Хроническая неуспешность

Пси­хо­ло­ги­че­ский син­дром хро­ни­че­ской неуспеш­но­сти скла­ды­ва­ется в конце дошколь­ного или в млад­шем школь­ном воз­расте. Меж­лич­ност­ная ситу­а­ция раз­ви­тия при этом син­дроме харак­те­ри­зу­ется несов­па­де­нием между ожи­да­ни­ями взрос­лых и дости­же­ни­ями ребенка. Риск его воз­ник­но­ве­ния появ­ля­ется тогда, когда с ребен­ком начи­на­ются систе­ма­ти­че­ские заня­тия, резуль­таты кото­рых не устра­и­вают роди­те­лей и/или педагога.

Как пра­вило, в млад­шем и сред­нем дошколь­ном воз­расте взрос­лые не про­яв­ляют повы­шен­ного инте­реса к тому, насколько успешно ребе­нок справ­ля­ется с теми или иными зада­ни­ями. Отно­ше­ние к нему, оценка его как «хоро­шего” или «пло­хого” опре­де­ля­ется совсем дру­гими кри­те­ри­ями — тем, хорошо ли он себя ведет, слу­ша­ется ли роди­те­лей и вос­пи­та­тель­ницу и т. п.

В период под­го­товки к обу­че­нию в школе или немного позже, в начале школь­ного обу­че­ния, отно­ше­ние взрос­лых к успе­хам и неуда­чам ребенка изме­ня­ется. «Хоро­шим” ока­зы­ва­ется прежде всего тот ребе­нок, кото­рый много знает, успешно учится, с лег­ко­стью решает задачи. К труд­но­стям и неуда­чам, почти неиз­беж­ным в начале школь­ного обу­че­ния, роди­тели часто отно­сятся резко отрицательно.

Дети, нуж­да­ю­щи­еся в кор­рек­ци­он­ной помощи (в связи с сен­сор­ным дефек­том или задерж­кой пси­хи­че­ского раз­ви­тия), нередко ока­зы­ва­ются в ана­ло­гич­ной ситу­а­ции уже в трех­лет­нем воз­расте. Тот же эффект воз­мо­жен и при завы­шен­ных ожи­да­ниях роди­те­лей, оза­бо­чен­ных дости­же­ни­ями ребенка с ран­него дет­ства, начи­на­ю­щих учить его читать и писать в три года и недо­воль­ных его недо­ста­точно быст­рыми успехами.

Реак­ция соци­аль­ного окру­же­ния, спе­ци­фич­ная для хро­ни­че­ской неуспеш­но­сти, — это посто­ян­ная нега­тив­ная оценка, заме­ча­ния, недо­воль­ство роди­те­лей и педагога.

В резуль­тате у ребенка воз­ни­кает и под­дер­жи­ва­ется высо­кий уро­вень тре­воги. У него падает уве­рен­ность в себе, сни­жа­ется само­оценка. Пози­ция млад­шего школь­ника с хро­ни­че­ской неуспеш­но­стью — это пред­став­ле­ние о себе как о без­на­дежно пло­хом уче­нике. Таковы основ­ные осо­бен­но­сти пси­хо­ло­ги­че­ского про­филя при этом синдроме.

Есте­ствен­ные след­ствия высо­кого уровня тре­воги — это непро­дук­тив­ная трата вре­мени на несу­ще­ствен­ные детали, отвле­че­ние от работы на рас­суж­де­ния о том, «как будет плохо, если у меня снова ничего не полу­чится, если я опять получу двойку”, отказ от зада­ний, кото­рые уже зара­нее кажутся ребенку слиш­ком трудными.

Посто­ян­ное опа­се­ние сде­лать ошибку отвле­кает вни­ма­ние ребенка от смысла выпол­ня­е­мых им зада­ний; он фик­си­ру­ется на слу­чай­ных мело­чах, упус­кая из виду глав­ное. Опа­се­ния застав­ляют его мно­го­кратно про­ве­рять свою работу, что при­во­дит к допол­ни­тель­ной неоправ­дан­ной трате вре­мени и сил. Невла­де­ние эффек­тив­ными спо­со­бами про­верки делает ее к тому же бес­смыс­лен­ной, так как она все равно не помо­гает найти и испра­вить ошибку. Стрем­ле­ние сде­лать работу как можно лучше (пер­фек­ци­о­низм) в итоге лишь ухуд­шает дело. Низ­кая резуль­та­тив­ность (неиз­беж­ное след­ствие посто­ян­ного состо­я­ния тре­воги) — это цен­траль­ная осо­бен­ность дея­тель­но­сти при хро­ни­че­ской неуспешности.

Так скла­ды­ва­ется пороч­ный круг: тре­вога, нару­шая дея­тель­ность ребенка, ведет к неуспеху, нега­тив­ным оцен­кам со сто­роны окру­жа­ю­щих. Неуспех порож­дает тре­вогу, спо­соб­ствуя закреп­ле­нию неудач. Чем дальше, тем труд­нее ста­но­вится разо­рвать этот круг, поэтому неуспеш­ность и ста­но­вится «хро­ни­че­ской”. Чем более ответ­ствен­ную работу выпол­няет ребе­нок, тем больше он вол­ну­ется. Если уро­вень тре­воги и без того повы­шен, то его допол­ни­тель­ное повы­ше­ние (вол­не­ние) еще больше пони­жает резуль­таты работы. Из-за этого ответ­ствен­ные кон­троль­ные и экза­ме­на­ци­он­ные работы выпол­ня­ются не лучше, а хуже повсе­днев­ных зада­ний. Воз­ни­кает зави­си­мость, удив­ля­ю­щая мно­гих роди­те­лей и педа­го­гов: при повы­ше­нии моти­ва­ции сни­жа­ются достижения.

Кроме повы­шен­ной тре­воги, суще­ствует еще одно усло­вие, без кото­рого хро­ни­че­ская неуспеш­ность не воз­ни­кает. Это — доста­точно высо­кая сте­пень соци­а­ли­зи­ро­ван­но­сти ребенка, уста­новка на испол­ни­тель­ность, послуш­ность, некри­ти­че­ское выпол­не­ние тре­бо­ва­ний взрос­лых. Если такой уста­новки нет, то ему более или менее без­раз­лично несо­от­вет­ствие его дости­же­ний ожи­да­ниям взрос­лых. Конечно, и у такого ребенка может повы­шаться уро­вень тре­воги, но по дру­гим причинам.

О нали­чии у ребенка уста­новки на испол­ни­тель­ность часто гово­рят сами роди­тели, рас­ска­зы­вая, как долго он сидит за уро­ками (хотя при этом может посто­янно отвле­каться от выпол­ня­е­мых зада­ний). В пси­хо­ло­ги­че­ском обсле­до­ва­нии про­яв­ля­ется под­черк­ну­тая направ­лен­ность ребенка на точ­ное выпол­не­ние тре­бо­ва­ний про­ве­ря­ю­щего, а также стрем­ле­ние к уходу от непри­выч­ных и неод­но­значно опре­де­лен­ных зада­ний, кото­рые оце­ни­ва­ются ребен­ком как особо трудные.

Ане Б. 9 лет. Она учится в тре­тьем классе и уже вто­рой год слы­вет «дво­еч­ни­цей”, но до сих пор и роди­тели, и учи­тель­ница с этим почему-то мири­лись. Теперь тер­пе­ние учи­тель­ницы иссякло. Она ска­зала, что Аню надо либо остав­лять на вто­рой год, либо пере­во­дить в школу для умственно отсталых.

Пси­хо­ло­ги­че­ское обсле­до­ва­ние пока­зало, что у Ани невы­со­кий, но нор­маль­ный для ее воз­раста уро­вень умствен­ного раз­ви­тия. Запас зна­ний несколько ниже нормы, но не настолько, чтобы сде­лать невоз­мож­ным обу­че­ние в мас­со­вой школе. Повы­шена утом­ля­е­мость, сни­жена рабо­то­спо­соб­ность. Веро­ятно, это след­ствие пере­грузки: отец девочки рас­ска­зы­вает, что у нее очень много допол­ни­тель­ных заня­тий — это, по его мне­нию, един­ствен­ный спо­соб научить ее тому, чего тре­бует школь­ная программа.

Глав­ная пси­хо­ло­ги­че­ская осо­бен­ность Ани — очень высо­кий уро­вень тре­вож­но­сти, бес­по­кой­ства. Она все время боится сде­лать ошибку. Из-за этого ино­гда она вовсе отка­зы­ва­ется от выпол­не­ния зада­ний, кото­рые ей вполне по силам. Ино­гда, все же взяв­шись за зада­ние, она столько вни­ма­ния уде­ляет мело­чам, что на глав­ное у нее уже не оста­ется ни сил, ни вре­мени. Рисуя, она больше поль­зу­ется ласти­ком, чем каран­да­шом. Это не имеет осо­бого смысла, так как новая про­ве­ден­ная ею линия обычно ничем не лучше стер­той, но вре­мени на каж­дый рису­нок тра­тится вдвое или втрое больше, чем нужно.

Пер­вич­ные при­чины, при­во­дя­щие в конеч­ном итоге к хро­ни­че­ской неуспеш­но­сти, могут быть раз­лич­ными. Наи­бо­лее рас­про­стра­нен­ной пред­по­сыл­кой слу­жит недо­ста­точ­ная под­го­тов­лен­ность ребенка к школе, при­во­дя­щая к затруд­не­ниям с пер­вых дней обу­че­ния. Так, напри­мер, недо­раз­ви­тие мел­кой мото­рики (уме­ния управ­лять тон­кими дви­же­ни­ями паль­цев и кисти руки) сразу вызы­вает неудачи при обу­че­нии письму. Нес­фор­ми­ро­ван­ность про­из­воль­ного вни­ма­ния при­во­дит к труд­но­стям в орга­ни­за­ции всей работы на уроке; ребе­нок не запо­ми­нает, «про­пус­кает мимо ушей” зада­ния и ука­за­ния учителя.

Нередко при­чи­ной пер­вых неудач ста­но­вится нару­ше­ние обу­ча­е­мо­сти (задержка пси­хи­че­ского раз­ви­тия), несо­от­вет­ствие при­ме­ня­е­мых мето­дов обу­че­ния воз­мож­но­стям ребенка. В даль­ней­шем на этой основе скла­ды­ва­ется хро­ни­че­ская неуспеш­ность, и, даже если задержка уже ком­пен­си­ро­вана, учеб­ные дости­же­ния не повы­ша­ются: теперь они под­дер­жи­ва­ются повы­шен­ным уров­нем тре­воги. При особо глу­бо­кой задержке пси­хи­че­ского раз­ви­тия и тем более при умствен­ной отста­ло­сти син­дром хро­ни­че­ской неуспеш­но­сти не воз­ни­кает: в этих слу­чаях у ребенка сни­жена кри­тич­ность, и он про­сто не заме­чает соб­ствен­ных неудач и отста­ва­ния от дру­гих детей.

В неко­то­рых слу­чаях «сла­бым зве­ном”, запус­ка­ю­щим пороч­ный круг, ока­зы­ва­ются завы­шен­ные ожи­да­ния роди­те­лей. Нор­маль­ные, сред­ние школь­ные успехи ребенка, кото­рого счи­тали «вун­дер­кин­дом”, вос­при­ни­ма­ются роди­те­лями (а зна­чит, и им самим) как неудачи. Реаль­ные дости­же­ния не заме­ча­ются или оце­ни­ва­ются недо­ста­точно высоко. В резуль­тате начи­нает рабо­тать меха­низм, при­во­дя­щий к росту тре­вож­но­сти и вслед­ствие этого к реаль­ной неуспеваемости.

Воз­мо­жен вари­ант, когда повы­шен­ный уро­вень тре­воги пер­во­на­чально фор­ми­ру­ется не из-за школь­ных неудач, а под вли­я­нием семей­ных кон­флик­тов или непра­виль­ного стиля вос­пи­та­ния. Вызван­ная этим общая неуве­рен­ность в себе, склон­ность пани­че­ски реа­ги­ро­вать на любые труд­но­сти пере­но­сятся позже и на школь­ную жизнь. Далее скла­ды­ва­ется уже опи­сан­ный син­дром хро­ни­че­ской неуспеш­но­сти, и даже при нор­ма­ли­за­ции семей­ных отно­ше­ний тре­вож­ность не исче­зает: теперь она под­дер­жи­ва­ется школь­ной неуспеваемостью.

Неза­ви­симо от исход­ной при­чины раз­ви­тие по типу хро­ни­че­ской неуспеш­но­сти про­те­кает при­мерно оди­на­ково. В конеч­ном итоге во всех слу­чаях наблю­да­ется соче­та­ние низ­ких дости­же­ний, резко повы­шен­ной тре­вож­но­сти, неуве­рен­но­сти в себе и низ­кой оценки ребенка окру­жа­ю­щими (роди­те­лями, учителями).

Все эти нару­ше­ния обра­тимы, но, пока они не пре­одо­лены, успехи в учебе, разу­ме­ется, про­дол­жают сни­жаться. Часто роди­тели, пыта­ясь пре­одо­леть воз­ник­шие у ребенка труд­но­сти, устра­и­вают еже­днев­ные допол­ни­тель­ные заня­тия (что мы видели на при­мере Ани). Это повы­шает асте­ни­за­цию и, сле­до­ва­тельно, уси­ли­вает общее небла­го­по­лу­чие ситу­а­ции, еще более тор­мо­зит развитие.

Для пси­хо­лога важ­ней­шим пока­за­те­лем, сви­де­тель­ству­ю­щим о нали­чии хро­ни­че­ской неуспеш­но­сти, слу­жит «тре­вож­ная” дез­ор­га­ни­за­ция дея­тель­но­сти (то есть нару­ше­ния пла­ни­ро­ва­ния и само­кон­троля, вызы­ва­е­мые повы­шен­ным уров­нем тре­воги). «Тре­вож­ную” дез­ор­га­ни­за­цию сле­дует отли­чать от исход­ной нес­фор­ми­ро­ван­но­сти орга­ни­за­ции дей­ствий. Одним из харак­тер­ных пока­за­те­лей того, что дез­ор­га­ни­за­ция вызвана именно повы­ше­нием тре­воги, явля­ется ухуд­ше­ние резуль­та­тов при повы­ше­нии моти­ва­ции. На «тре­вож­ный” рас­пад дея­тель­но­сти (в отли­чие от исходно низ­кого уровня ее орга­ни­за­ции) ука­зы­вают мно­го­чис­лен­ные симп­томы тре­воги, как наблю­да­е­мые в пове­де­нии, так и про­яв­ля­ю­щи­еся в тестах.

Если тре­вога высока, но выра­жен­ные нару­ше­ния орга­ни­за­ции дея­тель­но­сти отсут­ствуют, то можно гово­рить лишь об угрозе воз­ник­но­ве­ния хро­ни­че­ской неуспеш­но­сти, о том, что ребе­нок нахо­дится в зоне повы­шен­ного риска, а не о сло­жив­шемся пси­хо­ло­ги­че­ском син­дроме. Хро­ни­че­ская неуспеш­ность — нев­ро­ти­зи­ру­ю­щий пси­хо­ло­ги­че­ский син­дром. В ходе его раз­ви­тия к пер­вич­ной пси­хо­ло­ги­че­ской симп­то­ма­тике очень часто при­со­еди­ня­ется нев­ро­ти­че­ская: тики, навяз­чи­вые дви­же­ния и мысли, эну­рез, нару­ше­ния сна и т. п. Ино­гда (но, разу­ме­ется, отнюдь не все­гда) появ­ле­ние нев­ро­ти­че­ской симп­то­ма­тики пара­док­саль­ным обра­зом спо­соб­ствует пре­одо­ле­нию исход­ного син­дрома. Роди­тели, оза­бо­чен­ные болез­нью ребенка, пере­стают уде­лять столь боль­шое вни­ма­ние, как раньше, его школь­ным неуда­чам. Это изме­не­ние реак­ции соци­аль­ного окру­же­ния раз­мы­кает пороч­ный круг, под­дер­жи­вав­ший хро­ни­че­скую неуспеш­ность. Из кате­го­рии «неуспе­ва­ю­щих” ребе­нок попа­дает в кате­го­рию «боль­ных”.

Дру­гим неред­ким след­ствием дли­тельно раз­ви­ва­ю­щейся хро­ни­че­ской неуспеш­но­сти явля­ется паде­ние учеб­ной моти­ва­ции, появ­ле­ние нега­тив­ного отно­ше­ния к школе и уче­нию. В этом слу­чае пер­во­на­чаль­ная высо­кая соци­а­ли­зи­ро­ван­ность ребенка к концу млад­шего школь­ного воз­раста может сме­ниться асо­ци­аль­ной установкой.

У мно­гих детей посто­ян­ный неуспех со вре­ме­нем при­во­дит к появ­ле­нию пес­си­ми­сти­че­ского под­хода к дей­стви­тель­но­сти и к раз­ви­тию депрес­сив­ного состо­я­ния. При­знаки депрес­сии харак­терны для давно начав­шейся хро­ни­че­ской неуспеш­но­сти. Как пра­вило, они появ­ля­ются к концу началь­ной школы и зна­ме­нуют собой фор­ми­ро­ва­ние нового пси­хо­ло­ги­че­ского син­дрома — тоталь­ного регресса. Этот син­дром подробно опи­сан ниже.

Тотальный регресс

В под­рост­ко­вом воз­расте у детей с хро­ни­че­ской неуспеш­но­стью нередко совер­ша­ется пере­ход от пози­ции пло­хого уче­ника к само­со­зна­нию без­на­дежно неуспеш­ной лич­но­сти. Этим зна­ме­ну­ется фор­ми­ро­ва­ние нового пси­хо­ло­ги­че­ского син­дрома — тоталь­ного регресса. Среди осо­бен­но­стей пси­хо­ло­ги­че­ского про­филя цен­траль­ную роль начи­нает играть депрес­сив­ный фон настро­е­ния. Дея­тель­ность харак­те­ри­зу­ется отка­зом от каких-либо про­яв­ле­ний актив­но­сти, от обще­ния как со взрос­лыми, так и со сверст­ни­ками. В ответ и соци­аль­ное окру­же­ние «отво­ра­чи­ва­ется” от под­ростка, что углуб­ляет депрес­сию и уси­ли­вает пред­став­ле­ние о своей никчемности.

Алек­сею П. 17 лет. Он един­ствен­ный ребе­нок в семье, живет с роди­те­лями. В тече­ние послед­него года Алек­сей не учится и не рабо­тает. Прак­ти­че­ски все свое время он про­во­дит дома, слу­шая «тяже­лый рок”. В про­шлом он много читал, но уже давно пре­кра­тил это заня­тие. Дру­зей у него нет, а с роди­те­лями он почти не обща­ется. Вме­сте с тем он часто обра­ща­ется к ним с теми или иными тре­бо­ва­ни­ями: купить ему более совре­мен­ный маг­ни­то­фон, более мод­ную одежду и т. п. (по поводу покупки одежды роди­тели выра­жают недо­уме­ние: зачем она ему, если он никуда не ходит?). Роди­тели затруд­ня­ются опре­де­лить, когда именно появи­лись бес­по­ко­я­щие их про­яв­ле­ния. По их сло­вам, он «все­гда плохо учился, но был хоро­шим, послуш­ным маль­чи­ком”. В под­рост­ко­вом воз­расте он начал про­гу­ли­вать школу, что и послу­жило при­чи­ной пер­вых по-насто­я­щему серьез­ных семей­ных кон­флик­тов. Пона­чалу роди­тели опа­са­лись, что он «попал в дур­ную ком­па­нию”, но вскоре поняли, что ника­кой ком­па­нии — ни «дур­ной”, ни хоро­шей — у него нет (хотя раньше у него было несколько при­я­те­лей). Алек­сею угро­жали исклю­че­нием из школы за про­гулы, но год назад он, не дожи­да­ясь исклю­че­ния, сам окон­ча­тельно пере­стал учиться.

Пси­хо­ло­ги­че­ское обсле­до­ва­ние выявило нали­чие у Алек­сея выра­жен­ных депрес­сив­ных тен­ден­ций. Юноша вос­при­ни­мает жизнь как лишен­ную смысла, не имеет ника­ких пла­нов на буду­щее. Он очень эго­цен­три­чен, не спо­со­бен изме­нить свою точку зре­ния и понять пози­цию дру­гих людей (в част­но­сти, соб­ствен­ных роди­те­лей). Само­оценка сни­жена. Свои пер­спек­тивы Алек­сей оце­ни­вает очень низко.

Тоталь­ный регресс — один из наи­бо­лее тяже­лых пси­хо­ло­ги­че­ских син­дро­мов под­рост­ко­вого и юно­ше­ского воз­раста. Для него типична не только оста­новка в раз­ви­тии, но и утрата преж­них дости­же­ний (чем и объ­яс­ня­ется его назва­ние). Это хорошо видно на при­ве­ден­ном при­мере: так, если в про­шлом Алек­сей про­яв­лял высо­кий инте­рес к чте­нию, то теперь этот инте­рес отсут­ствует; имев­ши­еся раньше кон­такты со сверст­ни­ками тоже ока­за­лись утрачены.

Тоталь­ный регресс — нев­ро­ти­зи­ру­ю­щий и пси­хо­па­ти­зи­ру­ю­щий пси­хо­ло­ги­че­ский син­дром, при­чем с еще более выра­жен­ным нев­ро­ти­зи­ру­ю­щим эффек­том, чем у хро­ни­че­ской неуспеш­но­сти. Нередко он раз­ви­ва­ется на фоне уже име­ю­ще­гося нев­роза. Уход в болезнь, кото­рый при хро­ни­че­ской неуспеш­но­сти ино­гда при­во­дит к редук­ции исход­ного пси­хо­ло­ги­че­ского син­дрома, не выпол­няет подоб­ной функ­ции при тоталь­ном регрессе. Напро­тив, он может вести к углуб­ле­нию состо­я­ния, допол­ни­тельно сни­жая актив­ность под­ростка. Этот син­дром чре­ват также серьез­ными нару­ше­ни­ями в фор­ми­ро­ва­нии личности.

Рекомендации родителям при хронической неуспешности у ребенка

Глав­ное, что должны сде­лать взрос­лые при таком «диа­гнозе «, — это обес­пе­чить ребенку ощу­ще­ние успеха. Для этого при оценке его работы надо руко­вод­ство­ваться несколь­кими неслож­ными пра­ви­лами. Глав­ное из них — ни в коем слу­чае не срав­ни­вать его весьма посред­ствен­ные резуль­таты с эта­ло­ном (тре­бо­ва­ни­ями школь­ной про­граммы, образ­цами взрос­лых, дости­же­ни­ями более успеш­ных одно­класс­ни­ков). Ребенка нужно срав­ни­вать только с ним самим и хва­лить его лишь за одно: за улуч­ше­ние его соб­ствен­ных резуль­та­тов. Если во вче­раш­ней кон­троль­ной он пра­вильно сде­лал только один при­мер из десяти, а в сего­дняш­ней — два, то это надо отме­тить как реаль­ный успех, кото­рый дол­жен быть высоко и без вся­кой снис­хо­ди­тель­но­сти или иро­нии оце­нен взрос­лыми. Если же сего­дняш­ний резуль­тат ниже вче­раш­него, то надо лишь выра­зить твер­дую уве­рен­ность в том, что зав­траш­ний будет выше.

Очень важно найти хоть какую-нибудь сферу, в кото­рой ребе­нок может ока­заться успеш­ным, реа­ли­зо­вать себя. Этой сфере надо при­дать высо­кую цен­ность в его гла­зах. В чем бы он ни был успе­шен: в спорте, в чисто быто­вых домаш­них делах, в ком­пью­тер­ных играх или в рисо­ва­нии, — это должно стать пред­ме­том живого и при­сталь­ного инте­реса роди­те­лей. Ни в коем слу­чае нельзя ста­вить в вину ребенку неуспехи в школь­ных делах. Напро­тив, сле­дует под­чер­ки­вать, что раз он что-то научился делать хорошо, то посте­пенно научится и всему остальному.

Ино­гда взрос­лым кажется, что у ребенка нет спо­соб­но­стей вообще ни к чему. Однако в дей­стви­тель­но­сти такого прак­ти­че­ски нико­гда не бывает. Может быть, он хорошо бегает? Тогда надо отдать его в сек­цию лег­кой атле­тики (а не гово­рить, что на это у него нет вре­мени, потому что он не успе­вает сде­лать уроки). Воз­можно, он умеет акку­ратно рабо­тать с мел­кими дета­лями? Тогда ему стоит запи­саться в кру­жок авиа­мо­де­ли­ро­ва­ния. Ребенка, стра­да­ю­щего хро­ни­че­ской неуспеш­но­стью, нужно не про­сто побольше хва­лить и поменьше ругать (что оче­видно), но хва­лить именно тогда, когда он что-то делает (а не тогда, когда пас­сивно сидит, не мешая окружающим).

Роди­те­лям и учи­те­лям необ­хо­димо изле­читься от нетер­пе­ния: ждать успе­хов в учебе при­дется долго, так как сни­же­ние тре­вож­но­сти не может про­изойти за одну неделю. Да и тогда еще «хвост” нако­пив­шихся про­бе­лов в зна­ниях долго будет давать о себе знать. Школа должна очень долго оста­ваться сфе­рой щадя­щего оце­ни­ва­ния, сни­жа­ю­щего тре­вогу (что уже само по себе дает неко­то­рое улуч­ше­ние резуль­та­тов). Сле­дует быть гото­выми к тому, что школь­ные дела могут так и остаться вне сферы дет­ского само­утвер­жде­ния, поэтому болез­нен­ность школь­ной ситу­а­ции должна быть сни­жена любыми сред­ствами. В первую оче­редь необ­хо­димо сни­зить цен­ность школь­ных отме­ток (но не зна­ний!). В особо серьез­ных слу­чаях при­хо­дится идти на обес­це­ни­ва­ние и ряда дру­гих школь­ных тре­бо­ва­ний и цен­но­стей (напри­мер, закры­вать глаза на то, что не пол­но­стью выпол­ня­ются домаш­ние зада­ния). Бла­го­даря этим мерам у ребенка посте­пенно сни­жа­ется школь­ная тре­вога, а так как на уро­ках он про­дол­жает рабо­тать, то накап­ли­ва­ются и неко­то­рые достижения.

Важно, чтобы роди­тели не пока­зы­вали ребенку свою оза­бо­чен­ность его учеб­ными неуда­чами. Чтобы, искренне инте­ре­су­ясь его школь­ной жиз­нью, они при этом сме­щали акценты своих инте­ре­сов на отно­ше­ния детей в классе, под­го­товку к празд­ни­кам, дежур­ства по классу, экс­кур­сии и походы, но не фик­си­ро­ва­лись на обла­сти неуспеха — школь­ных отмет­ках. В каче­стве чрез­вы­чайно зна­чи­мой, высоко цени­мой и остро их инте­ре­су­ю­щей должна под­черк­нуто выде­ляться та сфера дея­тель­но­сти, в кото­рой ребе­нок успе­шен и может само­утвер­ждаться, обре­сти утра­чен­ную веру в себя. Такой пере­смотр тра­ди­ци­он­ных школь­ных цен­но­стей поз­во­ляет пре­ду­пре­дить самый тяж­кий резуль­тат хро­ни­че­ской неуспеш­но­сти — резко отри­ца­тель­ное отно­ше­ние ребенка к учебе, кото­рое к под­рост­ко­вому воз­расту может пре­вра­тить хро­ни­че­ски неуспе­ва­ю­щего ребенка в закон­чен­ного хули­гана. При этом не воз­ни­кает и дру­гое частое след­ствие хро­ни­че­ской неуспеш­но­сти — тоталь­ный регресс, при­во­дя­щий к глу­бо­кой пас­сив­но­сти и без­раз­ли­чию. В общем, чем больше роди­тели и учи­теля фик­си­руют ребенка на школе, тем хуже для его школь­ных успехов.

Под конец вер­немся к вопросу, постав­лен­ному роди­те­лями Ани: имеет ли смысл остав­лять ребенка с хро­ни­че­ской неуспеш­но­стью на вто­рой год или пере­во­дить во вспо­мо­га­тель­ную школу? Ответ на этот вопрос, без­условно, отри­ца­те­лен. Спо­соб­но­сти девочки вполне доста­точны для того, чтобы усво­ить учеб­ный мате­риал. Надо только сде­лать заня­тия более живыми и инте­рес­ными и пере­стать непре­рывно ее ругать, вызы­вая у нее при­мерно то состо­я­ние, кото­рое воз­ни­кает у кро­лика при виде удава. Тогда она, без­условно, сумеет выбраться на уро­вень «тро­еч­ницы”, что уже вполне неплохо. Остав­ле­ние же на вто­рой год лишь еще пони­зит ее уве­рен­ность в себе (хотя пони­жать ее почти некуда), еще углу­бит хро­ни­че­скую неуспешность.

Тем более не сле­дует отда­вать Аню в школу для умственно отста­лых (или для детей с задерж­кой раз­ви­тия). Эти школы пред­на­зна­чены не для детей с резко повы­шен­ной тре­вож­но­стью, а для тех, у кого пони­жен уро­вень умствен­ного развития.

У неко­то­рых детей к хро­ни­че­ской неуспеш­но­сти при­во­дит именно нару­ше­ние обу­ча­е­мо­сти. В этом слу­чае спе­ци­аль­ная школа будет полезна и, воз­можно, пере­вода в такую школу ока­жется доста­точно для пре­одо­ле­ния воз­ник­ших труд­но­стей. Но у Ани при­чина труд­но­стей дру­гая, а зна­чит, и меры должны при­ни­маться другие.

Рекомендации родителям при тотальном регрессе у ребенка

При этом пси­хо­ло­ги­че­ском син­дроме мало что можно сде­лать «домаш­ними сред­ствами”. Чрез­вы­чайно жела­тельно напра­вить ребенка на пси­хо­те­ра­пию. Чаще всего при этом син­дроме отно­ше­ния в семье в целом нару­шены настолько серьезно, что бывает нужна семей­ная пси­хо­те­ра­пия. Если у ребенка сильно выра­жена депрес­сив­ная симп­то­ма­тика, то необ­хо­дима кон­суль­та­ция у врача-психиатра.

В любом слу­чае нужно поста­раться убе­дить роди­те­лей отно­ситься к под­ростку как можно более тер­пимо и доб­ро­же­ла­тельно, пони­мая, что его состо­я­ние не явля­ется нор­маль­ным с пси­хо­ло­ги­че­ской (а воз­можно, и меди­цин­ской) точки зрения.

A. Л. Венгер

Хроническая неуспеваемость школьника. Причины развития и методы устранения.

Хроническая неуспеваемость школьника. Причины развития и методы устранения.

В том случае, когда ожидания родителей не совпадают с достижениями ребёнка, у младшего школьника может развиться синдром хронической неуспеваемости. Происходит это не потому, что малыш ленится или учитель непонятно объясняет. Проблема кроется гораздо глубже, на психологическом уровне. И если вовремя её не распознать и не принять соответствующие меры, то синдром только усугубится, и избавиться от него будет уже сложнее.

Причины развития синдрома

Пока ребёнок находился в детском дошкольном учреждении, родителей не особо волновали его успехи в области обучения. Для них самое главное было, чтобы малыш послушно себя вёл дома и в детском саду, хорошо ел и спал. Когда сын или дочь идут в первый класс, то отношение папы и мамы к неудачам или успехам ребёнка меняется кардинально. Если у малыша не всё получается, он не может по каким-то причинам справиться со школьной программой, то родители реагируют на это резко отрицательно.

Ребёнок воспринимает такое отношение, как сигнал к тому, что папа и мама будут любить его только в том случае, если он будет хорошо учиться. Боясь ошибиться или сделать что-то неправильно, малыш совсем перестаёт что-нибудь делать, и становится хроническим неуспевающим.

Подобный эффект возникает и в том случае, если папа и мама предъявляют к своему крохе слишком высокие требования. Например, у соседей сыну всего три годика, а он все буквы знает! Значит, наш ребёнок в свои четыре года должен уже книги читать. Конечно, ситуация немного утрирована, но что-то похожее на соперничество детьми среди родителей можно встретить. Здесь взрослые забывают об одном, что каждый малыш имеет свои способности и что одному под силу в три года, у другого может получиться только в пять лет.

Способы устранения синдрома хронической неуспеваемости

Если возникает подобная проблема, то желательно всей семьёй походить на консультации к психологу. Опытный специалист научит не только самого ребёнка иначе реагировать на свои неудачи, но и родителям подскажет, как правильно себя вести в различных ситуациях.

Самое главное – нужно любить своего ребёнка таким, какой он есть. Хвалить, даже за небольшие достижения, подбадривать в случае неудач. Если у малыша что-то не получается, то родители должны помочь ему, а не кричать и оскорблять. В тёплой доверительной обстановке у ребёнка никогда не появится синдром хронической неуспеваемости.

Доклад на тему: «Неуспевающие дети».

Учитель начальных классов

1.Почему ребенок плохо учится?

Этот вопрос волнует и семью, и школу. Рассмотрим основные причины школьной неуспеваемости здоровых детей, а также остановимся на описании той помощи, которую может оказать учитель и родители в их преодолении. Речь идет о стойкой неуспеваемости, а не о тех отдельных случаях, когда в силу каких-либо причин (болезнь, домашние обстоятельства и пр.) школьник не усвоил какой – то раздел учебной дисциплины и получил неудовлетворительную оценку. К неуспевающим будем относить и «троечников», некачественно, поверхностно и с пробелами усваивающих школьную программу.

В чем же причины, порождающие неуспеваемость учащихся?

Почему неуспевающие дети – это «вечная» проблема? Основная причина неуспеваемости, прежде всего в недостатке волевых и некоторых нравственных качеств детей, отсутствием усердия и прилежания. В основе неуспеваемости лежит не одна причина, а несколько, и довольно часто они действуют в комплексе. Бывает и так, что на первоначальную причину неуспеваемости ученика наслаиваются новые, вторичные причины как следствие отставания в учебе. Эти причины также могут быть разнообразными, потому что школьники не одинаково реагируют на свою неуспеваемость.

На первых этапах обучения в младшем школьном возрасте любознательность, непосредственный интерес к окружающему, с одной стороны, и стремление выполнить общественно значимую деятельность – с другой, определяют положительное отношение к учебе и связанные с этим эмоциональные переживания по поводу полученных оценок.

Отставание в учении, плохие оценки чаще всего остро, до слез переживаются детьми.

Подростки уделяют учебным занятиям уже гораздо меньше внимания. Сфера их жизнедеятельности заметно расширяется: они участвуют в различных кружках, занимаются спортом, много времени отводят играм и развлечениям. В подавляющем большинстве подростки относятся к учебе довольно равнодушно, и успеваемость в средних классах обычно снижается.

Учащимся старших классов свойственно дифференцированное отношение к учебным предметам в зависимости от их профессиональных намерений. Этим объясняется и обычно разное отношение к оценкам, полученным по отдельным предметам. Если неудовлетворительная оценка получена по предмету, не входящему в сферу будущих профессиональных интересов ученика, то отношение к ней будет более спокойным, чем к оценке по интересующему его предмету.

Кроме того, отношение к оценке зависит от личностных особенностей ученика, таких как мотивация, взаимоотношения с учителями, учащимися, характера самооценки и др.

Причины, лежащие в основе неуспеваемости:

1)недостатки познавательной деятельности;

2)недостатки в развитии мотивационной сферы детей.

Анализируя причины первой группы, речь идет о том, когда школьник плохо понимает, не способен усваивать качественно школьные предметы, не умеет на должном уровне выполнять учебные действия (несформированность приемов учебной деятельности, недостатки мыслительной сферы ребенка, неправильное использование им своих индивидуальных особенностей, проявляемых в познавательной деятельности).

2.Как научить ребенка правильным способам учебной работы.

Ясно, что сделать это можно, заменив неправильные способы и приемы правильными. Дополнительные занятия с неуспевающими по закреплению учебного материала не приведут к нужному эффекту, т. к. они не направлены на ликвидацию неуспеваемости.

Только в индивидуальной работе с учащимися можно обнаружить ошибки и промахи ученика, обратить на них его внимание и внимание его родителей, научить правильным приемам работы, а родителей – способам контроля за их использованием. Необходимо давать ему индивидуальные задания.

Так, например, хорошо известно, что многие учащиеся, даже старших классов, при усвоении текста учебника используют такой способ работы, как многократное прочитывание этого текста. Между тем, чтобы усвоить прочитанное, нужно использовать такие рациональные приемы смысловой обработки, как группировка материала, выделение опорных пунктов, составление плана, тезисов, логической схемы прочитанного, формулирование главной мысли и т. д.

3.Ребенок, которого трудно учить.

Теперь рассмотрим неуспевающих учащихся, характеризующихся недостаточной сформированностью основных психических процессов. Эта психологическая причина неуспеваемости является более скрытой и менее очевидной. По этой причине возникают трудно выявляемые ошибки и промахи учеников, и они относятся чаще всего к мыслительным приемам и способам работы, а также к особенностям памяти и внимания.

Все мы знаем, что не всех учащихся можно обучить одинаково легко. Одни ученики продвигаются успешнее, другие медленнее и с большим трудом. Одни добиваются высоких достижений, больших успехов без особой затраты сил, другие при всем желании не могут подняться до того же уровня. В этой связи говорят о разных способностях ученика, о разных учебных способностях. Недостатки в развитии мышления являются также причиной неуспевающих учащихся. Данные ученики не имеют рациональных приемов запоминания, у них не развита логическая память, низкая концентрация внимания, они не вовлечены в активную учебную работу, им просто трудно в ней участвовать. Поэтому на уроке они часто отвлекаются на посторонние разговоры, вопросы учителя застают их врасплох.

Как помочь ребенку преодолеть неуверенность в себе? Учитель и родители должны создать условия для переживания школьником успеха и связанных с ним положительных эмоций. Для этого рекомендуется ставить перед учеником такие задачи, которые будут посильны, выполнимы, так как они соответствуют его возможностям или находятся в зоне его ближайшего развития. Рекомендуется закреплять осознание ребенком своих успехов. Полезно отмечать и поощрять малейшие удачи ребенка в учебной деятельности, даже незначительные сдвиги к лучшему. Особое внимание следует уделять тому, чтобы не дать закрепиться новым неудачам. Для этого, тренируя волю ребенка, нужно заставлять его доводить начатое дело до конца, ставить перед ним конкретные и четкие цели по преодолению отставания в учебе. В том, что ребенок отстает в учебе, чаще всего виноваты взрослые (школа и родители).

И снова только совместная работа учителя и родителей могут помочь таким детям.

4.Как изменить отрицательное отношение неуспевающего к учению.

Мы рассмотрели причины неуспеваемости учащихся, связанные с недостатками их познавательной деятельности. Нельзя не учитывать, что трудности в учебе очень часто деморализуют ученика и пагубно отражаются на его личности. Испытывая эти трудности и не осознавая их причин, прилагая максимум усидчивости и старания, ребенок, тем не менее, не добивается нужного эффекта и получает опыт беспомощности. Вера в свои силы постепенно угасает. Если такому ученику своевременно не оказать помощи в преодолении трудностей и в восполнении имеющихся пробелов в знаниях, то у него может возникнуть неуверенность в себе, которая может стать устойчивой характеристикой личности. Для такого неуверенного в себе ребенка характерно несоответствие между отношением его к трудностям и их действительными размерами. Под влиянием неуспеха в решении одной учебной задачи он может и остальные воспринимать как непосильные для себя. Интерес к учению падает. Неуспеваемость может привести таких детей к изоляции от коллектива, их социальный статус ухудшается. В крайних случаях возможно возникновение отвращения к школе, отказ от ее посещения. Дружеские связи эти дети начинают искать во внешкольных компаниях, иногда с отрицательной социальной направленностью.

Поэтому преодоление неуспеваемости школьника должно начинаться как можно раньше, когда отставание в учебе не привело еще к столь тягостным последствиям. Если же время упущено, то учитель совместно с родителями должны установить причину неуспеваемости. Обычно отстающие ученики склонны оправдывать свою неуспеваемость причинами, от них не зависящими: слишком трудными заданиями, придирчивостью учителей, невезением. Те же, кто учится хорошо, относятся к учебе ответственно. В чем же секрет их успехов? Один ученик ответил, что ему «помогает личное желание учиться».

Другой указал на организованность и хороший распорядок дел». Третий сказал, что «необходимо ставить перед собой конкретные цели».

Многие неуспевающие ученики говорят: «Но я же занимаюсь!» Они искренне думают, что, не отрываясь сидят над книгами, а хороших оценок почему – то не получают. Но исследования показали, что они занимаются намного меньше своих одноклассников. Несерьезное отношение к выполнению домашнего задания часто приводит к низкой успеваемости. Чтобы повысить успеваемость нужно отводить больше времени на выполнение домашнего задания, чем обычно. Здесь необходим строгий контроль со стороны родителей, так как именно родители отвечают за воспитание и учебу своих детей.

Рекомендации при работе со слабоуспевающими учащимися:

1) не ставить слабого в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа на него; дать ученику достаточно времени на обдумывание и подготовку;

2) желательно, чтобы ответ был не в устной, а в письменной форме;

3) нельзя давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой, разнообразный, сложный материал; нужно постараться разбить его на отдельные информационные куски и давать их постепенно, по мере усвоения;

4) лучше всего не заставлять таких учеников отвечать новый, только что усвоенный на уроке материал: следует отложить опрос на следующий урок, дав возможность ученику позаниматься дома;

5) путем правильной тактики опросов и поощрений (не только оценкой, но и замечаниями типа «отлично», «молодец», «умница» и т. д.), нужно формировать у такого ученика уверенность в своих силах, в своих знаниях, в возможности учиться; эта уверенность поможет ученику в экстремальных, стрессовых ситуациях экзаменов, зачетов, контрольных, олимпиад и т. д.;

6) следует осторожнее оценивать неудачи ученика, ведь он и сам очень болезненно относится к ним;

7) во время подготовки ответа нужно дать время для проверки и исправления написанного;

8) следует в минимальной степени отвлекать его, стараться не переключать его внимание, создавать спокойную, не нервозную обстановку.

Рекомендации при работе с инертными учащимися:

1)не требовать от них немедленного включения в работу; их активность в выполнении нового вида заданий возрастает постепенно;

2) следует помнить, что инертные не могут проявлять высокую активность в выполнении разнообразных заданий, а некоторые вообще отказываются работать в такой ситуации;

3) не нужно требовать от инертного ученика быстрого изменения неудачных формулировок, ему необходимо время на обдумывание нового ответа; они чаще следуют принятым стандартам в ответах, избегают импровизации;

4) поскольку инертные ученики с трудом отвлекаются от предыдущей ситуации (например, от дел, которыми они были заняты на перемене), не следует проводить их опрос в начале урока;

5) нужно избегать ситуаций, когда от инертного ученика требуется быстрый устный ответ на неожиданный вопрос; инертным необходимо предоставлять время на обдумывание и подготовку;

6) в момент выполнения заданий не следует их отвлекать, переключать внимание на что-либо другое;

7) нежелательно заставлять инертного ученика отвечать новый, только что пройденный материал; следует отложить его опрос до следующего раза, дав возможность позаниматься дома.

Рекомендации родителям по подготовке домашних заданий.

1.Лучшее время для выполнения домашнего задания с 15-18 часов. Занятия вечером малоэффективны.

2.Первое задание должно быть знакомым, выполнимым. Это позволяет лучше включиться в работу, почувствовать успех, поверить в свои силы, и тогда следующее трудное задание не станет непреодолимым препятствием.

3. Выполнить все задания в один присест не в состоянии ни один ученик, поэтому необходимо делать перерыв через 30-40 минут для отдыха, чтобы расслабиться, изменить позу, снять напряжение зрения. Можно выпить стакан сока, съесть яблоко или дольку шоколада.

4.Работа должна идти в хорошем темпе — от 1 часа во втором классе до 4-5 часов у старшеклассников.

5.Нельзя, чтобы у школьника не было других обязанностей, корме учебы: человек, который в течение дня должен сделать много дел, привыкает ценить время, планировать работу, приступать к ней без проволочек.

6.Приучение ребенка к правильному режиму должно сочетаться с вашей самодисциплиной, уважением к ребенку, доброжелательностью, заинтересованностью, разумной требовательностью и контролем.

7.Уроки лучше учить в спокойной обстановке, поэтому отключите телевизор, радио.

8. Не стоит готовить уроки сначала на черновике, а потом переписывать. Это не дает положительного результата, но создает дополнительное утомление.

9.Старайтесь не ругать ребенка за неудачи, неумелость, лучше найдите, за что похвалить.