Иезуитский

Член редколлегии «Католической энциклопедии» Игорь Баранов рассказал «Газете.Ru» об ордене иезуитов, как к ним относятся в обществе и католическом мире и как российский император Павел I косвенно повлиял на последние выборы папы римского.

— Когда и при каких обстоятельствах был создан орден иезуитов?

— Официальное название ордена – «Общество Иисуса». Орден появился в середине XVI века, его основал Игнатий Лойола, испанский священник. Главным направлением деятельности ордена стало апостольское служение в разных сферах и разных формах, в качестве миссионерской, научной и христианско-просветительской деятельности.

Орден иезуитов был создан, когда в Европе набирала силу реформация и нужно было противостоять этому движению и протестантизму, что в общем-то новый орден с успехом и сделал, активно включившись в движение контрреформации.

— Зачем в принципе нужно было создавать отдельный орден в католической церкви?

— В христианской традиции существует традиция монашества. Монашество появилось в тот момент, когда закончился период гонений на христиан. В первые века смерть за веру для учеников считалась самой большой радостью. Монашество зародилось на Востоке как альтернатива этого учения. Сначала это было пустынножительство, то есть верующие добровольно становились отшельниками, потом монахи стали объединяться в общины. Монахи группировались и жили в разных местах, подчиняясь одному уставу и руководствуясь единой духовностью, связанной с традициями, заложенными их основателем. Появление новых монашеских общин и орденов было связано со знамениями времени, которые диктовались самой церковью (как, например, необходимость контрреформации).

Монашеский орден важен тем, что внутри него существует четкая иерархия, но при этом сам орден действует внутри церкви. У монахов есть три обета: обет целомудрия, обет послушания генералу ордена и обет бедности. Монахи сами не имеют имущества, оно принадлежит ордену.

— Значит, скромность нового папы, о которой все говорят, связана с его принадлежностью к ордену?

— Фактически да. Изначально он дал обет бедности. Интересно, что у иезуитов также есть условный обет послушания римскому папе. Когда орден создавался, иезуиты ставили во главу угла то, что они будут заниматься той деятельностью, которую Святой престол считает наиболее актуальной в то или иное время. Именно поэтому сначала они начали бороться против протестантских влияний. А когда настала насущная потребность в миссионерской деятельности, они отправились в Индию, Китай, Японию, где развернулась активная миссионерская деятельность.

Но ни один из иезуитов, несмотря на то огромное влияние, которое они приобрели в XVII—XVIII веках, никогда не становился римским папой. Может, чтобы не было послушания самому себе.

— Чем еще занимались иезуиты с момента появления ордена?

— Иезуиты сделали акцент на введение системы образования, связанной с глубоким изучением латинского языка, литературы, греческого языка. В XVI—XVII веках эта система была внедрена практически во всех странах Европы, а преподавание в иезуитских коллегиях велось на очень высоком уровне. В этих коллегиях учились такие драматурги, как Пьер Корнель, Жан-Батист Мольер, Лопе де Вега, выдающиеся деятели, поэты и философы – Педро Кальдерон, Вольтер, Шарль-Луи Монтескье. Известный кинорежиссер Луис Бунюэль тоже выпускник иезуитской коллегии.

Потом иезуиты основали ряд университетов. И до сих пор они руководят более чем 50 университетами во всем мире, в том числе Грегорианским университетом в Риме, Джорджтаунским и Сент-Луисским университетами в США, Папским восточным институтом в Риме.

— Получается, что иезуиты — это такая католическая интеллигенция?

— Да, безусловно, причем в самых разных сферах. Среди иезуитов было не только немало богословов, но и палеонтологов, биологов, астрономов. Например, иезуит Франческо Гримальди вместе с Риччоли составил карту Луны. Другой иезуит, Руперт Майер, первым составил каталог двойных звезд. Сейчас иезуиты руководят несколькими астрономическими обсерваториями.

— Как орден представлен в мире и в России?

— Иезуитов более 20 тысяч по всему миру. Очень интересна история иезуитов в России. Они занимались образованием, основали в Санкт-Петербурге иезуитскую коллегию, в которой воспитывались многие дети из аристократических семей. Многие иезуиты были фактически друзьями, советниками и духовными наставниками представителей аристократии в России. Несколько русских аристократов стали иезуитскими священниками, в частности князь Иван Гагарин. В те времена это влекло за собой потерю всех имущественных прав: законы, связанные с переходом православных в католичество, были довольно суровы.

Когда в XVIII веке влияние иезуитов в Европе возросло, представителей «Общества Иисуса» подвергли гонениям. Под давлением европейских королей и светских особ тогдашний папа римский был вынужден фактически запретить деятельность ордена. Иезуиты тогда сильно противостояли движению масонов и антиклерикальному движению.

Прошение о восстановлении деятельности ордена последовало со стороны императора Павла I, потому что на западных рубежах Российской империи иезуиты продолжали свою деятельность. В конце концов орден вначале был восстановлен на территории России, а в 1814 году — и во всей Европе.

Сейчас иезуиты продолжают заниматься научной, интеллектуальной, просветительской деятельностью. Они руководят университетами, издают около 1000 научных журналов во всем мире. В Москве в 1997 году иезуиты возглавили Колледж философии и истории святого Фомы Аквинского (ныне — Институт философии, теологии и истории святого Фомы).

— Как относятся к иезуитам в католическом мире?

— Отношение к иезуитам в обществе и внутри церкви было разным и сложным. Но одно то, что коллегия кардиналов, в которой не так много иезуитов, избрала папой римским именно иезуита, говорит о доверии к ордену внутри католической церкви. Одно из приоритетных направлений деятельности нового папы Франциска заключается в противодействии узакониванию гомосексуальных браков.

— Некоторые называли Франциска Обамой католического мира – из-за нетрадиционного выбора кардиналов. Но судя по вашим словам, выбор иезуита на престол Святого Петра – это, наоборот, попытка кардиналов назначить папу, который будет придерживаться как раз традиционной линии церкви.

— С одной стороны — да. Но с другой — если бы папа начал благословлять аборты и другие аномальные вещи, такие как гомосексуальные браки, то это бы не была позитивная тенденция. Если папа начнет деятельность по большей децентрализации деятельности католической церкви, большей свободы для местных епископов, допустимости обрядовых форм, нетрадиционных для латинского обряда, это уже будет означать либеральную сторону деятельности. Он, видимо, будет сочетать здоровый консерватизм с определенной либерализацией, наведение порядка там, где его не хватает.

Возможно, прогрессивность нового папы проявится в том, что он будет называть вещи свои именами и не станет говорить, что то, что является грехом (как, например, гомосексуальные браки), приемлемо. В противном случае это измена сути христианства.

— Какие насущные проблемы католической церкви нужно решить понтифику не откладывая в долгий ящик?

— Должно быть доведено до конца расследование всех скандалов, детальное расследование дел о жертвах педофилии, гомосексуализма. Учитывая, что папа Бенедикт XVI ушел в отставку, возможно, в каком-то смысле это ускорит отставку некоторых кардиналов или епископов, которые так или иначе себя скомпрометировали, и послужит очищению католической церкви и ее духовному обновлению.

Новый понтифик взял имя Франциска в честь Франциска Ассизского и, наверное, последует его примеру. Святой Франциск обновил лицо католической церкви, вернув ее к христианским идеалам бедности и смирения. Новый папа также ставит во главу угла духовное обновление.

— Каким вы видите взаимодействие католической и православной церквей?

— Наметилось сближение позиций, осознание необходимости общего свидетельства в кризисный момент существования нашего мира. Эта тенденция не только продлится, но и усилится. Не исключаю, учитывая традиционный интерес иезуитов к России и русской духовности, что, когда новый папа разберется с насущными вопросами внутри самой церкви, будет не за горами и возможность встречи с патриархом.

Папа Франциск стал первым римским понтификом, принадлежащим к ордену Иезуитов. Кто такие Иезуиты? Какое отношение их орден имел к рыцарям и почему Иезуиты были хорошими миссионерами?
С самого начала своего существования Игнатий Лойола создавал сообщество людей, не похожих на традиционное монашество. В молодости Игнатий был рыцарем, вел весьма свободную жизнь, был ранен, и в результате неудачного лечения прихрамывал. Болезнь и невозможность оставаться воином вызвали в его душе серьезный жизненный кризис, и «Общество Иисуса» Игнатий построил по военному образцу: во главе иезуитов стоял генерал, подчиняющийся лишь Папе, иезуит должен был беспрекословно подчиняться старшим. Игнатий Лойола приводит знаменитый образ трупа, как символ абсолютного послушания. Подчиненный должен повиноваться старшему, «как труп, который можно переворачивать во всех направлениях, как палка, которая повинуется всякому движению, как шар из воска, который можно видоизменять и растягивать во всех направлениях; как маленькое распятие, которое можно поднимать и которым можно двигать как угодно». Иезуитам слишком часто ставили в вину этот гимн абсолютному послушанию, но в этой части своих размышлений Лойола абсолютно традиционен: образ трупа и воска по отношению к монашеству использовали египетские отшельники на Востоке и, например, святой Франциск Ассизский на Западе. Новаторство иезуитов проявлялось в том, для чего они использовали своих членов.
Прежде всего, иезуитам удалось во многих странах осуществить Контрреформацию, то есть вернуть часть протестантов в лоно Католической Церкви. Это стало возможным, благодаря умению учеников Игнатия налаживать связи при дворах европейских государств и преподаванию. Будущих иезуитов специально обучали хорошим манерам и особой разновидности пастырской снисходительности. Под видом студентов, торговцев или священников они проникали в нужное место и постепенно завоевывали популярность как у народа, так и у знати. Даже европейские монархи с большой охотой делали иезуитов своими духовниками. Причиной этого была отточенная казуистика «Ордена Иисуса». С помощью нескольких приемов они могли объявить простительным практически любой грех. Воровать, конечно, нехорошо, но если слуга делает больше, чем должен, то он может «вознаградить» себя за счет хозяина. Убийство – несомненный грех, но человек может оправдаться на суде с помощью «тайной оговорки». Допустим, я убил кого-то, защищаясь, тогда на вопрос судьи «Убил ли я NN», мне можно смело отвечать: «Не убивал», подразумевая под этим, что я не нападал на жертву. Последняя часть моего высказывания и будет той самой «тайной оговоркой». Богатому человеку жить еще проще. Если какой-нибудь мерзавец соблазнил девушку, обещая на ней жениться, то на нем нет никакого греха, поскольку крестьянка изначально должна была понимать, что дворянин на ней не женится.
Эта техника построения исповеди в буквальном смысле слова превращала отцов-иезуитов в завсегдатаев королевских дворов и городских соборов, однако ученики Игнатия Лойолы сделали и полезные вещи своими ухищрениями — они популяризировали на Западе практику частной исповеди.
Точно также обстоит дело и с иезуитским образованием. По всей Европе, а также на других континентах дети учились у отцов иезуитов бесплатно (средства на преподавание выделял орден). Их превосходно кормили, не перегружали уроками (не более 5 часов в день), придумывали для них спортивные игры, почти не били, так что многие люди считали за счастье отдать свое чадо иезуитам. Всего через несколько месяцев мальчик порадует отца превосходной латынью, а мать — прекрасными манерами и умением держать себя за столом. Но при этом в школах процветало ябедничество. Например, ученик, говоривший в школе на родном языке, а не латыни, может избавиться от наказания, если назовет имена других учеников, делавших то же самое. У каждого ученика был специальный опекун, рассказывающий начальству о его проступках. Само преподавание в школах велось по причудливому сочетанию средневековых и гуманистических методов: изучали труды Фомы Аквинского, но при этом была система жесткой конкуренции между учениками, которой могли бы позавидовать даже современные учителя.
Эта двойственность сопровождала иезуитов во все века их существования. Многие иезуиты были прекрасными миссионерами и мучениками за веру: от Японии до Канады они подвергали свою жизнь опасности, пересекали непроходимые реки на маленьких лодках, переводили христианские молитвы на разные языки, а иногда и создавали эти языки, проповедовали даже тогда, когда им отсекали руки и ноги и снимали скальп. Однако миссии чаще всего были массовыми и формальными: кое-как переведя Символ веры, часто не выучив язык аборигенов, иезуит крестил людей сотнями и тысячами, создавая новые общины. Это были группы язычников, для которых христианство было лишь очень тонким наносным слоем, и с уходом миссионера часто умирала и община. Иезуиты защищали рабов и индейцев от совсем уж жестокой эксплуатации, но при этом сами охотно пользовались трудами рабов и не выступали против этого института, как такового.
Противоречия, сопровождавшие иезуитов, были связаны с самой идеей этого ордена: монашеский орден, в котором можно не носить иноческих одежд, проповедники, с большей охотой занимающиеся политикой и интригами, чем обращением в христианство, нестяжатели, дававшие ссуды под 25 или даже 100 процентов. Иезуиты действительно стали военным орденом, рыцарями Папы, но от своих прототипов они унаследовали все добродетели и пороки средневекового рыцарства. Подобно крестоносцам, они отправлялись в опасные путешествия, жили среди бедняков и устраивали новые поселения для коренного населения, подобно воинам готовы были защищать честь Церкви и Папы до последнего вздоха, приспосабливаться к разным культурам (иезуит, проповедовавший в Индии превратился в местного жреца, носил их одежды, и создам причудливую смесь христианства с индуизмом, сумел наполнить языческие обряды христианским содержанием). Однако мораль иезуитов также было сословной и средневековой – ради достижения целей ордена, они могли давать ложные клятвы, пользоваться тайными доносами и обманывать тех, кто не принадлежал к «Обществу Иисуса». Среди учеников Игнатия Лойолы было много людей, ведших жизнь скорее рыцаря, чем монаха: они были желанными гостями в салонах, любили деньги, вкусную еду и вино, могли направить стрелы своей казуистики и против ордена. Сперва человек, становившийся иезуитом, должен был сразу отдавать «Обществу Иисуса» свое имущество, затем этот срок отложили на 4 года. Находилось много людей, формально передавших имущество беднякам, но фактически управлявшим им через подставных лиц. Точно также обстояло дело и с обетом послушания: формально генерал иезуитов пользовался почти неограниченной властью и был ответственен лишь перед Папой. Но на практике все зависело отличности генерала. Если он был слабым или мягким человеком, то его за спиной орденом управляли совершенно другие люди, а преемник Игнатия Лойолы становился лишь номинальной представительской фигурой. Число подобных примеров можно умножать до бесконечности, но понятно, что затея Игнатия Лойолы, умершего 31 июля 1556 года, создать особый орден рыцарей-монахов была одной из самых авантюрных в истории Католической Церкви, а его детище почти сразу после его кончины зажило самостоятельной жизнью.

Андрей Зайцев

Версия для печати

Тэги:Проповедь История

ИЕЗУИТЫ — Общество Иисуса, католический монашеский орден, основанный Игнатием Лойолой.

Ис­то­рия

Сим­во­ли­чес­кой да­той соз­да­ния ор­де­на иезуитов счи­та­ет­ся 15.8.1534 года когда в ча­сов­не Бо­го­ма­те­ри на хол­ме Мон­мартр в Па­ри­же Иг­на­тий Лой­о­ла и его спод­виж­ни­ки Фран­циск Кса­вье, Пьер Фа­бер, Дие­го Лаи­нес, Аль­фон­со Саль­ме­рон, Ни­ко­лас Бо­ба­ди­лья и Си­мон Род­ри­гес при­нес­ли обе­ты не­стя­жа­ния, це­ло­муд­рия и апо­столь­ско­го слу­же­ния в Свя­той зем­ле или (ес­ли оно ока­жет­ся не­воз­мож­ным) в др. час­тях све­та, по вы­бо­ру па­пы Рим­ско­го. Обе­ты за­кан­чи­ва­лись сло­ва­ми «Ad majorem Dei gloriam» («Для вя­щей сла­вы Гос­под­ней»), ко­то­рые ста­ли де­ви­зом бу­ду­ще­го ор­де­на. Из-за вой­ны ме­ж­ду Ве­неци­ан­ской рес­пуб­ли­кой и Ос­ман­ской им­пе­ри­ей по­езд­ка в Свя­тую зем­лю не со­стоя­лась, по­это­му Иг­на­тий Лой­о­ла с со­рат­ни­ка­ми в но­ябре 1539 года от­пра­вил­ся в Рим, где ос­но­вал Общество Ии­су­са, при­зван­ное за­щи­тить Цер­ковь от внутренних про­ти­во­ре­чий и внеш­них вра­гов.

Общество Ии­су­са бы­ло ут­вер­жде­но 27.09.1540 года бул­лой «Re­gimini militantis Ecclesiae» па­пы Рим­ско­го Пав­ла III (1534-1549 годы); его струк­ту­ра оп­ре­де­ле­на Ус­тав­ной фор­му­лой (For­mu­la Instituti), со­став­лен­ной Иг­на­ти­ем Лой­о­лой, ко­то­рый по­сле из­бра­ния 08.04.1541 года «ге­не­ра­лом» ор­де­на раз­ра­бо­тал и его про­стран­ную Кон­сти­ту­цию (чис­лен­ность Общества из­на­чаль­но ог­ра­ни­чи­ва­лась 60 чле­на­ми; в 1544 году это ог­ра­ни­че­ние бы­ло от­ме­не­но). Иг­на­тий Лой­о­ла соз­дал мо­на­ше­ский ор­ден с жё­ст­кой дис­ци­п­ли­ной: его чле­ны, по­ми­мо трёх обыч­ных мо­на­ше­ских обе­тов (не­стя­жа­ния, це­ло­муд­рия и по­слу­ша­ния), при­но­си­ли чет­вёр­тый — без­ус­лов­но­го по­ви­но­ве­ния па­пе Рим­ско­му. Иг­на­ти­ем Лой­о­лой бы­ли так­же оп­ре­де­ле­ны кри­те­рии приё­ма но­вых чле­нов, пред­по­ла­гаю­щие дли­тель­ный но­ви­ци­ат, а так­же вто­рой срок ис­пы­та­ния пе­ред при­ня­ти­ем по­след­не­го, чет­вёр­то­го, обе­та. В ию­ле 1548 года в бре­ве «Pastoralis Officii» па­па Па­вел III ут­вер­дил со­став­лен­ные Иг­на­ти­ем Лой­о­лой «Ду­хов­ные уп­раж­не­ния» («Exercitia Spi­ritualia») — курс со­зер­цательных прак­тик и мо­лит­вен­ных раз­мыш­ле­ний, по­могаю­щих прак­ти­кую­щим, пре­ж­де всего чле­нам ор­де­на, оп­ре­де­лить лич­ные жиз­нен­ные при­ори­те­ты, дос­тиг­нуть ду­хов­но­го очи­ще­ния и ук­ре­пить­ся на пу­ти доб­ро­де­те­ли.

Пре­ем­ни­ки Пав­ла III, и пре­ж­де все­го па­па Рим­ский Юлий III (1550-1555 годы), ока­зы­вая по­кро­ви­тель­ст­во ор­де­ну, пре­дос­тав­ля­ли ему пра­ва, ка­ки­ми ни­ко­гда не поль­зо­вал­ся ни­ка­кой дру­гой ка­то­лический мо­на­ше­ский ор­ден. Иезуитам бы­ло до­ве­ре­но соз­да­ние но­во­го тео­ло­ги­че­ско-апо­ло­ге­тического фун­да­мен­та ка­то­лической церк­ви, спо­соб­но­го про­ти­во­сто­ять Ре­фор­ма­ции и внут­ри­цер­ков­ным про­ти­во­ре­чи­ям. На Три­дент­ском со­бо­ре в ка­че­ст­ве пап­ских тео­ло­гов вы­сту­па­ли И. Д. Лаи­нес (в 1558-1565 годах ге­не­рал ор­де­на) и А. Cальмерон. Во 2-й половине XVI века ор­ден ук­ре­пил своё по­ло­же­ние во Фран­ции и Гер­ма­нии — основной ареа­ле рас­про­стра­не­ния про­тес­тант­ских идей в Ев­ро­пе. То­гда же пер­во­сте­пен­ное зна­че­ние при­об­ре­ла дея­тель­ность иезуитов в об­лас­ти ре­ор­га­ни­за­ции сис­те­мы ка­то­лического ду­хов­но­го и свет­ско­го об­ра­зо­ва­ния бла­го­да­ря соз­да­нию се­ти ие­зу­ит­ских об­ра­зо­вательных кол­ле­гий (в конце XVI века их на­счи­ты­ва­лось около 140).

Па­па Юлий III одоб­рил ос­но­ва­ние иезуитами в феврале 1551 года Римской кол­ле­гии (пре­об­ра­зо­ван­ной в даль­ней­шем в Гри­го­ри­ан­ский университет) и вве­рил им Германскую кол­ле­гию, го­то­вив­шую свя­щен­ни­ков для слу­же­ния в стра­нах, под­вер­жен­ных влия­нию про­тес­тант­ских идей. С 1571 года иезуитам бы­ло раз­ре­ше­но пре­по­да­вать в круп­ней­ших ев­ропейских уни­вер­си­тет­ских го­ро­дах. В конце XVI века в сис­те­ме об­ра­зо­ва­ния в ка­то­лических стра­нах ведущую роль играли И. Прин­ци­пы, по­ло­жен­ные в ос­но­ву ие­зу­ит­ской сис­те­мы об­ра­зо­ва­ния, бы­ли раз­ра­бо­та­ны под на­блю­де­ни­ем К. Ак­ва­ви­ва (ге­не­ра­ла ор­де­на в 1581-1615 годы). К началу XVII века об­щая чис­лен­ность ор­де­на воз­рос­ла до бо­лее чем 13 тыс. чле­нов в 32 ор­ден­ских про­вин­ци­ях.

Из­на­чаль­но при­ори­тет­ным ре­гио­ном осу­ще­ст­в­ле­ния слу­же­ния ор­де­на бы­ла оп­ре­де­ле­на Ев­ро­па, раз­ди­рае­мая политическими и церковными про­ти­во­ре­чия­ми. С начала 1540-х годов Римская ку­рия ста­ла на­прав­лять ие­зу­ит­ских мис­сио­не­ров в различные ре­гио­ны Азии, Аф­ри­ки и Но­во­го Све­та: в 1542 году — в Ин­дию, в 1549 году — в Япо­нию, в 1562 году — в Ки­тай (Ма­као); в 1548 году бы­ли ос­но­ва­ны ие­зу­ит­ские мис­сии в Кон­го и Ма­рок­ко, в 1550 году — в Ан­го­ле, Мо­зам­би­ке, Гви­нее, в 1604 году — в Сьер­ра-Ле­о­не, в 1616 году — на остров Ма­да­га­скар. В 1549 году тру­да­ми ие­зу­ит­ско­го священника М. да Ноб­ре­га ду­хов­ная мис­сия ор­де­на бы­ла уч­ре­ж­де­на в Бра­зи­лии (раз­ви­та бла­го­да­ря дея­тель­но­сти Ж. ди Ан­шие­ты и А. Ви­ей­ры), в 1566 году — во Фло­ри­де, в 1567 году — в Пе­ру, в 1652 году — на Гаи­ти, в 1697 году — в Ка­ли­фор­нии. Иезуи­тов го­су­дар­ст­во 1610-1767 годов су­щест­во­ва­ло в Па­раг­вае. В 1611 году по­ло­же­но на­ча­ло мис­сии ор­де­на в Ка­на­де (И. де Бре­бёф, И. Жог), в 1634 году — в Мэ­ри­лен­де (на тер­ри­то­рии современных США). На Ближ­нем Вос­то­ке (Си­рия) ие­зу­ит­ская мис­сия бы­ла от­кры­та в 1831 году (её цен­тром в даль­ней­шем стал Бей­рут и ос­но­ван­ный там ие­зу­ит­ский университет Святого Ио­си­фа).

В XVII — первой половине XVIII веков иезуиты иг­ра­ли зна­чительную роль в ев­ропейской по­ли­ти­ке. В Ри­ме мно­гие иезуиты бы­ли ду­хов­ни­ка­ми пап и кар­ди­на­лов.

Со 2-й половины XVIII века ор­ден под­верг­ся го­не­ни­ям со сто­ро­ны ев­ропейских ко­ро­лев­ских до­мов: в 1760-х годах иезуиты бы­ли из­гна­ны из Пор­ту­га­лии, в 1764 году — из Фран­ции и в 1767 году — из Ис­па­нии. Под на­жи­мом Бур­бо­нов па­па Рим­ский Кли­мент XIV (1769-1774) при­нял ре­ше­ние о рос­пус­ке ор­де­на, ко­то­рый был оформ­лен бре­ве «Do­mi­nus ac Redemptor Noster» (от 21.07.1773 года), мо­ти­ви­руя своё ре­ше­ние тем, что су­ще­ст­во­ва­ние ор­де­на пре­пят­ст­ву­ет во­ца­ре­нию дли­тель­но­го ми­ра в са­мой Церк­ви. Ор­ден вос­ста­нов­лен в пе­ри­од по­сле окон­ча­ния на­по­ле­о­нов­ских войн па­пой Рим­ским Пи­ем VII (1800-1823 годы), со­глас­но его бул­ле «Sollicitudo omnium Ecclesiarum» (от 07.08.1814 года).

Наи­бо­лее тес­ные от­но­ше­ния ор­де­на с пап­ст­вом ус­та­но­ви­лись во вре­мя пон­ти­фи­ка­та Пия IX (1846-1878 годы), ко­гда иезуиты ста­ли основной опо­рой ку­рии в про­ти­во­стоя­нии на­рас­тав­шей ли­бе­ра­ли­за­ции и се­ку­ля­ри­за­ции ев­ропейской мыс­ли. Иезуиты иг­ра­ли важ­ную роль во всех тео­ло­гических дис­кус­си­ях то­го вре­ме­ни и в воз­ро­ж­де­нии ин­те­ре­са к фи­лософской сис­те­ме то­миз­ма; во вре­мя ра­бо­ты Ва­ти­кан­ско­го I со­бо­ра по­зи­ции иезуиты бы­ли осо­бен­но силь­ны в ко­мис­сии по фун­даментальному бо­го­сло­вию. Во вре­мя пон­ти­фи­ка­та Льва XIII (1878-1903 годы) пред­ста­ви­тель ор­де­на при­ни­мал уча­стие в под­го­тов­ке тек­ста пап­ской эн­цик­ли­ки «Rerum Novarum». В тот же пе­ри­од на иезуитов бы­ла воз­ло­же­на мис­сия по рас­про­стра­не­нию идей не­ото­миз­ма и под­твер­жде­на их гла­вен­ст­вую­щая роль в сфе­ре ка­то­лического об­ра­зо­ва­ния (так, ор­де­ну был вве­рен Биб­лей­ский институт в Ри­ме).

Во вре­мя пон­ти­фи­ка­та Пия XI (1922-1939 годы) И. Р. Ляй­бер и А. Беа при­ни­ма­ли уча­стие в под­го­тов­ке пап­ской эн­цик­ли­ки «Mit bren­nender Sorge» (1937 год) вме­сте с кар­ди­на­лом Э. Па­чел­ли, ко­то­рый, став па­пой Рим­ским Пи­ем XII (1939-1958 годы), на­зна­чил пер­во­го лич­ным сек­ре­та­рём, а вто­ро­го — сво­им ду­хов­ни­ком. Пий XII при­бе­гал к по­мо­щи иезуитов так­же в об­лас­ти эк­зе­ге­ти­ки, при под­го­тов­ке та­ких бо­го­слов­ских тек­стов, как эн­цик­ли­ка «Mystici сor­po­ris» (1943 год), дог­ма­та о Воз­не­се­нии Де­вы Ма­рии. Зна­чи­тель­ным бы­ло пред­ста­ви­тель­ст­во и уча­стие иезуитов на Ва­ти­кан­ском II со­бо­ре: в раз­ра­бот­ке под­го­то­вительных «схем», в ра­бо­те различных ко­мис­сий (А. де Лю­бак, Ж. Да­ние­лу, К. Ра­нер), в ка­че­ст­ве епи­скоп­ских кон­суль­тан­тов.

Сов­ре­мен­ное по­ло­же­ние

В начале XXI века ор­ден вно­сит зна­чительный вклад в ра­бо­ту различных ве­домств Ва­ти­ка­на, уча­ст­ву­ет в про­ве­де­нии си­но­дов и под­го­тов­ке официальных до­ку­мен­тов Святого пре­сто­ла, ак­тив­но за­ни­ма­ет­ся из­да­тель­ской дея­тель­но­стью: в его ве­де­нии на­хо­дит­ся официальный пе­чат­ный ор­ган Святого пре­сто­ла — журнал «La Civiltа̀ Cat­to­lica».

Струк­ту­ра ор­де­на и прин­ци­пы его ор­га­ни­за­ции не пре­тер­пе­ли осо­бых из­ме­не­ний с мо­мен­та его ос­но­ва­ния. Пер­вый, низ­ший класс ор­де­на — но­ви­ции; к не­му от­но­сят­ся го­то­вя­щие­ся к всту­п­ле­нию в ор­ден в те­че­ние двух лет, по за­вер­ше­нии ко­то­рых они при­но­сят пер­вые три обе­та. Вто­рой класс — схо­ла­сти­ки; его со­став­ля­ют но­ви­ции, вы­дер­жав­шие всту­пительные ис­пы­та­ния и слу­жа­щие в ка­че­ст­ве мис­сио­не­ров, по­мощ­ни­ков учи­те­лей и др. По­сле по­лу­че­ния фи­лософской, тео­ло­гической и пе­да­го­гической под­го­тов­ки, ру­ко­по­ло­же­ния в свя­щен­ный сан и при­не­се­ния чет­вёр­то­го обе­та без­ус­лов­но­го по­ви­но­ве­ния па­пе Рим­ско­му они по­лу­ча­ют по­сто­ян­ный ста­тус про­фес­сов, ко­то­рым вве­ря­ют­ся главные ор­ден­ские долж­но­сти, важ­ные мис­сии и по­соль­ст­ва. Схо­ла­сти­ки, не пре­тен­дую­щие на по­лу­че­ние свя­щен­но­го са­на, пе­ре­хо­дят в раз­ряд ду­хов­ных ко­адъ­ю­то­ров и на­зна­ча­ют­ся на долж­но­сти про­фес­со­ров, ду­хов­ни­ков, про­по­вед­ни­ков и т. п. Свет­ские ко­адъ­ю­то­ры слу­жат в хо­зяйственных уч­ре­ж­де­ни­ях ор­де­на. Во гла­ве ор­де­на сто­ит ге­не­рал, из­би­рае­мый про­фес­са­ми из сво­ей сре­ды на Ге­не­раль­ной кон­гре­га­ции. Он яв­ля­ет­ся по­жиз­нен­ным и не­ог­ра­ни­чен­ным гла­вой ор­де­на, за­ви­си­мым толь­ко от па­пы Рим­ско­го.

Ор­ден объ­е­ди­ня­ет мо­на­ше­ские ас­си­стен­ции (ок­ру­га), управ­ляе­мые ас­си­стен­та­ми; ас­си­стен­ции де­лят­ся на про­вин­ции и ви­це-про­вин­ции (в мис­сио­нер­ских стра­нах), во гла­ве ко­то­рых сто­ят про­вин­циа­лы, на­зна­чае­мые ге­не­ра­лом (как пра­ви­ло, на 3 го­да); в со­став про­вин­ций вхо­дят ор­ден­ские до­ма (оби­те­ли) — кол­ле­гии (в слу­чае ес­ли при них име­ют­ся учеб­ные за­ве­де­ния) или ре­зи­ден­ции. Чле­ны ор­де­на со все­ми ор­ден­ски­ми уч­ре­ж­де­ния­ми с са­мо­го на­ча­ла бы­ли вы­ве­де­ны из-под юрис­дик­ции ме­ст­ных ду­хов­ных вла­стей, вклю­чая епи­ско­па.

С сентября 1983 года ге­не­рал ор­де­на иезуитов — П. Х. Коль­вен­бах (из­бран на 33-й Римской ге­не­раль­ной кон­гре­га­ции ор­де­на). По дан­ным на 2007 год, ор­ден объ­е­ди­ня­ет 19573 чле­на, вклю­чая но­ви­ци­ев (из них 13736 — свя­щен­но­слу­жи­те­ли), а так­же 1536 оби­те­лей. Ге­не­раль­ная ку­рия ор­де­на рас­по­ло­же­на в Ри­ме. За 5 ве­ков су­ще­ст­во­ва­ния ор­де­на ка­то­лическая цер­ковь ка­но­ни­зи­ро­ва­ла 28 его чле­нов (2006 год).

Ор­ден­ская мис­сия в Рос­сии

Пер­вая по­пыт­ка соз­да­ния ор­ден­ской мис­сии в Мо­с­ков­ской Ру­си бы­ла пред­при­ня­та в пон­ти­фи­кат па­пы Гри­го­рия XIII (1572-1585 годы), ко­гда ко дво­ру ца­ря Ива­на IV Ва­силь­е­ви­ча Гроз­но­го бы­ла на­прав­ле­на мис­сия во гла­ве со священником Ан­то­нио Пос­се­ви­но (в неё так­же вхо­ди­ли свя­щен­ни­ки Джо­ван­ни Пао­ло Кам­па­на и Сте­фан Дре­ноц­кий, схо­ла­стик Мо­дест, брат Мо­рие­но) (1581 год). Ре­зуль­та­том мис­сии Ан­то­нио Пос­се­ви­но ста­ло за­клю­че­ние Ям-За­поль­ско­го ми­ра 1582 года ме­ж­ду Мо­с­ков­ским цар­ст­вом и Ре­чью По­спо­ли­той. В ка­че­ст­ве при­двор­ных про­по­вед­ни­ков и со­вет­ни­ков при дво­ре Лже­дмит­рия I и Ма­ри­ны Мни­шек дей­ст­во­ва­ла зна­чительная груп­па ие­зу­ит­ских свя­щен­ни­ков во гла­ве с К. Са­виц­ким (ду­хов­ни­ком Ма­ри­ны Мни­шек), М. Ци­ров­ским, А. Ла­виц­ким. В 1684 году в Мо­ск­ве бы­ла ос­но­ва­на мис­сия бо­гем­ской про­вин­ции ор­де­на, в 1685 году пред­ста­ви­те­ли ие­зу­ит­ской мис­сии уч­ре­ди­ли шко­лу для дво­рян­ских де­тей.

По­сле пе­ре­ры­ва, по­сле­до­вав­ше­го в 1689-1698 годах, дея­тель­ность ие­зу­ит­ской мис­сии в Мо­ск­ве бы­ла возоб­нов­ле­на в 1698 году. К 1707 году в московской шко­ле иезуитов на­счи­ты­ва­лось около 30 уче­ни­ков. В 1713-1719 годах в Санкт-Пе­тер­бур­ге дей­ст­во­ва­ла ие­зу­ит­ская оби­тель ли­товской про­вин­ции ор­де­на. В апреле 1719 года по­сле­до­вал обу­слов­лен­ный тре­бо­ва­ни­ем митрополита Сте­фа­на Явор­ско­го и об­стоя­тель­ст­ва­ми по­ли­тического кон­флик­та с вен­ским дво­ром указ императора Пет­ра I о пре­кра­ще­нии дея­тель­но­сти иезуитов в Рос­сии. По­сле уп­разд­не­ния ор­де­на в Ев­ро­пе иезуиты, с со­гла­сия императрицы Ека­те­ри­ны II, про­дол­жи­ли свою дея­тель­ность в Российской им­пе­рии, соз­дав бе­ло­русскую про­вин­цию с соб­ст­вен­ным ге­не­раль­ным ви­ка­ри­ем. В 1777 году ос­но­ван ие­зу­ит­ский но­ви­ци­ат в По­лоц­ке; в 1800 году иезуитам был вве­рен пе­тербургский при­ход Святой Ека­те­ри­ны; в 1801 году в Санкт-Пе­тер­бур­ге ос­но­ва­на иезу­ит­ская шко­ла, пре­об­ра­зо­ван­ная в 1806 году в Бла­го­род­ный пан­си­он (су­ще­ст­во­вал до 1815 года).

В 1812 году в ранг ака­де­мии бы­ла воз­ве­де­на По­лоц­кая ие­зу­ит­ская кол­ле­гия. В 1802-1815 годах в Санкт-Пе­тер­бур­ге на­хо­дилась Ге­не­раль­ная ку­рия ор­де­на. Иезуитские мис­сии действовали в Ри­ге, Са­ра­то­ве, Одес­се, Ас­т­ра­ха­ни, Ир­кут­ске, Том­ске и др. го­ро­дах. В 1815 году ука­зом императора Алек­сан­д­ра I иезуиты бы­ли вы­сла­ны из Санкт-Пе­тер­бур­га с за­пре­том про­жи­ва­ния и в Мо­ск­ве; в 1820 году по­сле­до­вал императорский указ, за­пре­щав­ший дея­тель­ность ор­де­на на всей тер­ри­то­рии Российской им­пе­рии. С это­го мо­мен­та до 1990 года иезуиты не име­ли воз­мож­но­сти ле­галь­но­го осу­ще­ст­в­ле­ния сво­ей мис­сии на тер­ри­то­рии Российской им­пе­рии, а по­том и СССР.

Мис­сия ор­де­на на тер­ри­то­рии СССР, а за­тем и РФ бы­ла во­зоб­нов­ле­на в 1990 году; в 1990-1992 годах функ­ции ко­ор­ди­на­то­ра дея­тель­но­сти ор­де­на в СССР и РФ вы­пол­нял ас­си­стент ге­не­ра­ла ор­де­на для Восточной Ев­ро­пы Б. Сте­чек. В 1992 году уч­ре­ж­дён Не­за­ви­си­мый Российский ре­ги­он Общества Ии­су­са (объ­е­ди­ня­ет так­же все стра­ны СНГ; в Лит­ве, Лат­вии и Эс­то­нии об­ра­зо­ва­ны са­мо­сто­ятельные ор­ден­ские про­вин­ции). В 1994 году в Но­во­си­бир­ске от­крыт Ка­то­лический центр ду­хов­но­го раз­ви­тия «Ини­го»; в ию­не 1997 года иезуитам был пе­ре­дан кол­ледж (ны­не институт) фи­ло­со­фии, тео­ло­гии и ис­то­рии Святого Фо­мы Ак­вин­ско­го в Мо­ск­ве.

По дан­ным на 2007 год, Не­за­ви­си­мый Российский ре­ги­он Общества Ии­су­са объ­е­ди­ня­ет 56 человек: 34 свя­щен­ни­ка, 19 схо­ла­сти­ков, 3 бра­та. Ку­рия на­хо­дит­ся в Мо­ск­ве

Изо­бра­зи­тель­ное ис­кус­ст­во и ар­хи­тек­ту­ра

При­да­вая ис­клю­чи­тель­ную важ­ность ре­лигиозным об­раз­ам, вос­при­ни­мая их и как по­мощь ве­рую­щим в мо­лит­ве, и как сред­ст­во про­па­ган­ды ве­ры, иезуиты вне­сли су­ще­ст­вен­ный вклад в фор­ми­ро­ва­ние ико­но­гра­фии Контр­ре­фор­ма­ции. По за­ка­зам иезуитов и на ос­но­ве их ико­но­гра­фических про­грамм ра­бо­та­ли луч­шие ев­ропейские ху­дож­ни­ки; их искусство спо­соб­ст­во­ва­ло ут­вер­жде­нию те­ат­ра­ли­за­ции и ил­лю­зио­низ­ма как основных ка­честв жи­во­пи­си ба­рок­ко.

Осо­бое зна­че­ние для иезуитов име­ло по­чи­та­ние име­ни Ии­су­са, с ко­то­рым свя­за­но по­яв­ле­ние та­ких сю­же­тов, как «Тор­же­ст­во име­ни Ии­су­са» (свод церкви Иль-Дже­зу в Ри­ме, художник Дж. Б. Га­ул­ли, 1678-1679 годы) и «По­кло­не­ние име­ни Ии­су­са» (Эль Гре­ко, 1578-1579 годы, монастырь Сан-Ло­рен­цо дель-Эс­ко­ри­ал; А. Поц­цо, 1700-1701 годы, ие­зу­ит­ская цер­ковь в Бам­бер­ге). В этой свя­зи осо­бен­ную важ­ность при­об­ре­ла те­ма «При­не­се­ние во храм», во вре­мя ко­то­ро­го про­ис­хо­ди­ло на­ре­че­ние име­ни Ии­су­са (П. П. Ру­бенс, 1605 год, церковь Сант-Ам­брод­жо, Ге­нуя; С. Вуэ, 1641 год, Лувр, Па­риж).

Ещё до ка­но­ни­за­ции пер­вых свя­тых ор­де­на иезуитов — Иг­на­тия Лой­о­лы и Фран­ци­ска Кса­вье — их об­ра­зы по­яв­ля­ют­ся в ал­тар­ной жи­во­пи­си, соз­дан­ной по за­ка­зу иезуитов(«Чу­де­са святого Иг­на­тия» и «Чу­де­са святого Фран­ци­ска Кса­вье» Ру­бен­са, около 1617-1618 годов, Ху­дожественно-ис­то­рический му­зей, Ве­на). Впо­след­ст­вии жи­тия этих свя­тых ста­ли рас­про­стра­нён­ным сю­же­том жи­во­пи­си: пер­спек­тив­но-ил­лю­зио­ни­сти­чес­кий пла­фон А. Поц­цо («Апо­фе­оз святого Иг­на­тия Лой­о­лы и мис­сио­нер­ская дея­тель­ность иезуит­ско­го ор­де­на») в церкви Святого Иг­на­тия в Ри­ме (1688-1694 годы); «Чу­до святого Фран­ци­ска Кса­вье» Н. Пус­се­на (1641 год, Лувр) и др.

По­пу­ляр­но­стью поль­зо­ва­лись эпи­зо­ды мис­сио­нер­ской дея­тель­но­сти Кса­вье в Ин­дии и Ки­тае: кре­ще­ние индийской ца­ри­цы, ра­нее пре­сле­до­вав­шей хри­сти­ан (А. Поц­цо, 1701 год, Му­зей Киш­цел­ли, Бу­да­пешт), оди­но­кая смерть про­по­вед­ни­ка в Ки­тае (Дж. Б. Га­ул­ли, 1676 год, церкви Сант-Ан­д­реа-аль-Кви­ри­на­ле в Ри­ме). На рель­е­фе «Святой Иг­на­тий и пер­вые свя­тые иезу­ит­ско­го ор­де­на» А. Аль­гар­ди (1629 год) для ур­ны с пра­хом святого Иг­на­тия в церкви Иль-Дже­зу в Ри­ме изо­бра­же­ны ка­но­ни­зи­ро­ван­ные ие­зуи­ты Ф. Борд­жиа и Ста­ни­слав Ко­ст­ка. Сце­на смер­ти по­след­не­го пред­став­ле­на в скульп­тур­ной ком­по­зи­ции П. Лег­ро Млад­ше­го (1702-1703 годы) в римской церкви Сант-Ан­д­реа-аль-Кви­ри­на­ле. Мис­сио­нер­скую дея­тель­ность иезуитов в ал­ле­го­рической фор­ме ото­бра­жа­ют скульп­тур­ные груп­пы «Ре­ли­гия, низ­вер­гаю­щая ересь» (П. Лег­ро Млад­ший) и «Ве­ра, со­кру­шаю­щая идо­ло­по­клон­ст­во» (Ж. Тео­дон, обе 1695-1699 годы) в ал­та­ре святого Иг­на­тия в этой же церк­ви. Иезуиты под­чёр­ки­ва­ли важ­ность му­че­ни­че­ст­ва во имя ве­ры и спо­соб­ст­во­ва­ли рас­про­стра­не­нию со­от­вет­ст­вую­щих сю­же­тов (сце­ны му­че­ни­че­ст­ва свя­тых в церкви Сан-Сте­фа­но-Ро­тон­до в Ри­ме, художник Н. Чир­чи­ниа­но).

Тре­бо­ва­ния иезуитов к цер­ков­ной ар­хи­тек­ту­ре во­пло­ти­лись в церкви Иль-Дже­зу в Ри­ме (1568-1584 годы, Дж. да Винь­о­ла; фа­сад — 1573 год, Дж. дел­ла Пор­та): тип хра­ма с един­ст­вен­ным центральным не­фом (с ку­по­лом над сре­док­ре­сти­ем) ока­зал­ся наи­бо­лее удоб­ным для про­по­ве­дей, а свя­зан­ные ме­ж­ду со­бой сквоз­ны­ми про­хо­да­ми ка­пел­лы на мес­те бо­ко­вых не­фов об­лег­ча­ли дос­туп свя­щен­но­слу­жи­те­лей к ал­та­рям. Ин­терь­ер и фа­сад Иль-Дже­зу ста­ли об­раз­цом ие­зу­ит­ско­го хра­ма, ко­то­ро­му под­ра­жа­ли по все­му ми­ру. Так, в Но­вом Све­те сло­жил­ся осо­бый стиль «ие­зу­ит­ско­го» ба­рок­ко (смотрите Иезу­ит­ские мис­сии).

Иллюстрации:

«По­кло­не­ние име­ни Иису­са». Ал­тар­ный об­раз Эль Гре­ко. 1578–79. Мо­на­стырь Сан-Ло­рен­цо-дель-Эс­ко­ри­ал (Испания). Архив БРЭ;

Ин­терь­ер иезу­ит­ской церк­ви «Дже­зуи­ти» (Сан­та-Ма­рия-Ас­сун­та) в Ве­не­ции. 1713–1728. Ар­хи­тек­тор Д. Рос­си. Архив БРЭ.

Вокруг ордена иезуитов ходит столько мифов и легенд, что некоторым они представляются чем-то чрезвычайно загадочным — этаким явлением типа масонов, иллюминатов и других тайных обществ. Мало кто знает, что огромный вклад иезуиты внесли в развитие образования — не только европейского, но и мирового. Егор Сенников рассказывает, как иезуиты смогли открыть свои колледжи по всему миру и сохранить свой орден (это было непросто).

Полезная рассылка «Мела» два раза в неделю: во вторник и пятницу

ПОДПИСАТЬСЯ

Орден Иисуса (отсюда и получилось слово «иезуит») был основан Игнатием Лойолой ещё в 1534 году (и от его имени получилось ещё одно название общества — орден Святого Игнатия). Лойола и шестеро его соратников поднялись на холм Монмартр и отслужили там мессу, скрепив затем свой союз личными обетами — тем самым они дали жизнь новому ордену. Через шесть лет после основания орден утвердил Папа Римский Павел III.

Сам Лойола был человеком не самой простой судьбы, баскский аристократ, которому даже некоторое время пришлось провести в тюрьме из-за обвинений со стороны Святой инквизиции. Он обратился к богу после тяжёлого ранения в битве при Памплоне (его ранило пушечным ядром).

Игнатий де Лойола

Особость ордена иезуитов была очевидна уже из названия — если другие монашеские ордена назывались по именам основателей (орден доминиканцев, орден францисканцев), то иезуиты превыше всего ставили самого Иисуса Христа. Орден с самого начала строился на жёсткой иерархии и дисциплине, беспрекословном подчинении руководителям ордена. Основные правила ордена были сформулированы Лойолой в «Формуле института Общества Христа».

«Всякий, кто в нашем Обществе, которое мы желаем ознаменованным именем Иисуса, хочет сражаться за Бога <…> твёрдо усвоит себе, что он является частью Общества, основанного прежде всего для того, чтобы стремиться к преуспеянию душ в христианской жизни и вероучении, к распространению веры посредством публичных проповедей и служения слова Божия, Духовных упражнений и дел милосердия и, в частности, посредством обучения христианской вере детей и людей непросвещённых, равно как и духовного утешения верных Христу, выслушиванием исповедей. И пусть он стремится всегда памятовать, во-первых, о Боге, а затем — о природе этого своего Института, представляющей собою некий путь к Богу».

Изначально, как видно из формулы, Лойола не предполагал, что орден будет заниматься светским образованием. Но довольно скоро стало понятно, что самому ордену нужны высокообразованные люди. Кроме того, существовал большой запрос на образование со стороны общества. В XVI веке они стали открывать свои первые школы в Европе.

Игнатий де Лойола и Павел III. Утверждение ордена

Школы самостоятельного мышления

Основные принципы иезуитского образования были сформулированы в объёмном документе с названием Ratio Studiorum. В нём довольно подробно описывалась система и принцип организации учебных заведений.

Педагогический приём, который использовали ранние иезуиты, получил название «Парижского метода». Его элементы настолько прочно вошли в нашу современную практику, что нам сложно представить обычную школу без них. Например, именно иезуты придумали делить учеников по классам. Ещё они верили, что лучший способ получать знания, — не только читать тексты хороших авторов, но и самому писать такие тексты и составлять речи.

В подтверждение этой идеи иезуиты приводили простой пример. Чтобы хорошо понять пьесу, нужно не только её прочитать, но и сыграть в ней, только после этого станет понятен истинный смысл. Постановка пьес, кстати, имела большое значение в иезуитской системе образования. Она позволяла легко показывать, как абстрактные и теоретические проблемы могут решаться в жизни.

Ratio Studiorum. Документ датирован 1858 годом, а официально издан в 1599 году

Огромное значение иезуиты с самого начала придавали самостоятельности учеников. Эту идею они описывали термином ut excitetur ingenium — побуждение учеников к самостоятельному размышлению. Ученик должен был быть активным в классе.

Он должен был не только слушать учителя, но и критически осмысливать то, что учитель рассказывает, спорить с ним, развивать его идеи. Иезуитский метод преподавания строился так, чтобы у ученика появлялось желание самому разбираться в материале, который становился сложнее с каждым уроком. Тем самым ученик развивался не только интеллектуально, но и морально; он привыкал к трудностям, к нестандартным ситуациям и старался находить к каждой из них подход.

Занятие в иезуитском учебном заведении

Внимание уделяли и физическим упражнениям как ещё одному способу развить сильную и независимую личность. А вот телесные наказания в иезуитских колледжах были редки (хотя и не исчезали полностью) — учителя считали, что сильная воля должна закаляться и развиваться другими методами. Потому что насилие заставляет человека скрывать истинные намерения, но не исправляет его.

От Сицилии до Японии — как открывались первые школы иезуитов

Первая из школ была основана в Мессине на Сицилии в 1548 году. К этому моменту в ордене состояло уже несколько сотен человек, многие из которых получили высшее образование. Особенно много членов ордена жили в Италии — неудивительно, что иезуиты основали школу именно там. Примерно через 40 лет иезуиты открыли первую школу в Азии в португальской колонии Макао, а вслед за этим в Японии.

Первая школа на Сицилии оказалась успешной. Уже через несколько месяцев после её открытия магистрат Палермо обратился к иезуитам с просьбой организовать такую же школу в их городе, чтобы обучать там своих сыновей.

Иезуитский колледж в Мессине. Первое образовательное учреждение ордена

Важной отличительной чертой иезуитских школ была их открытость для представителей любого социального класса. Игнатий Лойола считал, что у школ должен быть фонд, который позволял бы покрывать расходы на обучение детей из бедных семей. С другой стороны, это было скорее красивой идеей — в иезуитских школах в массе своей учились дети из богатых семей.

Самым важным предметом в иезуитских школах была античная литература — латинская и древнегреческая. Изучение языка и красноречия было составной частью учебных курсов (при этом латынь считалась абсолютно обязательным предметом, а вот древнегреческий предназначался лишь самым одарённым).

Во многом из-за этого более бедные семьи с меньшей охотой отправляли детей в иезуитские школы и колледжи — им больше импонировало практическое, профессиональное образование. А для иезуитов был характерен акцент именно на гуманитарное образование, историю, литературу, риторику, поэзию и языки. Они были уверены, что через постижение этих дисциплин человек научается видеть красоту и величие божественного замысла вокруг себя.

Иезуитская школа в Барселоне

Иезуиты старались не противопоставлять гуманитарное образование профессиональному — они рассматривали их как дополняющие друг друга системы. Уважали строгость схоластики и её способность обучать высокопрофессиональных выпускников в области права, медицины или теологии. В целом же, они смотрели на образование как на инструмент, необходимый для создания полноценного человека — меньше всего они хотели, чтобы образование становилось своеобразной интеллектуальной игрой в бисер для посвящённых. Цель обучения — полноценный человек, нашедший свой путь к вере и Богу.

Иезуиты покоряют мир

Развитие иезуитского образования шло фантастическими темпами. За первые 50 лет существования ордена было открыто несколько сотен колледжей и школ — как в Европе, так и за её пределами. С Европой всё понятно — в обществе был серьёзный запрос на образование, а Римская католическая церковь использовала иезуитские колледжи как инструмент борьбы с Реформацией. А вот с тем, как иезуиты устраивали свои школы на других континентах, всё не так просто.

Иезуиты часто сопровождали в путешествиях первых европейских исследователей Нового Света, чаще всего португальцев, испанцев и французов. В Новом Свете они не только несли Слово Божие (следуя заветам Лойолы), но и основывали образовательные учреждения.

Иезуиты в Южной Америке

Иезуиты разделили Южную Америку на три провинции (их границы, кстати, совсем не всегда совпадали с границами колониальных владений европейских держав). Внутри этих провинций создавались иезуитские резервации (на испанском они назывались reducciones — поэтому часто можно встретить использование термина «редукции» по отношении к ним). В этих редукциях пытались христианизировать местное население — правда, без прививания индейцам европейских привычек и образа жизни.

Иезуит и индейцы

Эти редукции обладали серьёзной автономией — к середине XVII века иезуиты даже получили разрешение организовывать вооружённое ополчение из индейцев, сама сеть редукций к тому моменту объединяла уже несколько сотен тысяч индейцев.

Особенных успехов иезуиты добились в Парагвае, где они фактически смогли организовать практически независимое иезуитское христианское государство. Труд индейцев приносил иезуитам серьёзные прибыли, которые они тратили на развитие ордена.

Иезуитская миссия в Китае

Глобальная деятельность иезуитов не заканчивалась на Южной Америке. Уже в конце XVI века они открыли первые колледжи и церкви в Мексике. Для того, чтобы содержать их, орден купил огромное количество земель. Иезуиты активно расширялись в Северной Америке, Канаде, в Карибском бассейне.

Ещё одним важным направлением экспансии была Азия. Один из основателей ордена Франциск Ксаверий (друг и соратник Лойолы) ещё в 1541 году отправился в Индию — там он и провёл всю оставшуюся жизнь (за исключением периода организации иезуитской миссии в Японии). В Гоа он основал миссию иезуитов.

Франциск Ксаверий крестит индийца

Китайцев иезуиты познакомили с достижениями европейской науки, астрономии и медицины — и даже занимались переводами математических и астрономических исследований на китайский язык. В ходе этого культурного обмена иезуиты сами познакомились с китайской культурой и наукой — именно они сделали известным в Европе имя Конфуция. Влияние иезуитов в Китае росло, но в скором времени это стало не устривать правительство. Деятельность ордена в Китае была запрещена в 1784 году.

Запрет ордена и 700 брошенных колледжей

К началу XVIII века иезуиты превратились из скромного монашеского ордена в огромную транснациональную корпорацию с солидными ресурсами — финансовыми и людскими (в ордене состояло больше 20 тысяч человек).

Иезуиты объединяли почти 700 колледжей, почти 200 семинарий и больше 500 миссий и резиденций

Их влияние в Европе и в мире было весьма значительным — орден набрал такой вес, что всерьёз мог спорить с европейскими государствами и вмешиваться во внутригосударственные дела — через экономическое давление и личные связи с аристократией и духовенством.

Монархи беспокоились из-за иезуитской угрозы. В середине XVIII века с иезуитами началась серьёзная борьба — сначала в отдельных странах (Португалии, Австрийской империи, Франции). Закончилось всё в 1773 году папским посланием об упразднении ордена. Это событие историки обычно трактуют как попытку светских государств порвать с религиозным давлением.

В России, однако, иезуиты оказались защищены — так решила императрица Екатерина II. Она повелела считать папское послание недействительным в России; остатки ордена уцелели также в Пруссии, Швейцарии и Индии.

Dominus ac Redemptor. Текст папского послания на латыни и французском

Уничтожение ордена иезуитов поставило перед европейскими монархиями серьёзную проблему — иезуиты занимали ведущее положение в области образования, и закрытие школ и колледжей создало сложную ситуацию. Около 250 тысяч человек не смогли продолжать обучение — это заставляло монархов тратить деньги на развитие государственной системы образования.

Уже в 1801 году было сделано послабление — ордену разрешили работу на территории Российской империи, а в 1814 году орден был восстановлен в правах и вернулся к своей деятельности (первым генералом восстановленного ордена стал поданный Российской империи Фаддей Бжозовский).

Изгнание иезуитов, 1761 год

Этот период был отмечен бурным ростом иезуитских колледжей и школ. При этом в Европе им приходилось теперь соперничать с учебными заведениями, которые поддерживало и защищало государство. Но иезуиты нашли новое место для применения своих способностей — Соединенные Штаты Америки.

Именно там они развернулись наиболее масштабно. Их влияние в США сохраняется и по сей день — в конце XX века в США было 30 иезуитских высших учебных заведений и 45 школ, в которых училась почти четверть миллиона человек.

Бостонский колледж — одно из высших учебных заведений США, входящих в ассоциацию иезуитских колледжей и университетов

Хотя иезуиты развивали свою активность в XIX веке, они уже не в состоянии были соперничать с окрепшими колониальными империями; влияние и развитие национализма тоже ослабляло позиции религиозных организаций. Вернуть себе утраченное влияние в полном объёме уже не удалось.

Новые времена

В XX веке иезуитам запретили вести деятельность в Норвегии, их преследовали и отправляли в концентрационные лагеря в Нацистской Германии, в конце восьмидесятых они подвергались гонениям в Сальвадоре.

Их влияние уменьшилось и сконцентрировалось на образовании. К началу XXI века в иезуитских учебных заведениях обучалось почти два с половиной миллиона студентов и учеников. В этих колледжах и университетах теперь учатся мужчины и женщины (что раньше не было допустимо для религиозных учреждений).

Среди самых знаменитых выпускников иезуитских школ и колледжей немало известных всем имён: Кальдерон, Мольер, Расина, Тассо и Вольтер, а также Артур Конан Дойл и Джеймс Джойс, режиссёры Луис Бунюэль, Альфред Хичкок и Луи Малль.

Иезуиты и сегодня стараются идти в ногу со временем — сохраняя при этом влияние в Римско-католической церкви. Нынешний Папа Римский Франциск — первый папа-иезуит.

Папа Римский Франциск