Игра для детей в помещении

Играйте с детьми в подвижные игрыДетство — самое беззаботное время! И хотя младшие школьники уже загружены учебой и всевозможными кружками, тем не менее они любят игры, конкурсы, различные состязания. Однако родители считают, что в домашних условиях провести их достаточно сложно, так как в квартире не хватает места для подвижных мероприятий. Но специалисты говорят: хотите провести незабываемый праздник? Обязательно устройте подвижные игры и веселые конкурсы для детей. Как организовать детские конкурсы дома?

Советы по проведению веселых домашних соревнований:

  1. Веселые конкурсы для детей пройдут наиболее интересно, если все между собой знакомы. Организуйте перед конкурсом несложную игру-знакомство, например, «Скачет, скачет воробей». Помогите участникам раскрепоститься!
  2. Проще, увлекательнее организовывать забавные игры ребятам примерно одного возраста.
  3. Приготовьте побольше реквизита. Дети любят переодеваться, становясь сказочными героями. Обожают получать небольшие подарочки. Подготовьте необходимый инвентарь: костюмы, маски, поощрительные награды, призы.
  4. Учитывайте возраст. Детям помладше устройте простые конкурсы, предложите четкие, понятные задания. Ребятам постарше усложните правила, пусть проявят смекалку и ум.
  5. Не делайте задания слишком сложными, чрезмерные трудности отбивают интерес к дальнейшему развлечению.
  6. Исключите соревнования, вызывающие неловкость. Нельзя использовать состязания, проиграв которые, участники почувствуют себя глупыми, неумелыми.
  7. Проведите несколько конкурсов без явного победителя. Пусть призами наградят каждого участника. Особенно актуален совет при организации конкурсов для детей младшего возраста.
  8. Составьте сценарий. Перечислите игры, конкурсы, дайте им краткое описание. Тогда вы сможете легко ориентироваться во время мероприятия.
  9. Учитывайте размеры помещения. Не стоит проводить активные подвижные игры и состязания в маленькой комнате дома. Во время конкурсов лучше отодвинуть мешающую мебель, вынести хрупкие предметы, убрать горшки с цветами.

Забавные конкурсы для младших школьников (7-8 лет)

В маленьких помещениях легко организовать смешные конкурсы с шарами, знакомыми игрушками, музыкой, которые заинтересуют участников помладше. Развлеките ими детей семи-восьмилетнего возраста.

Бой шарами

Бой шарамиУчаствуют две команды. Игроки получают одинаковое количество воздушных шаров (шарики команд — разных цветов). Комната разделена пополам. Члены команды занимают свои территории. Звучит музыка, дети начинают перебрасывать шары на сторону соперника. Задание непростое, ведь противники стараются отбить шары обратно! После окончания музыки, игра прекращается, подводятся итоги. Побеждает команда, перекинувшая больше шаров.

Белые медведи

Комната становится «морем», участники — «медвежатами». Выбирается пара «белых медведей». Игроки, взявшись за руки, бегут ловить «медвежат». Догнав кого-то «белые медведи» соединяют руки,»медвежонок» оказывается между их руками. Участник, которого поймали ждет другого пойманного «медвежонка». Они образовывают новую пару «белых медведей». Игра продолжается до поимки всех детей.

Нужный цвет

Дети танцуют под музыку. Музыка останавливается, ведущий выкрикивает: «Найди красный цвет!» Играющие должны найти что-то красное, дотронутся до этого предмета. Кто не успел — выбывает. Ведущий должен называть разные цвета. Побеждают внимательные.

Строители

Игра - строителиПонадобятся детские кубики одинакового размера. Играть могут несколько команд. Соперники выстраиваются колоннами друг за другом. Поочередно, участники осторожно ставят свои кубики один на другой. Выиграет команда с высочайшей башней.

Угадай-ка

Участвуют 2 человека. Завязав глаза, по вкусу и запаху, они пробуют угадать продукты. Заготовьте игрокам наборы одинаковых продуктов (варенье, апельсин, банан, морковь, капуста, творог) Побеждает отгадавший больше запахов и вкусов.

Танцуют все!

Дети образуют пары. Под музыку пары танцуют, удерживая воздушный шарик теми частями тела, которые называет ведущий (спиной, коленками, попами, плечами, головами, ногами). Если шарик падает, пара выбывает.

Канатоходцы

Участвует две команды. На пол кладутся 2 веревки или длинные ленты —»канаты». Игроки стараются пройти по «канату» держа детский зонтик (усложните состязание: предложите участникам пройтись держа на голове книгу или набивая теннисный мячик ракеткой). Побеждает самая ловкая команда.

Обязательно наградите участников. Дети расстраиваются, когда проигрывают. Постарайтесь избежать негативных эмоций, отметьте подарками всех присутствующих ребят.

Интересные игры для младших школьников (9-10 лет)

Для детей постарше хорошо подобрать смешные конкурсы, в которых присутствуют элементы состязаний. Для маленьких помещений можно взять следующие игры для детей девяти-десятилетнего возраста.

Жадина

По комнате разбрасываются воздушные шарики, без ниток. Под музыку дети собирают шарики, стараясь удержать их. Побеждает ребенок, собравший наибольшее количество воздушных шаров.

Повтори наоборот

Игра - повтори наоборотВедущий показывает различные движения. Задача участвующих повторить их наоборот. Например, ведущий поднимает руки, значит дети опускают руки. Тот кто ошибется, выбывает. Выигрывает самый внимательный.

Грузчики

Команды выстраиваются перед линией старта. Команды получают по три мяча. Их необходимо донести до конца комнаты, затем вернуться обратно. Держать сразу три мяча трудно, передвигаться нужно аккуратно, очень осторожно. Побеждает быстрейшая команда.

Болото

Понадобится 5 листов картона каждой участвующей команде. Представьте, мы попали в непроходимое болото. Пересечь его можно только перекладывая листы картона и наступая на них. Пройдя дистанцию, игрок берет листы и бежит назад, передавать их следующему участнику. Оступившийся ребенок считается утонувшим. Выигрывает команда, перешедшая «болото» с наименьшими потерями.

Перетяни противника

Играют две команды. Комната делится пополам, команды занимают разные половины. Задача игроков: перетянуть участников команды противника к себе. Перетянутый ребенок, сражается за команду, на территории которой оказался. Вскоре дети образуют большую группу с правой или левой стороны.

Художники

Командам предлагается творческое задание. Представьте себя художниками. Попробуйте нарисовать фантики для конфет кондитерской фабрики. Используйте названия: «Сказочные», «Необычные», «Малышам», «Радужные». Ограничьте задание временными рамками.

Смешные подвижные игры

ДетиРебятки всех возрастов любят подвижные игры. Их, конечно, трудно организовать в маленьких помещениях. Но если составить правила с юмором, рассчитанные больше на умение правильно принять решение, игры станут просто незабываемо интересными. Проведите с ребятами несколько забавных веселых игр.

Птички, в гнездо!

Внизу кругами обозначаются гнезда участников-птичек. Используйте обручи, веревки, начертите круги мелом. «Гнездышек» должно быть меньше, чем «птичек». Играет музыка, «птички» разлетаются. Когда музыка смолкает, участники бегут по домам. Игрок опоздавший занять «гнездышко» выбывает. Побеждает быстрейший участник. Помните, что кругов используется меньше, чем количество детей.

Попробуй, проколи!

К ногам играющего привязывают воздушный шарик. Задача игроков — проколов любым способом чужие шары, защитить свой. Играть желательно разутыми. Победителем объявляется игрок сохранивший шарик.

Волк и семеро козлят

Посередине комнаты необходимо обозначить «яму»— дом волка. Среди игроков выбирается волк (считалкой, жребием). Остальные участники — козлята. Козлята стоят с одной стороны комнаты. Услышав сигнал, нужно перебежать на противоположную сторону и перепрыгнуть «яму». Волк будет пытаться поймать козлят, не выходя за границы «ямы». Пойманные дети выбывают из игры.

Петушиные бои

Петушинные боиУчастники делятся на пары. Сзади к одежде ребенка прикрепляется широкая лента (можно заменить длинным платком). Теперь, когда у «петушков» появились хвосты, устраиваются состязания. По команде участник в паре пытается сорвать «хвост» соперника. Игра проводится до последнего участника. Он объявляется победителем.

Запасливые белочки

Участвует несколько групп игроков. Детям присваиваются номера. У ведущего находится мешок фруктов. Он достает любой фрукт, называет номер. Например, говорит: «Яблоко для третьей белочки». Дети получившие номер «3», должны подбежать к ведущему и схватить яблоко. Победу одерживают ребята, собравшие больше фруктов.

Прогулка с собачкой

Принимают участие две пары. Один член команды — «хозяин», берет второго игрока — «собачку «за ноги. Они одновременно отправляются прогуляться по заданной дистанции. Пройдя половину пути «собачка» и «хозяин» меняются местами. Побеждает команда, финишировавшая раньше другой.

Спокойные занимательные задания

Активные состязания желательно чередовать со спокойными конкурсами, требующими внимания, смекалки, находчивости. В небольших помещениях их легко провести. Чтобы дети с удовольствием играли в них, они должны быть веселыми, включать смешные задания.

Шиворот-навыворот

ДетиВедущий произносит слова. Дети переставляют буквы в обратном порядке, записывают полученное слово. Например, услышав «пенал», ребенок пишет «ланеп», слово стол — «лотс». Используйте разные слова, соответствующие возрасту играющих.

Новая сказка

Детям предлагается превратиться в добрых волшебников, чтобы помочь грустной сказке. Выберите любую сказку с печальной концовкой ,а после предложите ребятам придумать счастливый конец. Приготовьте реквизит, разыграйте придуманную историю.

Проговори без запинки

Участники получают листочки со скороговоркой. Побеждает ребенок быстрее всех прочитавший ее без запинок.

Рисунок вслепую

Участвуют две команды. Игрокам предстоит вслепую нарисовать легковой автомобиль. Детям поочередно завязывают глаза, предлагая нарисовать одну деталь автомобиля.

Чей будет больше похож на настоящий, тот побеждает.

Угадай песенку

Угадай песенкуКонкурс проводят с группами детей. Командам выдаются карточки изображающие разные предметы, животными, растениями, вещами из известных песен. Команды должны догадаться какие песни зашифрованы в картинках. Нарисованный поезд, может обозначать песню «Голубой вагон», рыжий мальчик — песню «Рыжий, рыжий, конопатый», изображение мамонта— «Песенку мамонтенка».

Заботливые родители всегда смогут сделать досуг детей увлекательным, интересным, если творчески подойдут к его орагнизации. В этом им поможет подборка веселых игр для детей!

Малоподвижные игры и игровые упражнения для детей старшего дошкольного возраста

Береги руки

Играющие образуют круг, стоя на расстоянии одного шага друг от друга. Воспитатель назначает одного водящего, который становится в середине круга.

Дети вытягивают руки вперед ладонями вверх.

По сигналу воспитателя: «Береги руки!» водящий старается коснуться ладоней одного из играющих.

Как только стоящий в кругу ребенок заметит, что водящий хочет коснуться его рук, он тотчас прячет их за спину.

Те дети, до ладоней которых дотронулся водящий, считаются проигравшими. Когда появятся 2-3 проигравших, водящий выбирает вместо себя другого ребенка (но не из числа проигравших) и меняется с ним местом.

Волшебное слово

Водящий показывает различные движения и обращается к играющим со словами: «Поднимите руки, стойте, присядьте, встаньте на носочки, шагайте на месте…» и т. д.

Играющие повторяют движения лишь в том случае, если водящий добавит слово «пожалуйста». Тот, кто ошибается, выходит из игры.

Горячие руки

Дети образуют круг.

Водящий встает в центре круга. Стоящие вокруг него играющие поднимают руки до уровня пояса и держат их ладонями вверх.

Водящий стремится осалить кого-нибудь по ладони. Играющие, спасаясь, быстро опускают руки. Тот, кого водящий осалит, становится водящим.

Если играющих много, водящими могут быть два, три человека. Играющие могут и не убирать руки, а поворачивать их ладонями вниз.

Игра проходит живее, когда водящий пытается быстро перемещаться по кругу в разных направлениях.

Зеваки

Дети образуют круг и идут по кругу друг за другом.

По сигналу водящего: «Стоп!» останавливаются, четыре раза хлопают в ладоши, поворачиваются на 180° и начинают движение в обратную сторону. Совершивший ошибку выходит из игры.

Земля, вода, воздух

Дети садятся в круг или в ряд.

Ведущий ходит между ними и, указывая по очереди на каждого, произносит слово: «Вода!». Ребенок, на которого он указал, должен назвать рыбу или животное, которое живет в воде.

Если водящий произнес слово «земля», ребенок называет того, кто живет на земле, если названо слово «воздух» — того, кто летает.

Золотые ворота

Назначаются двое ведущих. Они встают, взявшись за руки, и поднимают их вверх, показывая ворота. Все остальные участники проходят через ворота, проговаривая:

Золотые ворота

Пропускают не всегда.

Первый раз прощается,

Второй раз — запрещается,

А на третий раз

Не пропустим вас.

Ведущие опускают руки по окончании стиха. Перед кем закрылись ворота, тот участник встает вместе с ведущими, поднимают руки.

Игра продолжается до тех пор, пока все участники не превратятся в ворота.

Ипподром

Дети стоят в кругу или врассыпную.

Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения.

Лошадка бежит, бежит. (Хлопаем руками по коленкам.)

Лошадка идет по траве. (Трем ладошки рук.)

А тут барьер (Набираем воздух в рот и ударяем по щекам.)

И еще барьер…

Действия меняются. Игра повторяется несколько раз.

Краски

Дети выбирают «хозяина» и двух «покупателей», все остальные играющие — «краски».

Каждая краска придумывает себе цвет и тихо называет его хозяину. Когда все краски выберут цвет, хозяин приглашает одного из покупателей.

Покупатель стучится:

— Тук-тук!

— Кто там?

— Покупатель.

— Зачем пришел?

— За краской.

— За какой?

— За голубой.

Если голубой краски нет, хозяин говорит:

Иди по голубой дорожке,

Найди голубые сапожки,

Поноси да назад принеси!

Если же покупатель угадал цвет краски, он забирает краску себе.

Подходит второй покупатель, разговор с хозяином повторяется. Так покупатели проходят по очереди и разбирают краски.

Выигрывает покупатель, который угадал больше красок.

При повторении игры он выступает в роли хозяина, а покупателей выбирают играющие.

Покупатель не должен повторять дважды один и тот же цвет краски, иначе он уступает свою очередь второму покупателю.

Колечко

Дети стоят в кругу, а водящий — внутри круга. Он держит в ладонях колечко, которое незаметно пытается передать кому-либо из ребят. Ладошками, сложенными в лодочку, водящий по очереди раскрывает ладошки детей. Дети внимательно следят за действиями водящего и своих товарищей. А тот, кому досталось колечко, не выдает себя.

По сигналу водящего: «Колечко, колечко, выйди на крылечко!» — ребенок с колечком выбегает в центр круга. Он становится водящим.

Если дети заметили у него колечко до сигнала, то не пускают его в круг. Игру в этом случае продолжает прежний водящий.

Кружочек

Дети образуют круг, ходят хороводом и произносят:

Кру-кру-кружочек,

Сыграй во рожочек,

Раз, два, три —

Таня, перевернись ты!

Названная по имени девочка (мальчик) должна повернуться на 180°. Игра продолжается.

Кто ушел?

Дети стоят в кругу или полукругом.

Воспитатель предлагает одному из играющих запомнить тех, кто находится рядом (5—6 человек), а затем выйти из комнаты или отвернуться и закрыть глаза.

Один ребенок прячется.

Воспитатель говорит: «Отгадай, кто ушел?» Если ребенок отгадает, то выбирает кого-нибудь вместо себя. Если ошибется, то снова отворачивается и закрывает глаза, а тот, кто прятался, возвращается на свое место. Отгадывающий должен его назвать.

Кто приехал?

Дети стоят в кругу или врассыпную.

Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения.

Кто приехал? (Складывают вместе ладошки и пальцы обеих рук, 4 раза хлопают кончиками больших пальцев.)

Мы, мы, мы! (Кончики больших пальцев прижаты друг к другу и неподвижны, кончиками остальных пальцев быстро и одновременно хлопают 3 раза.)

Мама, мама, это ты? (Хлопают кончиками больших пальцев.)

Да, да, да! (Хлопают кончиками указательных пальцев.)

Папа, папа, это ты? (Хлопают кончиками больших пальцев.)

Да, да, да! (Хлопаем кончиками средних пальцев.)

Братец, братец, это ты?

или:

Ах, сестричка, это ты? (Хлопают кончиками больших пальцев.)

Да, да, да! (Хлопают кончиками безымянных пальцев.)

Дедушка, а это ты?

или:

Бабушка, а это ты? (Хлопают кончиками больших пальцев.)

Да, да, да! (Хлопаем кончиками мизинцев.)

Все мы вместе,

Да, да, да! (Хлопаем в ладоши.)

Лавата

Дети образуют круг.

Не держась за руки, дети двигаются приставными шагами сначала в одну, а при повторе слов — в другую сторону, произнося:

Дружно мы танцуем —

Тра-та-та, тра-та-та,

Танец наш любимый —

Это лавата.

Ведущий говорит: «Мои пальчики хороши, а у соседа лучше». Дети берут друг друга за мизинцы и повторяют слова с движениями вправо-влево.

Затем водящий дает другие задания:

• Мои плечи хороши, а у соседа лучше.

• Мои уши хороши, а у соседа лучше.

• Мои глазки хороши, а у соседа лучше.

• Мои щеки хороши, а у соседа лучше.

• Моя талия хороша, а соседа лучше.

• Мои коленки хороши, а у соседа лучше.

• Мои пятки хороши, а у соседа лучше.

Ладошки

Двое играющих становятся друг против друга.

Играющие одновременно хлопают в ладоши, а потом соединяют ладони перед собой (правую с левой, левую с правой). Потом ладони соединяют накрест — правую с правой, левую с левой. Затем хлопок — и снова ладони вместе.

Сначала движения проделываются медленно, а потом все быстрее и быстрее до тех пор, пока ладони не спутаются. Тогда игра начинается сначала.

Лягушка

Положить руки на пол (стол). Одну ладошку сжать в кулак, другую положить на плоскость стола.

Одновременно менять положение рук. Усложнение упражнения состоит в ускорении.

Мы по Африке гуляли

Дети стоят в кругу или врассыпную.

Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения.

Мы по Африке гуляли (Топаем ногами.)

И бананы собирали. (Изображают, как собирают бананы.)

Маме дам, папе дам (Стучим по правому, затем по левому колену.)

И себя не обделям. (Стучим правой, левой рукой по груди.)

Вдруг огромная горилла (Обводим большой круг руками.)

Чуть меня не раздавила. (Стучим правой, левой рукой по груди.)

Маме дам, папе дам (Стучим по правому, затем по левому колену.)

И себя не обделям. (Стучим правой, левой рукой по груди.)

Мяч

Дети стоят в кругу или врассыпную.

Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения.

Десять, девять, (Хлопают в ладоши.)

Восемь, семь, (Шлепают по коленям.)

Шесть, пять, (Хлопают.)

Четыре, три, (Шлепают.)

Два, один. (Хлопают.)

Мы с мячом (Прикрывают глаза то внутренней, то внешней стороной ладони.) Играть хотим.

Только надо

Нам узнать: (Хлопают на каждое слово.)

Мяч кто будет (Топают на каждое слово.)

Догонять. (Приседают.)

Найди и промолчи

Дети стоят в шеренге лицом к воспитателю.

Он предлагает им повернуться и закрыть глаза, а сам в это время прячет какой-нибудь предмет.

По разрешению воспитателя дети поворачиваются, открывают глаза и приступают к поискам спрятанного предмета. Нашедший предмет подходит к воспитателю и тихо, на ухо говорит, где он его нашел. Если ребенок сказал правильно, он отходит в сторону.

Игра продолжается до тех пор, пока все дети не найдут предмет.

Низко — высоко

Дети стоят в кругу.

Взрослый говорит: «Украсили мы елочку разными игрушками, а в лесу елочки разные растут: широкие, низкие, высокие, тонкие. Я скажу:

«Высокие» — поднимайте руки вверх;

«Низкие» — приседайте и руки опускайте;

«Широкие» — делайте круг шире;

«Тонкие» — делайте круг уже.

Игра проходит веселее, если взрослый старается запутать детей.

Почта

Игра начинается с переклички водящего с игроками:

— Динь, динь, динь!

— Кто там?

— Почта.

— Откуда?

— Из страны сказок.

— А что там делают?

— Умываются (танцуют, рисуют, бегают, причесываются, приседают, улыбаются и т. д.).

Играющие имитируют или выполняют названное действие.

Пять имен

Дети делятся на две команды.

Двое играющих, мальчик и девочка (представители двух команд), становятся рядом перед двумя линиями.

По сигналу они должны пройти вперед (сначала один, потом другой), сделав пять шагов, и на каждый шаг без малейшей ошибки, запинки (не нарушая ритма) произнести какое-нибудь имя (мальчики — имена девочек, девочки — имена мальчиков). Это на первый взгляд простое задание, на самом деле выполнить не так-то просто.

Можно назвать пять других слов (животные, растения, предметы домашнего обихода и т. п.). Имен множество, но подобрать пять имен и произнести их одно за другим без промедления в ритме шага сумеет не каждый.

Побеждает тот, кто справится с этой задачей или сумеет назвать больше имен.

Съедобное — несъедобное

Дети стоят в кругу.

Водящий произносит слово и бросает мяч играющему.

Если слово обозначает еду (фрукты, овощи, сладости, молочные, мясные и другие продукты), то ребенок, которому бросили мяч, должен поймать его («съесть»). Если слово обозначает несъедобный предмет, мяч не ловится.

Ребенок, не справившийся с заданием, становится водящим, называет задуманное слово и бросает мяч кому-либо.

Тик — так — тук

Дети стоят врассыпную.

Воспитатель подает сигнал: «Тик!» — дети делают наклоны влево- вправо; по сигналу: «Так!» — останавливаются, а по сигналу: «Тук!» — подпрыгивают на месте. Тот, кто ошибся, выходит из игры. Сигналы повторяются 5—8 раз. Последовательность сигналов должна меняться.

По окончании игры следует отметить самого внимательного игрока.

Три, тринадцать, тридцать

Выбирают водящего. Играющие становятся по кругу и размыкаются на вытянутые руки. Водящий стоит в центре круга. При первом проведении игры желательно, чтобы водящим был воспитатель.

Педагог объясняет, что если он скажет: «Три» — все играющие ставят руки в стороны; если он скажет: «Тринадцать» — все ставят руки на пояс; если он скажет: «Тридцать» — все поднимают руки вверх (можно выбрать любые движения).

Воспитатель быстро называет то одно, то другое движение. Игрок, допустивший ошибку, садится на пол. Когда в кругу останутся 1 —2 игрока, игра заканчивается; объявляются победители.

Свободное место

Играющие сидят в кругу.

Воспитатель вызывает двух рядом сидящих детей. Они становятся спиной друг к другу и по сигналу: «Раз, два, три — беги!» — бегут в разные стороны за кругом, добегают до своего места и садятся.

Взрослый и все играющие отмечают, кто из ребят первым занял свободное место.

Затем воспитатель вызывает других двух ребят, игра повторяется.

Сиди, сиди, Яша

Дети образуют круг.

В центре круга ребенок с завязанными глазами. Остальные играющие, взявшись за руки, идут по кругу и произносят:

Сиди, сиди, Яша,

Под ореховым кустом.

Грызи, грызи, Яша,

Орешки каленые

Милому дареные.

Дети останавливаются и хлопают в ладоши:

Чок, чок, пятачок,

Вставай, Яша-мужичок.

Ребенок-водящий встает и медленно кружится внутри круга.

Где твоя невеста,

В чем она одета,

Как ее зовут

И откуда привезут?

С последними словами «Яша» идет к детям, выбирает любого ребенка, ощупывает его и пытается угадать, кого он нашел, описать его одежду и назвать по имени.

Угадай, что делали

Дети стоят в кругу или врассыпную. Воспитатель выбирает одного ребенка, который отходит от всех играющих на 8—10 шагов и поворачивается к ним спиной. Он должен отгадать, что делают играющие.

Дети договариваются о том, какое действие они будут изображать. По слову воспитателя: «Пора!» водящий поворачивается, подходит к играющим и говорит:

Здравствуйте, дети!

Где вы бывали?

Что вы видали?

Дети отвечают:

Что мы видели — не скажем,

А что делали — покажем.

Если водящий угадывает, он выбирает вместо себя другого ребенка. Если он отвечает неправильно, игра повторяется с тем же водящим.

Хлопки

Дети свободно двигаются по залу (площадке).

На один хлопок водящего они должны подпрыгнуть, на два хлопка — присесть, на три хлопка — встать с поднятыми вверх руками (или любые другие варианты движений).

Все дети изображают какое-нибудь действие, например, играют на гармошке, скачут на лошадках и т. д. Водящий отгадывает изображаемое действие. Если водящий не отгадал, то он проигрывает. Дети говорят ему, что они делали, и придумывают новое действие. Водящий отгадывает снова.

Затем выбирается другой водящий, игра повторяется.

Чистюли

Дети стоят в кругу или врассыпную.

Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения.

Моем шею, моем уши, (Ладонями трут шею, уши.)

Вытираем их посуше. (Имитируют растирание полотенцем.)

Чистота всего дороже. (Грозят пальцем.)

Мы и зубы чистим тоже. (Имитируют чистку зубов.)

Раз-два-три, раз-два-три, (Хлопают в ладоши.)

Зубы щеткой чище три! (Имитируют чистку зубов.)

Maринa Михaйлoвнa Бoрисoвa

Рекомендуем посмотреть:

Игровая деятельность детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет)

Логические игры для детей 5-8 лет

Игры на развитие цветовосприятия у дошкольников 5-7 лет

Игры на развитие восприятия формы для старших дошкольников

Игры на развитие цветового восприятия у детей 4-7 лет

X fe539950m.jpg

1. «Буквы»

Игра для двоих-пятерых игроков. В этой игре, как нетрудно видеть, требуется некоторая честность (ставить буквы сразу, а не держать в уме, чтобы после, зная новые, поставить старые более удачно). Поэтому, в частности, лучше запретить поправки и помарки. Еще, наверное, можно ввести в игру ведущего, который будет всех проверять, но ему, вероятно, будет скучновато. Таким ведущим может быть взрослый, или игроки могут выполнять эту обязанность по очереди. Каждый игрок рисует свой квадрат (5х5, 6х6), в который он будет вставлять буквы. Буквы называются всеми игроками по очереди. Каждую названную букву каждый игрок пристраивает в свой квадрат по своему разумению, слова при этом может вообще не получиться, но можно строить наполеоновские «планы на будущее», которые при небольшом числе игроков реализовать не так трудно. Cлова должны читаться только по вертикали и горизонтали и все в одном направлении, скажем, справа налево и сверху вниз. Очки считаются, когда квадраты заполнены до конца (проставляя последние чужие буквы, часто тоже не удается создать слова) За каждое слово начисляется столько очков, сколько букв в этом слове.

2. «Балда»

Игра развивает словарный запас. Требует реквизит — ручку и бумагу. Рисуется квадрат. Как правило, 5х5, но и другие размеры (6х6, 7х7) допустимы. В среднем ряду пишется слово, занимающее весь этот ряд. Далее играющие по очереди добавляют буквы на поле, так, чтобы составлялись новые слова. Слова могут читаться в любом прямом направлении. За добавленную букву начисляются очки — столько, сколько букв в новом слове. Игра заканчивается, когда все поле заполнено, либо ни один из игроков не может придумать новое слово. _Выигрывает тот, кто набрал больше очков.

3. «Быки и коровы»

Логическая игра для двоих участников. Цель игры — отгадать четырехзначное число. Все числа и результаты необходимо записывать, иначе очень просто запутаться. Один из участников загадывает четырехзначное число. Цифры в нем повторяться не должны. Второй участник называет четырехзначные числа, цифры в которых также не должны повторяться, стремясь угадать число первого участника. Результат отгадывания выражается в условных единицах — Быках и Коровах. Бык — цифра входит в число и стоит на своем месте. Корова — цифра входит в число, но находится не на своем месте. Для придания «спортивности» игре количество ходов можно ограничить десятью, но и без такого ограничения игра остается интересной.

4. «Быки и коровы со словами»

Вариант игры в быки и коровы, только отгадывать нужно не число, а слово. О количестве букв в загадываемых словах (как правило, пять или шесть) и о том, могут ли они повторяться, участники договариваются заранее. Играть с разрешенными повторами сложнее. Один из участников загадывает слово. Отгадывающий называет любое слово. Количество букв и повторов букв в этом слове не ограничено. Загадывающий сообщает о результате. Результат выражается в Быках или Коровах. Бык — буква стоит на своем месте, Корова — буква в загаданном слове есть, но стоит на чужом месте. При подсчете результата каждая буква считается столько раз, сколько она есть в слове, названном отгадывающим. В случае, если в загаданном слове есть повторяющиеся буквы, результат считается и на каждую из них отдельно. (Так, если в загаданном слове есть две буквы «А», а отгадывающий назвал слово с тремя буквами «а», и ни одной другой правильной буквы не было, результат будет — 6 коров. Если обе буквы стоят на своем месте — 4 коровы, 2 быка)

5. «Вожжи»

Игра на листе бумаги для двоих участников. На листе ставятся несколько точек, которые нумеруются в произвольном порядке. Игроки по очереди тянут «вожжи» (кривые линии) от одной точки к другой по порядку нумерации так, чтобы линии не пересекались и не касались. Игрок, который не смог провести линию, получает очко. Выигрывает набравший меньше очков.

6. «Гребешок»

Игра со словами для любого количества участников. Возьмите несколько согласных букв. Придумайте слова, которые включали бы в себя все эти буквы. Буквы можно менять местами, добавлять к ним другие согласные. Например, возьмем буквы «к», «л», «т». Составляем с ними слова: молоток, телескоп, тележка, толк, локоть, кольт и так далее. Конечно, длинные слова с выбранными буквами придумывать легче, чем короткие. Поэтому рекомендуем новичкам начинать с больших слов и постепенно переходить на слова, которые включают в себя только выбранные согласные. Усовершенствуйте эту игру самостоятельно.

7. «Да-нетки»

Вы знаете, что это такое? Нет? Попробуйте догадаться. Да-Нет-ки. Так понятнее? Ладно, не буду Вас мучить. Данетка — это особый вид головоломки, в которой описана некая странная ИЛИ необычная ситуация. Как правило, четкий вопрос в данетке не задается, необходимо просто выяснить детали случившегося ИЛИ устранить необычность, странность ситуации. Чем больше странностей в данетке, тем она лучше, таким образом, разгадывание данеток учит не пренебрегать даже самыми, казалось бы, нелепыми предположениями. В этом плане весьма верно английское название данетки — lateral thinking puzzle (что-то вроде «головоломки для нестандартно мыслящих», или «головоломки для мыслящий боком», если переводить дословно). Мне неизвестно кто и когда придумал этот вид головоломок, однако одним из наиболее известных автором данеток является Пол Слоан (Paul Sloane), практически все его данетки стали классикой и были переведены на многие языки, в том числе и русский. Также в России был издан перевод его самой известной книги «Lateral thinking puzzlers» с 93 данетками.

Пример:

«Он ей что-то сказал, и она умерла. «.»Он ей что-то ответил и она умерла.»Ясно, что необходимо выяснить, кто они, и почему она умерла. Как же разгадать да-нетку? Вот тут то и кроется смысл самого слова «Да-нетка». Разгадывающий (разгадывающие) задают вопросы человеку, загадавшему данетку (в будущем я буду называть его ведущим). Причем это должны быть такие вопросы, на которые ведущий может ответить однозначно, то есть «Да», «Нет», а иногда и «Не имеет значения». Естественно, отвечает на вопросы он правдиво. Попробую привести примерный сценарий разгадывания вышеописанной да-нетки:

— Он и она — это люди? — Да. — Это известные (знаменитые) люди. — Нет. — Это ситуация из какого-нибудь фильма, книги? — Нет. — Это случилось дома, на работе, на улице? — На работе. — Имеет ли значение, где или кем они работали? — Да. Имеет значение и где они работали, и кем они работали. — Это производство, сфера услуг, сельское хозяйство? — Сфера услуг. — Транспорт, культура, гостиничный или ресторанный бизнес? — Культура. — Хммм… Люди часто пользуются этими услугами? — Зависит от человека. Обычно не особенно часто. — Это доставляет человеку моральное удовлетворение? физическое? интеллектуальное? — Моральное. — Это сфера развлечений? — Да. — Эстрада, комики, цирк, парк аттракционов, игры? — Цирк. — Она умерла из-за того, что он отвлекся, когда ей отвечал? — Не совсем? — Из-за самого процесса? — Да! — Они были воздушными гимнастами и выступали над куполом. Он держал партнершу зубами, а когда стал ей что-то говорить… — Да! Разгадано!

Понятно, что для игры нужно как минимум два человека и запас да-неток (либо фантазия участников).

8. «Добавь букву»

Игроков минимум двое. Можно загадывать нарицательные существительные единственного числа. Первый игрок называет любую букву из русского алфавита. Следующий по очереди должен в начале или в конце присоединить свою букву, имея в уме какое-либо слово с таким буквосочетанием. Игроки продолжают, таким образом, по очереди удлинять буквосочетание. Проигрывает тот, кто называет целое слово или тот, кто не сможет добавить букву, подразумевая какое-нибудь слово. Игрок может «блефовать», т.е. добавлять букву, слова к которой не знает. В этом случае возможны два варианта: следующий за ним игрок может либо попросить предыдущего назвать слово, и если предыдущий не сможет этого сделать он проигрывает, либо следующий игрок сам продолжает блеф дальше, пока кто-либо из следующих игроков, наконец, не потребует назвать слово. Игра бывает довольно замысловата; часто игрок не может добавить букву к буквосочетанию из хорошо известного слова.

9. «Крестики-нолики»

Очень известная игра. Полезна для развития умения просчитывать последствия. Требует реквизит — ручку и бумагу. Всем известна игра крестики-нолики. В квадрате 3х3 играющие по очереди ставят свой знак — крестик или нолик. Выигрывает тот, кому удалось выстроить три знака на одной линии — прямой или горизонтальной. Чтобы разнообразить игру на некоторое время, можно ввести дополнительное правило — первому игроку нельзя занимать центральную клетку. Но и это не спасает от того, что единственный шанс на выигрыш — ошибка противника. С взрослым ребенком можно посоветовать играть в трехмерные крестики-нолики, но это непросто. Правила те же, что при игре на плоскости, только игра идет не в квадрате 3х3, а в кубе3х3х3. Удовольствие, да и польза, от усложненного варианта неизмеримо больше.

10. «Трехмерные крестики-нолики — 1»

Крестики-нолики, оказывается, тоже весьма распространены. В поисках интересного времяпровождения игроки придумали крестики-нолики 4х4х4. Рисуются 4 квадрата 4х4 — развертка на плоскости. Игроки ставят крестики и нолики, стремясь закрыть линию их четырех знаков в любом направлении, включая вертикаль. Выигрывает игрок, который смог сделать это первым.

11. «Трехмерные крестики-нолики — 2»

Вариант трехмерный, но не заканчивается после первой построенной линии. Рисуются три решетки для игры в крестики-нолики. Каждая решетка обозначает свой слой (верхний, средний, нижний). Правила игры те же, что и в обычных крестиках-ноликах, только игра заканчивается только когда будут заполнены все клетки, после чего подсчитывается количество рядов у каждого игрока. У кого больше, тот и выиграл. Естественно ряд может идти не только по вертикали или горизонтали, но и вглубь, т.е. между слоями.

12. «Крестики-нолики на бесконечном поле»

Освободиться от предопределенности результата в Крестиках-ноликах позволяет расширение поля игры. На бесконечном поле (вполне подойдет лист бумаги) играющие по очереди ставят свой знак (крестик или нолик). Игра заканчивается, когда один из играющих выигрывает или если поле заканчивается. Выигрывает тот, кому удается выстроить пять своих знаков по одной линии, прямой или диагональной.

13. «Лабиринт-1»

Еще одна логическая игра для двоих, требующая ручку и бумагу. Поле может быть квадратным или в форме пирамиды. При желании можно придумывать и более причудливые формы. На игровом поле участники по очереди ставят черточки длиной в одну клетку — по вертикали или по горизонтали. Тот из участников, кто закрыл квадрат (поставил четвертую составляющую его черту), ставит в этом квадрате свой знак (крестик или нолик) и ходит еще раз. Задача играющих — поставить как можно больше своих знаков, выигрывает тот, у кого после полного заполнения поля этих знаков оказалось больше. Чем сложнее и больше поле, тем интереснее и непредсказуемее игра.

14. «Лабиринт-2»

Вариант игры в Лабиринт, более сложный и менее «квадратный». Полем является лист бумаги. Игра ведется вдвоем. Произвольно ставятся точки, лучше, если игроки будут ставить их по очереди в течение оговоренного промежутка времени. После этого между точками проводятся линии — в любом направлении. Линии не должны пересекаться. Тот, кто замыкает фигуру без точек внутри, ставит в ней свой знак — как обычно, крестик или нолик. Замкнувший фигуру ходит еще раз. Можно ограничить разнообразие геометрических фигур треугольниками. Выигрывает тот, кто поставил больше своих знаков.

15. «Морской бой»

Наверное, самая любимая игра школьников на задних партах — шума немного и полное впечатление серьезных занятий в тетради. Игра была многократно запрограммирована, и для микрокалькуляторов, и для компьютеров, а теперь еще и для сотовых телефонов. Два игрока чертят схему боя — два квадрата 10х10. Клетки нумеруются латинскими буквами по горизонтали и цифрами — по вертикали. Левый квадрат — для своих кораблей, правый — для чужих. Первый этап — расстановка кораблей. Игроки расставляют свои корабли так, чтобы они не касались друг друга ни в одном направлении. Границ квадрата касаться можно. Корабли: 1 линкор (4 клетки по горизонтали или вертикали), 2 крейсера (3 клетки), 3 эсминца (2 клетки) и 4 катера (1 клетка). Второй этап — битва. Игроки по очереди наносят удары по клеткам, называя их адрес: A1, D10, G5. Ответом может быть — «мимо» — в этой клетке корабля нет, «убит» — в этой клетке корабль есть, и у него больше не осталось не простреленных клеток, или «ранен» — в этой клетке кораблю есть, но у него остались не простреленные клетки. Результат заносится на свой рисунок каждым игроком. Игрок сделавший удачный выстрел, ходит еще раз. Задача игры — первым потопить флот противника.

16. «На одну букву-1»

Наиболее интересно играть втроем впятером, хотя и вдвоем тоже можно. Да и один может потренироваться. Каждому участнику нужны ручка и бумага. Каждый участник чертит таблицу. В заголовки колонок вставляются всевозможные множества — в зависимости от уровня знаний и интересов участников. Это могут быть города и страны, реки и имена, фильмы и книги, артисты и писатели, спортсмены и политики, растения и животные. Один из участников (по очереди) проговаривает алфавит «про себя», другой его останавливает. Надо заполнить таблицу словами, начинающимися с получившейся буквы — по одному слову на каждую графу. В случае, если эта буква уже использовалась, или сложна для нахождения слов, с нее начинающихся, в качестве начальной буквы выбирается следующая по алфавиту. На заполнение таблицы отводится определенное время — обычно, 5-10 минут. При подсчете результатов одинаковые слова у разных участников либо не засчитываются, либо засчитываются за пол-ответа. Выигрывает тот, кто заполнил максимальное число колонок.

17. «На одну букву-2»

Игра для двоих-пятерых участников. От предыдущего варианта игра отличается тем, что в каждой категории участник может записать неограниченное количество слов. Каждому участнику нужны ручка и бумага. Один из участников (по очереди) проговаривает алфавит «про себя», другой его останавливает. Надо заполнить таблицу словами, начинающимися с получившейся буквы столько, сколько успеет. Время заполнения ограничено. В случае, если эта буквы уже использовалась, или сложна для нахождения слов, с нее начинающихся, в качестве начальной буквы выбирается следующая по алфавиту. На заполнение таблицы отводится определенное время — обычно, 5-10 минут. При подсчете результатов одинаковые слова вычеркиваются. Выигрывает тот, у кого после вычеркивания одинаковых слов их осталось больше всего.

18. «Ползунок»

Игра для двоих на листе бумаги. Играть можно с ребенком от пяти лет. Тоже, как оказалось, довольно распространенный тип игр. На листе в клетку — рабочее поле примерно 5х8 клеток (возможны варианты), в узлах пересечения для удобства играющих желательны точки. Первый ход — линия, соединяющая 2 точки. Начальная точка хода следущего игрока — конечная точка предыдущего. Точка занимается только 1 раз. Далее ходят по очереди, соединяя предыдущую и свободную точки, причем ходить можно по вертикали и горизонтали (по диагонали — нельзя). Проигрывает тот, кому некуда ходить.

19. «Положи последним»

Игра для двоих-троих участников. Нужна шахматная доска и шашки (пуговицы), но, в принципе, играть можно и на нарисованном, на листе бумаги квадрате. На доску игроки по очереди кладут шашки таким образом, чтобы они не соприкасались друг с другом. Тот, кто не смог положить предмет, проигрывает. Для того, чтобы при игре вдвоем избежать беспроигрышного варианта со стороны игрока, выкладывающего фишку первым, рекомендуется запретить ему ходить в одну из четырех средних клеток.

20. «Превращения»

Достаточно известная игра-головоломка. От подбора слов зависит сложность игры — взрослые могут играть в произвольные слова, а для детей лучше поискать варианты попроще. Выбираются два слова с одинаковым количеством букв (чем меньше, тем игра проще). Заменяя по одной букве каждым ходом (дым-дом-сом-сон), нужно составить цепочку слов — от первого к последнему. Например, можно «сделать из мухи слона» (МУХА=>СЛОН) или «превратить кошку в мышку» (КОШКА=>МЫШКА).

21. «Словарное лото»

Играть можно как на бумаге, записывая варианты и сравнивая, кто больше назвал, так и устно — называя варианты по очереди. Берется некоторое «длинное» слово. Задача играющих — составить как можно больше слов из букв, составляющих начальное. В «бумажном» варианте на выполнение задания отводится некоторое время, а одинаковые слова у разных игроков вычеркиваются перед подведением итогов. В «устном» варианте игроки не должны повторять слова друг за другом. Слово может быть только существительным. О возможности использования географических названий, имен и специальных терминов надо договариваться заранее. Начальные слова нужно выбирать подлиннее. Буквы при каждом ответе могут использоваться столько раз, сколько их есть в начальном слове, и не больше. Например, в метро очень удобно играть в слова «Не прислоняться» — все буквы видны, а словосочетание трудноисчерпаемо.

22. «Слова-шифровки»

Игра для любого количества игроков, даже для одного. Возьмите любое слово и «расшифруйте» его, то есть придумайте предложение, первое слово в котором начинается с первой буквы выбранного слова, второе — со второй и так далее. Например, возьмем слово «суслик» — Солнечным утром сосновый лес исключительно красив. Внесем в эту игру разнообразие. Придумайте к одному и тому же слову предложения на разные темы. Например, представьте, что вы расшифровывайте поздравление, сообщение делового характера, предложение о природе, технике и так далее. Найдите другие жанры самостоятельно. В нашем примере слово «суслик» было расшифровано как предложение о природе. На технический лад его можно расшифровать, например, так: Система управления самолетом ликвидирует искажение курса

23. «Точки»

Игра, представляющая собой очень упрощенный вариант японской игры «Го». Имеет очень много вариаций. Необходимо иметь листочек в клеточку и ручки двух цветов (или ручку и карандаш) Играющие по очереди ставят точки в пересечениях линий на листочке в клеточку, каждый своим цветом. Задача играющих — захватить как можно большую область. Область считается захваченной, если она окружена точками одного цвета. Окружение должно быть построено так, чтобы его нельзя было «прорвать», то есть расстояние между точками не должно составлять более одной клетки — по прямой или по диагонали. Вокруг захваченной области рисуются укрепления. Захватывать можно как пустые пространства, так и точки или укрепления противника. Игрок, захвативший область, ходит еще раз. В некоторых вариантах игры это правило отсутствует. По поводу возможности окружать точки и пространства, находящиеся на краю листа, существуют разногласия. В игре Го крайние фишки окружать можно, в точках же такое положение ведет к сложностям, поэтому лучше запретить использовать для окружения край листа. Выигрывает тот, кто захвалил большую территорию. Игра заканчивается, когда весь лист занят или победа одного из игроков очевидна. Если силы игроков неравны, можно после заполнения некоторой части листа, например четверти, меняться сторонами. Проставлять во всей захваченной области свои точки не надо — эта область и так захвачена, противник поставить свои точки внутри нее не может, может только захватить ее всю. Укрепления — линии, которые проводятся между точками, окружающими захваченную область.

24. «Угадай слово», «Настольное поле чудес», «Виселица»

Под всеми этими названиями может скрываться одна и та же игра в слова. В нее может играть ребенок, только научившийся письму. И именно для него она и будет наиболее полезна, хотя и для старших HangMan представляет интерес. Игра требует реквизит — ручку и бумагу. Один из играющих загадывает слово и представляет его в виде черточек, заменяющих буквы: Второй играющий должен называть буквы из которых, по его мнению, состоит загаданное слово.

Правильно названные буквы вписываются на свое место. Если буква в слове повторяется несколько раз, то она вписывается во все ячейки, в которых должна находиться. За каждую неправильно названную букву играющий получает черточку. Из этих черточек строится «виселица» Задача угадывающего — угадать слово до того, как он будет повешен. Успел — выиграл. Не успел — выиграл тот игрок, который загадывал слово.

25. Игроки, каждый на своем листе, рисуют заранее оговоренного героя по частям, нарисованная часть загибается, происходит обмен листами, далее рисуется продолжение, так несколько приемов. Затем с изрядной долей веселья разглядываем результат. Лучше всего рисунок делить на 3 части: голова, туловище (с руками), ноги.

26. «Двадцать палочек»

На столе рассыпают 20 палочек (карандашей, фломастеров). Двое игроков по очереди берут по одной, две или три палочки. Проигрывает тот, кому придется взять последнюю палочку.

27. «Что это?»

Игроки определяют на ощупь вид крупы или материал, из которого изготовлен предмет. Выигрывает тот, у кого больше правильных ответов

«Слова-двойняшки» (Doublets)

Эту игру придумал Льюис Кэрролл, автор «Алисы в Стране Чудес». Играть в «слова-двойняшки» надо так: возьмите любое слово (желательно от трех до пяти букв) и измените в нем только одну букву. Должно получиться новое слово с точно таким же количеством букв, что и у первого. Например: коса-роса (буква «к» заменена на букву «р»), мука-рука (буква «м» заменена на букву «р»).

Теперь измените букву во втором слове. В наших примерах может получиться коса-роса-роза и мука-рука-руна. Таким же образом из третьего слова сделайте четвертое и так далее. Упражняйтесь в составлении таких цепочек, пока не научитесь легко переходить от одного слова к другому. Как только это произойдет, считайте, что вы из новичка стали мастером.

Усложним задачу. Выберите два слова с одинаковым количеством букв. Желательно взять слова, связанные друг с другом по смыслу. Например, «туча» и «лужа». А сейчас прейдите от первого ко второму с помощью «слов-двойняшек». Это уже не так просто, как обычное составление цепочек, но зато намного интереснее. И как только вы поймете, что без особого труда переделываете одно слово в другое, считайте, что вы из мастера стали настоящим профессионалом. Примечание к игре: слова должны быть именами существительными в начальной форме.

Малоподвижные игры для детей – это игры, предназначенные для проведения относительно спокойного и размеренного досуга малышей, школьников, подростков. Такой вариант игр и развлечений подходит, например, для занятий на школьной перемене или продленке, в качестве отдыха между умственными или физическими занятиями и упражнениями, просто как веселая забава. Большинство малоподвижных игр доставляет детям массу удовольствия и положительных впечатлений. Ведь детский смех – одна из самых дорогих наград для любого родителя или педагога.

Конечно, добиться от детей абсолютно спокойного поведения тяжело. Да и вряд ли нужно ставить перед собой такую цель. Поэтому деление на малоподвижные и подвижные игры весьма условно. В качестве характерных признаков малоподвижных игр можно отметить отсутствие высокой физической нагрузки на участников. Для их проведения подойдет оборудованная детская площадка, зал, учебный класс.

Отдельно стоит отметить возможность сочетания большинства малоподвижных игр с элементами учебного процесса. Подробные примеры таких вариантов Вы найдете в материалах этого сборника.

Исходя из всего вышеизложенного, данный раздел мы полностью посвящаем вариантам спокойных и размеренных игр.