Христианские святые места

Туристический маршрут

«Христианские святыни (мощи и реликвии) Германии»

Как известно христианская Церковь не всегда разделялась на Католическую и Православную. Так сложилось, что в 1054 году после Рождества Христова произошел трагический раскол между Восточной и Западной Церквами. В наследие от прежней целостности остались общие святые, прославившиеся своими житиями до разделения Церквей. Многие из них подвязались здесь в Европе. И мы, заходя в католические храмы, не подозреваем о том, что там хранятся мощи святых, почитаемых Православной Церковью.

Также в XII и ХIII веках в результате Крестовых походов в Европу попало большое количество христианских святынь. Не мало их храниться и на немецкой земле.

1. Аахенские святыни (Aachen)

Каждые 7 лет Аахен приглашает на праздник, центром которого является поклонение четырем из многих реликвий, которые находятся со времен Карла Великого в Дворцовой Капелле. Это изделия из ткани, почитаемые как туника (платье) Девы Марии (по преданию она была на Божией Матери в Святую ночь); пелены, которыми Мария перепеленала младенца Иисуса; полотенце, на которое положили главу св. Иоанна Крестителя после ее усекновения, а также повязка с чресел Господа нашего Иисуса Христа.

Реликвии – главные святыни Дворцовой капеллы, построенной Карлом Великим по его плану. По преданию, реликвии, связанные с жизнью Господа нашего Иисуса Христа, Девы Марии и других святых Нового Завета, Карл Великий получил от Папы, которому они были переданы посланниками из Константинополя и Иерусалима.

2. Собор святого Корнелия (Корнелимюнстер) в Аахене

Святыни Собора св. Корнилия связаны исключительно с Иисусом Христом и называются библейскими или евангельскими:

1.Лентион или полотенце Господа, которым Он препоясался (Ин. 13:4) перед тем как умыть ноги ученикам на Тайной Вечери;

2.Синдон или погребальное покрывало (Лк 23:53), которое было, согласно преданию, использовано Иосифом Аримафейским при погребении Иисуса;

3.Судáрь, согласно преданию это плат, (Ин 20:7) которым в соответствии с иудейскими обычаями покрыли голову умершего Иисуса.

Научные исследования этих тканых реликвий подтверждают их античное и ближневосточное происхождение. Три эти тканые реликвии находились сначала в Аахене, вместе с другими святынями, которые Карл Великий подарил своей Дворцовой Капелле. Людвиг Благочестивый, его сын и наследник, взял их из реликвария и передал церкви св. Корнилия в Корнелимюнстер, расположенном в Аахенe. В отличие от драгоценной раки, в которой сохраняются святыни в Аахене, реликвии в соборе св. Корнилия лежат в простом деревянном ковчеге.

3. Трир (Trier)

Исторически сложилось, что город Трир явился колыбелью Христианства в Германских землях. Самый древний в Германии — город во времена императора Диоклетиана имевший статус одной из четырех столиц Римской империи, по праву именовавший себя «Северным Римом», освятился молитвой великих христианских святых: апостола Матфия (чьи мощи почивают в монастыре, носящем его святое имя), Афанасия Великого, Амвросия Медиоланского и Мартина Турского в разное время подвизавшихся в этих краях в христианском житие и молитве.

Крипта церкви Cв. Павлина, в которой открыто почивают мощи Трирских мучеников и покоится Cв. Павлин.

Этот город освящен кровью мучеников знаменитого Фивейского легиона, — свидетелей Христовых, чье житие и славная кончина по сей день прославляют истину Веры во Христа. Их мощи открыто почивают в Церкви святого Павлина. Именно в Трире в начале IV века, святой Равноапостольный Константин готовил «Миланский эдикт» для чад Церкви Христовой. В городе сохранился тронный зал императора, чья деятельность приравнена Церковью к деяниям апостольским.

Здесь же прошла значительная часть жизни его святой матери – Равноапостольной Царицы Елены. В кафедральном соборе города, во имя апостола Петра, благочестиво сохраняется её Глава, а так же Хитон Спасителя который, по преданию, Царица привезла из Святого Града Иерусалима. Кроме того, в сокровищнице собора, хранится привезенный ею святой Гвоздь и Сандалия святого апостола Андрея Первозванного. Частицы мощей Св. праведных Иоакима и Анны.

Трир по достоинству носит звание не только самого древнего, но и одного из самых красивых городов Германии.

4. Кeльн (Köln)

Кeльн – один из самых древних городов Германии (основан в 19 году до нашей эры), постоянно оспаривающий свое старшинство с Триром.

В 1164 году император Фридрих Барбаросса совершил поход в Италию, в Милан, где захватил мощи трех волхвов, хранившиеся в одном из миланских монастырей. Потом он передал святыню в дар Кeльну.

По преданию, мощи трех волхвов были обретены святой равноапостольной царицей Еленой и перенесены в Константинополь, а в V веке – в Медиолан (современный Милан). «Когда, – сказано в книге Иоанна Хильдесхаймского, – перенесли мощи трех царей из Константинополя в Милан, то с помощью толкования даров, поднесенных Господу царями, были изобличены и опровергнуты все ереси и заблуждения. Ибо сии три дара знаменуют в едином лице Христа Божественное величие, царскую власть и человеческую смертную природу: ладан означает приношение жертвы, золото означает дань кесарю, смирна – помазание мертвых. И честные христиане всего мира веруют во Христа как в истинного Бога, истинного Царя, истинного Человека».

Помимо мощей трех волхвов архиепископ Райнальд Дассенский привез из Милана в Кeльн и резное изображение Богоматери, глубоко почитавшееся верующими. Эта скульптура была, по всей видимости, уничтожена пожаром в соборе в 1248 году. Впоследствии примерно в 1290 году было создано дошедшее до нас изображение Богоматери, на которое было перенесено название «Миланской мадонны». «Миланская мадонна» считается одним из прекраснейших скульптурных творений периода зрелой готики Ее создателями являются те же ваятели, которые создали каменные скульптуры апостолов на пилястрах внутренних хоров.

В соборе хранятся бесценные сокровища, которым несть числа.Наиболее ценные реликвии собора – звенья цепи, которой был скован св. апостол Петр в узилище, и его посох. В Риме, в церкви св. Петра в Винколи хранится цепь, которой, согласно легенде, был скован св. Петр. Три звена из этой цепи были привезены в дар кeльнскому архиепископу Бруно (953 — 965 гг.). При проведении церковных процессий архиепископ всегда нес их впереди процессии.

Кeльнский собор – это не только место проведения церковных служб, но и крупнейший музей, где собраны за долгие столетия богатейшие коллекции картин, скульптур и драгоценностей.

5. Менхенгладбах (Mönchengladbach)

Первые сведения об этих реликвиях нам дает повествование об основании Гладбахского монастыря, которое вышло из стен монастырского скриптория в XI веке. В этом витиеватом рассказе упоминается некий знатный муж именем Бальдерих, который приказал построить на Гладбахском холме церковь. Первые реликвии подарил этой церкви сам император Карл Великий (742–814). Церковь была разрушена уграми в 954 году, а святыни – частицы мощей свв. Вита, Корнилия, Киприана, Варвары и Хрисанфа – защитники храма спрятали при приближении врага, вложив их в полый камень и закопав. Археологические раскопки, проводившиеся на горе под руководством профессора Хуго Боргера, подтвердили существование поселения на горе в позднекаролингскую эпоху.

Далее предание поветсвует о новом обретении утраченных святынь. Рассказывается, что в 974 году Кельнский архиепископ Геро и сопровождавший его Сандрад, монах из Трира, искали место для будущего монастыря. Дойдя до руин на Гладбахском холме, они услышали вдруг колокольный звон, идущий откуда-то из недр горы. Чудесный колокол привел епископа и монаха на то место, где были спрятаны реликвии в полом камне. Таким образом, место для основания нового монастыря было определено волей Божьей. А монах Сандрад стал первым настоятелем монастыря.

Монастырь пользовался особым покровительством своего основателя – архиепископа Геро. Предполагается, что именно он, возвратившись из византийской поездки со множеством реликвий, преподнес Гладбахскому монастырю его главные святыни – евангельские, как в Ахене и Корнелимюнстере. Однако впервые эти реликвии упоминаются документально лишь около 1275 года. Речь идет о куске ткани, почитаемой как часть скатерти, на которой совершалась Тайная Вечеря, и о другом куске, являющимся, по преданию, частью багряницы Христовой. Здесь же хранятся осколки посуды, которая должна была использоваться во время Тайной Вечери, и части одежд девы Марии и евангелиста Иоанна.

Еще одна святыня Гладбахского монастыря – часть главы св. Лаврентия.

Открывают реликвии раз в семь лет по образцу Ахенского паломничества, в те же годы. В первый день настоятель собора обербургомистр в присутствии и при участии Ахенского епископа открывают ковчег Тайной Вечери, и извлеченные из него святыни которые демонстрируются народу.

6. Мощи святой Анастасии Узорешительницы в монастыре Бенедиктбойерн (Kloster Benediktbeuern) в Баварии

В часе езды от Мюнхена в сторону города Бад Тельца, почти у самого подножия Альпийских гор живописно расположен один из самых старинных баварских монастырей — Бенедиктбойерн, основанный в 739 г. Со стороны кладбища, в северной части главного монастырского храма св. Бенедикта находится знаменитая в Баварии Капелла Анастасии.

В алтарной части капеллы находится священная реликвия монастыря – мощи (небольшой фрагмент лобной части) Анастасии Узорешительницы, почитаемые многими верующими. По преданию, эти мощи доставил в 1035 году из Италии один монах, тайно похитивший их в храме Св. Марии в Органо, что под Вероной. Тщательно охраняемые сегодня мощи помещены в небольшой ковчег-мощевик в виде оригинального женского бюста искусно выполненного из серебра и золота и украшенного драгоценными камнями. Сам ковчег символизирует святую Анастасию Узорешительницу, главу которой украшает золотая корона с жемчугом.

7. Мощи святых Бессребреников Космы и Дамиана Аравийских (Киликийских) в иезуитской церкви св. Михаила (St.-Michaelskirche) в Мюнхене

Почти в самом центре баварской столицы (Neuhauser Str. 52) возвышается монументальное здание иезуитской церкви св. Михаила (St.-Michaelskirche). Она построена баварским герцогом Вильгельмом V (1548-1626).

Под алтарем, в подземной часовне, находятся гробницы многих знаменитых людей Баварии и Мюнхена: представителей династии Вильгельма V-го, курфюрста Максимилиана I-го и др. Здесь можно увидеть и гробницу баварского короля Людвига II – известного строителя сказочных замков в Баварии.

Среди великих церковных святынь – частица Животворящего Креста Господня, колючка от тернового венца Иисуса Христа, частица мощей св. апостола Петра. Справа, в одной из боковых часовен, за высокой изящной решеткой под стеклянным корпусом находится еще одна знаменитая во всей Германии святыня – реликварий (ковчег) с мощами святых Космы и Дамиана Аравийских (Киликийских).Внутри ковчега на специальных подушечках помещены два темно-серых реликвария в виде шапочек, чудно расшитых жемчугом и рубином. них и находятся черепа и кости (всего их 31), принадлежащие Косме и Дамиану и их родным братьям – Леонтию, Анфиму и Евтропию. Архивные документы свидетельствуют, что ковчег с мощами за 2000 талеров приобрел в 1648 году в Бремене курфюрст Максимилиан I (1573-1651).

В Русской Православной церкви известны три двоицы св. мучеников Косьмы и Дамиана:

1.Римские, безмездные врачи (родились, жили и пострадали в 284 году в Риме от побития камнями при царе Карине, память 1/14 июля);

2.Асийские, бессребреники и чудотворцы, (родились в Ш веке в Малой Азии от благочестивой христианки Феодотии, мирно скончались и похоронены в Феремане; память – 1/14 ноября );

3.Аравийские (по месту происхождения), или Kиликийские (по месту страдания вместе с мчч. Леонтием, Анфимом и Евтропием — 287 или 303), память — 17/30 октября.

Агиографические сведения о бессребрениках Космы и Дамиана Аравийских (Киликийских), которые были современниками Римских, весьмы скудные. Каких-либо исторических фактов и документов о жизни и смерти этих мучеников не имеется. В агиографических произведениях отсутствует четкое разделение сведений о всех трех двоицах Космы и Дамиана. В связи с этим возникают трудности с идентификацией их мощей, иконописных изображений и посвященных им храмов.

8. Мощи святых Косьмы и Дамиана Асиийских в Эссенском соборе святых Космы и Дамиана (Essener Münster)

Согласно информации на сайте Эссенской епархии Католической Церкви, в этом городе находятся частицы мощей Косьмы и Дамиана Асиийских . В городском соборе находится еще не мало реликвий.

Первые святыни попали сюда еще стараниями строителя – святителя Альтфрида. Это о мощах свв. Космы и Дамиана. Но не только. В алтаре крипты (древнейшей части собора, сохранившейся до наших дней) хранятся частицы мощей свт. Киприана Карфагенского и свт. Корнилия, папы Римского. С середины ХI века хранится в сокровищнице необычная святыня – реликварий в форме руки с мощами святителя Василия Великого.

Роща в золотистом янтаре рассыпает звезды по рассвету.
Видим зыбь тумана на заре – сто церквей стоят святого света.
Купола их празднично горят, защищая от беды веками.
С верою в Россию зазвонят сто колоколов святых над нами.
С верою в Россию зазвонят сто колоколов святых над нами.
Братья россияне в небе звезд сиянье
Встанем в общий хоровод
Осветите лица, надо нам сплотиться
Поднимайся весь народ!
Здесь поют и дышат для людей, жизнь соединяя в быль и небыль.
В свете православном сто церквей, в ясном свете от земли до неба!
Колокольный возглас на заре утреню играет в ранней сини.
Льют сиянье сто святых церквей, сто молитв о будущем России.
Братья россияне, в небе звезд сиянье
Встанем в общий хоровод!
Осветите лица, надо нам сплотиться,
Поднимайся весь народ!
Братья россияне в небе звезд сиянье
Встанем в общий хоровод

Осветите лица, надо нам сплотиться
Поднимайся весь народ!
Поднимайся весь народ!
Братья россияне в небе звезд сиянье
Встанем в общий хоровод
Осветите лица, надо нам сплотиться
Поднимайся весь народ!
Поднимайся весь народ!
Поднимайся весь народ!
ВПЕРЕД Россия!

О храме Гоба Господня можно писать бесконечно.. Глазами там сначала видишь вымощенный двор, а потом сам вход в храм с колоннами по краям. Одна из мраморных колонн ращеплена, как бы молнией. Это произошло уже на памяти человечества. О снисхождении благодатного огня молится греческий (православный) патриарх, но поскольку в храме есть свои территории у нескольких течений христианства( греки, католики, копты, армяне), то католики настояли на том, чтобы самим молиться о снисхождении Благодатного огня. Православных (ортодоксов) выставили за двери храма. Долго не было огня, потом он снизошел, но у колонны при входе, где молились православные. На мраморе следы огня, расщепившего колонну. Когда заходишь в храм, первое, что видишь — Камень помазания, где, очевидно, готовили тело Иисуса Христа к погребению. Далее за рядом коллон — Кувуклия ( ротонда на месте пещеры, в которой был погребен и затем и воскрес Иисус Христос). Когда в храме нет службы и храм открыт, то можно пройти в Кувуклию в порядке очереди. Однажды, когда мы уже вышли, к огромной очереди подошла Шерон Стоун с бодигардом. Они что-то попытались объяснить греку, впускающему очередных 4 человека в Кувуклию (все греки прилично знают английский). Но… Смутившись и опустив голову пошли и встали в конец очереди. За 9 посещений Иерусалима у Кувуклии насмотрелись всякого… Бывает, что люди не могут войти в Кувуклию, Сначала внешне спокойные — перед входом начинают кричать, буянить, или как говорят-» бесноваться». Тогда подходит священник и, каждый раз по разному, все как-то оканчивается. Некоторые подойдут, постоят — постоят и уходят, даже если и очередь небольшая. Перед кувуклией — огромная греческая церковь Воскресения. Справа — огромный католический предел с хорошим органом. Служба у католиков в полдень, очень красиво и торжественно. Православные служат после полуночи. Вход в храм открывается примерно в 0ч.30мин. На 2 этаже — Голгофа, вершина горы, где было распятие. Там тоже бывает служба. Записочки принимаются в канцелярии под Голгофой (обычно ночью открыто) Убранство храма простое,т.к. греки считают,что в храмах молиться нужно, а не стены украшать. Самая главная служба — на Пасху. Когда проходит служба о даровании благодатного огня, патриарх входит в Кувуклию , которую перед этим проверяют , молиться, как ребенок ,со слезами — о прощении грехов человеческих за прошедший год. Верхняя часть купола над Кувуклией застеклена. Во время молитвы патриарха над куполом ,среди ярко голубого неба, появляется белое облачко. Все его видят — и израильские полицейские, которых там великое множество, и стоящие вокруг храма люди. Иногда бывает виден луч света, исходящий из облачка и пронзающий отверстие в куполе храма. Тогда-то и зажигается огонь в Кувуклии и его передают по всему храму от одного к другому. А иногда загораются пучки свечей, у стоящих в храме, одновременно с появлением огня в Кувуклии. Это можно иногда видеть при прямом телерепортаже из храма в субботу перед пасхой. В этом году народ особенно нервничал, т.к. разговоры о конце света всех «достали.» Но Благодатный огонь снизошел, значит — все будет нормально. Вот какое это удивительное место — Храм Гроба Господня. А что вы там почувствуете — так это очень и очень индивидуально, у всех по-разному. Но если вы туда попали, то, скорее всего будете ездить и ездить, как только будет возможность. Там не глазами смотрят — там душа прозревает.

Паломнические поездки в Сирию и Ливан: святые места и маршруты религиозных туров по Ближнему Востоку.

Более двух тысяч лет назад Святую Землю не разделяли границы современных государств, и родина христианства простиралась далеко на Восток. Охватывая территории современных Ливана и Сирии. Посетить сегодня эти страны для православного паломника — значит прикоснуться к той части христианского мира, которая скрыта от всеобщего взгляда, перенестись в те далёкие времена и ощутить их атмосферу.

Ближний Восток сохранил не только свидетельства библейских событий, но и множество уникальных памятников, возрождающих картину начала времён христианства. Древние города, первые христианские храмы и монастыри дают отчётливое представление о жизни и культуре первых христиан.

Один из самых важных моментов организации путешествия на Ближний Восток — выбор того, кто будет сопровождать паломников, кто будет их гидом. Маршрут паломнического тура можно ограничить посещением одной страны, например Сирии, либо объединить её с Иорданией или Ливаном. Раньше сочетать паломничество в Сирию с посещением Святых мест Израиля было непросто: при наличии в паспорте израильской визы въезд в Сирию был достаточно проблематичен. Но теперь, с отменой въездных виз в Израиль, такой проблемы быть не должно, и можно смело предлагать комбинированные маршруты по Святым местам Израиля и Сирии.

В предыдущих статьях мы уже подробно останавливались на описании Святых мест Израиля и Иордании, а этот материал решили посвятить не менее интересным и важным для православных паломников странам — Сирии и Ливану.

Святые места Сирии

Сирия — страна, о которой все слышали, но знают лишь немногие. Страна с потрясающей историей, богатыми традициями и удивительной культурой. На этой земле оставили свои следы множество религий и народов: римляне, греки, французы, египтяне, монголы, иудеи и русские. Сирия поражает воображение путешественника: даже если человек никогда раньше не задумывался о чудесах, здесь он начинает в них верить. Кроме того, в стране приятно удивляют местные жители. Это народ, который никуда не торопится и, видимо, поэтому — никуда не опаздывает. Сразу ощущается другая культура, другой мир. Мир, который чтобы узнать, нужно научиться понимать.

Дамаск

Как правило, все паломнические поездки по стране начинаются с посещения столицы Сирии Дамаска. Это древний город, известный с 16 века до рождества Христова, неоднократно упоминавшийся в Священном Писании. Как у древних жителей Ближнего Востока, так и в настоящее время он считается одним из самых красивых и благодатных мест на земле.

В Дамаске хранится глава Иоанна Крестителя — святыня, которой поклоняются не только православные христиане, но и мусульмане.

Столица нынешней Сирии неразрывно связана с евангельской историей. Именно здесь произошло чудесное обращение Савла, будущего апостола Павла, к Спасителю. На одной из улиц города произошло исцеление апостола Павла: это историческое место отмечено древним церковным памятником, сохранившимся до нашего времени — храмом святого апостола Анании, который расположен под землей, в старой части Дамаска. Кроме того, в Дамаске хранится глава Иоанна Крестителя — святыня, которой поклоняются не только православные христиане, но и мусульмане.

Сайднайя

Монастырь Сайднайской Божией Матери, крупнейший в Сирии, расположен в небольшом городке Сайднайя в 30 км от Дамаска. Он возвышается над городом как неприступная крепость. Наверх к обители ведут мраморные лестницы, на ступени одной из них в 1985 году чудесным образом возникло радужное изображение Пресвятой Богородицы. Наибольший наплыв богомольцев — в сентябре, в день празднования Рождества Пресвятой Богородицы. В часовне монастыря хранится икона Богородицы, написанная при её жизни св. ев. Лукой.

Также в Сайднайе находится место, где, по преданию, Каин убил своего брата Авеля.

Маалюля

Городок Маалюля в 56 км от Дамаска в горах Каламона является одним из трёх оставшихся в мире селений, где говорят на языке Христа. Там находится одна из главных христианских святынь Сирии — монастырь святой равноапостольной Феклы Иконийской. Над обителью расположена пещера, в которой жила и была погребена святая Фекла, ученица апостола Павла. Паломники посещают монастырь, чтобы поклониться мощам святой Феклы, набрать воды из чудотворного источника и поучаствовать в богослужении в храме. Больше всего их прибывает в день памяти святой Фёклы 7 октября.

Согласно преданию, святая Фекла ходила по земле Сирийской, проповедовала христианское учение и творила чудеса по воле Божией. Весь путь свой она прошла пешком и, когда достигла гор Каламона, силы покинули её. Но, чтобы добраться до ближайшего селения, надо было преодолеть высокую гору. Тогда святая Фекла, встав на колени, обратилась к Господу с просьбой о помощи. И произошло чудо: гора раздвинулась и образовала узкий проход, по которому святая вышла к селению. Сейчас через него проходят все паломники к этому святому месту.

Также в окрестностях Маалюли паломники посещают «Пещеру отца Иосифа» (Каф-Аль-Хури-Юзеф), где проводятся христианские богослужения, а на стене неизвестный мастер изваял в камне икону Пресвятой Богородицы. Неподалёку от города расположен монастырь и храм во имя святых мучеников Сергия и Вакха. Он был построен в начале 4 века, а рядом образовался мужской монастырь. Эта обитель — одна из самых древних христианских построек, сохранившихся на территории Сирии. Кроме того, внимание паломников привлекают два древних алтаря, а богослужение в храме до сих пор ведётся на арамейском языке. День празднования святых мучеников Сергия и Вакха — 20 октября, в этот день сюда стекаются сотни паломников.

Хомс

Древний город Хомс (в библейские времени — Кадеш) возник примерно в 2400 году до рождества Христова. В 59 году после рождества Христова в городе был основан храм Пояса Божией Матери. В одном из его приделов хранится величайшая святыня православной Сирии, пояс Пресвятой Богородицы. Также в Хомсе находится христианский храм во имя святого мученика Илиана, построенный на месте его погребения. А в соседнем городке Эль-Хумайра расположен православный монастырь святого великомученика Георгия Победоносца (начало 6 века), где хорошо сохранился подземный храм, в котором находится образ Георгия Победоносца и часть его пояса.

Монастырь Симеона Столпника

Ещё одно важное место паломничества православных христиан — монастырь преподобного Симеона Столпника (60 км на северо-запад от Алеппо). Он начал возводиться в конце 5 века, в настоящий момент от него осталась часть столпа — 12-метровой колонны, на которой св. Симеон провёл 37 лет жизни.

Сергиополис

Мёртвый город в пустыне Расафа, в 160 км от Пальмиры — древний Сергиополис. Там был казнён и похоронен св. Сергей, небесный покровитель св. Сергия Радонежского. Территория города почти не затронута раскопками, но можно увидеть хорошо сохранившиеся древние стены, часть улиц и крупных зданий, в том числе частично восстановленную базилику св. Сергия, дворец Расафа и руины церкви Мар-Саркис.

1/1
  • Мечеть Омейядов в ДамаскеМечеть Омейядов в Дамаске, где хранится глава Иоанна Крестителя
  • Монастырь в Maalula около ДамаскаМонастырь в Маалюле, Сирия

Святые места Ливана

С Ливаном связано множество событий в библейской истории. Живописное величие Ливанских гор, на вершинах которых лежат белые снежные шапки, «слава Ливана» воспето в священном писании. «Кладезь живых вод», легендарный Ермон, многокилометровые подземные пещеры и многочисленные христианские святыни — всё это Ливан. Говоря о нём, нельзя не упомянуть священные ливанские кедры, которые упоминаются в Библии. Именно их использовал царь Соломон во время возведения Иерусалимского храма.

Основные места, которые посещают православные паломники:

Дейр-Сейидат-ан-Нурия

Дейр-Сейидат-ан-Нурия — древнейший православный монастырь Ливана. В обители имеется чтимый образ Божией Матери, чудесно уцелевший во время пожара.Храм св. великомученика Георгия Победоносца (Амьюн), хранящий древнюю чудотворную византийскую икону Божией Матери, которая мироточит с 1995 года.

Монастырь Кафтун

Монастырь Кафтун является одним из древнейших православных монастырей в стране. Он известен как центр переводов и копирования священных писаний и книг в средние века. В обители находится единственная древняя икона Ливана 13 века, двусторонняя: на одной стороне — Богоматерь с младенцем, на другой — Крещение Господне.

Дейр-эль-Баламанд

Дейр-эль-Баламанд входит в число крупнейших православных богословских и учебных центров Ближнего Востока. В монастыре есть иконы 17-19 веков и средневековые рукописи.

Библос

Библос (37 км от Бейрута) — один из самых древних городов мира. В городе расположен храм Божей Матери, который построен на развалинах языческого храма.В Кане или Канна-аль-Джалиле Христос, согласно Писанию, совершил своё первое чудо: превратил на свадьбе воду в вино. Рядом с селением находятся наскальные рельефы, сделанные руками первых христиан, которые а в пещере неподалёку укрывались от преследователей. Ещё в Кане расположен так называемый Галилейский Мавзолей, священное здание, построенное из камней античного храма.

В пещере Сайидат-аль-Манзар неподалёку от деревушки Магдуше Дева Мария ожидала Иисуса, пока он проповедовал на южном побережье Ливана. Паломники со всего мира приезжают в эти места помолиться, особенно в день рождения Божией Матери.
В Кане или Канна-аль-Джалиле Христос, согласно Писанию, совершил своё первое чудо: превратил на свадьбе воду в вино.

В столице Ливана, Бейруте, есть церковь св. великомученика Георгия Победоносца. Она была реставрирована и открыта на Пасхальные праздники в 2002 году.

Также паломники посещают Сарепту, где жил и совершал чудеса пророк Илия, деревню Бахмадун, где покоятся мощи Илии Карама, молитвенника за Русскую землю, а также древний собор св. Иоанна Крестителя.

Понятия и определения

  • Монастырь — место подвигов монахов, соблюдающих единый устав. Под монастырем также принято понимать саму общину монашествующих. К основным должностным лицам монастыря относят настоятеля, казначея, духовника, благочинного, ризничего, эконома.
  • Монашество (монах от греческого — одиночный, живущий уединённо) — образ жизни православных аскетов, посвятивших себя занятию молитвой. Монахи в России названы иноками, а монашество — иночеством.
  • Анахорет — отшельник, пустынник. Так принято называть христианского подвижника, удалившегося из мира и живущего в полном уединении, всецело посвятившего себя покаянию, молитве и Богопознанию.
  • Киновит — православный монах, обитатель монастыря общежитийного устава или киновии. В отличие от анахорета, он всё необходимое получает от монастыря, трудится и молится совместно с другими монахами.
  • Столпник — святой подвижник, подвизавшийся на столпе: башне или высокой недоступной площадке скалы.

Благодарим за помощь в подготовке материала паломническую службу «Радонеж»