жизни. Об этом весьма красноречиво свидетельствует притча о блудном сыне, который, промотав наследство, вернулся к отцу и искренне каялся. Отец принял его с великой любовью, говоря: «…этот ваш брат умер и снова жив; он был потерян и найден». Так описывается в Библии милосердие Бога.

Сколько смертных грехов

В раннем христианстве существовала концепция восьми смертных грехов, которой придерживались как западные, так и восточные христиане. В своём труде «О восьми злых помыслах» Евагрий Понтийский перечисляет смертные грехи в определённой последовательности:

  • чревоугодие;
  • блуд;
  • сребролюбие;
  • печаль;
  • гнев;
  • уныние;
  • тщеславие;
  • гордость.

Сам Евагрий Понтийский повествовал в своей книге, что эти помыслы и наклонности будут мучить и терзать человека в любом случае, однако, избрав жизнь в соответствии с заповедями Божьими, христианин способен справиться с искушениями от лукавого. Для этого нужно всего лишь впустить в сердце Бога.

Позже из списка был упразднён грех печали, который характеризовался ропотом на горькую участь, сомнением в могуществе Господа, Его воле.

В православии понятие смертного греха в XVIII веке ввёл епископ Тихон Задонский, позже канонизированный Русской Православной Церковью. В православии список содержит семь смертных грехов и начинается с гнева, который порождает обиду и боль, ненависть и злобу, и, соответственно, мешает человеку получить прощение и милосердие Господа.

Католики придерживались концепции восьми смертных грехов вплоть до IV столетия нашей эры, когда папа Григорий I издал труд «Нравственные толкования». В нём верховный священнослужитель считал печаль и уныние одним грехом, а также объединял в один грех тщеславие и гордыню. Вместе с тем, Григорий I добавил в список грех зависти. Перечень смертных грехов в католической церкви начинался с гордыни, которая не давала человеку постичь волю Бога.

Таким образом, и православная и католическая церкви придерживаются концепции семи смертных грехов.

В чём проявляются смертные грехи

Чревоугодие проявляется и как безумное обжорство, и как кулинарная разборчивость, или гурманство. Человек, подверженный влиянию этого порока, становится рабом своего желудка. Для гурмана и обжоры еда превратилась из средства поддержания телесных жизненных сил в цель для души.

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин в качестве средства противодействия этому смертному греху даёт такие рекомендации: соблюдать режим питания, не переедать и довольствоваться скромной пищей.

Блудная страсть в человеке проявляется в беспорядочной половой жизни, супружеских изменах, всяческих извращениях. Блуд – это страсть тела, но корни порока кроются в уме и воображении человека. Всё, что возбуждает в человеке неуёмную сексуальную фантазию, от порнографии до похабных анекдотов, относится богословами к греху блуда.

Блуду можно противостоять только целомудрием, которое требует немалых усилий от человека. Целомудрие включает в себя скромность, воздержание от развратных фильмов, книг, бесед и мечтаний. В наше время это крайне сложная, но выполнимая задача. Началом целомудрия считается ум, который не колеблется от блудных помыслов, а вершиной целомудрия становится чистота, при которой человек становится способным видеть Бога.

Сребролюбие (корысть или алчность). Многие считают, что такой порок владеет богатыми. Но это далеко не так. Степень достатка не играет никакой роли. Любой человек может стать рабом этой страсти. Она проявляется в маниакальном стремлении, безудержном желании обладать какого-либо рода ценностями: домом, машиной, дачей, но главное – деньгами, так как с их помощью можно достать всё.

Печаль отворачивает человека от Господа. Недовольство жизнью, роптание на судьбу и сомнение в Божьем замысле способны заставить человека отречься от Всевышнего и утратить надежду на спасение.

Гнев, дарованный Господом для того, чтобы отвергать греховное и неподобающее, часто завладевает человеком, лишая его способности любить и уважать ближних. В гневе человек может из-за пустяка причинить людям боль, обиды, и даже убить.

Уныние проявляется как крайне пессимистичное состояние, в котором у человека становятся беспомощными и тело, и дух. Уныние лишает желания жить, действовать, и тем самым отвергает любовь Господа.

Тщеславие проявляется как поиск славы, любование собой, своей красотой. Хвастовство также неотделимая черта тщеславия. Ослеплённый любовью к своему внешнему виду и земной славе, человек забывает о Боге и вечной жизни.

Гордость очень схожа с тщеславием. Её проявление заключается в упоении собственными заслугами, достижениями и достоинствами. Неважно, мнимые они или подлинные. Гордец презирает тех, кто ниже его, отвергает сначала незнакомых людей, затем малознакомых. Позже ему никто не нужен – ни друзья, ни родственники. Гордость лишает человека возможности любить и быть любимым.

Однако не так уж важно, сколько грехов – сто или один. Важно то, что любой из них способен увести человека от Господа и спасения в вечной жизни. Также следует помнить, что всегда есть возможность прощения, ибо Господь добр к детям своим и через искреннее покаяние грешнику даруется милосердие Бога и спасение.

Вопрос и ответ

В какой последовательности описаны смертные грехи у католиков и православных?

У католиков список смертных грехов начинается с гордыни (и тщеславия), далее по порядку идут зависть, гнев, уныние (печаль), алчность (корыстолюбие), чревоугодие и блуд.

Православная церковь иначе распределила эти пороки: гордыня, зависть, чревоугодие, блуд, гнев, алчность, уныние.

Как связаны смертные грехи и нарушение десяти заповедей?

Можно сказать, что каждый смертный грех, отвращая душу человека от Бога, приводит к нарушению одной или нескольких заповедей.

Как распознать грех зависти?

Святитель Илья Минятий определял зависть как печаль из-за благополучия ближнего. Кто завистлив, тот хочет видеть славного обесчещенным, богатого прозябающим в нищете, а счастливого — горюющим. Подобное желание становится основой страшных преступлений, бесчисленного множества пакостей разного масштаба, которые люди измышляют и проделывают ради того, чтобы ближнему стало плохо. Притом самому завистнику не станет легче, даже смерть не прервёт его мучений, ведь в мире ином зависть продолжить терзать его душу.

Отзывы

27 мая 2021

Спасибо Виталию Бурому за помощь, консультации, контроль и организацию.

Андрей

15 мая 2021

Спасибо большое Александру Фиранчуку за максимальный профессионализм, чуткость и четкость в такой скорбной и тяжёлой для нашей семьи ситуации. Все было организовано максимально быстро и без…

Василевская Олеся

полезный материал
остались вопросы

2 нравится

Каждому священнику прихожане задают иногда недоуменные вопросы. Не всегда о себе, часто — о ближних своих, но от этого не менее болезненно-актуальные. Однажды ко мне подошла сестра человека, принимавшего участие в боевых действиях. «Если ему пришлось убивать на войне, то как к этому относиться — как к греху? — рассуждала она. — Но он ведь исполнял свой воинский долг перед Отечеством. Священник благословлял их перед командировкой — он что, благословлял убивать?» Я, как всегда, предложил для начала разобраться в понятиях: что под грехом понимает Православная Церковь? Без этого мы не вникнем в глубину проблемы, состоящей в убийстве человека при исполнении воинского долга.

О раненых

Итак, грех — это нарушение Божиего Закона,Его заповедей не только в юридическом понимании. Грех — это рана, нанесенная в первуюочередь самому человеку, его душе. И не важно, убийство это на войне или убийствословом. Убивающий, даже по приказу на войне, исполняющий свой долг человек нарушаетодну из заповедей Бога, шестую — «Не убий».

При всем понимании, что жить нужно в мире,как об этом указывает апостол Павел в своем послании к Римлянам: «Если возможнос вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми» (Рим 12:18), православному человекуочень часто приходилось брать в руки оружие для защиты своих рубежей, своего народа.И Русская Церковь всегда благословляла и благословляет на ратный подвиг своих сынов.

В Основах социальной концепции Русской ПравославнойЦеркви сказано, что «признавая войну злом, Церковь не воспрещает своим чадам участвоватьв бое­вых действиях, если речь идет о защите ближних и восстановлении попраннойсправедливости» (8.2).

Так как же быть? С одной стороны, очевидныйгрех, с другой — подвиг. Где же истина? А истина — Христос. И когда мы смотрим нагрех через призму Евангелия, то понимаем, что это не только ошибка, промах, какпереводится слово «грех» с греческого. Это именно рана. Вслушайтесь в слова кающегосягрешника: «Исцели меня, Господи!» — вопиет несчастный. Ис-це-ли! Этоне только в медицинском смысле — вылечи, а «соделай меня снова целым, целостным».

Очень хорошо это понимаешь, когда сравниваешьдва перевода одной и той же фразы, сказанной Христом расслабленному человеку. Вспомнимэтот эпизод: «Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейскиВифезда, при которой было пять крытых ходов. В них лежало великое множество больных,слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды, ибо Ангел Господень по временамсходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды,тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью. Тут был человек, находившийсяв болезни тридцать восемь лет. Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежитуже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров? Больной отвечал Ему: так,Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутитсявода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня. Иисус говорит ему: встань,возьми постель твою и ходи. И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошел.Было же это в день субботний. Посему Иудеи говорили исцеленному: сегодня суббота;не должно тебе брать постели. Он отвечал им: Кто меня исцелил, Тот мне сказал: возьмипостель твою и ходи (Ин 5:2–11)».

Так вот, в тексте на славянском языке болееточно передается смысл происходящего. Христос «глагола ему: хощеши ли цел быти?»И в ответ, слыша согласие человека, вос-станавливает его. Даже в переводе на русскийязык этот смысл выражен в словах бывшего расслабленного: «Кто меня исцелил…» Можнобыло бы перевести так: «Кто меня вылечил». Но нет. И на русском языке переведено— «исцелил». Телесное здоровье является составной всей целостности человека, ноникак ни условием ее, потому что мы знаем много примеров, когда физичес­ки больныелюди являют собой пример целостности во Христе — преподобный Амвросий Оптинский,блаженная Матрона Московская и многие другие. И нужно помнить одно обстоятельство:исцеление Господь подает через прощение грехов. И это мы видим в продолжении историирасслабленного, когда, вновь повстречавшись с исцеленным в храме, Господь говоритему: «Не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» (Ин 5:14).

Совершенный грех делает человека ущербным.Посмотрите на ущербную луну: она как надкусанное яблоко. Так и человек не вполнецелостный — душа его повреждена. Ей нанесена рана. Многим известно, с какой искалеченнойпсихикой, не говоря уже о подорванном здоровье, возвращаются люди с войны. «Я убилмужа в рану мне и отрока в язву мне» (Быт 4:23), — говорит Ламех, второй после Каинаубийца на земле.

Путь реабилитации

Что же нужно делать с раной? Ее нужно лечить.Чтобы было понятно, о чем идет речь, рассмотрим такую ситуацию. Горит дом. Вот-вотобрушится кровля и ребенок, оставшийся в горящем доме, погибнет. Пожарный, человекпризванный на борьбу с огнем, самоотверженно бросается в огонь, обжигает себе лицои руки, но находит ребенка и выносит его из огня, сам при этом сильно пострадав.Возникает вопрос. Начнем мы качать героя, поздравлять его с победой, или срочнодоставим его в больницу, где врачи смажут его раны, наложат повязки, полечат? Конечноже, скажем мы, — сразу в больницу. Так и в случае с воином, убившим навойне. Он спасал других людей ценой собственной души, нанося ей рану. Невольно,по приказу, но рана нанесена. И ее надо лечить. И для этого в Церкви есть разныедуховные лекарства. В первую очередь молитва и пост.

Никто не вправе обвинять человека в убийствево время военных действий, но для души его необходимо пройти определенный путь реабилитации.Никто не запрещает приходить в храм Божий. Наоборот, нужно как можно чаще посещатьего для исцеления души, исповедоваться, молиться. По установившейся церковной практикевоин не причащается Тела Христова некоторое время. Какое? Это определяется сугубоиндивидуально. Важно, чтобы сам воин ощущал себя православным христианином и желалим остаться навсегда. Поэтому воин-герой, возвратившийся с боевых действий живойи здоровый, придя на исповедь и покаявшись в грехе, получает епитимью не как наказание,а как лекарство, помогающее в исцелении израненной войной души солдата.

Что до церковного благословения вои­нов,есть нюанс: Церковь благословляет не убивать, а умирать за Родину, за свой народ,а это значит исполнить высшую заповедь Христа: «Нет больше той любви, как есликто положит душу свою за друзей своих» (Ин 15:13).

Протоиерей Сергий Муратов

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.