Христианство о реинкарнации

Слово «реинкарнация» переводится как «повторное воплощение». Теория реинкарнации включает в себя две составляющие:

  1. Душа, а не тело представляет собой подлинную сущность человека. Это положение согласуется с христианским мировоззрением и отвергается материализмом.
  2. После гибели тела душа человека через какой-то промежуток времени воплощается в новом теле. Каждый из нас прожил на Земле множество жизней и обладает опытом, выходящим за рамки текущей жизни.

Отождествление себя с телом заставляет человека испытывать сильный страх перед смертью. Ведь после неё он полностью исчезнет, и все его труды окажутся бессмысленными. Это заставляет людей вести себя так, будто смерти вовсе не существует. Чтобы отвлечься от идеи конечности своего существования и отсутствия смысла жизни, люди пытаются забыться в мимолетных делах и развлечениях. Это может быть сосредоточенность на своей семье или сильная погружённость в работу. Человек может прибегать и к таким опасным развлечениям, как употребление наркотиков. Вера в конечность жизни образует в сердцах людей духовный вакуум. Вера в вечную природу души позволяет вновь обрести смысл жизни.

Реинкарнация является законом, действующим на человека вне зависимости от его веры. Доктрина реинкарнации говорит, что человек сам несёт ответственность за свои действия. Последующее рождение зависит от его поступков в предыдущих жизнях. Таким образом, устанавливается справедливость, и объясняются тяжелые обстоятельства жизни тех, кто еще не успел нагрешить. Последующее воплощение позволяет душе исправить свои ошибки и выйти за рамки ограничивающих представлений. Сама идея постоянного обучения души вдохновляет. Мы можем избавиться от зацикленности на текущих делах, найти новый взгляд на сложные и угнетающие ситуации. С помощью способностей, развитых в прошлых рождениях, душа получает возможность преодолеть те проблемы, которые были не решены ранее.

Многие из нас не имеют воспоминаний о своих прошлых жизнях. Этому могут быть две причины:

  1. Нас научили их не помнить. Если семья принадлежит к другой вере или кто-то из членов семьи атеист, то такие воспоминания будут пресекаться. Высказывание ребенка о подробностях прошлой жизни может восприниматься как выдумка или вовсе как психическое расстройство. Таким образом, ребенок учится скрывать свои воспоминания, а впоследствии и сам забывает их.
  2. Воспоминания могут быть тяжёлыми или шокирующими. Они могут помешать нам сохранять нашу идентичность в текущей жизни. Мы можем не выдержать их и действительно сойти с ума.

Идея реинкарнации поддерживалась различными учёными и мудрецами на протяжении тысячелетий. На данный момент доктрина реинкарнации в большей степени сохранилась в индуизме. Многие ездят в Индию, чтобы ближе соприкоснуться с этой религией и получить духовный опыт. Однако на Западе тоже были последователи этой теории. Ниже мы рассмотрим великих личностей разных исторических периодов, поддерживающих теорию реинкарнации души.

Доктрина переселения душ в религиях Востока

Доктрина перевоплощения является центральным звеном множества индийских религий. Присутствует она и в буддизме. Для представителей восточных вероучений идея перевоплощения является естественной.

Понятие перевоплощения душ является главным в индуизме. О нём написано в священных текстах: в Ведах и Упанишадах. В Бхагавад-Гите, вмещающей в себя суть индуизма, перевоплощение сравнивается со сменой старых одежд на новые.

Индуизм учит, что наша душа пребывает в постоянном круговороте рождения и смерти. После множества рождений она разочаровывается в материальных наслаждениях и ищет высший источник счастья. Духовная практика позволяет осознать, что наше истинное Я — это душа, а не временное тело. Когда материальные влечения перестают управлять ей, душа выходит из круговорота и переселяется в духовный мир.

В буддизме утверждается, что существует пять уровней, на которых можно воплотиться: жители ада, животные, духи, люди и божества. Условия, в которых родится душа в следующий раз, зависят от ее деятельности. Процесс перерождения происходит до тех пор, пока существо не распадётся либо не достигнет пустоты, что доступно немногим. В джатаках (древнеиндийских притчах) рассказывается о 547 рождениях Будды. Он воплощался в разных мирах, помогая обрести освобождение их жителям.

Реинкарнация в философии Древней Греции

В Древней Греции приверженцами концепции реинкарнации были Пифагор и его последователи. Сейчас признаются заслуги Пифагора и его школы в математике и космологии. Всем нам еще со школы знакома теорема Пифагора. Но Пифагор прославился и как философ. По Пифагору, душа приходит с небес в тело человека или животного и воплощается до тех пор, пока не получит права вернуться обратно. Философ утверждал, что помнит свои предыдущие воплощения.

Ещё один представитель философов в Древней Греции, Эмпедокл, изложил теорию о переселении душ в поэме «Очищения».

Известный философ Платон также был сторонником концепции перевоплощения. Платоном были написаны знаменитые диалоги, где он передаёт беседы со своим учителем Сократом, который не оставил собственных трудов. В диалоге «Федон» Платон пишет от имени Сократа, что наша душа может прийти на землю вновь в человеческом теле или в виде животных, растений. Душа спускается с небес и сначала рождается в теле человека. Деградируя, душа переходит в оболочку животного. В процессе развития душа снова является в человеческом теле и получает возможность обрести свободу. В зависимости от недостатков, которым подвержен человек, душа может воплотиться в животном соответствующего вида.

Доктрины реинкарнации придерживался и Плотин — основатель школы неоплатонизма. Плотин утверждал, что человек, убивший свою мать, в следующем рождении станет женщиной, которая будет убита своим сыном.

Раннее христианство

Современное христианское учение утверждает, что душа воплощается только один раз. Кажется, что так считалось всегда. Однако есть мнения, что раннее христианство благосклонно относилось к идее перевоплощения. Среди поддерживавших эту идею был Ориген — греческий теолог и философ.

Ориген имел большой авторитет среди современников и стал основателем христианской науки. Его идеи повлияли как на восточное, так и на западное богословие. Ориген 5 лет учился у неоплатоника Аммония Сакса. В это же время у Аммония учился Плотин. Ориген говорил о том, что Библия включает в себя три уровня: телесный, душевный и духовный. Нельзя толковать Библию буквально, т. к. кроме конкретного смысла, она несёт тайную весть, доступную далеко не всем. Около 230 г. н. э. Ориген создал изложение христианской философии в трактате «О началах». В нём он пишет и о перевоплощении. Философ писал, что души, склонные к злу, могут родиться в оболочке животного и даже растения. Исправив свои ошибки, они возвышаются и обретают Царствие Небесное вновь. Душа вступает в мир, обладающая силой побед или ослабленная поражениями предшествующего воплощения. Поступки, совершённые человеком в этой жизни, предопределяют обстоятельства рождения в следующей.

В 553 году теория реинкарнации душ была осуждена на Пятом Вселенском Соборе. Собор был учреждён византийским императором Юстинианом. С помощью голосования члены собора решали, допустим ли оригенизм для христиан. Весь процесс голосования был под контролем императора, часть голосов была фальсифицирована. Теория Оригена была предана анафеме.

Средние века и эпоха Возрождения

В этот период учение о переселении душ развивается в Каббале — эзотерическом течении в иудаизме. Каббала распространилась в XII-XIII вв. Средневековые каббалисты выделяли три вида переселения. Рождение в новом теле обозначалось термином «гилгул». В описании гилгула иудейские тексты сходны с индуизмом. В книге «Зогар» говорится о том, что последующее рождение определяется тем, какие пристрастия имел человек в предыдущем. Влияют на него и последние мысли перед смертью. В Каббале упоминаются и два других вида реинкарнации: когда душа вселяется в уже существующее тело со злыми или добрыми помыслами.

Среди прочих деятелей того времени концепции придерживался Джордано Бруно — итальянский философ. Со школьной программы мы знаем, что он поддерживал гелиоцентрические воззрения Коперника, за что был сожжён на костре. Однако мало кто знает, что к сожжению он был приговорен не только за это. Бруно говорил о том, что человеческая душа после гибели тела может вернуться на землю в ином теле. Или пойти дальше и путешествовать по множеству миров, которые существуют во вселенной. Спасение человека не определяется его отношениями с Церковью, а зависит от прямой связи с Богом.

Новое время

В новое время концепцию о перевоплощении развивал Лейбниц. Это проявилось в его теории о монадах. Философ утверждал, что мир состоит из субстанций, называемых монадами. Всякая монада есть микрокосм и находится на своей ступени развития. В зависимости от ступени развития монада имеет связь с разным количеством подчиненных ей монад более низкого уровня. Эта связь образует новую сложную субстанцию. Смерть — это отделение главной монады от подчиненных. Таким образом, смерть и рождение тождественны обычному обмену веществ, который происходит у живого существа в процессе жизнедеятельности. Только в случае реинкарнации обмен имеет характер скачка.

Теорию о перевоплощении развил и Шарль Боннэ. Он считал, что во время смерти душа сохраняет часть своего тела и потом развивает новое. Поддерживал её и Гёте. Гёте говорил, что понятие деятельности убеждает его в правильности теории переселения душ. Если человек неустанно действует, то природа должна дать ему новую форму жизни, когда ныне существующая не сможет удерживать его дух.

Сторонником теории реинкарнации был и Артур Шопенгауэр. Шопенгауэр выражал своё восхищение индийской философией и говорил о том, что творцы Вед и Упанишад осознавали сущность вещей более ясно и глубоко, чем ослабевшие поколения. Вот его размышления о вечности души:

  • Убеждение, что мы недоступны для смерти, носимое каждым из нас, исходит из осознания нашей изначальности и вечности.
  • Жизнь после смерти не является более недоступной для понимания, чем нынешняя жизнь. Если возможность существования открыта в настоящем, значит, она будет открыта и в будущем. Смерть не может разрушить большего, чем мы имели при рождении.
  • Есть то существование, которое не может быть уничтожено смертью. Оно вечно существовало до рождения и будет вечно существовать после смерти. Требовать бессмертия индивидуального сознания, которое разрушается вместе с гибелью тела, — это значит желать постоянного повторения одинаковой ошибки. Для человека недостаточно переселиться в лучший мир. Нужно, чтобы перемена произошла внутри него.
  • Убеждение, что дух любви никогда не исчезнет, имеет под собой глубокую основу.

XIX-XX вв

В реинкарнацию верил и Карл Густав Юнг, швейцарский психиатр, развивший учение о коллективном бессознательном. Юнг пользовался понятием вечного «Я», которое рождается вновь, чтобы постигнуть свои глубочайшие тайны.

Известный политический лидер Махатма Ганди говорил о том, что концепция перевоплощения поддерживала его в его деятельности. Он верил в то, что если не в этом, то в другом воплощении осуществится его мечта о всеобщем мире. Махатма Ганди был не только политическим лидером Индии. Он был и её духовным лидером. Следование своим идеалам сделало Ганди настоящим авторитетом. Мировоззрение Ганди сложилось благодаря осмыслению Бхагавад-Гиты. Ганди отвергал любые формы насилия. Ганди не делал различия между простым служением и престижной работой.

Он сам чистил туалеты. Среди множества заслуг Ганди основными являются:

  • Ганди внёс решающий вклад в улучшение положения неприкасаемых. Он не ходил в те храмы, куда запрещали входить неприкасаемым. Благодаря его проповедям были приняты законы, которые препятствовали унижению низших каст.
  • Обеспечение независимости Индии от Великобритании. Ганди действовал с помощью тактики гражданского неповиновения. Индийцы должны были отказаться от титулов, которые давала Великобритания, работы на госслужбе, в полиции, в армии и от покупки английских товаров. В 1947 году Британия сама дала независимость Индии.

Россия

Л.Н. Толстой — широко известный русский писатель. Его произведения многие изучали в школе. Однако немногие знают, что Толстой интересовался ведической философией и изучал Бхагавад-Гиту. Лев Толстой признавал учение о реинкарнации. Рассуждая о жизни после смерти, Толстой показывал вероятность двух путей. Либо душа сольется со Всем, либо родится вновь в ограниченном состоянии. Второе Толстой полагал более вероятным, т. к. считал, что зная только ограниченность, душа не может ожидать неограниченной жизни. Если душа будет жить где-то после смерти, значит, где-то она жила и до рождения утверждал Толстой.

Н. О. Лосский является представителем русской религиозной философии. Он был одним из основателей направления интуитивизма в философии. Вот как доказывает идею перевоплощения русский философ:

  1. Невозможно даровать человеку спасение извне. Он должен сам справиться со своим злом. Бог ставит человека в такие ситуации, которые покажут ничтожность зла и силу добра. Для этого нужно, чтобы душа продолжала жить после физической смерти, получая новый опыт. Всякое зло искупается страданиями до тех пор, пока сердце не станет чистым. Для такого исправления нужно время. Оно не может произойти в пределах одной короткой жизни человека.
  2. Создавая личность, Бог дарует ей силу творить. Тип жизни человек вырабатывает сам. Поэтому он ответственен за свои действия, за свои черты характера и за своё внешнее проявление в теле.
  3. Лосский отмечал, что забывание — естественное свойство человека. Многие взрослые не помнят часть своего детства. Тождество личности зиждется не на воспоминаниях, а на основных стремлениях, которые влияют на то, каким путём пойдёт человек.
  4. Если страсть, вызвавшая неблаговидный поступок в прошлом воплощении, остаётся в душе при последующем рождении, то и без воспоминания о совершённых поступках, само наличие и проявление её приводят к наказаниям.
  5. Блага и трудности, которые получают новорожденные, определяется их прошлым рождением. Без теории перевоплощения разные условия рождения противоречат благости Бога. В противном же случае рождающееся существо само создаёт их. Следовательно, оно и отвечает за них.

Лосский, однако, отвергал, что человек в следующем воплощении может родиться в оболочке животного или растения.

Карма и реинкарнация

Понятие кармы тесно связано с теорией реинкарнации. Закон кармы – закон причины и следствия, согласно которому поступки человека в настоящем определяют его жизнь как в этом, так и в последующих воплощениях. То, что происходит с нами сейчас, является следствием поступков прошлого.

В тексте Шримад-Бхагаватам, одной из основных Пуран, говорится о том, что действия существа создают его очередную оболочку. С приходом смерти человек перестаёт пожинать плоды определенного этапа деятельности. С рождением он получает результаты следующего этапа.

После физической смерти душа может перевоплотиться не только в человеческой оболочке, но и в теле животного, растения или даже полубога. То тело, в котором мы живем, называется грубым телом. Однако существует ещё и тонкое тело, состоящее из ума, разума и эго. При гибели грубого тела тонкое тело остаётся. Этим объясняется то, что в последующем воплощении сохраняются стремления и черты личности, которые были характерны для неё в предыдущей жизни. Мы видим, что даже младенец имеет свой индивидуальный характер.

Генри Форд говорил о том, что его талант копился на протяжении множества жизней. Он принял доктрину перерождения в 26 лет. Работа не приносила ему полного удовлетворения, т. к. он понимал, что неизбежность смерти делает его усилия напрасными. Идея реинкарнации дала ему возможность верить в дальнейшее развитие.

Реинкарнация отношений

Помимо личных взаимоотношений существуют более тонкие связи. В предыдущих воплощениях мы уже встречались с какими-то людьми. И эта связь может продолжаться несколько жизней. Бывает, что нами не были решены какие-то задачи перед человеком в прошлой жизни, и мы должны их решить в настоящем.

Есть несколько типов связей:

  • Родственные души. Те души, которые помогают друг другу перейти на новый уровень сознания. Они часто имеют противоположный пол, чтобы сбалансировать друг друга. Встреча с родственной душой может длиться недолго, но иметь сильное влияние на человека.
  • Души-близнецы. Они очень похожи друг на друга по характеру, по своим интересам. Часто чувствуют друг друга на расстоянии. При встрече возникает ощущение, что давно знаком с человеком, возникает чувство безусловной любви.
  • Кармические отношения. Такие отношения часто бывают сложными, в них нужно много работать над собой. Людям нужно проработать вместе какую-то ситуацию. Если остался какой-то долг перед человеком с прошлой жизни, значит, пришло время его вернуть.

О связи душ в последующих жизнях писал и Лосский. Существа царства Бога обладают космическим телом и связаны друг с другом. Человек, питающий к другому лицу истинную любовь, соединяется с ним неразрушимой связью. При новом рождении связь остается хотя бы в виде безотчётной симпатии. На более высоком этапе развития мы сможем вспомнить все предыдущие этапы. Тогда появляется возможность сознательного общения с той личностью, которую мы полюбили вечной любовью.

Душа не может удовлетвориться лишь материальными наслаждениями. Однако высших наслаждений можно достичь лишь с помощью духовного опыта, который помогает осознать свою духовную природу. Концепция реинкарнации учит нас не зацикливаться на преходящих моментах, позволяет осознать вечность души, что поможет в решении сложных проблем и в обретении смысла жизни.

Переселение душ

Переселение душ — пожалуй, всем известное понятие (пришедшее, прежде всего, из древнеиндийской философии). Но как понять суть этого, возможного явления? Гносеология — может помочь в этом, ибо это — вопрос тоже гносеологический. Что ж, рассмотрим наглядный пример переселения душ:

Согласно военной программе США, в возможных войнах ближайшего будущего (если они будут), вместо солдат — будут воевать специальные роботы, управляемые дистанционно. Солдаты т.о. — гибнуть в войнах больше не будут, а будут гибнуть лишь роботы, управляемые дистанционно, т.е. аватары. На управление каждым отдельным роботом — будет отдельный человек-оператор, находящийся далеко от управляемого робота (хоть на другом континенте). Если управляемый робот погибает в бою, то оператор, оставаясь, естественно, невредимым, берётся за управление другим, исправным роботом. Т.о. происходит переселение души (= сознания) из погибшего робота — в тело следующего, исправного робота. Гибель тела робота т.о. — не может причинить вреда душе, ибо душа связана с роботом дистанционно (и является, в данном случае — сознанием оператора). Такая душа робота т.о. — может легко покидать тело робота (при его разрушении), и переселяться в новое, исправное тело (т.е. в другого робота). Это как раз наглядный пример переселения душ (кстати, это недавно было экранизировано в фильме «Суррогаты»…).

Нечто подобное — может происходить и с человеком (в отношении переселения душ): например, Иисус Христос — обещал, что душам всех телесно-умерших людей — однажды будут дарованы новые тела, во времена воскрешения. Т.е. произойдёт переселение (вселение) душ в новые тела.

Но пока эти времена не наступили, где находятся души, и в какой форме? Души, в случае виртуальной реальности окружающего Мира — могут храниться записанными на потустороннем «жёстком диске», и (бессознательно!) «ждать» момента воскрешения. Или же они могут не просто храниться (покоиться), но и (по воле Бога) — жить (бестелесной жизнью). Например, свободно и невидимо летать по всему нашему (виртуальному, в таком случае) Миру, будучи тут — бестелесными, и пассивно наблюдать за всем, что в Мире происходит, подсматривать за любым из нас… Такая бестелесная жизнь души — человеческой душе, конечно, интересна: будучи в этом Мире бестелесной, такая душа — свободна, и может летать куда угодно, и видеть что угодно… и наслаждаться такой жизнью, продолжением познания Мира, следить за потомками, и даже просить помощи у Бога за них (на подобных идеях — основан культ предков).

Всё же, вся эта бестелесная жизнь души — сводится, в целом, к пассивному созерцанию. Как ни крути, но гораздо интереснее — получить тело, и жить, не пассивно созерцая Мир, а активно преобразуя Мир (используя тело). Наличие тела — позволяет более эффективно заниматься творчеством, изменять Мир вокруг, пребывать в приключениях, и т.д., т.е. жить активно и в полную силу. Т.о. тело для души — инструмент, а не тюрьма. И только лишившись этого инструмента, можно понять, насколько он ценен. Свободная душа, рано или поздно, это понимает, и жаждет вновь получить тело.

Библейский Бог — обещал, что подарит душе каждого телесно-умершего человека — новое тело (во времена воскрешения), причём новое тело — будет нетленным (т.е. вечным, и не подверженным болезням). В обычной реальности, это означает, что оно будет, скорее, не совсем биологическим, а дополненным, например, нанотехнологиями.

А пока что, наши тела — хрупки, и их нужно беречь (беречь здоровье), но, что многократно важнее, нужно беречь душу (и дух), беречь от падения, и разрушения… (Иначе новое тело уже не понадобится).

Идём далее: в восточной философии (в отличие от Библии) — существует представление о переселении душ умерших людей — в тела рождающихся детей, (а также в тела животных, растений, и т.п.). Как понять и представить такое?! Рассмотрим душу человека, переселяющуюся в младенца: такой человек (младенец) — рождается в беспамятстве о прошлой жизни. Но память о прошлой жизни — не стёрта, а всего лишь, определённым образом, изолирована, переведена в неосознаваемое состояние, что и позволяет душе начать новую жизнь, как бы «с чистого листа» (телесное рождение заново).

Память о прошлой жизни (или о множестве прошлых жизней) — запрятана т.о. где-то «в глубине» каждого человека, и человек не осознаёт эту скрытую память, но она, определённым образом — влияет на весь жизненный путь человека в (каждой) новой жизни (проявляясь в интуиции, характере, склонностях, способах самовыражения по мере взросления, и т.п.). Можно ли узнать, кем ты был в своих прошлых жизнях (если таковые — действительно были)? Может, ты был в прошлой жизни очень известной личностью? Это, конечно, было бы интересно узнать, и можно искать разные способы для этого, но конечно, все они — вызывают сомнения, и порождают всевозможное шарлатанство.

В буддизме имеется также представление, что если человек прожил жизнь злым и приземлённым, то в следующей жизни, его душа окажется переселённой в тело существа более низкого уровня (для начала — в тело животного). Опять же, память о прошлом, тут — изолируется, и такое животное — не будет предполагать, что в прошлой жизни было человеком. В зависимости от правильности своей животной жизни, в следующей жизни душа может переселиться в тело более высокого существа, или ещё более низшего. И т.д. — бесконечно, в вечном круговороте переселения душ, выйти из которого можно лишь оказавшись в человеческом теле, и пройдя по пути Будды — пути ко всё более глубоким просветлениям, к Пробуждению, через медитации (= глубокие философские размышления), поняв и прочувствовав свою истинную природу, сущность Мира вокруг, и др. глубокие, захватывающие вопросы…

Достигнув Пробуждения (= нирваны, = выхода из цепи перерождений), душа человека — воссоединяется со своей изначальной, Божественной сутью (= Божественным Подсознанием, как уже говорилось), и с памятью всех прошлых жизней. Подсознание, творившее этот Мир-коллективное сновидение, и выступавшее в роли Бога — откроется этой прозревшей душе, и душа такого человека становится всемогущей частью всемогущего Бога.

Кстати, тут можно увидеть одну из причин, почему Буддизм, как философское учение, вскоре после своего появления — легко породил религию Буддизма: Ведь Будда, достигнув нирваны — воссоединился с Богом (т.е. с Божественным Подсознанием), и обрёл Божественные силы и возможности. Из этого можно предположить, что Он может помогать тем, кто идёт по Его пути, — свыше, и отвечать на молитвы (помощью)…

Средний человек не знает, что ему делать со своей жизнью, и тем не менее он хочет получить еще одну — вечную.

Анатоль Франс

После буржуазно-демократического переворота 1991 года души россиян, помимо прочего, стали регулярно подвергаться воздействию религиозных учений южной и юго-восточной Азии. От такого рода литературы в книжных магазинах прогибаются полки. Не стихает и поток миссионеров. Большинство из них наши соотечественники, ставшие иноверцами. Поскольку в нашей стране уже более 20 лет наблюдается идеологический вакуум, а государство настолько увлечено экономикой, что о духовной составляющей своих граждан просто забыло, азиатские религиозные учения попали на благодатную почву. Число их сторонников неуклонно растет, а контрпропаганда настолько слаба, что ее попросту не видно и не слышно. Хорошо это или плохо, полезно или вредно? Попробуем разобраться на примере учения о реинкарнации (переселении душ умерших).

Сразу оговорюсь: я не являюсь специалистом в данной области и поэтому буду рассуждать исключительно о моральном влиянии данного учения. Я пришел к выводу, что оно негативно.

В чем польза этого учения? На лекциях и семинарах заезжие миссионеры говорят, что множество физических жизней на Земле нам дается для исправления ошибок, совершенных в прошлых жизнях. При этом нам самим ни об этих ошибках, ни о самих ранее прожитых жизнях абсолютно ничего не известно. Что же мы должны исправлять? Лекторы на этот вопрос отвечают так: «Это же и хорошо, что нам о своих прошлых грехах ничего не известно! В противном случае как бы мы жили в постоянных муках совести?»

Такой ответ напоминает приемы из арсенала ловких демагогов. На самом деле людей, убивающихся муками совести, не так-то часто встретишь. Грешат же практически все, в настоящей, а не прошлой жизни, и прекрасно помнят об этом. Хуже того, немало таких, кто даже не собирается скрывать свои грехи. А есть и те, кто ими хвастается. Большинство же, помня все ими содеянное, прощает себя, даже не заходя в церковь, говоря себе и окружающим: «Да, виноват, но с кем не бывает! Жизнь, она ведь штука сложная. И не такое люди вытворяют, и ничего — живут!»

Поэтому приведенный довод пропагандистов реинкарнации выглядит несостоятельным. Какой же тогда смысл повторно появляться на свет для исправления совершенных ошибок, о которых ты никогда ничего не узнаешь? И в чем польза этого учения для человеческой души? Я поговорил с несколькими его горячими поклонниками. Для них это что-то вроде игры для взрослых и не более: «Вот интересно, кем же я был в прошлой жизни? И как бы об этом узнать?» Люди готовы перелопатить горы литературы, чтобы найти ответ на этот вопрос, и основательно раскошелиться в пользу довольного гуру. Но разве духовно чище или богаче они от этого стали? Один немолодой мужчина, достаточно образованный и вроде неглупый, всем, с кем был знаком, стуча себя в грудь, заявлял, что был принцем из династии Тюдоров. Ему, мол, доподлинно об этом известно — было откровение. «А вы все плебеи!» — на полном серьезе заключал он.

Как это можно привязать к высокой духовности, самосовершенствованию, о которых без устали повторяют восточные миссионеры, я не представляю.

Еще один распространенный тезис, к которому прибегают упомянутые гуру. Они утверждают, что жизнь человека настолько коротка, что нереально чему-то выучиться и что-то узнать. А каждое последующее земное воплощение — это как переход в следующий класс у школьников.

Красиво звучит! Образно! Но каков вред от этой информации! Каждому внушается, что можно никуда не торопиться, не напрягаться, «не париться», не искать никаких жизненных смыслов, свой путь в жизни, не переживать по поводу: что я оставлю после себя. Ведь впереди бесконечное количество жизней! «Я все успею сделать в следующем воплощении! — успокаивает себя человек. — А эту жизнь посвящу без остатка отдыху и развлечениям, оторвусь по полной!»

Безответственность и наплевательское отношение к тому, как ты проживаешь свою жизнь — вот что дает учение о реинкарнации!

Справедливости ради следует сказать, что и христианские ортодоксы уверяют, что человеческая жизнь имеет смысл только в том случае, если она бесконечна. А выдающийся австрийский психиатр Виктор Франкл в книге «Человек в поисках смысла», в отличие от них, совершенно иначе трактует смысл жизни и ответственность человека: «Бытие человека представляет собой ответственность, вытекающую из конечности его жизни. Эта конечность жизни, ограниченный отрезок времени, отведенный человеку здесь, на земле, не лишает его существование смысла. Напротив, сама смерть делает жизнь более осмысленной».

60-70-80 лет, что живут люди, — вполне достаточный срок, чтобы пройти все классы жизненной школы и сдать экзамены на хорошую оценку. Михаилу Лермонтову хватило для этого и 26 лет. Федору Васильеву и Эваристу Галуа — и того меньше. Список можно продолжить.

Но если часами судачить на лавочке, по четыре часа лазить по интернету без всякой цели, по часу болтать по телефону, устраивать регулярные шопинги взамен похода в театр и, лежа перед телевизором, переключать каналы в поисках чего поувлекательней, то и десяти жизней не хватит, чтобы что-то усвоить.

Учение о реинкарнации использует тот же прием в подходе к душам потенциальных верующих, что и большинство религий. Через эгоистический интерес. Все рассчитано на то, что для обычного среднестатистического человека в мире есть только одна ценность — он сам, со всеми своими желаниями и страстями. Ну, разве что еще его близкие. Разве ж плохо прожить не одну, а много жизней? Не торопясь, растягивая удовольствие? Понятно, что такие обыватели без особых проблем отдадут свою душу этому учению.

А вот с теми, кто думает не только о себе, дело будет обстоять посложнее. Если человека беспокоит не только его жизнь, но и всей нашей планеты, то вряд ли ему понравится учение о реинкарнации. Ведь с позиции такого (нормального, естественного!) человека, жизнь большинства из нас скорее вредна, чем полезна. Каждый из нас, проживая отпущенный на Земле срок, забирает из атмосферы живительный кислород, а выделяет ядовитый углекислый газ. Каждый пьет чистую воду, поедает чистые продукты, а выделяет нечто совсем не чистое. Каждый оставляет после себя тонны мусора. И выделяет, как правило, огромное количество негативной энергии. И отнимает у других жизней кусок пространства на планете. А сколько тонн мяса (живых душ!) съедает каждый из нас за свои годы, даже не задаваясь при этом вопросом: «А стоит ли моя жизнь таких огромных жертв?»

Практика показывает, что очень мало таких, кто испытывает угрызения совести за весь этот произведенный вред. И очень мало таких, кто испытывает чувство ответственности за свою жизнедеятельность. Как и таких, кто считает: «Коли уж я столько забрал у Земли-матушки, то обязан хотя бы столько же и вернуть. Чем-то компенсировать нанесенный вред».

Что же дает учение о реинкарнации? Оно умножает весь вред от нашей жизнедеятельности в разы. Точнее, в количество воплощений. Да простят меня искренне верующие, но возникает ощущение, что все это придумал Сатана. Чтобы поскорее уничтожить Землю.

Чело­век – Образ Божий, то есть личное суще­ство, наде­лен­ное разу­мом и сво­бод­ной волей, ибо Разу­мом и высо­чай­шей сво­бо­дой воли обла­дает его Созда­тель. Учение о пере­се­ле­нии душ уни­жает чело­века, пре­вра­щая его в винтик без­лич­ного закона, согласно кото­рому он не только каждый раз теряет свою непо­вто­ри­мую лич­ность, но дегра­ди­рует до уровня живот­ного и рас­ти­тель­ного суще­ство­ва­ния.
С.В. Посад­ский

Бог, в сек­тант­ских уче­ниях, чаще всего без­ли­чен. С лич­но­стью можно общаться, лич­ность может про­щать. Без­лич­ност­ная система поз­во­ляет ввести законы кармы и пере­во­пло­ще­ния, тем самым сделав чело­века мари­о­нет­кой без­ли­ких сил. Закон реин­кар­на­ции сни­жает уро­вень чело­ве­че­ской ответ­ствен­но­сти: в этой жизни чело­век ведет гре­хов­ный образ жизни, а в сле­ду­ю­щей – испра­вится.
В.Ю. Пита­нов

В Церкви закон воз­да­я­ния не отри­ца­ется. Однако хри­сти­ане веруют, что кроме этого закона между любой при­чи­ной и след­ствием есть место для дей­ствия мило­серд­ного Бога. И Бог непре­рывно дей­ствует в нашем мире таким обра­зом, чтобы послед­ствия чело­ве­че­ских грехов окон­ча­тельно не уни­что­жили отпав­шее от Него чело­ве­че­ство, давая людям время на пока­я­ние. Прпо­доб­ный Исаак Сирин сви­де­тель­ство­вал: Не назы­вай Бога пра­во­суд­ным, ибо пра­во­су­дие Его не позна­ется на твоих делах. Хотя Давид име­нует Его пра­во­суд­ным и спра­вед­ли­вым, но Сын Его открыл нам, что паче Он благ и бла­го­стен. Ибо гово­рит: «благ есть» к лука­вым и нече­сти­вым (Лк. 6:35).