Хронограф история

Рукописная книга «Хронограф» (Гранограф) относится к XVII веку и была составлена неизвестным писцом. В книге 252 листа, написанных скорописью. Заголовки и стилизованные растительные орнаменты выделены красным цветом. Хронограф содержит пересказ библейских сюжетов от Адама до Всемирного потопа, пересказ истории Руси от Рюрика до крещения русского народа, а также выписки из произведения «Александрия» (описание жизни Александра Македонского, созданное в III веке в Египте). В книге присутствуют «владельческие записи» — подписи тех, кому она ранее принадлежала, в том числе ею владели несколько поколений одной семьи. Книга была приобретена музеем в магазине «Букинист» в 1983 году.
Хронографы — это памятники древнерусской письменности, сборники рассказов, в которых поэтапно излагалась всемирная история от сотворения мира. Хронографические тексты были известны на Руси с XIV века, но активно переписываться стали только с XVI. Это были или переводы с греческого, или собственно древнерусские пересказы Священного писания, греческих хроник и русских летописей. Значительная их часть состояла из ветхозаветных историй, которые пересказывались очень подробно. Библия как единый свод библейских книг была неизвестна в средневековой Руси до конца XV века, и по хронографам люди знакомились с Ветхим Заветом.
Расцвет хронографического жанра пришелся на XVII век. Учитывая все больший интерес русских людей к истории, в хронографы стали включать отрывки из западноевропейских исторических сборников. Также хронографы содержали сведения естественно-научного характера, в них пересказывались произведения античной литературы, христианские апокрифы и приводились выдержки из жития святых. Изложение данных историй отличалось яркой повествовательностью. Хронограф использовался людьми в том числе для занимательного чтения и должен был привлекать читателя увлекательностью историй.
В отличие от летописей, для которых самым важным была историческая правда и строжайшая документальность записей, рассказы в хронографах зачастую носили морализаторский оттенок, и политические события в них становились источником для богословских рассуждений.

средневековые исторические сочинения, в которых систематически от «сотворения мира» излагались основные этапы всемирной истории. Источниками Х. были библейские книги, сочинения античных авторов и отцов церкви, церковные истории, жития и апокрифы, Хроники и т.п. Х. включали сведения исторического, литературного, географического характера. В Западной Европе сочинения типа Х. известны с 7 в., в Византии — с 6 по 15 вв. В последней, кроме обычных, существовали краткие, т. н. пасхальные Х., предназначенные для учебных заведений, и др. Самые известные Х. — Иоанна Малалы (См. Иоанн Малала) (6 в.), Георгия Амартола (См. Георгий Амартол) (9 в., продолжен в 10 в.), Феофана Исповедника (9 в.) и некоторые др. Переводы двух первых около середины 11 в. появились в Киевской Руси (См. Киевская Русь). Вскоре возникла русская обработка Х. — т. н. «Хронограф по великому изложению» — один из источников Начального летописного свода (см. «Повесть временных лет»). 13—14 вв. датируется ряд переработок — редакций этого Х. около середины 15 в. на Руси появился т. н. «Еллинский летописец второй редакции». Его новую манеру изложения развил т. н. «Русский хронограф» (возник в конце 15 в. или начале 16 в.). Древнейшая часть его сохранилась в Х. 1512. Помимо новых византийских источников, в нём использованы южно-славянские сочинения и русские сокращённые летописные своды конца 15 в. К этому Х. восходят т. н. «Западно-русский хронограф» (для изложения европейской истории использовал всемирную хронику М. Бельского (См. Бельский)), «Пространный хронограф» (сохранились редакции 1599 и 1601), Х. редакции 1617 (ценный источник по истории России начала 17 в.), 1620 и др. Поздние русские Х. использовались в Болгарии, Сербии, Молдавии, Валахии для развития местных Х. В России Х. особого состава возникали до середины 18 в.

3. Хронограф

Интерес русских читателей к всемирной истории, как уже отмечалось выше, удовлетворяли памятники хронографического жанра. Хронографы представляли собой компилятивные сборники рассказов из истории различных стран и народов мира начиная с библейских времен. Но в отличие от летописи хронографическое изложение истории носило ярко выраженный повествовательный характер. Входящие в состав хронографов повествования подчас не имели исторического содержания, а являлись сказочно-фантастическими или нравственно-поучительными занимательными новеллами. В хронографических статьях значительно больше, чем в летописи, баснословного и анекдотического материала, их отличительной чертой являлось стремление к нравоучительности, морализированию. Хронограф должен был привлекать средневекового читателя занимательностью историй и их нравоучительным смыслом. «Для летописца самое важное заключалось в исторической правде. Летописец ценил документальность своих записей, он бережно сохранял записи своих предшественников, он был историком по преимуществу. Составитель Хронографа был, наоборот, литератором. Его интересовал не исторический, а назидательный смысл событий».

Из памятников хронографического жанра в это время составляется Еллинский летописец второй редакции, который О. В. Творогов относит к середине XV в. Вторая редакция Еллинского летописца восходит к архетипной редакции, составленной, по-видимому, в XIII в. По сравнению со своим протографом Еллинский летописец второй редакции отличается целым рядом дополнительных текстов. Основными источниками дополнений служили: Хронограф по великому изложению, «Александрия» второй редакции, «Житие Константина и Елены», «Сказание о построении Софии Цареградской», «Сказание о Феофиле» и др. Используются сведения русских летописей. Включение в состав второй редакции Еллинского летописца обширных текстов сюжетного характера, искусное слияние различных источников в единое повествование заострили литературно-занимательную сторону этой обширной компиляции по всемирной истории. Дальнейшее усиление сюжетности, занимательности повествования происходит в Русском хронографе, составленном на основе Еллинского летописца второй редакции. До недавнего времени возникновение Русского хронографа относили к 1442 г., а его автором считался Пахомий Логофет (гипотеза А. А. Шахматова). Последние исследования хронографов привели к выводу о том, что Русский хронограф в своем первоначальном виде был создан позже — в самом конце XV — начале XVI в.