Игротерапия для детей

«Игры, которые лечат»

Картотека игри упражнений

дляпрофилактики и укрепления

опорно-двигательногоаппарата дошкольников

АКТУАЛЬНОСТЬ.

Игра –ведущий вид деятельности для ребенка. Посмотрите, с каким азартом играют нашидети! Как забавно они «нянчат» пупсов, гоняют машинки и лепят песочные замки. Икак мы умиляемся, глядя на эти игры.

Еще сдвадцатых годов прошлого века ученые-психологи заговорили о том, что с помощьюигры можно не просто развивать свои способности, но и корректировать разныепсихологические проблемы, справляться с ограничением физических возможностей, идаже устранять отставание в интеллектуальном развитии. Ученые заметили, чтоигра является одним из наиболее действенных способов для повышенияпсихологической устойчивости ребенка, приобретения и усовершенствования навыковобщения, избавления от различных страхов и фобий. То есть, игровая деятельность— это не только отличный досуг и легкий способ развития, но она также можетлечить.

Проблема:

• неосведомленность родителей оважности закаливающих процедур, особенностях развития познавательных интересову детей дошкольного возраста, через сюжетные, развивающие, дидактические.подвижные и другие игры;

• отсутствие у родителейпредставления о роли игры для здорового образа жизни дошкольников и роли вфизическом развитии;

• малоподвижный образ жизни родителейи детей.

Цель решения данной проблемы:

*формировать и развивать представление онеобходимости игр, изучить различные теоретические подходы, рассмотретьособенности развития познавательных интересов, через мотивацию на ЗОЖ у детей иродителей;

*воспитывать у детей эмоциональноположительное отношение к играм, как естественной составляющей общечеловеческойкультуры.

Задачи:

Для детей:

• углублять знания детей о факторахигры, влияющих на состояние собственного здоровья и окружающих;

• разработать систему оздоравливающихигр, воспитывать привычку и потребность в ЗОЖ;

• вызвать интерес к играм, спорту,физическим упражнениям;

• создать предметно — развивающуюсреду в группе.

Для родителей:

• помочь родителям в усвоении ипроведении оздоравливающих игр;

• показать алгоритм ознакомлениядетей со спортивными играми;

• развивать у родителей интерес кспортивным достижениям своего ребенка и желание участвовать в спортивныхмероприятиях, проводимых в ДОУ.

Комплекс методов исследованияпредставлен следующими группами:

* игры с водой,песком, глиной, тестом, пластилином «снимают» с ребенказамкнутость, застенчивость.

* Игра – во многом, самая любимаядеятельность детей. Это их образ жизни, ориентированный на жизненно важныепотребности развития, оздоровления.

Основная образовательная область:

• игровая деятельность;

• физическая культура.

Ожидаемый результат:

• приобретенные навыки помогутосознанно определить направление ЗОЖ

• полученные ребенком знания ипредставления о своем здоровье позволят найти способы его укрепления исохранения;

• информация и практическийопыт помогут родителям увидеть и лучше узнать о необходимости игровойдеятельности. Родители будут вовлечены в единое пространство: «Семья– детский сад».

Игры, которые лечат приболезнях носа и горла.

(ринит, ринофарингит, гайморит,хронический бронхит, аденоиды)

МЫШКА И МИШКА

Цель игры: формирование глубокогоритмичного вдоха и выдоха, развитие координации движений, укрепление мышцпозвоночника.

Ход игры.

Ведущий показывает движения и произноситслова:

У Мишки дом огромный (выпрямиться, встатьна носки, поднять руки вверх, потянуться, посмотреть на руки — вдох).

У мышки — очень (присесть, обхватив руками).

Маленькие колени, опустить голову – выдохс произнесением звука «шшш»)

Мышка ходит (надо ходить по залу)

в гости к Мишке,

Он же к ней не попадет.

Стишок с движениями повторяется 4—6 раз.Ведущему следует внимательно следить за четкостью и координацией движений.

ШАРИК

Цель игры: восстановление носовогодыхания, формирование углубленного дыхания, правильного смыкания губ,ритмирование.

Необходимые материалы: фанты из бумаги.

Ход игры.

Дети садятся полукругом. Ведущийпредлагает «надуть шарик». Дети должны надуть шар: широко развести руки встороны и широко вдохнуть воздух носом, выдуть его в воображаемый шарик черезрот — «ффф», — медленно соединяя ладони под шариком. Затем по хлопку ведущегошарик лопается -дети хлопают в ладоши. Из шарика выходит воздух: детипроизносят звук «шшш», делая губы хоботком и складывая руки на коленях. Шарикнадувают 2—5 раз. Тот, кто сделал лучше всех, получает фант. Ведущий следит,чтобы вдох был глубокий, а вовремя игры не возникало эмоционального чрезмерноговозбуждения у ребенка.

При заболеваниях верхних дыхательных путейнеобходимо восстановить носовое дыхание. Правильное носовое дыханиеспособствует тренировки дыхательной мускулатуры, улучшает местноекровообращение, предохраняет от переохлаждения.

При проведении игр с детьми не обходимоодновременно контролировать правильную осанку и смыкание губ.

Подвижные игры: «Пузырь», «Совушка- сова», «Поймай свой хвост», «Кто самый громкий?» (звучнопроизносить звук м-м-м, похлопывая указательным пальцем по правой ноздре.)

ИГРЫ НАПРЕОДОЛЕНИЕ ПОСЛЕДСТВИЙ ОБЩИХ БРОНХОЛЕГОЧНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ

(РЕСПИРАТОРНЫЙАЛЛЕРГОЗ, БРОНХИАЛЬНАЯ АСТМА,
АСТМАТИЧЕСКИЙ БРОНХИТ)

При таких заболеваниях необходимоне только укреплять
мышцы грудной клетки, пояса верхних конечностей, но и развивать ритмичноедыхание с углубленным, но спокойным выдохом. При разработке игр использовались:

произношение звуков во времяигровых упражнений в сочетании с ритмичными движениями рук и ног; движения дляформирования навыка правильного положения языка и координации движений нижнейчелюсти; дозированный бег — для улучшения функционирования диафрагмы.

ВЕТЕР

Координация движений, усвоение понятий»налево», «направо», «вверх», «вниз», формирование ритмичного глубокогодыхания.

Ведущий предлагает поиграть в «ветер».Читает стихи и делает в ритм их движения:

Я ветер сильный, я лечу, (руки опущены,ноги слегка расставлены, вдох через нос)

Лечу куда хочу:

Хочу — налево посвищу, (повернуть головуналево, сделать губы трубочкой и надуть).

Могу подуть направо, (голова прямо — вдох,голова направо — выдох, губы трубочкой).

Могу подуть вверх- (голова прямо — вдохчерез нос, опустить голову, подбородком касаясь гру­ди, — спокойныйглубокий выдох через рот)

В облака,

А пока — я тучи разгоню. (круговыедвижения руками).

ПОЕЗД

Цель игры: улучшение функции дыхания,умение действовать в коллективе, реагировать на сигнал.

Ход игры.

Дети становятся в затылок друг другу.Стоящий впереди изображает паровоз. Эту роль может выполнить вначале ведущий.Он гудит и отправляется в путь. Дети слегка сгибают руки в локтях. Подражаягудку («гу, гу»), они начинают двигаться вперед сначала медленно, затемускоряют шаг и бегут. После слов ведущего «Поезд приехал на станцию» детизамедляют ход и начинают пятиться задом до сигнала «приехали».

ИГРЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИЛЬНОЙОСАНКИ

Основой профилактики и лечениянарушений осанки является общая тренировка организма ребенка. В задачи игрвходят: укрепление опорно-двигательного аппарата, усиление мышечного «корсета»позвоночника, улучшение функций дыхания, сердечно-сосудистой системы. Впроцессе проведения подвижных игр надо добиваться тренировки навыков вудержании головы и туловища в правильном положении, правильной ходьбе (грудьвперед, лопатки чуть сведены, подбородок приподнят). Выработке правильнойосанки помогают игры на координацию
движений, равновесия. Упражнения в играх чередуются с дыхательнымиупражнениями.

Закати в ворота мяч

Развитие разносторонней координациидвижений и подвижности нервных процессов, умения держать равновесие.

2 стула или табуретки, рейка (1,5—2 м),мячик.

Ведущий строит ворота (на спинки стульевили сиденья табуреток кладет рейку). Перед воротами на расстоянии 1,5—-2 мкладет мяч. Ребенок должен взять мяч, катить его в ворота и бежать за ним.Пройдя ворота на четвереньках, ребенок выпрямляется, догоняет мяч и, положивего на прежнее место, садится отдыхать. Более сложный вариант можно проводитьна время. Необходимо, чтобы ребенок прямо бежал за мячом, не горбясь.

ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ИСПРАВЛЕНИЕПЛОСКОСТОПИЯ

Игры и задания подобраны таким образом,чтобы упражнения укрепляли связочно-мышечный аппарат голени и стопы,способствовали общему оздоровлению организма и воспитанию навыка правильнойходьбы (не разводя носков). Кроме нижеприведенных игр, вы можете придумать самиигры с ходьбой на наружных краях стоп, на носках, со сгибанием пальцев ног,захватыванием пальцами ног различных предметов, приседаниями в положении носкивнутрь (пятки разведены).

Поймай комара

Цель игры: развитие быстроты реакции,внимания; формирование правильной осанки; укрепление связочно-мышечногоаппарата голени и стоп.

Необходимые материалы: прут с привязанным на шнуре»комаром» из бумаги или ткани.

Ход игры.

Игроки становятся в круг лицом кцентру на расстоянии вытянутой руки. Ведущий находится в середине круга. Вруках у него прут (длина 1—1,5 м) с привязанным на шнуре «комаром» из бумагиили ткани. Ведущий кружит шнур с «комаром» немного выше голов играющих. Когда»комар» пролетает над головой, игроки подпрыгивают, стараются поймать егообеими руками.

Рекомендации по проведению игр.

1. Для ребенка во время и послеболезни следует выбирать игры, не вызывающие большой психофизиологическойнагрузки.

2. Следует переключаться содной игры на другую с перерывами на отдых.

3. Игры следуеткомбинировать и сочетать таким образом, чтобы они оказывали разносторонниевоздействия.

4. Игровой материал должен бытьярким, голос ведущего заинтересовывающим, интригующим. Взрослый самдолжен «включиться» в игру.

5. Необходимо проветривать комнатуперед игрой, очистить нос от слизи для правильного носового дыхания. Особенноследует остановиться на способах регулирования нагрузки. Если вы видите, чтозадание оказалось сложным, можно внести изменения в ход самой игры илииспользовать менее сложную игру, упростить сюжет игры, включатьпаузы отдыха и дыхательные упражнения. Но всегда следует помнить, что любаянагрузка гораздо полезнее ее отсутствия. Даже если вам не удается соблюдатьрежим занятий (оздоровительный эффект возможен лишь при длительных занятиях:3-4 месяца ежедневно, то просто играть с ними почаще. Это самая лучшая формавыражения любви и заботы.

Все эти игры позволяютпроводить лечебно — профилактические занятия в веселой, занимательной форме.

Игры никогда не наскучат детям, онипомогут не только снять нервное напряжение, но и разовьют фантазию, увеличаттворческий потенциал ребенка.

Игровые упражнения для ног:
«Пройди по линии» — начертите мелом на полу прямую линию ипредложите ребёнку пройти по ней несколько раз.
Журавль на болоте — ребёнок ходит, останавливаясь и высоко поднимаяногу, сильно согнутую в колене.
Конькобежец — стать прямо, ноги врозь, руки заложить за спину,сгибать то правую, то левую ногу, наклоняя туловище с полуоборотом в стороны,подражая движениям конькобежца.
Хлопки под коленом — стать прямо, ноги вместе, руки опустить,быстро поднимать прямую ногу вперёд и хлопнуть под ней, повторить поочерёднокаждой ногой.
«Присядь у стены» — стать прямо у стены, прикасаясь к ней пятками,ягодицами, лопатками и затылком, руки опустить, присесть пониже на носках изатем встать, не отрываясь от стены, повторить медленно несколько раз.
«Перешагни через руки» — стать прямо, ноги вместе, руки опустить исцепить перед собой, слегка наклоняясь вперёд, перешагнуть через руки,повторить в среднем темпе несколько раз каждой ногой.
Лыжник — ходить широкими шагами, сгибая впереди стоящую ногу (делаявыпад) и, поочерёдно поднимая руки вперёд, подражая движениям лыжника.
«Присядь комочком» — стать прямо, слегка расставив ноги, рукиопустить, присесть пониже на всей ступне и, сильно наклоняясь вперёд, обхватитьруками голени, голову опустить.
«Сядь-встань» — стать прямо, слегка расставив ноги, руки опустить,медленно сесть и встать, помогая себе руками.
«Сядь по-турецки» — стать прямо, ноги скрестить, руки опустить,медленно садиться на пол по-турецки и вставать, стараясь не помогать себеруками, тяжесть тела следует равномерно распределять на обе ноги, на наружныекрая стоп.
Утиная ходьба — ребёнок приседает, кладёт себе руки на колени итаким образом передвигается.
Лошадка — ребёнок стоит прямо , руки на поясе. Подняться на носки,опуститься на одну ногу, вторая –на носке. То же другой ногой.
«Попрыгай, как мячик» — стать прямо, ноги вместе, руки опустить,прыгать на носках, передвигаясь мелкими прыжками.
«Попрыгай на одной ноге» — мелкими прыжками прыгать то на одной, тона другой ноге.

«Потанцуй» — ребёнок стоит прямо, ноги вместе, руки на поясе,попеременно выставляет ноги вперёд то на носок, то на пятку.

«Танцующий верблюд» – стоя, ноги на ширине стопы, стопы параллельно, рукиза спиной. Ходьба на месте с поочередным подниманием пятки (носки от пола неотрывать).

«Забавный медвежонок» – стоя на наружных краях стоп, руки напоясе. Ходьба на месте на наружных краях стоп. То же с продвижениемвперед-назад, вправо-влево. То же, кружась на месте вправо и влево.

«Смеющийся сурок» – стоя, ноги вместе, руки перед грудью локтями вниз, кистинаправлены пальцами вниз.1-2 –полуприсед на носках, улыбнуться; 3-4 –и.п.

«Тигренок потягивается» – сидя на пятках, руки в упоре впереди.1-2 –выпрямить ноги; 3-4 – и.п.

«Паучок» — стоя с опорой на ноги впереди, а рук сзади за спиной, 4шагавперед, 4назад.

«Гуси» — детивыстраиваются в одну шеренгу, приседают на корточки и по команде ведущего бегутгусиным шагом вразвалочку. Выигрывают самые резвые. Можно бежать, если непозволяет пространство, на месте. Игра укрепляет икроножные мышцы, тренируютсердечно-сосудистую систему

Упражненияс предметами.

с мячом среднего размера:

«Подними мяч ногами» — сесть на пол, ноги вытянуть вперёд, рукамиопираться сзади (на предплечья), захватить стопами мяч, поднять егоповыше.
«Переложи мяч ногами» (исходное положение прежнее) — захватив мячстопами, приподнять его и переложить поближе к себе, разворачивая колени.

«Перекинь мяч ногами» — сесть, вытянув ноги иопираясь сзади на локти, захватив мяч ногами, приподнять его и попытатьсяперекинуть за голову.
«Подкати мяч» — сесть, положить мяч на пол перед собой, рукамиопереться сзади (на предплечья), стопы положить на мяч, сгибая ноги и перебираястопами, подкатить мяч к себе, а затем откатить от себя.
Футбол — ребёнок водит мяч ногами.

С гимнастической палкой малого размера:

«Перешагни через палку» — стать прямо, ноги слегка расставить,палку держать внизу за концы горизонтально перед собой, высоко поднимая ноги,перешагнуть через палку вперёд и обратно, повторить несколько раз, не выпускаяпалку из рук.
«Перешагни сидя» — сидя, ребёнок держит палку за концы, переноситпоочерёдно ноги через палку, а затем возвращает их обратно.
«Подними палку ногами» — сидя, одной ногой придерживать палкуснизу, другой — сверху и стараться приподнять её.
«Перенеси ноги через палку» — лечь на спину, держать палку ввытянутых руках перед собой, сильно сгибая ноги, стараться перенести их черезпалку и возвратиться в исходное положение.
«Пройди по палке» — ребёнок ходит по палке, положенной на пол,взрослый может помогать, поддерживая его за руку.
«Пройди по палке боком» — ребёнок передвигается боком по палкеприставными шагами.
Упражнения с кеглями.

«Перешагни через кегли» — кегли расставить на полу на расстояниишага, ребёнок перешагивает через них, высоко поднимая колени.

Прыжки вокруг кегли — ребёнок легко прыгаетвокруг кегли, стараясь не уронить её. «Перешагни через кеглю» — ребёнок держиткеглю в опущенных руках за оба конца (как палку), перешагивает через неё,стараясь не задеть и не выпустить из рук.
«Подними кеглю ногами» — сидя на полу с опорой руками сзади,ребёнок захватывает кеглю подошвами и приподнимает её.
«Переставь кеглю» (исходное положение прежнее) — стараться переставлятьна полу кеглю, не роняя её.
Ходьба или бег змейкой — поставьте кегли по прямой линии или покругу на расстоянии метра друг от друга, предложите ребёнку обходить их справаи слева змейкой, затем обегать змейкой, стараясь их не уронить.

Упражнения с толстой верёвкой илискакалкой:

«Сложи верёвку» — ребёнок сидит и пытается вытянутую на полуверёвку собрать пальцами ног.
«Подними верёвку» — сесть на пол, опираясь руками сзади, вытянутуюверёвку положить перед выпрямленными ногами, захватить верёвку пальцами ног,поднять её и удерживать некоторое время.
«Пройди по верёвке» — положить вытянутую верёвку на пол ипредложить ребёнку пройти по ней, сохраняя равновесие.
Прыжки через верёвку боком — вытянутую верёвку положить на пол,маленькими прыжками вправо и влево боком перепрыгивать через верёвку,продвигаясь вперёд.

Прыжки через скакалку — научите ребёнка прыгатьчерез маленькую (полутораметровую) скакалку мелкими, быстрыми и лёгкимипрыжками.

Упражнения на гимнастической скамейке:

ходьба по скамейке — ребёнок ходит по скамейкес различными положениями рук (на поясе, в стороны, вперёд, за голову).
«Опустись на колено» — ходить по скамейке, чередуя ходьбу сопусканием то на правое, то на левое колено и подниманием рук в стороны.
Ходьба на носках — ходить по скамейке на носках, подняв руки встороны и стараясь сохранить равновесие.
Ходьба с высоким подниманием колена — ходить по скамейке, высокоподнимая колени, не теряя равновесия, руки в стороны.
Ходьба с мячом на голове — ходить по скамейке, удерживая мяч рукамина голове.

«Попрыгай» — передвигаться по скамейке мелкимипрыжками на носках.
Ходьба боком — ходить по скамейке приставным шагом в одну, затем вдругую сторону.

«Пройди по рейке» — ходить по рейке перевёрнутойскамейки, взрослый помогает, поддерживая ребёнка за руки.
Ходьба боком по рейке — ходить по рейке перевёрнутой скамейкиприставным шагом, взрослый поддерживает ребёнка за руки.
«Перепрыгни через скамейку» — опираясь обеими руками о скамейку,перепрыгивать через неё с одной стороны на другую.
Упражнения на лестнице:

«Пройди по лестнице» — положите лестницу на пол и предложитеребёнку пройти по ней, шагая с одной ступеньки на другую.
«Шагай через ступеньки» — предложите ребёнку пройти, перешагиваячерез ступеньки.

«Сохраняй равновесие» — ребёнок ходит по боковымперекладинам лестницы, стараясь сохранить равновесие.

Ходьба на четвереньках:

ходить по лежащей на полу лестнице на четвереньках ногами побоковым перекладинам, руками — по ступенькам.

«Пройди вверх» — поставить лестницу наклонно,слегка приподняв один её конец над полом и закрепив его, предложите ребёнкупройти по лестнице вверх, поддерживая его за руку.

«Пройди вверх» — ребенок идет по наклонной лестницес упором на руки.

«Пройди боком» — ребенок идет по лежащей на полулестнице на четвереньках ногами по боковым перекладинам, руками – попротивоположной перекладине.

Упражнения на гимнастической стенке:

Лазание — ребёнок залезает по ступенькам шведской стенки вверх испускается.
Ходьба боком — ребёнок передвигается по нижней ступеньке приставнымшагом в одну сторону, затем по следующей — в другую.
Приседание — стать на нижнюю ступеньку, держась на уровне пояса,сделать несколько приседаний.

Подвижные игры.
Игры не только развлекают ребёнка, придают занятиям более живой и весёлыйхарактер, но и способствуют оздоровлению организма, укрепляяопорно-двигательный аппарат, кроме того, в игре развивается навык совместнойдеятельности, для более эффективной тренировки мышц и связок стоп игровыезадания следует выполнять без обуви.

Ловкие ноги — дети сидят на полу,опираясь сзади руками, ноги вытянуты вперёд, между стопами мяч, обхватив мячстопами, перекладывают его в сторону, передавая следующему, если дети сидят вкругу, то передают мяч по кругу, можно играть командами, выигрывает та команда,которая быстрее передаст мяч.
Барабан — дети сидят на стульях (скамейке), взрослый сидит напротиви в определённом ритме отбивает такт, поочерёдно носком одной ноги, другой иносками обеих ног одновременно, дети повторяют за ним, пятки остаются плотноприжатыми к полу, игра повторяется, только такт отбивается пятками, а носки вэто время плотно прижаты к полу.

«Кто быстрее спрячет платочек» — дети сидят на стульях(скамейке), у каждого ребёнка должен быть свой платочек длиной 50-60сантиметров, по сигналу взрослого дети начинают собирать платочек пальцами ног,выигрывает тот, кто быстрее подберёт его под стопы.

«Донеси платочек» — дети сидят на скамейке, у каждогоребенка под ногами платочек. Нужно захватить платочек пальцами одной ноги идонести его до другой ноги. Затем – в обратном направлении.
«Донеси платочек» — дети сидят на стульях (скамейке), у каждогоребёнка под ногами платочек, нужно захватить платочек пальцами одной ноги и, ниразу не уронив, донести его любым способом (прыгая на одной ноге, начетвереньках) до противоположного конца зала, тоже самое повторить другойногой, выигрывает тот, кто быстрее донесёт платочек, ни разу не уронивего.
Великаны и карлики — великаны ходят, приподнимаясь на носках какможно выше, карлики передвигаются, присев на корточки.
Лошадка — дети двигаются по кругу, подражая ходу лошади, вразличных темпах (шагом, рысью, галопом).
«Пройди — не ошибись» — дети проходят по намеченной мелом на полулинии, ставя пятку к носку впереди стоящей ноги, затем идут обратно спинойвперёд, ставя носок к пятке.

Футболисты — двое детей становятся друг против другана расстоянии 20 шагов, позади каждого на расстоянии метра устанавливаютсяполутораметровые ворота, один из играющих должен забросить мяч, ведя его топравой, то левой ногой, в ворота противника, если играющих много, то можноиграть несколькими командами.
Ходьба змейкой — установить кегли (мячи, кубики). В ряд нарасстоянии метра друг от друга, дети, держась за пояс впереди стоящего, обходятколонной кегли, стараясь их не задеть.
Резвый мешочек- играющие становятся в круг, водящий стоит посередине, онвращает верёвку с узлом на конце (мешочком, наполненным песком), дети следят замешочком и при его приближении стараются перепрыгнуть через верёвку.

«Закати валик в ворота» — ребенок становится начетвереньки и, двигаясь вперед, прокатывает валик головой в ворота.

«Передай игрушку» Дети садятся на пол в линию, упорруками сзади. Сбоку в обруче лежат мягкие игрушки. Ребёнок, сидящий первым отобруча, захватывает игрушку стопами ног и передаёт рядом сидящему ребёнку.Игрушки передаются по цепочке. Последний складывает игрушки в лежащий рядом сним пустой обруч. В игре участвуют 2 команды детей (сидят напротив).

Игры при заболеваниях дыхательной системы:

«Пастушок дудит в рожок»

Цель. Укрепление круговой мышцы рта, тренировканавыка правильного носового дыхания при спокойно сомкнутых губах.

Материалы. Рожок, дудочка.

Ход игры. Попросите ребенка какможно громче подуть в рожок, дудочку, чтобы созвать всех коров. Покажите, чтонеобходимо вдохнуть воздух через нос (рожок в носу) и резко выдохнуть.

«Шарик лопнул»

Цель. Восстановление носового дыхания,формирование углубленного дыхания, правильного смыкания губ, ритмирования.

Ход игры. Предложите ребенку»надуть шарик»: широко развести руки в стороны и глубоко вдохнутьвоздух носом, выдуть его в воображаемый шарик через рот — «ффф…»,медленно соединяя ладони под «шариком». Затем ребенок хлопает владоши — «шарик лопается». «Из шарика выходит воздух»:ребенок произносит звук «шшш…», складывая губы хоботком и опуская рукина колени. «Шарик надувают» 2 — 5 раз. За старание ребенок получаетфант. Следите, чтобы вдох ребенка был глубоким, а во время игры не возникалочрезмерного эмоционального возбуждения.

«Перышки»

Цель. Тренировка навыков правильногоносового дыхания, укрепление мышц рта.

Материалы. Веревка, 2 стульчика, перышки.

Ход игры. Натяните веревку междустульями и привяжите к ней перышки. Посадите ребенка на расстоянии 50 смнапротив перышек. Предложите ему по сигналу, сделав глубокий вдох, сильнымвыдохом сдуть одно перышко, а затем и другое, делая перед каждым выдохомглубокий вдох через нос. Чтобы осуществить сильный выдох, губы нужно сложитьузкой трубочкой, а щеки надуть.

«Мышка и Мишка»

Цель. Формирование глубокого ритмичноговдоха и выдоха, развитие координации движений, укрепление мышц позвоночника.

Ход игры. Родители показываютдвижения и произносят слова:

— У Мишки дом огромный.

(Выпрямиться, встать на носки, поднять руки вверх, потянуться,посмотреть на руки — вдох)

— У мышки — очень маленький.

(Присесть, обхватив руками колени, опустить голову — выдох спроизнесением звука «шшш»)

— Мышка ходит (ходим по комнате).

В гости к Мишке,

Он же к ней не попадет.

Попросите ребенка повторить стишок с движениями 4 — 6 раз. Следитеза четкостью и координацией движений ребенка.

«Косари»

Цель. Развитие мышц плечевого пояса,формирование правильного дыхания, чувства ритма.

Ход игры. Предложите ребенку»покосить траву». Исходная поза: ноги на ширине плеч, руки опущены.Вы показываете, как «косить», и читаете стихи, а ребенок со слогом»зу» переводит руки махом в сторону (влево — выдох, затем вперед,вправо — вдох).

Зу — зу, зу — зу,

Косим мы траву,

Зу — зу, зу — зу,

И налево взмахну.

Зу — зу, зу — зу,

Вместе быстро, очень быстро

Мы покосим всю траву.

Зу — зу, зу — зу.

Затем предложите ребенку встряхнуть руки в расслабленном состояниии повторить игру 3 — 4 раза.

«Поезд»

Цель. Улучшение функции дыхания, умениереагировать на сигнал.

Ход игры. Предложите ребенкуотправиться в путешествие, превратившись в «вагончики» со всемичленами семьи. Стоящий впереди изображает паровоз. Эту роль может выполнитьпервый раз сначала взрослый. Он гудит и отправляется в путь.»Вагончики» слегка сгибают руки в локтях. Подражая гудку («гу,гу») они начинают двигаться вперед сначала медленно, затем ускоряют шаг ибегут. После слов взрослого «Поезд приехал на станцию» все замедляютход и начинают двигаться назад до сигнала «Приехали».

Игры при заболеваниях сердечно-сосудистой системы

«Пальчик о пальчик»

Цель. Уравновешивание нервных процессов, укреплениетормозных реакций, выполнение действий по команде, координация движений рук.

Ход игры. Ребенок сидит передвами. Под вашу песенку повторяет за вами движения:

Пальчик о пальчик тук да тук, (повторить 2 раза).

Хлопай, хлопай, хлопай, хлопай! (хлопают в ладоши)

Ножками топай, топай! (повторить 2 раза)

Спрятались, спрятались (закрыть лицо руками)

Пальчик о пальчик тук да тук (повторить 2 раза).

Игры после перенесенных инфекционных заболеваний

«Заинька-паинька»

Цель. Развитие координации движений, повышениеэмоционального тонуса, развитие чувства ритма и навыка выполнять команды.

Ход игры. Встаньте напротивребенка и попросите его повторять движения в соответствии со словами песни:

Заинька, поклонись,

Серенький, поклонись, (кланяется в разные стороны)

Вот так, вот сяк поклонись.

Заинька, повернись,

Серенький, повернись,

Вот так, вот сяк повернись. (поворачивается, руки напоясе).

Заинька, топни ножкой, серенький, топни ножкой.

Вот так, вот сяк топни ножкой (топает по очереди каждойногой).

Взрослый следит за правильным выполнением движений. Наблюдает,чтобы не было переутомления и излишнего возбуждения.

Игрыдля коррекции осанки

«Кошка».

Ведущийпредлагает детям опуститься на колени и упереться ладонями в пол. Сейчас мыбудем изображать кошку. Сначала кошка недовольна. Она выгибает спинку как можносильнее вверх. Теперь кошка потягивается. Спинка прогибается вниз. Движениядолжны быть энергичные, но в то же время плавные и грациозные. Движениячередуются в течение 2 секунд. Затем детям предлагается лечь на спину, быстро играциозно переворачиваться то на один, то на другой бок, одновременно выполняяпотягивающие движения руками и ногами на одном боку и сворачивающиеся движениена другом, как это делает кошка, когда очень довольна. Упражнение выполняется втечение 2 секунд. Игра способствует эмоциональному подъему, создает чувстворазнеженности и тренирует мышцы спины и брюшного пресса, развивая гибкость исилу.

«Пленники».

Детиделятся на две равные группы и встают шеренгами друг против друга. По сигналугонга крайний игрок берет мяч и бросает его игроку напротив. Этот игрок бросаетмяч следующему игроку напротив и т. д. Если играющий не поймает мяч, то онпереходит «в плен» на противоположную сторону. Когда мяч дойдет доконца шеренги, его кидают обратно в таком же порядке. Побеждает та команда, вчью шеренгу перешло больше игроков. Игра проводится в течение 2 минут. В этойигре развиваются глазомер, координация движений.

«Шарик».

Детирассредоточиваются по площадке. Одному из них дается надувной шарик. Нужноперекидывать шарик друг другу, но при этом не двигаться с места, не отрыватьступни от пола. Тот, кто сдвинулся с места, выбывает из игры. Кто избегает игры(не ловит шарик) — выбывает из игры. Игра начинается по сигналу гонга. Играспособствует развитию статического равновесия.

«Футбол».

Дети лежатна животе по кругу, лицом в центр круга, руки под подбородком,ноги вместе. Водящий бросает мяч любому игроку, тот отбивает его двумя руками,при этом, прогибаясь, поднимает голову и грудь. Ноги остаются прижатымик полу

Игры нарасслабление

Игра «Цветочнаяполяна» (расслабление )

На лугурастут цветы

Небывалойкрасоты:

красный,желтый, голубой,-

Выбирайсебе любой.

Ляжемдружно мы в кружок,

Нацветочный на лужок.

Днем цветыблагоухают,

Землю нашуукрашают.

Мотылькивокруг летают…

Ночьюлистья, стебли отдыхают,

Пчелки медне собирают.

А цветныелепестки тихо

прячутся вбутончики.

(покругу расположены плоские цветы. Дети выбирают, ложатся рядомс выбранным цветком головой в центр круга. День-глазаоткрыты, произвольные движения руками, ногами).

Ночь-глазазакрыты, дети вытянуты в одну линию, руки вдоль туловища.)

«Мяч вкругу».

Детисадятся в круг, упор руками сзади. Водящий старается выбить большой мяч изцентра круга ногами. Дети должны не пропускать мяч, отбивая его только ногами.Пропустивший мяч становится водящим

«Любопытная Варвара».

Исходное положение: стоя, ноги наширине плеч, руки опущены, голова прямо. Повернуть голову максимально влево,затем вправо. Вдох-выдох. Движение повторяется по 2 раза в каждую сторону.Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы:

Любопытная Варвара смотрит влево,смотрит вправо.
А потом опять вперед – тут немного отдохнет.

Поднять голову вверх, смотреть напотолок как можно дольше. Затем вернуться в исходное положение, расслабитьмышцы:

А Варвара смотрит вверх дольшевсех и дальше всех!
Возвращается обратно – расслабление приятно!

Медленно опустить голову вниз,прижать подбородок к груди. Затем вернуться в исходное положение, расслабитьмышцы:

А теперь посмотрим вниз – мышцышеи напряглись!
Возвращаемся обратно – расслабление приятно!

Упражненияна релаксацию с сосредоточением на дыхании:

«Воздушныйшар».

Вположении стоя закрыть глаза, руки поднять вверх, глубоко вдохнуть и набрать всебя воздух. Ребенку предлагается представить, что он большой воздушный шар,наполненный воздухом. В данном положении необходимо зафиксироваться в течение1-2 минуты, затем представить, что в шаре появилось небольшое отверстие.Следует медленно выпускать воздух, одновременно расслабляя мышцы тела: кистирук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д.

«Сосулька».

Ребенку предлагается представить,что он — сосулька. Исходное положение: стоя, с закрытыми глазами, руки поднятывверх. Следует зафиксироваться в этой позе на 1-2 минуты. Затем предлагаетсяпредставить, что под действием солнечного тепла, изображаемая им сосулька начинаетмедленно таять. Расслабляются постепенно сначала кисти рук, затем мышцы плеч,шеи, корпуса, ног.

Релаксация «Необычная радуга»

(упражнение выполняется лежа)

Лягте удобно, расслабьтесь. Дышитеровно и глубоко. Закройте глаза. Представьте, что перед вашими глазаминеобычная радуга.

Первый цвет – голубой. Голубойможет быть мягким и успокаивающим, как струящаяся вода. Голубой приятно ласкаетв жару, он освежает тебя, как купание в озере. Ощутите эту свежесть.

Следующий – желтый цвет. Желтыйприносит нам радость, он согревает нас, как солнышко, он напоминает нам нежногопушистого цыпленка, и мы улыбаемся. Если нам грустно и одиноко, он поднимаетнастроение.

Зеленый цвет – цвет мягкойлужайки, листьев и теплого лета, если нам не по себе, и мы чувствуем себянеуверенно, зеленый цвет поможет чувствовать себя лучше.

Возьмите с собой эти цвета на весьдень, будьте спокойными, как вода, радостными, как солнце, добрыми, как лето.

Релаксация «Лифт»

Положите ладонь на живот.Представьте, что живот – это первый этаж дома. Немного выше находится желудок –это второй этаж дома. Подержите там ладонь. Теперь положите ладонь на грудь ипредставьте, что это третий этаж дома.

Приготовьтесь, мы начинаем»поездку на лифте»: Вдохните ртом медленно и глубоко так, чтобы воздух дошел допервого этажа – до живота. Задержите дыхание. Выдохните ртом.
Вдохните так, чтобы воздух поднялся на один этаж выше – до желудка. Задержитедыхание. Выдохните ртом.
Вдохните и «поднимите лифт «еще на один этаж – до груди. Задержите дыхание.Выдохните ртом.
Во время выдоха вы ощущаете, что напряжение и волнение выходят из тела, словноиз дверей лифта.

Игротерапия в узком значении («Психодрама на столе», Gametherapy) — авторский метод и технология работы с игрушками, разработанная Дмитриченко Р.Н. Данный авторский метод предлагается отличать от Play therapy — игровой терапии, или игротерапии в широком значении. Чтобы не создавать путаницы, мы разнесли это в две разные статьи: здесь представлен авторский метод Игротерапии, разработанный Р.Дмитриченко, а в статье Игровая терапия представлены все психотерапевтические методы работы, использующие детскую игру и игрушки.

История вопроса

Использование игрушек в психолого-педагогической или в психотерапевтической практике не является достаточном условием для того, чтобы быть причисленным к авторскому методу под названием Игротерапия («Психодрама на столе», Gametherapy), родоначальником которого является Дмитриченко Р.Н. со времен середины 80х годов.

Игротерапия, как метод, был озвучен и воплощен в 1992 году на спецкурсе по психологии в частном Университете для будущих преподавателей-искусствоведов.

В 1997 году с методом Игротерапии были теоретически и практически ознакомлены врачи на курсах повышения квалификации на кафедре гомеопатии при Академии последипломного образования врачей Минздрава РФ.

Профессиональное обсуждение метода было проведено в рамках секции Психодрамы Елены Лопухиной (Института Психодрамы и ролевого тренинга) по линии Профессиональной Психотерапевтиской Лиги (ППЛ) в середине 90х годов.

В 2005 году в Институте Групповой и Семейной Психологии и Психотерапии (ИГИСП) на учебной психодраматической группе Екатерины Михайловой была проведена мастерская по методу Игротерапии и, впоследствии, осенью этого же года в ИГИСПе был дан курс по авторскому методу «Методология диагностики психофизических проблем по программе Игротерапия» Часть I, с последующей выдачей сертификата (лицензия № 017529).

Суть метода Игротерапии Дмитриченко Р.Н.

Игротерапия («Психодрама на столе», Gametherapy) – авторская технология работы с игрушками, глубинная личностная психотерапия. Место ведущего занимает психотерапевт, а роль группы «берут» на себя «игрушки», которые включают в себя любые предметы, бытовые мелочи. В арсенале терапевта также: краски, пластилин, карандаши, кубики, головоломки, конструкторы, детские книги с картинками, сказки, психотерапевтические метафоры и прочие изобразительные средства, которые были или, «волей судьбы», не были в мире детей и взрослых детей.

Использование «игрушек» в психотерапевтической работе дает возможность клиенту рассмотреть, потрогать, послушать, ощутить и вспомнить запах того, что беспокоило многие годы и породило болезнь, пустоту, одиночество, аддиктивное или созависимое поведение.

Метод Игротерапии может быть использован как в групповой, так и в индивидуальной клиентской работе.

Метод предусматривает возможность работы с синдромом посттравматического стресса, при хронификации печали, с объюзной тематикой, с ранними детскими травмами с амнестическим компонентом.

Метод Игротерапии помогает решать не только личностные, но и как следствие этого профессиональные трудности.

Такой подход дает Игротерапии ряд интересных возможностей и, в некоторых случаях, специфических преимуществ перед другими психотерапевтическими методами.

Обучение методу Игротерапия («Психодрама на столе», Gametherapy) проводится только автором метода Дмитриченко Р.Н.

Теоретические основы социализации детей с ОВЗ

Чаще всего у ребенка с ОВЗ социализация проходит намного сложнее, чем у обычных детей.
Специфическое отличие ФГОС нового поколения в том, что результат образования ребенка с ОВЗ рассматривается в соотношении личностных, метапредметных и предметных результатов образования.
Личностные результаты включают овладение компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими становление социальных отношений в различных средах, а также сформированность мотивации к обучению и познанию.
Метапредметные результаты (учебные действия) включают освоенные универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), которые составляют основу умения учиться, обеспечивают овладение межпредметными знаниями, приобретение опыта познания и осуществление разных видов деятельности.
Предметные результаты связаны с овладением содержания каждой предметной области, характеризуются приобретенным опытом специфической для предметной области деятельности по получению нового знания, а также оценивают достижения в усвоении знаний и умений и возможности их применения в практической деятельности и жизни.
Результат освоения основной образовательной программы детьми с ОВЗ — «введение ребенка в культуру». В этом случае социализация ребенка будет зависеть от так называемых «жизненных компетенций», сформированных в процессе обучения.
Компетенции рассматриваются как потенциальные, психологические новообразования: знания, представления, программы (алгоритмы) действий, системы ценностей и отношений, которые затем выявляются в компетентностях как личностных характеристиках. Овладеть компетенциями — значит стать полноценным членом общества, уметь брать ответственность за собственные действия и проявлять интерес к учебе.
Компетенции имеют комплексный состав:
когнитивные — знания, которые усваивают дети;
деятельностные — умения и навыки, которые ребенок может применить на практике;
рефлексивные — трансформация новых знаний в умения

Вкусные цвета
Вкусные цвета

Купить

Арт-терапия в работе с детьми с ОВЗ

Арт-терапия (от англ. art — «искусство» + терапия) — направление в психотерапии и психологической коррекции, основанное на применении для терапии искусства и творчества.
Метод арт-терапии в коррекционной работе позволяет получить позитивные результаты:

  1. Обеспечивает эффективное эмоциональное реагирование, придает ему (даже в случае агрессивного проявления) социально приемлемые, допустимые формы.
  2. Облегчает процесс коммуникации для замкнутых, стеснительных или слабоориентированных на общение детей с ограниченными возможностями.
  3. Дает возможность невербального контакта (опосредованного продуктом арт-терапии), способствует преодолению коммуникативных барьеров и психологических защит.
  4. Создает благоприятные условия для развития произвольности и способности к саморегуляции.
  5. Оказывает дополнительное влияние на осознание ребенком своих чувств, переживаний и эмоциональных состояний, создает предпосылки для регуляции эмоциональных состояний и реакций.
  6. Существенно повышает личностную ценность, содействует формированию позитивной «Я-концепции» и повышению уверенности в себе за счет социального признания ценности продукта, созданного ребенком с ОВЗ.

Цель арт-терапии не создать объект искусства, а работать с собственным Я, с внутренним миром человека. Она фокусируется не на результате, а на процессе. Вот почему не обязательно иметь творческие навыки, чтобы пойти на арт-терапию или стать педагогом-психологом, практикующим эту технику в своей работе.
Арт-терапевт должен быть эмпатичен — для него крайне важно чувствовать состояние ребенка, который пришел на прием. Специалисту необходимо быть готовым к тому, чтобы не использовать директивные методы поведения. Важно находиться рядом и наблюдать, бережно следовать за ребенком, не навязывая свое видение мира, не загоняя в рамки.
С какими проблемами можно работать с помощью арт-терапии?

  1. Повышение самооценки и уверенности в своих силах.
  2. Снижение уровня стресса.
  3. Преодоление депрессивных состояний и тревожных расстройств.
  4. Преодоление возрастных кризисов.
  5. Решение семейных конфликтов.
  6. Повышение навыков коммуникации.
  7. Самопознание (процессы, помогающие лучше понять свои жизненные цели, желания).
  8. Проработка психологических травм.
  9. Преодоление фобий.

Принципы интерпретации в арт-терапии

  1. Принцип детализации. мы обращаем внимание на каждую деталь в арт-терапевтическом процессе: сочетаемость цветов, линии, детали.
  2. Понимание контекста. Разбор внутренних и внешних факторов: степень психологической защиты, мировоззрение ребенка.
  3. Важность феноменологического исследования. Внимание направлено на телесные ощущения — что человек проживает во время арт-терапии.
  4. Признание многозначности (содержательной поливалентности) образов — исследуем работу, которая происходит во время арт-терапевтической сессии. Чувства, ощущения, эмоции, воспоминания, которые возникают у ребенка.
  5. Вскрытие проблемного психологического материала с одновременным вниманием к внутренним ресурсам автора — важно показать человеку, каким потенциалом он обладает.

«В арт-терапии нет понятия «правильно» и «неправильно». Здесь не важно уметь рисовать. Важно только то, как человек проживает свои эмоции во время сеанса, как он передает их в своей работе».

Этапы арт-терапии

  1. Подготовительный этап. Если вы работаете с ребенком с ОВЗ, важно встретиться с родителями, проговорить методы, которые вы будете использовать.
  2. Основной этап — работа с ребенком.
  3. Формирование системы психотерапевтических отношений и начало изобразительной деятельности малыша.
  4. Укрепление и развитие психотерапевтических отношений и наиболее продуктивная изобразительная деятельность. Какие краски, карандаши, пластилин или другие материалы хочет использовать ребенок? Предоставьте ему выбор.
  5. Завершающий этап (терминация).

«Арт-терапия не то же самое, что творчество. Когда мы рисуем, мы расслабляемся, снимаем эмоциональное напряжение, но арт-терапия — это петля в реальность: продукт творчества ребенка должен быть облачен в слова. Вы обсуждаете каждую деталь его произведения, рассматриваете и изучаете ее с ребенком».

Методы арт-терапевтического процесса

  1. Изотерапия — рисование красками, карандашами, пальчиковыми красками.
  2. Цветотерапия (хромотерапия) — направление, при котором используется воздействие цветовой гаммы.
  3. Библиотерапия (сказкотерапия) — чтение сказок, пересказ, сочинение собственных историй, в которых главный герой — сам ребенок.
  4. Песочная терапия.
  5. Терапия водой.
  6. Игротерапия.
  7. Драматерапия — отыгрывание с помощью постановок негативных ситуаций, которые могут появляться в жизни детей.
  8. Танцевально-двигательная терапия.
  9. Куклотерапия — использование театра, пальчиковых кукол.
  10. Фототерапия — относительно новое направление, берет свое начало в 1970-х годах. Вызывает целую гамму эмоций, особенно у детей с ОВЗ.
  11. МАК-терапия — психотерапевтические сеансы с применением метафорических карт.

Техники арт-терапии

Техника «Мандала»

Цель: расшифровка (диагностика) и коррекция эмоционального состояния ребенка. Материалы: листы А4 или А3, средства рисования, заготовки в виде круга, ноутбук или ПК.
Техника очень информативная, ресурсная. Это мягкий способ диагностики состояния ребенка. Своеобразный автопортрет личности, который расскажет об отношении к самому себе, к миру и к окружающим.

Правила работы с детьми

  1. Предоставьте ребенку право выбрать из набора заготовок ту мандалу, которая ближе ему по настроению.
  2. Предложите ребенку самостоятельно выбрать материалы для работы и цветовую гамму.
  3. Практикуйте использование музыкального сопровождения — тихую медитативную музыку для фона.
  4. Не вмешивайтесь в работу ребенка без его согласия. Помните: мы следуем за ребенком, находимся чуть в стороне и наблюдаем за ним. Мы можем вести с ним диалог, спрашивать: что сейчас происходит? что ты чувствуешь?
  5. Не высказывайте оценочные комментарии по поводу работы. То, что сделал ребенок самостоятельно — это та информация, которая поможет вам увидеть его состояние и проблемы.

Задачи, которые можно решить с помощью техники «Мандала»

  1. Обогащение эмоционально-образной сферы детей.
  2. Снижение тревожности, преодоление страха и неуверенности, повышение самооценки.
  3. Развитие художественного мышления, фантазии и воображения.
  4. Овладение изобразительными навыками.
  5. Развитие художественно-творческой активности.

Возрастные особенности

  • 1–2 года. Рисование в пустом круге (в этом возрасте важны цвет и форма). Рисуем вместе с мамой безопасными пальчиковыми красками (три основных цвета: красный, желтый, синий).
  • 3–5 лет. Раскрашивание готовых мандал на выбор ребенка и рисование собственных. Необходим набор карандашей (не менее 12 цветов), гуашь, цветная пастель, сангина и уголь, работа с цветным песком.
  • 6–7 лет. Раскрашивание готовых мандал на выбор ребенка и рисование собственных. Можно уже использовать в работе более сложные акварельные краски.
  • Позднее дети, подростки и взрослые с удовольствием рисуют цветными ручками, тушью, простым карандашом.

Ход занятия

«Посмотри, какой волшебный круг! Ты можешь его раскрасить так, как тебе нравится».

Звучит медитативная музыка, и ребенок работает в спокойной обстановке. Дети, как правило, раскрашивают мандалу от центра к периферии, это и есть способ расслабления (взрослые и подростки в идеале должны раскрашивать мандалу от периферии к центру). Здесь нет четких правил, работа с мандалой — это творчество и интуиция. По окончании работы попросите малыша придумать название своего волшебного круга, которое будет являться кодом к пониманию изображения. По желанию можно раскрасить фон, вырезать получившееся изображение.

«А теперь покрути волшебный круг, посмотри на него издалека, полюбуйся им. Найди ему место в комнате».

Во время занятия спрашивайте малыша, нравится ли ему то, что он нарисовал. Если да — то это ресурсное состояние, в котором ребенку комфортно пребывать. Значит, он черпает вдохновение и новые позитивные эмоции из своей работы, ему нравится, что появилась такая возможность — творить.
А если малыша не устраивает его творение, ккруг можно изменить, разрезать или порвать. В конце не забудьте поблагодарить ребенка за хорошую работу. Если есть желание, можно написать рассказ к получившейся картинке. Какое чувство больше, какое — меньше? Почему тебе не нравится твой рисунок?

«Наблюдайте за всеми изменениями ребенка, фиксируйте информацию в тетрадь. Эти данные помогут понять, какую психо-коррекционную программу использовать с малышом в дальнейшем».

Значения цветов

Красный — символ жизненной энергии, силы, уверенности в себе (если его слишком много, то — самоуверенности или даже агрессивности),
Оранжевый — свидетельствует об амбициозности, завышенной самооценке, а также о трудности в общении.
Желтый — солнечный цвет, часто используют в мандалах люди искусства, он символизирует творчество, прибавляет оптимизма, радости, способствует раскрытию творческого потенциала, успешным новым начинаниям.
Зеленый — символ обновления, может свидетельствовать о силе родительских чувств, способности и готовности воспитывать детей (если очень много — гиперопека).
Синий — сила духа, спокойствие, выносливость, рассудительность, развитая интуиция.
Голубой — символ дружелюбия, сострадательности, отзывчивости.
Фиолетовый — в мандале говорит о том, что человек стремится к гармонии, этот оттенок вдохновляет и очищает. Однако если фиолетовым закрашен центр мандалы, это может свидетельствовать о сильной связи (если не о полной зависимости) автора с матерью.
Коричневый — цвет земли, это — укорененность, практичность, желание стабильности, безопасности.
Черный — цвет тайны, тени, тьмы. Присутствие его в рисунке мандалы может свидетельствовать о депрессивном состоянии, опустошенности, утрате опоры и веры в жизни.
Белый — защитный цвет, символ чистоты, духовности, но если его слишком много, это может говорить об отсутствии энергии у автора такой мандалы.

Диагностические моменты

  1. Как ребенок выполняет задание (сразу или после обдумывания)?
  2. Какие элементы и в каких количествах использует?
  3. С какой части круга начинает строить мандалу?
  4. Насколько симметричный узор выкладывает?
  5. Какие цвета использует?
  6. Вносит ли коррективы в свою работу (какие, как часто)?
  7. Насколько заполняет внутреннее пространство круга?
  8. Как центральная часть мандалы соотносится с внешним кругом?
  9. Чем заканчивает выполнение работы?

Интерпретация

  1. Общая композиция и цветовая гамма.
  2. Наличие центра и границ; цвет, форма, структура, последовательность изображения.
  3. Асимметрия.
  4. Признаки стадий «Большого круга Мандалы».
  5. Анализ используемых символов.

Техника «Фототерапия»

Цель и задачи:

  • развивает творческие способности;
  • расширяет кругозор;
  • помогает замечать происходящее вокруг;
  • учит жить «здесь и сейчас»;
  • рушит шаблонное мышление;
  • повышает уверенность в себе;
  • позволяет понять свой внутренний мир;
  • устраняет тревожные мысли, страхи, депрессивные состояния;
  • снимает нервное напряжение;
  • помогает отвлечься;
  • улучшает взаимоотношения с близкими.

Материалы: фотоаппарат, смартфон, флеш-карта, ноутбук или ПК.

«С помощью фототерапии мы позволяем ребенку создавать собственный продукт, работать со сложной техникой и принимать более серьезную ответственность за свои действия».

Основные задачи

  1. Обогащение эмоционально-образной сферы детей.
  2. Снижение тревожности, преодоление страха и неуверенности, повышение самооценки.
  3. Развитие художественного мышления, фантазии и воображения.
  4. Овладение изобразительными навыками.
  5. Развитие художественно-творческой активности.

Работать таким методом можно с детьми разного возраста, начиная с трех лет.

Основные функции

  1. Актуализирующая — связана со способностью фотографии оживлять события из прошлого и прорабатывать эмоции от переживания тех событий с педагогом-психологом.
  2. Стимулирующая — при создании и просмотре снимков происходит активация разных сенсорных систем: зрения, тактильной чувствительности, кинестетики и т.д.
  3. Деконструирующая — освобождение человека от ложных установок, значений.
  4. Смыслообразующая — помогает человеку увидеть смысл его поступков и переживаний.
  5. Рефрейминг — создание фотоколлажей, чтобы изменить смысл произошедшего.
  6. Защита — выстраивание дистанции от травматических событий или малоприятных ситуаций, которые были в прошлом.
  7. Удерживающая — фотография может удерживать чувства от бессознательного прорыва в реальность, и при этом их можно спокойно изучать.
  8. Экспрессивно-катарсическая — повторное более глубокое переживание чувств ребенка.

Основные группы методов фототерапии

  • Группа А. Развитие памяти, внимания, мышления, тонкой моторики.
  • Группа Б. Общие темы. Содержит техники, помогающие осознанию чувств и эмоций, а также способствует их выплеску, выражению. Сюда входят и техники на самораскрытие, на раскрытие внутренних ресурсов, улучшение способности к самоконтролю и др.
  • Группа В. Восприятие себя. Здесь содержатся техники, помогающие исследовать собственное «Я» и свой внутренний мир.
  • Группа Г — содержит техники и упражнения для парной работы.
  • Группа Д — включает техники для совместной работы участников, позволяющие решить ряд проблем примерно так же, как и в группе Г.
  • Группа Е — набор сочетающихся между собой техник из предыдущих пунктов.

Упражнения с использованием фотографий

Цель: реконструкция проблемного поля, формирование экзистенциальных умений, самовыражение, обогащение жизненного опыта, активизация всех сенсорных систем ребенка, преодоление сенсорной депривации,формирование мотивации на саморазвитие и самореализацию.
Примерные темы фотомарафона: «Мои тревоги и страхи», «Весна… Пробуждение», «Тысяча и один путь в будущее», «Смыслы и ценности «, «Песни души», «Противостояние», «Ад и рай на земле», «Мои отражения», «Парад фантазий», «Я в мире и мир во мне», «Жажда роста», «Сны», «В поисках бога» , «Свет и тень», «Люди и маски», и др.
Формат работы:

  • индивидуальный;
  • групповой.

Ход работы:

  1. Ребенку (или группе) предлагается в течение недели делать снимки по заданной теме. Это может быть поставленная ребенком или группой сцена, или спонтанное фотографирование отвечающего тематике эпизода из жизни или события. При необходимости оговаривается территориальная граница фотопутешествия.
  2. К готовым фотографиям придумывается название. Каждый снимок рассматривается и обсуждается. При работе в группе подростки разбиваются на пары, обмениваются снимками. Задача каждого в паре — понять, что хотел передать в фотографии его партнер. В конце каждого марафона делается тематическая выставка.

Техника «Мобильный фоторепортаж»

Цель: повторное переживание события с целью его отреагирования, получения эмоционально положительного ресурса, поиска новых смыслов, снятие психоэмоционального напряжения, связанного с событиями прошлого или настоящего, построение жизненной перспективы.
Примерные темы фотомарафона: «Один день из жизни моей семьи» , «Первый день каникул» , «Один день из моей жизни», «Один день из жизни моего класса», «Перемена в школе» , «Ура, дискотека!» , «Экзамен» и др.

«Техника поможет увидеть взаимоотношения в семье, посмотреть, какое эмоциональное пространство окружает ребенка. Технику можно использовать и для диагностики, и для коррекции состояния детей».

Формат работы:

  • индивидуальный;
  • групповой.

Ход работы:

  1. Подростку предлагается сделать серию снимков. Это должна быть фотохроника заданного темой события.
  2. Отпечатанные снимки располагаются на листе ватмана по хронологии события. Каждой фотографии необходимо придумать свою рамку и название. Затем автор представляет свой фоторепортаж.
  3. При работе в группе фоторепортажи могут рассматриваться и обсуждаться.

Техника «Арт и Фото»

Цель: социальная идентификация, развитие вариативности мышления, получение Эмоционально положительного ресурса, поиски новых смыслов, снятие психоэмоционального напряжения, связанного с неприятием отдельных черт своей личности и личностей родителей, развитие интереса к себе, повышение самооценки, коррекция детско-родительских отношений.
Необходимые материалы: бумага или картон, заготовки из картона в форме овалов, ножницы, краски, кисти, стаканчик для воды, клей, карандаши, фломастеры, мелки, цветная бумага, фольга.
Формат работы:

  • индивидуальный (ребенок и родитель);
  • групповой.

Ход работы:

  1. Ребенку предлагается изобразить на листе бумаги формата А3 любимое животное или сказочного персонажа. Причем изначально ему нужно выдать заготовки из картона в форме овалов. Это должны были быть «лица» героев, они не разрисовывались. Во время рисования дети по очереди проговаривают те качества выбранных животных или героев, которые им нравятся.
  2. Затем нужно вырезать овалы и получить заготовки для фотографий. Потом можно вставить лица в вырезанные овалы и фотографировать.
  3. Поменяться с родителями рисунками и снова сфотографировать. Обсудить фотографии.

«Родители смогут по-новому взглянуть на своего ребенка — они увидят личность, способную творить, реализовываться, чувствовать, ощущать и проявлять свои эмоции. А дети, в свою очередь, откроют в родителях детскую непосредственность».

МАК-терапия

Метафорические ассоциативные карты (МАК) — это особый вид арт-терапии, основывающийся на принципах проективных методик. Важен не заложенный изначально психотерапевтом в картинку смысл, а душевный отклик каждого клиента на попавшуюся ему картинку.
Проекция — это когда мы чему-то снаружи присваиваем свойства того, что у нас внутри. Именно так карты позволяют увидеть внутренний мир ребенка.

Принципы работы с МАК

  1. Психолог или психотерапевт никогда не спорит с тем, что происходит с ребенком. И, таким образом, возвращает ребенку то, чего у него очень мало — власть, уверенность. Работая с картами, он смотрит, он что-то видит, у него идут какие-то ассоциации — ребенок выступает экспертом.
  2. Карты — это не средство для постановки диагноза и составления заключения, а источник информации о человеке.
  3. Нет карточек правильных и неправильных, нет выборов верных и неверных. Не стоит делать прямолинейных выводов из выборов своих клиентов, и уж точно нельзя оценивать их.
  4. Нет четко расписанной последовательности действий, вопросов, которые непременно нужно задать в определенном порядке. Более того, нет жесткого соотнесения того или иного вида карточек (материала) с той или иной проблематикой.
  • Авторы
  • Файлы
Тагариев Р.З. Балякова И.С.

241 KB

Развитие социокультурных процессов приводит к формированию нового потребителя среднего профессионального образования, которое выполняет функцию повышения образовательного уровня личности. На этом основана переоценка взглядов на подготовку медицинских работников среднего звена, а именно: современному здравоохранению нужны специалисты — профессионалы не только в области специальных медицинских знаний, но и люди осведомленные в вопросах педагогики и психологии, философии и права, маркетинга и менеджмента.

Педагогической культуре медицинского работника, как особой сфере его деятельности, от организации которой во многом зависит эффективность лечебно-воспитательного процесса в целом, повышается интерес психологов, педагогов, врачей.

Роль педагогики заключается в том, что она побуждает рассматривать пациента как в обще­ственном, так и индивидуальном контексте, считать основной направленностью медицинской деятельности заботу о людях, взаимодействующих друг с другом в рамках социальной среды. Педагогика в медицине устанавливает влияние воспитания на формирование здоровой личности. Основными задачами педагогики в медицине являются разработка теории и мето­дики медико-образовательной деятельности, разработ­ка системы воспитания здорового человека, воспита­ние осознанного отношения человека к вопросам свое­го здоровья.

Решение одной из главных задач педагогики в медицине — воспитание осознанного отноше­ния человека к вопросам здоровья — требует от медицинского работника специальных медицинских знаний о здоровье, а также методов обучения знаниям и умениям по охране здоровья населения. Метод обучения — действенный метод оказания помощи человеку, нуждающемуся в ин­структаже для развития знаний или выработки опреде­ленных навыков. При этом следует прини­мать во внимание квалификацию пациента и его опыт, образ жизни и повседневные привычки, стиль мышле­ния и восприятия; передавая ему знания, необходимо опираться на его осведомленность в области ухода за собой.

Поскольку дети и взрослые подхо­дят к задачам восприятия учебного процесса по-разно­му, метод оказания помощи посредством обучения должен использоваться с учетом возрастного фактора, а также образованности и опыта обучаемого.

При организации обучения будущих медицинских работников основам педагогической культуры, мы в нашем Бирском медицинском колледже, активно применяем те­рапевтическую игру как метод обучения и подготов­ки ребенка к медицинским процедурам.

Выполнение медицинских процедур ребенку любого возраста — это всегда сложность в медицинской практике Игра является важной частью жизни ребен­ка и поэтому помогает ему преодолевать беспокой­ство и депрессию.

Терапевтическую игру студенты на производственной практике проводят в два этапа:

  • подготовку детей к процедурам;
  • общение с ними соответственно их возрастным группам.

Подготовка детей от рождения до 6 лет к процеду­рам ведется с родителями, от 12 до 14 лет — без родителей.

Вместо: «Доктор сделает рентген», необходимо сказать: «Доктор сейчас тебя сфотографирует».

При этом студенты выполняют следующие действия:

  • хвалят поведение ребенка во время процедуры;
  • готовят игровой материал и необходимое для этой процедуры оборудование, инструментарий, чтобы ребенок мог увидеть и потрогать его;
  • позволяют ребенку «помогать» во время процедуры: подержать что-то, надеть самому, поиграть (по возможности) или «примерить» кукле;
  • не применяют отрицательной лексики: «не де­лай!», «не двигайся!» и т.п.;
  • предупреждают о возможности возникновения боли во время процедуры. Дети от 3 до 5 лет обладают фантазией и богатым воображением, они очень беспокойны, их пугает даже царапина, они боятся телесных повреж­дений. Им необходимо в деталях представить ход процедуры.

Действия студента:

  • ознакомить ребенка с процедурой, дать поиграть с некоторыми инструментами, потрогать (в ходе терапевтической игры);
  • ответить на все вопросы, которые ребенок задает о процедуре;
  • успокоить;
  • наблюдать за поведением ребенка и определить симптомы проявления боли.

Дети в 12 лет способны понимать многие вещи. Они любят использовать во время терапевтической игры кукол, макеты и т.д. Их желательно изолиро­вать от сверстников во время подготовки к процеду­ре (чувство стеснения, кроме того, рассеивается внимание).

Действия студента:

  • объяснить, какие части тела будут подвержены процедуре;
  • отвлечь внимание ребенка, вводя элементы тера­певтической игры;
  • успокоить.

Дети от 12 до 15 лет стремятся к независимости и индивидуальности, их пугают неудачи, изменения, происходящие в их внешности, поэтому:

  • с ними нужно открыто обсудить проблемы;
  • в терапевтической игре использовать анатомичес­кие атласы, рисунки, макеты, оборудование;
  • объяснить ясно и в деталях, что они увидят, услышат, почувствуют;
  • предложить дыхательные упражнения для устра­нения стресса или боли.

После окончания исследования ребенка нельзя ос­тавлять одного, следует посидеть возле него, взять его на руки. Отвлекающими моментами являются чтение книг, показ интересной игрушки, оказание помощи старшими детьми младшим.

Терапевтическая игра как один из приемов подго­товки ребенка к медицинским процедурам:

  • помогает ребенку отличать воображаемое от дей­ствительности;
  • уменьшает страхи больного ребенка;
  • способствует адаптации ребенка к процедурам и медицинскому окружению;
  • помогает преодолеть беспокойство и депрессию, почувствовать защищенность и заботу со сторо­ны медицинского персонала;
  • способствует более быстрому выздоровлению ре­бенка.

Библиографическая ссылка

Тагариев Р.З., Балякова И.С. ТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК МЕТОД ОБУЧЕНИЯ ПАЦИЕНТОВ // Успехи современного естествознания. – 2005. – № 5. – С. 32-33;
URL: http://www.natural-sciences.ru/ru/article/view?id=8442 (дата обращения: 28.05.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)
«Современные проблемы науки и образования» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.791

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074

«Современные наукоемкие технологии» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.909

«Успехи современного естествознания» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.736

«Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований» ИФ РИНЦ = 0.570

«Международный журнал экспериментального образования» ИФ РИНЦ = 0.431

«Научное Обозрение. Биологические Науки» ИФ РИНЦ = 0.303

«Научное Обозрение. Медицинские Науки» ИФ РИНЦ = 0.380

«Научное Обозрение. Экономические Науки» ИФ РИНЦ = 0.600

«Научное Обозрение. Педагогические Науки» ИФ РИНЦ = 0.308

«European journal of natural history» ИФ РИНЦ = 1.369

Издание научной и учебно-методической литературы ISBN РИНЦ DOI