Иеромонах геронтий

Схимонах Иоасаф (Моисеев)

Схимонах Иоасаф (Моисеев)

Иоасаф (Моисеев) (1887 — 1976), схимонах

В миру Петр Борисович Моисеев, родился в 1887 году в Калужской губернии, в 30 километрах от Оптиной пустыни. Однажды он вместе с 14 своими братьями сильно провинился перед матерью. Наказанный Петя долго плакал, а потом решил: «Уйду в Оптину». И ушел. Видя серьезные намерения 13-летнего мальчика, отец настоятель принял его в обитель, лишь потребовав согласия отца. Отец согласился и сам привел его вторично в монастырь, подумав: «Хорошо хоть один монахом станет!». Петр пел на клиросе, чему научился еще в миру.

В 1923–1924 годах Оптину закрыли и изгонали монахов. Уходя из монастыря, отец Иосиф спас схиму преподобного Амвросия, которая, переходя потом из рук в руки и бережно сохраняемая, была возвращена в обитель в 1988 году.

В 1925 году он принял монашеский постриг с именем Иосиф в Московском Даниловом монастыре. В это время скончался святитель Тихон (Беллавин), и отец Иосиф получил послушание стоять в Донском монастыре с патриаршим крестом у гроба почившего.

Был арестован и 22 года провел в заключении. Во время частых перегонов у заключенных обычно отбирали нательные кресты, и те старались их спрятать. Однажды, накануне очередного обыска, отец Иосиф подумал: «Как же мне крестик-то спасти?». И вдруг услышал голос: «Не ты Меня спасаешь, а Я тебя. И еще спасу».

В жизнеописании старца неоднократно упоминается о благодатных видениях и знамениях, которые он сподобился видеть.

В 1954 году старец освободился и жил в затворе в городе Грязи Липецкой области.

В конце 1950-х годов он был пострижен в великую схиму с именем Иоасаф.

Скончался 7 апреля 1976 года.

30 ноября 2005 года его останки были перенесены из Липецкой области в Оптину пустынь и захоронены на братском кладбище.

Использованные материалы

  • Краткая биография на сайте «Азбука веры»

24 — 25 июля состоялись два значимых события, которые, несомненно, будут вписаны в летопись духовной жизни Череповецкого края. Это освящение архиерейским чином Казанского храма Филиппо-Ирапской пустыни и официальный визит в Череповец схиархимандрита Илия (Ноздрина) — духовника Святейшего Патриарха Московского и всея Руси.

Эти события имеют тесную связь. Ведь именно по благословению старца Илия нынешний эконом-строитель Филиппо-Ирапской пустыни иеромонах Геронтий (Чудневич) поехал на Север сначала для восстановления Трифонова Печенгского монастыря Мурманской епархии, а затем стал заниматься возрождением Ирапской пустыни. Визит схиархимандрита Илия как бы подвел промежуточный итог возрождения монашеской жизни на Череповецкой земле.

Новейшая история Филиппо-Ирапской пустыни (с. Зеленый Берег Кадуйского района) восходит к 2016 году. В марте ее полуразрушенный ансамбль посетил епископ Череповецкий и Белозерский Флавиан. Через два месяца в обители поселились первые насельники во главе с иеромонахом Геронтием. 24 июля в монастыре состоялось первое богослужение. 2 августа было официально учреждено архиерейское подворье, первым настоятелем которого стал иеромонах Феодосий (Белов). И далее совершилось то, что люди, хорошо знакомые с состоянием обители (в советский период здесь располагался психоневрологический интернат — прим. редакции), воспринимают не иначе как чудо. Всего за три года были восстановлены келейные корпуса, монастырская гостиница для паломников, монастырские башни и Казанский храм, устроены трапезная, часовня в честь Пресвятой Троицы, домовая церковь Преподобномученика Леонида (Молчанова), облагорожена территория внутри и за стенами обители, создано подсобное хозяйство. Число насельников превысило 30 человек. 7 марта 2018 года вышел указ Священного синода о преобразовании архиерейского подворья в общежительный монастырь и назначении его игуменом кандидата богословия о. Иова (Чернышева).

И вот новая важная веха: 24 июля 2019 года, на праздник обретения мощей преподобного Филиппа, преосвященнейший Флавиан совершил великое освящение возрожденного Казанского храма обители.
Несмотря на будний день, богомольцев собралось очень много — несколько сотен человек, храм не мог вместить всех молящихся. Причем паломники приехали не только из городов Вологодской области, но даже из Москвы и далекого Мурманска. В момент освящения некоторые верующие не могли сдержать слез радости. Одна из старушек со слезами произнесла: «Еще недавно здесь была полная разруха и закопченные стены, а теперь такое чудо и великое счастье».

25 июля в череповецком кафедральном соборе в честь Афанасия и Феодосия Череповецких совершил богослужение схиархимандрит Илий. Подобного торжества горожане не знали со времен посещения Череповца святым праведным Иоанном Кронштадтским, то есть более 110 лет. Характерно, что, так же как и в дореволюционные времена, богослужение из уважения к всероссийскому старцу было совершено иерейским чином (епископ Череповецкий Флавиан молился в алтаре, не участвуя в литургии).

Службу возглавил настоятель Евфросино-Синезерского архиерейского подворья иеромонах Феодосий (Белов). После окончания службы в кафедральном соборе о. Илий провел встречу с духовенством Череповецкой епархии. Старец рассказал священнослужителям о своем военном детстве и чудесных проявлениях помощи Божией, случившихся в его детские годы.

Выйдя из воскресной школы, где происходила встреча, старец сел в микроавтобус и поехал на площадку АО «Апатит», где ему показали новые заводские храмы. Затем он посетил Филиппо-Ирапскую пустынь, где принял участие в вечернем богослужении. Как и в череповецком кафедральном соборе, так и в Филиппо-Ирапской пустыни о. Илий совершил проскомидию, то есть вынимал частицы из просфор с сугубыми молитвами о здравии и упокоении. Таким образом старец помолился обо всех православных, чьи имена были упомянуты в записках, поданных на литургию в кафедральном соборе и Филиппо-Ирапской пустыни. После окончания богослужения он преподал благословение всем богомольцам, особенно приласкав и утешив добрым словом детей. Невозможно передать словами любовь, которая светилась в глазах старца в момент благословения.

Когда он уезжал, многочисленные верующие не могли сдержать слез, напутствуя схиархимандрита Илия словами: «Берегите себя. Вы нам очень нужны». А одна женщина, глядя на отъезжающий микроавтобус, произнесла: «Молитвами таких старцев еще и держится Россия и весь мир».

Поздно вечером 25 июля старец выехал из Филиппо-Ирапской пустыни, чтобы помолиться о верующих других районов Вологодской области. 26 июля утром он совершил литургию в Кирилло-Белозерском монастыре, 27 июля участвовал в утреннем и вечернем богослужениях в Великом Устюге, а 28 июля планировал посетить г. Вологду.

Свято-Троицкий Филиппо-Ирапский мужской монастырь был основан в XVI веке преподобным Филиппом Ирапским. После кончины святой был похоронен в стенах монастыря. В советский период здесь был размещен Андогский психоневрологический интернат. В 1996 году монастырь был возвращен Вологодской епархии. В 2000 году были обретены мощи преподобного и перенесены в Череповец, в часовню имени святого. Пустынь начала возрождаться 3 года назад.

Михаил Мальцев, газета «Голос Череповца»

Паломническое послушание — неотъемлемая часть монастырской жизни большинства известных обителей Русской Православной Церкви. Не является исключением и Оптина пустынь. Как в прошлые столетия, так и теперь, духовная жизнь для многих людей начинается именно с поездки в монастырь. Думается, что и сегодня среди тех, кто приезжает в монастыри в качестве паломников, есть и будущие монахи. Что включает в себя паломническое послушание в Оптиной? О чем рассказывают монахи-экскурсоводы приезжающим в монастырь гостям? Есть ли старцы в современных обителях и у кого можно получить духовный совет? На эти и другие вопросы порталу «Монастырский вестник» ответил ответственный за паломническую службу игумен Лаврентий (Балаев).

— Отец Лаврентий, до начала пандемии коронавирусной инфекции много ли бывало в монастыре паломников и насколько их число сократилось сейчас?

— Мы постоянно ощущаем повышенный интерес к своему монастырю. Сравнивая показатели летних месяцев 2019 и 2020 годов, я могу сказать, что число паломников не только не сократилось, но мы даже наблюдали его небольшой прирост. Правда, стало меньше экскурсионных групп. Паломники сейчас приезжают в нашу обитель в основном частным образом. Но работы у экскурсионной службы не уменьшилось, чему мы очень рады. Люди, которые приезжают в монастырь первый раз, хотят узнать побольше об Оптиной пустыни, ее старцах, святынях, истории, заказывают экскурсии, и наша задача — помочь им в этом.

— Из каких краев теперь приезжают паломники в Оптину пустынь?

— Раньше люди приезжали из самых разных уголков земного шара. Сейчас, в основном из Москвы и Московской области, поскольку не во всех регионах нашей страны спокойная эпидемиологическая обстановка. До пандемии приезжали группы со всей России, из Сербии, Германии, Франции и даже Австралии, ну, и конечно, из Белоруссии и с Украины. Причем с Украины паломники приезжали даже в самые трудные времена. Украинцы — вообще народ благочестивый. Они очень трепетно относятся к богослужениям, посещению храмов и молитве… А еще недавно к нам приезжали студенты из Индонезии. От них я узнал, например, что в нашем экзархате там действуют около 60 православных церквей.

— Достаточно ли гостиниц и трапезных в монастыре, чтобы принимать большой поток паломников?

— Положа руку на сердце, не могу сказать, что в самом монастыре ресурсов достаточно. С размещением и питанием нам помогают близлежащие гостиницы. В нашей обители, конечно, есть места для проживания и трапезные, но, чтобы принять весь поток паломников, жилья и мест общественного питания должно быть гораздо больше. Однако монастырь не ставит перед собой цель удовлетворять любые потребности приезжающих к нам людей. Главное, что Оптина открыта для общения. Паломники в большом количестве приходят на исповедь. У многих знакомство с монастырем происходит после беседы с батюшками, которые тоже являются носителями оптинского духа. Самое важное, что люди посещают богослужения, где уже Сам Господь беседует со всеми нами.

Для общения с паломниками нужны любовь и желание разговаривать с людьми на духовные темы

— Нашу жизнь можно условно разделить на периоды «до пандемии» и «после». Скажите, а до пандемии не жаловались ли братия на дискомфорт, который причиняют паломники насельникам монастыря, отвлекая монахов от молитвенного делания?

— В Оптиной пустыни наша жизнь организована таким образом, чтобы паломники не мешали братии. Братская территория отделена от тех мест, которые доступны мирянам. Братия, которые несут послушания, связанные с приемом гостей, обычно дежурят в храме или трудятся за свечным ящиком. На богослужении насельники монастыря тоже молятся в «своем пространстве», отдельно от мирян. Болезненного напряжения или ропота за собой или братией по этому поводу я не замечал. Более того, монахи с интересом воспринимают работу в экскурсионной службе. Они сами хотят лучше узнавать историю монастыря и знакомить с нею других людей. Тех, кто не хочет этим заниматься, Священноначалие и не принуждает к такому послушанию. С кислым выражением лица можно заниматься, наверное, почти всем, кроме общения с людьми. Для проведения экскурсий нужны любовь и желание разговаривать с народом на духовные темы. Ведь это не только работа со словом, но и с душами. В глазах людей экскурсовод видит отношение паломников к тому, о чем он говорит, и к тому, как он сам живет. Некоторые наши экскурсоводы даже замечали, что усталость после общения с паломниками кажется незначительной по сравнению с той радостью, которая наполняет душу.

— Для многих людей духовная жизнь началась с паломничества в Оптину пустынь. В связи с этим хочется спросить, каким образом Вы подбираете экскурсоводов?

— Здесь опять же, отправной точкой служит любовь к Богу и людям. Меня впервые попросили провести экскурсию, когда я был послушником в монастырской трапезной. И уже тогда я понял, что самый главный секрет — это благословение наместника. Все наши экскурсоводы в этом абсолютно уверены, потому что в святом послушании помогает Сам Господь. Я всегда говорю тому, кто проводит экскурсию, что если вдруг ему будет уж слишком трудно разговориться, то наши паломники обязательно придут на помощь — зададут интересный вопрос, сами подскажут какую-то тему… Ведь нет никакой нужды в том, чтобы донести до слушателя сухую информацию, исторические сведения и даты. Паломники должны увидеть в глазах насельника монастыря веру и жизнь по вере. Только тогда они могут захотеть жить духовной жизнью, когда увидят достойный пример для подражания. Из этого принципа мы и исходим. А у нас практически все братья стремятся к чистоте жизни, и не заметить этого стремления невозможно.

— Какие вопросы чаще всего задают Вам паломники во время экскурсий?

— Сейчас спектр вопросов сильно изменился. Возможно, это связано с тем, что я и сам поменялся. Я — священник, с крестом, в рясе, и наиболее часто задаваемые вопросы так или иначе связаны с тем, как человеку построить свою духовную жизнь. Другими словами, как сделать, чтобы Господь Бог вошел в жизнь человека? Обычно после подобных вопросов наш разговор превращается в беседу духовно-нравственного содержания. Я всегда стараюсь подкреплять свои ответы примерами из жизни Оптинских старцев.

В одной из книжек, изданной в 1990-е годы, я прочитал такую притчу. Язычник принял на работу верующего человека с условием, что тот ни слова не будет говорить ему о религии. Через год сам работодатель пришел со слезами на глазах к этому сотруднику, умоляя помочь ему стать христианином. На этом примере можно убедиться в том, что задача православных людей — собственной жизнью свидетельствовать всему миру о том, что с нами Бог, чтобы люди захотели жить, как мы. Апостол Павел в Первом послании к Коринфянам писал: Всем бых вся, да всяко некия спасу (1 Кор. 9: 22).

И еще наши экскурсоводы знают, что в беседах с паломниками очень важен индивидуальный подход, поскольку у разных людей разные потребности. На исповеди часто люди удивляются, когда я задаю вопрос, кто человек по специальности. Но ведь совершенно разные акценты приходится расставлять, в зависимости от того, кто к тебе пришел: инженер, космонавт, военный или домохозяйка. Работа — это отражение жизни человека.

— Как братия монастыря реагирует, когда в монастырь приходят паломники вызывающего вида — в открытой одежде, с татуировками на теле или излишне экстравагантными прическами?

— В таких ситуациях, конечно же, надо проявлять терпение, снисхождение и любовь. Невозможно без любви воспитать человека. По моему мнению, если люди пришли в монастырь, это означает, что у них есть желание услышать истину. Если они зайдут в монастырь в неподходящей одежде и им никто ничего не скажет, то они могут это неправильно истолковать. На моей памяти было немало случаев, когда человек приходил на исповедь в неподобающем виде, но после разговора со священником осознавал, что это неправильно. Но, опять же, замечания надо делать терпеливо и в мягкой форме.

Что касается открытой одежды, то раньше на вахте у нас стояли монахи, и не было необходимости предлагать паломникам какую-то дополнительную одежду — люди сами понимали, в каком виде следует приходить в монастырь. Сейчас на святых вратах человеку в открытой одежде выдают специальные накидочки, которые мы стараемся содержать в надлежащем состоянии.

— О чем экскурсоводы рассказывают гостям Оптиной?

— В первую очередь, мы стараемся познакомить экскурсантов с историей монастыря: рассказываем о зарождении и развитии Оптиной. Ведь сначала это был заштатный монастырек, но после своего визита в Оптину, митрополит Платон (Левшин) (†11 (23) ноября 1812) пригласил сюда монахов, и именно с этого момента начинается расцвет обители. Наибольший подъем монастырь пережил в периоды настоятельства игумена Авраамия († 14 (27) января 1817) и преподобного Моисея Оптинского († 16 (29) июня 1862).

Центральная часть рассказа — это жизнеописание преподобных Оптинских старцев и их поучения. Чтобы люди почувствовали дух каждого из них, мы зачитываем выдержки из писем прпп. Амвросия, Макария, Льва Оптинских, посвященные разным проблемам. Далее мы рассказываем о периоде закрытия Оптиной пустыни после Октябрьской революции 1917 года. Мы внимательно изучали вопрос, связанный с дальнейшей жизнью насельников монастыря, подробно интересовались, где и как они закончили свои дни. Затем переходим к теме возрождения обители и современной жизни монастыря. Практически всегда наш рассказ перемежается вопросами духовно-нравственного характера. Почти не бывает экскурсий, содержащих лишь сухую информацию. Паломники обязательно задают вопросы, которые превращают познавательный рассказ монаха-экскурсовода в духовную беседу.

Духовная жизнь человека часто начинается с паломничества в монастырь

— Надо ли, на Ваш взгляд, как-то готовиться к паломнической поездке в монастырь? Что бы Вы посоветовали почитать или сделать человеку, который собирается посетить Оптину, в качестве подготовки к паломничеству?

— На этот вопрос, когда его задают в письме, которое приходит на наш e-mail (palomnik@optina.ru), я отвечаю так: главное — не забудьте заручиться благословением Вашего духовника. Просить благословения на любое дело — очень важно. Ведь Вы получаете Божие благословение, которое будет Вас сопровождать, оберегать и укреплять. Посещение святых мест требует особенной молитвенной подготовки. Собираясь в паломничество в Оптину пустынь, желательно почитать жития Оптинских старцев, помолиться им. Остальное уже Господь устроит. Конечно же, надо понимать, что в поездке могут возникать трудности. В прошлом веке людям приходилось предпринимать большие усилия для совершения паломничества. В наши дни условия любого путешествия стали гораздо более комфортными, но Господь обязательно подает человеку испытания. Будь то трудности в общении или в отношениях. Люди часто рассказывают, что в паломничестве, несмотря на то что, все шло хорошо, неожиданно возникали какие-то проблемы. Надо понимать, что испытание веры — неотъемлемая часть посещения святыни. Христианин понимает подлинную причину этих трудностей.

— Из Москвы приехать в Оптину пустынь можно с паломническим автобусом, который отправляется каждую субботу от монастырского подворья. Поездки также организуют многие паломнические службы. Но есть люди, которым больше нравится путешествовать самостоятельно. Какой способ Вы назвали бы наиболее правильным для оптинского паломника?

— Мы принимаем всех, кто приезжает, вне зависимости от того, каким способом люди к нам добираются. Одинаково радушно и добросовестно мы проводим как групповые, так и индивидуальные экскурсии. Наиболее простой способ попасть в обитель — приехать с группой от своего храма. Вообще в духовной жизни, помимо молитвенного делания, очень важно вымолить у Бога храм или монастырь, приход которого стал бы для верующего человека своим. Быть постоянным прихожанином какого-то конкретного храма очень важно для христианина. Ведь в паломничество не получится ездить каждую неделю, а на приходе батюшка обязательно даст человеку какое-нибудь поручение. Например, привлечет к совместной подготовке праздников, уборке храма, поездкам. Человек начинает участвовать в делах прихода, и постепенно становится полноценным членом Церкви. Лично мне в свое время это очень нравилось — ведь это и есть духовное развитие.

На Оптинском сайте в разделе «Паломничество» подробно описаны все возможные способы паломнических поездок: на общественном транспорте — с какого вокзала, по какому расписанию ходит автобус или поезд, по какой трассе надо ехать на личном транспорте. Указаны номера телефонов гостиниц для предварительного бронирования номеров, телефон паломнической службы для заказа экскурсий. Мы рады всем.

— Есть ли в числе братии те, кто начал свой монашеский путь с паломничества в Оптину пустынь?

— Не могу сказать, что таких монахов много, но они есть. Многие из оптинской братии познакомились с духовной жизнью, посетив тот или иной монастырь. Именно так порой и зарождается желание быть церковным человеком. Люди начинают читать святых отцов, чаще приезжать в обитель. Затем периоды пребывания в монастыре увеличиваются. Так что польза от паломничества, безусловно, есть. Это одно из обязательных направлений деятельности Церкви, которое надо развивать.

Я всегда стараюсь советовать людям посещать святые места, даже в случае, если они едут в отпуск на курорт. Помню, как-то я попросил одного человека, который ехал в Грецию, привезти мне что-нибудь на память из кафедрального собора Димитрия Солунского в Салониках, поскольку этот человек, как я думал, должен был находиться где-то неподалеку. Когда же он вернулся, рассказал, что его путь туда от места, где он отдыхал, составил более 300 километров. Но, пообещав привезти мне сувенир, мой знакомый считал важным выполнить обещание. Для паломничества он выбрал пасмурный день, в дороге очень устал, но был весьма впечатлен и о поездке не пожалел.

Так что, если человек, находясь на отдыхе, посетит святое место, это добавит ему приятных воспоминаний о проведенном времени.

Мы придаем очень большое значение паломническому движению. Ведь порой человек заходит в храм только для того, чтобы поставить свечку или написать записки. Но если мы предложим ему наш буклетик о паломничестве в Оптину, то есть надежда, что в следующий раз его знакомство с монастырем, а значит, и с Церковью, будет более глубоким. Еще раз повторю: если человек к нам приехал — это означает, что он уже проявил интерес к церковной жизни, и не ответить ему было бы неправильно.

Беседовала Екатерина Орлова

Синодальный отдел по монастырям и монашеству/Патриархия.ru